Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Церковная деятельность Ермогена характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению. При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Но тот, кто подготовил это торжество русских, не дожил до этой радости: 17 февраля 1612 г. «святейший патриарх Г. мученически скончался от голодной смерти в душном заключении; тело его было погребено в Чудовом монастыре, как он сам завещал». Через 40 лет, в феврале 1652 года, тело Г. было перенесено в Успенский собор и поставлено поверх земли подле медного шатра ризы Господней. Входя западными вратами в Успенский собор, всякий может видеть на правой стороне скромную гробницу Г. и поклониться праху великого русского человека, великого патриота и высокой души человека. Через девять лет исполнится 300 лет со дня смерти патриарха Г. Благодарность требует, чтобы русские люди почтили память доблестного Г. достойным памятником. Сравнительно с заслугами Г. ничтожны были заслуги Минина и Пожарского, увенчанные памятником в Москве, хотя эти лица, еще при жизни, удостоились славы и почестей. А Г., за все свои подвиги, не видел спасенного отечества и саму жизнь свою страдальчески отдал за него. Если мысль о памятнике Г. осуществится, то на памятнике прилично начертать слова из грамоты ярославцев к казанцам: «Г. стал за православную веру неизменно и не убоясь смерти, всем велел стоять и умереть за православную веру». Источники и пособия. «Акты археогр. эксп.» т. II, 57, 58, 61, 67, 74, 164, 165, 169, 175. 176, 180, 181, 183, 188, 194, 202, 289, 290; «Собр. госуд. грам. и догов.» т. II, 89, 216, 226, 227, 229, 376; «Летоп. о мног. мятеж.» стр. 216 и дал. «Никон. Летоп.» т. VIII; «Чтения общ. ист. и древн.», III, 8; «Временник Моск. Общ. Ист. и Древн.» кн. 16, 17; «Ист. росс. иерар.» ч. I, 137, 390; ч. III, 382; ч. V, 628, 634, 635; «Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троиц. мон.» «Повесть патриарха Филарета». «Древняя росс. вивлиоф. т. VII; Карамзин, «История госуд. Росс.» т. XII; Соловьев, «История России», т. VIII; Макарий, «Ист. русс. цер.» т. X; П. Рублевский, Гермоген, патриарх Всероссийский, «Странник» 1864 г, май-июнь (с портретом Г.), П. Мансветов, «Патриарх Г.», «Духов. Беседа», 1861 г., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

После второй мировой войны деятельность монастыря и типографии переносятся в США, в Джорданвилль Этот церковный центр за годы своего существования издал немало хорошей литературы для нужд русского православия за границей. Монастыри Валаамский и Коневский, оказавшиеся на территории Финляндии связаны непосредственным образом с личность архимандрита Варсонофия (Толстухина) - первого русского священника и организатора православной церкви в Магрибе. Помимо того, следует упомянуть знаменитый монастырь святого Иоанна Рыльского в Болгарии который также интересен нам в свете духовных связей, через личность отца Варсонофия. Последний провел в этом монастыре некоторое время после отъезда из Финляндии. Женская обитель-приют " Нечаянной Радости " в Гарган-Ливри во Франции где также был о. Варсонофий до получения назначения в Рабат, также привлекает наше внимание. Подводя итог настоящему краткому обзору, приведу слова современного исследователя: " любой группе эмигрантов свойственно сохранять и поддерживать традиционную роль своей церкви. Однако модернизация общественной роли церкви и активизация ее идейной жизни, которые имели место в Русском Зарубежье, отнюдь не являются типичной чертой всякой эмиграции. Будущее покажет, найдут ли эти достижения применение на родине. Судя по некоторым признакам, это представляется вполне возможным. Если так произойдет, это может иметь глубокие последствия для развития русской культуры, а быть может, и русской общественной жизни. Это будет ценнейшим даром Русского Зарубежья новой России " Примечания 1. Цит. По: Вениамин Ф. Ук. соч. - с.271. 2. См.: Ковалевский П. Ук. Соч. - с.201. 3. См.: Там же. 4. Русак В., д. Свидетельство обвинения. Ч.1. - М. - с.64. 5. Там же. - с.65. 6. Там же. 7. Вениамин Ф. Ук. соч. - с.245. 8. Там же. 9. Там же. - с.246. 10. Троцкий (Бронштейн) Лев Давыдович (род. 1877). 11. Там же. 12. Там же. 13. Там же. - с.247. 14. Гермоген - патриарх Русской церкви (1530-1612 гг.), служил священником в Казани, в его приходе была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Будучи патриархом, в период польско-литовской интервенции был заточен в Чудов монастырь в Кремле, писал послания, одно из которых подняло нижегородское народное ополчение, под предводительством Минина и Пожарского. Поляки уморили патриарха голодом. Канонизирован, память 17 февраля, 12 марта и 5 октября (ст. стиль).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

