ко всеобщему восстанию. После его подавления иезуитам удалось склонить верховного правителя Мономотапы Манузу, его сына, а также ряд придворных к принятию крещения. Однако это не привело к укреплению христианства на территории М. К кон. XVII в. Мономотапа оказалась на грани распада, а католические миссии пришли в упадок. Кроме того, на протяжении XVII в. из-за изменения внешнеполитических ориентиров португальской короны, уделявшей все больше внимания колониям в Юж. Америке, поддержка восточноафрикан. миссий практически прекратилась. Европ. проповедники нуждались не только в материальной помощи, им не хватало умения адаптироваться к мышлению, традициям, быту и культуре местного населения. Африканцы, привыкшие к традиционному родо-племенному укладу жизни, с трудом понимали основы христианского учения и связывали христианство с колониальной политикой португальцев. На протяжении XVIII и XIX вв. колониальная администрация стремилась к освоению внутренних территорий с целью объединить 2 основных африканских владения Португалии - Анголу и М.- и создать единую колонию Португальская Южная Африка. Для этого вглубь континента направлялись многочисленные военные экспедиции, что приводило к вооруженным конфликтам между португальцами и местными племенами. В 20-х гг. XIX в. из-за экспансии зулу народы с юга Африки перемещались на север. В результате в междуречье Лимпопо и Пунгве возникло гос. образование Ватуа, к-рое оказывало сильное сопротивление португальцам вплоть до 1895 г. В нач. XIX в. с территории совр. М. начали активно вывозить рабов для работ на сахарных плантациях в Бразилии, Мадагаскаре и на о-вах Карибского бассейна, что привело к значительному сокращению численности местного населения. В 1850 г. работорговля была официально запрещена, но незаконный вывоз рабов продолжался до 80-х гг. XIX в. В 1852 г. владения Португалии были объявлены колонией Мозамбик под управлением генерал-губернатора, в подчинении к-рого находились губернаторы провинций. Они в свою очередь заключали соглашения с племенными вождями, оказывавшими помощь колониальным властям в сборе налогов и поставке рабочей силы для работы на плантациях.

http://pravenc.ru/text/2563938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУТС [Бут; англ. Booth] Уильям (10.04.1829, Ноттингем - 20.08. 1912, Лондон), основатель Армии спасения . В молодости был методистским проповедником, но в нач. 50-х гг. XIX в. окончательно порвал с методистской церковью и решил обратить свою проповедь к представителям низших слоев англ. общества. Б. пришел к убеждению, что для спасения людей, опустившихся на дно жизни, необходимо избавить их от нищеты и экономического бесправия. Руководствуясь этим принципом, Б. и его сторонники основали в 1865 г. «Христианскую миссию», к-рая с 1878 г. стала называться Армией спасения, по структуре и дисциплинарным установкам во многом напоминавшую военную орг-цию. Б. занимал пост главы (генерала) и пользовался почти неограниченными полномочиями. Он часто вовлекал в деятельность Армии спасения бездомных, бывш. уличных преступников и проституток, занимался сбором пожертвований среди состоятельных англичан. В 70-80-х гг. XIX в. организовал множество благотворительных учреждений: ночлежные дома, лечебницы для алкоголиков, приюты для инвалидов и т. п. Успешная деятельность этих заведений и опыт многолетнего общения с обездоленными побудили Б. разработать план социального служения и изложить его в кн. «В трущобах Англии» (The Darkest England. L., 1890; рус. пер.: СПб., 1891). С нач. 80-х гг. XIX в. Б. и его последователи пропагандировали свои идеи за пределами Великобритании, что привело к созданию международной орг-ции Армии спасения. С 1852 г. верной помощницей и последовательницей Б. стала его жена Кэтрин, названная впосл. «матерью» Армии спасения. По пути родителей пошли и 8 детей Б. К кон. XIX в. благодаря лояльности членов Армии спасения по отношению ко всем вероисповеданиям и формам гос. устройства, а также их практической деятельности, направленной на борьбу с социальными проблемами, Б. заслужил уважение как в Великобритании, так и в др. странах, где действовали его последователи. Соч.: The East London Evangelist/Ed.

