Владимир I Святославич (в крещении Василий) (ок. 956–1015), великий князь Киевский, в 988 г. ввел на Руси христианство как государственную религию, почитался с 1240 г. (?), канонизирован в 1635 г., память 15 июля – с. 22, 24; кат. 9, 64, 98, 151 Геннадий (ум. 1505), святитель, архиепископ Новгородский, боролся с ересью жидовствующих, память 4 декабря – кат. 5, 14 Даниил Переславский (1460–1540), преподобный, основатель Данилова Троицкого монастыря, причислен к лику святых в 1652 г., память 7 апреля – с. 32 Димитрий Прилуцкий (упоминается в 1391), преподобный, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, канонизирован до 1542 г., память 11 февраля – с. 32 Димитрий Угличский (1582–1591), князь-мученик, последний сын царя Ивана Грозного, канонизирован в 1606 г., память 15 мая – с. 15, 38, 47, 48, 51, 67, 69; кат. 79, 105, 121, 122, 173 Дионисий Радонежский (ум. 1633), преподобный, с 1610 г. архимандрит Троице-Сергиева монастыря, один из авторов окружных грамот, призывающих на борьбу с польско-литовскими интервентами, местно чтится 12 мая – с. 54 Дионисий Суздальский (ум. 1385), святитель, архиепископ Суздальский, местно чтится 26 июня – кат. 108 Евдокия Дмитриевна (ум. 1407), дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 г. – жена московского великого князя Дмитрия Донского, в иночестве Евфросиния, преподобная, местно чтится 7 июля – с. 46 Евфимий Суздальский (ум. 1404), преподобный, архимандрит Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, мощи открыты в 1507 г., память 1 апреля и 4 июня – кат. 10 (?) Евфимий II Новгородский (ум. 1458), святитель, архиепископ Новгородский, канонизирован в 1559 г., память 11 марта – с. 55, 56, 58, 65; кат. 3, 6, 7 Евфросиния Суздальская (ум. ок. 1250 г.), преподобная, княжна Феодулия Суздальская, дочь Михаила Всеволодовича, святого князя Черниговского, местно чтится 25 сентября – с. 31, 32, 83, 98, 151 Ермоген (Гермоген) (ум. 1613), святитель, патриарх всея Руси (1606–1612), память 12 мая – кат. 97 Зосима Соловецкий (ум. 1478), преподобный, основатель и игумен Соловецкого монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 апреля – с. 16, 39, 40, 41, 63, 72; кат. 29, 35, 36, 58, 103, 108, 133, 144, 151, 157

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12/25 мая и 17 февраля/1 марта. Филарет (Романов Федор Никитич) (1554–1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче. Иоасаф I – Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

По своей близости к великокняжескому, а затем и царскому двору Чудов монастырь не имел себе равных среди обителей Москвы. Здесь приняли таинства святого крещения сыновья Ивана IV Грозного царевичи Иван и Федор, а также его дочь царевна Евдокия. В 1629 г. здесь крестил своего внука, будущего царя Алексея Михайловича патриарх Филарет. В 1672 г. патриарх Питирим (1672–1673) крестил в Чудовом монастыре будущего императора Петра I. В обители, основанной святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1818 г. принял крещение будущий царь-освободитель Александр II. Нередко в своей истории Чудов монастырь служил «узилищем» для противников Церкви и государства, и для тех, кого впоследствии оправдал суд Божий и суд потомков, а также для тех, кто оказался за тюремными засовами по причине своей верности Церкви и Отечеству. В числе чудовских узников были известный своей ревностной борьбой с ересью жидовствующих, архипастырь и поборник просвещения святитель Геннадий, архиепископ Новгородский († 1504, память его совершается 4/17 декабря), до поставлення на кафедру бывший чудовским архимандритом, и отправленный в заточение в 1441 г. за свою измену православию на Ферраро-Флорентийском Соборе митрополит Исидор – последний грек на кафедре русских первосвятителей. В XVI веке в Чудовом монастыре в заточении находились князь В.И. Патрикеев Косой и архиепископ Новгородский Феофил. А в Смутное время сведенного с престола царя Василия Шуйского здесь постригли в монахи. Кстати, по одной версии, которую можно считать наиболее распространенной в отечественной историографии, из Чудова монастыря происходил Лжедмитрий I, который был здесь иеродиаконом. В Чудовом монастыре стяжал страдальческий венец священномученик Ермоген, патриарх Московский († 1612, память его совершается 17 февраля/2 марта, 12/25 мая). Заключенный в одной из келий обители, он был уморен здесь голодом польско-литовскими интервентами и изменниками из числа русских бояр. Чудов монастырь стал в 1913 г. одним из центров торжеств по прославлению святителя Ермогена в лике святых Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=45847

Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Церковная деятельность Ермогена характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению. При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

На Усть-Вымском лугу, близ городка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукою вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь действовал по наущению своих шаманов, которым дорого было уничтожаемое язычество. Святитель принял мученическую кончину 24 января. Год его смерти точно неизвестен, по всей вероятности, около 1449 года. Погребен преосвященный Герасим в Благовещенском кафедральном соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. У мощей святителя Герасима происходили многие чудесные исцеления. В 1607 году, по благословению святителя Ермогена († 1612, память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей: Герасима, Питирима († 19 августа/1 сентября 1455) и Ионы († 6/19 июня 1470). В этом же году святитель Герасим был причислен к лику святых. На этой иконе святители именуются великими чудотворцами. В 1649 году в Вологде в их честь был воздвигнут храм. Литература: Верюжский И. П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавших в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. – С. 326–332; М., 1992. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. – С. 10. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 247, 248, прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 9. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 121–122. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 729. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 200. Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 105. Русский паломник. – 1908, 7. – С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. При вскрытии через 40 лет раки с мощами преподобного Патриарх лежал как живой, и в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12/25 мая и 17 февраля/1 марта. Вот такую личность, такой мощный дух объединил общим замыслом на сцене Михаил Щепенко с образом царя Фёдора Иоанновича (спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» был поставлен в театре в 1997 году и до сих пор считается визитной карточкой). И роль Царя, и роль Патриарха играет сам. Михаил Щепенко    — Как вы считаете, был ли Патриарх Гермоген  духовно связан с царём Фёдором?  — Связан ли с ним Федор? Безусловно. Если бы они даже не встречались, они связаны в самом главном: в духе, в вере, в верности Отечеству. Но – различное время. Фёдор  жил  перед смутой, во времена стабильные, Гермоген – во времена почти полного распада. Им предъявлялись разные требования – но в их основе – одно: крепкое стояние в вере. Они ясно и глубоко осознавали: только на этом камне может стоять Русь. Сумеет ли сегодня русский народ осознать это? – Михаил Григорьевич,  как вам пришла идея писать такую пьесу? Как будет называться спектакль? – Пьеса называется «Печальник земли русской». Возможно, спектакль будет иметь другое название. В январе 2012 года ко мне обратился президент фонда  по постановке памятника Патриарху Гермогену – Ананьина Галина Васильевна с предложением создать спектакль о святителе Гермогене в связи с двумя юбилеями: 400- летием окончания смуты и 100-летием канонизации Патриарха Гермогена. Мы не ставим «датских» спектаклей. Однако здесь – исключение. Тема очень современная. Сегодняшняя смута, сегодняшняя интервенция, сегодняшнее предательство, отказ от Родины, и прежде всего – от веры – вот, что меня волнует и заставляет говорить.  Наша пьеса строится на конфликте двух устремлений – Святого Патриарха Гермогена и царя Василия Шуйского. Несомненно, речь идет о соотнесении двух властей, однако для нас важно другое: каждый из нас должен избрать как идти: путем Гермогена или Василия…

http://pravmir.ru/v-smutnoe-li-vremya-my...

Народ отозвался на призыв патриарха. Со всех сторон к Москве спешили народные ополчения. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимом мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось, по его предстательству, русским народом. Священномученик Ермоген был погребен в Чудовом монастыре, а в 1654 году его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Труды: Творения Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России: (С приложением чина поставления патриарха). – М., 1912. Литература: Назаревский В. В. Святейший Гермоген, патриарх всея России. Трехсотлетие его кончины 17 февраля 1612–1912. – М., 1912. Кедров С. И. Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея России. – М., 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва. Кремль. Чудов монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Е. Чудов, 1 класса, кафедральный, в Москве, в Кремле. Основан в 1365 году святым Алексием, который, по случаю исцеления по его молитвам Тайдулы (см. 12 февраля), в память сего события и устроил, возвратясь в Москву, общежительный монастырь с деревянной церковью, во имя Чуда архангела Михаила, на месте, где находился ханский конюшенный двор и которое подарено было ханом митрополиту Алексию в благодарность за исцеление. В XIV веке монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на место его в 1501 году заложен новый, законченный и освященный в 1504 году. В соборном храме святого Алексия, освященном в 1686 году открыто покоятся в богатой раке его мощи (см. 20 мая); подле нее, в шкафу за стеклом, хранится унизанное жемчугом облачение святого Алексия, в котором обретено нетленное тело его. Здесь же замечательна икона его, писанная на верхней доске его гроба. В Благовещенской церкви монастыря находится чудотворная икона святителя Николая. В монастыре томился в заключении от поляков и 17 февраля 1612 года мученически скончался от голодной смерти патриарх Гермоген. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан Алексием (Елевферий Фёдорович Бяконт, между 1292-1305 - 1378), митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Тайдула в ответ подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшихся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году). В Чудовом монастыре был погребён его основатель - митрополит Алексий. Его мощи покоились в соборе во имя Чуда Архистратига Михаила, а в 1686 году их перенесли в специально построенную в монастыре церковь во имя Алексея митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=21396

