Первым имамом мечети был Рафиль хазрат Зиганшин. Мусульманская умма Волжска многонациональна и среди прихожан можно увидеть и татар, и представителей народов Кавказа и Центральной Азии, и принявших ислам русских и марийцев. По этой причине с 2004 года проповеди в мечети произносятся на русском языке. Сам Саид хазрат возглавляет мечеть в качестве имама с декабря 2014 года. Руководитель Казанского (Приволжского филиала Межрегиональной общественной организации социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание» Раис Сулейманов выступил с докладом « Современное состояние исламской уммы Марий Эл: основные проблемы и пути их преодоления ». В дореволюционный период в границах современной Республики Марий Эл на начало ХХ века в татарских деревнях насчитывалось 24 мечети. После прихода к власти большевиков началась государственная антирелигиозная политика, вылившаяся в череду репрессий в отношении мусульманского духовенства. К концу 1930-х годов все мечети в регионе были закрыты, однако в послевоенный период в условиях потепления отношений между государством и религиозными организациями в Марий Эл верующим была возвращена мечеть в деревне Кульбаш Моркинского района в 1946 году, которая была единственной официально действующей мечетью на территории республики. Религиозные традиции в советское время сохранялись повсеместно среди татар Марий Эл, чему в немалой степени способствовал сформировавшийся в условиях государственного атеизма институт неофициальных мулл и абыстаев, которые совершали обряды и ритуалы для населения на дому. С конца 1980-х годов начинается религиозное возрождение в СССР, охвативший и мусульман Марий Эл. Начинаются возвращаться ранее закрытые мечети верующим, и строятся новые. 15 января 1991 года пленум ДУМЕС делит территорию своей юрисдикции на 25 мухтасибатов, одним из которых был Зеленодольский мухтасибат во главе с Габдельхамитом хазрат Зиннатуллиным. Мечети Марий Эл относились к зоне юрисдикции этого мухтасибата. Начавшийся в августе 1992 года раскол единой мусульманской уммы (были образованы самостоятельные ДУМ Башкортостана, Татарстана и Саратовской области) поначалу слабо затронул мусульман Марий Эл.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/08/is...

5 января 1930 года он был назначен помощником директора Всесоюзного электротехнического института К. А. Круга по научной части. 4 мая 1932 года П. А. Флоренский был включен в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений, терминов и символов (при Комитете по стандартизации) при Совете Труда и Обороны СССР. 25 февраля 1933 года П. А. Флоренский был арестован по ложному обвинению. 26 июля 1933 года репрессирован на 10 лет. Он был реабилитирован постановлением Московского городского суда от 5 мая 1958 года (Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С 377). С 1 декабря 1933 года по август 1934 года П. А. Флоренский работал на Сковородинской мерзлотной научно-исследовательской станции. Он получил ряд ценных результатов при исследовании вечной мерзлоты. Исследования и наблюдения научной группы станции, в которую входил П. А. Флоренский, легли в основу книги Н. И. Быкова и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (М., 1940). В Сковородине П. А. Флоренский написал лирическую поэму« Оро», собирал материалы к орочено-русскому словарю. С осени 1935 года по июнь 1937 года, П. А. Флоренский занимался вопросами добычи йода из агар-агара из морских водорослей на Соловецком заводе йодной промышленности, в чем он также сделал ряд научных открытий. Весной 1936 года П. А. Флоренский, там же на курсах йодных мастеров читал лекции по технологии и химии водорослей. Последние годы П. А. Флоренский работал в тех областях техники, где не предполагал развивать научную деятельность, хотя с успехом применил свои знания. Естественно, встает вопрос: каковы были творческие интересы и планы самого отца Павла? Частичный ответ можно найти в его высказываниях 19351937 годов: «Моей мечтой было разработать физику систем со специальными структурами. Меня вновь одолевают замыслы построить новую дисциплину – морфометрию, и основу ее в общей форме, мне кажется, я нащупал». «Хотелось бы, будучи в отставке от больших дел, отдаться размышлениям на общие космофизические и космохимические темы». «Я стал бы заниматься космофизикой, общими началами строения материи, как она дана в действительном опыте, а не как ее отвлеченно конструируют из формальных посылок. Ближе к действительности, ближе к жизни мира, таково мое направление».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Мы уже писали об этом: «Некоторые авторы… утверждают, что лишь военная угроза коммунистическому режиму заставила лидера ВКП(б) сменить риторику с интернационалистской на почвенную, патриотическую, не от хорошей жизни, мол. Действительно. Речи Сталина в ноябре 1941 г. звучат именно как державно-патриотические… Но когда же произошёл этот поворот к идее русского патриотизма? И в 1941-м ли? На наш взгляд, в 1929-м. В год высылки Троцкого за пределы СССР… … покончив с борьбой за власть в партии и стране, Сталин относительно спокойно мог заняться, наконец, преобразованиями страны в том духе, в котором ему виделось её будущее. Весьма характерно тут письмо Сталина поэту Демьяну Бедному, которого интернационализм давно заводил «не туда» (в его «творениях» «Перерва» и «Слезай с печки»), письмо ясно показывает контуры будущей страны: «… В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из " Домостроя " , стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную " Перерву " , что " лень " и стремление " сидеть на печке " является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата…» Ещё 25 января 1930-го И.В. Сталиным было дано указание Главнауке прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита, т.е. окончательно была похоронена идея-фикс, принадлежавшая наркому просвещения А. Луначарскому.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

