Закрыть Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем» Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции 20.04.2024 3 Время на чтение 7 минут Сто лет назад в 1924 году началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем». Декретом ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1924 года «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца» предусматривался выпуск новых серебряных и медных монет. Из серебра 900-й пробы в обращении появились рубли и полтинники . «Полтинник с молотобойцем» был впервые выпущен в 1924 году. Монета соответствовала по весу, размеру и металлу монете в 50 копеек образца 1921-22 гг. , которая в свою очередь соответствовала привычным дореволюционным полтинникам. В отличие от монеты 1921 года, на монете 1924 года содержала не надпись «50 копеек», а «Один полтинник» также полностью изменилось её оформление. Оформление монеты разработал знаменитый художник-медальер Антон Фёдорович Васютинский. К указанному времени художник разработал свыше 120 штемпелей наградных и настольных медалей. В числе прочего это: «За спасение погибавших» (1894), «За храбрость» (1894), коронационных медалей Николая II (1896), «В память 50-летия Императорского Русского Археологического общества» (1896), «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо» , «В память 200-летия Полтавской битвы» , «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (1912), « В память 300-летия царствования дома Романовых » и многих других. Ещё в 1893 году А. Ф. Васютинский был назначен старшим медальером Санкт-Петербургского монетного двора . Именно он был автором штемпеля лицевой стороны памятных медалей и монет с портретом императора Николая II : империала , полуимпериала, рублевой монеты, 50 и 25 копеек 1895—1915 годов. Антон Фёдорович был автором первых советских монет: рубля 1922 года (со звездой) и советского червонца 1923 года (с сеятелем). Но полтинник с молотобойцем – это экспонат, который, без всякого сомнения, имеет каждый нумизмат. (Конечно, речь идёт не о раритетных образцах, например, полтинника с «худощавым кузнецом», или с разнообразными вариациями шрифтов на надписях).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/st...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) февраля Священномученик Василий Надеждин Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье Федора Алексеевича и Софьи Павловны Надеждиных. Федор Алексеевич служил чиновником Дворцового управления в звании коллежского асессора и доводился родственником архиепископу Анастасию (Грибановскому). В 1910 году Василий окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Учась в семинарии, он на каникулы ездил в Холмскую губернию, где владыка Анастасий был в то время епархиальным архиереем. Василий писал владыке Анастасию: «Я хочу окончить Духовную академию и быть священником – это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и это бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря». Летом 1916 года Василий уехал готовиться к экзаменам в Кишинев, куда был переведен владыка Анастасий. Осенью он поступил в Московскую Духовную академию, занятия в которой из-за войны стали идти с перебоями; в конце ноября он был приглашен графом Александром Медемом в его имение в Хвалынском уезде Саратовской губернии преподавать Закон Божий его детям Федору и Софии. В конце февраля 1917 года возобновились занятия в академии, и Василий выехал в Москву, жители которой в то время ликовали по поводу отречения императора Николая II от престола, ликовали и студенты академии. По окончании учебного года Василий снова уехал в имение графа. Последствия разрушительной революции быстро докатились до губернских городов, и начались грабежи и убийства. Осенью 1917 года он вернулся в Москву для продолжения учебы. В начале 1919 года Духовная академия была закрыта пришедшими к власти безбожниками. В апреле 1919 года Василий Федорович обвенчался с Еленой Сергеевной Борисоглебской и уехал в село Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии, где служил знакомый ему священник, и работал здесь до 1921 года учителем в школе. В марте 1921 года он с семьей переехал ближе к Москве, устроившись счетоводом в построечном управлении узкоколейки в Орехово-Зуеве.

