28 ноября 1937 года с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим. Так завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути. Память священномученика митрополита Серафима, канонизированного в 1997 году, совершается 28 ноября/11 декабря – в день мученической кончины. 811 Мартиролог Адона под 2 ноября: «рождение святого Викторина, епископа Пе- тавионского, который увенчался мученичеством в гонение Диоклетиана». По словам Иеронима (Ер. 45 ad Pavlin.) «Викторин увенчался славным (inclyto) мученичеством». Но деяния мученичества его не дошли до нас. Weiss. Leben d. Heiligen. 812 См.: Religiae sacrae, vol. III. Oxonii. 1815. Латинский текст сильно испорчен от невежд писцов. 813 «Вы поститесь или пять дней, или в среду и пятницу; потому что в среду последовало осуждение Господа, когда Иуда обещал продать Его за деньги; а в пятницу Господь потерпел страдание на кресте, при Понтийском Пилате» (Постановления Апостольские, рус. пер. Казань, 1864. Кн. 7, 23 (далее – Постановления Апостольские)). «В четвертый день (в среду) определили вознести Его на крест. Это знал и Иуда… Иуда ушел и сказал священникам: что хотите вы дать мне? Я вам предам Его» (Постановления Апостольские. Кн. 5, 14). Так говорит о среде Святое Евангелие ( Мф. 26, 3, 15 ). В мыслях синедриона и Иуды Иисус в среду уже взят был в плен, но выполнение страшной мысли совершалось в четверг, после таинственной вечери. 814 Parasceve superpositio flat. Superponere, superpositio – технические слова, означающие отложение пищи. По мыслям св. Викторина, пощение пятка – пощение ради страданий Господа; прибавление к тому воздержания дня субботнего допускалось собственно как приготовление к приобщению Святых Таин, совершавшемуся в воскресный день. Впоследствии на Западе оставили пост субботний, хотя уже и не приобщались Святых Таин в воскресенье. 817 Книга степенная. Ч. 1; Фундуклей И. Обозрение Киева в отношении к древностям. Киев, 1847 (далее – Фундуклей И. Обозрение Киева). Митрополит Никифор о Моно- махе: «его же из утробы освяти и помаза, от царской и княжеской крови смесив». Сам Владимир в своей духовной: «аз худый дедом своим Ярославом благовольным славным наречен в крещении Василий, русским именем Володимир, отцем взлюбленным и матерью своею Мономахы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 года постановила»Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять». 5 ноября священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. На запросы родных отвечали: осужден на 10 лет без права переписки. В начале 1956 года сын отца Владимира, уже ставший в это время священником (отец Евгений Амбарцумов принял священнический сан в 1951 году; был настоятелем Свято–Троицкого собора Александра–Невской Лавры в Ленинграде; скончался 26 ноября 1968 года), подал в Прокуратуру заявление с просьбой предоставить сведения о судьбе отца. В полученном ответе говорилось, что отец Владимир умер 21 декабря 1942 года в лагере от заболевания почек. Дата эта родными не была воспринята как день смерти, и о ней не вспоминали. Отпевание решено было совершить 24 мая, в день памяти Валентины Георгиевны Амбарцумовой. По воспоминаниям дочери,«отпевали папу в доме отца Евгения в Шувалове. Отпевание совершало четверо священнослужителей, хорошо его знавших — отец Михаил Соловьев… отец Петр Гнедич… отец Евгений… и еще один иеромонах. Еще кроме того, были… старые друзья моих родителей — Анна Никандровна Сарапульцева и Авенир Петрович, и вся семья Амбарцумовых…«Земля была захоронена на Ваганьковском кладбище в Москве в могилу Валентины Георгиевны. «Память о твоем папе у меня глубоко в сердце: при жизни он был для меня одним из самых близких по духу и дорогих для души людей, а теперь он сияет мне из Вечности, как сияют многие из великих христиан трех первых веков нашей эры… Тогда семьи подобных твоему папе считали себя счастливыми, имея близких покровителей в Царстве Небесном», — писал в то время Н. Е. Пестов.«Твой папа был для меня большим другом. В жизни мы встречались с ним на очень»узких дорожках», да таких опасных, что только в»сказке сказать». Я рада, что мне удалось ему много помогать и во многом. Он у нас почти жил, наш дом был ему родным, и наши скорби и радости были общими. Я знаю, что он меня там встретит», — писала его жена Зоя Вениаминовна Пестова.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский (память 19 апреля по старому стилю) С вященномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища. Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро–Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято–Троицкого монастыря Санкт–Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро–Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В. М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала»Истинно–Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён. В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению ГПУ сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

