Его взгляды повторили Бауер, Августа и Бертольд, с небольшими пополнениями, сокращениями и изменениями. Bauer. Hist-crit. Einleitung in die Schriften d. A. T. (Пьгпв. и Altd. 1794 и 1806 гг.). Augusti. Grundriss e. hist. krit. Einleit. in das A. T. (Lpz. 1806 и 1827 гг.). Bertholdt. Hist. krit. Einl. in sдmmml. kanon. и apocryph. Schriften d. А. и N. Testaments (Erl. 1812–19 гг.) Это направление, вытекавшее более из догматических, нежели из научных исторических дат и основоположений, было последними подтверждаемо, обосновываемо и до последнего скепсиса доведено Де Ветте и его последним издателем Шрадером: De-Wette. Beitrage zur Einleitung in d. Alte Testament (Halle 1806. 7. 12) и Lehrbuch. d. hist. krit. Einl. in die kanon и apocryph. BB. d. A. T. (Berl. 1817 и 52 гг.). Schraderv значительно увеличенном и переработанном виде выпустил то же Введение (Berl. 1869 г.). Но рационалистическая критика всегда встречала себе дружный и серьезный разбор у представителей ортодоксального направления, а потому, под влиянием доводов ученых последнего направления, принуждена была смягчать свои резкие суждения и поспешные выводы. Так, еще против Ейхгорна было написано Введение Михаелисом: I. D. Michaelis. Einleitung in die gцmml. Schriften des A. Bundes (Hamb. 1787 г.), в коем признавалась богодухновенность Священных книг. Представителями более умеренного критического направления были: Блеек, Штегелин, Мейер, Гаусрат, Нольдэкке, Фюрст. Bleek. Einleitung in das A. T. (Berl. 1860. 70 и 94 гг.). Smдhelin. Spez. Einleitung in d. kanon. Вьснег. des A. T. (Elberf. 1862 г.). Более популярные издания: Meier. Geschichte der. Poet. Nationalliteratur d. Hebr. (Lpz. 1856r.). Hausrath. Gesch. der alttestl. Literatur in Aufsдmzen. (Heidelb. 1864 г.). Noldeke. Die alttestl. Literatur in einer reihe von Aufsдmzen dargestellt. (Lpz. 1868 г.). Furst. Geschichte d. biblischen Literatur и d. judisch-hellenistischen Scnriftthums (Lpz. 1867–70 гг.). Эти ученые, в большинстве, соглашаясь с Ейхгорном и Де Ветте в неподлинности ветхозаветных книг, неутвержденности канона, порче текста, и прочих тезисах, признавали и авторитет ветхозаветных книг, значительную их сохранность, целость, и т.п. тезисы древнего богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

I. ПОТИРЫ с принадлежностями. 1. ПОТИР золотой сканной работы с двумя финифтяными штуками; при нём: а) дискос, б) звезда, в) два блюдца, г) лжица и д) два копия золотые же. Всего веса 8 фунтов, 24 золотника. Сосуды сии пожалованы в 1790 году, Августа 29, от Государыни Императрицы Ekamepuhы II. 2. ПОТИР золотой, украшенный бриллиантами и розами с 8 штуками разных антиков; при нём: а) дискос золотой же с четырьмя золотыми из разных антиков, осыпанных бриллиантами и розами, б) звезда с антиком, осыпанным бриллиантами, в) два блюдца золотые гладкие с накладными по краям золотыми колосьями, г) две лжицы золотые гладкие с чеканными на концах крестиками, д) два копия с золотыми чеканными рукоятками. Во всём приборе веса 16 фунтов, 56,5 золотников. Пожалованы от Государыни Императрицы Ekamepuhы II в 1791 году. Августа 29. 3. ПОТИР, дискос и лжица золотые, весом 4 фунта, 64 золотника; даяние фельдмаршала Князя Меньшикова. в) Облачения 1. Одежда на престоле бархатная, пунцового цвета, шитая золотыми блёстками и другими фигурами с канителью. 