1921 Харизмы исцеления и знания языков, однако, известны была в веке составления «Testamentum». См. Testamentum Domini nostri Jesu Christ, nunc primum edidit, latine reditt et illustavit Ignatius Ephraem II Rahmani. patriarcha antiochenus. Maguntiae. 1899, Стр. 109. 1923 Dial., с. 86, Важнейшим местом в заклинательной формуле считалось по-видимому, упоминание о крестной смерти Христа (см. Dial., сс. 30, 43, 76). 1929 Назад тому несколько лет я оповестил своих немалочисленных читателей, что в 12 томе «Собрания моих сочинений» дано будет место моей «автобиографии» (см. наприм., «Вселенск. Соборы IV и V век.», в ремарке, от автора. М. 1896), но до сих пор дошел только до издания 10-го тома. Надеюсь исполнить свое обещание, когда историко-филол. факультет моск. университета изберет на мою кафедру молодого представителя науки, а я стану почти свободен, в качестве профессора-ветерана. Взамен полной автобиографии, я решился напечатать в настоящее время, в виде предлагаемой статьи, отрывок из этой автобиографии. Сам я всегда с удовольствием читаю всякие печатные воспоминания, особенно касающиеся нашей богословской науки и ее деятелей. Надеюсь, что читатели Бог. Вест. не без некоторого интереса пробегут глазами мою статью, заглавие которой они сейчас читают. 1930 Глава I настоящей статьи заключает в себе прощальную лекцию мою, прочитанную гг. студентам моск. дух. академии, 13 января 1896 г. В свою очередь эта лекция представляет сжатое изложение учено-литературных событий из истории моей 25-летней профессорской службы в названной академии. Прощальная лекция печатается в том виде, как она предложена была слушателям (но с новыми примечаниями под строкой). Изменения же столь незначительны, что о них не стоит и упоминать. Пользуюсь случаем сделать еще одно предварительное замечание. Покойный проф. И.И. Горский в своей книжка, о которой обстоятельная речь ведется во второй главе, – под заглавием; «Голос старого профессора по делу (?) проф. А.П. Лебедева » и т.д. (стр. 65. М. 1900) говорит: «на прощальную лекцию А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже после образования СССР, в начале 1923 г. Ленин предлагал пойти на еще большие уступки национальным республикам, и вместо Союза создать Конфедерацию, лишь с военным и дипломатическим центром. Боясь, что раскол в партии повредит продвижению мировой революции, Ленин готов был пойти навстречу требованиям «национал-уклонистов», среди которых самыми рьяными были грузинские и украинские партийные руководители. (За 100 лет ничего не изменилось!) Ленин обещал выступить в их поддержку на ближайшем съезде. И выступил бы, но помешала болезнь; после третьего инсульта Ленин уже не оправился. Еще одним негативным результатом политики «интернационалистов» в руководстве ВКП (б) стала установка на коренизацию национальных окраин, которая была официально провозглашена в апреле 1923 года. Это было целенаправленным ударом по так называемому «русскому шовинизму». На первом этапе коренизации планировалось заменить русский язык национальными языками в администрациях, школах и учреждениях культуры. Например, на Украине эта программа получила название украинизации. Все служащие госучреждений до 1 января 1926 г. должны были выучить украинский язык под угрозой увольнения с работы. Решено было украинизировать газеты, книжные издательства, театры, вывески, надписи и прочее. То есть, все, на что ложится глаз. Ученый-евразиец Н. Алексеев, предчувствуя, чем может обернуться такой избыток национальной свободы, в конце 20-х гг. писал: «Создав в пределах Союза большое количество национальных республик… коммунисты… способствовали пробуждению местного национализма, который не может не угрожать превращением в самостоятельную силу… Это чрезвычайно грозное явление, быть может, одно из самых опасных для судеб не только советского правительства, но и будущей России». Так и случилось!.. Таким образом, с созданием национальных государственных образований в рамках СССР и введением пункта о самоопределении в декабре 1922 года в структуру СССР была заложена бомба замедленного действия, которая на рубеже 90-х гг. взорвалась. И это ударило в первую очередь по 25 млн. «заграничных» русских, многие из которых оказалось в национальных республиках не по своей воле. Они были или географически отрезаны от России при образовании новых республик (Новороссия, Сев. Казахстан и др.), или выехали в 1930 – 60 гг. по оргнабору – поднимать экономику и социальную сферу национальных окраин (это – помимо эвакуированных во время войны).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/27/ob...