328 См.: Мальцев А., прот. Чины погребения и некоторые особенные и древние церковные службы Православно-Кафолической Восточной Церкви (нем. и церк-сл.). Берлин, 1898. 331 Павлов Василий Иванович (1879–1955), протоиерей. Родился в г. Колпино Санкт-Петербург­ской губ. В 1902 г. рукоположен в сан диакона, затем иерея. Служил в церкви Вознесения в Колпине. Арестовывался в 1917, 1924, 1927, 1932 гг. До 1935 г. настоятель Духовской церкви Алексан­дро-Невской лавры. В 1935 г. арестован, выслан на 5 лет в Астрахань. В 1937 г. арестован, приго­ворен к 10 годам лагерей. В 1945 г. вернулся в Ленинград. Служил в церквах на Большеохтинском, затем на Волковом кладбищах, с 1946 г. в Троицкой церкви «Кулич и Пасха». В 1946 г. сослан в Псков, где служил в Казанском храме. В 1953 г. ему было разрешено вернуться в Ленинград. Слу­жил в церкви вмч. Димитрия Солунского в Коломягах. Похоронен на Шуваловском кладбище, напротив церкви. 335 См.: Георгий, Затворник Задонский. Передаю вам слово души моей: Сб. писем. М.: Изд-во Сре­тенского монастыря, 2008. 338 Речь идет о Марии Васильевне Николя, племяннице епископа Николая (Налимова). Прожива­ла в Ленинграде. Скончалась 4 ноября 1961 г. См. о ней: наст. сб., кн. 1. 339 Н. Г. Грумм-Гржимайло ошибочно считает, что святитель Афанасий принял монашеский по­стриг с именем в честь святителя Патриарха Афанасия I Константинопольского. Его небесный покровитель святитель Афанасий III (Пателларий) Сидящий; 1597–1654), патриарх Константи­нопольский, Лубенский и Харьковский чудотворец. Скончался в г. Лубны по время путешествия в Россию. Память 2(15) мая. 342 Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Всезаграничного Карловацкого Церков­ного Собора 1921 г. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1933 г. управляющий приходами Московского Патриархата в США. В 1947 г. возвратился в СССР. С 28 ноября 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 1930-е годы он был конфискован, а 17 января 2007 года точная копия Святого Креста была освящена и установлена на его прежнем месте в храме села Пурех. 53 Игумен Ипполит был лаврским духовником, прозорливым старцем, много лет был библиотекарем и «гробовым монахом» у святых мощей преподобного Сергия. После закрытия Лавры вокруг старца собрались монахи, неотступно сохранявшие лаврский устав и проводившие лаврское богослужение. Когда в 1937 году начались аресты лаврской братии, дело их было названо именем старца – «Ипполит». Во время проведения следствия над Лаврским наместником архимандритом Кронидом (Любимовым; память 27 ноября/10 декабря) 93-летний старец Ипполит преставился в небесные обители. 54 Западные исследователи истории христианства, занимавшиеся в первую очередь его критикой и отрицавшие такие понятия, как Божественность и святость. 55 Здесь неясно, о каком сказании спрашивал старца будущий Владыка Варнава. Если имеется в виду увековечение слов Самой Пресвятой Богородицы, то до сих пор известны только следующие слова, сказанные Богородицей через Ее Смоленскую чудотворную икону преподобному Елеазару Анзерскому ( † 1656; память 13/26 января): «Елеазар! Соблюдайте Христовы заповеди о смирении и любви и поставьте во имя Мое церковь ». 56 Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 57 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Антонии, 13. М., 1999. С. 20. 58 Схимонах Филипп ( † 18 мая 1869), основатель Пещерной обители при Гефсиманском ските Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 67 Спрашивал я о том, можно ли заниматься отцами, Священным Писанием и прочим и не будет ли грехом, не отнимаю ли время от прямого послушания, уча на тройку вместо четверки-пятерки. – Е. В. 70 Речь идет о книге Косолапова Н. «Месяцеслов Православной Кафолической Церкви» (2-е изд. Симбирск, 1880). 73 Синаксарь – поучение из жития празднуемого святого или из истории праздника, читаемое на утрене после 6-й песни канона; тексты синаксарей напечатаны в триодях и минеях. 75 Параклисис – особое богослужение с чтением канона молебного ко Пресвятой Богородице («Многими содержимь напастьми...»). Читать далее Источник: Пути Промысла Божия/епископ Варнава (Беляев). - М. : Изд. Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. - 128 с. ISBN 978-5-7789-0234-4. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

