Филарет и прочие московские люди поверили обещаниям и чрез своих послов, во главе которых находился известный приверженец самозванцев Михаил Салтыков, объявили королю (27 января 1610 года), что желают иметь государем в Москве сына его Владислава, но при условии, если ненарушимо будут сохранены их православная вера, права и вольности народные. Король прислал наречённому патриарху Филарету грамоту (в феврале 1610 года), в которой, соглашаясь дать сына своего, королевича Владислава, государем в Москву, удостоверял, что веры греческого закона не нарушит ни в чём. После бегства Лжедмитрия II в Калугу воинский стан в Тушине (5 марта) был зажжён самими поляками и оставлен всеми, а Филарет, которого поляки взяли было в плен и повели с собою «с великою крепостию», на пути был освобождён русскими ратниками и прибыл в Москву. Когда по низвержении Василия Ивановича Шуйского (17 июля 1610 года) в Москве начали рассуждать, кого избрать в государи, польский гетман Станислав Жолкевский, стоявший с войском в Можайске, настоятельно требовал, чтобы Москва признала своим царём Владислава, и прислал (31 июля) договор, заключённый Сигизмундом с Михаилом Салтыковым и другими русскими послами, приходившими под Смоленск из Тушина. Первый боярин князь Фёдор Иванович Мстиславский и другие бояре, представлявшие в это время правительство, действительно согласились избрать Владислава и объявили о том всенародно. Патриарх Гермоген († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая, 5/18 октября) сильно противился, настаивая, чтобы избран был православный царь из русских, и указывал двух кандидатов – князя Василия Голицына и четырнадцатилетнего Михаила Фёдоровича Романова, сына митрополита Филарета. Сам митрополит Филарет выезжал на Лобное место и говорил народу: «Не прельщайтесь, мне самому подлинно известно королевское злое умышление над Московским государством, хочет он им с сыном завладеть и нашу истинную христианскую веру разорить, а свою латинскую утвердить». Но командующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский дал присягу за отсутствовавшего 15-летнего Владислава. Бояре заключили договор с гетманом Жолкевским, приняв за основание те условия, которые поставлены были самим королём под Смоленском с Салтыковым и его товарищами. В сентябре правительство впустило в Москву польские войска. В сентябре 1610 года митрополит Филарет возглавил «великое посольство» под осаждённый Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора. В ходе переговоров митрополит Филарет отказался санкционировать условия договора, в результате чего в апреле 1611 года он был арестован и отправлен в Польшу. С октября 1610 года вся реальная власть сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона и группы «тушинских» изменников, перешедших ещё в феврале на службу к королю Сигизмунду III.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

32 В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя — Тормосовы и Дюденевы (Деденевы). 33 Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341). 34 Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327—1353), сын Ивана Калиты. 35 См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92—94). 36 Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность. 37 Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта). 38 Антиминс — льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. 39 Семен Иванович Гордый княжил в 1340—1353 гг. 40 Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 2 6). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор — приходской храм. 41 В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.) 42 Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец. 43 Позднее установилась практика давать монашеское имя, начинавшееся с той же буквы, что и мирское. 44 Бог повелел Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12:1). 45 Слово «лавра» здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкий монастырь был назван лаврой лишь в 1744 г. 46 Аркуда — новогреческое вместо славянского эвфемистического образования «медведь». 47 «Лестница (лествица) райская, возводящая к небесам» — аскетико-дидактический трактат прп. Иоанна Синайского († между 650 и 680).