259–264 – поучения иереям об исповеди; л. 265–269 об. – поучение хотящим причаститься; л. 270–270 об. – наставление духовнику, о чем спрашивать на исповеди. Описание: Алмазов. Т. 1 С. 568–573. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 156–159 (M-Q. I.268). Q. I Требник. XV в. 4°. 167 л. Запись: л. 149 об. – круглая печать с надписью «Иоан». Содержание: л. 68–80 – чин исповеди. Описание: ПС XV, 1533. Q.I.595. Требник. Рубеж XVI –XVII вн. 4°. 341 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами ВВ, вид: Брике, 12701 (1573 г.); 2) Кувшин с одной ручкой, полумесяцем и литерами РО, вид: Лихачёв, 4126 (1587 г.): 3) Башни с литерой М, тип: Брике, 15936–15937 (1586–1604 гг.); 4) Кувшин с одной ручкой и цветком, не отожд.; 5) Кувшин с двумя ручками, цветком и годом 1596, вид: Лихачёв, 3318–3322, 1784–1785. 4101 (1596–1600 гг.); 6) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами GG. вид: Брике, 12736 (1597 г.); 7) Кувшин с двумя ручками и крестом, вид: Хивуд, 3540 (1600 г.); 8) Кувшин с одной ручкой, цветком и литерами FO/N, тип: Гераклитов, 429 (1610 г.); 9) [Pro Patria]/АГ=[вензель Гончаровых] (переплётные листы), вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 20 (1762–1763 гг.). Записи: чистый лист между л. 266–267 – «Се Свята Духова монастыря Киевского», «Тихвина Болшаго монастыря»; л. 92 – «Сава Иванов руку приложил»; л. 340 об. – «Диакон Иван Иванов». Л. 340 об.–341 писаны почерком конца XIX –начала XX в. Содержание: л. 63–91 об. – чин исповеди; л. 68 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 69–70 – поновление мужчинам; л. 70 об.–72 об. – поновление мирянам: л. 72 об.–74 – вопросник мужчинам (M-Q.I.595); л 74–75 об. – вопросник женщинам (Ж-Мих. Q 9); л. 75 об.–78 – поновление священнику-бельцу; л. 78–79 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 79 об.–82 – поновление инокам; л. 82–83 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 83 об.–85 об. – поновление инокам; л. 136–139 об. – чин причащения больного; л. 340 об.–341 – отрывок из чина исповеди. Q. I .729. Требник. 1640-е гг. 4°. 199 л. Филиграни: 1) Агнец пасхальный на щите под короной, вид: Дианова, Костюхина, 2 (1646 г.), Хивуд, 2843 (1648–1651 гг.): 2) Башни, тип: Дианова. Костюхина, 30 (1635, 1639 гг.). Запись: л. 112 – «Сия книга Ивана Петрова» (XIIIb.). Содержание: л. 171 об.–173 вопросник (М- Соф. 848 ); л. 173–174 об. – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ). Издание: Алмазов. Т. 3. С. 161–162 (Ж- Соф. 848 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Монография рекомендована к печати Ученым советом Отделения религиоведения Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной Академии наук Украины. Рецензентами издания выступили доктор философских наук В. Е. Еленский, доктор философских наук В. В. Климов, доктор философских наук, профессор Л. А. Филиппович. Научный редактор доктор философских наук, профессор П. Л. Яроцкий. Содержание   Введение    5 Раздел 1. Восточная политика Ватикана в конце XIX – в начале ХХ в.: понтификат Льва XIII (1878-1903 гг)   20 1.1. Российский вектор в дипломатических отношениях Ватикана: от конфронтации к диалогу    20 1.2. Формирование доктрины унионизма и тенденции ее отображения в россйско-ватиканских отношениях    43 Раздел 2. Российско-ватиканские отношения накануне Первой мировой войны 61 2.1. Приоритетные аспекты церковно-религиозной политики в понтификат Пия Х (1903-1914 гг.)   61 2.2. Украинский фактор и ватиканский проект унионистской деятельности в России    84 Раздел 3. Геополитические реалии и международная стратегия Ватикана в системе российско-ватиканских отношений периода Первой мировой войны    115 3.1. Миротворческая деятельность Бенедикта XV и проблема сохранения мирового баланса сил и интересов   115 3.2. Актуализация проблемы единства церквей и ее отражение в российско-ватиканской дипломатии 1914 – февраль 1917 гг.   135 3.3. Февральская революция 1917 г. — «новая эра свободы католицизма в России»    146 Раздел 4. Советско-ватиканские отношения (1917-1964 гг.)   164 4.1. Отношение советской власти к Католической церкви и ее верующим    164 4.2. Особенности развития советско-ватиканских отношений в 1917-1929 гг.   230 4.3. Унионистская программа Ватикана в 1920-30-х гг.    265 4.4. Внешнеполитические аспекты взаимоотношений СССР, Московского патриархата и Святого Престола в годы Второй мировой войны и послевоенного обустройства мира   307 Выводы    371 Библиография    387 Именной указатель    405     #Уния #Украина Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях

http://bogoslov.ru/book/571924

Егип. оккупация Палестины и Сирии в 30-х гг. XIX в. сопровождалась фактическим уравнением в правах с мусульманами христиан и иудеев, а также открытием страны для иностранного культурного и дипломатического проникновения. Новые власти дали разрешение христианам и иудеям на ремонт и строительство религ. зданий, а также позволили европ. державам открыть в И. консульства. В 1840 г. власть тур. султана в И. и Палестине была восстановлена, но османы были вынуждены продолжать ту же открытую политику, и влияние держав на положение в И. усиливалось. По рескрипту от 18 февр. 1856 г. все жители Османской империи независимо от религ. исповедания были уравнены в правах. Между 1839 и 1858 гг. в И. были открыты консульства Великобритании, Пруссии, Сардинии, Франции, Австрии, Испании, США и России. С 20-х гг. XIX в. в Палестине развернулась миссионерская деятельность протестантов, в 1841 г. было учреждено англо-прусское еп-ство. В 1845 г. правосл. Иерусалимский патриарх вернул свою резиденцию из К-поля в Св. град. В 1847 г. Ватикан восстановил лат. Иерусалимский Патриархат, существовавший после крестовых походов лишь номинально. В 1848 г. начала деятельность РДМ. Европ. проникновение в Палестину сопровождалось соперничеством дипломатических представителей великих держав, претендовавших на покровительство тем или иным религ. меньшинствам в Св. земле и добивавшихся привилегированного статуса «своего» исповедания. В нач. 50-х гг. XIX в. подобный спор франц. и рус. дипломатии о правах католиков и православных на обладание св. местами послужил предлогом для начала Крымской войны. Наряду с этим в Палестине появились различные неправительственные религиозные, культурные и политические орг-ции, занимавшиеся миссионерской, научной или колонизационной деятельностью ( Scholch. 1990. P. 228-230). По адм. реформе 1864 г., когда на территории империи вместо обширных эялетов были учреждены меньшие вилайеты, И. остался в подчинении Дамаска. Но уже в 1874 г. по Закону об управлении всеми вилайетами (1871) И. стал мутесаррифиетом (автономным санджаком), непосредственно подчиненным Стамбулу. Кроме того, под власть иерусалимского губернатора периодически передавались др. санджаки Палестины (Акка и Наблус) (Ibid. 1990. P. 231-240).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Занимаясь сбором пожертвований среди состоятельных граждан, А. с. основала в 70-80-х гг. XIX в. в Лондоне ряд благотворительных заведений: ночлежные дома, приюты для инвалидов, мастерские для безработных. Бутс выработал целую систему социальной помощи представителям «дна» общества, изложенную им в кн. «В трущобах Англии и выход из положения» (Лондон, 1890). В 1-й части приводились данные о бедственном положении неимущих жителей англ. городов, во 2-й - план учреждения городских, сельских и заморских «колоний», призванных изменить жизнь людей, отвергнутых обществом, в процессе труда и религиозно-нравственного воспитания. Параллельно предусматривалось устройство приютов для бездомных детей и стариков, больниц, юридических консультаций и банков для бедных. Основатель А. с. был убежден, что совр. цивилизация имеет средства для реализации его программы. Проект Бутса получил признание и поддержку со стороны банкиров, промышленников и брит. правительства. Постепенно утвердился принцип, в соответствии с к-рым половина средств на содержание благотворительных заведений предоставлялась А. с. правительством, а