1790 Иоанн Мосх. «Prof. Spirit.» caput. III. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graece. Tom. LXXVII, pars. III, col. 2853, в русск. переводе Москва 1855, стр. 7. 1792 Подробнее см. Bingam. «Quatuor dissert» Ed. Hulove 1738, Dessert, 1, «Hustor baptism. Laicorum.» pars I, cap. I, §XV, p. 30. 1794 «Constil. Apostol» Lib. III, cap. IX, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom I, col. 781–784. «Апостольсике Постановления» в русск. пер. Казань, 1864 г., стр. 111–112. 1795 Тертуллиан. «Praeseript advors. haaretie», cap. XLI. Curs. Compl Patrolog. Ser. I.at Tom. II. col. 56. в русск. пер. Карнеева, ч.I, СПб, 1847 г., стр. 188. 1796 Тертуллиан. «De Bopmism., сар. XVII, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lam. Тот. I, col. 1219–1220. Рус. пер. Карнеева, ч. II. СПб. 1847 г., стр. 24–25. 1797 Св. Епифаний. «De haeres». XLII. cap. IV. Cursus Сотр1. Pamro1og. Ser. Graec. Tom. XLI, col 700; в русск. перев... «Твор, Епиф. ч. II, Моокса. 1864 г., стр 133. 1798 «Замечания на учение реформаторов о совершет. таинства крещения»: Прав, СПб 1866 г. ч III, стр. 165–166. 1799 Concil. Catahag. IV, can. C. Ap. Gratian. «Decret», Distinet. IV, cap. XX. Cursus Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. CLXXXVII, col. 1800, cp. Bruns. «can. Apostol. et council.» Pars. I, Berol. 1839, p. 150. 1801 Ответ 24. Рус. Истор. Библ. Т. VI. СПб 1880 г., стр. 136–137. Чтения в обществе истории и древностей Рос. 1860 г. 2, III, 38. 1802 Киприан митр. «Ответы игумену Афанасию». «Русская Истор. Библиотека», m.VI. СПб. 1880 г. стр. 254. Не достоит бо игумену или чернецу попу венчевати мирских бо попов есть тое дело, а не черническое, разве аще пелика нужда будет, крестити дитя. 1805 Starezewski. «Histor. Ruthenicae Scriptor». Vol. 1, Berol. et. Petropol. VII: Ah. Guagnini. «Moscoviae descriptio», p. 19, XV, Ioan Halicii. «De Russorum religione», p. 39; в русск. пер. «Древн. сказ. Иностранц о религии моск. людей». Орл. Еп. В. 1866 г. стр. 452–688. 1806 Starezewski. Ibidem. III, Ioang Fabri. «Moscov. relig» pag. 8. В русском переводе. Ibidem. Стр. 190–196.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В конце 1793 года Крылов покинул Петербург. Чем он занимался с 1794 по 1796 год – практически неизвестно. В 1797-м исполняет должности секретаря князя С.Ф.Голицына и учителя его детей. В имении Зубриловка Иван Андреевич продолжает  вести своенравную жизнь. Достоянием истории стал рассказ о том, как будущий баснописец попробовал жить «как Адам». Для этого он перестал стричься, бриться, отрастил ногти и ходил в «натуральном виде». Князь, по-видимому, очень благоволил к своему секретарю и потому взял его с собой в Ригу, куда был назначен генерал-губернатором. Не утаить как шило в мешке и то, что признанный гений басни был профессиональным картежником. Карты могли и накормить его, и довести до нищеты. Неизвестно, отличался ли он недобросовестными трюками, однако в одно время Крылов попал в списки «персон нон-грата» обеих столиц именно из-за этого своего увлечения. Итак, более чем на 10 лет Иван Андреевич оставляет вообще мир искусства (если не считать домашних сочинений для воспитания детей Голицына). Когда началась главная часть жизни баснописца Главная часть жизни начинается в 1806 году. Возвращение на «большую сцену» происходит благодаря удачным переводам лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Положительный отзыв поэта и баснописца Ивана Ивановича Дмитриева прокладывает дорогу переводам в  журнал «Московский зритель». Через 3 года публика встречает уже сборник басен – 23 произведения. 1809 становится годом народного признания. Крылов при жизни  занимает свое место в истории русской литературы. Хоть государственная служба никогда его не прельщала, баснописец устраивается сначала в Монетный департамент, затем в Императорскую публичную библиотеку, где работает с 1812 по 1841 гг. Все это происходит благодаря покровительству семьи Олениных, которые, кстати, весьма заботились о том, чтобы переменчивый Крылов не забросил басни… Несмотря на то, что творческая «плодовитость» писателя была непостоянна, еще при его жизни издано почти 80 тысяч экземпляров сборников басен. Тиражи были рекордные. Прижизненная популярность была сравнима с оной Пушкина или Гоголя. Как Крылов чуть не женился

http://pravmir.ru/russkiy-ezop-12-faktov...

