Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия. В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Блаженная София скончалась 19 марта 1612 года от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

Вторая причина, по которой 4 ноября можно и нужно рассматривать на фоне 7 ноября, на мой взгляд, состоит в том, что однажды два эти праздника сольются в единую историко-политическую субстанцию, в Русский (Российский) праздничный кватрион (4-7 ноября), чему я вижу много оснований, заслуживающих отдельного перечисления и разбора. Надеюсь в следующем году в специальной работе подняться и до таких высот, а пока вернусь собственно к 4 ноября. Этот день выбран как пока еще прообраз будущего общенационального праздника Народного единства по причинам историческим, религиозным и политическим. Исторические причины и фабульно-хронологическая сторона истории – вещи разные, хотя и связанные. И календарные несуразности отражения событий четырехсотлетней давности малосущественны. Религиозная, а точнее сакральная причина лежит абсолютно на поверхности и, кстати, снимает и аргументы исторических скептиков. Вот что прямо пишется о 4 ноября (по новому стилю) в официальном Православном церковном календаре: " Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.) " . Думаю, добавлять к этой цитате ничего не нужно. Остаются причины чисто политические. И они таковы. События, привязанные к дате 4 ноября, политически (но на историческом основании) раскладываются так: – впервые в русской истории с момента выхода Руси из-под суверенитета Золотой Орды (по иной версии – из государственного симбиоза с Золотой Ордой) правящая элита отдала власть над страной и государством иноземцу; – вследствие этого РОССИЯ фактически и почти юридически потеряла свой суверенитет (чего не случалось, когда в XVIII веке на русский престол тоже возводились иноземки); – смута и неустроенность в Государстве Российском от такого в общем-то банального по меркам европейских политических традиций того времени (и даже более позднего) маневра не только не исчезли, а, напротив, усилились; – то ли это, то ли сам факт утраты национальной (этнической, а в перспективе, возможно, и конфессиональной) суверенности, то ли сочетание этих факторов настолько возмутили лучшую часть высшего сословия (элиты) России и ее народные массы, что, соединившись воедино (князь Пожарский от элиты и гражданин Минин от народа как фигуры не столько исторические, сколько символические), они вместе изгнали иноземного правителя и его иноземное войско из Кремля, из Москвы, из России, избрав себе (путем выборов в рамках сословной демократии) нового (русского и православного) царя (верховного правителя).

http://religare.ru/2_34406.html

Оба писали в Галицию, к ближним и друзьям Мнишковым, требуя от них какого-нибудь Димитрия или войска, предлагая даже Россию Ляхам, такими словами: «От границы до Москвы все наше: придите и возьмите; только избавьте нас от Шуйского». С письмами и наказом послали в Литву Атамана Козаков Днепровских, Ивана Мартынова Заруцкого, смелого и лукавого: умев ночью пройти сквозь стан Московский, он не хотел ехать далее Стародуба, жил в сем городе безопасно и питал в гражданах ненависть к Василию. Послали другого вестника, который достиг Сендомира, не нашел там никакого Димитрия, но заставил ближних Мнишковых искать его: искали и нашли бродягу, жителя Украины, сына Поповского, Матвея Веревкина, как уверяют Летописцы, или Жида, как сказано в современных бумагах государственных. Сей самозванец и видом и свойствами отличался от расстриги: был груб, свиреп, корыстолюбив до низости: только, подобно Отрепьеву, имел дерзость в сердце и некоторую хитрость в уме; владел искусно двумя языками, Русским и Польским; знал твердо Св. Писание и Круг Церковный; разумел, если верить одному чужеземному Историку, и язык Еврейский, читал Тальмуд, книги Раввинов, среди самых опасностей воинских; хвалился мудростию и предвидением будущего. Пан Меховецкий, друг первого обманщика, сделался руководителем и наставником второго; впечатлел ему в память все обстоятельства и случаи Лжедимитриевой истории, – открыл много и тайного, чтобы изумлять тем любопытных; взял на себя чин его Гетмана; пригласил сподвижников, как некогда Воевода Сендомирский, чтобы возвратить Державному изгнаннику Царство; находил менее легковерных, но столько же, или еще более, ревнителей славы или корысти. «Не спрашивали, – говорит Историк Польский, – истинный ли Димитрий или обманщик зовет воителей? Довольно было того, что Шуйский сидел на престоле, обагренном кровию Ляхов. Война Ливонская кончилась: юношество, скучая праздностию, кипело любовию к ратной деятельности; не ждало указа Королевского и решения чинов государственных: хотело и могло действовать самовольно», но, конечно, с тайного одобрения Сигизмундова и панов думных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