Гермоген (Ермоген) (ок. 1530–1612) – священномученик (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), Патриарх Московский и всея Руси. Ему выпало возглавлять Русскую Православную Церковь в годы, известные в истории под названием Смутного времени, когда к власти, свергая друг друга, пробивались то самозванцы и преступники, вроде Лжедимитрия, то временные правители, вроде Бориса Годунова или Василия Шуйского. Иноземное вторжение (польско-литовское и шведское) осложнялось народными бунтами и неурожаями, что вконец разорило экономику страны В 1611 году наступили самые черные, мрачные для России дни: Смоленск был взят поляками, Новгород – лжесоюзниками шведами, в Пскове появился очередной самозванец. Пошел слух, что царем хотят поставить сына Марины Мнишек польской авантюристки. Тогда 80-летний Патриарх, заточенный в тесный погреб Чудова монастыря в Кремле, и охраняемый польскими стражниками, обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом: «Писать в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы писал в полки к боярам и казакам, чтобы крепко стояли за веру и не пускали сына Маринки на престол, – не благословляю! Писать в Вологду к властям и святителю Рязанскому тоже, чтобы в полки писали, и к боярам, чтобы уняли грабеж, блюли братство, клали живот за Дом Пречистой (Домом Пречистой Богородицы называли русские свою Родину), как обещали. Да и во все города пишите, чтобы писали во все города, в полки и боярам, чтобы сына Маринки не пускали на престол. Говорить везде моим именем... А вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить». Письмо это Патриарх послал с двумя верными людьми, которые, рискуя жизнью, тайно посещали его в заточении: это были боярский сын, то есть военный, Роман Пахомов и горожанин из Свияжска Родион Моисеев. Провожая верных посланцев, Патриарх благословил их со словами: «Если вы пострадаете за веру. Бог вас простит и отпустит вам грехи ваши в сей жизни и в будущей» Письмо это благополучно попало в Нижний Новгород и вызвало знаменитое народное движение Косьмы Минина и князя Пожарского, которое спасло Россию. Как только поляки и бояре-изменники узнали о том, что к Москве приближается народное ополчение, они приступили к Патриарху с требованием остановить русское войско. Но Патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники. Будьте прокляты». Патриарха лишили человеческого питания: бросали ему в темницу сноп овса и давали немного воды – умер он от голода. К концу октября 1612 года ополчение освободило Москву. Сразу же после смерти Патриарх Гермоген начал почитаться как московский святой. В 1652 году мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Специально для выставки была изготовлена копия мантии Гермогена, представлен точный список Казанской иконы Божией Матери, подаренной Папой Римским Иоанном Павлом II в 2005 году России и переданной в Богородицкий монастырь Казани. 31 мая. ПРАВМИР. В Подмосковье проходит уникальная выставка, посвященная патриарху Гермогену. Экспозиция открылась в селе Усово в Православном просветительском центре «Усово-Спасское», сообщает « Российская газета «.Ее организаторами являются «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», фонд «Вольное дело» и Региональный общественный фонд по постановке памятника патриарху Гермогену. На открытии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в частности, отметил, что центр является символом нового времени России. Специально для выставки была изготовлена копия мантии Гермогена, представлен точный список Казанской иконы Божией Матери, подаренной Папой Римским Иоанном Павлом II в 2005 году России и переданной в Богородицкий монастырь Казани. Святынями выставки являются подлинная хоругвь, участвовавшая в Крестном ходе в день прославления патриарха Гермогена, и образок с изображением патриарха и Казанской иконы, которые вручала великая княгиня Елизавета Федоровна в Успенском соборе Кремля в 1913 году. Фото: Аркадий Колыбалов Патриарх Гермоген был заключен в Чудов монастырь и 17 февраля 1612 года мученически скончался от жажды и голода. Известие о его смерти еще сильнее сплотило ополченцев. И в октябре 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было сломлено. Фото: Аркадий Колыбалов В Подмосковье выставка будет работать до 4 ноября с 10.00-18.00. Проезд: с Белорусского вокзала до станции «Усово» или от станции метро «Молодежная» до остановки «Усово-тупик» — маршрутками N 121, N 150. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-podmoskovnom-usovo-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010