http://pravenc.ru/text/153707.html

Внешняя ограда с парадным въездом. Кон. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Внешняя ограда с парадным въездом. Кон. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Внешняя ограда с парадным въездом (XVIII-XIX вв.) первоначально была деревянной с обрубами со стороны Волги и горы. К 1703 г. она была «вся ветха и столбы подгнили», была построена заново в 1704 г. В 1765 г. архим. Софроний (Долгоневский) добился гос. дотации на возведение каменной ограды с 5 башнями. Вост. стена ограды возводилась вместе с вост. корпусом келий, в его нижний ярус была включена проездная арка вост. (хозяйственных) ворот мон-ря. На северо-западном, юго-западном, восточном углах были поставлены круглые башни. Четвертая башня, северо-восточная, была возведена напротив Петропавловской ц., на линии сев. стены, в 20 м от сев.-вост. угла ограды. Сев.-вост. угол был закреплен маленькой глухой башенкой, сложенной целиком из кирпича (без полости внутри). С внутренней стороны стены была сделана деревянная обходная галерея, т. к. толщина самих стен была недостаточной для прохода. По этой галерее ежегодно устраивался крестный ход вокруг мон-ря (до разборки ее незадолго перед 1857), поскольку после подрезки крутых склонов горы и прокладки вокруг ограды широкой мощеной тропы для крестных ходов начались оползни снега и земли, мешавшие ходу снаружи обители и разрушившие впосл. башни и часть стен. В 1783 г. их ремонт проводил Я. А. Ананьин, стены укрепили «быками» - контрфорсами, переложили 2 башни, покрыли их железом, наверху установили флюгеры в виде трубящих ангелов. В ходе генерального межевания Н. Новгорода в 1784-1787 гг. были определены четкие границы территории мон-ря, помимо уже существовавшей площади в нее включили также фруктовый сад и конюшенный двор с зап. стороны. До сер. XIX в. парадный въезд в Н. П. м. со стороны города был арочным, под 2-скатной кровлей, с окованными воротами. В 1838 г. архит. А. И. Шеффер предложил провести срочный ремонт стен, к-рый был осуществлен впосл. под надзором и по проекту архит.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОРОЗОВЫ Предприниматели (гл. обр. в сфере текстильной промышленности), благотворители, меценаты, коллекционеры; старообрядцы, подавляющее большинство М. были поповцами: беглопоповцами , затем приверженцами Белокриницкой иерархии . (В роду существовало предание о происхождении М. от владельческих крестьян Ф. П. Морозовой . Одна из вотчин, некогда принадлежавших боярыне,- с. Иславское Звенигородского у. (ныне Одинцовского р-на Московской обл.) - была приобретена И. В. Морозовым, другая - в с. Успенском того же уезда - была куплена С. Т. Морозовым.) Василий Федорович Василий Федорович (1754-1823/25), основатель династии, род. в дер. Зуево (ныне в черте г. Орехово-Зуево Московской обл.), был крепостным. В 1811 г. по ревизской сказке в Зуеве числились М.: Василий Федорович 57 лет, его сын Савва 37 (?) лет и внуки Елисей 12 лет, Захар 11 лет, Абрам 6 лет и Иван 1 года ( Филаткина. 2011. С. 13). Савва Васильевич Савва Васильевич (1770-1860), крепостной крестьянин дер. Зуево, занимался разными промыслами, главным его делом стало кустарное ткачество, был искусным мастером по выработке тонкого ажурного товара. Работал ткачом на шелковой фабрике Ф. Кононова в Зуеве. Затем стал заниматься продажей своих изделий и продукции др. кустарей в Москве (в 1812 большинство фабрик в Москве было разрушено). В 1797 г. открыл собственное дело с капиталом 5 р. Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович, Викула Елисеевич Морозовы. Фотография. 70-е гг. XIX в. Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович, Викула Елисеевич Морозовы. Фотография. 70-е гг. XIX в. В 1821 г. М. выкупились на волю за 17 тыс. р. Выйдя из крепостного состояния, С. В. Морозов перешел на хлопчатобумажное производство как менее трудоемкое. Производство текстиля было ведущей промышленной отраслью в России, в нем было занято более 15% всех фабрично-заводских рабочих. Среди текстильных производств выделялось хлопчатобумажное, где доминировали М. Трудами С. В. Морозова было создано неск. текстильных мануфактур: в мест. Никольском Покровского у. Владимирской губ. (ныне в черте Орехово-Зуева), в Зуеве, в Твери; с 1825 г. до нач. 60-х гг. XIX в. действовала фабрика в Москве с 20 станками (150 рабочих). В сер. XIX в. Савва Васильевич имел 7 фабрик, на к-рых работали 2572 рабочих. Большое значение имело знакомство С. В. Морозова с Л. Кнопом (выполнил 1-й заказ для М. в 1839), снабжавшим русских предпринимателей иностранным оборудованием, доступными кредитами и пряжей. При содействии Кнопа были оборудованы механическими станками 122 фабрики, принадлежавшие рус. владельцам - М., Малютиным, Коншиным, Хлудовым , что способствовало началу промышленного переворота в России. М. связывали свои фабрики железнодорожными путями. Продукция фабрик М. неоднократно отмечалась наградами на российских и международных выставках.

