Некоторые из наших друзей считали, что отпевать папу не надо, так как его могли отпеть “там”, но отпевание не таинство, которое не может повторяться. Оно нужно не только покойному, но и близким, которые прощаются с ним, провожая его в Царствие Небесное. Теперь, когда мы узнали, что папа был расстрелян 5.11.1937 года на полигоне НКВД в Бутово, стало совершенно ясно, что его никто отпеть не мог. Проходили годы — о судьбе папы ничего больше не стало известно. Мне кто-то сказал, что о пропавших молятся святому великомученику Артемию, пострадавшему при Юлиане Отступнике в 362 году (см. Жития святых, память его 20.10/2.11). Я стала ему молиться ежедневно, читая тропарь и кондак, и день памяти его всегда вспоминала. Потом и дети стали молиться: “Господи, дай, чтобы мы узнали, как умер дедушка Володя!”. Годы шли, и людей, которые могли встретится с папой “там” или случайно что-нибудь о нем знать, становилось все меньше и меньше, и надежда их встретить становилась нереальной. Память же великомученика Артемия мы продолжали ежегодно чтить 2 ноября. В 1989 году в Московской Патриархии стали создавать списки на молитвенную память, а может быть, и на канонизацию репрессированных лиц духовного звания и мирян. Весной мы подали заявление в прокуратуру СССР с просьбой выдать копию свидетельства о реабилитации, так как наша справка в связи со смертью отца Евгения и его сына отца Николая была потеряна, а также сообщить подробности и место смерти папы. Подавал заявление мой сын Кирилл 18 , так как я боялась опять туда идти. Летом нам прислали справку из суда, копию свидетельства о реабилитации, в котором говорилось что постановление “трой­ки” от 3.11.1937 года аннулировано “из-за недоказанности преступления”, а сведения о причине и месте смерти должны быть присланы из управления КГБ, откуда нам сообщили, что запрос получен и о результатах нам будет сообщено позже. 1 ноября под день памяти великомученика Артемия я прочитала его житие и ему помолилась. Со второго на третье мне не спалось, и я опять открыла Жития святых. Утром просыпаюсь, а Кирилл мне говорит, что звонили из КГБ и просили его туда приехать, то есть есть сведения о папе.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

Началась праздничная литургия. Пели Преображенские антифоны, как в самый день Преображения. На сугубой ектении – заупокойные прошения. Архидиакон провозгласил «Вечную память» всем убиенным и замученным в XX веке. Многие плачут. Святейший Патриарх взошел на свою кафедру посреди храма. Митрополит Ювеналий прочитал постановление Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации новомучеников и исповедников Российских. Я стою в конце ряда игумений женских монастырей нашей Церкви. Матушка Иулиания мне шепчет: «Посмотри, на тебя смотрит один Владыка». Где уж там, так много народу и на меня кто-то смотрит! Оказалось, что Владыка Арсений действительно смотрел на меня и радовался, что мой отец прославлен среди множества других канонизированных мучеников. А раньше он скорбел о смерти моих детей. Два пресвитера выносят из алтаря новонаписанную икону новомучеников и исповедников Российских, и Святейший Патриарх Алексий II благословил ею всех присутствующих на четыре стороны, хор поет тропарь и кондак новомученикам и исповедникам Российским… Описать то волнение и радость, я думаю, охватившую всех, словами невозможно. Народ поет «Пасху»… Теперь, когда Кирилл стал священником и когда построен храм в Бутове, для меня этот храм стал родным. Туда мы отнесли облачение отца Глеба, там много вещей, которые купили Анечка с Сережей: и хоругви, и облачения (они сшили несколько облачений; на последнюю Пасху – стихари). Так что для меня Бутово родное. Тут и иконы, и что-то в алтаре есть из нашего дома, и крест наш висит в храме. И облачения отца Глеба… И Кируша, так похожий на папу, на отца Глеба. Там я вспоминаю всех своих близких: и священномученика Владимира, и отца Глеба, и моих дорогих детей – Сережу с Аней, так трагически погибших, по воле Божией рано ушедших на небо. Я думаю, что там их встретили и дедушка, и папа. Освящение придела в честь священномученика Владимира В 2005 году день памяти священномученика Владимира, 5 ноября, совпал с родительской субботой, и игумения Иулиания перенесла день празднования на 3 ноября – день заседания «тройки», вынесшей ему смертный приговор в 1937 году. 2 ноября, в день памяти священномученика Артемия, указавшего нам день его расстрела после долгих лет нашей молитвы, в Свято-Духовском храме монастыря был освящен придел в честь отца Владимира. После освящения была отслужена торжественная всенощная, а на следующий день – Божественная литургия. Было много родственников – и внуки, и правнуки, и последний духовный сын отца Владимира, раздавали иконки священномученика Владимира с частицей бутовской земли, взятой из раскопа. В храме Троицы на Грязех отец Иоанн освятил новую икону священномученика Владимира. В храме Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове отец Кирилл совершил торжественную всенощную и Божественную литургию 5–6 ноября. Так что память священномученика Владимира в 2005 году совершалась несколько раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