2. Два покрова: а) напрестольный и б) жертвенный. 3. Две одежды и две пелены аналойные. 4. Воздух. 5. Два покровца пунцового бархата; шиты подобно напрестольной одежде. 6. Три пары риз из той же материи с приличным драгоценным священническим облачением и стихари, в 1794 году, Августа 29, пожалованные от Государыни Императрицы Ekamepuhы II. 7. Полиставрийная Архиерейская ризница с 10 полными таковыми же священническими облачениями и 20-ю стихарями, а также с напрестольными и аналойными таковыми же одеждами в 1806 году пожалованы от Благочестивейшего Государя Императора AЛEKCAHДPA I. 8. Два полных Архиерейских облачения полиставрии, от Двора присланные в Декабре 1807 года, на поминовение Грузинской Царицы Дарии. 9. Митрополичья мантия фиолетового бархата с сребро-златыми источниками, пожалованная от Государя Императора AЛEKCAHДPA I Высокопреосвященнейшему Амвросию, Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому в 1806 году, Августа 29 числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Важным этапом в эволюции личности Г. стало предпринятое им в 1786-1788 гг. путешествие по Италии. Впечатления от итал. природы, знакомство с памятниками античной архитектуры, а также общение с художницей А. Кауфман, писателем и философом К. Ф. Морицем способствовали окончательному самоопределению Г. в качестве поэта. Идя навстречу устремлениям Г., герц. Карл Август в 1788 г. освободил его от прежних обязанностей (при сохранении жалованья); в ведении Г. остались преимущественно вопросы культурной политики герц-ства (надзор за Йенским ун-том, а также руководство театром, устройство б-к и парков в Веймаре). Новое положение при дворе, предоставлявшее больше времени для творчества, разрыв с Ш. фон Штейн и гражданский брак с Христианой Вульпиус (с 1788, венчание состоялось в 1806) ознаменовали новый этап жизни Г. Естественнонаучные занятия приобрели характер попыток органического синтеза научного и поэтического видения природы (теория метаморфозы растений, учение о т. н. прафеномене), а эстетические предпочтения все более склонялись в сторону классицизма. Французская революция, к-рую Г. расценил как «ужаснейшее из всех событий», лишь утвердила в нем волю к гармонии. Переход Г. на позиции классицизма завершился в 1794 г., с началом творческого содружества с Ф. Шиллером, к-рое продолжалось вплоть до смерти последнего в 1805 г. Шиллер познакомил Г. с критической философией И. Канта и ввел в круг идей раннего нем. идеализма. В совместно издаваемых альманахах «Оры» (1794-1797) и «Пропилеи» (1798-1800) Г. и Шиллер развернули полемику против набиравшего силу романтизма. Одновременно Г. работал над философским романом «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796), горячо воспринятым как сторонниками классицизма, так и молодыми романтиками. В 1799-1801 гг. на почве общих натурфилософских интересов развился интенсивный идейный обмен между Г. и Ф. В. Й. Шеллингом . Начало позднего этапа жизни и творчества Г. ознаменовалось решительным разрывом с классицистскими идеалами, к к-рому его побудили как политические изменения в Европе, так и события частной жизни.