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Святые иноки Троице-Сергиевой обители: святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.) ( † 23 марта 1481 г.); преподобный Мартиниан Белозерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.) ( † 12 января 1483 г.); святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.) ( † 16 марта 1516 г.); преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.) ( † 24 августа 1556 г.); святитель Иоасаф, митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.) ( † 27 июля 1556 г.); преподобный Максим Грек ( † 1556; память 21 января/3 февраля); священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.) ( † 5 июля 1610 г.; память 12/25 января); преподобный Иринарх пономарь ( † 1621; память 28 ноября/11 декабря, 12/25 января); преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.) ( † 12 мая 1633 г.); преподобный Дорофей книгохранитель ( † 1622; память 5/18 июня); святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 гг.) ( † 10 декабря 1754 г.; прославление 4 сентября 1911 г.); святитель Иннокентий, митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой лавры с 1868 по 1879 гг.) ( † 31 марта 1879 г.; прославление 23 сентября 1977 г.). Сисой, схимник Печерский, преподобный Преподобный Сисой подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. Он проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведше всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. В общей службе святым отцам, почивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти…» Память преподобного Святая Церковь отмечает 6/19 июля и 28 августа/10 сентября вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В тот же вечер на молитвенном правиле архимандрит удостоился нового видения преподобного Сергия, ободрявшего сидельцев, а на утро несколько иноков и мирян увидели Радонежского чудотворца перед утреней, ходившего по обители и созывавшего братию в церковь. В самой же церкви видели святителя Серапиона, молившегося перед образом Божией Матери. Преподобный Сергий не только ободрял запертых в монастыре людей, но и обличал ратников за трусость и малодушие. Некий «муж святолепный», в котором воины узнали Радонежского игумена, шел к надвратной церкви и говорил им: «Что вы трепещете? Если и никто из вас не останется в живых, Господь не предаст святого места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятыя Троицы. Скажите в обители, что нечисто живущие в святом месте сем погибнут». 12 января 1610 года Сапега и Лисовский, наконец, вынуждены были отступить от стен Троицкого монастыря. За время шестнадцатимесячной осады от рук врага, холода и болезней, по свидетельству летописца тех событий Авраамия Палицына, погибло более двух тысяч защитников, триста монахов, множество детей, женщин и стариков. Спустя шесть лет возмездие настигло одного из организаторов осады. В день церковной памяти преподобного Сергия неожиданно и без видимой причины скончался Александр Лисовский: «И как будет от Стародуба двадцать восемь верст и Лисовскому учинилась смерть вскоре, спал с коня, и издох при них сентября в 25 день на Чудотворцеву Сергиеву память…» В память о погибших во время осады в 1653 году в Кокуевской слободе была построена деревянная церковь Воскресения Словущего. На этом месте во время осады был лес, куда сидельцы совершали тайные вылазки за дровами. Здесь случались схватки с захватчиками за бесценное топливо. Наряду со скудной пищей и цингой, холод стал лютым врагом запертых в монастыре, которые так описывали бедствие: «В осаде нам теснота и нужда великая: по дрова не выпустят, от келий кровли, задние сени и чуланы уже пошли на дрова, теперь жжем житницы». Сохранившаяся каменная Воскресенская церковь была построена на месте деревянной в 1820 году. Память о погибших при осаде Лавры хранится на приходе и сегодня. 25 января в Воскресенской церкви был отслужен благодарственный молебен, посвященный событиям 410-летней давности. Уже в наше время в церкви появились новые традиции и чтимые иконы. Во дворе церкви была построена часовня-памятник погибшим воинам в современных локальных конфликтах. По пятницам в Воскресенской церкви служат молебны у почитаемого на приходе списка иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и у образа святителя Спиридона Тримифунтского. В храме возле иконы святого есть сапожок, в который богомольцы кладут записки со своими просьбами. Каждую неделю священнослужители вынимают эти записки и за молебном просят помощи у святителя Спиридона.