http://fond.ru/kalendar/205/vasiliy/

Архиерейский собор причислил к лику святых архиепископа Серафима (Соболева) 3 февраля, 2016. Новостная служба Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля 3 февраля. ПРАВМИР. Члены Архиерейского Собора Русской Православной Церкви на заседании в среду единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России.   «Изучив внимательно жизненный путь и архипастырский подвиг архиепископа Серафима, совершившиеся по его молитвам чудотворения и непрекращающееся всенародное его почитание, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви единомысленно со Священным Синодом Болгарской Православной Церкви, представленным на настоящем Соборе по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Преосвященными митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном и епископом Знепольским Арсением, определяет: причислить к лику святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950) для общецерковного почитания», — говорится в документе. Собор отметил, что личность архиепископа Серафима особым образом объединяет Русскую и Болгарскую Православные Церкви. Память святителя Серафима определено праздновать 13/26 февраля, в день его преставления ко Господу. Честные останки святителя Серафима считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание, говорится в документе. Члены Собора пропели величание новопрославленному святому. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил митрополиту Варненскому и Великопреславскому Иоанну образ святителя Серафима, написанный в иконописной мастерской Санкт-Петербургской духовной академии, — для передачи в дар Болгарской Православной Церкви. Архиепископ Серафим (Соболев) – почитаемый в Болгарии и России многолетний настоятель патриаршего подворья Русской Православной Церкви в Софии. В течение почти 30 лет с 1921 года он являлся здесь настоятелем русской церкви. Приход объединял тогда представителей первой волны русской эмиграции, здесь служили, в том числе, Георгий Шавельский, последний протопресвитер русской армии и флота, протоиерей Александр Рождественский, член Священного Синода РПЦ в дореволюционный период.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) февраля Священномученик Николай Добролюбов Священномученик Николай родился 20 апреля 1875 года в селе Маврино Богородского уезда Московской губернии в семье церковнослужителя Алексея Добролюбова. Николай окончил Заиконоспасское духовное училище и с 1891-го по 1893 год был нештатным псаломщиком в Иоанно-Богословской церкви при Вифанской Духовной семинарии. С 1894-го по 1900 год он служил нештатным псаломщиком в Сергиевском храме при лечебнице Лепехина в Москве. В 1901 году Николай Алексеевич сдал экзамены на звание учителя и поступил учителем в Домодедовскую церковноприходскую школу. С 1904-го по 1921 год он служил чиновником на Московском почтамте. В 1921 году Николай Алексеевич был рукоположен во диакона к Иоанно-Богословской церкви на Бронной улице в Москве. С 1926 года он служил в храме великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот. В 1933 году диакон Николай был рукоположен во священника и направлен служить в Борисоглебский храм погоста Борисоглебский в Подольский район . Отец Николай был арестован 24 января 1938 года и заключен в тюрьму в городе Серпухове. На следующий день начались допросы. – Уточните ваши связи с арестованным в 1937 году священником села Ерино Агафониковым. – Агафоникова я знаю с 1932 года, моя связь с ним выражалась в том, что я лично неоднократно бывал у него и он бывал у меня. Агофоников показывал себя как истинно верующий Православной Церкви. Агафоников высказывал недовольство существующей советской властью, говоря, что нас, священнослужителей, советская власть облагает непосильными налогами, добиваясь отказа священнослужителей от приходов и, соответственно, закрытия церквей. Я, беседуя с Агафониковым, разделял его взгляды и в беседах говорил, что власть устраивает гонение на Православную Церковь. Агафоников является благочинным Подольского округа, в который входит и храм, где служу я. Как Агафоников, так и я, Добролюбов, являемся последователями тихоновской ориентации.

