58 Оправдание (церк.-слав.) – закон, установление, обязанность. Оправдания – это постановления, данные Богом, закон Божий, приводящий грешника к очищению и освящению. 59 Святитель Димитрий Ростовский писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, – доброе или худое, святое или грешное, Ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам – богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его – с такими оно и будет жить». 75 Ва а л – языческое божество, которому поклонялись в Финикии и Сирии и сопредельных странах. Поклонение Ваалу было наиболее тяжким и частым грехом древних иудеев. 76 Поз о рище (церк.-слав.) – зрелище, ристалище, цирк. Позорищные игры – общественные представления. 90 Аг а па (греч.) – букв.: любовь; в христианских общинах I-V веков особая совместная трапеза («вечеря любви»), имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии. 91 «...Если будет какая-нибудь вдовица, могущая снискать себе потребное для жизни, а другая будет не вдовица, между тем будет в нужде или по болезни, или по пропитанию детей, или по слабости рук, то лучше пусть простирает руку к этой; а кто терпит недостаток в житейском от расточительности, или от пьянства, или от праздности, тот не достоин не только пособия, но и Церкви Божией, ибо Писание говорит о таковых, утверждая, что «ленивый, скрывший руку свою в недрах, не сможет принести ее к устам своим», и опять: «праздный сложил руки свои и поедает плоть свою», «ибо всякий пьяница и блудник обнищают и облекутся в разодранное и в рубища – всякий сонливый»; и в другом месте: «если же на стаканы и на чаши вперишь глаза твои, после будешь ходить ниже белильного дерева», ибо праздность воистину есть мать голода» (Постановления Апостольские. Книга 2. Пункт 4). 97 Священномученик Ермоген (около 1530–1612) был патриархом в Смутное время. Он отказался признать русским царем сына польского короля Сигизмунда католика Владислава и благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. За это он был заточен в 1611 году поляками в Чудовом монастыре, где и умер от голода. Канонизирован в 1913 году как священномученик. Память 17 февраля/2 марта и 12/25 мая. Авраамий (Палицын; †1627), архимандрит, келарь Свято-Троицкого монастыря; знаменитый политический деятель, писатель и историк. В 1611–1612 годах вместе с архимандритом того же монастыря Дионисием (Зобниковским) составил окружное послание к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, призывая его на борьбу с поляками. Участник выборного Земского собора 1613 года, избравшего на царство Михаила Федоровича Романова. В 1618 году руководил обороной Свято-Троицкого монастыря от польских войск. Автор повести об осаде Свято-Троицкого монастыря поляками и «Сказания», описывающего историю России в 1584–1618 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Гермоген (Ермоген) (ок. 1530–1612) – священномученик (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), Патриарх Московский и всея Руси. Ему выпало возглавлять Русскую Православную Церковь в годы, известные в истории под названием Смутного времени, когда к власти, свергая друг друга, пробивались то самозванцы и преступники, вроде Лжедимитрия, то временные правители, вроде Бориса Годунова или Василия Шуйского. Иноземное вторжение (польско-литовское и шведское) осложнялось народными бунтами и неурожаями, что вконец разорило экономику страны В 1611 году наступили самые черные, мрачные для России дни: Смоленск был взят поляками, Новгород – лжесоюзниками шведами, в Пскове появился очередной самозванец. Пошел слух, что царем хотят поставить сына Марины Мнишек польской авантюристки. Тогда 80-летний Патриарх, заточенный в тесный погреб Чудова монастыря в Кремле, и охраняемый польскими стражниками, обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом: «Писать в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы писал в полки к боярам и казакам, чтобы крепко стояли за веру и не пускали сына Маринки на престол, – не благословляю! Писать в Вологду к властям и святителю Рязанскому тоже, чтобы в полки писали, и к боярам, чтобы уняли грабеж, блюли братство, клали живот за Дом Пречистой (Домом Пречистой Богородицы называли русские свою Родину), как обещали. Да и во все города пишите, чтобы писали во все города, в полки и боярам, чтобы сына Маринки не пускали на престол. Говорить везде моим именем... А вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить». Письмо это Патриарх послал с двумя верными людьми, которые, рискуя жизнью, тайно посещали его в заточении: это были боярский сын, то есть военный, Роман Пахомов и горожанин из Свияжска Родион Моисеев. Провожая верных посланцев, Патриарх благословил их со словами: «Если вы пострадаете за веру. Бог вас простит и отпустит вам грехи ваши в сей жизни и в будущей» Письмо это благополучно попало в Нижний Новгород и вызвало знаменитое народное движение Косьмы Минина и князя Пожарского, которое спасло Россию. Как только поляки и бояре-изменники узнали о том, что к Москве приближается народное ополчение, они приступили к Патриарху с требованием остановить русское войско. Но Патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники. Будьте прокляты». Патриарха лишили человеческого питания: бросали ему в темницу сноп овса и давали немного воды – умер он от голода. К концу октября 1612 года ополчение освободило Москву. Сразу же после смерти Патриарх Гермоген начал почитаться как московский святой. В 1652 году мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Москва. Кремль. Чудов монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1365. Год утраты:приблизительно 1930 Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, Кремль, Ивановская площадь Координаты: 55.752172, 37.618936 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Е. Чудов, 1 класса, кафедральный, в Москве, в Кремле. Основан в 1365 году святым Алексием, который, по случаю исцеления по его молитвам Тайдулы (см. 12 февраля), в память сего события и устроил, возвратясь в Москву, общежительный монастырь с деревянной церковью, во имя Чуда архангела Михаила, на месте, где находился ханский конюшенный двор и которое подарено было ханом митрополиту Алексию в благодарность за исцеление. В XIV веке монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на место его в 1501 году заложен новый, законченный и освященный в 1504 году. В соборном храме святого Алексия, освященном в 1686 году открыто покоятся в богатой раке его мощи (см. 20 мая); подле нее, в шкафу за стеклом, хранится унизанное жемчугом облачение святого Алексия, в котором обретено нетленное тело его. Здесь же замечательна икона его, писанная на верхней доске его гроба. В Благовещенской церкви монастыря находится чудотворная икона святителя Николая. В монастыре томился в заключении от поляков и 17 февраля 1612 года мученически скончался от голодной смерти патриарх Гермоген. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " Один из самых древних московских монастырей, Чудов, был основан Алексием (Елевферий Фёдорович Бяконт, между 1292-1305 - 1378), митрополитом Московским, в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. Тайдула в ответ подарила Алексию двор ханских наместников, располагавшихся в Московском Кремле. На месте этого двора Алексий и основал монастырь. Начало ему положила каменная церковь во имя Чуда Архистратига Михаила, заложенная в сентябре 1365 года - один из самых ранних каменных храмов в Москве (по другим данным, этот храм был деревянным, а первый каменный храм Чудова монастыря сооружён в 1404 году).

