С сер.- 2-й пол. XIX в. в Пермской губ. получило развитие пароходство, строились и железные дороги. В 1846 г. создано первое в регионе Пермское пароходное об-во, с 1848 г. началось регулярное движение буксирных пароходов по Каме, открылись регулярные пассажирские линии Пермь - Н. Новгород (1859), Пермь - Чердынь (1860), Пермь - Нов. Усолье (1863) и др. Среди крупнейших компаний и пароходовладельцев - Товарищество Волжско-Камского пароходства, Товарищество пароходства и транспортирования грузов братьев Ф. и Г. Каменских, Н. В. Мешкова. Открыто движение по железнодорожным линиям Пермь - Чусовская, Чусовская - Гороблагодатская (все 1878), Чусовская - Солеварни (ныне Березники; 1879), Пермь - Вятка (ныне Киров; 1899), Пермь - Кунгур - Екатеринбург (1909), Бердяуш - Лысьва (1916). Советская власть на большей части территории Пермской губ. была установлена мирным путем: в Перми - в нояб. 1917 г., в ряде мест - в нач. 1918 г. В февр. 1918 г. центр Соликамского у. перенесен в с. Нов. Усолье, преобразованное в г. Усолье, а уезд переименован в Усольский. В дек. 1918 - янв. 1919 г. в ходе гражданской войны 1917-1922 гг. большая часть Пермской губ. была занята частями Сибирской армии А. В. Колчака, власть на этой территории перешла к «Омскому правительству». В кон. июня - нач. июля 1919 г. в результате Пермской наступательной операции Восточного фронта РККА 1919-1920 гг. территория губернии была занята частями РККА. Постановлением НКВД РСФСР от 15 июля 1919 г. из состава Пермской губ. была выделена Екатеринбургская губ., после чего Пермская губ. стала делиться на 6 уездов: Кунгурский, Осинский, Оханский, Пермский, Усольский и Чердынский. Постановлением ВЦИК от 5 янв. 1921 г. в состав Пермской губ. был передан Сарапульский у. Постановлением ВЦИК от 3 нояб. 1923 г. Пермская губ. была упразднена, ее территория вошла во вновь образованную Уральскую обл., составив в ней Верхкамский (Верхнекамский), Кунгурский и Пермский округа. В 1923-1924 гг. проведено районирование. Главной задачей руководства Уральской обл. стало восстановление хозяйства после гражданской войны. Наиболее высокими темпами восстанавливались черная металлургия и металлообработка, цветная металлургия, угледобыча, химическая промышленность. Активно проходила индустриализация. В 20-х гг. XX в. быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство (в т. ч. маслоделие), однако в нач. 30-х гг. на его состоянии отрицательно сказалась форсированная коллективизация.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Лит.: Попов Н. И. Исторические очерки беглопоповщины на Иргизе в 1762-1866 гг.//Сборник для истории старообрядчества. М., 1866. Т. 2. Вып. 4: Старообрядческие монастыри; Мордовцев Д. Л. Последние годы Иргизских раскольничьих общин: Ист. очерк// Он же. Собр. соч. СПб., 1901. Т. 21 (то же//Собр. соч. М., 1996. Т. 6. С. 135-238); Дубакин Д. Н. Иргизские раскольничьи монастыри//Самарские ЕВ. 1882. 5-14 (отд. изд.: Самара, 1882); Соколов Н. С. Раскол в Саратовском крае: Опыт исслед. по неизд. мат-лам. [Т. 1:] Поповщина до 50-х гг. настоящего столетия. Саратов, 1888; Лебедев А. Н. Мат-лы для истории раскола в Поволжье: Кр. очерк истории Иргизских раскольнических мон-рей. Саратов, 1910; Парфентьев Н. П. Крюковые рукописи уральских собраний//Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. М., 1982. Ч. 2: Памятники старинной письменности. С. 82-88; Ряжев А. С., Починская И. В. Б-ки Иргизских старообрядческих мон-рей (По мат-лам описи 1828 г.)//Книга в культуре Урала XVI-XIX вв.: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 95-127; Ряжев А. С. Иргизские старообрядческие общины во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в.: АКД. М., 1995; Денисов Н. Г. Иргиз - один из центров певч. искусства в истории старообрядчества//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. IV науч.-практ. конф. М., 1998. С. 244-245; Полозова И. В. Современная певч. культура старообрядцев Иргиза//Традиционная культура: Науч. альм. 4(24). М., 2006. С. 102-109; она же. Певч. творчество старообрядцев иргизских мон-рей//Муз. академия. 2008. 2. С. 129-135; она же. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в ист. перспективе. Саратов, 2009. С. 47-48; Хачаянц А. Г. Певч. рукописи XVII-XIX вв.: Кат. Саратов, 2001. (Редкие книги Зональной науч. б-ки Саратовского гос. ун-та; 20); она же. Певч. рукописи иргизских мон-рей//Звуковое пространство правосл. культуры: Сб. тр./РАМ им. Гнесиных. М., 2008. Вып. 173. С. 172-185; она же. Певч. рукописи Иргизских мон-рей как единый комплекс//Традиционные муз. культуры на рубеже столетий: Проблемы, методы, перспективы исслед.: Мат-лы Междунар. науч. конф./РАМ им. Гнесиных. М., 2008. С. 465-472.