http://fond.ru/kalendar/229/nikolay/

150 лет Скорбященскому монастырю в Москве. Скорбященский монастырь в XX веке. 24 октября, 2006. Н.Гринев Изъятие церковных ценностей в храмах бывшего Скорбященского монастыря началось 31 марта 1922 г в 10 часов утра. Завершено 2 апреля 1922 г. В монастыре было изъято 19 пудов серебра, ок. 6 пудов золотых и серебряных “изделий”. 20 августа 1900 г. Освящение храма Св. архангела Рафаила митрополитом Московским и Коломенским ВЛАДИМИРОМ (Богоявленским). Храм находился в трапезном корпусе. Сщмч. митрополит Киевский и Галицкий ВЛАДИМИР (Богоявленский) 1848 – 1918 На Московской кафедре в 1898 – 1912 годах, затем по 1915 год на Санкт-Петербургской и далее на Киевской кафедре вплоть до мученической кончины 25.01/07.02.1918 г., когда был расстрелян и добит штыками влизи Киево-Печерской Лавры. Первый архиерей новомученик. Известен строгой подвижнической жизнью, деятельностью по духовно-нравственному просвещению народа, попечением о храмах и монастырях. Один из самых авторитетных иерархов Русской Церкви начала ХХ века. Воглавлял интронизацию Св. патриарха Тихона 21.11/04.12. 1917 г. Память 25 января/7 февраля. 29 октября 1900 г. Посещение Скорбященского монастыря выдающимся церковным деятелем ВЛАДИМИРОМ КАРЛОВИЧЕМ САБЛЕРОМ (впоследствии обер-прокурор Св. Синода) ВЛАДИМИР КАРЛОВИЧ САБЛЕР 1847 — 1929 Выдающийся государственный и церковный деятель. Обер-прокурор Св. Синода в 1911 — 1915 г. Исповедник. В последние годы жизни в заключении и в ссылках Епископ СЕРАФИМ (Голубятников) 1856 – 1921 Епископ Можайский, викарий Московской епархии в 1905 – 1908 гг., неоднократно посещал Скорбященский монастырь в это время. Затем епископ Каменец-Подольский, после Екатеринбургский. В 1917 г. был снят с кафедры за отказ признать Временное Правительство. Управлял в Москве Новоспасским монастырем. Когда монастырь был превращен в тюрьму, стал одним из ее первых заключенных. В 1921 г. там же скончался, весьма вероятно был расстрелян. 20 июня 1909 г. Митрополит Московский и Коломенский ВЛАДИМИР (Богоявленский) прибыл из Санкт-Петербурга (с сессии Св. Синода) в Скорбященский монастырь на 40-й день кончины первой игумении монастыря Евпраксии.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 7 (20) Преподобномученик Афанасий (Егоров) Преподобномученик Афанасий (в миру Алексей) родился 7 марта 1884 года в селе Сурушино Новоторжского уезда Тверской губернии в семье крестьян Егора Иларионовича и Агафии Ефремовны Егоровых. Окончил церковноприходскую школу. 18 января 1908 года Алексей поступил в Валаамский монастырь. 19 ок­тября 1911 года он был зачислен в послушники обители, а 21 февраля 1914 года – пострижен в мантию с именем Афанасий. Послушание он про­ходил на монастырском подворье в Петрограде, при иконно-книжной лавке. С 1917 года он нес послушание на Валаамском подворье в Москве. В 1921 году митрополит Сергий (Страгородский) пригласил монаха Афанасия к себе в качестве келейника, так как хорошо знал его еще с 1913 года, когда был архиепископом Финляндским, а тот был заведующим архиерейскими комнатами Валаамского монастыря в Финляндии. Монах Афанасий пробыл келейником митрополита Сергия до своего ареста, и владыка всегда относился к нему с исключительным доверием. 24 апреля 1921 года монах Афанасий был рукоположен в сан иеродиакона и вскоре после этого – во иеромонаха. Через некоторое время он был возведен митрополитом Сергием в сан игумена. Служил игумен Афанасий в храме села Измайлово Реутовского района Московской области. 26 июня 1937 года игумен Афанасий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Его обвинили в террористической агитации и оказании материальной помощи находящемуся в заключении за антисоветскую деятельность духовенству. На состоявшемся через день допросе следователь, выяснив, сколь долго был игумен Афанасий келейником мит­рополита Сергия, спросил: – Таким образом, вы являетесь приближенным митрополита Сергия Страгородского? – Да, митрополит Сергий относился ко мне хорошо, но все же он рас­сматривал меня в известной степени как своего слугу. Состоя при мит­ро­полите, я ведал хозяйственными вопросами, иногда помогал ему на службах в церкви и выполнял другие поручения митрополита.