http://pravenc.ru/text/2564176.html

В 80-х гг. XIX в. адвентисты седьмого дня появились в нем. колониях в Донском окр., Астраханской и Саратовской губерниях. В нач. XX в. группы адвентистов действовали в Камышине, в слободе Николаевской, в колонии Кано Николаевского у., в с. Н. Добринка. В 1908 г. Саратовский губернатор разрешил ежегодные собрания адвентистов в Камышине и в 1909 г. в Царицыне. В нач. 1934 г. в Камышине появилась адвентистская община, просуществовавшая, видимо, недолго. В 1977 г. были зарегистрированы общины в Волгограде и в пос. Петров Вал. В нач. 90-х гг. в В. о. действовали 5 общин, к 2005 г. зарегистрировано 17 общин адвентистов. Иудаизм 17 окт. 1888 г. в Царицыне открылась синагога, в 1911 г. в центре города построили хоральную синагогу, община просуществовала до кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. В 1993 г. в В. о. была зарегистрирована иудейская община. В наст. время насчитывается 9 иудейских общин. Они исповедуют ортодоксальный иудаизм (в подчинении Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России и Федерации еврейских общин России) и реформированный иудаизм. Ислам К сер. XIX в. в Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульм. центром области стала мечеть в с. М. Чапурники (ныне Светлоярского р-на), к-рая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульм. общины в Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В В. о. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульм. общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные орг-ции относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба . Буддизм

http://pravenc.ru/text/155148.html

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/76478.html

Л. была занята крестоносцами в 1099 г., названа «городом св. Георгия» (St. Jeorge de Lidde) и стала одним из важнейших центров крестоносного Иерусалимского королевства . Паломник Вениамин Тудельский ок. 1170 г. нашел в Л. лишь одну евр. семью. В 1187-1191 гг. город некоторое время находился под властью Салах-ад-Дина, но затем снова был отвоеван крестоносцами. В сент. 1192 г. территория Л. и Рамлы была поделена между крестоносцами и мусульманами. Несмотря на преобладание мусульман, в Л. продолжал действовать христ. епископат. В 1229 г. оба города перешли под власть франков, но в 1266 г. были завоеваны султаном Бейбарсом. Архидиакон и регент храма в Л. упоминаются в 1273 и 1274 гг. С 1517 по 1917 г. Л., как и вся Палестина, находилась под властью Османской империи. С сер. XIX в. началось научное исследование города. У. М. Томпсон посетил Л. и описал ее как процветающий город с 2-тысячным населением в окружении плодовых садов ( Thomson. 1861). В кон. XIX в. была заново отстроена ц. вмч. Георгия. В 1892 г. была основана 1-я в Палестине железнодорожная станция, что способствовало развитию города и притоку населения в Л. С кон. XIX в. Л. начала вновь заселяться евр. торговцами. В 1918 г., по окончании первой мировой войны, город перешел под власть брит. мандата. Во время араб. восстания евр. община Л. была вынуждена покинуть город (1921). До 1948 г. Л. была араб. городом с населением ок. 20 тыс. чел., среди к-рых насчитывалось 1500 христиан. В начале 1-й арабо-израильской войны 1948-1949 гг. за счет большого числа беженцев-арабов население Л. увеличилось. 11 июля 1948 г. город был атакован израильтянами, и после короткого боя араб. ополчение начало складывать оружие. Однако 12 июля, когда израильтяне начали передвигаться по городу, вновь был открыт огонь. Погибло не менее 10 солдат, и в ответ израильская армия разграбила город. Было убито не менее 426 арабов, нек-рые погибли в мечетях. По приказу командира израильской бригады И. Рабина большинство населения Л. (ок. 19 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110481.html