http://pravenc.ru/text/164939.html

Ф. Г. Гордеев. «Поклонение пастырей». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Ф. Г. Гордеев. «Поклонение пастырей». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Загруженность преподавательскими и адм. делами не позволила Г. создать значительное число произведений. Наиболее ярко он проявил себя в области мемориальной пластики, став первым рус. скульптором художественных надгробий. Для памятника-стелы Н. М. Голицыной (1780, ГНИМА) характерны классицистические черты - уравновешенность композиции, строгость и спокойное величие. Рельеф плакальщицы, склонившейся к урне и держащей медальон с вензелем княгини, восходит к мотивам античных мраморных стел, использованных, в частности, франц. скульптором Ж. Гудоном. Черты классицизма сочетаются с барочной пышностью в многофигурных пирамидальных композициях надгробий князей А. М. Голицына (1788, при участии Прокофьева, мрамор, Гос. музей городской скульптуры, С.-Петербург, Благовещенская ц. Александро-Невской лавры) и Д. М. Голицына (1799, мрамор, ГНИМА) для московской Голицынской больницы. Надгробие А. М. Голицына, первый скульптурный памятник в храме, представляет собой обелиск с барельефом князя в медальоне, на высоком постаменте, с воинскими трофеями на 2-м плане. Справа - аллегорическая фигура Добродетели, показывающая одной рукой на изображение фельдмаршала на обелиске, а другой - на щит с княжеским гербом и короной сверху, покрытый львиной шкурой. Слева - скульптура крылатого гения войны, к-рый сидит облокотившись на щит с изображением взятия Хотина (рус. солдат держит за волосы плененного тур. пашу). Памятник Д. М. Голицыну исполнен в виде обелиска с горельефным бюстом (скульптор Ф. Цаунер, Вена), с фигурами плакальщицы («Щедрость, оплакивающая своего подражателя») и Утешения, или Веры, левая рука к-рой покоится на Евангелии. Они олицетворяют состояния скорбящей человеческой души - горе и примирение с мыслью о неотвратимости смерти и грядущем воскрешении. Уравновешенное пластическое решение свойственно рельефам Г. для зданий АХ (рельефы в вестибюле (Минерва) и на фасаде, композиция «Аполлон и Минерва, покровительствующие художествам» на фронтоне, 1784) и Старого Эрмитажа («Прощание Гектора с Андромахой», «Фетида с младенцем Ахиллом», «Минерва - покровительница искусств», львиные маски, 1786). Сюжеты 13 фризов Останкинского дворца в Москве (1794-1798), особенно близких к стилистике классицизма и античной традиции, заимствованы из греч. мифологии («Свадебное шествие Амура и Психеи», «Жертвоприношения Зевсу и Деметре»); здесь же присутствуют аллегорические изображения поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки. Особого искусства Г. достиг в передаче драпировок в скульптуре.

http://pravenc.ru/text/166191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЕТЦЕН Зеетцен [нем. Seetzen] Ульрих Яспер (30.01.1767, Зофиенгроден, близ Евера - сент. (окт.?) 1811, близ Таиза, Йемен), нем. врач, ориенталист, исследователь Ближ. Востока. С 1785 г. З. изучал медицину в университете Гёттингена. В 1789 г. защитил диссертацию по биологии (Systematum de morbis plantarum brevis dijudicato). Был советником-аудитором в Анхальт-Цербстском княжестве, тогда принадлежавшем российскому императору (имел, т. о., российское подданство). В 1790-1792 гг. участвовал в неск. исследовательских путешествиях по Германии и Нидерландам. С 1794 г. публиковался в зоологических, ботанических и технических журналах, с 1795 г. член естественнонаучных об-в в Берлине и Йене. Имел финансовую поддержку великого маршала саксон. двора и издателя научного ж. «Географический и астрономический вестник» Ф. К. фон Цаха. З. также покровительствовал рус. имп. Александр I. 13 июня 1802 г. З. отправился в длительное путешествие по Ближ. Востоку. После 6-месячной остановки в К-поле побывал в М. Азии и Сирии. Почти год жил в Халебе (Алеппо), где занимался практическим изучением араб. языка. В апр. 1805 г. выехал из Халеба в Дамаск. Обследовал