http://sobory.ru/article/?object=21396

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг. Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой. По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12/25 мая и 17 февраля/1 марта. Филарет (Романов Федор Никитич) (1554–1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче – знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне – царе Михаиле Феодоровиче. Иоасаф I – Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен Великия Российския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

На Усть-Вымском лугу, близ городка и соборной церкви, святителя настигла мученическая кончина: он был удушен омофором рукою вогулича, которого взял на воспитание; вероятно, дикарь действовал по наущению своих шаманов, которым дорого было уничтожаемое язычество. Святитель принял мученическую кончину 24 января. Год его смерти точно неизвестен, по всей вероятности, около 1449 года. Погребен преосвященный Герасим в Благовещенском кафедральном соборе в селении Усть-Выми, расположенном к северо-востоку от города Яренска, на реке Вычегде. У мощей святителя Герасима происходили многие чудесные исцеления. В 1607 году, по благословению святителя Ермогена († 1612, память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей: Герасима, Питирима († 19 августа/1 сентября 1455) и Ионы († 6/19 июня 1470). В этом же году святитель Герасим был причислен к лику святых. На этой иконе святители именуются великими чудотворцами. В 1649 году в Вологде в их честь был воздвигнут храм. Литература: Верюжский И. П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавших в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880. – С. 326–332; М., 1992. Попов E., протоиерей. Великопермская епархия. – Пермь, 1879. – С. 10. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 247, 248, прим. 19. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 9. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 121–122. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 729. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 200. Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 105. Русский паломник. – 1908, 7. – С. 111.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Многие еретики после святительского назидания оставили лжеучение и вернулись в лоно Святой Церкви. Так же неутомимо и успешно боролся святитель Иларион с проникновением в Болгарию ереси армян-монофизитов, признававших во Христе только одну природу. Преставился святитель в 1164 году. 21-й день Преподобный Илариои, схимник Печерский Преподобный Илариои, схимник Печерский , строгий аскет, был сподвижником и учеником преподобного Феодосия (tl074; память 3 мая). Подражая своему учителю, преподобный Иларион дни и ночи со слезами молился Богу, соблюдая строгий пост. Современники знали его как книгописателя, который днем и ночью трудился над переписыванием книг в келлии преподобного Феодосия. В это время наставник пел псалмы и прял шерсть. Преподобный Иларион подвизался в XI веке. Преподобный погребен в Дальних пещерах. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. 22-й день Казанская икона Пресвятой Богородицы Казанская икона Пресвятой Богородицы , обретенная 8 июля 1579 года девятилетней девочкой Матроной Онучиной (в иночестве Мавра), вскоре стала всенародной святыней, знамением Небесного покрова Пресвятой Богородицы над Россией. В тяжелый период Смутного времени (1605–1612) Промыслом Божиим возглавлял Русскую Церковь великий исповедник Православия и патриот – священномученик Ермоген, Патриарх Московский всея Руси (память 17 февраля), почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор Службы и «Сказания» о явлении этого святого образа. Польские войска завладели Москвой. Страна бедствовала: захватчики грабили и жгли храмы, села, города, кощунствовали над святынями, издевались над православным народом, глумились над верой. По призыву Святейшего Патриарха Ермогена, непреклонного страдальца за Святую веру и Отечество, русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, возглавляемое пламенным патриотом князем Димитрием Михайловичем Пожарским, был прислан из Казани список с чудотворного образа Богородицы. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Перед штурмом Москвы русские воины наложили на себя трехдневный пост и в покаянии усердно молились пред Казанской иконой, ибо сознавали, что бедствие попущено Промыслом Божиим за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феодосий, архиепископ Астраханский и Терский (Харитонов Федот Харитонович) Родился в первой четверти XVI века в селе Яковлевском близ города Ярославля в семье священника. В возрасте двадцати лет женился и был рукоположен во священника к церкви благоверных князей Бориса и Глеба в городе Ярославле архиепископом Ростовским Никандром († 1566). Через шесть лет овдовел и принял монашество в Толгском монастыре Пресвятой Богородицы. Позднее назначен игуменом этого монастыря, постоянно заботился о благолепии и благоустройстве его. По благословению первого патриарха Московского Иова († 1607; память 19 июня/2 июля, 5/18 апреля) и по воле царя Феодора Иоанновича назначен в город Астрахань игуменом Троицкого монастыря. Ему было дано указание построить в данном монастыре соборную каменную церковь во имя Успения Божией Матери, что он и исполнил. 