Николай Петрович Резанов родился в обедневшей дворянской семье 28 марта (10 апреля по григорианскому календарю ныне) 1764 года в Петербурге. Нужно отметить, что молодой человек отличался природным талантом к наукам и уже к 14 годам знал пять европейских языков. С другой стороны, при безусловных способностях у него была и «протекция»: исследователи отмечают, что для обычного чиновника не из дворян или из провинциальных незнатных дворян «прыжки» по служебной лестнице «через две ступеньки» были маловероятны и, начав службу с низшего, 14-го, класса в «Табели о рангах», иной мог дорасти до асессора (должности) и до коллежского асессора (чина, дававшего право на потомственное дворянство) лишь к старости. Между тем, в 24 года Резанов сопровождает императрицу Екатерину Великую в её поездке в завоеванный Крым... Помимо многочисленных заслуг государственного уровня, стоит отметить и его вклад в культуру. Так, во время путешествия в Японию, где он был первым послом России, Резанов сочинил «Руководство к познанию японского языка», содержащее азбуку и первоначальные грамматические правила и разговоры, и «Словарь японского языка». Японский портрет Н.П. Резанова Филологические работы Н. П. Резанова не опубликованы и сейчас хранятся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга. В частности, один из интереснейших его трудов – «Словарь уналашкинского, кадьякского, кенайского, колюжского, угаляхмутского и чугацкого языков, по российскому алфавиту собранный...», словарь языков коренных народов северо-западного берега Америки. С Америкой у Резанова отношения неразрывные, особенно с «Русской Америкой». Началось все с 1794 года, когда Резанов по поручению Зубова, фаворита императрицы, который, как пишут специалисты, хотел устранить таким образом соперника, отправляется в Иркутск вместе с духовной миссией архимандрита Иосафа. В Иркутске Резанов знакомится с основателем первых русских поселений в Америке – Григорием Ивановичем Шелиховым. Спустя некоторое время, Николай Петрович женится на дочери путешественника, пятнадцатилетней Анне. Спустя 8 лет, через 12 дней после рождения второго ребенка Анна умирает. Именно в это время Резанов, собиравшийся взять отставку и заняться детьми, проникается идеей совершения первого кругосветного плавания. Уже в 1802 г. высочайшим повелением Резанов назначается посланником в Японию и руководителем первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806 гг.) на шлюпах «Надежда» и «Нева» (а отнюдь не «Юнона» и «Авось»). Основных целей у этой экспедиции было две: налаживание отношений с Японией и инспектирование Русской Америки (Аляски).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/10/ya...

