Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской пополнился новым именем 29 декабря, 2021. Новостная служба Михаил Красноцветов решил стать священником в 1921 году, в 1937-м его расстреляли 29 декабря. ПРАВМИР. Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Об этом сообщается на сайте Московского Патриархата ( журнал Синода ). Синод постановил совершать память священномученика 12 октября/30 сентября, в день его кончины. Михаил Григорьевич Красноцветов родился 29 сентября 1885 года в Калуге в семье диакона. Отец шестерых детей. Служил народным учителем, участковым земским страховым агентом, мировым судьей. В конце 1921 года принимает решение стать священнослужителем. В 20-х и начале 30-х подвергался арестам — по обвинению «в агитации в направлении помощи международной буржуазии» и в контрреволюционной агитации. Был приговорен к заключению в лагере сроком на 5 лет. Освобожден в апреле 1935 года. До 29 марта 1936 года отбывал срок ссылки. 5 июля 1937 года вновь арестован — по обвинению в антисоветской пропаганде. Виновным в предъявленном обвинении себя не признал. 10 октября 1937 года на основании показаний свидетелей и обвиняемых священник Михаил Красноцветов был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 12 октября 1937 года. Был реабилитирован посмертно в 1957 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2022 28 октября, 2018 7 марта, 2018 4 февраля, 2017 17 мая, 2014 29 мая, 2013 11 февраля, 2013 10 февраля, 2013 22 февраля, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

До 26 июня 1937 года содержался в политизоляторе в Ярославле. В 1937 году, находясь в тюрьме, получил еще один срок. 7 февраля 1937 года обвинен в «контрреволюционной деятельности». Приговор: 3 года лишения свободы. На протоколах допросов М.А. Новоселова приписано сверху его мирского имени рукой следователя: «Епископ Марк». С 26 июня 1937 года до 1938 года он содержался в тюрьме в городе Вологде. Против него завели новое уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 года епископ Марк (Новоселов) в Вологодской тюрьме был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Дальнейших документальных сведений о его судьбе нет. От одного из заключенных, Ахмета Ихсана, чудом вырвавшегося на волю, имеются сведения о пребывании Епископа в тюрьме. Этот заключенный был турком, обращенным Владыкой в Православие и ставшим его духовным чадом. Среди своих соузников владыка Марк пользовался большим уважением как человек твердый в вере. Его почтительно называли аввой и Богословом. Против последнего именования она сам неизменно возражал. В тюрьме он продолжал отмечать все православные праздники, память святых. Множество людей тянулись к нему, жаждали его духовного руководства, просили его молитв. Турок говорил о Владыке как о святом. Его книга «Письма к друзьям» завершается следующими возвышенными словами: «Блажен, кто не отступит от Христа среди тяжких искушений, постигающих Церковь , воодушевляясь участием в ее всемирном торжестве, имеющем открыться по скончании мира». К этим блаженным, безусловно, должно отнести и самого Владыку. Мученик Михаил (Новоселов), (Марк, епископ Сергиевский) канонизирован как мирянин Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 года. Литература: 1 . Полищук Е.С. Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям "/ Новоселов М. А. Письма к друзьям. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Наконец, последней вехой нашего сотрудничества была работа над исследованием философско-эстетических дискуссий в ГАХН , результаты которого были опубликованы в двухтомнике «Искусство как язык» (2017) при деятельном участии Николая Константиновича. Он не только написал важное исследование о круге учеников Шпета в ГАХН, но и активно консультировал при подготовке тома с публикациями источников и сам взялся за введение к разделу об основных понятиях теории искусства. Но лишь в планах остался подготовленный им том эстетических, философских и богословских сочинений гахновца Т. Райнова, исследование и частичную публикацию которых Николай Константинович начал еще в 1970-е годы. Будучи сам сыном кинорежиссера и члена ГАХН Константина Гаврюшина, он сделал осмысление своей собственной истории ключом к живому пониманию культуры 1920-х годов. Надеюсь, что о многих других сторонах деятельности Николая Константиновича – как преподавателе в МГУ и МДА, как сотруднике Института истории естествознания и техники и т.д. – будут написаны слова знавших и ценивших его как человека и как ученого. Невозможно поверить, что столь внезапно и столь рано оборвалась жизнь этого замечательного человека! Вечная ему память! Рейтинг: 10 Голосов: 386 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Государственная академия художественных наук (ГАХН) – научно-художественный институт, созданный в России в 1921 г. и имевший своей целью «всестороннее исследование всех видов искусств и художественной культуры». ГАХН должна была заниматься разработкой теоретических вопросов всех видов искусств, их синтеза и координации. Закрыта в 1930 г.  Русский философ и историк философии Г. Шпет (1970–1937) был вице-президентом ГАХН и председателем (1922–1925) ее Философского отделения. Расстрелян в 1937 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил Храмов 20 августа 2019, 04:19 Вечная память. Наталия 18 августа 2019, 04:35 Царствие Небесное рабу Божьему Николаю Виталий 17 августа 2019, 20:45 Благодарен Николаю Константиновичу за его доброту и живые, богатые по содержанию лекции в Нижегородской семинарии. Царство ему Небесное!