Данный рисунок воспроизведен под в «Рисунках». 440 «Ты, я надеюсь, не думаешь, что все твои приключения и чудесные спасения — это чистой воды удача и только ради собственной твоей пользы?» (Гандальв к Бильбо). 441 По всей видимости, Толкин уступил, поскольку интервью Фостера с ним было опубликовано в «Скотсмене» от 25 марта 1967. 444 По словам знакомой Толкина Элейн Гриффитс, на самом деле Толкин одолжил рукопись Сьюзен Дагналл, которая услышала о ней от мисс Гриффитс. 447 Данная книга Джона Кристофера была впервые опубликована в 1956 г. 449 Что за письмо имеет в виду Толкин, неизвестно. 450 Оден отослал Толки-ну машинописный экземпляр его с Полом Б. Тейлором перевода «Прорицания вельвы». Впоследствии он вошел в собрание их переводов из «Эдды» под заглавием: «Старшая Эдда»: Избранное» («Фабер энд Фабер», 1969); эта книга была посвящена Толкину. 451 Длинная неопубликованная поэма под названием «Volsungakvida En Nyja» («Новая песнь о Вельсунгах») и написанная, по всей видимости, в конце 1920-х или начале 1930-х гг. В письме к Одену от 29 января 1968 г. Толкин охарактеризовал ее так: «Поэма написана по-английски восьмистрочными строфами в размере форнюрдислаг: это попытка упорядочить эддический материал, касающийся Сигурда и Гуннара». Форнюрдислаг — это древнескандинавский строфический размер, очень напоминающий размер древнеанглийской поэзии; им написано большинство повествовательных песен «Эдды». 452 Данный комментарий был опубликован уже после смерти Толкина в сборнике «Толкиновский компас» под ред. Джареда Лобделла (Ла Салль, Иллинойс, «Оупен Корт», 1975), стр. 153–201. 453 Прозвище К. С. Льюиса. 454 Ф. Э. Брайтман (1856–1932), преподаватель Модлин-Колледжа. 455 В раннем детстве Толкин жил вместе с матерью и младшим братом в домике напротив мельницы, в деревушке в окрестностях Бирмингема. 456 То было знамение (лат.) 457 Корпус подготовки офицеров. 458 «Выбран — ты, и, стало быть, придется тебе обойтись той силой, и стойкостью, и изобретательностью, что тебе отпущены». «Не нам управлять судьбами мира; нам должно делать то, что в наших силах, в помощь тому времени, в котором мы пребываем». 459

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Жуков – издатель газеты «Волгарь» 08.04.2016 1147 Время на чтение 7 минут В Нижнем Новгороде готовится к печати новая книга «Политические репрессии в Нижегородской области (1917-1953 гг.)». Как пояснил РНЛ соавтор и ответственный редактор новинки, журналист, член Комиссии при губернаторе области по делам реабилитации Станислав Смирнов, издание приурочено к 25-летию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и 10-летию завершения издания областной Книги памяти. Как водится, получить финансирование из казённых или спонсорских источников оказалось, мягко говоря, проблематичным, и авторы - группа историков и краеведов - объявили подписку. Печать книги объёмом в 300 страниц, в твердом качественном переплете, содержащей громадный пласт неизвестной дотоле информации из архивных узилищ, с мизерным тиражом в 50 штук, обойдется в 700 руб. за один экземпляр, стоимость подписки на 1 экз. - 500 руб. (подписаться можно в офисе НОО СПР, обратившись к секретарю Т. Антиповой). По сути, каждый экземпляр книги будет именным. Организационную поддержку проекту оказывают Общество «Нижегородский краевед» (его руководителем профессором Ф.А.Селезневым написано предисловие к книге) и Нижегородская областная организация Союза писателей России (руководитель - В.В.Сдобняков). Выход издания в свет - конец апреля - начало мая. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, посвященный судьбе нашего земляка, редактора-издателя популярной в дореволюционном Нижнем ежедневной газеты «Волгарь». 