территорию заселения финикийцев, Ливан, Антиливан , Баальбек , район Эль-Ладжа. В сер. 1806 г., пройдя через горы Антиливана, достиг истоков Иордана, оттуда через Тиверию отправился в Заиорданье. Из Хасбайи З. добрался до Банияса - древней Кесарии Филипповой. Обследовал р. Эль-Хасбани, к-рая, по его мнению, должна быть истоком Иордана, и Тивериадское оз. Достиг Тиверии (араб. Табария), отождествил руины близ Умм-Кайса с древней Гадарой , одним из городов Десятиградия , обнаружил руины Герасы . Посетил Амман (древнюю Филадельфию). Побывал в Элеале (древнем городе амонитян), в Мадабе , на горе Нево , в обл. Карак (на территории моавитян). Прибыл на юж. оконечность Мёртвого м. Маршрут З. далее проходил по горам Вост. Иордании, вокруг Мёртвого м. Он обследовал окрестности Иерусалима , совершил путешествие до Хеврона и 4 апр. 1806 г. прибыл в Вифлеем , а затем в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/199703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744, Сарское Село, ныне г. Пушкин - 23.01.1810, С.-Петербург), скульптор, мастер монументально-декоративной пластики. Из семьи придворного служителя (скотника), занимал должность писаря Царскосельского вотчинного управления. В 1759-1767 гг. учился в АХ сначала по классу живописи, затем в скульптурном классе члена АХ в Париже акад. Н. Ф. Жилле. Вместе с Ф. И. Шубиным Г. принадлежал к старшему поколению скульпторов - учеников АХ. Удостоен медалей в 1763 и 1765 гг.- малых серебряных за рисунок и лепку с натуры, в 1766 г.- малой золотой за рельеф «Убиение Олегом Аскольда и Дира» (не сохр.), в 1767 г.- малой золотой за рельеф «Мирное утверждение между российским князем Олегом и греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими» и аттестата 1-й степени на звание классного художника. Один из первых пенсионеров АХ в Париже (1767 - авг. 1769), где учился у Ж. Б. Лемуана, мастера скульптуры в стиле рококо, с 1768 г. ректора и директора Королевской академии живописи и скульптуры. Под рук. Лемуана Г. исполнил барельефы «Жены-мироносицы и ангел», «Диоген в бочке перед Александром Македонским». Интерес к динамичной, контрастной барочной пластике проявился в скульптурной группе «Прометей» (бронза, 1769, Московский музей-усадьба «Останкино», ГТГ, ГРМ), за к-рую по возвращении в Россию Г. получил звание «назначенный». Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. В 1769-1772 гг. Г. жил в Риме, посещал Геркуланум и Помпею. С 1773 г. преподаватель в скульптурном классе АХ, с 1777 г. его руководитель после отъезда Жилле на родину. 17 окт. 1776 г. удостоен звания академика за рельеф «Меркурий отдает новорожденного Бахуса нимфам на воспитание» (не сохр.), с 13 авг. 1779 г. адъюнкт-профессор, с 25 янв. 1780 г. член академического совета, с 1782 г. первый рус. профессор скульптуры, с 1794 г. адъюнкт-ректор, в 1795-1797 гг. исполняющий обязанности директора АХ, с 1802 г. ректор скульптуры. По выражению Шубина, Г.- «главный надзиратель, свидетель над другими скульпторами», его учениками были рус. ваятели И. П. Прокофьев, П. П. Соколов и др.

http://pravenc.ru/text/166191.html

337 Речь В.О. Ключевского , прочитанная 21 декабря 1892 г. на заседании Общества истории и древностей российских при Московском университете, впервые была опубликована в издании: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 134–146. Публикуется по данному изданию. 341 Далин (1708–1763) – шведский гос. деятель, поэт, историк; автор «Истории Шведского государства» (рус. Перевод – 1805–1807). 343 Гиббон Эдуард (1737–1794) – английский историк, автор исследований по истории Римской и Византийской империй, истории исторической науки. Смит Адам (1723–1790) – шотландский экономист и философ; учился в Глазго и Оксфорде. В 1751–1763 гг. профессор университета в Глазго; главный труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов» (5 кн., 1776). Вольней Константен Франсуа (1757–1820) – французский просветитель, философ и политический деятель. При Наполеоне 1 – граф, в период Реставрации – пэр Франции. Автор соч.: «Руины, или Размышления о революциях империй» (1791). 