У Сванидзе для суда над «архаичным» Русским народом и его историей темы исчерпать невозможно. Надо полагать одна из следующих тем передачи будет «Патриарх Ермоген, Минин и Пожарский - могла ли Россия на 400 лет раньше сделать европейский выбор? Спасли ли они Россию, как утверждал богомерзкий Сталин, или остановили ее развитие? А может, лучше было не спасать?». Тема актуальна, как никогда. Г-н Юргенс со товарищи из всех сил тянет Россию в НАТО. Но, перед этим необходимо перевоспитать «архаичный» народ, чем и занимается Сванидзе. Не то получится, как в 1612 году. В Москву бояре впустили гарнизон цивилизованных европейцев с паном Гонсевским - исключительно с миротворческой миссией. А дикие московиты, по наущению «ненавидящего поляков старика» - патриарха Ермогена собрались в свое дикое народное ополчение и перебили тех, кто нес им идеалы свободы и демократии. Кстати, судья Сванидзе признался, что история, оказывается, все же «идеологическая наука». Признание прозвучало в ответ на просьбу Кургиняна, «свидетелю обвинения» историку Пивоварову не громыхать идеологическими лозунгами, но попытаться говорить об исторических событиях. Кургинян просил приводить реальные факты или опровергать их, а не кричать о том, что все, что мы знаем о Невском, - «сталинский миф». Сванидзе признал и право историков на «свободу исторических исследований», «право свободно проводить исторические параллели» (это когда святого князя называют Власовым XIII века). Интересно, имеют ли, по мнению Сванидзе, такое же право профессора Вдовин и Барсенков ? Кажется, зачем Сванидзе и всей этой компании оскорбляя святого князя Александра Невского так явно плевать в душу народа? Видят и понимают по результатам голосования, что вызывают не только невероятное раздражение, но и ненависть подавляющего большинства. На самом деле мы имеем дело с четко спланированной психологической войной. Все делается сознательно и методично по всем правилам информационной войны. Чтобы уничтожить народ, стараются осквернить его святыни, разрушить архетипы народного сознания. Поэтому пытаются уничтожить историческую память, осмеять и развенчать святых и героев. Информационные компании проводят так, чтобы наносить удары по именам, с которыми народное сознание олицетворяет себя и свою историческую судьбу. Стараясь выбить скрепы народного единства, сокрушить те основы, на которых держится самоощущение народа. Выбирают имена и события, которые формируют саму неповторимую личность народа.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

