В марте 1942 г. после японского вторжения Голландия потеряла Индонезию, самую крупную свою колонию. 656 Сенека — Луций Анней Сенека (4 до н. э. — 65), римский философ-стоик, воспитатель и советник римского императора Нерона. 657 …Федоровская икона — по преданию написана евангелистом Лукой, один из ее списков находился в Костроме, празднование в честь иконы установлено 14/27 марта в память избрания Михаила Романова на царство в 1613 г. 658 Пантелеимон — великомученик, родился в Никомидии, принял крещение, раздал имущество и бесплатно лечил больных, по доносу схвачен и казнен в 305 г., память 27 июля/9 августа. 659 …архиепископом Анастасием… — Анастасий (Грибановский, 1873—1965), выпускник Московской духовной академии, с 1906 г. епископ Серпуховской, с 1914 г. епископ Холмский, с 1915 г. епископ Кишиневский, с 1916 г. архиепископ, с 1919 г. в эмиграции, с 1922 г. в юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом, в 1924—1935 гг. жил в Иерусалиме при Русской духовной миссии, с 1935 г. митрополит, с 10 августа 1936 г. возглавлял Русскую Православную Церковь за рубежом, с 1935 г. жил в Югославии, с 1944 г. — в Германии (Мюнхене), с 1950 г. — в США (Нью-Йорке). Митр. Анастасий был в переписке с И. А. Шмелевым. Его письма к Шмелеву переданы в Российский Фонд Культуры.  Ед. хр. 15. Л. 44, 45. Письмо, машинопись. 660 …ты же рыбинская… — О. А. Бредиус-Субботина провела детство в г. Рыбинске Ярославской губернии. 661 …Герасима-Грачевника… — 4/17 марта в Православной Церкви отмечается память преп. Герасима “иже на Иордане” (ум. 475) и преп. Герасима Вологодского (ум. 1178).  Ед. хр. 15. Л. 54, 55. Письмо, машинопись. 662 Хозяйка этой фирмы… — Анна Семеновна Будо (ур. Дуван), дочь С. Э. Дувана, сестра Е. С. Гелелович. 663 Вилъгельмина — королева Нидерландов в 1890—1948 гг., в знак протеста против нацисткой оккупации покинула родину, в 1940— 1945 гг. жила в эмиграции в Великобритании; …на свадьбу дочери… — имеется в виду Юлиана (р. 1909), королева Нидерландов в 1948—1980, вышедшая замуж 7 января 1937 г.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

13 августа следователь снова допросил священника. –  Расскажите о ваших контрреволюционных проповедях среди верующих и чем вы руководствовались. –  В своих проповедях я очень много говорил о том, что мы сейчас наблюдаем упадок нравственности, и в смысле нравственности мы находимся в ужасном, отчаянном положении; люди, видя такое положение, кончают жизнь самоубийством... Упадок нравственности есть результат упадка веры, а это все вместе ведет к физическому вымиранию людей. Допросы шли не переставая, днем и ночью. –  Гражданин Березин, где и когда вы собирали нелегальное собрание верующих, какие обсуждались вопросы? –  25 апреля 1937 года в сторожке Вознесенской церкви во время перерыва в службе собрались на отдых верующие. Я решил воспользоваться этим моментом для того, чтобы довести до сведения верующих то, что Калининский архиепископ отстранил от службы священника Одинцова за склоку. Больше никаких вопросов в это время не обсуждалось, и я сказать ничего не могу. Вы можете со мной делать что хотите, но я сказать не могу, потому что других вопросов не было. В обвинительном заключении следователь написал: " Березин, возвратившись после отбытия срока наказания, продолжал систематически проводить антисоветскую контрреволюционную агитацию, выражавшуюся в открытых выступлениях перед верующими с антисоветскими и контрреволюционными проповедями, в которых распространял провокационные слухи об... упадке нравственности, объясняя это существованием советской власти и коммунистической партии. Распространял провокационные слухи о разложении семьи, о разврате среди населения, при этом сохранял контрреволюционную литературу " . 3 октября Тройка НКВД приговорила о. Павла к расстрелу. Священник Павел Березин был расстрелян через несколько дней – 7 октября 1937 года . Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 237-249 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/933/pavel/

