Монастырские корпуса соборного двора По восточной и южной сторонам центрального монастырского двора расположен сплошной двухэтажный корпус готической архитектуры с полуколоннами, куполами и пирамидками на углах, построенный в 1836-1838 годах. В юго-восточном углу, в связи с храмом Преподобного Нила, как и прежде, ныне размещаются Архиерейские покои. На южной стороне – бывший братский корпус (1800-1801 года постройки) – ныне реставрируется. В юго-западной части корпуса находились ризница и казенная палата (1822 года постройки, ныне также на очереди реставрации). С западный стороны, примыкающий к корпусу бывшей казенной палаты, бывший казначейский и настоятельский корпус (1792-1794 года постройки) – ныне новая монастырская трапезная, откроет свои двери к лету 2011 года. С северной стороны – двухэтажный бывший трапезный корпус. Первый этаж - самая старая сохранившаяся постройка монастыря – построен в 1669-1672 годах. Второй этаж надстроен в 1758 и 1804 годах. Корпус ныне также реставрируется. С внешней стороны этот корпус был закрыт высокой каменной стеной с тремя башнями, построенной в 1766 году. Ныне каменная стена полностью разрушена, состояние башен - реставрации не подлежат. Корпуса гостиного двора К западу от центрального соборного двора находится гостиный двор. С прежнего времени возобновлена традиция украшать этот двор цветниками, клумбами и газонами. Здесь расположены: по южной и западной сторонам сплошной двухэтажный корпус – бывших гостиных келий – ныне братский корпус монастыря. Южная часть этого корпуса построена в 1782 году, западная часть – в 1798-1799 годах. Северный трехэтажный корпус построен в 1806-1809 годах, на месте бывших одноэтажных рабочих келий. Сегодня это здание монастырской гостиницы. К гостиному двору с запада примыкают конюшенный и конный дворы с прилежащим к ним строениям. Первый построен в 1762-1764 годах, второй в 1812 году. Эти дворы служили для размещения лошадей и экипажей как монастырских, так и приезжающих почетных богомольцев. Архиерейская пристань

http://sobory.ru/article/?object=00012

Главнейшие труды его: издание «инструкции благочинным», уничтожение крестцовых попов, поднятие умственного и материального быта духовенства, борьба с расколом и учреждение единоверия. Митрополит Платон оставил после себя до 700 проповедей (в 16 т.). Их можно разделить на: 1) катихизические, 2) поучительные и 3) речи приветственные и надгробные. В катихизических поучениях в вопросо-ответной форме излагаются догматические истины и опровергаются модные тогда лжеучения. В поучительных словах раскрываются нравственные истины и опровергаются ложные мнения деистов, натуралистов и материалистов. В них Платон особенно стремится доказать, что Бог есть Высочайшая Истина и Высочайшее Благо, говорит о началах гражданского благоустройства, которое зависит от веры в Бога и любви к Богу и ближним. Каждое слово имеет приступ с указанием темы, исследование и заключение. Язык простой и ясный, хотя в нем и много славянских выражений. Речи отличаются большим красноречием и возвышенным тоном, чего требовала торжественная обстановка, при которой они произносились. Лучшая речь — на коронование императора Александра. Анастасий Братановский родился в 1761 г. В Полтавской губернии, образование получил в Переяславской Духовной семинарии. Был преподавателем Севской и Вологодской семинарий. Своим трудолюбием и благочестием обратил на себя внимание начальства, был вызван в С.