Тогда же были основаны все 7 казачьих станиц на территории совр. К.-Б. В 1780 г. было основано Константиногорское укрепление (совр. г. Пятигорск), в 1784 г.- крепость Владикавказ. Кабардинцы оказывали упорное сопротивление, в 1765, 1769, 1774, 1778-1779, 1785, 1794-1798 гг. шли боевые действия, особенно масштабными они были в 1778-1779 гг. в районе Пятигорья. В 1793 г. были учреждены родовые суды и родовые расправы, в результате чего судебная система в Кабарде перешла под контроль российской администрации, были ограничены власть князей и влияние мусульманского духовенства. В 1799-1807 гг. в Кабарде развернулось шариатское движение. Во время экспедиций в 1804, 1805 и 1810 гг. царские войска подавили сопротивление ок. 300 кабардинских аулов. Окончательное покорение Кабарды связано с ген. А. П. Ермоловым. В 1822 г. он основал во внутренних районах Кабарды ряд казачьих укреплений по рекам Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Урвань, Черек и Урух, тем самым закрыв выходы на равнину из горных ущелий. К окт. 1822 г. на месте Нальчика, с 1808 г. являвшегося резиденцией кабардинских князей и административно-политическим центром Кабарды, по приказу Ермолова была построена крепость Кавказской линии, в 1838 г. при крепости было заложено военное поселение, в 1871 г. преобразованное в слободу - центр Нальчикского окр. Терской обл. В 1822 г. в Приэльбрусье была построена крепость Каменномостская. В 1825 г. царские войска под командованием А. Л. Вельяминова подавили последнее крупномасштабное восстание и в Кабарде был установлен военно-карантинный режим. Кабардинцы, не желавшие подчиниться российской администрации, в 10-20-х гг. XIX в. бежали в Закубанье (совр. Адыгея), где их аулы образовали т. н. Хажретову Кабарду (Беглую Кабарду), а также в долину Б. и М. Зеленчука (ныне Карачаево-Черкесия), образовав там особую группу зеленчукских кабардинцев (отдельно там же известны бесленеевские кабардинцы); часть кабардинцев переселилась в Чечню, в Дагестан и в Османскую империю. По разным оценкам, из Кабарды уехали от 15 до 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

6. Россия и Галичина. _Продолжение Население Галичины в XIX веке именовало себя русинами и никаких " украинцев " тогда в помине не было. Лишь в 60-х годах отпочковалось украинофильское крыло данного движения, именно оно и было тогда политическими маргиналами. Набрало силу это украинствующее движение позже, в конце XIX века, благодаря властям Австро-Венгрии, сделавших на него ставку и открывших политический террор против " русской " партии. Власти Австро-Венгрии и инициировали финансирование и создание " Украинских сечевых стрельцов " , финансировали организацию украинофилов " Просвиту " и т.д. Тем не менее, вплоть до первой мировой одолеть полностью " русскую " партию на Галичине украинствующие не могли. Если " москвофилы " перед первой мировой были политическими маргиналами, как утверждает автор, то почему австрияки так боялись этого " русского " движения и открыли на Галичине в 1914-17 гг. массовый террор, вешая и расстреливая местное население Галиции, когда пострадало по разным оценкам около 60 тыс. человек. 20 тыс. были посажены в концлагеря Талергоф и Терезин, где умерло их несколько тысяч. Ещё десятки тысяч галичан ушли в 1915 году вместе с отступающей русской армией на территорию России, страшась террора. Видимо огромная толпа галичан, собравшаяся во Львове на встречу с Государём Николаем II и приветствовавшая его весной 1915 года, тоже были маргиналами. 5. Россия и Галичина. Ещё продолжение Именно большевички в 20-х- 30-х годах проводили бешеную украинизацию русских и выпестовали " украинский " народ. Тогда никакой Галичины в составе " УССР " и не было. Не зря большевиков нахваливал украинский националист Винниченко. Автор презрительно упоминает книгу, когда-то бывшего советским, историка Н.И. Ульянова «Происхождение украинского сепаратизма» как устаревшую, неактуальную, творящую миф о Западной Украине. А в чём, позвольте, она устарела и неактуальна? Объяснили бы нам. Н.И. Ульянов долго изучал украинскую тему и очень хорошо раскрыл в этой книге суть украинства, его историю, полную лжи, измен и иудства. Описал истинную историю запорожцев и их старшины, её продажность. Видимо, такая же невежа и мифотворец в " украинской истории " и истории Галичины, госпожа Пашаева Н.М. со своей книгой " Очерки истории русского движения в Галичине XIX - XX вв. " . Автор статьи вроде признаёт наличие какого-то " москвофильского " движения в Галичине, но при этом, мягко говоря, лукавит, утверждая, что оно было лишь у закарпатских русин где-то в 1890-годы, и вообще-то они являлись к первой мировой войне политическими маргиналами. Это неправда. Русское движение именно в самой Галичине возникло ещё в 1830-годы как национальное движение галицкой интеллигенции, выходцев из униатского священства, и большой размах получило во время революции 1848-1849 гг. Постепенно оно приобрело " москвофильское " направление в последующие годы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/22/ro...

