38 Об отпуске Хомутову 2000 руб. на священнические и диаконские облачения... 1760 года на 8 листах. 39 Фермуар прислан при следующей записке: от Татьяны Николаевой Нарышкиной урожденной княжны Долгоруковой, пожертвован в церковь св. Николая, что называется морской, фермуар, украшенный бриллиантами, для украшения образа св. Николая Чудотворца, перед мощами. Апреля 29 дня 1854 года. Татьяна Николаева Нарышкина. 42 См. Арх. Морск. Министер. Дело 1806 года о церквах находящихся в ведении Морского Министер. 522, шкаф 32. папка 130. Предложение Чичагова Коллегии от 18 января 1806 года. 96. 44 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Тимофею Васильеву, от 27 февр. 412 20 июня 1776 г. 45 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Тимофею Васильеву, от З1 июля 4346, и от 8 авг. 1781 г. 285. 46 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Василию Алексееву, от 21 февр. 831 и от 2 мая того же года 2160. 48 В след. ук. Интендантской Экспедиции, от 2 июля 1770 г. 3893, к протоиерею Василию Алексееву, так изложены обязанности его к певчим: минувшего мая 13 дня Адм. Коллегии определила: находящимся при Морском Богоявленском Соборе певчим жалованье по каждой трети производить благонадежным по одобрению вашему, а кои из них не благонадёжны состоянием, тем, чтобы они, вновь сделанных им парадных мундиров, за не неимением своих, в непорядочную носку не могли употребить, в руки того жалованья не отдавать, а отдать оное на рассмотрение ваше, из коего вами и довольствованы быть могут, смотря по их нуждам. 50 Советники эти были в следующем порядке: 1) капитан Барзов с 1764 по бригадир Ильин с 1771 по 1777 г.; 3) бригадир Нижегородцев с 1777 по 1786 г.; 4) капитан Глотов с 1786 по 1789 год 5) подполковник Павел Зернов с 1789 по 1790 г.; 6) флота капитан кн. Голицин с 1790 г.; 7) Павел Зернов (вторично) с 1791 по 1794 г.; 8) капитан-лейтенант Данеберг с 1794 по 1804 г.; 9) Клавер 1805 г.; 10) капитан-лейтенант Ендоров 1806 г. 11) полковник Стрельников с 1807 по 1809 г. 53 Из церковных денег Никольского Собора в уплату за сей дом, по мнению коллегии, поступило 17843 руб., а остальные 7172 руб. она уплатила, по её словам, из собственных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель   Памятник преп. Серафиму в Сарове. Скульптор В.Клыков 19.07.1759 - Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор. 1762 - Смерть отца Исидора Мошнина 1766 - Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим 1769 - Болезнь, исцеление Божией Матерью 1776 - Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.1778 - Становится послушником в Сарове (игумен в Сарове - о. Пахомий); вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня... 1780-1783 - Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.1786 - Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт.1786 - О. Серафим посвящен в иеродиаконы 1788 - Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (матерью Александрой) 13.06.1789 - Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 2.09.1793 - О. Серафим рукоположен в священники 1794 - Кончина игумена Пахомия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 - о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец 1794-1798 - 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами 12.09.1804 - Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками и исцелен Божией Матерью 1806 - Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь. 4.12.1807 - Кончина о.Исайи 1807-1810 - Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке 1810 - Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь 8.05.1810 - Преп. Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор

http://sedmitza.ru/text/713589.html

