Иоасаф, епископ Тверской и Кашинский (Заболотский Иван) Родился в 1744 году в селе Заболотье Владимирской губернии. Первоначально учился в Новгородской духовной семинарии. Затем, как лучший ученик, был послан в Троицкую лаврскую духовную семинарию, по окончании курса которой назначен учителем Новгородской духовной семинарии. В 1774 году принял монашество и исполнял должность проповедника в Московской духовной академии. В 1755 году назначен игуменом Крестовоздвиженского монастыря в Москве. С 1777 года – законоучитель при Академии художеств. 1 февраля 1778 года возведен в сан архимандрита Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой пустыни. С 1780 года – член Святейшего Синода. 16 мая 1782 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 22 сентября 1783 года – епископ Тверской и Кашинский. 30 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 13 февраля 1788 года. Погребен в Тверском Желтиковом Успенском монастыре. Архиепископ Иоасаф известен как обличитель раскола. Труды: О действии мужества в день святого великого князя Александра Невского. О том, что не надо бояться смерти. На день тезоименитства великого князя Александра Павловича. В день обретения мощей преподобного Сергия, Во вторую неделю Великого поста. На Новый год. Поучительные слова, сказанные при высочайшем дворе. Поучения и речи, сказанные на пиршестве Екатерины II в 1787 году. Литература: Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 155–160. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь. 1859. – С. 138. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 145. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 213, 271, 445, 607.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

— Не бойтесь, — и я и вы имеем над собою одного Владыку. Когда пришли на место казни, то все были усечены воинами на глазах блаженного Ипполита. Всех приявших эту мученическую кончину, — разного пола и возраста, — было восемнадцать человек, не считая святую Конкордию, убитую в городе. Самого же святого Ипполита, по приказанию епарха, привязали к диким коням и влачили по каменистым местам до тех пор, пока он не отошел ко Господу. Святой мученик Ипполит вместе с домочадцами своими пострадал за Христа в тринадцатый день августа месяца и в третий день по мученической кончине святого Лаврентия. При наступлении ночи к месту казни пришел с верующими святой Иустин пресвитер и, собрав тела святых мучеников, предал их там же погребению. Тела же святой Конкордии, не смотря на самые тщательные поиски в городе, никак не могли найти; это так сильно опечалило святого Иустина, что он заплакал. Честное же тело святой Конкордии было, по приказанию мучителя, брошено в нечистое место. Один христианин, по имени Ириней, узнал об этом от одного воина, уже спустя три недели со дня смерти блаженного Ипполита, — взяв с собою другого христианина — Авундия, он извлек ночью тело святой мученицы, нисколько не пострадавшее от нечистот, и принес его к пресвитеру Иустину. Пресвитер был очень рад и похоронил честные останки рядом с телом святого Ипполита и прочими мучениками. Наутро это стало известно Валериану; он приказал схватить Иринея и Авундия и бросив туда, откуда они извлекли тело святой Конкордии, потопить их живыми в нечистотах. И оба святые умерли там в двадцать шестой день августа месяца. Святой Иулиан извлек тела их ночью и предал погребению при мощах святого Лаврентия, славя Христа Бога, славимого со Отцом и Святым Духом во веки Аминь. В тот же день перенесение честных мощей преподобного отца нашего Максима Исповедника, воспоминаемого в 21 день января. В тот же день обретение мощей блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого. В тот же день преставление (в 1783 г.) и открытие (в 1861 г.) мощей святого отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

блгв. Кн. Даниилу. Хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии (14.9.1919). Участвовал в отпевании своего духовного отца – прот. Алексия Мечева на Маросейке. Арестован и сослан в Тюменскую область (1923). Вновь арестован и приговорен к двум годам ссылки в Казахстан (1925). Назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии (26.6.1928); к управлению не приступал в связи с тем, что находился в заключении вместе с епископом Серапионом в Зырянском краю, неподалеку от Усть-Сысольска. Расстрелян в Сыктывкаре. 234 Святитель Тихон Задонский (1724 – 13.8.1783) – родился в Новгородской губернии, закончил местную духовную семинарию. Принял схиму (1758), в сане архимандрита был настоятелем Желтикова монастыря, затем Дрочского. Хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), епископ Воронежский (1763). Проповедник, автор многих духовных сочинений. На покое (1767), поселился сначала в Толшевском монастыре, а потом в Задонском, где и скончался. Мощи открыты в 1861 г. Память 13 августа. 