http://fond.ru/kalendar/629/afanasiy/

К столетию начала Первой мировой войны в Сиднее восстановили памятник на могиле генерала Николая Наумова. После 1921 г. из Приморья генерал-майор эмигрировал в китайский Харбин, а затем в Австралию. 19 февраля, ПРАВМИР. К столетию начала Первой мировой войны в Сиднее восстановили памятник на могиле генерала Николая Наумова. На церемонии открытия памятника присутствовала представитель администрации Забайкальского края Наталья Абраменкова, сообщил «Забмедиа.Ру» атаман Австралийского посольского отдела Забайкальского казачьего войска Симеон Бойков. — Восстановление могилы — заслуга казаков Забайкальского казачьего войска. Реставрация также приурочена к 60-летию со дня смерти генерала. На церемонии открытия отреставрированного памятника присутствовала представитель администрации Забайкальского края Наталья Абраменкова. Она поблагодарила нас за вклад в развитие казачества на австралийской земле, — рассказал Бойков. Реставрация монумента и установление памятного креста прошли по согласованию с правлением Руквудского кладбища. По словам атамана, важную роль в восстановлении могилы сыграли 73-летний казак Георгий Заболотный и есаул Геннадий Эпов. Оба живут в Австралии. «Россия – наша Родина. Мы гордимся ей и сейчас болеем за ее спортсменов, — заявил на церемонии есаул Эпов. – И пока мы живы, жива будет и память об усопших военнослужащих нашего великого Отечества». Заупокойную литию и чин освящения надгробного креста совершил игумен Русской православной церкви Христофор Вахабов. Николай Наумов родился в 1881 году в Оренбургской губернии. Во время Первой мировой войны служил в 13-м и 16-м Оренбургских казачьих полках. В годы гражданской войны участвовал в боях под Уфой, в Златоустовской и Челябинской операциях, Сибирском Ледяном походе. С октября 1921 года служил начальником Оренбургской отдельной казачьей бригады войск Временного Приамурского правительства. Из Приморья эмигрировал в китайский Харбин, а затем в Австралию. Среди наград генерал-майора — орден Святого Владимира 4-й степени, три ордена Святой Анны и два ордена Святого Станислава.

http://pravmir.ru/v-avstralii-kazaki-vos...

Март 2000 г. Завершено строительство нового административного здания, где разместились просфорня, ризница, трапезная, воскресная школа, библиотека. Сразу же после этого начата роспись храма. В августе 2000 г., деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века, бывший псаломщик церкви Рождества Богородицы Иаков Гортинский (+1937) и инокиня Анна (Ежо­ва +1937), проживавшая при храме после закрытия монастыря с 1931 по 1937 гг.). XXI век В декабре 2001 г. полностью отреставрированы помещения на втором этаже левого придела храма, которые появились в 1930-40-х гг., после закрытия церкви и использовались для различных хозяйственных целей. До 2016 г. в них размещалась администрация прихода. 22 февраля 2001 г. - освящение новой звонницы. 28 февраля 2002 г. - празднование 180-летия храма и 10-летнего юбилея второго рождения церкви. Летом 2003 г. начинается строительство Гнилицкой Православной гимназии. В храме до начала ХХ века, в разное время служили два священника, один дьякон, два пономаря, два дьяка. В XX веке штат сокращен, а в 1921 году служили один священник, дьякон и псаломщик. Вот известные нам имена священнослужителей с годами их служения в храме. Священники: 1811-1826 гг. Алексий Михайлов и Иоаким Иванов; 1811-1826 гг. о. Иоанн Иоакимов; 1826-1852 гг. о. Иоанн Рождественский; 1839-1848 гг. о. Алексий Колосовский; 1843-1854 гг. о. Флегонт Орнатский; 1852-1865 гг. о. Михаил Никольский; 1869-1882 гг. о. Александр Лебединский; 1854-1891 гг. о. Флегонт Худяковский; 1885-1907 гг. о. Варсонофий Аргентов; 1891-1910 гг. о. Иоанн Беляков; 1930-1937 гг. о. Андрей Виноградов. Диаконы: 1811-1826 гг. о. Матвей Иванов; 1835-1843 гг. о. Иоанн Полянский; 1863 - о. Алексий Троицкий; 1869-1910 гг. о. Евгений Батистов; 1914 г. - о. Николай Аристов; 1921 г. - о. Павел Никольский; 1937 г. - о. Иоанн Ганин. Биографии наиболее деятельных священников, которые долгие годы посвятили служению в храме, оставив заметный след в его истории и добрую молитвенную память о себе.