188 Феофилакт Горский написал толкование на все св. Писание (оставшееся в рукописи). Аполлос Байбаков издал (1785–87 г.) читанные им толкования на к ефесянам, филиппийцам, колоссянам, на 1-е послание к коринфянам, на 1-е послание к солунянам, на послание к галатам. Гавриил Петров (известный впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский) издал (1794) толкования на Соборные послания (Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды); написал также обьяснение беседы о блаженствах и нескольких псалмов (оставшиеся в рукописи). Мефодий Смирнов напечатал истолкование посланий к римлянам, имевшее три издания (1794, 1799 и 1815 г.г.). Ириней Клементьевский издал толкования на послания к римлянам (1787 г.), к евреям (1787 г.), на 12 меньших пророков в 6 ч. (изд. 1804 и 1809 г.г.), на Даниила (1816 г.), на псалмы (изд. 1791, 1807 и 1814 г.г.). Прот. Сидоровский напечатал изъяснение на воскресные и праздничные Евангелия, имевшее три издания (1784, 1804 и 1805 г.г.). Ириней Фиалковский издал толкование на послание к римлянам (1806 г.), на послание к галатам (1807 г.); толкование на остальные 16 посланий осталось в рукописи. Далее: иеромонаха Феоктиста объяснение соборнаго послания апостола Иакова (1806 г.), Сергия Краснопевкина краткое изъяснение посл. к римлянам (1801 г.), Анастасия Братановского толкование на Евангелие Иоанна (в ркп.), Симона Лагова толкование на Новый Завет (в ркп.), Андрея Прокоповича мысли при чтении посланий ап. Павла к солунянам (1819 г.), к галатам (1820 г.), к колоссянам (1820 г.), к ефссянам (1821 г.), Амвросия митр. Новгородского «Руководства к чтению Св. Писания». См. Филарета, И. Р. Ц.. V, 44, 45; его же Обз. р. дух. лит.. II, §§ 74, 109. 111, 154, 160, 171. 190 Сухопутный (1731 г.). Морской (1752 г.). Пажеский (1759 г.), Артиллерийско-Инженерный (1762 г.). В 1732 г. учреждены были гарнизонные школы при полках для обучения солдатских детей, причислявшихся тоже к военному сословию. С этими школами слились в 1740 г. цифирные школы Петра. 193 См. Листовского, биография гр. П. В. Завадовского в Р. Архив, 1883 г., 3, стр. 152; Paterson, Book for every Land, р. 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   Паисий I год и 9 дней.    Иоанникий II в 3 раз 1653—1655.    Кирилл III вторично 15 дней.    Паисий вторично 11 месяцев.    Парфений III 1656—1657.    Гавриил II 12 дней.    Парфений IV 1657—1660.    Дионисий III 1660—1665.    Парфений IV втор. 1665—1668.    Климент 1668—1669.    Мефодий III 1669—1671.    Парфений IV в 3 раз 1671—1672.    Дионисий IV 1672—1673.    Герасим II 1673—1675.    Парфений в 4 раз 1675—1676.    Дионисий IV вторично 1676—1679.    Афанасий IV 12—14 дней.    Иаков 1679—1682.    Дионисий IV в 3 раз 1682—1684.    Парфений IV в 5 раз 1684—1685.    Иаков вторично 1685—1686.    Дионисий IV в 4 раз два месяца.    Иаков в 3 раз 1686—1690.    Каллиник II 1690—1691.    Неофит IV 3 месяца.    Каллиник II втор, 1691—1693.    Дионисий IV в 5 раз 1693—1694.    Каллиник II в 3 раз 1694—1702.    Гавриил III 1702—1707.    Неофит V избран, но не утвержден.    Киприан 1708—1710.    Афанасий V 1710—1711.    Кирилл IV 1711—1713.    Киприан вторично 4 месяца.    Косма III 1713—1715.    Иеремиа III 1715—1726.    Калджнин III умерший от радости по избрании.    Паисий II 1726—1732.    Иеремия III вторично 1732—1733.    Серафим I 1733—1734. Неофит VI 1734—1740.    Паисий II во 2 раз 1740—1742.    Неофит VI во 2 раз 1742—1744.    Паисий II в 3 раз 1744—1748.    Кирилл V 1748—1751.    Паисий II в 4 раз 1751—1752,    Кирилл V в 2 раз 1752—1757.    Каллиник IV 1757.    Серафим II 1757—1760.    Иоанникий III 1760—1764.    Самуил I 1764—1768.    Мелетий II 1768—1769.    Феодосий II 1769—1773.    Самуил I вторично 1773—1774.    Софроний II 1774—1780.    Гавриил IV 1780—1784.    Прокопий 1784—1789.    Неофит VII 1789—1794.    Герасим III 1794—1797.    Григорий V 1797—1799.    Неофит вторично 1799—1801.    Каллиник V 1801—1806.    Григорий V вторично 1806—1808.    Каллиник V вторично 1808—1809.    Иеремия IV 1809—1813.    Кирилл VI 1813—1818.    Григорий V третично 1819—1821.    Евгений 1821—1822.    Анфим III 1822—1824.    Хрисанф 1824—1826.    Агафангсал 1826—1830.    Констанций I 1830—1834.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