— Нет, я произносил проповеди исключительно религиозного содержания. — Как установлено следствием, вы распространяли среди верующих клевету на сталинскую конституцию, заявляя, что советская власть арестами неугодных ей людей устраняет их от участия в выборах в Верховный Совет. Вы подтверждаете это? — Нет, я отрицаю это. Я никогда такие объяснения верующим не давал. 1 ноября 1937 года Тройка НКВД по Калининской области приговорила священников Иоанна и Василия Козыревых к расстрелу. Они были расстреляны 3 ноября 1937 года. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров (память 31 октября по старому стилю) С вященномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Его отец многие годы успешно совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Следуя стопам отца, юноша поступил в Данковское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско–Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

31 Вероятно, имеется в виду Анна Петровна Виноградова, родственница еп. Афанасия, проживавшая в Москве. 33 Христофора (Христофора Ефимовна Новикова) – бывшая монахиня Юрьевского монастыря. После закрытия монастыря проживала в Загорске и др. местах. Скончалась 5.5.1957. 35 Имеется в виду Н. Н. Овчининский, бывший врач Владимирской духовной семинарии, коллежский советник, кандидат Университета (см. о нем: Государственный архив Владимирской области. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 4943). 37 28 октября (10 ноября) – именины Параскевы. Кто именно имеется в виду, установить не удалось. 38 Назарий (Николай Кириллов), епископ Полтавский (с 1910 г.). С 28.9.1917 на покое (б. епископ Херсонский). С 1920 г. архиепископ Курский и Обоянский. С 1923 г. на покое. С 1925 г. управлял Курской епархией. Скончался 2.6.1928. 39 Имеется в виду Данилина Агафья Емельяновна – двоюродная сестра еп. Афанасия по матери, проживавшая в Москве. 44 Имеется в виду Бедина Надежда Александровна – духовная дочь Владыки. Родилась в 1903 (1902?) г. В 1933 г. была арестована и отправлена в Белбалтлаг на 3 года. Обвинялась в том, что «участвовала в нелегальных монашеских молитвенных сборищах», «поддерживала связь с контрреволюционной ссылкой путем отправления материальной помощи продуктами и деньгами» (в частности еп. Афанасию). После ссылки жила в г. Муроме. 45 Ефимовна (Тимонина Елена Ефимовна) жила в доме Сахаровых, помогала по хозяйству матери Владыки. 50 Память мц. Феодосии. Вероятно, это мирское имя м. Фаины (Королевой). До закрытия Княгинина монастыря была келейницей м. Олимпиады. Скончалась в 1956г. 51 Память вмц. Варвары. Имеется в виду племянница м. Фаины инокиня Варвара (Кукушкина), которая, как и м. Фаина, была келейницей м. Олимпиады. В последние годы алтарница во Владимирском Успенском соборе. Скончалась в 1982 г. 53 Устинов Павел Сергеевич (1890–1937) – священник. По-видимому, служил в с. Богослово, позднее в Николо-Кремлевской церкви г. Владимира. 3.11.1931 арестован. Приговорен к трем годам ИТЛ. Проживал в г. Муроме. 18.11.1937 арестован, приговорен к расстрелу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

