Святители: 1. Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (+ 1123, память 5/18 августа и в Соборе Печерских Святых). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 2. Святитель Феогност. Митрополит Киевский и Московский (+1353, память 14/27 марта). Жил некоторое время в Брянске. 3. Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский (+1696. память 5/18 февраля и 9/22 сентября). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 4. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+1715. память 10/23 июня). Был наместником Свенского монастыря. 5. Святитель Филофей, Митрополит Тобольский, в схиме Феодор (Лещинский; +1727, память 31 мая/13 июня и в Соборе Сибирских Святых). В 1701-1702 гг. был наместником Свенского монастыря. 6. Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский (+1857, память 25 мая/7 июня). 7. Святитель Филарет, Митрополит Киевский, в схиме Феодосий (Амфитеатров: +1857, память 21 декабря/3 января и в Соборе Сибирских Святых). Был учителем, а затем ректором Сенекой Духовной Семинарии и настоятелем Свенского монастыря 8. Святитель Игнатий, Епископ Ставропольский и Кавказский (Брянчанинов; +1867, память 30 апреля/13 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни. 9. Священномученик Макарий, Епископ Орловский и Севский (Гневушев; +1918, память 22 августа/4 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 10. Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов; +1937, память 28 ноября/11 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1906-1908 гг. был Епископом Орловским и Севским. 11. Священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский (Цедрик; +1937, память 2/15 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 12. Священномученик Серафим, Архиепископ Орловский и Севский (Остроумов: +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.

http://pravicon.com/info-1882

23.01(05.02)1965 26.01(08.02)1968 26.01(08.02)1968 14(27)02.1968 14(27)02.1968 28.09(11.10)1972 28.09(11.10)1972 14(27)10.1975 29.10(11.11)1975 02(15)11.1975 03(16)11.1975 03(16)07.1982 Иувеналий Тарасов 03(16)07.1982 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Воронежская, григ. Дата основания неизвестна. Викарная кафедра: Валуйская. Виссарион Зорнин (Зорин) Евлогий Воронежская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1942 г. Викарные кафедры: Бобровская, Острогожская, Борисоглебская, Валуйская, Россошанская, Новохоперская. 1923 07.1923 Тихон Василевский 12(25)03.1923 07(20)11.1923 Петр Сергеев 05.1923 11.1923 04(17)07.1926 10(23)07.1926 09(22)09.1926 08(21)06.1935 Корнилий Попов 27.12.1935(09.01.1936) Тихон II Попов Александр Медведев 09(22)04.1936 05(18)06.1937 06(18)06.1937 21.08(03.09)1937 03.1942 Корнилий Попов, паки 956 Хиротонисан в Москве, в Большом Успенском соборе Святейшим Патриархом Иоакимом и сонмом съехавшихся на собор русских архиереев, в составе которого находился почти весь тогдашний епископат: Корнилий, митрополит Новгородский и Великолуцкий; Маркелл, митрополит Псковский и Изборский; Никифор, митрополит Астраханский и Терский; Евфимий, митрополит Сарский и Полонский; Павел, митрополит Рязанский и Муромский; Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский; Симон, митрополит Смоленский и Дорогобужский; Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский; Иона, митрополит Ростовский и Ярославский; Симон, митрополит Вологодский и Белозерский; Иона, архиепископ Вятский и Великопермский; Сергий, архиепископ Тверской и Кашинский; Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский; Никита, архиепископ Коломенский и Каширский; Геласий, архиепископ Устюжский и Тотемский; Леонтий, епископ Тамбовский (Житие... святителя Митрофана. Изд. 13-е. M., 1896. С. 11). Вторая дата – дата преставления. Память 7 августа, 4 сентября и 23 ноября, а также в Соборах Владимирских, Ивановских и Костромских святых. 959 По ПБЭ, хиротонисан 28.05.1727. За отказ в присяге императрице Анне Иоанновне 02.10.1730 лишен сана 3.12.1730 и заточен в архангельский Крестный монастырь, восстановлен в сане 22.04.1742, но от управления епархией отказался, поселившись в Московском Знаменском монастыре, где скончался 28.01.1755 и погребен (ААО. Τ. 1. С. 198). По низложении именовался мирским именем – Лаврентий (ACT. Т. 3. С. 143, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Шик (20.7.1887, Москва - 27.9.1937, Москва, Бутово). Сын богатого еврейского коммерсанта, Шик в 1912 г. окончил историко-филологическое отделение Московского университета, изучал философию во Франкфуртском университете, вместе с друзьями по университету Вернадскими и другими создал историко-философский кружок. В Первую мировую войну служил в армии. В 1918 г. он принял православие и женился на княжне Наталии Дмитриевне Шаховской, преподавал в Сергиевом Посаде историю в техникуме. В 1925 г. митрополит Петр (Полянский) рукоположил его во диаконы, и когда в декабре того же года арестовали Полянского, было арестовано несколько его единомышленников из Сергиева Посада; осудили их как «самаринскую» группу, потому что следователи считали, что лидером был А.Д. Самарин. Два года Шик провел в ссылке в Каракалпакии (г. Турткуль), где его и рукоположил епископ Таврический и Симферопольский Никодим (Кротков). Освободившись, он стал служить в московской церкви Николы в Клённиках, где был настоятелем о. Владимир Амбарцумов и где продолжала собираться община о. Сергия Мечёва. Когда митрополит Сергий (Страгородский) объявил о том, что митрополит Петр (Полянский), находившийся в заключении, уже не может считаться главой Церкви, Амбарцумов и Шик, избегая скандала и запрещения в служении, ушли «за штат». Шик купил дом в Малоярославце, построил тут церковь, где и служил до самого ареста. Духовные дети его тоже были из интеллигенции: литературовед Борис Удинцев, пианистка Мария Юдина. Его арестовали 25 февраля 1937 г. по делу епископа Арсения (Жадановского) и расстреляли на Бутовском полигоне в один день с Жадановским и десятками других священнослужителей. Память 14/27 сентября. Елена Старостенкова-Шик – для «Благовест-инфо» Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