В 1794 г. Дорохов принимал участие в боевых действиях в Польше – в штурме Праги (предместье Варшавы), где, " вызвавшись охотником " , первым с командой егерей вскочил на бруствер неприятельской батареи. В эту кампанию Дорохов был дважды ранен, произведен в секунд-майоры и награжден золотым крестом. В 1803 г. Дорохов был произведен в генерал-майоры и назначен шефом Изюмского гусарского полка, с которым и выступил в 1806 г. на театр военных действий, к границам Восточной Пруссии. Участвуя затем в многочисленных авангардных и арьергардных стычках и боях с французской кавалерией, Дорохов был тяжело контужен. Он получил несколько боевых наград, а изюмские гусары заслужили славу одного из лучших кавалерийских полков и были награждены серебряными Георгиевскими трубами. В начале Отечественной войны 1812 г. отряд Дорохова оказался отрезанным от основных частей отступавшей Русской армии (генерала забыли предупредить об отходе). Однако Дорохов, искусно маневрируя, за две недели совершил сложнейший марш и смог соединиться с армией Багратиона, сохранив всю свою артиллерию, обоз и потеряв в стычках с неприятелем не более шестидесяти человек. В боях под Смоленском Дорохов был ранен, но остался в строю. Он почти ежедневно участвовал в схватках с французским авангардом, нередко перераставших в ожесточенные бои. В Бородинском сражении Дорохов во главе кавалерийской дивизии в разгар боя был направлен на помощь Багратиону. Смелой контратакой, действуя, по свидетельству Кутузова, " с отличной храбростью " , он отбросил от Багратионовых флешей французскую конницу, за что был произведен в генерал-лейтенанты. Во время движения от Бородина до Москвы Дорохов бессменно находился в арьергарде, прикрывавшем отход Русской армии. Сразу же после оставления Москвы, М.И.Кутузов выделил Дорохову для партизанских действий отдельный отряд, который нанес французам ряд чувствительных ударов, захватив при этом полторы тысячи пленных, в том числе сорок восемь офицеров. Одна из наиболее прославленных операций Дорохова – захват подмосковного г. Вереи. Скрытно подойдя к городу в ночь на 29 сентября, Дорохов приказал штурмовать его без единого выстрела и криков " ура " , и перед рассветом батальоны, бесшумно сняв неприятельские пикеты, ворвались в Верею и через полчаса все было кончено. Неприятельское оружие было тут же роздано жителям Вереи и крестьянам, к которым Дорохов обратился с воззванием, призывая их " вооружаться на истребление злодеев " . Позднее Дорохов был награжден золотой шпагой, украшенной алмазами, с надписью: " За освобождение Вереи " .

http://ruskline.ru/history/2015/05/08/et...

В 1806 году, после иезуитского пансиона, Вяземский на краткое время оказался в пансионе, «учрежденном в Петербурге при новообразованном педагогическом институте». Из преподавателей этого заведения он помянул добрым словом одного только француза, у которого на уроках переводил с русского на французский «Деревню» Карамзина. Вернувшись в начале 1807 года в Москву, Вяземский получает домашние уроки у профессоров Московского университета, немцев по происхождению. С единственным русским профессором, А.Ф. Мерзляковым, он с самого начала поссорился, написав на него первую в своей жизни эпиграмму, в которой обыграл принятую у Мерзлякова подпись под печатными стихотворениями – «Мрзк» – как «мерзкий». По признанию Вяземского, эпиграмма «имела большой успех в кругу немецкой профессуры» . Возможно, что это первое русское произведение поэта, и знаменательно, что оно оказалось направленным против русского преподавателя. В 1807 году Вяземский некоторое время находится «под сентиментальным наитием Шаликова», последователя Карамзина. В это время он пишет свой словесный портрет в карамзинском духе: «У меня чувствительное сердце, и я благодарю за это Всевышнего!» Образ «Всевышнего» лишен каких бы то ни было вероисповедных оттенков – в духе «веротерпимости», как у Карамзина и как в сочинениях масонов. «Всевышний», который обитает везде и, между прочим, в обожествляемом им «чувствительном сердце» писателя – это слегка прикрытое выражение всебожия, пантеизма. Сам Карамзин писал о божественном всеведении, всесилии, благости и вездесущести художника: «Кто через мириады блестящих сфер, кружащихся в голубом небесном пространстве, умеет возноситься духом своим к престолу невидимого божества; кто внимает гласу его в громах и в зефирах, в шуме морей и – собственном сердце своем; кто в атоме видит мир и в мире атом беспредельного творения; кто в каждом цветочке, в каждом движении и действии природы чувствует дыхание высшей благости и в алых небесных молниях лобызает край Саваофовой ризы – тот не может быть злодеем» (Нечто о науках, искусствах и просвещении. 1794) .