оставшаяся часть шла через пожертвования. В 80-х гг. началась пропаганда идей Бутса за пределами Великобритании. К кон. XIX в. А. с. имела свои отд-ния во мн. гос-вах Европы и подготовила миссии для отправки в США и Индию. Успешному продвижению «спасенцев» в др. страны способствовала их лояльность ко всем христ. конфессиям и политическим режимам. В 80-х гг. XIX в. А. с. начала работу в Норвегии, Швеции и Финляндии (1889), бывшей тогда частью Российской империи. В Финляндии в 10-х гг. ХХ в. насчитывалось 280 офицеров и более тысячи солдат А. с. Однако на офиц. обращение к российскому правительству в 1909 г. с просьбой разрешить им работу в России последовал отказ. В июле 1913 г. в С.-Петербурге стал издаваться на рус. языке иллюстрированный журнал А. с.- «Вестник спасения», тираж к-рого достигал 20 тыс. экз. Редакция журнала превратилась в своего рода российскую штаб-квартиру А. с., где устраивали собрания и читали проповеди. В дек. 1914 г. здесь состоялась первая торжественная церемония посвящения в солдаты А. с., по национальной принадлежности это были финны, шведы, эстонцы и русские. 16 сент. 1917 г. в Петрограде официально открылось рус. отд-ние А. с. (первое собрание московских «спасенцев» - 18 окт. 1918). В нач. янв. 1918 г. полковник Ларссон посвятил 30 «рекрутов» в солдаты А. с. в зале Тенишевского уч-ща. Вскоре в Петроград прибыли 10 швед. офицеров А. с., и 21 мая 1918 г. начало свою работу военное уч-ще А. с.: на 3-месячные курсы в качестве «кадетов» поступили 14 чел., представители 6 национальностей. С 12 по 16 сент. 1918 г. в Петрограде был проведен 1-й Российский съезд А. с. К этому времени было приурочено посвящение в офицеры первых 17 рус. кадетов. К кон. 1918 г. большинство иностранцев в связи с революцией и начавшейся гражданской войной выехало из России. Весной 1919 г. вышел в свет последний номер «Вестника спасения».

http://pravenc.ru/text/76118.html

словарь. СПб., 1998. Т. 1: XVIII в. Кн. 2. С. 20-37; Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений киевского распева в многораспевном контексте украинской певческой культуры XVII-XVIII вв.//Киïвське музикознавство. 1998. Вип. 1. С. 14-27; она же. Об атрибуции песнопений киевского роспева в многороспевном контексте укр. певческой культуры XVII-XVIII вв.//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. С. 367-376; она же. Богогласник//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 441-442; Сидорович Л. Н. «Рифмотворная Псалтирь» Симеона Полоцкого и Василия Титова: Муз.-поэтич., стилистический и текстол. аспекты: АКД. Минск, 2000; она же. Псальмы на тексты «Псалтири царя Давида» Симеона Полоцкого из нотных рукописных памятников посл. четв. XVII - 1-й четв. XIX в.: АДД. Минск, 2011; Богданова О. В. Лiphuцьka mpaдuцiя в kohmekcmi украïнськоï духовноï культури: АКД. К., 2002; Чижевський Д. Украïнский лimepamyphuй барок: Нариси гг.]// Он же. Украïнське лimepamyphe бароко: [Cmammi 1940-1960-х рр.]. К., 2003. С. 19-267. (Киïвська бiблiomeka давнього украïнського письменства. Cmyдiï; 4); Buckaya S. On the Role of the «Polish psalms» in the Development of Russian Partes Polyphony of the 2nd Half of 17th - Beginning of the 18th Cent.//Musica Antiqua Europae Orientalis: Acta Musicologica. Bydgoszcz, 2003. T. 13. S. 101-112; Зociм О. Л. Украïнська духовна nichя походження в icmopuчhoмy розвитку (XVII-XX ст.): АКД. К., 2004; она же. духовна nichя на cxiдhocлob " янських землях у XVII-XIX ст. К., 2009; она же (Зосим О. Л.). Западноевропейская рождественская духовная песня в восточнослав. репертуаре XVII-XIX вв.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Муз. искусство христ. мира. 2009. Вып. 2(5). С. 52-75; она же. Западноевропейская великопостная песня в восточнослав. духовно-песенном репертуаре XVII-XIX вв.//Там же. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2010. Вып. 1(1). С. 54-80; она же. Западноевропейская духовная песня пасхальной тематики в восточнослав. репертуаре XVII-XIX вв.//Там же. Вып. 2(2). С. 61-89; она же. Западноевропейские духовные песни предрождественской и евхаристической тематики в восточнослав.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