9 мая 1836 года Святейший Синод обратился к Государю Императору Николаю Павловичу с докладом, в котором указал, что архиерей Подольской епархии нуждается в помощи викарного епископа вследствие большого количества церквей, которых, кстати, было 1512, многочисленности учеников духовных училищ и, в общем, множества дел, связанных с управлением епархией. Ответ был положительным. Новоназначенный викарный епископ получил титул Винницкого, а местопребыванием его стал Шаргородский Николаевский монастырь. В 1861 году Винницкое викариатство упраздняют, а вместо него образовывается Балтское с местопребыванием викарного архиерея в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. Тем не менее, с 1904 года Винницкое викариатство восстанавливается. Начиная с августа 1918 г. Винницкие епископы, викарии Подольской епархии, живут в Виннице. Именно тогда патриарх Тихон и Священный Синод постановили: " Ректору Киевской Духовной Академии архимандриту Амвросию (Полянскому) быть епископом Винницким. Местопребывание епископу Винницкому иметь в г. Винница " . 21(22) октября 1918 г. в Софийском соборе г. Киева состоялась хиротония во епископы архимандрита Амвросия. Октябрьская революция начала очередную эпоху жестоких гонений, которые явили миру сотни тысяч, а точнее миллионы примеров стояния за веру. В 1932 году владыка Амвросий умер в ссылке, не выдержав издевательств Советской власти. Через 82 года после хиротонии, в августе 2000 г., на Юбилейном Архиерейском соборе он будет причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников для общецерковного почитания. Винницкая епархия, как самостоятельная, была основана 7 сентября 1933 г. И первым архиереем на Винницкой кафедре был священномученик Александр (Петровский). В 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском).С мая 1937 года владыка Александр был переведен из Винницы и возглавил Харьковскую епархию, где ровно через три года в Холодногорской тюрьме закончилось его земная жизнь. Память священномученика Александра 11/24 мая, мощи его находятся в Харькове в Свято-Благовещенском соборе. Епископа Александра 23 марта 1937 г. сменил священномученик архиепископ Иннокентий (Тихонов), который перед этим уже неоднократно был в ссылках и тюрьмах. 29 октября он был арестован, а в ноябре расстрелян в Виннице.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ  Наталья Солженицына, президент русского Общественного фонда Александра Солженицына: — Точнее всего относительно времени репрессий сказал Александр Твардовский в своей поэме «По праву памяти»: «Кто прячет прошлое, тот вряд ли с будущим в ладу». Для меня возведение этого мемориала — шаг к тому, чтобы быть в ладу с нашим будущим. К сожалению, сейчас наше общество расколото, не поставлены оценки событиям сталинских лет — бессудным расстрелам людей. И внутренний раскол не принесет ничего хорошего. И нам нужно объединяться, но нельзя примиряться через забвение. Память — необходимый шаг на пути к объединению. И открытие этого мемориала — один из необходимых, важных шагов, который сделали именно люди. Игорь Гарькавый, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово»: — Этот «Сад памяти» — начало большой работы. Конечно, нам необходимо открыть музей. Ведь мемориальный комплекс состоит из множества элементов. И этот комплекс — главный памятник, где увековечены имена всех погибших здесь с августа 1937 года по октябрь 1938 года. Нам важно не только знать их имена, нужно понять, какую Россию мы потеряли в этих людях. Ведь это были наследники великой страны: священники, представители аристократии, военные. Здесь находятся останки 12 генералов царской армии времен Первой мировой войны, более 200 офицеров, многие из которых — георгиевские кавалеры. Тут же покоятся ученые, музыканты, врачи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 мая, 2023 17 мая, 2023 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 20 января, 2024 28 июня, 2023 14 июня, 2023 13 июня, 2023 19 мая, 2023 18 мая, 2023 17 мая, 2023 7 апреля, 2024 4 апреля, 2024 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/sad-pamyati-nuzhen-zhi...