http://pravoslavie.ru/38737.html

Литургическое богословие различает два момента поражения диавола: а) первый, основоположный – во время приражения его к Спасителю Богочеловеку и б) второй, продолжающийся – в личном спасении верующих во Христа. а) Господь Иисус Христос уловил начальника злобы богомудрым льщением в воздаяние ему за прельщение прародителей в раю. Не усмотрев Бога в Пригвоздившемся плотию ко кресту 1790 , начальник тьмы сплелся со Христом в борьбе и приразился к Нему, как если бы Он был смертным 1791 . Спаситель же, обложившийся плотью, как бы на скрытой удочке низвлек коварного змия Божественною силою 1792 , пошел на заклание, подобно Агнцу, чтобы избавить людей от волчьего мучительства сатаны 1793 . И каковы были результаты борьбы для диавола? Заушение Господа иудеями – заушало злобу диавола 1794 , обнажение Христово – обнажало диавольскую силу 1795 , узы Спасителя – связывали змия нерешимыми узами и облекали в вечный стыд 1796 . Возвышение Искупителя на крест и пригвождение к нему греха мира низвергло возношения древнего льстеца 1797 , уязвило его и низложило 1798 . Распинаясь, Господь как бы натянул лук и, наподобие стрел, вонзил гвозди Своих рук в скверное и гневливое сердце вражие 1799 . Он пронзил врага – борителя 1800 , разорвал его сети 1801 , разбил челюсти этого мысленного волка и вырвал из его уст Своих словесных овец 1802 . Крепкий вопль Спасителя на древе к Отцу крепко поколебал вражию крепость 1803 , а крестная смерть сотворила как бы мертвым умертвителя и наполнила стыдом 1804 . Тогда поколебалось бесовское множество, побежали полки бесов от страха Божества 1805 , невольно опустилась превознесенная демонская бровь и поникло высокое око 1806 . Воскресение Христово из мертвых невидимо попрало бесовское царство 1807 , низложило сильных с престолов и сокрушило 1808 . У невидимого врага оскудело оружие 1809 , и сам он был связан нерешимыми узами мрака в тартаре и неугасимом огне неисчетно-крепкой силой Спасителя 1810 . Упавший с высоты князь тьмы был ввержен в пропасть ада 1811 , изгнан 1812 , пленен 1813 и посрамлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Попытка возвести слова мракобесие, мракобес непосредственно к тому церковно славянскому лексическому фонду, который отражается в древнерусских культовых, философских, исторических и научно-технических памятниках раннего и даже позднего средневековья, не может быть обоснована реальными фактами истории русского языка. Слов мракобесие и мракобес нельзя найти в «Материалах» И. И. Срезневского . Они не встречаются в древнерусских и югославянских памятниках XI – XVI bb. Они не указываются и в лексикографических трудах XVI – XVII bb. В русском литературном языке XVIII b. эти слова не употреблялись. Никто не нашел и не может найти их ни в одном литературном тексте XVIII b. Они не были зарегистрированы ни одним из академических словарей русского языка: ни словарями Академии Российской (1789–1794 и 1806–1822), ни словарем 1847 г. Больше того: слова мракобесие, мракобес не счел нужным поместить в свой словарь или проглядел их В. И. Даль: их мы не найдем в его «Толковом словаре». Характерно, что слово мракобесие не отмечено в Справочном словаре Чудинова (СПб., 1901). Лишь в «Полном русско-французском словаре» Н.  П.  