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896–1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги. Падут от страны твоея тысяща, и тма  одесную тебе, к тебе же не приближится. Пс 90, 7 Святитель Иоанн позднее в своей жизни напишет следующее: «Годы нашего епископского служения в многоплеменном граде, не напрасно сравниваемые с Вавилоном, проходили во время тяжелых испытаний во всем мире. Наш град явился одним из первых мест военных действий, а затем переносил многие лишения, хотя далеко не в такой степени, как в странах Европы» . 15 июля 1937 года японское правительство направило ультиматум китайскому правительству Чан Кай Ши, требуя «независимости» для внутренней Монголии и провинции Хубэй. Началась война. Первые бомбы упали на Шанхай 14 августа 1937 года, в тот момент, когда владыка Иоанн служил чин малого освящения воды в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Китайская авиация, в свою очередь, атаковала японский крейсер, пришвартованный у острова Хуанпу. Японцы, преследуя два китайских самолета, сбросили бомбы на территорию французской концессии. Однако сильнее всего военные действия отразились на китайской части города, а не на тех кварталах, где проживали иностранцы. По словам одного из западных журналистов, «после японских бомбардировок в окрестностях города все было разрушено, сожжено и стерто с лица земли» . Русское население столкнулось с огромными материальными трудностями, но убитых и раненых среди русских было немного. Владыка писал: «Население русское пострадало главным образом материально. Потерь жизни всего несколько, раненых тоже немного. Господь явно проявил Свою милость». Но добавлял при этом: «В имущественном же отношении многие живущие в местах нынешних военных действий пострадали значительно» . Беженцев расселили по русским семьям и, насколько это было возможно, старались прокормить. У архиепископа Виталия, жившего в Соединенных Штатах, владыка помимо молитв просил помощи: «Посему, кроме молитв о нас, какие необходимы всегда и всякому, мы нуждаемся в помощи прежде всего материальной. Русским же, кажется, ехать некуда и остается положиться на волю Божью, Который может сохранить и наказать на всяком месте» .

http://pravoslavie.ru/4487.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 февраля (7 марта) Мученик Андрей Гневышев Мученик Андрей родился 3 августа 1872 года в городе Бежецке в семье купца Ивана Гневышева, занимавшегося торговлей мучным товаром и для этой цели арендовавшего в городе лавку. Андрей Иванович наследовал занятия отца и занимался торговлей льняным семенем, льноволокном, став со временем крупным специалистом в этой области. Не оставляя своего торгового дела, он служил сортировщиком во французской фирме «Эрнест Маке», имевшей его своим представителем в Бежецке. В Первую мировую войну Андрей Иванович был призван на фронт рядовым. После революции все его имущество: склады, лавки и дома – было отобрано властями. Дом, в котором он жил с женой, сгорел во время пожара в 1921 году, и Андрей Иванович выстроил на этом же месте новый, но его впоследствии отобрали власти, и ему пришлось снимать квартиру. Андрей Иванович, впрочем, никогда не жалел о потере имущества – Бог дал, Бог и взял. К 1937 году у него осталась лишь лошадь с зимней и летней упряжью, что позволило ему работать возчиком в государственном учреждении. Глубоко верующий человек, Андрей Иванович был старостой в Никольском храме в Бежецке, где в то время служил викарий Тверской епархии, епископ Бежецкий Григорий (Козырев); с ним и с его братьями-священниками Андрей Иванович имел давние дружеские отношения. Настало время массовых беспощадных гонений, и местные органы НКВД стали составлять справки на всех церковнослужителей и верующих для последующего их ареста. 3 ноября 1937 года заместитель начальника Бежецкого отдела НКВД составил справку на арест Андрея Ивановича, где говорилось, что тот принадлежал «к церковной контрреволюционной группировке из числа бывших торговцев и монахинь» . В ночь со 2-го на 3 ноября Андрей Иванович был арестован, заключен в бежецкую тюрьму и сразу допрошен. – Расскажите следствию, с кем вы из бывших торговцев и лиц духовного звания имеете знакомство и поддерживаете связи.