Арханг. Д. 163. Требник. 1590-е гг. 4°. 253 л. Записи: л. 16–19 – «Лета 7106-го продал сию книгу Рожественьскои диякон Клим Офонасьев ис Переславля из Залеского Никону священнику черьному города Воронежа, а подписал диякон Клим своею рукою»; л. 252 об. – «Сия книга глаголемая Потребник Савелья Никитина сына Объечело» (XVII в.); л. 2 (запись повторяется на л. 11, 21) – «Принадлежит Спасо-Прилуцкой церкви Архангельскаго уезда» (XIX в.); наклейка на обороте верхней крышки переплёта – «Спасо-Прилуцкой ц. Арханг. у. поступила 27.X.1910». Содержание: л. 172 об.–174 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ). Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 218–220. Арханг. Д. 164 . Требник иноческий. Конволют: 1) л. 1–94 – 1620-е гг.; 2) л. 95–122 – 1590-е гг.; 3) л. 123–129 – 1600-е гг. (часть рукописи с исповедными текстами датируется 1590-ми гг). 4°. 129 л. Запись: л. 122 – «Се яз смиренный Варлам» (XII в ). Содержание: л. 95–96 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 97–99 – поновление; л. 99–101 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 101–102 об. – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, выл. 1. С. 220–221. Арханг. Д. 165. Часослов с дополнениями. XII в. (1600-е гг.) 4°. 292 л. Содержание: л. 276 об. –280 – поновление священникам; л. 280–282 об. – поновление инокам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 221. Арханг. Д. 168. Сборник богослужебный. Первая четверть XII в. 4°. 70 л. Содержание: л. 1–25 об. – чин исповеди (без конца); л. 6 об.–9 об. – поновление; л. 9 об.–12 – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 12–14 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 14–15 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 16–20 – поновление инокам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 225. Арханг. Д. 217. Сборник. Конволют: 1) л. 1–193 – рубеж XVI–XII вв.; 2) л. 194–285 – середина XVI в. 4°. 285 л. Филиграни: первая часть: Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами P/GG, вид; Хивуд, 3578 (1597 г.); вторая часть: Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами BR, вид: Лихачёв, 3346 (1542 г.), Брике, 12704 (1542 г.). Записи: л. 275 об. – «Старца Максима Пиклинова»; л. 282 об. – «Сия книга государе...» (запись обрывается). Содержание: л. 72 об.–78 об. – правило о епитимьях («уроки за грехи»); л. 258–268 об. – поучение о покаянии мирянам; л. 269–272 об. – поновление мужчинам; л. 272 об.–274 об. – поновление вельможам; л. 274 об.–278 – поновление священникам; л. 278–283 – поновление мужчинам; л. 283–285 об. – молитва разрешительная.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