http://pravoslavie.ru/123074.html

Священномученик Кирилл, митр. Казанский (1863–1937 гг.). Священномученик Кирилл, митрополит Казанский (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился 26 апреля 1863 году в городе Кронштадте в семье псаломщика. По окончании семинарии и академии со степенью кандидата богословия, он был возведен 21 ноября 1887 года в священнический сан и назначен гимназическим законоучителем. В период с 1900 по 1902 год был настоятелем церкви в г. Кронштадте. После смерти супруги отец Константин 10 мая 1902 года был пострижен в мантию с именем Кирилл, становится архимандритом. Два года архимандрит Кирилл возглавляет духовную миссию в Иране. 6 августа 1904 года архимандрит Кирилл был хиротонисан во епископа Гдовского . 31 декабря 1909–1913 гг. – епископ Тамбовский и Шацкий. (Примечательно, что перед своей кончиной о. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы отпевал его именно епископ Кирилл.) Общительность, необыкновенная простота в обращении, родительская приветливость – качества, которые отмечали все, соприкасавшиеся с тамбовским архипастырем. Приведём несколько строк из воспоминаний современника: «Вы, уходя от владыки, чувствуете какое-то особое нравственное успокоение и считаете себя первым счастливцем в мире сем». Очень часто архиепископ Кирилл совершал поездки по епархии. 6 мая 1913 года – возведен в сан архиепископа. Митрополит Кирилл был одним из самых деятельных участников Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов и непримиримым борцом с обновленчеством. Постановлением Патриарха Тихона и Св. Синода 1 апреля 1918 года он становился митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, но из-за невозможности ввиду военных действий прибыть к месту служения, назначается в Казань. Дальнейшая его жизнь (с 1919 г.) – это сменяющие друг друга тюремные заключения и ссылки. С 1934 года митрополит находился в своей последней ссылке в Казахстане. Здесь ему предъявили обвинение в создании «центра подпольной церковной антисоветской организации». 19 ноября 1937 года постановлением Тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской области митрополит Кирилл был приговорен к расстрелу. 20 ноября 1937 года приговор привели в исполнение. (Захоронен в Лисьем овраге под Чимкентом.) В 2000 году митрополит Кирилл (Смирнов) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. (День памяти 7/20 ноября) Слава, глас 6: Священник законнейший, даже до кончины твоея был еси, блаженне Кирилле священнодействуя бо божественная и неизглаголанная таинства, кровь твою излиял еси за Христа Бога, и жертву благоприятную себе приветл еси. Тем дерзновение имея к Нему, прилежно молися о верою и любовию совершающих твою пречестную память, и почитающим сию избавитися напастей и всяких бед и обстояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Март. 1911. Т. ХХШ. С. 1072–1081; Заливалова Л.Н., Лебедева Г.Е. Из истории русской церковно-исторической науки: Ф.А. Курганов (1844–1920)//Историческая мысль в Византии и на Средневековом Западе. Иваново, 1998. С. 181–204. 7 Соколов И.И. Состояние монашества в византийской церкви с половины до начала в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894.; РГИА. Ф. 796. Оп. 185. Д. 520. 9 Санкт-Петербургский филиал архива Российской Академии Наук (далее ПФА РАН). Ф. 116. Оп. 1. Д. 234. Л. 5. 12 Когда в отчете Академии наук, посвященном 5-летию «Византийского временника» (1894–1898), было отмечено, что «Временник» может похвалиться полнотой библиографических обзоров книг и статей, имеющих отношение к Византии, там был назван и Иван Иванович Соколов (ВВ. СПб.,1899. Т. 6. Вып. 1–2. Прил. 22–23.). 28 Деяния Собора Русской Православной Церкви. 1917–1918. М., 1994. 