http://pravenc.ru/text/673915.html

1821 г. Гравюра. 20-е гг. XIX в. (Геннадиевская б-ка, Афины) К кон. XVIII в. христиане составляли не менее трети населения О. и., а в ряде балкан. провинций численно преобладали над мусульманами. Несмотря на ряд ограничений в рамках системы миллетов, христиане не подвергались гонениям, а в городской среде мн. торговцы-христиане пользовались привилегиями благодаря протекции европ. консулов. Тем не менее в дальнейшем по мере нарастания отставания О. и. от Европы вопрос об отношении ислам. гос-ва к христианам приобретал все большее значение. По мере роста национального самосознания христианских народов прежнее господство мусульман в империи уже не было столь бесспорным, и в течение XIX в. постепенно оформился глубокий раскол османского общества по религ. признаку. Он стал поводом для растущего вмешательства европейских держав в дела О. и., привел к ряду трагических событий как для христиан, так и для мусульман и в конечном счете - к падению О. и. Начало реформ при Селиме III не смогло предотвратить новую серию военных неудач О. и. на рубеже XVIII и XIX вв., в ходе франц. оккупации Египта (1798-1801) и в русско-тур. войне (1806-1812). В эту же эпоху подъем национализма в ряде стран Европы под влиянием идей Французской революции и наполеоновских войн затронул Балканы, способствуя формированию национально-освободительных движений, прежде всего среди сербов и греков. Свержение Селима III (1807) и крах его военных реформ привели к дальнейшему ослаблению контроля со стороны Стамбула над ситуацией в ряде провинций. Восстания в Сербии (1804-1813 и 1815-1817) и Национально-освободительная революция в Греции (1821-1829) создали тяжелый кризис в отношениях между османскими властями и христианским населением Балкан (Рум-миллет). К-польский патриарх Григорий V в 1821 г. не поддержал восстание в Греции, но был казнен. В К-поле и ряде др. городов и местностей прошли погромы греков. Создание Греческого гос-ва в результате войны греков за независимость и русско-тур. войны 1828-1829 гг. означало формирование альтернативного центра влияния для правосл.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

После установления советской власти в крае количество ислам. общин стало резко сокращаться, в 1924 г. действовало 15 мечетей, в 1927 г.- 9. В 1933-1937 гг. была репрессирована большая часть мусульм. духовенства, закрыты все мечети, кроме соборной. В 90-х гг. ХХ в. началось возрождение ислама в А. о.- развернулись строительство и реставрация мечетей в населенных пунктах области, в 1997 г. открыто медресе «Хаджи-Тархан». На развитие ислама в А. о. оказывают влияние мусульм. центры Уфы, Москвы, Казани, Саратова, Дагестана и др., а также беженцы из республик Ср. Азии и Сев. Кавказа. Буддизм В 2001 г. в А. о. существовало 5 буддистских общин (расположены в основном в Лиманском р-не, 4 зарегистрированы), буддизм исповедуют преимущественно калмыки. Распространение буддизма на территории А. о. связано с тем, что в нач. XVII в. калмыки, у к-рых буддизм был национальной религией с кон. XVI в., получили разрешение кочевать в незаселенных степях Российского гос-ва, в т. ч. в Н. Поволжье. До кон. XVIII в. калмыки поддерживали тесную связь с Тибетом, однако после проведения в кон. XVIII - нач. XIX в. реформы по управлению калм. народом в каждом улусе стали избирать собственного верховного ламу. Окончательно буддистская сангха у калмыков оформилась в XIX в. после признания российским правительством буддизма «терпимым» вероисповеданием. По положению 1834 г. сангха отстранялась от гражданских дел. Положение 1847 г. упразднило «Ламайское духовное правление», и все полномочия перешли к ламе калм. народа, к-рый назначался Сенатом с согласия Мин-ва гос. имуществ. До XVIII в. у калмыков строились преимущественно кочевые хурулы, на рубеже XVIII-XIX вв. появились стационарные богослужебные здания, самым значительным из к-рых является Хошеутовский хурул (с. Речное Харабалинского р-на), построенный кн. Тюменем в честь победы в Отечественной войне 1812 г. После издания 20 марта 1917 г. Временным правительством постановления «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений» в июле в Астрахани состоялся съезд мирян и буддистского духовенства астраханских, енотаевских и терских калмыков, на к-ром были сформированы органы духовного управления и принято решение об увеличении количества хурулов в регионе. 1917-1929 гг. стали временем расцвета буддизма в А. о., когда было построено большое число хурулов и дацанов.