была частично включена в здание и З. принадлежит отделка значительной части помещений 1-го этажа и нек-рые элементы отделки 2-го этажа (сев. корпус). Обширные работы велись З. в дворцово-парковых резиденциях, городских (Летний сад) и загородных; с 1722-1723 гг. он фактически руководил строительством большинства из них. Одной из первых крупных работ З. стало сооружение (заложена летом 1718) имп. резиденции Екатериненталь (Кадриорг) в Ревеле (Таллин) в сотрудничестве с Микетти. С весны 1721 г. до кон. лета 1723 г. постройку барочного дворцово-паркового ансамбля вел один З. С нач. 20-х гг. XVIII в. З. принимал участие в осуществлении задуманной Петром I планировки Летних садов. Он руководил строительными работами: достройкой после смерти Леблона (1719) беседок и Лабиринта по собственному проекту (завершен в нач. 30-х гг. XVIII в.), фонтанов Крестового и Лакосты, отделкой интерьеров Грота (до 1725), окончанием 2-го Летнего дворца Екатерины («новые палаты»), начатого С. ван Звитеном (до 1727). Построил Зал для славных торжествований (1725), предназначенный для празднования свадьбы старшей дочери Петра I Анны (разобран в 1731-1732). В 1725-1727 гг. он участвовал в работах в саду незадолго до этого построенного дворца Екатерины I на Фонтанке (Итальянского дворца, 1721-1723; проект Микетти, разобран в 1804), в нач. 30-х гг. соорудил при нем огромную каменную оранжерею. В 1731 г. З. достраивал каменный Подзорный дворец при слиянии Фонтанки с Невой (проект С. ван Звитена; 1722-1723, разобран в 1-й четв. XIX в.). В Петергофе, в наибольшей степени воплотившем замысел Петра I о регулярной загородной дворцово-парковой резиденции по западноевроп., прежде всего версальскому, образцу, З. принимал участие в первоначальном строительстве дворца (1714-1725), устройстве сети аллей, обогащении фонтанной декорации Большого каскада. С 1724 г. З. руководил строительством; по его проекту в 1725-1732 гг. сооружены фонтан Фаворитка и Ассамблейный зал, примыкающий к Банному корпусу Монплезира с вост.

http://pravenc.ru/text/199723.html

Нек-рые нукутские буряты были буддистами: дацан существовал в с. Бутукей. Часть прибайкальских лам на рубеже XIX и XX вв. перешла в Православие. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» деятельность лам в Прибайкалье немного активизировалась, но она не шла ни в какое сравнение с деятельностью лам в Забайкалье, где немалая часть бурят перешла из Православия в буддизм. В нач. 20-х гг. XX в. советская власть поощряла деятельность лам, в 1923 г. был построен Муринский дацан (совр. Эхирит-Булагатский р-н). В 30-х гг. большая часть лам была физически уничтожена. В кон. 80-х гг. XX в. с возрождением буддизма началась его экспансия на территории, где он ранее не был представлен. В И. о. буддизм исповедует часть верующих бурят преимущественно в Аларском р-не. К Буддийской традиц. сангхе России (БТСР) относятся следующие общины: «Дари» и «Манла» в Иркутске, «Ваджра» в Ангарске, «Чодтен» в Усть-Илимске, усть-ордынская окружная община буддистов, буддийская община г. Усть-Илимска. В пос. Усть-Ордынском (адм. центр Усть-Ордынского Бурятского окр.) действует Абатанатский дацан, идет строительство дацана в Иркутске. Помимо орг-ций, относящихся к БТСР, в Иркутске действует буддийский центр «Алмазный путь» школы Карма-кагью , входящий во всемирную сеть центров этого направления. Шаманизм (тенгрианство) Традиц. верованиями прибайкальских бурят, тофаларов и эвенков являются семейно-родовые и промысловые культы, а также шаманизм. Если эвенки, приняв Православие, продолжают его исповедовать, то для мн. бурят и тофаларов крещение, принятое в XVIII-XIX вв., было формальным, и в 1905 г. большинство вернулось к традиц. культам. В нач. 90-х гг. XX в. в Прибайкалье началось возрождение шаманских традиций, возникли объединения преимущественно профессиональных шаманов (Совет шаманских общин Прибайкалья). В Усть-Ордынском Бурятском окр. действует орг-ция шаманистов «Сахилгаан» (Молния). Новые религиозные движения В И. о. представлены рядом орг-ций и групп, таких как «Белое братство» , 4 группы об-ва «Сознание Кришны», сообщество «Вера Бахаи» (см.