15, 45–50, 52– 55, 56–57, 64. 31 Головин К.В. Дело «евлогиевцев»//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. Вып. 24. С. 136–146. 32 Справка дана по запросу Председателя комиссии по канонизации святых Санкт- Петербургской епархии профессора протоиерея Владимира Сорокина. 36 Данные кандидата исторических наук Гульшат Хусаиновой приводятся в электронной публикации «Республика» агентства Башинформ: [Б.а.] В Уфе почтили память академика Любавского//Республика. 19 августа 2010 (http://www.bashinform.ru/news/294597/#pic). 37 Тагиров, Афзал Мухитдинович (1890–1938) – директор Института национальной культуры (октябрь 1936 – апрель 1937). 39 Дмитриев, Николай Константинович (1898–1954) – тюрколог, один из основоположников башкирской филологии, с 1943 г. член-корр. АН СССР. 40 Амантаев, Абдулла Сахибгареевич (1907–1938) – директор Института национальной культуры (май 1933 – октябрь 1936; апрель – октябрь 1937). 41 Типеев Ш.И. Очерки по истории Башкирии. Уфа: Башкирское государственное издательство, 1930. 222 с. 42 Мы выражаем глубокую благодарность Р.С. Котову, чтецу Смольного собора, сотруднику Музея Александро-Невской лавры, предоставленную возможность ознакомиться с материалами уфимских архивов. 43 Усманов, Абубакир Нурианович (1910–1982) – директор Института национальной культуры (декабрь 1937 – сентябрь 1939; июнь 1943 – март 1951).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Рейтинг: 10 Голосов: 600 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фото из личных архивов епископа Вениамина (Милова), Е.Т. Кречетовой; пресс-службы Саратовской епархии.  За последние годы в издательстве Саратовской митрополии вышли в свет книги:  Вениамин (Милов) , епископ. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви. Саратов, 2011; Святая наука смирения. О жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова). Саратов, 2015.   Архиепископ Гурий  (Степанов; 1880–1938), выдающийся богослов, востоковед. Был инспектором Казанской духовной академии в годы обучения там В.Д. Милова. В 1920 г. рукоположен во епископа Алатырского, в 1923–1924 гг. – управляющий Петроградской епархией. Неоднократно арестовывался; в 1924–1930 гг. – в Соловецком лагере. С 1930 г. – архиепископ Суздальский, в 1932–1935 гг. – в заключении. В 1938 г. расстрелян под Новосибирском.   Е.Т. Кречетова  († 2009) – супруга протоиерея Николая Кречетова, настоятеля храма Спаса Преображения на Болвановке, восстановленного его трудами, благочинного Москворецкого округа.  Здесь и далее полужирным шрифтом выделено то, что подчеркнуто автором письма.  Евр. 9: 27.   Священномученик Петр  (Зверев; 1878–1929; память 25 января/7 февраля), архиепископ Воронежский. Приняв монашество и священный сан в 1900 г., преподавал в Орловской, Новгородской духовных семинариях. В 1909 г. был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии, где имел возможность постоянно общаться с оптинскими старцами. Нес архипастырское служение в Нижегородской, Тверской, Воронежской епархиях. Многократно арестовывался за противодействие обновленческому расколу. Весной 1927 г. был отправлен в Соловецкий лагерь, где скончался от тифа. Святые мощи священномученика Петра сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря.   Священномученик Александр Хотовицкий  (1872–1937; память 7/20 августа), протопресвитер. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Североамериканскую епархию. Здесь в 1896 г. принял священный сан. В 1917 г. был переведен в Москву с назначением ключарем кафедрального храма Христа Спасителя. Был одним из ближайших помощников святого Патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам. Осенью 1937 г. вновь был арестован. Расстрелян 19 августа 1937 г.