15.  Свт. Кирилл Александрийский. О жертве агнца.Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход. Кн.2. [электронный ресурс] http://predanie. ru/lib/book 16. Год – библейский и церковный//Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь ; под ред. А.П. Лопухина. – Пг.: Изд-во А.П. Лопухина, 1903. – Т. 4. – С. 455 – 467. 17. Календарь библейско-еврейский и иудейский//Православная богословская энциклопедия/сост. Н.Н. Глубоковский. – Пг.: Изд-во А.П. Лопухина, 1907. – Т. 8. – С. 1– 6. 18.  Лебедев, Д.А. Средники//Журнал министерства народного просвещения: в 381 т. – СПб., 1911. – Ч. 23. – С. 106 – 156. 19.  Прот. Солярский, П. Опыт Библейского словаря: в 5 т. – Пб.: Типография Елеонского и К , 1887. Т.5. – С. 113. 20.  Прот. Солярский, П. Опыт Библейского словаря: в 5 т. - Пб.: Типография Елеонского и К , 1879. Т.1. – С. 266. 21.  ftp://ftp.ncdc.noaa.gov/pub/data/noaa/ 22.  Лосев, А.П. Агрометеорология: учебник/А.П. Лосев, Л.Л. Журина. – М.: Колос, 2001. С. 174 – 175. 23.  Лебедев, Д.А. Календарь и пасхалия//Церковный православный календарь на 1924 год с приложением календаря для старообрядцев/Д.А. Лебедев. – М.: Изд-во Е.Г. Парфенова. 1923 . – С. 29 – 31. 24.  Прот. Дьяченко, Г. Полный церковно-славянский словарь/Г. Дьяченко. – М.: Отчий дом, 2010. – С. 410. 25.  Добровольский, В.В. География почв с основами почвоведения: учебник для вузов/В.В. Добровольский. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с. 26.  Лебедев, Д.А. Цикл Анатолия Лаодикийского по В.В. Болотову//Византийский временник: в 23 т./Д.А. Лебедев. – СПб.: Изд-во при Императорской Академии Наук, 1912. – Т. 19. – С. 188 – 223. Примечания: 1) Лебедев Дмитрий Александрович, протоиерей, священномученик (1871-1937). Память 14 ноября по юлианскому календарю, а также в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших. 2) Д.А. Лебедев отмечал, что Матфей Властарь в 1335 г. знал о неточности александрийской пасхалии, но высказывался противее реформы

http://bogoslov.ru/article/4733283

52 Григорий, архимандрит. Миссионерское обозрение Его Высокопреосвященством Высокопреосвященным Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, приходов и монастырей Московской епархии с 5 по 15августа 1913 года. М., 1913. 53 Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864–1918), супруга великого князя Сергея Александровича, после его гибели основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель. При обители действовали больница и амбулатория для бедных и приют для девочек-сирот; сверх того Елизавета Федоровна помогала многим нуждающимся, в том числе священникам-миссионерам. 57 Владимир Николаевич Львов (1872–1930) – российский политический деятель, член Государственной Думы III и IV созывов, обер-прокурор Святейшего Синода в составе Временного правительства в 1917 году. В 1920 году эмигрировал из России, но уже в 1922 году вернулся в РСФСР и стал управляющим делами обновленческого Высшего церковного управления (по 1924 год). Активно участвовал в движении обновленцев. В 1927 году был арестован и сослан в Сибирь; скончался в 1930 году в томской тюремной больнице. 67 Священномученик Сергий Мечёв (1892–1941) – сын праведного отца Алексия Мечёва ; служил вместе с отцом в храме святителя Николая в Клёниках на Маросейке. В 1929 году был сослан; после освобождения в 1937 году поселился неподалеку от города Калинин (Тверь), но вскоре вынужден был скитаться. Летом 1941 года был арестован и 6 января 1942 года расстрелян в ярославской тюрьме. Память совершается 24 декабря/6 января. 70 Текст приводится по: Прибавления к Церковным ведомостям. 1911. 30. С. 1289–1295; 31. С. 1331–1336; 32. С. 1370–1378. 71 Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Приамурскому Иннокентию (Солодчину)//Настоящее издание. Т. 4. 72 Николая II; речь была произнесена 8 ноября 1900 года. См. речь «Исполнение молитвенных прошений» (Настоящее издание. Т. 4). 77 Опомнимся! Покаемся!//Настоящее издание. Т. 4; Церковь и законная власть – основа государственного порядка: Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 21 октября 1903 года//Настоящее издание. Т. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