(Впрочем, во втором издании «Исторического каталога» Маты (1884) ошибка эта исправлена, но исправление заключается лишь в том, что рассказ о событии выпущен при описании правления Каллиника.) 502 Μελετου. Т. III. Σ. 430; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 634 (рус. пер. не точен; см. греч. подлинник – Σ. 295). 503 Γεδεν. Σ. 32–34. Ср.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι. С. 235–236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII в. См.: Μακραοζ. (Bibliotheca Graeca. Vol. III). Σ. 309. 504 Μελετου. Τ. III. Σ. 429–430; Мата («Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 633) почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 510 Δοσιθου. Σ. 1170; Μελετου. Τ. III. Σ. 448; Мата " Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 640–641 (греч. подлинник – Σ. 126–127). 519 По другому известию ( Βενδτς. Σ. 88) Авксентии и двое главных его приверженцев были повешены. 521 Ελληνικς φυλολογικς σλλολος (в статье Параники «По вопросу о перекрещивании, возникшем в XVIII веке»). Κωνσταντινοπολις, 1877. Т. 10. Σ. 33, 35. 527 Μελετου. Т. III. Σ. 485–486; Мата " Христ. Чтение. Т. I. С. 781 (греч. подлинник – Σ. 140–141). 531 Вот хронологический перечень этих патриархов. Софроний II (1774–1780); Гавриил IV (1780–1785); Прокопий (1785–1789); Неофит VII (1789–1794); Герасим III (1794–1797); Григорий V (1797–1798); Неофит VII, вторично (1798–1801); Каллиник V (1801–1806); Григорий V, вторично (1806–1808); Каллиник V, вторично (1808–1809); Иеремия IV (1809–1813); Кирилл VI (1813–1818); Григорий V, в третий раз (1818–1821); Евгений II (1821–1822); Анфим III (1822–1824); Хрисанф (1824–1826); Агафангел (1826–1830); Константий I (1830–1834); Константин II (1834–1835); Григорий VI (1834–1840); Анфим IV (1840–1841); Анфим V (1841–1842); Герман IV (1842–1845); Мелетий III (1845); Анфим VI (1845–1848); Анфим V, вторично (1848–1852); Герман IV, вторично (1852–1853); Анфим VI, вторично (1853–1855); Кирилл VII (1855–1860); Иоаким II (1860–1863); Софроний III (1863–1866); Григорий VI, вторично (1867–1871); Анфим VI, в третий раз (1871–1873); Иоаким II, вторично (1873–1878); Иоаким III (1878–1884); Иоаким IV (1884–1886); Дионисий V (1887–1891); Неофит VIII (1891–1894); Анфим VII (1895–1897); Константин V (1897–1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Преосвященный Анастасий был знатоком и любителем церковного пения. Ему принадлежит известный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». В 1801 году по поручению императора Павла I он размножил и исправил труд Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Труды: Классическая книжка. – М., 1806. (Трактат о расположении проповедей). Переводы с французского: Предохранение от безверия и нечестия, здоровым рассудком, совестью и опытами доказанное. – СПб., 1794. Арнод Ф. Плач Иеремии пророка. Поэма. – СПб., 1797. Истинный Мессия, или Доказательство о Божественном пришествии Иисуса Христа и Его Божества. – М., 1801 и 1851 г. Формей Ж.