http://pravenc.ru/text/76738.html

В 1-й трети XIX в. в колониях БСА, и прежде всего в «обеих Канадах», постепенно формируется оппозиционное движение, выступающее за реформы колониального управления, первоначально остававшееся в парламентских рамках. В Н. Канаде его возглавил Л. Ж. Папино, вокруг которого в кон. 20-х гг. XIX в. сформировалась «партия патриотов». В В. Канаде во главе оппозиции был У. Л. Макензи (мэр Торонто, издатель газ. «Конституция»). Вплоть до 2-й пол. 30-х гг. XIX в. оппозиция надеялась на уступки со стороны брит. властей, однако те предпочли жесткий курс в отношении колоний БСА (резолюции Рассела). Ответом стали антибрит. восстания 1837-1838 гг. в Н. и В. Канаде. Восстаниям предшествовало возникновение тайных революционных организаций (по образцу амер. революционных структур эпохи Войны за независимость). В нояб. 1837 г. с целью противодействия митингам и собраниям, происходившим в Н. Канаде, брит. власти отдали приказ об аресте Папино и др. лидеров «патриотов». Это стало поводом к восстанию в поселениях Сен-Шарль, Сен-Дени и в долине р. Ришелье. Брит. войска быстро подавили восстание. Нек-рые из лидеров были арестованы, другие бежали в США. В 1838 г. группа «патриотов» во главе с У. Нельсоном попыталась организовать вторжение с территории США в Н. Канаду с намерением провозгласить ее независимость, однако они также потерпели неудачу. В В. Канаде восстание началось в дек. 1837 г. в районе Торонто, его руководители (У. Л. Макензи) не решились захватить город. Позднее повстанцы пытались закрепиться на островке Нейви (на канад. стороне Ниагары), где 13 дек. была провозглашена Республика Канада, но вскоре они были вытеснены оттуда на амер. территорию. Весной 1838 г. «патриоты» перешли к тактике создания тайных орг-ций (охотничьих лож) как в «обеих Канадах», так и в США. В течение 1838 г. имело место несколько неудачных попыток вторгнуться в К. и поднять там восстание. В 1839 г. движение пошло на убыль. Большей части лидеров удалось скрыться (позднее они получили помилование), казнили лишь неск. человек.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

В 1591 г. империя Сонгай была завоевана армией султаната Марокко (сопротивление в юж. части Сонгая продолжалось еще ок. 20 лет). Древние города были разграблены, большую часть ученых и ремесленников угнали в Марокко, а завоеватели частично ассимилировались с местным населением. В XVII в. на юге, в долине р. Нигер, возникло небольшое поселение бамбара и малинке Бамако. В XVII-XIX вв. на территории Сонгая существовали гос. образования бамбара (Каарта и Сегу), фульбе (Масина) и др., между которыми велись междоусобные войны. К приходу колонизаторов ислам прочно укрепился в культуре местных народов. В XVIII в. распространение ислама проходило под знаменем джихада. В нач. XIX в. на территории совр. М. значительно возросло влияние суфийских тарикатов тиджанийя и кадирийя, распространившихся с Ближ. Востока. Колониальный период Первыми европейцами, проникшими на территорию совр. М., были майор Д. Хаутон из Ирландии (1790/91), шотландцы хирург М. Парк (1795-1797) и исследователь А. Г. Ленг (1826), француз Р. Кайе (1828; 1-м из европейцев побывал в г. Томбукту). В 1855 г. началась военная экспансия Франции во внутренние районы Зап. Судана. Неск. десятилетий франц. колонизаторы вели войну с гос-вом оседлых фульбе (тукулёр) Текрур, к-рое возглавляли аль-Хадж Омар, затем его сын Ахмаду (принадлежали к тарикату тиджанийя). На юге сопротивление колонизаторам оказывал имам Самори Туре (принадлежал к тарикату кадирийя), основавший исламское гос-во Уасулу. Французы, используя противоречия между народами тукулёр, бамбара, фульбе и др., в 80-90-х гг. XIX в. подчинили себе практически всю территорию совр. М. Границы и название колонии неоднократно