237 Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси (1530 – 17.2.1612) – родился в Казани в семье донских казаков. Был сначала приходским священником, а потом, после пострижения, в сане архимандрита, настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Хиротонисан во епископа (1589), заняв только что образованную митрополичью кафедру в Казани. В июле 1606 г. избран Патриархом. Старался содействовать успокоению смуты и изгнанию иноземцев. Перенес из Углича в Москву мощи царевича Димитрия, благословил принести в ополчение Казанскую икону Божией Матери. Скончался уморенный голодом поляками в подземелье Чудова монастыря. В том же монастыре его первоначально и погребли. Тут же его стали и почитать как местного московского святого. Мощи его, обретенные нетленными и благоухающими, были перенесены (1652) в Большой Успенский собор. По изгнании Наполеона из Москвы мощи Священномученика были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией Императора Александра III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Тимофей 1748–1757 Иосиф III 1509–1521 Арсений 1757–1770 Иосиф IV 1523–1534 Гавриил 1770–1783 Макарий II 1535–1556 Самуил 1783–1796 Сильвестр 1556–1567 Иерофей 1796–1799 Иона 1568–1577 Гавриил 1799–1803 Илия 1577–1579 Серапион 1803–1822 Онисифор 1583–1588 Евгений 1822–1837 Михаил Рагоза 1588–1596 Филарет 1837–1857 Иов Борецкий 1620–1631 Исидор 1858–1860 Исайя 1631–1633 Арсений 1860–1876 Петр Могила 1633–1647 Филофей 1876–1882 Сильвестр Коссов 1649–1657 Платон 1882–1891 Дионисий Балабан 1658–1663 Иоанникий 1891 Иосиф 1663–1676 Феогност 1900 Антоний 1676–1679 Флавиан 1903 Гедеон 1685–1690 Так же преемственно должна передаваться пастырская власть и в будущем, так как только при этом условии Церковь Христова может достигать своего назначения, а потому истинное священство пребудет в ней вечно. Ап. Павел, говоря об установлении таинства причащения, замечает: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ), т. е. до второго пришествия Христа на землю. Без совершителей же это таинство не может существовать. Сам Иисус Христос, облекая апостолов благодатною влагою, сказал им: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20). Но апостолы не пребывали во плоти до скончания века, поэтому обещание Его относится не только к ним, но и к их преемникам, так как пастырское служение, по словам ап. Павла, должно совершаться в Церкви, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ), а это возможно лишь в будущей жизни. Св. ап. Петр, давая наставления пастырям относительно управления Церковью, говорит: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ), чем также ясно указывает, что исполнение пастырской обязанности пасти стадо Христово должно продолжаться до второго пришествия Христова на землю и страшного суда, когда действительно исполнители заповедей Христовых получат неувядаемый венец славы. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

—181— прежде издававшими хуления вместо восхвалений, – чтобы Сам, говорит, Отец славы дал вам Духа знания (мудрости) и откровения, то есть чтобы чрез откровение премудрости Духа познали Его. И дабы просветились 1781 очи сердца 1782 вашего, 1783 чтобы знать вам, что есть (в чём состоит) надежда превосходства призвания вашего и 1784 что (в чём) – богатство славы наследства Его, которое уготовано и блюдется святым, – и что (в чём) – безмерное величие силы Его в вас 1785 верующих, то есть в жизни вашей и в делах Духа, живущего в вас, верующих. И вот совершаются дела по силе всемогущества Его, – Он даровал силу Христу и оживотворил все концы (мира), и Сына воскресил из мертвых. Итак, о том, кого выше назвал Богом Господа нашего Иисуса Христа ради плоти, здесь сказал: воздвиг Его из мертвых и посадил 1786 Его 1787 одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, сказал о Нём по плоти. Также по плоти: все подчинил под ноги Его, и Его дал (соделал) главою над всем и над (?) Церковью, 1788 Которая есть, как говорит, тело Его и 1789 полнота Его, все во всем наполняющего. Так как Он облек Себя телом нашим, то церковь становится в конце те- —182— лом Тела Его, и таким образом всё наполняется Им и Он во всём. III Еф.3:1–12 . Ради сего я, Павел, узник Иисуса Христа 1832 за вас язычников, то есть подвергаюсь узам то от вас, то от самих Евреев, не по какой другой причине, но потому, что благовествую вам сие Евангелие, – если конечно 1833 слышали вы тайну благодати и тверды в домостроительстве не подзаконном, а духовном, – домостроительство, говорю, благодати Божией, данной мне в вас, то есть ради вас. Поскольку по откровению на пути в Дамаск известною мне стала эта тайна, как немного от сего (прежде) написал я к вам, 1834 – дабы вы могли читать и разуметь мудрость, скрытую в тайне Христовой, 1835 которая 1836 другими 1837 1838 поколениями, хотя пророки и —187— написали о ней прикровенно, однако не была поведана сынам человеческим, как ныне открыта была Апостолам Его в Духе Святом, то есть чрез дары Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25. А в Галлии, в Марсельской провинции, распространилась