182 (Инкерман (тур. «пещерная крепость») – Инкерманский сщмч. Климента монастырь. Сщмч. Климент (ум. в 101), римский епископ (92–101), рукоположенный ап. Петром, был сослан за проповедь христианства императором Траяном в каменоломни в окрестностях Херсонеса, где претерпел мученическую кончину. Мощи св. Климента, обретенные чудесным образом черезгод после его кончины, хранились в Херсонесе до X в. сначала в подводном гроте, куда доступ открывался раз в год, в день смерти мученика, когда море отступало, потом на маленьком островке (ныне – остров Казачий) посредине бухты, где была построена церковь . Рядом с этой святыней, под защитой возведенной здесь в VI в. крепости Каламита, и возник в VIII-IX вв. пещерный монастырь. В IX в. часть мощей св. Климента вывезли в Рим святые братья Кирилл и Мефодий, где они и хранятся по сей день. Пещеры служили первым монахам и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Однако после захвата в1475 г. крепости турками монастырь постепенно пришел в упадок, периодически возрождаясь на короткое время. В 1783 г. Крым был присоединен к России, а 15.04.1850 г. основана Инкерманская киновия сщмч. Климента. 15.10.1852 г. состоялось освящение церкви во имя сщмч. Климента (бывший Георгиевский храм). Ее алтарь, сохранившийся с I в., имел престол (с крестом по середине), высеченный из скалы, по преданию, самим св. Климентом. Во время Крымской войны 1854–1855 гг. монастырь пострадал и был разграблен англичанами. После окончания войны монашеская жизнь возобновилась. В 1867 г. был построен дом настоятеля с домовой церковью во имя Святой Троицы, возобновлен храм сщмч. Климента и освящен еще один пещерный придел во имя свт. Мартина исповедника, сосланного в VII в. при императоре Констансе на херсонесские каменоломни. Восстановлением храма руководил московский археолог и художник Д.М. Струков. С правой стороны храма древний придел в честь апостола Андрея Первозванного, высеченный в скале сщмч.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вероятно, она поставлена в 1559 году, когда после обретения и погребения в новом гробе мощей Серапиона у могилы его начали твориться знамения, как говорится в его житии. В описи монастыря 1641 года упоминается о покровах кутняных и тафтяных, которые кладутся «на митрополитов, где Серапион чюдотворец», причем во множественном – «митрополитов»; кроме митрополита Иоасафа, жившего на покое и скончавшегося в Троицком монастыре, разумеется еще митрополит Феодосий, также скончавшийся у Троицы в октябре месяце 1476 Вероятно думать, что палатка с первого раза была сделана так, чтобы вмещать в себе не один гроб Серапиона, но и гробы митрополитов, то есть не весьма маленькой, а более или менее просторной. Но что первоначально она имела все-таки меньшие размеры, чем теперь, видно из того, что архимандрит Дионисий, который лежит теперь в ней, был положен не в ней, а вне ее, против ее дверей (которые, следовательно, были первоначально на Опись лавры 1768 года говорит, если не ошибается, о современной ей, крытой еще тесом, Серапионовой палатке, что она строена в 1700 году. В 1783 году митрополит Платон построил новую палатку на месте бывшей до него. В 1829 году крыша на палатке переделана под одну линию с папертью (Троицкого собора) на той стороне, с фронтоном под вид фронтов, что на (паперти?) Никоновской церкви, а восточная стенка ее, бывшая дотоле деревянною, заменена В 1853 году иконостас палатки был позолочен, а вообще, она получила нынешний весьма благообразный вид, с нынешним богатым убранством, при наместнике Антонии (до которого она служила будто бы складом разной рухляди церковной). В палатке находятся три устроенных митрополитом Платоном надгробия, или надгробных памятника (раки, как говорят, употребляя слово в несобственном смысле), – над могилами лежащих в ней архиепископа Серапиона, о котором мы сказали, митрополита Московского Иоасафа, скончавшегося в лавре 27 июля 1555 года (см. о нем в списке настоятелей, 25), и архимандрита Дионисия, скончавшегося 10 мая 1633 года (от трех рак палатка, кроме Серапионовской, и называется еще палаткой трех мощей, причем второе название гораздо более употребительно, чем первое).