И якоже терн в пазусе, идеже аще обратится имущий, убодает, тако и мы вселюбезнаго Петра память имущии, идеже аще обратимся и возрим на того наследие, пожалением убодаемся: церквослужения же онаго чреды и дело службы совершаем – жалостию его убодаемся; священныя ли книги, 1606 онаго священными руками назнаменованныя 1606 , прочитаем и предуготовляем поболением его убодаемся; чины и обряды ли тако церковныя, яко и общежительныя, онаго благословенными персты и тростию начертанныя, созерцаем и сказуем – тугою 1607 яже по нем убодаемся; места ли и степени 1608 онаго благотекущую ногу проходя, наступаем – слезяще о нем убодаемся; сень ли онаго, юже той прежде двою лету над могилою, в нейже положитися назнамена 1609 , присещаем – горчайшимь хлипаниемь, поминающе его, убодаемся. Но и хартийцу, яже нам по смерти того вручися, юже той, жив сый, своеручно в нейже от жизни сея к будущей о прехождении своем вскоре, яко проведый 1610 , предвозвести, в нейже и целование последнее со благословением и завет о Христе мирный и за упокой того обычных молитв, яко неотложно и абие умрети предуготовляяся, назнамена; которую хартийцу, выну 1611 пред себе приемлюще, поминая писавшаго, слезами обрысуем 1612 ; которую хартийцу, розгибая и согибая, поминая сочинившаго, хлипаниемь содрогающеся, оплакуем; которую хартийцу, пропитая и окончевая, поминая таковая предсказавшаго, яко копиемь, прободаемся. Но аще поминаемый нами Петр и от себе многи и безчисленны вины на пожеление предаде и привопльствовати яже свыше доволне возбуди, но убо и приклады 1613 тако желети, яко и приплакивати, равную материю подавающыя, обретаем; читаем в Библии дивное прекраснаго Иосифа по родителю умершею Иакове и Рахиле пожеление и плачь, како ового, представ телу уже умершему, по ногу прият 1614 , плача провещати моляше: «Глаголи ми, – рече, Иакове», – овыя на гробе лежа, с хлипаниемь призываше: «Рахиль, мати моя, востани от персти и виждь Иосифа». И паки: «Рахиле, Рахиле, не слышиши ли?» Но и гроб и гробная обымая и персть осязая, привопльствоваше: «О, гробе! О,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх Кирилл: Празднуя 400-летие преодоления Смуты, мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, нравственного одичания и социального хаоса Москва, 1 октября 2012 г. «Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам открывшегося 1 октября 2012 года XVI Всемирного русского народного собора. «Память об историческом пути России, о мирных и боевых подвигах ее народа — это тоже священный рубеж нашего Отечества. Убежден: от того, какое представление получат новые поколения о деяниях своих предков, будет зависеть их выбор завтрашнего дня России, — подчеркнул Первосвятитель. — Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи». По словам Его Святейшества, только благодаря общенациональной солидарности удалось преодолеть Смуту в 1612 году и одержать победу в Отечественных войнах 1812 и 1941-1945 годов. «Этот урок должен быть усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду», — отметил Святейший Владыка, призвав к «совершенствованию традиционных общественных механизмов, основывающихся на базе моральных императивов». Предстоятель Русской Церкви выразил уверенность, что «исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий». Одним из таких свидетельств, по мысли Его Святейшества, должно стать общенациональное празднование в ноябре 2012 года 400-летия окончания Смуты.