http://fond.ru/kalendar/270/andrey/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАЛИНИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Василий Малинин. Кашин, май 1936 года Василий Васильевич Малинин ( 1898 - 1937 ), священник , священномученик . Память 10 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских . Родился 26 марта 1898 года в селе Васьянском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника . Первоначальное образование получил в Кашинском духовном училище , затем поступил в Тверскую духовную семинарию , которую окончил в 1918 году. В 1921 году был рукоположен в сан священника ко храму в селе Конаково Тверской губернии (по БД ПСТГУ, служил в Покровском храме с. Кононова Кашинского уезда Тверской губ.). У него не было ни земли, ни большого хозяйства, все имущество священника и его семьи составляли дом, два козленка и семь кур. В 1932 году был арестован по указу от 7 августа 1932 года, обвинен в краже колхозной соломы и приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря. Дома осталась семья – супруга Антонина Александровна и трое детей, семи, шести и двух лет. Два года проработал священник на каторге в лагере и в 1934 году был досрочно освобожден. Вернулся в тот же храм села Конаково , где возобновились богослужения. Вскоре он был назначен благочинным, но в апреле 1936 года был освобожден от этой должности по собственному прошению. В марте 1937 года власти потребовали, чтобы священник заплатил пятьсот рублей в качестве налога, в противном случае он будет арестован, а церковь закрыта. За богослужением священник обратился к прихожанам, сказав, что власти требуют от него уплаты налога, и попросил их собрать деньги и заплатить налог. Тут же в храме было решено собрать нужную сумму, для чего уполномочили одну из женщин отправиться по домам прихожан. Деньги были собраны, и служба в храме продолжалась. Отец Василий за каждым богослужением говорил проповеди. Он обходил дома своих прихожан, служа молебны и панихиды, соборуя и причащая, особенно это необходимо было для тех, кто жил в дальних деревнях прихода и по болезни или старческой немощи не мог прийти в храм.

http://drevo-info.ru/articles/22010.html

Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г. Церковь здесь существовала уже в начале XVII в. Она была деревянной. “В писцовых книгах 1628 – 1629 годов сказано, что в селе Городище церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, в церкви образы, свечи, книги, колокола…” В 1737 году рядом с храмом Рождества Богородицы была построена деревянная теплая церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В 1791 году вместо двух деревянных церквей начали строить каменный храм с двумя престолами: в честь Рождества Пресвятой Богородицы (летний храм) и в честь Святителя Николая Чудотворца (зимний придел). Приход состоял из села Городище, деревень Криушкино и Княжево. В деревнях были построены деревянные часовни. В советское время часовня в Криушкино подверглась разрушению. В Городищах действовала церковно-приходская школа. В 1824 г. в Городище был назначен священник Александр Алексеевич Любимов. В 1849 году в селе начал священническое служение Иван Васильевич Парийский. В период с 1870 по 1880-е годы в храме с. Городище служил священник Феодор Васильевич Веселовский. А в 1897 году в Городище священником был поставлен Семен Егорович Курашев. В храме села Городище служил священномученик Николай (Николай Николаевич Ершов). Он родился в 1888 году в крестьянской семье. В 1912 году посвящен в сан диакона. Позднее был рукоположен в сан священника. С 1931 года служил в селе Романово, а с 1936 года в селе Городище Переславского района. За ревностное исполнение своих пастырских обязанностей и проповедь о верности вере и Православной Церкви отец Николай был арестован советской властью. Это произошло в октябре 1937 года. Священник Николай Ершов был обвинён в «участии в антисоветской группировке, дискредитации колхозного строительства, повстанческой агитации». Батюшка получил приговор — восемь лет заключения в концлагере, где 16 декабря 1937 года он принял мученическую смерть. В 1989-е годы священник Николай Николаевич Ершов был реабилитирован. А 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был канонизирован как священномученик. Память священномученика Николая Ершова совершается: 16 декабря по новому стилю - дата кончины; в день памяти " Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской " (празднуется в первое воскресенье после 7 февраля); 5 июня – день празднования всех " Ростово-Ярославских святых " .