менялись. В 1891 г. в рамках Сенегала создан Французский Судан (ФС), который с 1892 г. стал независимой колонией с адм. центром в г. Каес. В 1895 г. ФС включен в состав федерации колоний Французская Западная Африка (ФЗА). В 1899 г. ФС разделен на 2 адм. района - Ср. Нигер и В. Сенегал, а его юж. территории переданы др. французским владениям в рамках ФЗА. В 1902-1904 гг. Ср. Нигер и В. Сенегал были вновь объединены в колонию под названием Сенегамбия и Нигер, в 1904 г. получившую название В. Сенегал и Нигер. С 1920 г., после отделения В. Вольты (ныне Буркина-Фасо), границы колонии соответствовали границам совр. М. В 1920-1958 гг. колония вновь носила название ФС. С 1908 г. адм. центром колонии стал Бамако.

http://pravenc.ru/text/2561722.html

обр. выходцы из Республики Кореи, стран Юго-Вост. Азии и Африки. В 2016 г. был рукоположен 1-й священник-монгол. Католическая миссия активно участвует в социальных проектах: содержит детский сад, техническую школу, столовые для бездомных, 2 фермы. Центр им. Ф. Вербиста оказывает помощь бездомным детям. Протестантизм Протестантский миссионер из Шотландии Дж. Гилмор. Фотография. 2-я пол. XIX в. Первые попытки проповеди протестантизма в М. предпринимались с севера - из Бурятии, и с юга - из Китая (Внутренняя М., Калган (ныне Чжанцзякоу)). Миссионеры старались общаться с монголами, приезжавшими в Китай по торговым делам или в паломничество, передавали им Библии. В нач. XIX в. моравские братья начали работу над переводом Библии на калм. язык. Для этого они привлекли Я. И. Шмидта, к-рый к 1826 г. перевел НЗ на монг. и калм. языки (в 1829 вышло исправленное издание перевода). В 1817-1841 гг. в Бурятии работали протестанты Лондонского миссионерского об-ва (Эдвард и Сара Сталибрас, Корнелиус и Бетти Рамн и др.), завершившие перевод Библии на монг. язык. С 1870 г. миссионерской деятельностью в степных районах М. занимался шотл. миссионер Дж. Гилмор. В нач. 1884 г. он обратил в христианство одного монгола, к-рый в течение последующих 4 лет распространял Библию в М. После смерти Гилмора (1891) и до восстания ихэтуаней в 1900 г. миссионеры Т. Кокрейн и др. проповедовали в Чаояне (Китай), куда по торговым делам приезжало много монголов. В 1893 г. в М. прибыл шведский миссионер Ф. А. Ларсон. В основном проживая в Ордосе (Внутренняя М.), Калгане (Китай) и Кяхте, он тем не менее провел ок. года в Урге и бывал там почти ежегодно по делам. Начав как представитель Миссии Скандинавского альянса, в 1902 г. он примкнул к Британскому и зарубежному библейскому об-ву. С 1896 г. в Урге работали неск. норвежских миссионеров. В 20-х XX в. шведские миссионеры начали деятельность в Халун-Ус (Внутренняя М.). В нач. XX в. протестантские миссионеры, работавшие в Китае (напр., Р. Стерт), неоднократно выезжали в М., распространяя там Библию. В 1919 г. шведка Г. Нильсон открыла в Урге клинику. Однако все попытки христианизации монголов в XIX - нач. XX в. приводили к весьма скромным результатам, что было связано с сильными позициями буддизма и кочевым укладом жизни коренного населения. В 20-х гг. ХХ в. протестант. орг-ции в М. оказались вне закона, монг. правительство провело против них ряд репрессий.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Со 2-й пол. XIX в. рос экспорт леса через устье Печоры, с конца столетия развивалась деревообрабатывающая промышленность. В 1891-1929 гг. земли Н. а. о. были разделены между Мезенским у. и Пустозерской вол. Печорского у. (центр - с. Усть-Цильма; ныне адм. центр Усть-Цилемского р-на Республики Коми) Архангельской губ. 18-20 апр. 1918 г. в Пустозерске состоялся 1-й волостной съезд Советов, провозгласивший советскую власть в низовьях Печоры. В ходе гражданской войны территорию Н. а. о. с сент. 1918 по февр. 1920 г. контролировало антибольшевистское Временное правительство Сев. области. В 1920 г. волостной центр был перенесен из Пустозерска в с. Великовисочное (находился здесь до 1929). 