435 По свидетельству Г. Л. Солоповой, здесь объединены сведения, относящиеся к разному времени. Все указанные лица жили у Антонины Владимировны, но не одновременно. 437 Леонид Степанович, брат епископа Германа, в 1930 году был арестован (за рассказанный в тесном кругу политический анекдот) и затем выслан на три года за пределы Московской области, в город Карабаново. 439 Игумен Израиль, осужденный в 1931 году на десять лет ссылки (ЦА ФСБ, д. П-60406), находился в Казахстане и по слухам, дошедшим до Верховцевых, должен был быть освобожден как инвалид. Но надежды на это не осуществились. В конце 1937 года игумен Израиль был арестован в Семипалатинске и через несколько дней расстрелян (29 декабря). 441 Имеются в виду московские блаженные Максим (конец XIV-XV век, память 11 ноября) и Василий (XVI век, память 2 августа). 444 Игумен Израиль. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Сохранилось теплое письмо игумена Израиля Наталье Александровне, подписанное «твой тятя». 445 Ср. у аввы Дорофея «Поучение шестое, о том, чтобы не судить ближнего»: «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами... круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог. Радиусы же... есть пути жизни человеческой. И так, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу» (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Калуга, 1895, с. 95; репр. М., 1991). 447 Согласно словарю митрополита Мануила (Лемешевского) , епископ Алексий (Готовцев, 1891–1936) в 1932–1936 годах жил в Москве и состоял на гражданской службе, скончался от ползучей экземы и был похоронен как мирянин. Без специальной проверки нельзя поручиться за точность этих данных. 453 См.: Приношение современному монашеству. – Собрание сочинений. Т. 5. СПб., 1886 (репр. М., 1993), с. 84. 454 «Колесничный авва» – прикованный к инвалидной коляске архимандрит Симеон (Холмогоров), живший в Свято-Даниловом монастыре, которого архиепископ Феодор очень почитал. Расстрелян в 1937 году в Ивановской тюрьме вместе с архиепископом Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. Мф. 24, 15–19. Мк. 13, 14–18. Лк. 21, 20–21. Пс. 120, 1. Мф. 6, 2. Слова прп. Ефрема Сирина, которые любил повторять прп.Амвросий Оптинский (см. Монахиня Мария (Добромыслова). Жизнеописание оптинского старца Никона. Козельск, 1996, с. 7). Св. мч. Трифон (ум. в 250 г.) — уроженец Фригии. Имел дар исцелений, которым пользовался для обращения в христианство язычников. Был подвергнут тяжким пыткам и казнен языческим правителем восточной провинции Акилином. Память 1 февраля. Трифон (Туркестанов, 1861–1934) — с 1901 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, с 1916 г. находился на покое. С 1923 г. — архиепископ, с 1931 — митрополит. См. о нем: Афанасьев В. Пустынник на миру//ж. «Литературная учеба», 1995 кн. 1, с. 132–191. Пс. 138, 15. Пс. 107, 3. Мф. 5, 48. См. Деян. 20, 7–12. Пс. 36, 31. Мф. 11,12. См.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992, с. 84–85. Мф. 5, 3–11. Иеромонах Макарий (Чельцов) — в Оптиной пустыни до ее закрытия был старшим рухольным. После ссылки жил в г. Белеве Тульской области, где и скончался в 1939 г. Схимонахиня Августа (в миру Лидия Васильевна Защук, 1871–1938) духовная дочь прп. Нектария. Петербургская журналистка; после закрытия Оптиной пустыни организовала здесь музей, которым заведовала по благословению прп. Нектария. Незадолго до кончины прп. Анатолия (Потапова) приняла от него постриг в схиму с именем Августа. Арестована в декабре 1937 г. в Белеве вместе с последним оптинским настоятелем свщмч. Исаакием (Бобриковым). После двухнедельных пыток они были расстреляны 8 января 1938 г. (н. ст.) См. о ней: Цветочки Оптиной пустыни.…/Сост. С. Фомин. М., 1995, с. 165. Пс. 102,5. 1 Кор. 3, 16. Сергий (Страгородский, 1867–1944) — с 1901 по 1920 гг. управлял Ямбургской, затем Финляндской (с 1905 г.), Владимирской и Шуйской (с августа 1917 г.) епархиями. 28 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. В 1920 г. уклонился в обновленчество, в 1924 принес покаяние Патриарху Тихону. В том же году был назначен митрополитом Нижегородским, в 1926 г. был арестован, в марте 1927 освобожден. С декабря 1925 г. — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 29 июля 1927 г. подписал знаменитую Декларацию (о которой здесь и идет речь), заявлявшую о лояльности Церкви к существующей власти. С 1934 г. Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский. С 1 января 1937 г. — Местоблюститель Патриаршего Престола. 8 октября 1943 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. См. о нем: «Журнал Московской Патриархии», 1994