http://sobory.ru/article/?object=04809

58 В ущелье Коркучи. 59 Ныне Луховицкий район Московской области. 60 Имеется в виду архиепископ Питирим (Крылов), который с 1929 по 1936 год был на Дмитровской кафедре викарием Московской епархии; в 1936 году переведен на кафедру в Великий Устюг; в 1937 году арестован и расстрелян. 61 Имеется в виду арест — на условном языке переписки тех лет. 62 Имеется в виду пребывание в заключении. 63 Ныне район Москвы. 64 После революции Талдомский район Московской области. 65 Тертуллиан (ок. 160, Карфаген — после 220, там же), христианский богослов и писатель. 66 Ферейн — общество, союз. 67 Онтология (греч.) — философское учение о бытии. 68 Гносеология (греч.) — теория познания, раздел философии. 69 Богословский Михаил Михайлович (1867—1929), ординарный профессор Московской Духовной академии и Московского университета, читавший курс русской гражданской истории. С 1921 года — член Академии наук. Автор около 90 работ по русской истории. 70 Преподобномученик Серафим (в миру Антоний Максимович Тьевар), прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память празднуется ноября 23/декабря 6. 71 Архиепископ Евгений (Зернов), священномученик. Память празднуется сентября 7/20. 72 Епископ Онуфрий (Гагалюк), священномученик. Память празднуется мая 19/июня 1. 73 Саркис (Сарзиз) — персонаж армянской мифологии, перенявший функции древнего божества ветра и бури. Сарзиз — красавец, вооруженный всадник на белом коне; поднимает ветер, бурю, метель. Душит тех, кто его не почитает, помогает взывающим о помощи. Всегда содействует влюбленным, которые обращаются к нему за помощью, поэтому его часто называют «осуществляющим заветную мечту». 74 Память исповедника Иоанна празднуется октября 12/25. 75 Ныне Щелковский район Московской области. 76 Ныне Ступинский район Московской области. 77 Впоследствии епископ Серафим. 78 Впоследствии епископ Игнатий. 79 Впоследствии архиепископ Иларион. 80 Впоследствии епископ Стефан. 81 Память мученицы Варвары (Лосевой) празднуется февраля 22/7 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4134...

О. Александр. Тюремная фотография      В те страшные годы многим было очевидно, что он разделит участь отца. Действительно, уже 28 ноября 1937 года священник Николай Харьюзов был арестован по той же ст. 58 п. 10 УК. Но сыну, в отличие от отца, предстояла долгая жизнь. Человек он был яркий, образованный и готов был бесстрашно стоять за православную веру. Монахине Сергии (Каламкаровой) удалось собрать о нем довольно подробные сведения. Родился отец Николай 28 ноября 1900 года в городе Великий Устюг Вологодской губернии. Окончил Ишимское духовное училище и Киевскую духовную семинарию. В 1918 году Николай Харьюзов поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, закончил три курса в 1921 году. С июня 1921 года работал заведующим детской площадкой, секретарем рабоче-крестьянской инспекции, учителем русского языка и литературы в семилетней школе. Супругой Николая Харьюзова стала дочь священника церкви села Роги протоиерея Леонтия Гримальского (причислен к лику святых; память священномученика Леонтия Гримальского – 13/26 февраля). 7 августа 1922 года Николай был рукоположен в сан диакона, а 27 августа 1922 года – священника. В 1929 году он перешел в Вятскую епархию, где служил его дядя, иерей Леонид Афанасьевич Харьюзов (расстрелян в 1938 году). В 1930 году иерей Николай Харьюзов был принят в Московскую епархию и служил сначала в селе Жигалово Щелковского района, а потом в селе Гжель Раменского района. «На селе кругом вопль и стон, антихристы-коммунисты разоряют страну, издеваются и расстреливают лучших людей. Но это им даром не пройдет, все православные должны сплотиться вокруг Церкви Божьей и действовать заедино». «Коммунисты ни за что судят и сажают в тюрьмы лучших людей, ни с чем не считаются, вот у меня забрали отца и, несмотря на его старость, всё же посадили – вот вам и Сталинская конституция, вот вам и “свобода”». «Терпите, православные, скоро конец придет вашему терпению, будет война, всех коммунистов уничтожат». Такие высказывания, записанные со слов «свидетелей», вменялись в вину отцу Николаю.

http://pravoslavie.ru/66611.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010