болезнь, о которой я часто упоминал. Области Анжера, Нанта и Ле-Мана постиг страшный голод. Ведь это было началом болезней 1782 , о которых сказал Господь в Евангелии: «И будут глады и моры и землетрясения по местам 1783 ; и восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса на небе, чтобы прельстить избранных» 1784 . Совершенно похожее произошло и ныне. Так, одного человека из Буржской области, как он сам впоследствии рассказывал, когда он пришел в лес, чтобы срубить деревья, нужные ему для какого-то дела, облепил рой мух, отчего в течение двух лет он был безумен; из этого можно уразуметь, что порча эта исходила от диавола. После этого тот человек прошел соседние города и дошел до Арльской провинции, и там, облачившись в шкуру, молился, как святой. И, искушая его, враг рода человеческого наделил его даром прорицания. После того, все глубже погрязая в великом грехе, он переменил место. Покинув упомянутую провинцию, он пришел в город Жаволь, называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом 1785 . С ним была некая женщина, которую он выдавал за сестру и велел называть ее Марией. К нему стекалось множество народа, привозя с собой недужных, которым он возвращал здоровье своим прикосновением. Все те, кто к нему приходил, приносили ему золото, серебро и одежду. Он же, дабы легче совратить их, отдавал все это бедным. Распростершись на земле, он ревностно молился вместе с той женщиной, а поднявшись, понуждал стоявших вокруг него вновь поклоняться ему. Ибо он предсказывал будущее и предвещал одним болезни, другим несчастья, немногим грядущее спасение. Однако все это он совершал диавольскими ухищрениями и, не ведаю каким, волшебством. Совратил же он великое множество народа, и не только людей довольно простых, но даже служителей церкви. Последовало же за ним более трех тысяч. Между тем он начал раздевать и грабить некоторых из тех, кто встречался ему на пути; однако награбленное он раздавал неимущим. Он угрожал смертью епископам и горожанам 1786 за то, что они отказывались поклоняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

5 . И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. 6 . А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. Как доказательство единства мысли и выражений во всех отделах единой книги Исаии с ее 66 главами, мы укажем, что наст. ст. 5 повторяет мысль, высказанную в гл. XIV, 2, где указано, что „дом Израилев усвоит их себе (иноземцев) на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его“. Как в этом, так и в настоящем пророчестве говорится о Церкви Божией, о народе Христа и Бога нашего, пленившего пленивших его, ибо, как говорит Апостол ( Еф. 4:8 ), приводя и разъясняя пророческие слова Пс. 67:19 : „посему и сказано: возшед на высоту, (Господь Иисус Христос) пленил плен и дал дары человекам“. В отношении исторического развития Церкви Христовой нет надобности повторять, как она, по слову Господа, победила мир 1783 . Бывшие язычники стали земледельцами на Божией ниве и верными виноградарями в винограднике его. „А вы“, восклицал Апостол Петр, обращаясь к верующим в Господа и воспоминая слова Исх. 19:6 : „вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас к тьмы в чудный свой свет“ ( 1Пет. 2:9 ). Все избранные всех народов призывались к этому великому служению, но более всего относились эти слова, как и слова пророка к „тем, которым было вверено слово Божие“ ( Рим. 3:2 ) и которым Господь по воскресении сказал: „примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся“ ( Ин. 20:22–23 ). Первыми призваны к священнослужению ученики Господа, из среды Иудеев (ср. Ис. 1:8 ) как малая скиния среди запустевшего виноградника. Но скоро Церковь Христова стала пополняться обращенными из язычников; и из среды их поставлены возложением рук Апостольских священнослужители, освященные особыми дарами благодати Духа Святого на священнодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5 . Когда начальник наказывает тебя словом или делом – терпи безропотно. Когда праведно наказываешься, то ты достоин этого, по своей заслуге принимаешь, зачем же и роптать? Когда неправедно, – и его претерпи, и считай, что оно причитается тебе по грехам твоим, которыми ты пред Богом согрешил. 6 . Так как начальник печется об обществе, следовательно и о тебе, и для этого требуется ему разум и в искушениях подкрепление, то как все подначальные, так и ты молись о нем, чтобы вразумил его Господь, помог и укрепил. Об этом апостол говорит: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и без мятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2, 1–2 ). От начальника счастье или несчастие общества зависит так, как от головы целость всего тела. Поэтому должно всем молиться, чтобы начальник был разумным и добрым, и тогда общество в благополучии будет. 