http://sobory.ru/article/?object=00094

Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Подготовка текста Е. И. Ванеевой, перевод и комментарии Г. М. Прохорова «Сказание» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря польско-литовско-казачьими войсками в 1608–1610 гг. – одно из самых ярких документально-исторических произведений русской литературы начала XVII в. Написано оно на основании личных наблюдений автора и собранных им чужих записок, свидетельств и воспоминаний. Завершено в 1620 г. Собственно, «Сказание», которое здесь печатается, составляет 7–52 главы большого произведения – «История в память предидущим родом...», охватывающего период от смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия с Польшей (1584–1618 гг.) и состоящего из 77 глав. Право на отдельную публикацию «Сказания» дает то, что оно представляет собой как бы самостоятельное сочинение, со своим вступлением и заключением, со своим завершенным сюжетом – историей героической обороны Троице-Сергиева монастыря от осаждавших его в течение года и трех с половиной месяцев, с 23 сентября 1608 года до 12 января 1610 года, войск польско-литовских интервентов, казаков и русских изменников. В первых шести главах «Истории» речь идет о причинах Смуты в России и о событиях от смерти Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского; в последних двадцати пяти – о случившемся следом за снятием осады: о низведении с царства Василия Шуйского, о разорении поляками Москвы и освобождении ее и о возведении храма во имя Сергия Радонежского в деревне Деулине, где было заключено перемирие. Полностью «Историю в память предидущим родом...» см. в кн.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. «Сказание» Авраамия Палицына пользовалось большой популярностью у читателей XVII–XVIII вв. и сохранилось в значительном числе списков. Текст «Сказания» публикуется по списку 40-х гг. XVII в. – БАН, Архангельское собр., 413. Исправления (обозначенные курсивом) вносятся по списку РГБ, собр. Румянцева, 299 20-х гг. XVII века, положенному в основу издания О. А. Державиной и Е. В. Колосовой (М.; Л., 1955).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь сдерживал натиск врага. Обороной монастыря руководили воеводы Григорий Долгоруков и Алексей Голохвастов. Неоднократные попытки взять монастырь штурмом осенью 1608 и в мае – июле 1609 с помощью подкопов ни к чему не привели. 19 октября 1609 года и 4 января 1610 обороняющиеся получали подкрепление от отрядов воевод Жеребцова и Григория Валуева. 12 января 1610 года польско-литовские отряды были разбиты войском воеводы Ивана Куракина. В 1610 году закончилась шестнадцатимесячная осада Троице-Сергиевой Лавры польскими войсками. Монастырская крепость выстояла. Известно, что защитникам Лавры давались особые духовные знамения, которые впоследствии были собраны и записаны. Так, в самом начале осады, в ночь на память преподобного Сергия, инок Пимен, диаконы Иосиф и Серапион, а также народ увидели в небе огненный столп, который спустился на Троицкий собор. Это стало свидетельством Божьего покровительства осажденным (при осаде Константинополя в 1453-м году огненный столп, напротив, ушел от города к небу, и город был взят врагом). Описание На представленном полотне художник изображает один из самых горьких периодов в истории нашей Родины: штурм монастыря, который мужественно держал осаду под натиском неприятеля. На переднем плане с глубоким психологизмом показаны встревоженные, страдающие, испуганные, но в тоже время несломленные духом защитники, готовые принять смерть от рук неприятеля, защищая стойко Православную веру.

http://azbyka.ru/art/osada-troicze-cergi...

Преподобный Феодор Ростовский, †22 октября 1409. Преподобный Павел Ростовский, †после 1409, память 22 октября Преподобный Ферапонт Можайский, Белоезерский, †27 мая 1426, обретение мощей 27 декабря 1514. Преподобный Кирилл Белоезерский, †9 июня 1427. Святые иноки Троице-Сергиевой обители Святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.), †23 марта 1481. Преподобный Мартиниан Белоезерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.), †12 января 1483. Святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.), †16 марта 1516. Преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.), †24 августа 1556. Святитель Иоасаф, Митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.), †27 июля 1556. Преподобный Максим Грек , †1556, память 21 января. Священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.), †5 июля 1610, память 12 января. Преподобный Иринарх пономарь, †1621, память 28 ноября, 12 января. Преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.), †12 мая 1633. Преподобный Дорофей книгохранитель, †1622, память 5 июня. Святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой Лавры с 1745 по 1748 гг.), †10 декабря 1754, прославление 4 сентября 1911. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой Лавры с 1868 по 1879 гг.), †31 марта 1879; прославление 23 сентября 1977. Святые последующих поколений, которые продолжали иноческое делание по заветам Игумена земли Русской, образовали Белозерскую, Ферапонтовскую, Соловецкую, Комельскую, Обнорскую, Московскую, Боровскую, Волоколамскую, Нижегородскую, Прилуцкую и Ростовскую ветви генеалогического древа Радонежских святых. Приведенный перечень имен не исчерпывает всех подвижников, связанных с духовной школой Преподобного Сергия Радонежского. Собирание сведений о них должно продолжить благословенное начинание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

125 Прот. Иоанн приводит имена современников свт. Ермогена, твердо стоявших за веру, царя и Отечество. Священномученик Феоктист – архиепископ Тверской и Кашинский. Рукоположен в январе 1603 г.; пленен поляками в 1608 г. Убит ими в 1609 г. Память 29 апреля. Священномученик Галактион – архиепископ Суздальский и Кашинский. Рукоположен в 1593 г. из архимандритов Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1609 г. лишен кафедры. В том же году умер. Погребен в Суздальском соборе. Герасим – архиепископ Суздальский и Кашинский. Рукоположен в 1612 г. Умер не ранее 1615 г. Сергий – архиепископ Смоленский и Брянский (1608–1611). При захвате Смоленска поляками взят в плен. Упоминается еще в 1623 г. Иосиф – епископ Коломенский и Каширский. Рукоположен в 1586 г. Умер 27 января 1615 г. Погребен в Коломенском соборе. Филарет (Романов) – митрополит Ростовский и Ярославский. Рукоположен в мае 1606 г.; взят поляками в плен 17 августа 1610 г., где находился до 1619 г. С 22 июня 1619 г. – патриарх Московский и всея Руси. Иоиль – архимандрит Печерского Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом (1607–1610). Преосвященный Матфей – 2 июля назначен игуменом Кирилло-Белозерского Успенского монастыря. 7 февраля 1615 г. рукоположен в епископа и поставлен митрополитом Казанским. Преподобный Дионисий Радонежский. В миру – Давид Феодорович Зобниновский. Родился ок. 1570 г. в г. Ржеве. Принял монашество в Старицком Богородском монастыре. Около 1605 г. возведен в сан архимандрита. С 1610 г. – архимандрит Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Автор патриотических посланий, в которых убеждал всех «постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Умело и самоотверженно руководил обителью во время 18-месячной осады ее поляками. После изгнания поляков царь поручил архимандриту Дионисию вместе со старцем Арсением и священником Иоанном исправить напечатанный в 1602 г. типографщиком Андроником Невежею Требник. Правщики сличали до двадцати различных старых Требников. В результате работы они исключили из молитвы Великого освящения воды в день Богоявления прибавление в Требнике 1602 года слова «и огнем», добавленные типографщиком и не встречавшиеся в более древних Требниках. За это преподобный Дионисий и его помощники незаслуженно подверглись обвинению в ереси. На преподобного Дионисия была возложена епитимья. Он был запрещен в священнослужении и заключен в Новоспасском монастыре. Ежедневно он должен был класть тысячу поклонов. Смиренный Дионисий добавил от себя еще тысячу. Иногда его привозили на патриарший двор. Он клал поклоны перед толпами народа. Некоторые ругались над мнимым еретиком. Избранный в 1619 г. Собором патриарх Филарет оправдал преподобного Дионисия и помощников его. Скончался он мирно 10 мая 1633 г., приняв перед кончиной схиму. Отпевал преподобного патриарх Филарет (Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 116). Память святого празднуется 12 мая (по ст. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Святитель Ефрем был четвертым Патриархом Сербской Церкви (память 15 июня). В Соборе святых отцов Хилендарского монастыря прославляются также святитель Киприан, Митрополит Киевский. Родом серб, он подвизался в монашеском делании на Святой Горе. За благочестивую жизнь и глубокую образованность Константинопольский Патриарх Филофей (1354–1355; 1362–1376) в 1375 году посвятил святого Киприана в митрополита Киева и Литвы с тем, чтобы он стал Митрополитом всея Руси после кончины Митрополита Московского Алексия (†1378; память 12 февраля). Управляя Русской Церковью в сложное историческое время, святитель Киприан сумел сохранить единство Киевской и Московской митрополий. Святитель Киприан скончался в 1406 году (память 16 сентября). Святитель Василий Острожский родился 28 декабря 1610 года в Поповой волости в Герцеговине. По благословению Сербского Патриарха Паисия I (1614–1647) святой Василий удалился на Афон, где, посетив многие скиты и монастыри, поселился в Хилендарской обители. Там он подвизался в монашеском делании до 1638 года, когда был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Требинским. После 1659 года ему было поручено также управление Милешевской епархией. Святитель еще при жизни был удостоен даров прозорливости и исцеления недугов. Он мирно скончался в 1671 году в своей келлии в Острожском монастыре. От его гробницы совершались многие чудеса (память 29 апреля). Кроме святителей, в Собор святых отцов Хилендарского монастыря входят также преподобные, исповедники и мученики. Преподобный Нектарий родился в XV веке в Битолии в благочестивой христианской семье. Во святом Крещении он был назван Николаем. Святой Николай удалился на Афон и там принял монашеский постриг с именем Нектарий. 5 декабря 1500 года он мирно скончался (память 5 декабря). Через 4 года ученики обрели его тело нетленным и благоуханным. Святые мощи были поставлены в ковчеге в келейном храме. Святой Дамаскин Габровский родился в XVIII веке в селении Габрово Тырновской епархии в Болгарии. Монашеский постриг он принял в Хилендарском монастыре. За добродетельную жизнь святой Дамаскин был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. В 1771 году он отправился по делам монастыря в Болгарию, где принял мученическую кончину от турок (память 16 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8 (...в Вятскую епархию... новоназначенный туда преосвященный Никон (Софийский). – 10.12.1901 г. епископ Нарвский, викарий С.-Петербургской епархии Никон (Софийский Николай Андреевич, 1861–1908) был назначен епископомВятским и Слободским. В дальнейшем, с 09.06.1906 г., архиепископКарталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Подробнее о нем см.: Дневник.Т. 1. С. 551–552.) 9 (...Никон, которого... чуть не зарубил топором воспитанник семинарии. – 09.05.1895 г. на архимандрита Никона (Софийского), ректора Владимирской Духовной семинарии (ДС), совершил покушение семинарист Виссарион Селин; подробнее см.: Дневник. Т. 1. С. 517, 551–552.) 10 (...ввиду событий в нашей Академии... – О событиях в МДА осенью и зимой 1901 г. см.: Там же. С. 383–385. В журналах заседаний Совета МДА за 1901 г. информация о тревожных событиях отсутствует.) 11 (13-е января... крестный ход по стенам вокруг Лавры в память избавленияее от осады поляков. – 12 января (ст. ст.), в день воспоминания об избавлении Лавры в 1610 г. от 16-месячной осады 30-тысячным отрядом польско-литовских интервентов и в некоторые другие праздничные дни совершается крестный ход по стене Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1902 г. крестныйход был перенесен на воскресный день – 13 января.) 12 (Матушка Евгения– Евгения (Виноградова Екатерина Алексеевна,1837–?) – игуменья Вознесенского первоклассного девичьего монастыря в Москве. Родилась в семье диакона. Обучалась Закону Божию, первоначальным правилам грамматики и арифметики в Борисо-Глебском Аносине монастыре Звенигородского уезда Московской губернии. С 1854 г. послушница в Борисо-Глебском Аносине монастыре. В 1859 г. пострижена в рясофор и зачислена в число сестер. 27.01.1872 г. пострижена в монашество, назначена казначей Борисо-Глебского Аносина монастыря. 27.05.1875 г. переведена в Страстной монастырь в Москве. В 1878–1883 гг. главная распорядительница Приюта славянок при Страстном монастыре, преподавала Закон Божий. В 1883–1886 гг. распорядительница хора клиросных сестер, исполняла разные поручения по делам Страстного монастыря. С 17.06.1886 г. настоятельница Фроло-Лаврской общины в Подольском уезде Московской губернии. 28.06.1887 г. возведена в сан игуменьи митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) при преобразовании общины в Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. С 26.04.1893 г. настоятельница Вознесенского монастыря г. Москвы. Подробнее о ней: РГАДА. Ф. 1185. Оп. 1. Ед. хр. 162. Л. 16–17. Подлинник. Рукопись. Послужной список игуменьи Евгении (Виноградовой).)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010