А. Опыт о совершенстве. – СПб., 1805. Не издано: Толкование на Евангелие от Иоанна (рукопись). Слова и речи: при вступлении в должность законоучителя при кадетском корпусе. – СПб., 1792; в день рождения Екатерины II. – СПб., 1792; в день Преображения Господня. – СПб., 1792; в день тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны. – СПб., 1793; на погребении графини Остермановой. – СПб., 1793; при выпуске кадетов. – СПб., 1793; на новый 1794 год. – СПб., 1794; в день рождения Великой княгини Марии Федоровны. – СПб., 1794; на погребение действительного тайного советника И. И. Бецкого. – СПб., 1795; на погребение сенатора А. А. Нарышкина. – СПб., 1795; на погребение графа Шувалова; в день тезоименин Великой княгини Анны Павловны. – СПб., 1795; при выборе судей. – М., 1802; при восстановлении в Белоруссии Могилевской губернии. – СПб., 1802; Поучительные слова: в 4 т. – СПб., 1796, т. 1, 2; 1806, т. 3; 1807, т. 4. Литература: Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 245–257. Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. – Казань. 1870–1891, т. 2. – С. 400, 405. Горючко П. С. Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский. – Астрахань, 1902. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. – СПб., 1857. – С. 5. П. М. Из прошлого//Русский вестник. – 1868, 4. Заведеев П. История Русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О деятельности Мачинского в звании настоятеля Георгиевской церкви особенного ничего неизвестно, кроме того, что он, как мы уже видели, вел спор с Роспутним за границы церковных земель. Сверх сего при нем в 1791 г. сгорела старая Георгиевская церковь . После этого Мачинский прожил только два года, успевши на пожарище старой церкви поставить временную каплицу. Он скончался 7 июня 1793 г. Его тело погребено на церковном погосте, под новою каплицею, где и доселе почивает, хотя могила его теперь неизвестна. Мачинский был последним униатским настоятелем Георгиевского прихода, официально определенным униатскою Епархиальною властью. После него до 1806 года, т. е. до первого штатного православного настоятеля этого прихода Стефана Жуковича, идет ряд разного рода его «администраторов, наблюдающих», каковыми, смотря по подписям в метрических книгах Георгиевской церкви, были: «Иаков Неятловский Викарий Свято-Воздвиженский, до 1794 г. С Октября того же года наблюдающий Феодор Трушкевич Воздвиженский. Далее с Декабря того же года Герасим Подвисоцкий администратор по 1796-й год. С Января 1796 года новый администратор Василий Завалевич, настоятель Свято-Троицкий с титулом «администратора Георгиевского Полонского». За сим с Сентября 1797 года опять наблюдающий, но уже не униат, а православный Полонский Спасский священник Димитрий Сольский в перемешку с священниками Полонской «Марьянской» (Покровской) церкви Иосифом Сольским, Антонием Завалевичем Троицким и Иоанном Трушкевичем Сретенским. Что Сольский был православным священником, равно как и прочие его сотрудники по части исправления треб по Георгиевскому приходу, видно из того, что в 1804 г. в клировой ведомости Георгиевской церкви, Сольский называет жену Димитрия Мачинского, как сказали мы выше, «женою священника, скончавшагося в унии». Так, очевидно, мог писать только православный. Вскоре после этого Георгиевская церковь получила своего собственного штатного настоятеля в лице известного уже нам священника Стефана Жуковича. Как видно из клировой ведомости Георгиевской церкви 1831 г., «приходской священник Стефан Васильев Жукович (был) сын священнический из села Пиляив; в училищах не обучался; с 1801 по 1806 г. находился в певческе при доме архиерейском. – Рукоположение бывшим Преосвященным Даниилом, Епископом Волынским и Житомирским и Кавалером, в местечко Полонное к церкви Георгиевской. Грамату имеет (т. е. имел) на сей Полонский приход от оного ж Преосвященного 1806 г. Октября 10 дня данную». – Но, к несчастью, должно быть, пятилетнее пребывание в архиерейском хоре, представители которого в былые времена всегда и везде не отличались особыми нравственными достоинствами, слишком вредно повлияло и на жизнь Жуковича. Он запил и так страшно, что, как видно из ревизской сказки Георгиевской церкви о лицах духовного звания 1834 года, «в 1832 году за поступки (был) удален и низведен по Синодальному указу на два года в причетническую должность» и с того же года «определен в с. Рублевку дьячком».