-Петербург и назначен преподавателем Александро-Невской семинарии, и одновременно поручено ему было произносить катихизические поучения для народа. На этой должности он приобрел известность даровитейшего проповедника. В 1794 г. был избран членом Академии Наук и членом Синода, в 1797 г. посвящен во епископа Белорусского, в 1806 г. по слабости здоровья перемещен в Астрахань и там в том же году скончался. От него дошло до нас 14 проповедей, которые направлены против увлечения тогдашнего русского общества идеями энциклопедистов. В своих проповедях Анастасий раскрывает и защищает те истины христианства, которые подвергались нападениям безбожных отрицателей. Слог их близок к разговорному языку; они проникнуты глубоким чувством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

68 «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени», стр.199. 78 К этому униаты и даже православные вынуждались и другим обстоятельством: в руках католического и базилианского монашества были сосредоточены почти все школы – от Полоцкой иезуитской академии до низших училищ включительно; в руках белого униатского духовенства находилась только Белорусская семинария, основанная в 1806 г. и еще не успевшая развернуться должным образом, с училищем. С чистым русским направлением в это время в Витебской губ. было два училища: одно в Полоцке, называвшееся «Главным народным училищем», основанное в 1789 г., а другое в Витебске, основанное в 1794 г., а в 1808 г. преобразованное в гимназию (Сапунов. «Истор.зап. 75-летия Витебск.Гимн.», стр.16. 80 Еще Лисовский разрешал это (Морошкин: 1 стр.475). 5 авгусга 1829 г. Семашко был хиротонисован в римско-католическом костеле Св.Екатерины, при чем в хиротонии принимал участие р.-католический еп.Гедройд. (Кол. 100. 1832 г.). 81 Κ.О.Π. 22901 л.5. Это продолжалось и после того, как м.Булгак в августе 1833 г., согласно указу сенатскому от 5 ноября 1831 г., объявил по епархии, чтобы униатские священники не смели служить в р.-католических костелах и участвовать с р.– католическими ксендзами в процессиях. Многие священники не исполняли приказания митрополита. (Арх.Ун. М. 3255. 1833 г. Дело о свящ.Тучкевиче и Барщевском). 83 В то время как р.католики пользовались всеми средствами, чтобы сблизиться с униатами, наш Св.Синод действовал в ином духе. Так, указом Св.Синода от 22 декабря 1833 г. строго повелевалось «находящимся в военных поселениях и военным священникам не допускать к исповеди и св.причастию воинских чинов греко-униатского исповедания до их присоединения». Указ этот был объявлен Полоцкой консисторией всем православным священникам епархии (Арх.Чепельской церкви. Книга для списывания указов). Ясно, что Полоцкое епархиальное начальство относило этот указ не к одним военным священникам и не к одним воинским чинам униатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Александры, Клавдии и прочих; св. Фомы патриарха 19, а не 21 марта по святцам 1659 г.; 24 марта муч. Артемона пресвитера, в 1806, киевском и месяцесл. всех святых совсем его нет; 5 апреля, а не 27 мая мучч. Феодоры и Дидима по прологу; 16 мая, а не 15 июня Вита, Модеста и Крискентии, в 1806 в оба дня; 2 июня Александра, патриарха константиноп., в 1806, киев., и мес. всех св. только 30 августа; 29 июля, а не 23 мая пр. Михаила эдесского, 1806 в оба дня; июля 30, а не 31 муч. Иулитты; 23 августа, а не 26 марта св. Иринея, еп. сирмийского, по прологу. В аполлосовом календаре сравнительно со всеми последующими календарями мало богородичных праздников и нет памятей вселенских соборов, опущено и несколько памятей святых. Допущенная в нем неточность 3 июня муч. Лукиана тарсянина (вместо белгийского) и с ним Максиана и Иулиана перешла и во все последующие месяцесловы. Любопытный месяцеслов 1794 и 1795 годов, полный месяцеслов 1795 года превосходят аполлосов полнотою богородичных праздников, из коих иные не вошли и в месяцесловы 1806, киевский и мес. всех