23 января 1918 года в Нижнем Новгороде были закрыты последние небольшевистские газеты. В числе неугодных оказался и знаменитый «Волгарь» - одна из крупнейших газет Поволжья, основанная в 1875 году. Её типография досталась рупору РКП(б) газете «Красное знамя». Драматичной была судьба редактора-издателя «Волгаря» Сергея Ивановича Жукова. Он арестовывался в 1918 и 1926 годах. А в год великого перелома 1930-й попал в застенок ОГПУ всерьез и надолго. У истоков «Волгаря» стоял выходец из Рыбинска Иван Александрович Жуков. Он родился 2 февраля 1827 года в Гжатске в семье крупного хлеботорговца и казенного поставщика продовольствия. С 12 лет, рано осиротев, будущий пионер поволжской частной прессы трудился в конторе дяди и городского головы Гжатска А.И.Жукова, потом в пароходствах «Польза», Нептун», «Саваж и Миронов». Занявшись самообразованием, купеческий сын обнаружил склонность к литературе. Его статьи охотно принимали крупные издания - журнал «Отечественные записки», газета «Голос». Но Жукову хотелось воли. Так появились сначала «Рыбинский», а 2 июля 1875 года - «Нижегородский биржевой листок».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

-«- 1913, июль-авг., стр.327. -»- 1914, сентябрь, стр.99 (Отчет). -«- 1914, ноябрь, стр.30 (Отчет). -»- 1916, сент.-окт., стр.148, 156, 220. «Моск. Известия” 1926, 24, от 30 января. «Красн. Газ.” 1925, 298, от 10 декабря. «Вестник Св. Син. Пр. Р. Ц.» 1927, 3/16/, стр.23. «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Академ. и семинар. на 1917 год», стр.156. ФПС I, 140, стр.6. ФПС III, стр.4. Regel " son 396: 537: verhaftet. Леонтии (Филиппович), епископ Бердический, вик. Волынской епархии Подробными биографическими сведениями о нем мы не располагаем. Известно, что был архимандритом Киево-Печерской Лавры. 26 ноября 1941 г. хиротонисан во епископа Бердического, вик. Волынской епархии. Хиротония состоялась в Почаевской Лавре. 1941–1942 гг. управлял Житомирской епархией. В сане епископа перешел в поликарповскую ориентацию. По окончании войны остался за границей. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: «Дополнительные сведения к Каталогу Епископа Сергия (Ларина)». ЕВ Leontij (Vasilij Filippovi) wurde am 7.8.1907 in Kiev geboren. Er besuchte die Geistliche Schule in Ekaterinodar und das GS in Kiev (1914–1918) sowie die GA Leningrad. Anfang der 20er Jahre trat er in die Kitajskaja Pustyn‘ein; 1925 Mönchsweihe. Am 5. 5.1930 wurde er von В Vasilij (Bogdaševskij) zum Priester geweiht. Er wurde mehrmals verhaftet, als Priester diente er in Leningrad, Moskau, Novgorod, Sarov und in anderen Städten. 1940 trat er in das Poaev-Kloster ein und wurde nach der Erhebung zum Archimandriten im August 1941 zum V von itomir durch EB Aleksij (Gromadskij), В Damaskin (Maljuta) und В Veniamin (Novickij) geweiht. 1943 Flucht über Warschau, Wien und München in den Westen. Nach kurzer Zugehörigkeit zur Autonomen Ukrainisch-Orthodoxen Kirche wurde er am 23.4.1946 in die Auslandskirche aufgenommen. Von 1946 bis 1952 lebte er in Paraguay, wohin er mit vier Brüdern des Hiobklosters München emigrierte, um ein Kloster dort zu gründen. 1947 wurde er zum В von Assuncion und Paraguay ernannt, 1953 В von Santiago und Chile. Auf seine Initiative geht der Bau des Nonnenklosters und der Kathedrale in Santiago zurück. In den frühen 60er Jahren konsekrierte er zusammen mit В Akakios drei Priester der Alt-Kalendarier zu Bischöfen und hatte Schwierigkeiten vor kirchlichem Gericht. Am 29.11.1962 konsekrierte er zusammen mit В Serafim (Sveevskij) Petros Astyfidis zum В der Altkalendarier für Amerika. 25.8.1969 EB von Sao Paulo und Brasilien, Chile und Paraguay (diese Ep. wurden zusammengefügt). Als Salvator Allende Präsident von Chile wurde (24.10.1970) verließ er Chile und ging nach Argentinien.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Именно Назарбаев инициировал перевод казахского языка с кириллицы на латиницу. В течение многих веков тюркские языки Средней Азии использовали арабский алфавит, который крайне несовершенно передавал тюркскую фонетику – в частности, он не отражал свойственную большинству тюркских языков гармонию гласных. Один из первых кириллических алфавитов на базе номенклатуры графем дореформенного русского алфавита был разработан в XIX веке казахским просветителем Ибраем Алтынсариным. Православными миссионерами для религиозных изданий и для т.