из города ушли войска московского военного губернатора франц. маршала Э. А. Мортье. 11 окт. казаки отряда генерал-майора В. Д. Иловайского в Московском Кремле захватили франц. саперов, оставленных там для осуществления подрыва, к-рый удалось предотвратить. Последствия пожара в основном были устранены к кон. 20-х гг. XIX в., работами по восстановлению города ведала Комиссия для строения Москвы (1813-1843). В Московской губ. в ходе военных действий наиболее серьезно пострадали Можайск и Верея (в сент. 1812 разорена мародерами), франц. войска также захватили Звенигород, Рузу, Дмитров и Подольск. В окт. 1812 г. франц. войска оставили территорию Московской губ. Земли Московской губ. исторически являлись центром дворянского землевладения. С XVIII в. мн. видные гос. деятели, выходцы из знатных родов имели здесь усадьбы, количество к-рых до нач. XX в. постоянно росло. Многие усадьбы представляли собой выдающиеся с художественной т. зр. архитектурные комплексы, в них хранились ценные коллекции произведений искусства, крупные б-ки и проч. (Архангельское, Введенское, Глинки, Горенки, Кусково, Михайловское, Останкино, Семёновское-Отрада, Суханово и др.). Важными культурными центрами во 2-й пол. XIX - нач. XX в. стали имения крупных предпринимателей (Абрамцево и др.). Усадьба Останкино. Литография. 1-я пол. XIX в. Усадьба Останкино. Литография. 1-я пол. XIX в. Основными занятиями населения Московской губ. были земледелие (главные культуры: рожь, овес, ячмень, гречиха) и животноводство (преимущественно разведение крупного рогатого скота и овец). В связи с малоземельностью развивались кустарные и отхожие промыслы, прежде всего извозный, ткацкий, прядение льна и шерсти, обработка дерева, мебельный, токарный, экипажный, корзиночный, гончарный, изготовление изделий из металла и проч. Получили развитие художественные промыслы: гжельская керамика, жостовская роспись, федоскинская миниатюра, филимоновская игрушка и др. В XIX - нач. XX в. М. превратилась в один из крупнейших промышленных центров европ. части России. В 1851 г. она была соединена железной дорогой с С.-Петербургом, к нач. XX в. стала основным железнодорожным узлом России. Было открыто движение по линиям: Москва - Владимир (1861), Москва - Коломна (1862), Москва - Сергиевский посад (1862), Москва - Серпухов (1866), Москва - Смоленск (1870), Москва - Брянск (1899), Москва - Павелец (1900), Москва - Зилан (1901), Москва - Бескудниково (1902; линия Бескудниково - Савёлово открыта в 1900); в 1908 г. была пущена в строй Московская окружная железная дорога. В нач. XX в. регион лидировал по развитию пригородного железнодорожного сообщения. Московский у. стал одним из крупных центров дачного строительства (поселки Пушкино, Лосиноостровский, Перловка (ныне в черте Мытищ), Царицыно, Перово, Люблино, Перерва).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Скачки) и Наровчатском у. (с. Вьюнки). К 1912 г. в Пензенской губ. проживало до 150 последователей хлыстов. Одно из последних упоминаний о них в регионе относится к 20-м гг. XX в. В нач. 60-х гг. XIX в. в Пензенской губ. появились скопцы , проживавшие в с. Оленевка Пензенского у. и поселившиеся в соседней дер. Ахлебиновка, а также в Пензе. Распространением скопчества занимались пензенские мещанин М. С. Сухов, устроивший особую молельню, и мещанка А. Новикова, носившая в среде скопцов титул попа (по др. данным - Богородицы) (Там же. С. 101). В 1866-1867 гг. происходило расследование о скопцах. Решением Пензенской уголовной палаты от 13 февр. 1867 г. группа крестьян дер. Ахлебиновки (11 чел.), а также Сухов были высланы в Сибирь. Однако в 1877 г. возникло новое дело, в к-ром подсудимыми стали 3 крестьянина Ахлебиновки и пензенская мещанка Новикова, оправданная в 1867 г. По сведениям 1893 г., в регионе насчитывалось свыше 70 последователей секты. После 20-х гг. XX в. информации о скопцах