святых; таковы праздники Богородицы: 12 апр. Муромские, 16 Ильинские, Черниговские и Тамбовские, 24 Молченские, мая 2 Путивльские, 4 Старорусския, июля 11 Шуйские, авг. 24 Петровские, сент. 8 Курские, 9 окт. Корсунские; в них внесены памяти 6 июня пр. Паисия, игумена покровского монастыря близ Углича; июня 29 преставление св. князя Андрея Боголюбского. В полном месяцеслове 1806 г. некоторые Богородичные праздники прибавлены, другие опущены сравнительно с любопытным месяцесловом 1794 года: прибавлено до 15 памятей святых, около 5 памятей нет. В нем одном царица Александра 21, а не 23 апреля; апреля 18 в нем и за ним в последующих пр. Авксентий назван епископом, апр. 3 в нем есть памяти мучч. Феодосии, Агафии и Ирины. В Киевском месяцеслове сравнительно с вышепоказанными полнее именами только дни: 14 янв., 28 марта, 12 июня, 8 декабря. Окт. 11 есть воспоминание чудесе, бывшего от иконы Господа нашего Иисуса Христа в городе Вирите.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Архив, ч. 1, т. 6, стр. 53). 474 При церкви села Срибно священнослужителями состояли: 1) свящ. Стефан Громачевский (1715–1743 гг.); 2) сын Стефана – свящ. Григорий Громачевский (1743–1796 гг.); 3) сын Григория – свящ. Матфей Громачевский (1796–1806 гг.); 4) сын Матфея – свящ. Алексей Громачевский (1806–1852 гг.); 5) брат Алексея – свящ. Лука Громачечский (1852–1875 гг.) и 6) зять Луки свящ. Николай Алексеевич Гапанович – с 1875 года ныне служит. 475 При церкви села Теслугова священнослужителями, состояли: 1) «парох Теслуговский» Феодор Божовский, род. около 1730 года, священствовал в этом селе с 1758 г. по день смерти – 9 июля 1791 г., погребён (на 61 г. жизни) в Теслуговской церкви Илиею Скакальским, «парохом и дзеканом Рогозинским». В метрич. книгах, восходящих до 1758 г., встречаются акты о. Иоанна Вдодовича, «коадъютора» (4 сент. 1761 г.), о. Василия Соколовского, «пароха Опаринского» (26 янв. 1762 г.), о. Михаила Сподинкевича, «пароха Вербенского» (9 февр. 1771 г.), о. Алексия Гловачевского, «пароха Корытенского» (13 февр. 1786 г.), а также латинские подписи дзекана Илии Скакальского до 5 февраля 1790 г., затем во всё последующее время подписывался Пётр Капустинский, «дзекан Лешневский»; 2) Илия Демчинский, сначала «викарий Теслуговский» (с первой половины 1787 г.), а потом «парох Теслуговский» (со второй половины 1791 г. до начала 1794 г.). Других сведений о нём нет. После него метрич. акты подписывали попоременно: о. Иоанн Петкевич «парох Борятинский» (14 февр. 1794 г.), о. Павел Громачевский, «протопресвитер Кременецкий и администратор Теслуговский» (4 апреля 1794 г.), о. Феодор Суходольский, «парох Добриводский» (30 мая 1794 г.), о. Матфей Громачевский, «коадъютор Срибенский». (2 авг. 1794 г.) и о. Георгий Громачевский, «пресвитер Срибенский» (11 июля 1795 г.); 3) «парох Теслуговский» Леонтий Козловский (с июня 1795 г. по февр. 1796 г.), после него метрич. акты записывали вышеозначенные священники и ещё Алексей Липский, «настоятель Борятинский» (5 июля 1797 г.); 4) Андрей Пренятинский, «досматривающий Теслуговскую церковь » (с 1797 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1) Протоиерей Фанагорийского гренадерского полка о. Герасим Соколов за подвиги в сражениях и походных экспедициях с 1787 по 1812 гг. 128 2) Протоиерей Белорусского гусарского полка о. Иосиф Цитович за мужество и усердие в многочисленных походах с 1792 по 1814 гг. 129 3) Полевой обер-священник 1-го отдельного корпуса о. протоиерей Прокопий Иоаннович Овчинников за боевые отличия в 20-м егерском полку 130 . 4) Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Симеон Александров за неустрашимость в кампаниях 1812–1831 гг. 131 5) Протоиерей Лейб-гвардии егерского полка о. Василий Моисеев за похвальное мужество в сражениях с 1806 г. 6) Протоиерей Лейб-гвардии конного полка о. Стефан Гордиевский за отличие в походах и сражениях с 1805 по 1831 гг. 132 7) Священник Московского гренадерского полка о. Савва Соловьев за отличие в походах 1794 г. в Польше и 1798 г. в Австрии, Италии и Швейцарии, до возвращения в Россию. 8) Протоиерей Сумского гусарского полка о. Василий Ставровский за отличие в походах и действительных сражениях с Чугуевским полком в 1792–1800 гг. 9) Священник лейб-гвардии Павловского полка о. Захария Москевич за мужество и неустрашимость при исполнении пастырского долга в походах с 1806 г. 10) Священник Таврического гренадерского полка о. Тимофей Таранецкий за поход в армии Суворова в 1794 г. и за кампанию 1805 и 1807 гг. 133 11) Священник Владимирского пехотного полка о. протоиерей Померанский за походы с 1794 г. по 1808 гг. 134 12) Протоиерей Елизаветградского гусарского полка о. Алексей Роговский за отличное мужество в походах и сражениях 1789–1794 гг. 135 13) Священник 17-го егерского полка о. Петр Егоров за похвальное самоотвержение при взятии штурмом крепости Ганжи (Елизаветполь ныне) 136 . 14) Священник Кременчугского мушкетерского полка о. Иаков Усевич за отличие в 1808 г. Шведской кампании 137 . 15) Священник Саратовского мушкетерского полка о. Алексей Любавский за военные отличия в походах и сражениях, бывших в царствование Императора Александра I. 16) Протоиерей Невского драгунского полка о. Савва Стрелецкий за военные отличия в походах и сражениях 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИФОР (Боровик Онисим; 1769 - 20.04.1828), еп. Вологодский и Великоустюжский (1814-1827), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1827-1828). Род. в Могилёвской губ. в семье представителя духовного сословия «из малороссов». Учился в Могилёвской ДС, к-рой покровительствовал Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. По окончании семинарии Боровик женился на племяннице архиеп. Георгия и 9 июня 1788 г. был рукоположен архиепископом во иерея к могилёвской Воскресенской ц. Овдовел через неск. месяцев после свадьбы, переведен в кафедральный собор и назначен настоятелем в семинарии. В 1789 г. свящ. О. Боровик подал прошение о поступлении в полковые священники и получил назначение в Козловский мушкетерский полк. В составе корпуса под рук. ген.-поручика гр. Б. П. Меллина принял участие в сражениях русско-польск. войны 1792 г., а также в подавлении восстания Т. Костюшко (1794), в т. ч. в битве под Миром (31 мая 1792), в сражении под Щекоцинами (26 мая 1794), в сражении при Мацеёвице (29 сент. 1794) и в штурме Праги (24 окт. 1794), вместе со своим отрядом совершал изнурительные переходы по болотам и речкам. Он получил высокую оценку своей службы во время военных действий и в 1796 г. был возведен в сан протоиерея. В 1800 г. прот. О. Боровику был пожалован наперсный крест, в 1801 г. он переведен в Апшеронский мушкетерский полк и в том же году назначен благочинным; в 1804 г. награжден камилавкой. В составе полка, входившего в армию М. И. Кутузова, прот. О. Боровик принял участие в русско-австро-франц. войне 1805 г., в т. ч. в битве при Кремсе (30 окт.). Во время отступления к Ольмюцу, куда прибыл имп. Александр I Павлович, чтобы возглавить рус. армию, прот. Онисим был представлен императору и имел у него аудиенцию. 15 янв. 1806 г. ген. Кутузов обратился к имп. Александру I с просьбой выделить протоиерею единовременное денежное вознаграждение, т. к. тот лишился имущества после битвы под Аустерлицем, отмечая «примерное его житие и особенное усердие к службе» ( Жмакин. 1905. 14. С. 582-583).