Макарова (СПб.,  1867) в соответствие французскому ignorantisme sm. зарегистрировано слово мракобесие как синоним искусственно сочиненного мраколюбия 188 . Есть твердые основания утверждать, что слово мракобесие возникло раньше, чем мракобес, и вошло в русский литературный обиход только в первой четверти XIX b. Позднее широкому распространению слова мракобесие в русском публицистическом стиле сильно содействовало следующее место из знаменитого письма В. Г. Белинского к Гоголю (1847) по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов – что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною». Итак, в 40-х roдaxXIX b. слово мракобесие в кругах русской революционно настроенной, передовой интеллигенции, наряду со словом обскурантизм, выступает как один из едких, презрительных антонимов прогресса, демократической свободы и любви к просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1795., J. C. W. Augusli Grundriss einer histor.– krit Einleitung ins A T. Leipz. 1806 (2 Aufl. 1827) и др. не заслуживают особенного внимания). 35 Einleitung in die göttlichen Schriften d. N. Bundes. Götting. 1750, 8. 2-е изд. 1765. 3-е 1777. 4-е допол. изд. в 2 том. в 4. 1788, потом переработанное Англичанином Гербертом Марш (Marsch) и восполненное примечаниями и прибавлениями (на немец, язык перев. Rosenmüller " ом Gött. 1795. 2 части. 4). Прибавления эти впрочем простираются только до Евангелия от Луки. 36 Halle. 1767. 8. В соответствие ему написано другое сочинение Apparatus ad liberalein V. Т. interpretationem. Halle. 1773. 8. 37 Abhandlung von freier Untersuchung d. Kanons. Halle. 1771–1775. 4 части. Несколько ранее появившееся сочинение того же автора Vorbereitung zur theologischen Hermeneutik. St .1–4. 1760–69 8. не имеет для Исагогики одинакового значения с последним. 39 Untersuchung der Gründe fur die Aechtheit und Glaubwürdigkeit der schriftlichen Urkunden des Christenthums. 5 Thle. Hamburg. 1797–1800. Почти в одно время с ним появилось введение в книги Нового Завета Г. Ф. Гризингера (G. F. Griesinger) 1799. 41 Труд другого католического богослова Андр. Бенед. Фейльмозера (Feilmoser) Einleitung in die Bücher d. N. B. Snasbr. 1810. 8. в переработанном втором издании Tübing. 1830. имеет также важное богословское достоинство. 42 Handbuch der Einleitung in d. Schriften des N. T. 2 Thle. Erlang 1794– 1802. 3 Thle. 1802–1809. Его учебник введения в Новый Завет издан в Эрлангене 1802. 8. 43 Historish-kritische Einleitung ins N. Т. Giessen 1804–1805. 2 Thle. Сочинение это примыкает к школе Землера, между тем как критика Гейнлейна отличается сдержанностью. 44 Historisch–kritische Einleitung in sämmtliche kanonische und apokryphische Schriften des. A. und N.T. Bang. 1811–1819. 6 Thle. 45 Lehrbuch d. historisch-kritischen Einleitung in die kanonischen Bücher, des Neuen Testaments von W. ML L de Wette. Berlin. 1826. (как вторая часть его введения в Библию вообще; первая часть появилась в свет 1817. 2-е изд. 1830. 3-е 1834. 4-е 1842. 5-е 1848). 46 Второе издание 1830 г. было несколько умереннее, а новейшие попытки Тюбингенской школы сделали его представителем среднего направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

3 Легкая победа англичан над китайцами... - Имеется в виду так называемая первая " опиумная " война (1840-1842), завершившаяся унизительным для Китая Нанкинским договором, который положил начало открытой империалистической экспансии в Китай. 4 ...вспомните о французской революции... - В духе европейского либерализма Одоевский враждебно относился к якобинской диктатуре во время Великой французской революции 1789-1794 гг. (ср. примеч. 6 на с. 307-308 и примеч. 41 на с. 309). 5 ...и слово язычника: " Мы ничего не знаем! " ... - Подразумеваются слова Сократа: " Я знаю только то, что ничего не знаю " . Интересное истолкование этих слов, в духе стихотворения Тютчева " Silentium " , см. на с. 135. 6 ...