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Этот авторский труд способен принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига. 1)  Определением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. архимандрит Лев причислен к лику преподобномучеников. Память празднуется 7/20 сентября. 2)  Здесь и далее: если указывается одна дата, то она соответствует новому стилю. 3)  Особо радостное событие в жизни Александро-Невского Братства совершилось в Вербное воскресенье, 9 апреля 1922 г. В этот день архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Петроградской епархии. Торжество возглавил митрополит Вениамин, который через четыре месяца после этого удостоился мученического венца, а через 70 лет, 5 апреля, был причислен к лику священномучеников. Владыка Иннокентий после арестов в 1922, 1925, 1931 и 1937 гг. также принял мученический венец. Произошло это в Виннице 29 ноября 1937 г. В октябре 1922 г. епископа Иннокентия сослали в Архангельск, где он и пробыл до лета 1923 г. Сохранилось 21 письмо, написанное им в Архангельске. 4)  Карточная система в СССР действовала с декабря 1929-го по 1 января 1935 г. 5)  В этот день архимандрит Варлаам, находясь в лагере Беломорканал, был арестован и ровно через месяц, 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, расстрелян. 6)  Благословение «этому святому уголку» было дано архимандритом Варлаамом в тот момент, когда духовная жизнь в общине замерла. Вскоре после ареста игумена Варсонофия, иеродиакона Нектария и сестер в феврале 1932 г. храм прп. Серафима был закрыт. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало. После войны оно было перестроено и превращено в склад. Церковные службы в уголке данного перестроенного здания начались в 1990 г. Таким образом, благословение, данное архимандритом Варлаамом, пребывает в силе. 7)  Отец Варнава был арестован позже, в октябре 1932 г., и приговорен к трем годам лагерей. Второй раз его арестовали 10 марта 1938 г. и 26 марта этого же года расстреляли. 8)   Пс.62:2 . Псалом 62 входит в шестопсалмие.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