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Своим духовным оком святитель Тихон предсказал победу России в предстоящей войне 1812 года. Скончался он в воскресение 13 августа 1783 года на 59-м году жизни. В 1846 году при строительных работах в Задонском монастыре были обретены мощи святителя Тихона. Воронежский владыка Антоний распорядился перенести обретенный гроб с телом Святителя в теплую монастырскую церковь , где святые мощи были переложены в новую гробницу. Архиепископ Воронежский Антоний поднял вопрос о прославлении Святителя, но последовавшая вскоре его кончина воспрепятствовала завершению поставленного вопроса; однако совершенное им перенесение мощей явилось началом почитания Святого, завершившегося затем официальным актом канонизации. Указ Синода о его прославлении был издан ранее 20 июня того же года. Очевидно, в связи с обретением мощей был составлен тропарь, который затем пелся во время торжеств канонизации в 1861 году, совершившейся в день блаженной кончины Святителя – в воскресение 13 августа 1295 . Торжества канонизации произошли при архиепископе Воронежском Иосифе (1853–1864) и возглавил их митрополит Санкт-Петербургский Исидор 1296 . В канонизации святого принимал участие святитель Феофан Затворник , бывший тогда епископом на Тамбовской кафедре 1297 . Завершает канонизации XIX века прославление святителя Феодосия Черниговского (†1696; пам. 5 февр.), который явился первым святым, канонизованным при императоре Николае II (†1918; пам. 4 июля). В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании митрополитом Киевским епископа Гедеона (Четвертинского; 1685–1690). Затем он находился в Москве в составе посольства, которое известило о совершенном избрании Киевского митрополита. В стольном граде посольство было с почетом принято Патриархом Иоакимом (1674–1690), а вскоре последовало воссоединение Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. В 1692 году Патриарх Адриан (1690–1700) рукоположил его во архиепископа Черниговского в Московском Успенском Кремлевском соборе. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, скончался в 1696 году после непродолжительного управления епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г. Бахчисарайский мон-рь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 1998 г. (Симферопольской и Крымской епархии), в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Майрем (ущелье Марии). Основан между XI и XV вв. на месте явления на скале Бахчисарайской иконы Божией Матери . Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм (в память обретения иконы 15 авг.), вокруг к-рого позднее возник мон-рь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В нач. XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Б. м. стал оплотом Православия в Крыму и с XVII в.- резиденцией Готфских (Готфейских, Готско-Кафских) митрополитов, окормлявших гл. обр. греков и эллинизированных готов, живших на Крымском п-ове. Первое документальное упоминание о Б. м. («монастырь Пречистой Богородицы на Салачике») содержится в грамоте царя Феодора Иоанновича 27 мая 1596 г., в к-рой сказано, что ранее царь послал в обитель 15 р. милостыни. После русско-тур. войны 1768-1774 гг. христ. населению Крыма угрожали преследования, поэтому последний Готфский митр. свт. Игнатий (Газадини) решил вместе с паствой покинуть Бахчисарай и переселиться в пределы Российской империи. После получения соответствующего разрешения имп. Екатерины II в южнорус. степи Приазовья в июне-нояб. 1778 г. под охраной войск А. В. Суворова ушли ок. 30 тыс. греков, к-рые основали на месте своего нового поселения г. Мариуполь. Отслужив молебен перед чудотворной Бахчисарайской иконой, насельники Б. м. уехали из Крыма, взяв с собой почитаемый образ (местонахождение после 1918 неизвестно). В 1781 г. в пещерном Успенском храме, ставшем приходским, служил греч. свящ. Константин Спиранди - выходец из М. Азии, к-рого пригласил служить в Успенской ц. последний крымский хан Шагин-Гирей по просьбе немногих живших в городе христиан. После присоединения Крыма в 1783 г. к Российской империи началось возрождение святынь Бахчисарая. В 1800 г. в городе был построен приходской Никольский храм, незадолго до этого перестроенная Успенская ц. стала кладбищенской и вновь запустела.