344 В.О. Ключевский имел в виду Соборное уложение – государственный кодекс, принятый Земским собором в 1649 г. Большой Чертеж – несохранившаяся географическая карта России XVII в. Сохранилась «объяснительная записка» к нему – «Книга Большому чертежу», свод географических и этнографических сведений,– составленная в 1627 г. в Разрядном приказе с подробным описанием обеих карт Большого чертежа («Старого чертежа» и «Большого чертежа полю») и всех имевшихся на них надписей и изобразительных материалов. «Книга Большому чертежу» впервые опубликована в 1775 г. Н. И. Новиковым. Четьи-Минеи («ежемесячные чтения») – сборник жизнеописаний святых, сказаний и религиозных поучений церковных писателей для назидательного чтения. Тип сборников сложился в Византии в IX в.; известны в Древней Руси с нач. XI в. В середине XVI в. под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Минеи Четьи» в 12 томах по числу месяцев. Составлялись и в XVII в., а в старообрядческой среде и в начале XVIII в. 345 Российская академия – в 1783–1841 гг. научный центр по изучению русского языка и словесности в Петербурге, в 1841 г. преобразована во 2-е отделение Академии наук, затем в отделение русского языка и словесности. Выпустила «Толковый словарь русского языка» (1789–1794 гг., доп. изд. 1806–1822 гг.) В 1783–1796 гг. президентом Академии была княгиня Е. Р. Дашкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Спб. 1794 перев. Феофилакта (Русанова) ; Де-ля-Люзера «О превосходстве религии» (Москва 1804 г. перев. преосв. Феофилакта (Русанова)) ; «Против безверия» (Калуга 1806 г. перев. преосв. Феофилакта (Русанова)); «Предохранение от неверия и нечестия» (Спб. 1794 г. перев. с франц. преосв. Анастасия Братановского); «Истинный Мессия» (перевод его же. Москва 1801–1805 г.); «Бессмертие души против безбожников и скептиков основательно доказанное» 1779 г.; «Торжество веры над неверующими и вольномыслящими» 1792 г.; «Обнаженный Вольтер» (перев. с французского. Спб. 1787 г.); «Изобличенный Вольтер» Спб. 1792 г.; «Вольтеровы заблуждения» Москва 1793 г. 2 ч.; «Оракул новых философов, или кто таков г. Вольтер». М. 1803; «Основатели новой философии: Вольтер, Даламбер и Дидерот – энциклопедисты без маски» Спб. 1809 г.; «Иудейские письма к Вольтеру» (М. 1808 г. и 1816 г. 6 частей) и многие другие. Из названных переводов более важны были только два: «Вольтеровы заблуждения» и «Иудейские письма к Вольтеру». Первое сочинение принадлежит французскому аббату Ноноту, одному из жарких антагонистов Вольтера и в подлиннике носит заглавие: «Erreurs de Voltaire». На русский язык сочинение это переведено студентами воронежской семинарии под редакцией митрополита Евгения (См. материалы для биографии митр. Евгения С. Пономарева. Киев, 1867 г. стр. 12; ср. статью проф. Тихонравова: «Киевский митрополит Евгений», напечатанную в «Русск. Вестнике» 1869 г. т. 8. кн. 5, стр. 34–36). Второе произведение принадлежит франц. писателю Гене, у которого оно озаглавлено так: «Letters de quelques juifts Portugais, Allemands et polonais a M. de Voltaire». На русском языке издано под заглавием «Иудейские письма к Вольтеру» Степ. Смирновым и И. Снегиревым . В этом сочинении довольно удачно опровергнуты нападки Вольтера на Ветхий Завет . Подробности о достоинстве этого обширного труда см. в «Обзоре духовн. литературы» Филарета, кн. 2 стр. 238. Переводная противовольтерианская литература особенно стала возрастать у нас со времени перемены, обнаружившейся в настроении императрицы Екатерины II в отношении к вольтерианству, сначала покровительствовавшей идеям французской философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Wien 1802 3. 2 Thle in 3 Bden. 8. (и в латинском извлечении – introductio in libros SS. Wet. Foederis in compendium redacta. Vindob. 1805. ed. 2. 