В 1829 г. по велению Николая I собор был разобран, а над гробами погребенных в нем князей и архипастырей нижегородских устроены были навесы. В 1830 г., в день Сошествия Святого Духа, был заложен новый собор; закладку фундамента освятил епископ Афанасий (Протопопов). Построен собор был к осени 1834 г. и освящен 17 сентября 1834 г. уже епископом Амвросием (Моревым). Третий собор стоял точно на месте второго, построенного великим кн. Константином Васильевичем. По плану архитектора А.И. Мельникова, в его основании был удлиненный четырехугольник, длиной по 20, шириной по 13 сажен, высотой до крыши 10 сажен, до крестов – 22 сажени и 1 аршин; пятиглавый (средняя глава большая, четыре поменьше). Первоначально, при освящении собора в 1834 г., в нем был только один престол – в честь Преображения Господня. Это был средний, главный алтарь (Образ Спаса Нерукотворного, в серебряной позлащенной ризе, устроенной купцом Н.А. Акифьевым, хранился у первой от алтаря правой колонны в украшенном резьбой и золотом киоте). На правой стороне главного алтаря, в воспоминание стоявшего рядом Скорбященского собора, устроен был придельный алтарь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и освящен в 1857 г. (Около левой колонны алтаря в киоте хранилась чудотворная икона «Всех Скорбящих радость»). На левой стороне главного алтаря усердием Нижегородского купца В.К. Мичурина был устроен алтарь в честь Великого князя Георгия Всеволодовича, освященный 3 февраля 1863 г. На правой стороне собора находился памятник над местом погребения последнего Католикоса Грузинского Антония II. У северной стороны собора в 70-х годах XIX в. над могилой К. Минина была возведена часовня. Гробница К. Минина находилась в нижнем, т.н. усыпальническом храме, как и могила Католикоса грузинского Антония II, и могилы великих князей (по правой стороне) и архипастырей Нижегородских (по левой стороне). В 1850-х гг. в усыпальнице были устроены алтари: средний - в честь иконы Божией Матери Казанской (сопутствовавший Нижегородскому ополчению 1612 г.), правый св. влмч. Дмитрия Солунского (в честь военачальника Ополчения Дмитрия Михайловича Пожарского), левый – святым бессребреникам Козьме и Дамиану (в память гражданина К. Минина).

http://sobory.ru/article/?object=24304

Вспомните, на кого вы поднимаете оружие, не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас, и мы станем молить за вас Бога…» Вскоре праведный суд Божий совершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бессловесная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Curuзмyhдy III. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками поляки насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если вы все, литовские люди пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы, не проявив согласованности, не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжелом заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в московский Успенский собор. В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя перед Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Никифором и сотрудником его Геннадием. В 1764 г. упразднена и обращена в приходскую Коткозерского прихода; в 1800 г. приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1846 году обращена в самостоятельную. Близ пустыни в пещере, устроенной в горе, почивают мощи основателей, коим память чтится ежегодно 9 февраля. “Ист. Росс. Иер.”, III, 504 (здесь описана под именем Вашезерской); IV, 128 (неправильное описание); VI, 999 (исправлено); Ратшин, 423 (частью смешано с Введенским Островским мон. СПб. губ.); “Словарь ист. о свят. в России”, 208; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Памят. кн. Олонец. губ.”, 1860 г., 19; 1867 г., Отд. III, 11; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1846 г., 8 (самостоятельность); 1854 г., 17 (разреш. постр. церковь ); “Олон. губ. в.”, 1842 г., 34 (грамота 1557 г. ц. Иоанна Гр. на пожалов. пашен. земли на все 4-ре стороны от м-ря по версте, не считая мхов и болот; грам. 1588 г. игум. Дорофею на 2 острова и рыб. ловли на р. Свири, именуем. Сиговец; около 1612 г. игум. Дорофей и 7 челов. братии убиты литовцами); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1006, 19. 