7 . Хотя от христиан-начальников и не должно ожидать, чтобы они противное Богу и закону Божию приказывали, однако, поскольку все в мире случается, и как видим в историях, то когда начальник приказывает что-либо противное Богу, не слушай его. Ибо этому и совесть учит, и Божие слово говорит об этом: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян. 4, 19 ). И еще: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян. 5, 29 ). Во всем прочем крайне берегись противиться начальнику, дабы не постиг тебя тотчас суд Божий, как Дафана и Авирона и прочих их единомышленников. Начальник ли ты? Как людьми Божиими, братией твоей, управляешь? Печешься ли об их общей пользе? Искореняешь ли неправду и насаждаешь ли правду? Удерживаешь ли своевольство бесчинных и защищаешь ли неповинных? Внимай себе. Подначальный ты? Почитаешь ли начальника твоего и повинуешься ли ему Бога ради? Внимай себе. Ибо нет власти не от Бога ( Рим. 13, 1 ). Читать далее Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Весь отрывок — пародия, сочиненная самим Честертоном. 23 В эпоху Виктории — королева Виктория (1819—1901) правила Великобританией с 1837 года. 24 Ребенок — Христос, лежавший в пещере (яслях). По преданию, в яслях находились осел и вол (См. Лк. II). 25 «Человек — мера всех вещей» — изречение древнегреческого философа Протагора (480—410 до н. э.). 26 Человек — странник и пришелец на Земле — Ср.: «Странники мы перед Тобой и пришельцы, как и все отцы наши; как тень дни наши на земле и нет ничего прочного» (I Пар. XXIX, 15). Почти те же слова повторены в Псалмах (XXXVIII, 13). В Новом Завете они получают новое истолкование: «Все они умерли в вере, не получившие обетовании, а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества» (Евр. XI, 13). 27 Квиетизм — христианское религиозное учение, возводящее в идеал пассивное подчинение воле Бога. 28 Буддизм высшей целью считает достижение нирваны — освобождения от мира, преодоление зависимости от телесных и душевных стремлений. 29 Ваал (Балу) — верховное божество западносемитских племен, один из главных соперников библейского Бога Ягве. От его имени производится одно из имен дьявола — Вельзевул. 30 Астарта — богиня любви, супруга Ваала. 31 Семирамида — ассирийская царица IX в. до н. э. С ее именем связано сооружение в Вавилоне висячих садов — одного из «семи чудес света». 32 Авгуры — римские жрецы, гадавшие по полету птиц. 33 Честертон имеет в виду находку на Яве — останки питекантропа (1920-е годы). 34 Питт Уильям (1759—1806) — английский государственный деятель, премьер-министр с 1783 г . 35 Фокс Чарльз Джеймс (1749—1806) — английский государственный деятель, соперник Питта. 36 KapлI (1600—1649) — английский король с 1625 г . Казнен во время английской буржуазной революции. 37 ГeoprIV (1762—1830) — английский король с 1820 г . 38 Честертон имеет в виду книгу Уэллса «Очерк истории». 39 Кербер — в греческой мифологии трехголовый пес, стерегущий вход в царство мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Всякий грех несет в себе боль и скорбь, скорбь и теснота всякой душе человека, делающей зло ( Рим. 2:9 ). Самые острые страдания – от греховного властолюбия, самолюбия, ревности, зависти. Люди часто не видят, что истинная причина их скорбей – в них самих; в глубине своего падения они теряют способность различать добро и зло. Таких духовнику следует не только утешать, но и увещевать, он должен с мудрой проницательностью отыскать зловредное семя греха, чутко и мягко, чтобы не ожесточить сердце согрешившего, указать на него, как на корень страдания. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) учил: «Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим – на правду Его». Между страхом Божиим и упованием на Его непреходящую милость и лежит единственно верный путь ко Спасению. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16:33 ). Этот завет Спасителя известен каждому христианину. Но в муках физической боли или горя утраты эти слова как бы тускнеют для человека, утрачивают свою живоносную силу. Собственно говоря, задача пастыря и состоит в том, чтобы заново возжечь их в сердце безвинно страдающего, расчистить в его душе пути для вечно текущего Источника воды живой. Кажется ли тебе, что страдание твое невыносимо, боль нестерпима? Вспомни, что Господь каждому дает по силам его, и твоя боль есть мера любви Божией к тебе. Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему ( Притч. 3:12 ). Обратись к Нему, и обретешь в себе достаточно стойкости, чтобы не только перенести испытание, но и выйти из него обновленным. «Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, – помяни Матерь Божию, стоявшую при Кресте Его», – эти слова принадлежат митрополиту Московскому Филарету (1782–1867). Сам Господь Иисус Христос подъял тягчайшие скорби, за Ним – апостолы, святые и все истинные христиане. Если бы вы были от мира, то мир любил бы себе; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ). Безболезненными в этом мире остаются лишь чада его, твое же безвинное страдание есть знак твоей обрученности Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010