20 июня 1924 г. при Президиуме ВЦИК был создан Комитет содействия народностям сев. окраин (Комитет Севера) под председательством П. Г. Смидовича . В дек. того же года в качестве отд-ния комитета при Архангельском губисполкоме открылся местный Комитет содействия народностям сев. окраин. Он способствовал развитию оленеводства и кооперативного движения в тундре, ликвидации культурной и хозяйственной отсталости ненцев. К 1929 г. было создано 5 кооперативов и 3 потребительских союза. В 1925-1930 гг. образованы тундровые и островные советы. В рамках борьбы с неграмотностью Комитет Севера в 1926 г. разработал программу для национальных школ Крайнего Севера. В Архангельской губ. были открыты 3 ненецкие школы; в тундре основывались стационарные культбазы со школами-интернатами, избами-читальнями, медицинскими и ветеринарными пунктами и различными мастерскими. С нач. 30-х гг. XX в. организовывались красные чумы - кочевые учреждения, работники к-рых обучали оленеводов грамоте, способствовали повышению их культурного уровня, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь. Комитет содействия народностям сев. окраин при ВЦИК 29 марта 1928 г. постановил заменить этноним «самоед» этнонимом «ненец». Постановлением Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 г. был образован Ненецкий окр. (с 1930 Ненецкий национальный окр.) в составе Северного края с центром в с. Тельвиска (Тельвисочное). К кон. того же года новообразованный округ был разделен на 3 района: Канинско-Тиманский, Ненецкий (Большеземельский) и Пустозерский. 15 янв. 1930 г. состоялся 1-й окружной съезд Советов. В 1931 г. был основан рабочий пос. Нарьян-Мар. Важнейшим объектом поселка стал основанный в том же году Печорский (с 1951 Нарьян-Марский) морской торговый порт. Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 г. адм. центр Ненецкого национального окр. был перенесен из с. Тельвиска в Нарьян-Мар (с 10 марта 1935 город). В 1932 г. Пустозерский р-н переименован в Нижне-Печорский. В 1934 г. в состав Н. а. о. были включены о-в Вайгач и ряд др. островов. В 1940 г. пос. Воркута с прилегающей территорией был передан Коми АССР. В том же году в Ненецком национальном окр. был образован Амдерминский р-н. До 1936 г. округ входил в состав Северного края, в 1936-1937 гг.- в состав Северной обл., в 1937-1993 гг.- в состав Архангельской обл.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

Во всяком случае, предлагаемая антология русской религиозной мысли в силу указанных оснований, а также ограниченности ее объема, никак не претендует на исчерпывающую полноту и не может дать полной картины движения религиозной мысли эпохи. Редактор был бы удовлетворен, если бы компетентная критика признала, что ему удалось дать в достаточно характерных образцах некоторое, хотя бы приблизительно верное общее представление о характере и ценности новейшей русской религиозной мысли и пробудить интерес к ней. Эпоха, представленная в предлагаемой антологии, естественно выделяется, как некий особый исторический период в истории русской мысли. Чтобы понять это, надо вкратце коснуться ее прошлого. Самостоятельная русская религиозная и философская мысль возникает в 30-х годах XIX века; поскольку рождение и развитие мысли поддается вообще причинному объяснению, это идейное духовной культурой, происшедшего в эпоху наполеоновских войн 1812–1815 гг. и в следующие за ними десятилетия. Идеи французской, немецкой и английской романтики и немецкой идеалистической философии не только с жадным увлечением воспринимаются образованным слоем русского общества, но и дают толчок для пробуждения самостоятельной мысли. Первое обнаружение