Каргоп. 144. Молитвенник старообрядческий (отрывок). Начало XIX в. 8°. 26 л. Филигрань: «18=12» (1812 г.). Содержание: л. 1 26 об. – чин покаяния самостоятельного; л. 6–25 об. – поновление. Каргоп. 165. Исповедальник старообрядческий, для мужчин. Третья четверть XIX – начало XX в 8°. 33 + III л. Штемпель: «Фабрики наследников Сумкина 6», вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 202 (1869–1909 гг.) Содержание: л. 1–33 – чин исповеди для .мужчин; л 10–12 – вопросник о вере (ВВ-Псч. тр.); л. 13 об.–19 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 20–28 – поновление мужчинам. Каргоп. 399. Сборник богослужебный старообрядческий (отрывок) Вторая половина XIX в. 8°. 14 л. Без водяных знаков, без штемпелей. Текст в рамке. Запись: л. 4 (нрзб.). Содержание: л. 1–5 об. – чин исповеди (без начала и конца); л. 5–5 об. – краткий вопросник мирянам (КрСтарообр-Каргоп. 399). Издание: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в.//Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. статей. СПб., 2003 Вып. 3. С. 66–67 (КрСтарообр-Каргоп. 399). 62 (старый шифр 17.5.5). Синодик лицевой. Последняя четверть XVII в. 4°. 350 л. Поступила в Библиотеку Академии наук в 1728 г. из библиотеки царевны Натальи Алексеевны. Содержание: л. 253–258 – иллюстрированное описание мук грешников. Описание: Библиотека Петра I/Автор-сост. И.Н. Лебедева. СПб., 2004. С. 94–95. 93 (старый шифр 32.4.24). Исповедальник. Конволют: 1) л. 1–20 – последняя четверть XVII в.; 2) л. 21–51 – конец XVII начало XVIII в. 4°. Поступил в Библиотеку Академии наук в 1728 г. из Казённой палаты. Содержание: л. 1–20 – чин исповеди; л. 21–51 – чин исповеди. Описание: Библиотека Петра 1. С. 124–125. 94 (старый шифр 16.15.1). Требник. Середина XVI в 8° 274 л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Лихачёв, 3294 (1544 г.); 2) Герб (?) с короной (фрагмент, вставные листы, не отожд.). Записи: на верхнем защитном листе – «Клисиарха Макария творца дидаскала» (нрзб., XVI в ); л. 4– 5 – «Поп Володимир руку приложил». Поступила в Библиотеку Академии наук в 1728 г. из дома царевны Натальи Алексеевны. Содержание: л. 92–97 – чин исповеди иноков; л. 213 об.–214 об. чин исповеди (без конца); л. 215–219 об. – чин исповеди; л. 220–239 – чин исповеди (без начала); л. 222–222 об. – вопросник о вере (ВВ-Петр. 94); л. 222 об.–224 об. – поновление; л. 225–228 – вопросник мужчинам (М-Петр. 94); л. 228–230 – вопросник женщинам (Ж-O.I.473); л. 231 об.–233 – поновление священникам; л. 233 – поучение духовным детям; л. 234 об. – поучение духовным детям; л. 237 об.–238 – поучение судьям, вельможам; л. 238 об. – поучение слугам; л. 239–241 – чин дать причастие больном) вскоре; л. 267 об.–272 – покаяние скитское; л. 272 – отрывок устава о епитимьях (без начала); л. 272–272 об. – вопросник вельможам (В-Арханг. 71); л. 272 об.–273 об. – поновление инокам и инокиням Описания: Описание РО БАН. Т. 1. С. 204–207; Библиотека Петра I С. 125–126.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В результате усобиц внутри правящего рода в 1869 г. от Шарджи откололось шейхство Рас-эль-Хайма. В 1876 г. обособилась Эль-Фуджайра, ставшая в 1902 г. окончательно независимой. Со 2-й пол. XIX в. с Шарджей соперничал за роль главного торгового посредника на востоке Персидского зал. Дубай, к-рый к 20-м гг. XX в. превратился в один из крупнейших перевалочных пунктов арав. коммерции. В Абу-Даби переворот проложил дорогу к власти шейху Зайду ибн Халифе Аль Нахайяну (1855-1909), к-рый в распрях с Шарджей, Катаром и Недждом троекратно расширил свое княжество, сделав его сильнейшим в военном отношении среди всех шейхств ДО и распространив его влияние на внутренний Оман и Руб-эль-Хали. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XX в. традиц. основу экономики шейхств подорвали мировой кризис 1929-1933 гг., вызвавший временное падение спроса на предметы роскоши, и искусственная культивация жемчуга, приведшая к окончательному падению цен на этот вид драгоценностей. За 1925-1946 гг. доходы от жемчужного промысла в Персидском зал., формировавшие до 90% поступлений в бюджет ДО, упали в 60 раз. Регион оказался в глубоком кризисе. В 1908 г. в Персидском зал. был открыт нефтегазоносный бассейн. В 1922 г. Лондон очередным договором ограничил право шейхов предоставлять нефтеразведывательные и нефтедобывающие концессии. Управлявшаяся из Лондона «Iraq Petroleum Company» учредила дочернюю «Petroleum Development (Trucial Coast) Ltd.», к-рая получила концессии на разведку и добычу нефти в шейхствах ДО. Геологоразведочные работы были приостановлены из-за начавшейся второй мировой войны, во время к-рой княжества, получившие от брит. администрации статус эмиратов (их правители, однако, сохранили титул шейхов), придерживались нейтралитета, хотя их границы между собой, а также с имаматом Оман, султанатом Маскат и Королевством Саудовская Аравия (КСА) не были четко определены. В 1945 и 1950-1951 гг. владетели шейхств неоднократно встречались для обсуждения объединения полицейских органов, консолидации вооруженных сил (ВС), таможенной службы и денежной системы протектората.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