http://pravenc.ru/text/674057.html

Помимо названных крупных патрологических серий, на Западе тексты творений святых отцов издаются и во множестве других серий. Среди них можно отметить такое солидное издание, как " Тейбнеровская библиотека " в котором появился критический текст " Посланий " и " Амфилохий " патриарха Фотия Константинопольского и " О природе человека " Немезия Эмесского; серию " Патристические тексты и исследования " (PatristischeTexteundStudien), где, например, недавно увидело свет критическое издание " Ареопагитик " ; так называемую " Лебовскую классическую библиотеку " (TheLoebClassicalLibrary) и др. Следует также заметить, что в конце XIX -XX вв. большое значение придается изданию сочинений восточных христианских писателей. Так, в 1894 г. в Париже начато издание " Сирийской патрологии " (PatrologiaSiriaca), но, по ряду причин, оно было прервано (вышло в свет всего только 3 тома). Более успешно продвигается " Восточная патрология " (Patrologia Orientalis), начатая в 1907 г. также в Париже (вышло более 30 томов ее). Самым монументальным из такого рода изданий является " Свод восточных христианских писателей " (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium), который включает в себя шесть серий: сирийскую, коптскую, арабскую, армянскую, грузинскую и эфиопскую. Начиная с 1903 г. в Париже издано более 100 томов этого " Свода. " Наконец, нельзя не сказать, что в XIX-XX вв. появилось множество переводов творений отцов и учителей Церкви на современные западные языки. Из огромной массы подобного рода изданий можно выделить, например, такие английские серии, как " Доникейская христианская библиотека " (The Ante-Nicene Christian Library; 24 тома, 1866-1872 гг). и " Избранная библиотека никейских и посленикейских отцов христианской Церкви " (А Select Library of Nice-no and Post-Nicene Fathers of the Christian CImrca). Не уступает им и такая немецкая серия, как " Библиотека отцов Церкви, " которая выходила в несколько этапов: сначала 80 томов (1869 -1888 гг.), затем 61 том (1911-1930 гг). и позднее еще 20 томов (1932-1939 гг.). Все указанные издания и множество других послужили и служат твердым фундаментом для всестороннего и глубого изучения святоотеческого наследия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Энгельса. После 1991 г. началось переселение в О. о. мусульман из республик бывш. СССР, а также из северокавказских республик РФ. Первая религ. орг-ция была образована турками-месхетинцами, переехавшими в О. о. в нач. 90-х гг. XX в. из Ферганской обл. Республики Узбекистан. 2 нояб. 1998 г. было зарегистрировано «Общество мусульман» Болховского р-на, 11 нояб. 2009 г.- орг-ция мусульман «Иман» Мценского р-на, 10 июля 2012 г.- орг-ция «Ихлас» г. Орла. Эти орг-ции подчиняются Духовному управлению мусульман европ. части России (Московскому муфтияту). В Орле действует 2 молельных дома: Центральный (в вост. части города, в Завокзальном пос. (Выгонке)) и на территории, прилегающей к центральному рынку города. В 2011 г. в Орле планировалось начать возведение мечети, однако запросы на согласование строительства, направленные в администрацию города в 2009 и 2010 гг., были отклонены. В Мценске молельный дом располагается на арендуемой мусульм. общиной территории бывш. гостиницы, в Болхове мусульмане также арендуют помещение. Общая численность мусульман в О. о. составляла 20-25 тыс. чел. (на 2017), их наибольшая концентрация отмечена в Орле, Орловском, Болховском, Мценском, Новосильском, Кромском, Хотынецком, Покровском и Знаменском районах. Иудаизм Евр. община появилась в Орле в сер. XIX в. в связи с водворением на постоянное жительство отставных «николаевских солдат» (призванных на военную службу детей евреев), причисленных к местному мещанскому сословию. Община пополнялась прибывающими в Орловскую губ. из «черты оседлости» ремесленниками и купцами. Еще в 40-х гг. XIX в. для погребения умерших иудеев было отведено специальное кладбище (в районе совр. железнодорожного вокзала), в 1895 г. оно было расширено. В 1867 г. в Орле проживало 115 евреев, в 1897 г.- 1750, к 1915 г. их численность увеличилась до 2,6 тыс. чел. В 1876 г. в Орле открыт молельный дом. В 1880 г. группа евреев, приезжавших в Орёл на короткое время, подала прошение об открытии 2-й синагоги, т. к. в существовавшей «возобладал дух хасидизма». В 1909 г. в Орле действовали отд-ние Об-ва для распространения просвещения между евреями в России, Об-во пособия бедным евреям (создано в 1901), к 1910 г. открылась талмуд-тора. В 1905 г. созданное специально для постройки новой синагоги хозяйственное правление Орловского евр. молитвенного дома приобрело участок земли на ул. 2-й Никитской (ныне Советская), где была построена миква, а в 1909-1911 гг.- большая каменная синагога (архит. Ф. В. Гаврилов при участии архит. А. А. Химеца).