http://sobory.ru/article/?object=00753

В 1933 году 78-летний митрополит был уволен на покой. Последние годы жизни он провел в двух комнатах загородной дачи недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги, продолжая труды над богословскими и аскетическими сочинениями, проводя время в молитвах и приуготовляя себя к встрече со Христом. В ноябре 1937 года тяжело больного святителя вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря 1937 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. Священномученик Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский (память 13/26 августа) Священномученик Серафим (Звездинский) Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника. В 1902 году он неизлечимо заболел, но чудесным образом исцелился по молитве перед образом еще не прославленного старца Серафима Саровского. Этот образ сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. 26 сентября 1908 года он принял постриг с именем Серафим – в честь преподобного Серафима. По окончании Московской духовной академии трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря. В 1918 году, когда представители новой власти закрыли Кремль, епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. На полтора года они нашли приют в киновии в лесу близ Серафимо-Знаменского скита, которую устроила для них схиигумения Фамарь, духовная дочь владыки Серафима. 3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Дмитровского. Архипастырское служение стало претворением в жизнь его любви ко Христу и ближним. Святитель и в Бутырке совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди 12 декабря 1922 года последовал первый арест. После окончания допросов владыку перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Епископ Серафим утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой. Он и здесь совершал Божественную Литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял. По приговору отбывал два года ссылки в Зырянском крае, где совершал Литургию ежедневно.

http://pravoslavie.ru/90295.html

— Я уже сказал, что нигде, никогда не собирался и никаких разговоров не вел. — Мы имеем данные, что вы были в 1931 году судимы и осуждены на два года и срока наказания не отбывали. — Никогда я не судился, и меня не осуждали, и поэтому никаких сроков не отбывал. 20 сентября помощник оперуполномоченного УГБ Плоскошского районного отделения НКВД Ливанов составил обвинительное заключение по»делу»священника и крестьян. Несмотря на то что доказательств преступления не было никаких,«дело»сочли законченным и направили на рассмотрение Тройки НКВД с предварительного разрешения Осташковской опергруппы НКВД. 3 октября Тройка НКВД приговорила священника Андрея Быстрова и мирян Василия Виноградова, Сергея Михайлова и Спиридона Савельева к расстрелу. Они были расстреляны 7 октября 1937 года. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Шестидесятисемилетний Семен Никандров был приговорен к десяти годам заключения в исправительно–трудовой лагерь. Мученик Андрей (Гневышев), староста Никольской церкви (память 22 февраля по старому стилю) М ученик Андрей родился 3 августа 1872 года в городе Бежецке в семье купца Ивана Гневышева, который занимался торговлей мучными товарами и арендовал в городе лавку. Со временем Андрей Иванович также занялся торговлей льняным семенем, льноволокном и стал крупным специалистом в области льноводства. Не оставляя своего торгового дела, служил сортировщиком во французской фирме»Эрнест Маке», имевшей его своим представителем в Бежецке. В Первую мировую войну Андрей Иванович был призван на фронт и воевал рядовым до самого распада фронта в 1917 году. После революции все его имущество: склады, лавки и дома — было отобрано властями. Дом, в котором он жил с женой, сгорел во время пожара в 1921 году, и Андрей Иванович выстроил на этом же месте новый дом, который впоследствии отобрали власти, и ему с женой пришлось снимать квартиру. Но Андрей Иванович никогда не жалел о потере имущества — Бог дал, Бог и взял. В 1937 году у него оставалась еще лошадь с зимней и летней упряжью, что позволило ему работать возчиком в государственном учреждении.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В марте 1981 г. утвержден в звании профессора. 16 июля 1982 г. назначен ректором Московской Духовной Академии и семинарии. 14 октября 1982 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 9 сентября 1986 г. возведен в сан архиепископа. 16 сентября 1986 г. назначен председателем Учебного комитета при Священном Синоде. С 12 августа 1992 г. находился на покое. С 26 февраля 1994 г.— архиепископ Майкопский и Армавирский. С 18 июля 1995 г.— архиепископ Саратовский и Вольский. Скоропостижно скончался 7 января 2003 г. в праздник Рождества Христова от острой сердечной недостаточности. Патриарх Юстиниан (Марина; 1901–1977) — предстоятель Румынской Православной Церкви в 1948–1977 гг. Родился в 1901 г. в с. Суешты в семье крестьянина. В 1923 г. окончил духовную семинарию, после чего учительствовал. В 1924 г. был рукоположен в сан священника. В 1925 г. поступил на богословский факультет Бухарестского университета, который окончил в 1929 г. со степенью кандидата богословия. Проходил пастырское служение до 1945 г., когда был хиротонисан во епископа, викария митрополии Молдовы и Сучавы. В 1947 г. он стал митрополитом данной епархии, откуда и был призван на предстоятельское служение. Патриарх Юстиниан внес большой вклад в развитие церковной жизни в Румынии. По отзывам современников, он отличался глубокой верой, преданностью Церкви, своим христианским житием, глубоким знанием богословия и талантом писателя. Ныне Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Святитель Тихон (Белавин; 1865–1925; память 25 марта/7 апреля; 26 сентября/9 октября), Патриарх Московский. Нес свое служение на Алеутской и Северо-Американской кафедре с 1898 по 1907 г. Благодаря плодотворным миссионерским трудам почитается как подлинный апостол Православия в Америке Священномученик Александр Хотовицкий (1872 — дата смерти неизвестна, около 1937 г.; память 7/20 августа), протопресвитер. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Северо-Американскую епархию.