194. Зеленецкий – Троицкий или Мартириева Зеленая Пустынь , мужской, 3-го класса, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., на границе Новгородской губ., в 48 вер. к юго-вост. от Новой Ладоги, расположен как бы на острове, имеющем вид зеленый, в противоположность темному и серому цветам окружающих его болот и лесов. В писцовых книгах 1582 г. значится: „В Михаиловском погосте на Ладожском пороге монастырь, словет Новая пустынь Зеленая, на острове, ставятца ново на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живон., другая церковь Благовещенье Св. Богород. с трапезою, обе древяные. Да в мовастыре же игумен Мартирей, да 12 старцев. А около монастыря ограда древяная“. Основатель м-ря, преп. Мартирий, ушел сюда по особому чудному указанию от шумной жизни Тихвинского Большого м-ря и скончался в 1603 г.; мощи его покоятся под спудом в подвальном этаже цер. св. Иоанна Богослова, и рядом с ним погребен преосв. Корнилий, бывший инок м-ря, а потом митрополит Казанский и в последствии Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Владимир Путин посетил Архангельский собор в Нижегородском кремле 17 февраля 2006 г. 13:40 16 февраля Президент Российской Федерации Владимир Путин посетил Архангельский собор Нижегородского кремля и поклонился праху Кузьмы Минина. Президент прибыл в Нижний Новгород накануне празднования дня памяти основателя Нижнего Новгорода святого благоверного князя Георгия Всеволодовича для того, чтобы возглавить заседание Президиума Госсовета Российской Федерации. Архангельский собор построен в первой половине XVIII в. — это одно из старейших сохранившихся сооружений на территории кремля. В 1962 г. здесь были перезахоронены останки Кузьмы Минина, организатора освободительного ополчения 1612 г. В Архангельском соборе Президента встречали епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий , наместник собора священник Андрей Милкин и пресс-секретарь епископа протоиерей Игорь Пчелинцев. Архангельский собор Владимир Путин посещал во второй раз, впервые он был здесь в марте 2000 года в должности исполняющего обязанности Президента России. Епископ Георгий рассказал Президенту об истории Нижнего Новгорода, которая началась со строительства Михаило-Архангельского собора. Президент поклонился иконе святого благоверного князя Георгия и возложил цветы на гробницу Кузьмы Минина. После посещения Кремлевского Собора Президент Путин возложил цветы к Вечному Огню в память воинов, погибших при защите нашей Родины от иноземных захватчиков. Владимир Путин поблагодарил владыку Георгия за теплый прием на Нижегородской земле. Патриархия.ru по материалам Пресс-службы администрации Президента РФ и сайта Нижегородской епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/83610.html

Последний объяснил и причину этого, сказав царю, что патриарх «стал обучаться этому» (то есть греческому) языку недавно». По словам архидиакона Павла, отец его и он сам научились греческому языку, «когда находились в обществе людей этого языка», то есть греков 237 , главным образом во время путешествия в Константинополь и во время долгого своего пребывания в Молдавии и Валахии по греческим монастырям. Ясно отсюда для нас, что с такими познаниями в языке патриарху Макарию трудно было решиться взять на себя нелегкий подвиг с «оригинального грекоэллинского» языка перевести на арабский язык Служебник и Требник с 116 главами и ещё множество других молитв, потребных в богослужебной практике Антиохийской церкви. В-третьих и самое главное, дата предисловия всех описанных нами служебников – 1612 год – исключает всякую возможность в митрополите Алеппском Мелетии видеть хорошо известного у нас патриарха Макария (Альпрокса или Бейт-Аззаима). В 7120/1612 году 12 февраля, в четверг, на Алеппскую митрополичью кафедру был избран жителями города «из любви к нему и его животворным поучениям» Мелетий, родом из Хамы, по прозванию Карама, бывший инок Саввинской (близ Иерусалима) обители 238 . Он мудро правил Алеппскою митрополиею целых 22 года (1612–1634), оставив по себе в местной пастве благодарную память «красотою божественных поучений, и речей, и животворных проповедей» и славу хорошего мирского правителя 239 и скончавшись на престоле Антиохийском с именем Евфимия II (1634) после кратковременного правления апостольским престолом около семи или десяти месяцев 240 . При этом Алеппском митрополите Мелетий, будущий патриарх Антиохийский Макарий, носивший имя Иоанна (Альпрокс или Бейт-Аззаим), будучи его любимым учеником с юных лет, был рукоположен сначала диаконом, потом священником и возведен даже в степень духовника 241 . И только после уже избрания Мелетия (Евфимия тож) на престол св. Петра апостола и даже после его кончины он был в 1635 году избран единогласно 14 сентября Алеппским митрополитом и хиротонисан в Дамаске патриархом Евфимием III 27 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В