в регионе нет. Из с. Базарный Сызган Симбирской губ. в регион пришло учение субботников (жидовствующих). Их община имелась в с. Аристовка Городищенского у. (ныне Инзенского р-на Ульяновской обл.; в 1891 выявлено 6 семей), жители к-рого имели тесные торговые связи с Базарным Сызганом (Там же. С. 93), а также в с. Аришка того же уезда (ныне Никольского р-на). К нач. XX в. численность субботников в регионе составляла ок. 70 чел. К кон. 40-х гг. XX в. в П. о. насчитывалось 9 групп истинно правосл. христиан (ИПХ) численностью ок. 140 чел. Они действовали в Пензе, Городищенском р-не (с. Мордовский Ишим), Каменском р-не (села Ахматовка, Пустынь), Мокшанском р-не (села Варварино, Ключи). В результате действий работников партийно-советских органов и сотрудников органов гос. безопасности к нач. 60-х гг. XX в. их деятельность была в основном прекращена. В 1960 г. руководитель пензенской группы ИПХ М. А. Миронов был осужден за антиобщественную и антисоветскую деятельность на 7 лет лишения свободы. В 1961 г.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Изгнание торгующих из храма. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Изгнание торгующих из храма. Роспись Троицкой ц. 20–30-е гг. XVIII в. Тексты в композициях лаврских ансамблей раскрывали содержание каждого изображения, а их совокупность определяла общую направленность богословской концепции. Введение текстов, заимствованных из церковной лит-ры повседневного использования,- характерная черта росписей киевской школы. Авторы иконографических программ этих монументальных циклов не только старались соотнести зрительный ряд с последованием богослужения, но решали более сложную задачу - создать комментарий к догматической символике ( Миляева. 1994. С. 311). Монументальные ансамбли киево-печерской школы эпохи барокко отразили мировоззренческие изменения в укр. обществе. В них постепенно усложнялся сюжетный замысел, появлялись новые тематические и иконографические решения. Традиц. система росписей становилась средством аллегорического повествования. Концептуализм барокко, склонность художников эпохи к «играм разума» воплотились в сложных по иконографии программах, требовавших от зрителя богословской эрудиции. Взаимодействие богословия и изобразительного искусства определялось деятельностью и тесными связями 2 центров просвещения эпохи - Киево-Могилянской академии и К.-П. л. Содержание стенописи разрабатывалось на основе риторики - ведущей дисциплины в Киево-Могилянской академии. Создание при участии ведущих богословов общей концепции росписи предшествовало живописным работам ( Титов. 1915. С. 238). Новые тенденции и традиция, восходившая к средневек. наследию, взаимодействовали в укр. варианте живописи барокко, создавая ее неповторимый облик. А. Ю. Кондратюк В XIX в. художественная жизнь К.-П. л. была отмечена ориентацией на академические традиции и переходом к систематическому обучению иконописи. Показательным является смена названия мастерской: в документах 40-80-х гг. XIX в. лаврская «малярня» стала именоваться живописной мастерской, ее продукция - живописными иконами. С 90-х гг. XIX в. она называлась иконописной.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

2 февр. 1784 г. образована Таврическая обл., в 1796 г. она вошла в состав новообразованной Новороссийской губ., в 1802 г. в результате разделения Новороссийской губ. на 3 части возникла Таврическая губ., в составе к-рой было 7 уездов. Из них 4 (Симферопольский, Феодосийский (до 1787 Левкопольский), Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а 3 - на материке. В 1820 г. Тмутараканский у. отошел Черноморскому казачьему войску, в 1837 г. из Симферопольского у. выделился Ялтинский, в 1842 г. был образован Бердянский у., и такое адм. устройство сохранялось до 1917 г. практически неизменным. Сразу после присоединения К. к России несколько тысяч татар переселились в Румелию и Анатолию, куда отправились также члены правящей семьи Гиреев и мн. представители крымско-татарской знати. В 90-х гг. XVIII в. отток