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНОФАН [греч. Ξενοφνης; лат. Xenophanes] из Колофона (VI-V вв. до Р. Х.), древнегреч. поэт и философ, представитель досократовской традиции (см. ст. Досократики ), один из основоположников античного философского монотеизма . Жизнь и деятельность В античных источниках содержатся лишь краткие и отрывочные сведения о жизни К. В посвященном К. разделе соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэртский без особого успеха обобщил нередко противоречившие друг другу сообщения предшествующих доксографов (см.: Diog. Laert. IX 2. 18-20). Соотнося повествование Диогена Лаэртского, к-рое является наиболее подробным собранием сведений о К., с др. источниками, историки античной философии с кон. XIX в. предпринимали попытки построить непротиворечивую биографию К. (см.: Thesleff. 1957; Fritz. 1967. Sp. 1542-1543; обобщающую хронологическую таблицу см.: Schirren. 2013. S. 191). Сложность определения времени рождения К. связана с тем, что, согласно свидетельству Климента Александрийского (II-III вв.), ссылающегося на «Хронику» Аполлодора (II в. до Р. X.), К. род. в 40-ю олимпиаду, т. е. между 620 и 616 гг. до Р. Х. (см.: Clem. Alex. Strom. I 14. 64. 2); такие же сведения c опорой на этот же источник сообщает Секст Эмпирик (см.: Sext. Adv. math. I 257). По мнению ученых, столь ранняя датировка ошибочна, т. к. она противоречит др. сведениям о жизни К. Обычно ее объясняют тем, что Климент Александрийский и Секст Эмпирик опирались на испорченную версию «Хроники» Аполлодора, в которой обозначение 50-й (греч. Ν) олимпиады оказалось заменено обозначением 40-й (греч. Μ) олимпиады (ср. соответствующие отрывки с предлагаемой коррекцией: ФРГФ. 21A8). Т. о., по мнению большинства совр. ученых, К. род. в 50-ю олимпиаду, т. е. между 580 и 577 гг. до Р. Х. (см., напр.: Guthrie. 1962. P. 362; Fritz. 1967. Sp. 1542; Schirren. 2013. S. 190-191). В случае принятия этой коррекции сообщения Климента Александрийского и Секста Эмпирика могут быть согласованы с данными Диогена Лаэртского, к-рый, также ссылаясь на Аполлодора, утверждает, что «расцвет» (κμ) К. приходится на 60-ю олимпиаду, т. е. на 540-537 гг. ( Diog. Laert. IX 2. 20). В «Хронике» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской (III-IV вв.), имя К. упоминается дважды: сообщается, что он «был известен» (γνωρζετο) в 56-ю олимпиаду, т. е. в 556-552 гг. до Р. Х. (см.: Euseb. Chron.//Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 103, 349. (GCS; 47)), а также между 59-й и 61-й олимпиадами (в греч. и лат. версиях; см.: Ibidem) или, более точно, в начале 60-й олимпиады, т. е. ок. 540 г. до P. X. (в арм. версии; см.: Euseb. Chron.//Werke. B., 1911. Bd. 5: Die Chronik, aus dem Armenischen übersetzt. S. 189. (GCS; 20)).