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По штату 23 марта 1806 г. положено было, кроме наличного в то время числа братии (настоятель и 5 монашествующих), быть еще 13 иеромонахам черноморского флота, а по штату 1 декабря 1833 г. число черноморских иеромонахов было удвоено сравнительно с прежним штатом. Все черноморские иеромонахи в свободное от плавания время жили в монастыре и получали от казны содержание. Это продолжалось до уничтожения флота. – В 1883 г. было братии: настоятель – архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 3 монаха. Настоятели монастыря были сперва греки и некоторые даже в архиерейском сане, именно: 1) архиепископ Игнатий Реондажский (1794–1799 г.); 2) игумен Анфим (1799–1806 г.); 3) архимандрит Дионисий Делограммати (1806–1808 г.); 4) архимандрит Евтихий (1808–1810 г.); 5) митрополит Хрисанф Новопатрский (1810 года); 6) архиепископ Иаков Сидон (несколько месяцев), и 7) митрополит Агафангел Тапальдо (1824–1854 г.), управлявший монастырем 30 лет 756 и оставивший по себе добрую память: его огромные гранитные контрфорсы для укрепления монастырского берега и высеченная в скале широкая и длинная лестница, спускающаяся к морю, прочно стоят доселе. После митрополита Агафангела настоятели монастыря были русские архимандриты: Геронтий (1854–1860 г.), Никон (1860–67 г.), Агапит (1867–72 г.), Михаил (1874–77 г.), Антоний, в мире Александр Люцернов, из студентов новгородской семинарии, (1877–83 г.), ныне наместник Александроневской лавры, и Ювеналий Знаменский (с 1883 г.). Последний, по окончании курса в московской академии в 1840 г. со степенью магистра, проходил должности профессора в вифанской семинарии, потом инспектора в той же семинарии, с 1847 г., по возведении в сан архимандрита, был ректором с 1849 г. вологодской, а с 1860 г. рязанской семинарий, в 1867 г. оставил училищную службу, и был настоятелем казанских монастырей: сперва Зилантова, потом с 1874 г. Свияжского, а с 27 июня 1883 г. Георгиевского -Балаклавского. Содержание монастыря – от казны 3000 р. и 904 десят. 640 квад. саж. земли. Но земля большею частью камениста, и только в низменных местах занимаются хлебопашеством и огородничеством. Есть небольшой виноградник, но запущенный. Фруктовый сад и лес повреждены неприятелем в крымскую войну. На месте бывшего леса осталась только мелкая и редкая поросль. – Местность монастыря вообще очаровательная и весьма здоровая. Внизу течет источник чистой, холодной воды. Но монастырь беден: его храмы, братские келлии, гостиница, службы в 1833 г. требовали значительного ремонта. III. Корсунский Богородичный монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

апр. 4). Симоновской обители и обращения оной в прежнее положение. В том же 1788 г. мая 6-го Богоявленский монастырь назначен местопребыванием викария Московской епархии, преосвящен. Серапиона, епископа дмитровского. Казначеем дома его преосвященства, а потом вскоре и наместником Богоявленского монастыря 100 был иеромонах Аполлинарий; должности наместническую и казначейскую он исправлял по ноябрь месяц 1794 г. 5-го числа сего месяца, его преосвященством произведен в игумена дмитровского Борисоглебского монастыря и с того времени присутствовал в дмитровском духовном правлении. В ноябре 1798 г. назначен присутствующим членом в новоучрежденную в Богоявленском монастыре Дмитровскую преосвящен. викария московского консисторию; эту должность проходил по 1-е число января 1800 г. По переименовании консистории в Калужскую, июня 20-го 1801 г., снова присутствовал в дмитровском духовном правлении и был благочинным четырех монастырей: Дмитровского Борисоглебского, Можайского, Лужецкого, Волоколамского, Иосифова и заштатного Николаевского Пешношского. 