http://pravoslavie.ru/95821.html

Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Июнь». Тверь. 2008. С. 463-501 Примечания [a] Преподобный Варсонофий Оптинский (в миру Павел Иванович Плиханков); память 1/14 апреля. [b] Лаврентий Иванович и его супруга Мария Степановна скончались в 1902 году, Митрофан Николаевич – в 1903-м//АОП. Фонд новомучеников и исповедников. [c] Преподобный Анатолий Оптинский, Старший (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов), иеросхимонах; память 25 января/7 февраля. [f] Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов), иеросхимонах, местночтимый святой Московской епархии; память 17 февраля/2 марта. [h] Преподобномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобраков); память 26  декабря/8 января. Преподобный Анатолий Оптинский, Младший (в миру Александр Алексеевич Потапов); память 30 июля/12 августа. [j] Преподобный Нектарий Оптинский (в миру Николай Тихонов), иеросхимонах; память 29 апреля/12 мая. [k] Преподобномученик Серафим Оптинский (в миру Стефан Григорьевич Гущин); память 10/23 ноября. [p] Осведомитель Майский – бывший оптинский послушник Тихон Плетнев, поступил в Оптину пустынь в 1912 году; некоторое время жил вместе с келейником старца Нектария Петром Швыревым; при советской власти стал служить осведомителем, давая в ОГПУ сведения об оптинской братии и соприкасавшихся с нею мирянах; 28 мая 1927 года он по ходатайству ОГПУ был восстановлен в гражданских правах [ГАКО. Ф. Р-26, оп. 1, д. 825, л. 439 об.]; осенью 1937 года он был арестован вместе с другими монахами; 5 декабря 1937 года все арестованные монахи были расстреляны, а послушник Тихон переведен в смоленскую тюрьму камерным осведомителем; через год, 5 января 1939 года, руководство НКВД по Смоленской области приняло решение о его освобождении//УФСБ России по Калужской обл. Д. П-12918, л. 191. [q] Имеются в виду шамординские монахини, названные так иеромонахом Гурием по имени Сергея Павловича Перлова (1836-1910) – известного чаеторговца, благотворителя и строителя Шамординского монастыря.

http://fond.ru/kalendar/522/nikon/

Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду — и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпове в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец. Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 года по обвинению в»агитации против руководителей советского правительства и колхозов»и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов, следователь на последнем допросе спросил: — На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете? — Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю. 17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (память 7 июня по старому стилю) С вященномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от града Углича. С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе. Первоначальное образование Владимир получил в Угличском Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа 1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