http://pravoslavie.ru/56441.html

Борьба 1612 года была не только борьбою государственною и политическою, но и борьбою духовною. Европеизм с его злом и добром, с его соблазнами и истиною, являлся в России в образе Польской партии. Салтыковы и их товарищи были представителями западной мысли. Правда, в нравственном отношении они не заслуживали уважения. Иначе и быть не могло: нравственно-низкие души легче других отрываются от святыни народной жизни. Правда, люди желавшие изменить старину были в тоже время изменниками отечеству, но это только была историческая случайность в их положении. В сущности же их направление, произведенное случайным ожесточением народного начала, стеснявшего свободу мысли человеческой, было не совсем неправо. Сила Русского духа восторжествовала: Москва освобождена, Русский царь на престоле; но требование мысли, восстающей против стеснительного деспотизма обычаев и стихий местных, не осталось без представителей. Худшая сторона его выражалась в таких людях, как развратный беглец и клеветник Котошихин, или как Хворостинин, который говорил, что «Русской люд так глуп, что с ним жить нельзя»; но лучшая сторона того же требование находила сочувствие в лучших и благороднейших душах. Нет сомнения, что оно должно было получить со временем свои законные права; быть может, оно должно было впасть в крайность, потому что было вызвано противоположною крайностью. Как бы то ни было, оно нашло себе представителя, давшего ему полный перевес и быструю победу. Этот представитель, один из могущественнейших умов и едва ли не сильнейшая воля, какие представляет нам летопись народов, был Петр. Как бы строго ни судила его будущая история (и бесспорно, много тяжелых обвинений падет на его память), она признает, что направление, которого он был представителем, не было совершенно неправым; оно сделалось неправым только в своем торжестве, а это торжество было полно и совершенно. Нечего говорить, что все Котошихины, Хворостинины и Салтыковы бросились с жадностью по следам Петра, рады-радехоньки тому, что освободились от тяжелых требований и нравственных законов духа народного, что они, так сказать, могли расплясаться в Русский пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Президент Владимир Путин часто сравнивал период правления Ельцина со Смутным временем, когда экономика была слабой, а национальное единство распалось. " Борис Ельцин работал в эпоху революций. Я думаю, что революций для России достаточно. Сейчас должен наступить период стабилизации, нормализации жизни, укрепления государственных структур, укрепления гражданского общества и экономики " , – заявил Путин в начале своего президентства. " Новый праздник приравнивает смуту 1990-х к периоду Смутного времени и объявляет этот период ушедшим, – говорит Зорин. – Он обещает стабильность при новой династии, которая демонстрирует власть с помощью суда над самым могущественным из бояр предыдущего царя – Михаилом Ходорковским – и изгнания остальных " . За последний год, в особенности после " оранжевой революции " на Украине, идея национального единства перед лицом угрозы, якобы исходящей со стороны Запада, доминировала в российской политике. Это не первый случай, когда победа над поляками 1612 года используется для возбуждения патриотических чувств. Она использовалась в тех же целях в 1812 году во время войны России с Наполеоном. " В современной российской мифологии, – говорит Зорин, – центр мирового заговора против интересов России переместился из Парижа в Вашингтон, а роль неблагодарных братьев, готовых отречься от своей славянской принадлежности ради сетей западной цивилизации, досталась украинцам " . Последний раз миф о Минине и Пожарском в России возрождался во время празднования 300-летия династии Романовых в 1913 году. Царь Николай II в то время наслаждался экономическим бумом, сопровождавшимся ростом национализма и антисемитизма. Стабильность ставилась превыше всего. Через четыре года разразилась большевистская революция. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_22786.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Еще раз о родовых корнях Кузьмы Минина Последние данные к биографии народного героя Сергей Скатов   00:20 22.02.2011 3473 Время на чтение 22 минут За четыре столетия, отделяющие нас от подвига Народного ополчения 1611-1612 гг., какие только перипетии не были связаны с личностями его руководителей – нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского. Бывало так, что власть предержащая, народная молва возносили их имена на недосягаемую историческую и духовную высоту, и бывало, что память о них предавалась забвению. Достаточно сказать, что неоднократно(!) захоронения народных героев утрачивались. Но даже и в те времена, для Родины, как правило, суровые, когда «благодарные потомки» в очередной раз «вспоминали» о великих своих предках, не счесть было инсинуаций, а то и откровенного вранья вокруг святых имен Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Ситуация, в общем-то, не изменилась и по сей день, о чем автор этих строк не раз в последние годы писал.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/22/...

В ходе национальной реставрации в нашей стране наряду с гражданскими все большее значение приобретает культурно-исторические аспекты российской идентичности, претендуя на особый базовый статус в иерархии идентичностей. Как заметил когда-то Алексис де Токвиль, в общественном строительстве " важны не процедуры, а цель " . Базовую идентичность России никогда нельзя было свести к выбору тех или иных политических институтов. Именно культурно-исторические факторы порождают политические институты, а не наоборот. Российская идентичность опирается на историческую миссию Руси-России как хранительницы идеи христианского мира в условиях ее модернистской девальвации. В основе религиозного, цивилизационного и национального выбора русских лежит восточно-христианская ортодоксия и порожденные ею культурные формы (по М. Веберу). Именно культурно-исторические аспекты российской идентичности испытывали наибольший ущерб, как в советскую эпоху, так и в период постсоветского номенклатурного капитализма, когда страна в очередной раз выбрала стратегию исторического разрыва. Российское общество дважды в ХХ веке переживало ситуацию исторических жервоприношений, " отсекновений " , " сбрасывания с корабля современности " ставших ненужными пластов национального опыта. Сегодня исторический опыт воспринимается как набор взаимодополняющих сюжетов (русский, византийский, советский), который исключает повторение хроноклазмов, ведущих к архаизации и упрощению социальных структур. В отличие от кризисных периодов национальной истории (1612, 1917, 1990-е и др.) чувство исторической непрерывности в российском обществе становится естественным, а понимание национальной традиции от этнокультурных форм поднимается до когнитивного стиля и методологических предпосылок интеллектуальной деятельности. Данное положение свидетельствует о том, что глубинная семантика национальной культуры сохранилась, необратимого разрушения общинной матрицы российского сознания, девальвации его опорных образов-символов не произошло. Есть в базовой русской идентичности и откровенно трагический компонент – память о геноциде русских в ХХ и начале XXI века, который получил в российском обществе имя " плаха " (аналог " холокоста " ).

http://religare.ru/2_121721.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010