http://pravenc.ru/text/2462135.html

Чуван. Р- 1 34. Сборник старообрядческий исповедный и богослужебный. Последняя четверть XIX в. 4°. 57 л. Штемпели: «Фабрики наследников Сумкина 5» и «Фабрики наследников Сумкина 6», вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 202 (1869, 1909 гг ). Содержание: л. 12–53 об. – чин исповеди; л. 18–19 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 20–21 – старообрядческий вопросник мужчинам (МСтарообр-Чуван. 134); л. 21–28 об. – вопросник мужчинам (М-Чуван. 134); л. 29 об.–34 – поновление мужчинам; л. 34–41 об. – вопросник женщинам (Ж-Чуван. 134); л. 42–48 – поновление женщинам. Издание: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в. С. 67–76 (МСтарообр-Чуван. 134, в разночтениях; М-Чуван. 134). Чуван. Р-364 Сборник старообрядческий исповедный и богослужебный. Вторая половина XIX в. 8°. 100 л. Машинная бумага без водяных знаков и штемпелей. Содержание: л. 13–83 об. – чин исповеди; л. 29–31 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 35 об.–47 – старообядческий вопросник мужчинам (МСтарообр-Чуван. 364); л. 47 об.–56 – вопросник мужчинам (М-Печ. тр.); л. 57–68 поновление мужчинам; л. 68 об.–71 – поновление детям: л. 71–81 об. – вопросник женщинам (ЖСтарообр-Чуван. 364). Издание: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в. С. 67–70 (МСтарообр–Чуван. 364). Требник с прибавлениями (отрывок). Конволют начала и конца XII в. 8°. 127 л. Запись: л. 1 – «Свещенноиерею Ивану Феоктистовичю убогии раб Родка Федотов благословения прошу и челом бью; велел ты мне написати Причастие дати болю вборзе, и то тебе написал и зачал писати Освящению маслу, и столко у меня бумаги не будет; и казал ты у себя две дести бумаги, и ты, государь мои матюшко, пришли всю бумагу две дести и что останетци, я тое тебе бумагу в цену заведу, пожалуй, пришли всее бумагу, и поставлю тебе к Николину дни, и что у тебя какая нужда есть, отписщи обо всем, и я тебе сработаю, посем благословения прошу и челом бью». Содержание: л. 2–14 об. – чин причащения больного; л. 10–13 – поновление. Описание: Описание РО БАН. Т. 1. С. 208–209.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

1893) включает особый раздел, посвященный истории экзегезы ВЗ, а также ее методам и принципам. В кон. XIX - нач. XX в. в Германии одним из самых популярных и авторитетных было введение, написанное К. Корниллом ( Cornill. 1891), вполне традиционное, но отражавшее основные достижения критики ВЗ. В англоязычном мире подобную роль в этот же период играло введение С. Р. Драйвера ( Driver. 1891), выдержавшее 9 изданий. Поскольку библейская критика в XIX в. активно развивалась в основном в Германии, труды по И. в др. странах Запада не были столь новаторскими и разнообразными, популярными были переводы немецких авторов. Среди англ. Введений выделяется работа Т. Хорна ( Horne. 1818), в 1-м т. к-рой содержится обширное и разностороннее общее Введение. Книга Хорна выдержала не менее 11 изданий в XIX в. (в т. ч. и в США; переиздана в 1970). У. Р. Смит в обобщающих работах «Ветхий Завет в еврейской церкви» ( Smith. 1881) и «Пророки Израиля и их место в истории» ( Idem. 1882) стремился познакомить англ. публику с новейшими достижениями библейской критики своего времени. Реакция на эти книги в Англии была очень критичной. Одной из самых значительных работ 2-й пол. XIX в. стало «Историко-критическое исследование происхождения и собирания книг Ветхого Завета» (в 4 томах) голландца А. Кюнена ( Kuenen. 1861-1865), сторонника теории Графа о послепленном происхождении священнического кодекса, впосл. представителя школы Велльгаузена в Нидерландах. Вскоре после выхода голл. издания книга была переведена на англ., франц. и нем. языки. Ветхозаветная И. в нач. XX в. оставалась вполне традиционной, но старалась учитывать все новейшие достижения библеистики. Так, «Учебник введения в Ветхий Завет» К. Штейернагеля ( Steuernagel. 1912), построенный по каноническому принципу, предлагает детальный критический анализ книг ВЗ с т. зр. их источников. Первые результаты метода анализа форм, получившего распространение в исследовании ВЗ с кон. 20-х гг. XX в., были отражены во «Введении...» О. Айсфельдта ( Eissfeldt.

http://pravenc.ru/text/674796.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010