] – 1937), Епископа Бежецкого, викария Тверской епархии, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2 . Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного Епископа Аркадия (Остальского ; 1881–1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора» 588 . Епископ Аркадий (Остальский) был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года 589 . Память священномученика Аркадия совершается в день мученической кончины – 16/29 декабря и в дни Соборов новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье, ближайшее к 25 января/7 февраля), новомучеников в Бутове пострадавших (4-я суббота по Пасхе), Санкт-Петербургских святых (3-я неделя по Пятидесятнице), Соловецких святых (9/22 августа) и Архангельских святых. Приложение (К стр. 5) Павел Филиппович Стефанович родился в 1838 году в селе Залесцы Вышневецкие Кременецкого уезда Волынской губернии в семье священника. В 1861 году окончил Волынскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. 14 сентября 1862 года Архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Павлинским) рукоположен в сан диакона для служения в Почаевской Свято-Успенской Лавре. С 20 июля 1861 по 1863год состоял корректором при Почаевской лаврской типографии. Тем же Архиепископом Антонием 29 сентября 1863 года рукоположен во священника к Свято-Покровской церкви с. Янковцы Житомирского уезда. С 22 ноября 1876 по 12 февраля 1886 года, и с 23 января 1889 по 18 февраля 1892 года был членом правления Житомирского духовного училища. С 15 января 1878 по 19 января 1880 года состоял, по назначению Волынской духовной консистории, членом особого комитета по выработке проекта учреждения эмеритальной кассы духовенства Волынской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Через пять лет священник Василий был досрочно освобожден. Вернувшись в Миасс, он хотел продолжить служение в храме, но власти не предоставили ему регистрации, и он был вынужден устроиться плотником. Верующие стали приходить к священнику Василию за пастырским окормлением домой, а иногда приглашали для совершения треб к себе на дом. Близкие советовали ему уехать из Миасса, опасаясь, что его снова арестуют. На эти уговоры священник отвечал: «Господь не прятался от своих врагов, и я не буду этого делать, и своих духовных чад волкам не отдам, а там, как Бог даст, на все святая воля Его». В феврале 1937 года священник вновь был арестован и заключен в Челябинскую тюрьму, а в сентябре того же года приговорен к расстрелу. На допросах он отрицал свою вину, никого не оклеветал и имен не назвал. 4 октября 1937 года священник Василий Носов был расстрелян и погребен в общей могиле. Синодальная комиссия по канонизации святых поддерживает включение в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени священника Василия Носова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имена священника Леонида Серебренникова, священника Филиппа Распопова, священника Василия Носова в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память святых совершать в дни их кончины: а) священномученика Леонида Серебренникова – 25 декабря/7 января; б) священномученика Филиппа Распопова – 23 ноября/6 декабря; в) священномученика Василия Носова – 21 сентября/4 октября. 3. Честные останки святых Леонида, Филиппа, Василия в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. 5. Включить имена угодников Божиих в ранее учрежденные местные Соборы святых: священномученика Филиппа Распопова – в список Собора Самарских святых; имя священномученика Василия Носова – в список Собора святых Челябинской митрополии. ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященных митрополита Берлинского и Германского Марка и архиепископа Рузского Тихона, поддержанное Преосвященным епископом Троицким Панкратием, председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, об установлении празднования Собора святых, в земле Германской просиявших.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

Неофит (Следников), игумен. Пастырь душ… С. 511. Благодарю Алексея и Ангелину Березняк за помощь в наборе текста дневника. Количество исповедующихся примечательно. 6 ноября — пятница, день особенно не примечательный в церковном календаре. Разве что за два дня до Михайлова дня (8 ноября). Количество исповедующихся отмечено и на следующий год в пятницу 5 ноября, что наводит на мысль об особом установлении в Боровецком приходе исповедоваться и причащаться не один раз в году (Великим постом), а ещё и в ноябре. Великая среда. Память Владимирской иконы Божией Матери. Иеромонах Феофан (Харитонов, 1865–1937) подвижник, впоследствии известный афонский старец. См. о нем: Н. В. Солодов. Дневник Феодосия Карульского «На пути в объятия Отчи»//Богослов.ру http://bogoslov.ru/article/6172271 ; Н. В. Солодов. Контекст публикации дневника «На пути в объятия Отчи»//Богослов.ру http://bogoslov.ru/article/6172655 ; Н.В. Солодов. Иеросхимонах Феодосий (Харитонов) в воспоминаниях свящ. Николая Коноплева//URL: http://bogoslov.ru/article/6172977 Очевидно, за советом к о. Василию приезжали и священнослужители. В метрической книге записано: 7(9) августа 1899 г. «Собственника деревни Карпова умершаго крестьянина Евгения Агафонова дочь девица Екатерина Агафонова, 28 лет, умерла от чахотки, исповедовал и приобщал священник Василий Соколов» (Метрическая книга. Вологодский уезд. Церковь: Воскресенская Боровецкая. 1899 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 98 об-99). 10 октября – воскресенье, неделя 18 по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк. 5, 1-11. Вырос Василий Соколов в священнической семье, и мы не имеем сведений, чтобы это была особенно «неблагочестивая» семья. «Собственник деревни Бердники крестьянин Лука Павлов Маракасов, 50 лет, убит» (Метрическая книга Воскресенской Боровецкой церкви Вологодского уезда за 1899 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 38. Д. 8. Л. 108 об и 110). Перелом ноги, случившийся 14 декабря 1893 г. (см. предисловие). По правилам, каждый христианин исповедовался ежегодно в своем приходе, о чём делалась запись в Исповедных ведомостях.

http://bogoslov.ru/article/6173894

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010