в Османскую империю татар. населения продолжился, в т. ч. в связи с введением в К. в 1796 г. крепостной зависимости. Согласно рескрипту от 18 сент. 1796 г., татары освобождались от рекрутских повинностей и военных постоев, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов, а на татар. помещиков (мурзаков) власти распространили права российского дворянства. После Бахчисарайского восстания 1808 г. и еще ряда случаев массовых волнений татар. населения ок. 300 тыс. чел. в адм. порядке были выселены преимущественно в Анатолийскую и Румелийскую провинции Османской империи. В это же время начинается заселение К. рус. колонистами; первую волну в 80-90-х гг. XVIII в. составили военные и казаки. В Симферопольском у. возникли рус. села Подгородняя, Петровская, Мазанка, Курцы, Мангуш, Зуя, Бия-Сала, В. Саблы и Владимировка; в Феодосийском - Изюмовка, Елизаветовка; в районе Евпатории - Трех-Абламы и Степановка, в районе Керчи - Петровка и Катерлез. В 10-х гг. XIX в. в К. поселяются немцы-меннониты, а также греки, албанцы, румыны и болгары, бежавшие из Османской империи. Рус. колонизация, активно проходившая в 10-20-х гг. XIX в., несколько ослабла в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В кон. XVIII в. Россия активизировала кавказское направление внешней политики. В 1783 г. к России были присоединены Крымское ханство и правобережная Кубань. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. на территории К.-Ч. произошло сражение, существенно повлиявшее на ход кампании. 30 сент. 1790 г. в верховьях Кубани, возле речки Тохтамыш (ныне Абазинка), 25-тысячная армия под командованием Батал-паши была разбита 4-тысячным отрядом ген. И. И. Германа, тур. военачальник был взят в плен. Блестящая победа побудила горцев искать союза с Россией. В 1803 (или в 1804) г. был заложен Баталпашинский редут. От него через крепости Прочный Окоп и Кавказская до Усть-Лабинской крепости шел правый фланг Кавказской линии. От Баталпашинского укрепления на пути к верховьям Кубани был создан ряд новых укреплений: Усть-Джегутинское, Николаевское, Хумаринское и Каменномостское. В 1825 г. на месте редута была основана ст-ца Баталпашинская (ныне Черкесск). 20 окт. 1828 г. на горе Хасаука, возле впадения р. Худес в Кубань, состоялось сражение отряда под командованием ген. Г. А. Эммануэля с карачаевским ополчением, карачаевцы потерпели поражение. 21 окт. рус. войска подошли к аулу Карт-Джурт, где их встретила депутация карачаевских старейшин, к-рая согласилась на окончательное подданство Карачая России. 23 окт. было подписано соглашение, по к-рому карачаевцы обязывались не принимать враждебных России лиц, задерживать неприятельские войска или сообщать рус. командованию об их перемещении. В подтверждение верности были выданы аманаты из 4 знатных карачаевских семей. В 1829 г. по р. Б. Зеленчук рус. командованием была заложена Зеленчукская оборонительная линия, ее строительство продолжалось до сер. XIX в. После окончания русско-тур. войны 1828-1829 гг. активность России на территории К.-Ч. возросла. В кон. 30-х гг. XIX в. началось перенесение оборонительных укреплений со Ср. Кубани на запад (на Лабу, Чамлык и Уруп). Одновременно шла казачья колонизация территории К.-Ч., в 1858-1861 гг. здесь появились казачьи станицы, вошедшие в учрежденную в 1860 г. Кубанскую обл. После окончания Кавказской войны (1864) власти предложили черкесам Причерноморья либо принять российское подданство, либо переселиться в Османскую империю; в 1864-1865 гг. ок. 200 тыс. чел. эмигрировали, меньшая часть горцев была переселена на Кубань. Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны открыли возможность для заселения Сев.-Зап. Кавказа крестьянами из внутренних российских губерний. Особенно активным заселение Кубанской обл. стало после 1868 г., когда лицам невойскового сословия было разрешено селиться и приобретать недвижимость на казачьих землях, не испрашивая согласия войскового начальства и станичных обществ.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010