http://pravenc.ru/text/77718.html

Описание: чудотворной иконы Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском монастыре. Чудесное событие при чудотворной иконе Святителя Николая, имеющейся в Валуйском Успенском Монастыре Орловской губернии г. Ельца мещанка, девица Мария Фаддеева дочь, Терентьева, пешая отправляясь большою дорогою Воронежской губернии от г. Бирюча на г. Валуйки, в последних числах сентября прошлаго 1868 года, по случаю холодной погоды получила сильную простуду, от которой у ней образовалась горячка; в такой болезн[...] Файл 32999.jpg:   Размер: 1038x1200, 1.25 MPix, 591 Kb. Дата: 2018-11-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (63) , (0) . Описание: Общежительного Малицкого мужского монастыря во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, составленный по чиноположению общежительных обителей Святой Афонской горы. Главной святыней Малицкой обители является знаменитая чудотворная икона Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Небесный покровитель монастыря не раз спасал свою обитель от полного разорения, через явленный святой образ. Чудеса от него были столь многочисленны, что на протяжении пяти веков сюда стекалось [...] Файл 33304.jpg:   Размер: 463x625, 0.29 MPix, 170 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (53) , (0) . Описание: икона свт. Николая (Николы Пахринского) (резная). Святыня храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине. В 1783 г. в Знаменский храм из обветшавшего и упразднённого Никольского храма Васильевского погоста был передан древний чудотворный образ святителя Николая Чудотворца.    Святитель Николай стоит в рост с мечом в приподнятой правой руке и с храмом в левой. Иконография образа святителя Николы Пахринского схожа с Николой Можайским. Отличается Пахринский образ, во-первы[...] Файл 33305.jpg:   Размер: 1024x1294, 1.33 MPix, 357 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (72) , (0) . Описание: «Никола Закамский» («Никола Берёзовский»). Икона Николы Закамского была обретена в XVI веке около села Никольское (ныне – Николо-Березовка, Нефтекамской епархии Башкортостанской митрополии). В 1657 году икона прославилась чудесным избавлением от моровой язвы жителей города Сарапула, куда чудотворную икону доставили по реке Каме. В память об этом чуде была установлена традиция ежегодного принесения иконы в Сарапул, которая соблюдалась вплоть до советских времен. Вновь традицию Сарапульского кр[...]

http://pravicon.com/icon-2565-photo

В 1814-1815 годах Ордынцы и Бяконтово были исключены из прихода села Васильевского и зачислены в приход Захарьинской церкви, а в 1826 году в связи с «закрытием» села Васильевского к церкви в Захарьино перешло и Плещеево. Современный исследователь истории Васильевского погоста священник Николай Киселев предположил, что именно здесь на берегах Пахры и Лопенки родился Елевферий Бяконт. В двенадцать лет произошло описанное в житии призвание отрока – когда юноша расставлял силки для птиц, услышал голос: «Алексий, зачем понапрасну трудишься? Отныне будешь ты ловцом людей». Став московским первосвятителем (формально он носил титул митрополита Киевского и всея Руси), Алексий не раз проезжал по Ордынской дороге мимо родных мест и, возможно, останавливался в вотчине братьев в Васильевском, молился в местном храме, который в ту эпоху имел посвящение святителю Василию Великому. Никола Пахринский-Лопинский. В начале XV века произошло чудесное событие, после которого храм на Васильевском погосте был обновлен и переосвящен в честь святителя Николая Чудотворца. По преданию местные жители обнаружили вблизи нынешнего села Стрелково плывущий против течения Пахры образ святителя Николая. Вынув святыню из воды, ее поместили в Васильевской церкви на погосте. Чудотворный образ, получивший имя Лопенского и Пахринского, почти триста лет хранился в церкви Васильевского погоста. В 1783 году Никольский храм на погосте обветшал и святыню передали в Знаменскую церковь села Захарьино. В 1815 году старый деревянный храм на погосте был разобран, а на его месте построили каменную часовню в честь Николая Чудотворца. В Знаменскую церковь Захарьино вслед за святыней переместился престол и антиминс из упраздненного храма на погосте. На новом месте чудотворная икона Николая Чудотворца находилась до 1940 года, а после того как захарьинский храм закрыли и разграбили, святыня была утрачена. Примерно в то же время была разобрана и каменная часовня на Васильевском погосте. Помимо Никольской церкви на Васильевском погосте был еще один храм, поставленный в память о чуде на Пахре: в 1705 году в соседнем селе Стрелково у места обретения образа, на средства Андрея Матвеевича Апраксина был отстроен каменный Никольский храм.