24 июля 2007 г. 08:40 — 6 июля 2007 г. 21:40 Фонд «Андреевский флаг», Русское Афонское общество, и храм св. Новомучеников и Исповедников российских в Бутове в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» организуют речной крестный ход «Крестный путь: Соловки — Бутово». В 2007 году исполняется 70 лет с начала массовых репрессий 1937-1938 гг. В память об этих событиях по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II бyдem совершен крестный ход с перенесением с Соловков в Бутово Большого Поклонного Креста. Целью крестного хода является молитвенное поминовение всех пострадавших в годы репрессий и увековечение их памяти, а также привлечение внимания общественности к теме прославления подвига святых новомучеников и исповедников Российских. Крестный ход начнется 25 июля с торжественного освящения  у стен Соловецкого ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря 12-ти метрового Поклонного креста, изготовленного в монастырской Кресторезной палате. Затем установленный на барже крест будет перевезен  в Беломорск. Оттуда баржа в сопровождении пассажирского корабля, на борту которого соберутся участники крестного хода, пройдет Беломорско-Балтийскую и Волго-Балтийскую водные системы и далее по Волге и каналу им. Москвы достигнет столицы. По пути следования в ряде городов будут совершены остановки с проведением заупокойных богослужений в память о всех пострадавших в годы лихолетия. 6 августа караван крестного хода, к которому присоединится теплоход с московским духовенством, общественностью  и прессой,  проследует по Москва-реке мимо Кремля в Южный порт, где будет перегружен на автомобильную платформу, а затем после совершения в одном из московских храмов ночной литургии, будет обвезен вокруг Москвы по Московской кольцевой автодороге и доставлен в Бутово. 8 августа — в день, когда 70 лет тому назад в Бутове начались массовые расстрелы, перед установленным крестом будет совершено заупокойное богослужение. Запланированы остановки крестного хода с проведением поминальных богослужений в следующих городах: Справка Большой Поклонный Крест изготовлен по образу традиционных поклонных крестов, широко распространенных на Русском Севере, в Кресторезной палате  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря под руководством Георгия Кожогаря из сибирского кедра. Высота креста с голубцом 12,5 м, ширина 7,6 м. Бутовский полигон  — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия. Только в период с августа 1937 г. по октябрь 1938 г. здесь было расстреляно и захоронено 20 761 человек. Среди пострадавших около тысячи человек приняли мученичество за исповедование православной веры. Из них 323 причислены Полнотой Русской Православной Церкви к лику святых. По материалам Сайта храма Новомучеников и Исповедников российских в Бутове Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/267250.htm...

В Читинской епархии паломники почтили память жертв политических репрессий 8 августа 2022 г. 16:03 7 августа 2022 года, накануне Дня памяти жертв политических репрессий в Забайкалье, на мемориале близ села Смоленка (Читинский район Забайкальского края) состоялась панихида о погибших в годы репрессий. Богослужение совершил клирик Читинской епархии иеромонах Алипий (Федотов). После панихиды была освящена мемориальная плита у поклонного креста на въезде на мемориал, слова на которой напоминают всем о трагических событиях 1937-1938 годов, которые никогда не должны повториться. Среди молящихся были родственники жертв репрессий, в том числе с портретом репрессированного, пришедшие почтить его память. Паломническая поездка на мемориал в рамках проекта «Забайкалье — моя история» была организована женским монастырем во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, и Центром подготовки церковных специалистов на средства гранта Президента РФ, предоставленного Фондом Президентских грантов. Также в этот день паломники вознесли молитвы святой преподобномученице великой княгине Елисавете на месте строящегося в ее честь храма на ул. Ангарская в Чите. До революции на этом месте располагался Покровский женский монастырь с санаторием для раненых на Русско-японской войне. В годы белой государственности (1919-1920 гг.) в монастыре пребывали останки алапаевских мучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Сотрудникам Управления КГБ по Читинской области в 1991 году удалось выявить место массовых захоронений жертв политических репрессий. После эксгумации и необходимых следственных действий останки 51 человека с характерными пулевыми отверстиями в затылочной части от пули калибра 9,2 миллиметра были 9 августа 1991 года перезахоронены в братской могиле. В 1992 году на этом месте появилось надгробие в виде креста и стилизованной часовни с ограждением, а Читинский областной совет объявил 9 августа региональным Днем памяти жертв политических репрессий . Читинская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010