562 Сегодня Батюшка заезжал к старшему дьякону Солярскому... – Солярский Дмитрий Иванович, старший диакон Иоанновского женского монастыря. 564 ...меня вызывают в качестве свидетельницы по делу священника Торбаева. – Следствие по делу священника Иоанновского монастыря Владимира Торбаева началось в 1905 г. 27 января 1906 г. отец Иоанн сообщал в письме игумении Таисии: «Священство, как соль, обуяло, и само развратилось. Вот и наш монастырский священник Владимир судится на грязном деле. Больно мне это и стыдно за священство; Бог ему судья» (Письма к игумении Таисии. С. 80–81). 565 Верно оказалось волнение Батюшки 5 декабря, – 9-го числа началась револю­ция в Москве. – Авт. 566 ...всенощную и обедню совершал высокоуважаемый и любимый преосвященный Кирилл... – Сщмч. Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру – Смирнов Константин Илларионович; † 1937; память – 7/20 ноября). Родился в 1863 г. в Санкт-Петербургской епархии. В 1887 г. по окончании Санкт-Петер­бург­ской Духовной Академии со степенью кандидата богословия назначен законо­учителем Елизаветпольской гимназии. В том же году рукоположен во священника. С 1894 г. – законоучитель 2-й С.-Петербургской гимназии, с 1900 г. – настоятель кронштадтской Троицкой церкви. В 1902 г. овдовел, 10 мая 1902 г. пострижен в монашество и назначен начальником Духовной миссии в Урмии в сане архиман­дрита. В 1904 г. хиротонисан в епископа Гдовского, викария С.-Петербургской епархии. С 1909 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. В 1918 г. назначен митро­политом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. К месту назначения прибыть не удалось ввиду военных действий. С апреля 1920 г. – митрополит Казанский и Свияжский. С апреля 1922 г. – в ссылке в Красноярской обл. В завещании Патриарха Тихона митр. Кирилл был поставлен первым кандидатом на Местоблюстительство, но принять эти обязанности не имел возможности. Рас­стре­лян в 1937г. 567 Батюшка Иоанн Николаевич Орнатский... – Протоиерей Иоанн Николаевич Орнатский (1870–1937) родился в семье священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Автор и датировка А.п.К. О самом пророке ничего неизвестно. Большинство толкователей относят время его жизни к послепленному периоду. Параллели с Иеремией и намеки на события его времени могут быть объяснены двояко. Либо Авдий включил в свою книгу изречения предшественников, либо 1–я часть была написана ранее. Первое предположение более вероятно. Память прор. Авдия Правосл. Церковь празднует 19 ноября. Б и р ю к о в Н., Прор. Авдий и его книга, ЧОЛДП, 1894, 1; еп. о а н н (Смирнов), Св. пророки: Осия, Иоиль, Амос и Авдий, Рязань, 1874; б р а з ц о в П.Е., Св. прор. Авдий в его церк. — пророч. и библ. значении, Смоленск, 1867; ы б и н с к и й В.П., Кн. прор. Авдия, К., 1909; к и м о в И. С., Когда пророчествовал Авдия?, ХЧ, 1885, 3–4; C h i l d s, p. 411 ff.; JBS, v. 1, p. 443–5 (здесь же см. библиогр. на иностр. яз.). АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (р. 1937), сов. филолог, историк культуры, библеист, критик, переводчик. Род. в Москве, в семье науч. работников. Окончил МГУ (1961). Работал в Ин–те истории и теории искусства (с 1966) и в Ин–те мировой лит–ры АН СССР. Д–р филологич. наук (с 1981), с 1987 — чл. — корр. РАН. К сфере библ. истории, в частн., ее периода относится работа А. «Греческая «литература» и ближневосточная «словесность»» (в кн.: «Типология взаимосвязи литератур древнего мира», М., 1971). В ней анализируются истоки взаимодействия культур ветхозав. и эллинистич. мира. Проблемы богословия книг ВЗ, особенно Кн. Притчей, трактуются в статье «К уяснению надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской» («Древнерусское искусство», М., 1972). Затем вышел перевод А. Кн. Иова («Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973), в к–ром учтен поэтич. и диалогич. характер книги. Как переводчик А., с целью подчеркнуть историч. дистанцию, отделяющую нас от ВЗ, ориентируется на стилистику рус. классицизма (от Г.Р.Державина до Вяч. Иванова). Перевод снабжен комментариями. Ряду аспектов библейской семантики посвящен очерк «EUSPLAGCNIA» (см. в сб. «Историко–филологич. исследования», М., 1974). Сравнит. — религ. анализ Библии и миросозерцания

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010