http://sobory.ru/article/?object=48721

Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. М. Голицына. 1788 г. Скульптор Ф. Г. Гордеев (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) К старшему поколению выпускников АХ принадлежал и Ф. И. Шубин. Его резцу приписывали реалистичный профильный портрет на белом мраморном медальоне (возможно, авторство скульптора Я. И. Земмельгака (Земельгака)), помещенном на Н. скульптора - 8-гранном из серого мрамора пьедестале с вазой-светильником (1800-е гг., Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра; портрет ныне в Гос. музее городской скульптуры, С.-Петербург; на Н.- копия). Как следует из переписки Шубина, он участвовал в создании наружного и внутреннего скульптурного декора усыпальницы Барышниковых в ц. в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи в Николо-Погорелом (архит. М. Ф. Казаков, 1784-1802, не сохр.) ( Ильин М. А. Мавзолей в Николо-Погорелом//Памятники искусства, разрушенные нем. захватчиками в СССР. М.; Л., 1948. С. 450, 451, 456, 457). Композиция надгробного памятника с основой в виде возвышающегося на ступенчатом пьедестале пирамидального обелиска с портретным барельефом на нем и фигурой плакальщицы близка к варианту Н. в трактовке Гордеева. Соавторство Шубина отмечают также в Н. кн. П. М. Голицына (1783, Голицынская усыпальница Донского мон-ря). Гений и Марс фланкируют стоящий в центре жертвенник, у подножия к-рого лежат воинские доспехи. Непосредственное участие Шубина, под «присмотром» которого создавалось это Н. скульптором Земмельгаком по модели Гудона, видится в индивидуализированных, выразительных чертах и горделивой посадке головы бога войны, взирающего с постамента на стоящего перед памятником. Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Надгробие А. С. Попова. 1781 г. Скульптор Я. И. Земмельгак (Благовещенская усыпальница, Александро-Невская лавра) Рельеф надгробия П. И. Мелиссино. 1800 г. Скульптор М. И. Козловский (Лазаревская усыпальница, Александро-Невская лавра)