13 сентября 1602 года церковь была освящена патриархом Иовом. При игумене Феодосии в обители выкопаны пруды, посажено около 160 кедров. В 1602 году игумен Феодосий был хиротонисан патриархом Иовом во епископа Астраханского. В 1605 году возведён в сан архиепископа. Спустя несколько лет после назначения епископа Феодосия в Астрахани происходили большие смятения по поводу признания царём самозванца Лжедмитрия I (в 1605–1606). Епископ Феодосий мужественно, смело обличал самозванца и внушал это народу, за что едва не был убит. Преосвященного заключили под стражу в Троицкий монастырь. После грубых издевательств его отправили в Москву к самозванцу, где святитель в глаза Лжедмитрию заявил, что он не признаёт его царевичем. Однако самозванец не только не убил владыку Феодосия, но не разрешил никому оскорблять его. После этого преосвященный жил у митрополита Казанского Гермогена (впоследствии патриарх; † 1612, память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая, 5/18 октября) и без страха изобличал самозванца. В 1606 году преосвященный Феодосий был послан царём Василием Ивановичем Шуйским и митрополитом Гермогеном в город Углич для перенесения в Москву мощей благоверного царевича Димитрия († 1591; память 15/28 мая, 3/16 июня), за что был вознаграждён царём.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр I (1777-1825 гг.), император с1801 г. Старший сын императора Павла I.//Игумен Иоасаф (Серединский, 1775-после1821 г.). Приходской священник Смоленской епархии; овдовев в1812 г., поступает в Смоленский Троицкий монастырь, где пострижен в монашество; с1813 г. эконом Смоленского архиерейского дома; главный распорядитель по восстановлению разрушенных храмов Смоленска./Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Можайск. Храмы Можайского уезда. Владимир, 2007. С. 283. Александр II (1818-1881 гг.), император с1855 г. Старший сын императора Николая I. Михаил Павлович (1798-1849 гг.), великий князь, брат императора Александра I и Николая I. С1831 г. главный начальник военно-учебных заведений.//На Бородинском поле 2 сентября1839 г. присутствовал Николай I (1796-1855 гг.), император с1825 г., третий сын императора Павла I. Священномученик Ермоген (Гермоген; ок. 1530-1612 гг.), Патриарх Московский и всея Руси. Замучен поляками в Чудовом монастыре в Кремле. Память 17 февраля/2 марта.//По преданию, чудотворный Колочский образ Пресвятой Богородицы, длительное время хранился в Вознесенском храме г. Гагарина (быв. Гжатска), Смоленской области. Перевезен из Колочи, после закрытия обители, жительницей села Матроной Ивановой. В настоящее время место нахождения иконы неизвестно. Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия (10 февраля) построен в1791 г. Был приписан к Богоявленскому (Казанскому) храму. После октябрьского переворота1917 г. Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. В двадцатые годы XX века в храме находилась кафедра епископов Гжатских, викариев Смоленских архиереев.//Успенский Колоцкий женский монастырь. Можайск, 1999. С. 6.//Из дела1801 г. известно, что в Дворцовой церкви Вязьмы, построенной в1655 г. во время пребывания в городе царя Алексея Михайловича, хранился Колочский образ Богородицы. В нем писалось: «В Дворцовой ружной церкви есть жалованный блаженной памяти Государем, Царем Алексеем Михайловичем образ Божией Матери Колочинский, храмовый, вделанный в иконостас по левую сторону царских врат, в серебряном окладе, мерой пол аршина» (не сохранился)./Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. «Свиток». Смоленск, 2013. С. 224.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. При вскрытии через 40 лет раки с мощами преподобного Патриарх лежал как живой, и в 1654 году нетленные его мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12/25 мая и 17 февраля/1 марта. Вот такую личность, такой мощный дух объединил общим замыслом на сцене Михаил Щепенко с образом царя Фёдора Иоанновича (спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» был поставлен в театре в 1997 году и до сих пор считается визитной карточкой). И роль Царя, и роль Патриарха играет сам. Михаил Щепенко    — Как вы считаете, был ли Патриарх Гермоген  духовно связан с царём Фёдором?  — Связан ли с ним Федор? Безусловно. Если бы они даже не встречались, они связаны в самом главном: в духе, в вере, в верности Отечеству. Но – различное время. Фёдор  жил  перед смутой, во времена стабильные, Гермоген – во времена почти полного распада. Им предъявлялись разные требования – но в их основе – одно: крепкое стояние в вере. Они ясно и глубоко осознавали: только на этом камне может стоять Русь. Сумеет ли сегодня русский народ осознать это? – Михаил Григорьевич,  как вам пришла идея писать такую пьесу? Как будет называться спектакль? – Пьеса называется «Печальник земли русской». Возможно, спектакль будет иметь другое название. В январе 2012 года ко мне обратился президент фонда  по постановке памятника Патриарху Гермогену – Ананьина Галина Васильевна с предложением создать спектакль о святителе Гермогене в связи с двумя юбилеями: 400- летием окончания смуты и 100-летием канонизации Патриарха Гермогена. Мы не ставим «датских» спектаклей. Однако здесь – исключение. Тема очень современная. Сегодняшняя смута, сегодняшняя интервенция, сегодняшнее предательство, отказ от Родины, и прежде всего – от веры – вот, что меня волнует и заставляет говорить.  Наша пьеса строится на конфликте двух устремлений – Святого Патриарха Гермогена и царя Василия Шуйского. Несомненно, речь идет о соотнесении двух властей, однако для нас важно другое: каждый из нас должен избрать как идти: путем Гермогена или Василия…

http://pravmir.ru/v-smutnoe-li-vremya-my...

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «...Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»... Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Память его также празднуется 17 февраля.

http://pravicon.com/info-2336

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010