Нижнем Новгороде отметят 500-летие Нижегородского кремля 22 февраля 2008 г. 15:39 26 февраля в Нижнем Новгороде пройдет ряд торжественных мероприятий, посвященных 500-летию Нижегородского кремля. Утром в Михаило-Архангельском соборе кремля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Гергий совершит Божественную литургию. Затем около собора состоится торжественное открытие памятника основателям Нижнего Новгорода святому князю Георгию Всеволодовичу и святому Симону Суздальскому. Кроме этого в кремле пройдет крестный ход от Архангельского собора к храму Иоанна Предтечи. По пути шествия состоится закладка первого камня Зачатьевской башни Кремля. В фундамент башни будет помещена капсула с землей из 7 городов, где сохранились кремли. В настоящее время Нижегородский кремль является одним из номинантов на звание «Чудо света в Приволжском Федеральном округе». На сайте www.ruschudo.ru проводится голосование за «чудеса света», в котором может участвовать любой желающий. По состоянию на 22 февраля Нижегородский Кремль занимает 2-е место среди номинантов из ПФО. Помимо кремля в список «чудес света» ПФО вошли Кунгурская ледяная пещера, горы Шиханы в Башкирии, мечеть Кул Шариф в Казани, Раифский Богородицкий мужской монастырь и др. Голосование продлится до 1 мая. Строительство кремля в Нижнем Новгороде, продолжалось 1500-1515 гг.  Двухкилометровая стена подкреплялась 13 башнями (одна из них Зачатская у берега Волги, не сохранилась). Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства и за свою службу выдержала многократные осады и приступы. В честь народного ополчения 1612 года в Нижегородском кремле в 1631 году был возведен Михаило-Архангельский собор. Он поставлен на месте своего предшественника, построенного еще в XIII веке. Под сводами собора, где хранятся знамена нижегородских ополчений 1612 и 1812 годов, покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Сейчас в Нижегородском кремле рядом с обелиском Минину и Пожарскому горит вечный огонь в память о солдатах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/367906.htm...

450 Писали: «во дни ц. Бориса расстрига навел на Русь полчища Поляков.... мар. 19 1612 г. блаженный советовал всем бежать». Но в 1612 г. и Борис, и расстрига уже лежали на земле. Вероятно, в Евфросинову пустынь явилась ватага разбойника Ли­совского (Арцыбашев Н.С. Повествование о России: В 3 т. М., 1838–1843. Т. III (да­лее – Арцыбашев Н.С. Повествование о России. – Ред.). 451 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Ркп. святцы: «прп. Евфросин пустынник, иже был на Синичье озере, начальник обители св. Апостола Иоанна Богослова» (Известия Археологического общества. Т. II). 453 Переяслав. л., стр. III, м. 1851 г. В Журнал МВД (Т. XXII) сказано, что Нерехта в первый раз упоминается в житии прп. Пахомия, но это – ошибка. 456 Ркп. святцы: «прп. Пахомий, игумен Троицкого монастыря, иже нарицается Сыпанов в Нерехотском стану, Костромской чудотворец, преставился в л. 6892 (1384) мар. в 21 д.». Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. В святцах днем кончины постав­лено 21 число, но по житию в 21 день приобщался, а скончался чрез день после того. 457 Извлечение из жития, написанного около 1727 г., напечатано в «Москвитя­нине» (1852. 8). Самое описание жития и чудес блаж. Василия, неискусно со­ставленное, напечатано в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» (1863 и 1864 гг.). 458 Грамота патр. Филарета в Сибирь от 11 февраля 1622 г. напечатана в: Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 3. 459 По Сибирскому летописцу (Северный Архив. Ч. 19) Мангазею строили в 1601 воеводы кн. Василий Михайлович Масальский и Влук (Вукол) Пушкин; тог­да из Тобольска прислано к ним 100 служилых людей. По краткому исчислению сибирских воевод, нап. в Тобольске 1792 г., Масальский и Пушкин были воеводами в 1601 и 1602 г. В 1600 г. Пасха была марта 23; в 1601 и 1602 г. она была в апреле; в 1592 г. марта 26. По ркп. святцам день кончины св. Василия полагается то 22 марта 1592 г., то 25 марта 1622 г. По времени пребывания Пушкина в Мангазее страдальче­скую кончину Василия надобно отнести к 1601 или 1602 г., а по указанию на пасхаль­ное время, она должна падать на 1600 г. Но если положим, что воровство совершилось в утреню одного из дней страстной недели, когда благочестивый Василий конечно был в храме; то страдальческая кончина его может быть отнесена к 1602 г., когда воеводствовал Пушкин. С этим годом страдания согласно и то показание, что мощи открыты спустя 50 лет после кончины, в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010