http://pravenc.ru/text/2578433.html

25 мар. 1861 викариатство упразднено. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство «Балтское», с управлением Каменец-Подольского Троицкого монастыря. Епископы Балтские Феогност Лебедев хирот. 22 янв. 1867 из архим. Каменец-Подольского Троицкого монастыря; 27 июня 1870 перев. в Астрахань. Вениамин Павлов назначен 12 окт. 1870 из архим. Новгородского Антониева монастыря, хирот. 8 нояб. Каменецкого Троицкого (архимандрия 12 апр. 1795) [IV, 323]: Архимандриты Даниил Наттон-Михайловский , из Назарета, 1800–1806, 2 февр. хирот. в епископа Волынского. Иннокентий Ставицкий 1806 перев. из Шаргородского; † 1808. Стефан Романовский произведён 25 мар. 1809, а 14 сент. 1813 хирот. в епископа Волынского. Георгий Ящуржинский , 1813–24, 24 авг. хирот. в епископа Полтавского. Сергий , 1824–28. Гедеон Вишневский , из Рязанского Спасского, 1829–34, 29 июля хирот. в епископа Полтавского. Нафанаил Савченко , 1834–39, перев. в Костромские Богоявленский. Софоний , 2 июля 1839, из Мценского Петропавловского; до 1844. Иоасаф Покровский , из Ростовского Богоявленского, 24 авг. 1844; до 1852. Евфимий , 1853–56. Алексий , 1857–60. Палладий , 1861–64. Феогност Лебедев , с 1864, а 22 янв. 1867 хирот. в епископа Балтского, и в 1869 управлял мнтрём. Шаргородского Спасского Николаевского, ныне 1-го класса [VI, 720]: Архим. Иннокентий Ставицкий , с мая 1800, из префектов Киевской акад.; в 1806 перев. в Каменецкий Троицкий. – Феофан Михайловский , 1806–21, 1823–36. С 9 мая 1836 управлял им викарий Подольский. Временно управлял архим. Гавриил , 1858 и 59. В 1860–64 викарий Израиль Лукин . Архим. Ефрем , 1865. – Антоний , 1866–69. Особые заметки III, 348. Бершадский. Строит. Иоасаф , 1744, игум. Иаков ..., строит. Терентий , 1794. (Все в Ист. Иер.). VI, 956. Винницкий. III, 541. Винницкого Благовещенского: Иг-нья Таисия , 1845–55. – Палладия , 1856–69. III, 735. Головчинский. III, 754. Грановский. IV, 650. Коржевецкий. V, 143. Неморовский Николаевский. Иг-нья Августа , 1845. Иг-нья Аполлинария , 1846–66. VI, 34. Сатановский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1760 года по 1774 год Архимандрит Иосаф, при нем указы 1. в 1760 году Марта 21 на дачу при Болде, 2. на Караваинскую дачу в 1763 году Июля 23 дня при реке Балчуге. в 1770 г. Сентября 29 дня на место для 16 дворов монастырских служителей. С 1774 по 1780 год строитель Иеромонах Евоимий, который в 1777 года в указах к нему их Астраханской Д. Консистории титулован постоянно Протоиеромонахом. С 1780 управлял монастырем в должности строителя Протоиерей Василий Иосифов, составивший краткое, состоящее почти в одних указаниях на некоторые Высочайшие указы монастырю, описание обители при Преосвящ. Антонии. С 1784 по 1787 год строитель Префект Астраханской Д. Семинарии Иеромонах Павел. С 1787 по 1791 в должности строителя Иеромонах Алексий. С 1791 года по 1793 год настоятелями были: Астраханской Семинарии Ректор, Иеромонах Парфений, и строитель, Иеромонах Иосиф. С 1793 по 1794 год строитель Иеромонах Алексий. С 1794 по 1795 год строитель Иеромонах Евгений. С 1795 по 1805 управлял монастырем строитель Иосиф в сане Иеромонаха до 1801 года, а с сего времени в сан Игумена и скончался в монастыре в 1806 году. С 1806 года по 1814 год строитель Иеромонах Антоний – эконом Архиерейского дома; при его настоятельстве в 1806 году Ноября 1 числа скончался в сем монастыре, проживавший на собственном от пенсии содержании на покое. За преклонностью лет, Грузинский Митрополит Николай. Сей святитель погребен в