Между тем многие акафисты по богословскому содержанию и по поэтическим достоинствам уступают текстам Триоди, Октоиха и Миней. Следует осмотрительно относиться к этому и не преувеличивать необходимости создания и богослужебного употребления все новых и новых акафистов. Конечно, работа по составлению служб новопрославленным святым ведется медленно, ведь гимнографический труд ответственен и сложен. Но эта работа всё же осуществляется. За истекший межсоборный период, помимо уже упомянутой «Минеи новомученикам», Синодальной богослужебной комиссией были составлены служба Собору преподобных Оптинских старцев, служба преподобным Иулиании и Евпраксии Московским и заново отредактирован акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Именно текстами, изданными официально, надлежит пользоваться при отправлении богослужений. Наконец, прошу епархиальных Преосвященных обратить внимание на одобренные Священным Синодом 26 июля 2010 года принципы формирования состава епархиальных Соборов святых. Соблюдайте эти принципы, когда направляете мне соответствующие рапорты. Молитвенное чествование Собора святых епархии есть ежегодное празднование общеепархиального характера, центр которого – богослужение. Могут также проводиться различного рода мероприятия, знакомящие желающих с житием святых, с историей епархии и современной церковной жизнью.  В период со времени Архиерейского Собора 24–29 июня 2009 года в состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века включены имена: - от Екатеринбургской епархии: архимандрита Ардалиона (Пономарева; 1877 – 29 июля 1938); - от Йошкар-Олинской епархии: священника Анатолия (Ивановского; 1863 — 17 (30) октября 1918); - от Казанской епархии: епископа Чистопольского Иоасафа (Удалова; 1886 – 2 декабря 1937); - от Московской епархии: архимандрита Неофита (Осипова; 1875 – 3 ноября 1937), игумена Сергия (Чернухина; 1879 – 9 ноября 1942), священника Сергия (Спасского; 1884 – 27 ноября 1937), священника Михаила (Троицкого; 1878 – 5 августа 1938), монахини Елены (Коробковой; 1879 – 7 июня 1938), послушницы Марии (Виноградовой; 1886 – 17 февраля 1938), Александры (Булгаковой; 1886 – 15 октября 1938); - от Чувашско-Чебоксарской епархии: священника Василия (Константинова-Гришина; 1874 – 14 марта 1943). Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Затем установленный на барже крест будет перевезен  в Беломорск. Оттуда баржа в сопровождении пассажирского корабля, на борту которого соберутся участники крестного хода, пройдет Беломорско-Балтийскую и Волго-Балтийскую водные системы и далее по Волге и каналу им. Москвы достигнет столицы. По пути следования в ряде городов будут совершены остановки с проведением заупокойных богослужений в память о всех пострадавших в годы лихолетия. 6 августа караван крестного хода, к которому присоединится теплоход с московским духовенством, общественностью  и прессой,  проследует по Москве-реке мимо Кремля в Южный порт, где будет перегружен на автомобильную платформу, а затем после совершения в одном из московских храмов ночной литургии, будет обвезен вокруг Москвы по МКАД и доставлен в Бутово. 8 августа - в день, когда 70 лет тому назад в Бутове начались массовые расстрелы, перед установленным крестом будет совершено заупокойное богослужение. Таким образом, крестный ход  по пути с одной Русской Голгофы - Соловков к другой - Бутово проследует по каналам, построенным трудом огромного числа заключенных.   Перед началом крестного хода в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре откроется выставка " Крестный путь: Соловки-Бутово " ,  посвященная судьбам подвижников веры, прошедших через Соловецкий лагерь и принявших мученическую смерть на Бутовском полигоне. На выставке будут представлены материалы по истории Соловецкого лагеря особого назначения и Бутовского полигона, ГУЛАГа, канала им. Москвы, Беломор-Балтийского и Волго-Балтийского каналов. Один из разделов выставки посвящен Большому Поклонному Кресту и истории его создания. Подобная экспозиции будет открыта для посетителей  и на Бутовском полигоне.          Справка Большой Поклонный Крест изготовлен в Кресторезной палате  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря из сибирского кедра по образу традиционных поклонных крестов, широко распространенных на Русском Севере. Высота креста с голубцом            12,5 м, ширина 7,6 м. Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия - только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь было расстреляно и захоронено 20761 человек. Среди пострадавших около тысячи человек приняли мученичество за исповедование православной веры. Из них 323 причислены Полнотой Русской Православной Церкви к лику святых. Бутовский полигон в Ленинском районе Московской области около пос. Дрожжино. Проезд: по Варшавскому шоссе (в область) или от ст. метро «Бульвар Дмитрия Донского», авт. 18. По пути следования крестного хода запланированы остановки с проведением поминальных богослужений в следующих городах:       - Беломорск (26.07.2007  - 16.00 – 18.00);       - Медвежьегорск (28.07.2007 – 16.00 – 20.00);       - Вытегра (30.07.2007 - 00.00 – 10.30);       - Горицы (31.07.2007 – 17. 30 – 21.30);       - Череповец (01.08.2007 – 14.30 - 23.30);