н. «русско-туземных» школ была разработана казахская «миссионерская» азбука на кириллице с включением специфических лигатурных и диакритизированных символов. «Миссионерский алфавит» применялся до 1917 г. В 20-е годы ХХ века, с подачи некоторых советских деятелей, блуждала нелепая мысль о переводе всех языков СССР на латиницу, включая русский. Так, в 1929 г. латинский алфавит попытались ввести для казахов. Пока 25 января 1930 г. И.В. Сталиным не было дано чёткое и ясное указание Главнауке: прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита, т.е. окончательно похоронена идея-фикс наркомпроса А. Луначарского. Позднее Сталиным отдан прямой запрет латинизировать алфавит тех народностей, которые применяют русскую письменность, дано указание в 1936-1940 гг. осуществить перевод всех языков народов СССР на кириллицу (некириллизованными из распространенных в СССР языков остались немецкий, грузинский, армянский и идиш). Казахским алфавитом на кириллической графике до настоящего времени является алфавит, разработанный С.А. Аманжоловым и принятый в 1940 г. Ныне же в РК с 2023 г. по 2031 г. планируется поэтапный переход на алфавит на латинской графике. Переход никто не отменил, в т.ч. и президент Токаев. Это к вопросу о русском и советском патриотизме. Антисоветизм – всегда русофобия, уважаемый Роман Алексеевич. «Вполне мирная демонстрация граждан, вызванная повышением цен на сжиженный газ, несмотря на то, что требования манифестантов в течение суток были удовлетворены, вскоре вылилась в жесткое противостояние с силами правопорядка, убийства полицейских. Это квалифицировалось специалистами, как вооружённый мятеж с использованием хорошо подготовленных и вооруженных боевиков, для которых народные волнения были прикрытием и поводом для установления своей власти, и потому требовавшее скорейшего введения миротворческого контингента ОДКБ», – утверждает Роман Илющенко.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/15/ka...

После обучения в аспирантуре в Афинах Станилоэ защитил в 1928 г. диссертацию (PhD) в университете Черновцы на тему «Жизнь и труды Досифея Иерусалимского и его связи с румынскими властями» ( Life and work of Dosoftei of Jerusalem   and his connections with Romanian Principalities ). После защиты диссертации митрополичий центр в Сибиу предложил Станилоэ помощь для научных занятий в области византологи и догматики. Станилоэ продолжил обучение в Мюнхене, где посещал курсы проф. Августа Гейзенберга (отец физика Вернера Гейзенберга). В 1929 совершил поездки в Берлин и Париж для изучения работ свт. Григория Паламы в оригинале. В 1930 г. Станилоэ совершил поездку в Константинополь с целью изучения богословских работ Григория Паламы. 8 октября 1931 г. Станилоэ был рукоположен в сан диакона, а 25 сентября 1932 г. в священника. С 1 января 1934 г. Станилоэ становится директором газеты Telegraful Rom â n ( Румынский телеграф ), а в 1936 г. - ректором Богословской академии в Сибиу, должность, которую он занимал до 1946 г.          В 1947 г. Станилоэ перешел на факультет теологии Бухарестского университета и возглавил кафедру эстетики и мистики. В 1949 кафедра мистики была упразднена. Станилоэ продолжил преподавание в качестве профессора догматического богословия, продолжая работу с докторантами.          В 1958 г. прошла волна массовых политических арестов в Румынии вследствие требований вывода советской армии из страны. Члены группы «Горящий алтарь», к которой принадлежал Станилоэ, были арестованы. Органы госбезопасности произвели в его квартире обыск, и он был заключен в тюрьму. 4 ноября началось его политическое дело. В течение нескольких месяцев Станилоэ находился в полной изоляции. Его дочери Лидии, доценту физического факультета Бухарестского университета, было предложено покинуть факультет. В 1961 г. Станилоэ подвергся новому уголовному преследованию, и в марте 1962 снова был посажен в тюрьму. В 1963 г. после освобождения из тюрьмы Станилоэ стал работать в Священном Синоде Румынской Православной Церкви, а с октября вернулся к преподаванию.

http://bogoslov.ru/person/307427

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010