Кор. Виктор Эммануил II. Фотография. Ок. 1861 г. Кор. Виктор Эммануил II. Фотография. Ок. 1861 г. В условиях радикализации ситуации в Пьемонте 20 марта 1849 г. кор. Карл Альберт возобновил войну с Австрией, но 23 марта войска Сардинского королевства были разгромлены австр. армией при Новаре. Карл Альберт отрекся от престола в пользу сына Виктора Эммануила II, к-рый был вынужден пойти на мирный договор с Австрией, согласившись на выплату контрибуции, размещение в Пьемонте австрийских гарнизонов, отказ от претензий на присоединение к королевству территорий Сев. и Центр. Италии. При помощи австр. войск были восстановлены монархические режимы в Тоскане, Парме, Модене, совместными действиями папской гвардии, неаполитанских и австр. войск началась блокада Римской республики, к которой в апр. 1849 г. присоединились франц. и испан. войска. К маю 1849 г. кор. Фердинанд II одержал победу над автономистскими силами на Сицилии, подавив т. о. революционное движение в Королевстве обеих Сицилий. 3 июля Рим оккупировали франц. силы, при помощи которых была ликвидирована Римская республика и восстановлена Папская область под единоличной властью папы Римского. В авг. 1849 г. после длительной осады австрийские войска захватили Венецию. В апр. 1850 г. в Рим, где продолжал оставаться франц. гарнизон, возвратился папа Пий IX, к-рый отказался от проведения намеченных либеральных реформ и перешел к консервативной политике. В итал. гос-вах наступил новый период реакции, сопровождавшийся репрессиями в отношении участников революционных событий. К. Б. Кавур. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Музей Рисорджименто, Рим) К. Б. Кавур. Фотография. 70-е гг. XIX в. (Музей Рисорджименто, Рим) В 50-х гг. XIX в. в Сардинском королевстве, где кор. Виктор Эммануил II сохранил режим конституционной монархии, к власти пришли либеральные круги во главе с Кавуром, который возглавлял пьемонтское правительство в 1852-1861 гг. (с небольшими перерывами). Проведение реформ в Сардинском королевстве сопровождалось принятием ряда антиклерикальных законов, в т.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010