http://pravoslavie.ru/23260.html

Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Церковь здесь существовала уже в начале XVII в. Она была деревянной. “В писцовых книгах 1628 – 1629 годов сказано, что в селе Городище церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, в церкви образы, свечи, книги, колокола…” В 1737 году рядом с храмом Рождества Богородицы была построена деревянная теплая церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В 1791 году вместо двух деревянных церквей начали строить каменный храм с двумя престолами: в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний храм) и в честь Святителя Николая Чудотворца (зимний придел). Приход состоял из села Городище, деревень Криушкино и Княжево. В деревнях были построены деревянные часовни. В советское время часовня в Криушкино подверглась разрушению. В Городищах действовала церковно-приходская школа. В 1824 г. в Городище был назначен священник Александр Алексеевич Любимов. В 1849 году в селе начал священническое служение Иван Васильевич Парийский. В период с 1870 по 1880-е годы в храме с. Городище служил священник Феодор Васильевич Веселовский. А в 1897 году в Городище священником был поставлен Семен Егорович Курашев. В храме села Городище служил священномученик Николай (Николай Николаевич Ершов). Он родился в 1888 году в крестьянской семье. В 1912 году посвящен в сан диакона. Позднее был рукоположен в сан священника. С 1931 года служил в селе Романово, а с 1936 года в селе Городище Переславского района. За ревностное исполнение своих пастырских обязанностей и проповедь о верности вере и Православной Церкви отец Николай был арестован советской властью. Это произошло в октябре 1937 года. Священник Николай Ершов был обвинён в «участии в антисоветской группировке, дискредитации колхозного строительства, повстанческой агитации». Батюшка получил приговор — восемь лет заключения в концлагере, где 16 декабря 1937 года он принял мученическую смерть. В 1989-е годы священник Николай Николаевич Ершов был реабилитирован. А 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был канонизирован как священномученик. Память священномученика Николая Ершова совершается: 16 декабря по новому стилю - дата кончины; в день памяти " Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской " (празднуется в первое воскресенье после 7 февраля); 5 июня – день празднования всех " Ростово-Ярославских святых " .