1815) совершенно свободно от предзанятых идей того времени, и отличается основательностью суждений и ученостью, хотя автор его обладал не в достаточной степени историческим тактом и вдавался по временам в доказательства натянутые. Сродно по духу с сочинением Яна сочинение его единоверца И. Г. Гербста (Herbst) Histor, kritische Einleitung in die heil. Schriften des А. Т. по смерти сочинителя дополненное и изданное В. Вельте (Welle). Th. I. Allgemeine Einl. Carlsr. 1840. Th. 2 in 3 Abthlgn. Specielle Einl. 1841–44.; менее важно как для Ветхого так и для Нового Завета сочинение J. М. А. Шольца (Scholz) Einl. in die h. Schriften des А. и N. Т. Cöln. 1845. – Основательнейшее и ученейшее противодействие ложному направлению в новейшей ветхозаветной Исагогике явилось главным образом со стороны Е. В. Генгстенберга (Hengstenberg) преимущественно в его Прибавлениях ко введению в Ветхий Завет (Beitrage zur Einleit ins A. Т. Berl. 1831–39. 3 Bde.) и в других его сочинениях, а потом из его же школы со стороны Гэверника (Hävernick) в его (тяжелом по форме) Handbuch der histor.-krit Einl. ins A. T. (3 Thle in 5 Bdn Erlang. 1836,–37.–39.–44.–49. Третья заключительная часть издана Кейлем (Keil) 1849, по смерти сочинителя). Далее, противодействие со стороны другого направления в сочинениях: Гофмана, (I. С. К. Hofmann) преимущественно в его сочинении «Weissagung und Erfüllung» Nördl. 1844. 2 Bde и «Der Schriftbeweis 2 Th. 1852. 2. Ausg. 1857.; особенно же Bleek Einleitung in d. A. Test изд. von I. Bleek und A. Kamphausen Berl. 1860 2-e изд. 1866. (Сравнительно c этими сочинениями, такие сочинения, как J. Güte Entwurf zur Einleitung ins A. T. Halle. 1787 J. Babor Allgemeine Einleitung in die Schriften des A. T. Wien. 1794. G. L. Baúer Entwurf einer hist.–krit Einleitung in die Schriften des A. T. Nürnberg. 1794. (3-te Aufl. 1806) и его же Critica sacra Veteris Test Lips.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Фома Аквинский (1225/1226–1274), крупнейший представитель средневековой схоластики, богословия и философии католицизма. Франк Семен Людвигович (1877–1950), русский религиозный философ и психолог. Франсуа Сальский (1567–1622), французский богослов. Франциск Ассизский, св. (1182–1226), религиозный проповедник и поэт, основатель ордена францисканцев. Фрейд Зигмунд (1856–1939), австрийский врач, психолог, основоположник психоанализа. Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837), французский утопический социалист. Хайдеггер (Гейдеггер) Мартин (1889–1976), немецкий философ-экзистенциалист. Хариты (миф.), греческие богини красоты и женской прелести. Xpucmoc – см. Иисус Христос. Цезарь Гай Юлий (102/100–44 до н. э.), римский политический деятель, полководец и писатель. Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856), русский философ. Чехов Антон Павлович (1860–1904). Шанявский Альфонс Леонович (1837–1905), деятель народного образования, генерал, основатель Московского городского народного университета, названного его именем. Шекспир Уильям (1564–1616), английский драматург и поэт. Шелер Макс (1874–1928), немецкий философ и социолог. Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854), немецкий философ. Шенье Андре Мари (1762–1794), французский поэт и публицист, казненный якобинцами. Шестов (наст. фамилия Шварцман) Лев Исаакович (1866–1938), русский философ, критик. Шиллер Фридрих (1759–1805), немецкий поэт, историк и философ. Шлейермахер Фридрих (1768–1834), немецкий философ и теолог. Шопенгауэр Артур (1788–1860), немецкий философ. Штейнер (Штайнер) Рудольф (1861–1925), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Штирнер Макс (наст. имя и фамилия Каспар Шмидт) (1806–1856), немецкий философ-младогегельянец. Эббингауз Герман (1850–1909), немецкий психолог. Эвклид (Евклид) (III в. до н. э.), древнегреческий математик. Эврипид (Еврипид) (ок. 480–406 до н. э.), древнегреческий драматург. Экхарт (Эккехардт) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327), немецкий философ-мистик и проповедник. Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010