этого духовного возрождения есть изумительный универсализм и одухотворенность поэзии Пушкина, положившей начало великой русской поэзии и изящной литературы XIX века. Одновременно пробуждается русская мысль; в 20-х гг. группа одаренных юношей образует кружок шеллингианцев: 30-е гг. есть эпоха увлечения гегельянством. Так складывается течение, известное под именем «идеализм 30-х гг.». Из этого брожения идей рождается первое проявление самостоятельной русской религиозной мысли – знаменитое «Философское письмо» Чаадаева (1836) – опыт религиозного осмысления исторической судьбы Западной Европы и России. По мысли Чаадаева несчастье России состоит в отсутствии в ней подлинной христианской общественной культуры; заимствовав христианство от обособившейся в духовном провинциализме Византии, Россия оторвалась от основного русла христианского просвещения, создавшего европейскую культуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. В архитектуре К. и Б. е., как и в зодчестве всей империи, 2-я треть XIX в. явилась переходной от традиций классицизма к формам историзма и эклектики. Масштабы строительства уменьшились: в 30-50-х гг. XIX в. было построено ок. 60 новых каменных храмов (многие не сохр.). Возводились церкви в формах позднего классицизма: Спасская (1839) в с. Утешеве (Бабынинский р-н), Никольская (1835-1856) в дер. Боболи, Боголюбской иконы Божией Матери (1836) в с. Юрьевском (обе в Малоярославецком р-не), Успения (1835-1855) в с. Фролове (Сухиничский р-н), Смоленской иконы Божией Матери (1850) в с. Павлинове (Спас-Деменский р-н). Одной из наиболее значительных построек этого времени стал «новый» собор Благовещения (кон. 20-х - 50-е гг. XIX в.) в Мещовске - монументальный, квадратный в плане, 5-главый, с дорическими портиками на фасадах. В 1854 г. его интерьеры были расписаны в стилистике академической живописи (утрачены, см.: Павлова. 2010. С. 553-559). С 40-х гг. XIX в. стали появляться церкви в русско-визант. стиле: Никольская (1845) в селе кн. Оболенских Березичи (Козельский р-н), св. кн. Александра Невского (1861) на хуторе Новоалександровском (Спас-Деменский р-н). Неоготические мотивы были использованы в архитектуре собора (1867) Сретенского скита Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н), в Успенской ц. (1850) в усадьбе Горчаковых Барятино (Борятино, Тарусский р-н). Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. В 60-90-х гг. XIX в. возвели более 80 храмов, в нач. XX в. (до 1917) - более 50. Особенностью этого времени было сохранение традиций позднего классицизма, к к-рому относятся церкви: Никольская (60-90-е гг. XIX в.) в с. Милятине (Барятинский р-н); Казанская (1869) в с. Маковцы (Дзержинский р-н); Успенская (1877) в с. Колчине (Людиновский р-н); Троицкая (1881) в с. Федотове (Боровский р-н); Введенская (1866) в с. Введенском и Рождества Христова (1895) в с. Трубецком (Тарусский р-н). Строились церкви в формах эклектики и рус. стиля: Рождества Христова (1871-1878) в дер. Карамышево (Дзержинский р-н); Рождества Пресв. Богородицы (1885-1888) со склепом адмирала И. С. Унковского в с. Козлове (ныне пригород Калуги); Трех святителей (1905) близ Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н); Покровская (нач. ХХ в.) в с. Космачеве (Людиновский р-н); свт. Николая Чудотворца (нач. ХХ в.) в дер. Чемоданово (Юхновский р-н); гигантских размеров, незаконченная к 1917 г. Знаменская (1896 - 10-е гг. ХХ в.) в с. Плохине (ныне Ульяново, Ульяновский р-н; по проекту гражданского инженера Б. А. Савицкого, см.: Зодчий. СПб., 1900. Вып. VI. Табл. 29, 30); Св. Троицы (1909) в с. Варваренки (Бабынинский р-н), Покровская (нач. XX в.) в дер. Дерново; Успенская (кон. XIX - нач. ХХ в.) в с. Извольск (обе в Износковском р-не).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010