http://sobory.ru/article/?object=00753

На следующий день рано утром (с двух часов) Поклонный крест на автоплатформе объедет вокруг Москвы по Московской кольцевой дороге, а к семи часам утра будет доставлен к храму Новомучеников и исповедников российских на Бутовском полигоне. Установка креста займет несколько часов.  Восьмого августа, когда исполняется 70 лет с начала массовых расстрелов на Бутовском полигоне, викарий Патриарха Московского и всея Руси Алексия II apxuenuckon Истринский Арсений совершит в храме Новомучеников и исповедников российских божественную литургию и панихиду, а также молебен перед Поклонным крестом.  Акция " Крестный путь: Соловки - Бутово " проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память о жертвах репрессий и подвиге новомучеников и исповедников российских, символически связывая две " русские Голгофы " .  Крестный ход начался 25 июля с торжественного освящения у стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, где размещался лагерь СЛОН, Поклонного креста. Он изготовлен из сибирского кедра в монастырской Кресторезной палате по образцу поклонных крестов, широко распространенных на Русском севере. Высота креста - 12,5 метра, ширина - более 7,5 метра. Крест установили на барже и перевезли в Беломорск, откуда баржа в сопровождении пассажирского корабля отправилась в дальнейший путь по Беломорско-Балтийской и Волго-Балтийской водным системам. По Волге и каналу имени Москвы корабли достигли столицы. В ряде городов по пути следования (в частности, в Медвежьегорске, Вытегре, Горицах, Череповце, Рыбинске, Угличе, Дубне, Дмитрове) делались остановки и совершались заупокойные богослужения о пострадавших в лихолетье.  Бутовский полигон, где завершится акция, - крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и захоронены более 20,76 тысячи человек. Около тысячи из них приняли мученическую смерть за исповедование православной веры, 323 причислены к лику святых.

http://pravoslavie.ru/23414.html

В 1928 году выслан в Сибирь: вначале отбывал ссылку в Тюменском округе, затем – в Тобольске (полтора месяца находился в изоляторе), позднее направлен в Обдорск, а оттуда – в село Мужи. В 1929—1931годах жил в селе Киеват. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородского), предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти, но общения с ним не прервал. 30 июля 1931 года арестован в ссылке и обвинён в антисоветской агитации. 14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки в Казахстан. В апреле 1934 года, после освобождения, уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Однако улучшения самочувствия не наступало. В сентябре 1934 года по приглашению знакомого священника Ивана (Иоанна) Скадовского приехал к нему в город Камышин Сталинградской области, где тот отбывал ссылку. 2 октября 1934 года архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонником её насильственного восстановления и считает, что «идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви». 17 марта 1935 года Особое совещание при НКВД приговорило архиепископа Прокопия и священника Ивана Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. В доме, где они жили, была устроена небольшая церковь, куда приходили исповедаться и причаститься и православные местные жители. 24 августа 1937 года архиепископ Прокопий и священник Иван Скадовский были арестованы по обвинению в контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Виновными себя не признали. 28 октября тройка НКВД приговорила их к расстрелу.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010