http://pravenc.ru/text/Надгробие.html

После этого реставрационные работы в Троице-Сергиевой лавре ещё более расширились. Она в 1993 году была включена в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.Реальное возрождение лавры как мощного духовного центра России началось с конца 1980-х гг. и приняло особый размах с начала 1990-х гг. В 1994 году были обретены в лавре мощи святителей Московских - митрополитов Филарета (Дроздова В. М. 1783-1867), Иннокентия (Попова-Вениаминова И. Е., 1797-1879) и преподобного Антония (Медведева), а в 1996 году - мощей преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра была и остаётся местом проведения многих важнейших церковных собраний. Так, в 1971, 1988, 1990 гг. и позже в Трапезной лавры проходили Поместные соборы Русской Православной Церкви. Следует упомянуть и о других церковных торжествах и событиях, связанных с древней подмосковной обителью: 500-летие автокефалии Русской Церкви (1948), 400-летие установления Патриаршества (1989), 1000-летие Крещение Руси (1988), Архирейские Соборы 1961 и 2004 гг. Число братии Сергиевой обители после её возрождения в 1946 году постоянно увеличивается. Так, в 2000 году в лавре жили 300 человек братии, включая насельников скитов и подворий, против 120 монахов и послушников в конце 1980-х гг. В наши дни Братия лавры насчитывает около 200 монахов. Способствует развитию Троице-Сергиевой лавры и возвращение в 1992 году древнему городу его исторического названия - Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. Ставропигиальными называются монастыри, находящиеся под непосредственным управлением патриарха и не зависящие от епархиального начальства. В 2020 г. наместником стал Фома (Демчук). Наместник лавры с 2023 года - епископ Кирилл (Зинковский), сменивший епископа Фому (Демчука). Архимандритом является Патриарх Московский и всея Руси. Управляется лавра с 1897 г. Духовным собором. Это — коллегиальный орган. С 1344 по 1560 гг. сменилось 35 Игуменов, а 1561 по 1766 гг. 34 Архимандрита. Нынешний наместник Фома — уже 41 в ряду своих предшественников. Он является наместником Патриарха Московского, формально считающегося главой лавры. В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен. В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, трудами и молитвами которого преобразилась Русь, сформировалась русская монашеская традиция, были сделаны шаги для отстаивания свободы Отечества и собирания его земель. 18 июля стал кульминацией торжеств, посвященных юбилею одного из величайших русских святых.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Кондак, глас тойже Мира сего учение отрину,/и, в сердцы смирением сподобився Богу ненавидение стяжа,/тем и ученика своего о страсе Божии обличи,/и наказа без ликования умоляти Бога,/истиннаго смирения, Христовы нищеты подражателю,/пустынная красото, отче наш Памво,/не престай моля о чтущих тя. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Павмо,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Калужская, глас 4 Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли/и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей,/и спаси души наша. Кондак, глас 8 Не имамы песней, ниже словес,/како достойно восхвалити Тя,/Мати Христа Бога нашего,/явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей,/токмо можем вопити Тебе:/не отврати милости Твоея от нас/и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей. Величание Величаем Тя,/Богородице Дево,/и почитаем чудотворную икону Твою,/еюже благоволила еси спасти землю Калужскую/от нашествий вражиих и всегубительных болезней. 19/1 Преподобной Макрины, сестры святителя Василия Великого (380). Преподобного Дия (ок. 430). Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (1903). Преподобного Паисия Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIV). Благоверного князя Романа Олеговича, Рязанского (1270). Блаженного Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских. Трех святителей: Димитрия, митрополита Ростовского (1709), Митрофана (1703) и Тихона (1783), епископов Воронежских. Серафимо-Дивеевской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» или «Радость всех радостей» (1885). Тропарь преподобной Макрине, сестре святителя Василия Великого , глас 2 Жениха твоего смерть видевши,/разсмотрела еси тленную жизнь и суетие мира,/отвсюду вину приимши,/Нетленному Обручнику уневестилася еси,/постом и смирением любовь Того постигающи./Тем ныне радуется со ангелы, преподобная Макрино, дух твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В обители этой два каменных храма: летний соборный, посвященный святым благоверным князьям Борису и Глебу; построен этот храм в веке. Другая монастырская церковь посвящена Св. Николаю Чудотворцу; построена в конце столетия. При монастыре существует церковно-приходская школа. Управляет обителью архимандрит. Проезд в монастырь – в город Дмитров, стоящий при Савеловской жел. дороги. Спасо-Вифанский монастырь. Эта обитель, приписанная к Троице-Сергиевой лавре, расположена в 2 верстах от Сергиева посада, при дороге в город Александрове. Основана обитель в 1783 г. архиепископом Платоном, впоследствии митрополитом, «по охоте к строительству» и из желания иметь на старости место для своего пребывания. Этим же архипастырем построен был храм Преображения Господня и в честь Воскресения Лазаря. Место обитель названо Вифанией. До 1797 года монастырь этот именовался пустынью и был приписан к лавре. Окончательно устроилась обитель в 1787 году. Император Павел I велел возвести пустынь в монастырь и устроил при нем духовную семинарию. Митрополит Платон до самой своей смерти неустанно заботился о монастыре и семинарии. В этой обители он нашел и место своего последнего упокоения. В Вифанском монастыре пять храмов: соборный двухэтажный, посвященный внизу Тихвинской Божией Матери и вверху – во имя Сошествия Святого Духа. Вторая церковь , каменная, во славу Преображения Господня. В этом храме замечателен иконостас, устроенный на искусственной горе, в виде Фавора, работы скульптора Конона Пескова. Гора покрыта мхом и цветами, под ней рог единорога, весом 2 пуда 17 фунтов, олений рог и китовые позвонки. Между иконами в этой церкви замечательны: образ Воскресения Христова, сделанный из камней и горных пород Сибири; резные изображения из кости – поклонения волхвов, Спасителя, Иоанна Предтечи и святителя Димитрия Ростовского ; икона-картина Марии Магдалины, писанная на яшме, Рафаэлевой школы. Четвертый храм в честь воскресения Лазаря, под храмом Преображения Господня. Эта церковь имеет вид пещеры. В образе Воскрешения Лазаря врезан камень из гроба Лазаря, привезенный в 1849 году из Палестины. При гробнице Платона, находящейся в этом храме, помещается гроб прп. Сергия, в котором были положены его мощи по обретении до положения их в серебряную раку. В этом храме находится перламутровый образ Рождества Христова, присланный Платону Иерусалимским патриархом Авраамом. Здесь же находится 9 картин, снимков с итальянских оригиналов: поклонение волхвов, Вифлеемские пастыри, апостолы на рыбной ловле и другие, и картины, писанные по мысли Платона итальянцем Клаудио; одна изображает сень законную, другая – символически изображает истинного христианина. Пятая церковь во имя Нерукотворного Спаса, при митрополичьих покоях, вместо достроенного Платоном храма в честь Сошествия Святого Духа; возобновлена и освящена в 1868 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010