Святых под колокольнею монастырских врат. С 1814 года Ноября 20 проходил должность настоятеля Архимандрит Парфений и кавалер до 1823 г. Августа 3 д. за болезнью его исправлял должность настоятеля Казначей Гедеон. С 1823 по 1828 Иеромонах, потом в 1826 году Игумен и член Астраханской Д. Консистории Серафим. С 1820 по 1830 год был строителем монастыря Иеромонах Евгений. С 1830 по 1838-й строитель Иеромонах Арсений и вместе эконом Архиерейского дома и Благочинный монастырей и член Астр. Д. Консистории, возведенный в 1835 году в сан Игумена. С 1838 по Июль 1840 года был управляющим монастырем Инспектор Астраханской Семинарии Магистр Иеромонах Иоасаф Тапонов – родом Курской губернии, из духовного звания. Окончил курс учения в Курской Семинарии, рукоположен во Священника, в 1825 году определен учителем в приходское Д. Училище; по вдовстве в 1833 г. поступил в Киевскую Д. Академию пострижен в монашество 1834 Апреля 7 дня, по окончании курса в Академии Комиссией Д. Училищ определен в Астраханскую Семинарию Инспектором и наставником Церковной Истории 1837 года, возведен в степень Магистра, в 1838 г. определен управляющим заштатным Иоанно-Предтеченским монастырем; от Астраханского Епархиального начальства изъявлена ему благодарность за произведенные постройки и починки во вверенном ему монастыре на пожертвованную. По его приглашению, сумму в числе 5750 р. ассигн. Ноября 18 ч. 1839 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Тогда Потемкин вступил с русскими войсками на полуостров и на этот раз убедил Шагин-Гирея отречься от престола ханского и уступить владения свои Екатерине II, что тот и сделал. Потемкин получил за это титул «Князя Таврического». Так пало могущественное некогда, державшее в постоянном страхе соседей своих, Крымское ханство, и Таврида вместе с другими землями, считавшимися во владении Крымских ханов, в 1783 г. была присоединена к России. Вот скольких событий был свидетелем Георгиевский монастырь прежде, чем сделался монастырем Российским!... С изменением положения Крыма изменяется и положение Георгиевского монастыря. До 1794 г. монастырь этот был в зависимости от Константинопольского патриарха. По присоединении же Крыма к России Георгиевским монастырем управляли с 1794 года по указам С.-Петербургского Св. Синода: 1) архиепископ Игнатий, 2) с 1799 до 1806 игумен Анфим, 3) с 1806 до 1808 архимандрит Дионисий, 4) с 1808 до 1810 года архимандрит Евтихий, 5) с 1810 г. митрополит Хрисанф Новопатрский, 6) несколько месяцев архиепископ Иаков Сидон, 7) 1824 до 1854 митрополит Греческий Агафангел Тупальдо, 8) с 1854 до 1860 г. архимандрит Геронтий, 9) с 1860 до 1867 г. архимандрит Никон, 10) с 1867 до 1872 г. архимандрит Агапит, с 1872 г. архимандрит Михаил: затем архимандрит Ювеналий и с ноября 1890 г. игумен Никандр. Нельзя не сожалеть о том, что все документные источники о монастыре увезены в Константинополь последним архимандритом, правившим монастырем до 1794 г., так что когда монастырь стал в зависимости от нашего Св. Синода, то должен был начать новую летопись своего существования. Древнейшая тысячелетняя обитель очень невелика. Церквей в ней только две: 1) во имя Св. Великомученика Георгия внизу скалы, устроена в 1814 г. на месте древнейшего пещерного храма и 2) в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, устроена в 1850 году – обе каменные. Предметы, достойные внимания в сем монастыре, ныне следующие: 1) Местно чтимый образ Св. Георгия (на коне). 2) Два креста кипарисовые сребро – позлащенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010