1803 г., января 6 дня, произведен митрополитом Платоном в архимандрита Златоустова монастыря. В 1806 г., апреля 9-го, перемещен в ростовский Яковлевский монастырь, где и скончался 1818 г. 28 апреля. 15 . Гедеон (1806–1808), в мире Григорий Фомин, был диаконом московского Новодевичьего монастыря. В сентябре 1799 г., по случаю вдовства, поступил в Троицкую семинарию на должность учителя низшего греческого класса. Пострижен 7-го марта 1800 г. и в сем году 5-го июня произведен в иеромонаха и префекта новооткрытой Вифанской семинарии. И здесь он был учителем греческого языка, а в 1802 г., с открытием философского класса, начал преподавать философию. В 1804 г. апреля 17-го, посвящен в архимандрита дмитровского Борисоглебского монастыря; в сентябре сделан ректором Вифанской семинарии и учителем богословия. В мае 1806 г. переименован настоятелем Златоустова монастыря, в октябре 1808 – Лужецкого; в 1811 г. получил в управление Богоявленский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Что касается данных о первых девятнадцати годах его жизни до вступления на путь монашества, то они надежны и точны настолько, насколько надежны и точны их источники, ибо они были собраны Мотовиловым в ходе розысков, предпринятых им на родине преп. Серафима тотчас после его кончины. Чичагов, которому мы обязаны сохранением архивов, и не пытался обнародовать то, что пожелали скрыть саровские настоятели: тогда его труд не прошел бы через духовную цензуру и канонизация преп. Серафима была бы поставлена под угрозу. Он ограничился сопоставлением всех известных данных, предав их огласке со всеми взаимными противоречиями и несообразностями. В то же время он записал со слов некоторых монахов и устное предание о преп. Серафиме, а не только цензурированную версию, поскольку его первое издание архивов датируется 1896 годом, а в предыдущие годы он, должно быть, не раз бывал в Дивееве и Сарове. Вот что писал он об отшельническом периоде жизни преподобного (1794–1810). «В пребывание его в пустыни, – говорили тогдашние саровские старцы, – вся братия была его учениками» (74 1/3; см. также 73 3/4). В другом месте, ссылаясь на документ, он приводит полное горечи замечание одного саровского монаха о безразличии общины к памяти святого (581 низ – 582 верх). Мы хотели бы показать, что биография преп. Серафима требует пересмотра: как среди общины, так и среди паломников преп. Серафим начал старчествовать уже в тридцать шесть или сорок лет, а тысячедневное столпничество следует, очевидно, отнести к началу его отшельнической жизни. Настоятель Исайя I (1794–1806) высоко ценил преп. Серафима. Поскольку Нифонт, избранный настоятелем в 1806 году, относился к нему неприязненно, преп. Серафим демонстративно прекратил старческое попечение о монахах (только о них). В 1810 году Нифонт под благовидным предлогом принуждает его покинуть пустыньку и вернуться в монастырь. Весьма вероятно, что преп. Серафим продолжал принимать паломников и Нифонт решил положить этому конец. Получив запрет на посещения и не желая оставаться духовным наставником братии при осуждающем его настоятеле, преп. Серафим ушел в затвор. Не позднее чем через четыре с половиной года и при обстоятельствах, о которых нам не рассказано, он возобновил старчество, принимая и паломников и «многих из братии» (110 1/2). Весьма вероятно, что преп. Серафим, как и старец Леонид, о котором мы будем говорить, был слишком известен, чтобы возможно было надолго запретить ему принимать посетителей. Принимая мирян, он не мог отказывать и обращавшимся к нему братьям. Но ради мира в общине – не в меньшей степени, чем по призванию, – он стал с конца 1825 года проводить дневное время в пустыньке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010