http://pravoslavie.ru/46481.html

Когда мы ехали домой, Владыка сказал: – Слава Богу, я причастился! Он был чрезвычайно удовлетворен и совсем обессилен. Дома его ждала ярославская органистка Любовь Шишханова с букетом цветов. Она пришла поздравить его с 1000летием Крещения Руси. У Владыки было прекрасное настроение. – Пора, пора креститься, – сказал он ей. – Даже узбеки крестятся! Она засмеялась: – Я хуже. К этому времени Толя уже совсем освоился у Владыки дома. «7 августа 1988 г. у отца Петра причащался». 7 августа, в воскресенье, Толя один ездил причащаться к отцу Петру в Телищево. Шел дождь. В тот день людей в церкви почти не было, и он причащался один. На обратном пути муж встретил следователей из военной прокуратуры. Приехал возбужденный, радостный, с настроением человека, который сам познал Христа и хочет благовествовать об этом всему миру, даже просто через встречу. В «гостевой тетради» записано, что вечером этого дня мы опять были у Владыки, впрочем, как и накануне, в субботу. «15 августа 1988 г. Владыка подарил икону И. Х. работы Васнецова – от отца Гурия – архиепископу Максиму (Крохе) Тульскому». Знаменательные события скрываются за этой записью. У нашего Владыки была икона Спасителя в терновом венце кисти Василия Васнецова. Она висела на стене, и Толя обратил на нее внимание сразу, как только ее увидел. Этот образ друзья подарили Гурию (Егорову), духовному отцу митрополита Иоанна, в день его монашеского пострига еще в 1915 году. На обратной стороне сделана гравировка: «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами ( 2Кор.13:11 ). На молитвенную память дорогому отцу Гурию, подъявшему в назидание многих ярем в юности своей – горячо любящие друзья: свящ. Николай Чепурин, иеромонах Серафим, Петр Шуваев, Георгий Алексеев, Сергий Бутузов, Владимир Верёвкин, Иоанн Виноградов , Леонид Егоров, Александр Попов , Александр Протопопов, Николай Терпигорьев, Владимир Цан. 4 декабря 1915». «Горячо любящие друзья» – это цвет монашества Петроградской духовной академии, будущие мученики и исповедники. Леонид Егоров – родной брат Владыки Гурия, причисленный к лику святых преподобномученик Лев. Владимир Веревкин – игумен Варсонофий, в годы гонений тайно окормлял жаждущих совершенной духовной жизни. Протоиерей Николай Чепурин – первый ректор возрожденной после Великой Отечественной войны Московской духовной академии и семинарии. Иеромонах Серафим служил в Александро-Невской Лавре, жил в Сарове, скончался в схиме. Сергей Александрович Бутузов, священник, срок отбывал на Соловках. Иоанн Виноградов – архимандрит Исаакий. В монашество его постригал знаменитый митрополит Евлогий (Георгиевский) в Париже. На родине прошел лагеря. Александр Протопопов – архиепископ Серафим, сиделец Соловецкого лагеря особого назначения. В 1937 году приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010