теория славянофилизма, появившегося во 2-й половине текущего столетия... - Одоевский здесь неточен: теория славянофильства появилась в 40-е годы. 7 Шлецерова история для детей.... - Имеется в виду книга: Schlozer Vorbereitung zur Weltgeschichte fur Kinder, 1779 (2-я часть книги вышла в 1806 г.). - Книга Шлецера неоднократно переводилась в России. Первый перевод, сделанный Э. Энгельсоном, вышел под названием: Корень всемирной истории для детей Соч Г. Шлецера. СПб., 1789. 8 Когда же черт возьмет тебя? - Слова из " Евгения Онегина " (гл. 1, строфа I). 9 фан-Бурен, или ван Бюрен, Мартин (1782-1862) - президент США с 1837 по 1841 г. Его программа, особенно в вопросе о рабстве, носила подчеркнуто консервативный характер. 10 ...лицемерие есть невольная дань уважения добродетели... - из книги французского писателя Франсуа Ларошфуко (1613-1680) " Максимы и моральные размышления " (1665). 11 Талейран Шарль Морис (1754-1838) - французский политический деятель; прославился беспринципностью, возведенной им в своего рода принцип. 12 Кетле Адольф (1796-1874) - бельгийский статистик, астроном и физик, сыграл большую роль в организации статистического учета. По его инициативе созывались международные статистические конгрессы. 13 Уатс - имеется в виду Уатт Джемс (1736-1819), который с 1763 г., работая механиком университета в г. Глазго, занялся усовершенствованием парового двигателя Т. Ньюкомена, а в 1784 г. изобрел универсальную паровую машину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Отч. Рум. муз. 1886–88, стр. 93; 1892–1894, с. 40 и далее; Опис. бумаг П.И.Щукина, I, 258, 265; Стар. и Новизна, XV, 20; О творен. М.Грека в библ. Тихонравова (Критико-библиогр. обзор В.Н.Перетца, XVI-XXIV, 28; Отч. Рум. муз. 1912 г.); О рукописной Псалтири в сузд. Евфим. мон. К.Тихонравова (Владим. Губ. Ведом. 1856, 25); о Псалт. и его соч. (Алекс. Нев. древнехран. во Владимире, В. I, 1806 г.); в отд. муз. Щукина с изображениями (Ист. муз., Отчет 1905 г.); ср. Ж. М. Н. Пр. 1906, 11, 233–236; Сборн. Моск. публ. муз.; собр. сочин. М.Грека Казан. дух. Акад. – 3 списка (один бывший дьяка Шошина, другой дьяка Дементьева и третий, с изображениями) и Общ. люб. древн. письмен., т. III, также с изображ., какое приложено в изд. Казан. акад. и по списку Общ. любител. древн. письмен. – у Белокурова, кроме того изображения – в Христ. Древ. Прохорова, Сийск. иконописи подлин., издан. Общ. любит. древн. письмен., т. IV, 215, 216; при статье Ф.Нелидова (Десять чтений по литературе, М., 1909, ориг. в Имп. Ист. музее); и в Матер. для ист. рус. иконопис., Н.П.Лихачева, ч. II – 3 изображ. XVII и XVIII вв. (см. в дополн.), О сочин. М.Грека в дворц. библ. XVII в. (Чт. в Общ. ист. 1902, III, 61). В некоторых спп. 1, 2 и 3 ред. Хронографа, между прочим об Америке – это первое известие, сообщ. М.Греком (Попов, II, 2, 76, 82, 110, 151). Перевод Космографии Ортелия, сделанный в сокращении, был пополнен потом вставками из Библии, Кормчей, Г.Амартола и Максима Грека (Изв. Ак. Наук, VIII, 389). Опис. рукоп. Петербург, дух. акад. Софийская библиотека, В. I, изд. Д.И. Абрамовичем (о греческой Псалтири, писан. рукою М.Грека в Твери, 78); о ней же в Христ. Чтен. (1882, 9–10, с. 600). С другой стороны, благодаря влиянию полемики М.Грека, некоторые из апокрифов (напр. сказание Афродитиана, Лунник) были внесены в индекс запрещенных книг 2231 . В вопросах грамматики имя Максима Грека стояло так высоко, что на него ссылались в течение всего XVIII стол. – не только лица духовной школы 2232 , но и Российская академия. Приступив в 1794 г. к печатанию российской грамматики, она постановила наиболее руководствоваться грамматиками М.Грека и Ломоносова, и грамматика эта была издана в 1802 г., 1809 и 1819 гг. 2233

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010