746 ...далъ ему рати седмь городовъ. – По свидетельству разрядных книг, князю были даны более десятка городов. 748 ...за Костромою, не доходя Нижнево... – Театр военных действий после восшествия на престол Михаила Федоровича Романова еще долго был чрезвычайно широк. Успешные действия против отдельных отрядов не изменяли общего неблагополучного фона: мелкие военные группы наносили вреда не меньше, чем крупные. 749 ...и тамо ихъ переималъ и приведе ко государю. – Главари военных шаек, как правило, предавались казни в Москве. 751 ...из Суждаля пан Лисовской. – Александр Йозеф Лисовский (1575–1616), из средне-поместной шляхты, владения которого были в Литве, прибыл на Русь во главе двухтысячного конного отряда поляков. Был прислан Сигизмундом III на помощь Лжедимитрию. Разбил войска И. Куракина, с 1608 г. – на стороне Тушинского вора. Под его началом было более 700 поляков, 2000 казаков и около 1000 русских сторонников Лжедимитрия II. Вместе с Сапегой осаждал Троице-Сергиев монастырь, воевал под Орлом, Рязанью, Зарайском. До весны 1610 г. находился в лагере Curuзмyh-дaIII. С августа 1611г. прошел военным рейдом по землям Ярославля, Вологды, Солигалича. С 1614 г. – королевский полковник. Через Перемышль, Ржев, Углич, Муром в начале 1616 г. вернулся в Литву, где в апреле и умер. В некоторых русских литературных памятниках сообщается о гибели Лисовского. Источником этих ошибочных сведений стала царская грамота в Троице-Сергиев монастырь, в которой сообщалось о смерти «злого врага» России. 752 сынъ боярской Симеонъ Романовъ... – Вероятно, автору хотелось подчеркнуть близость упомянутого лица к царствующей боярской фамилии. 753 ...призва насъ, учениковъ своихъ, и рече намъ... – Предчувствие смерти – еще один дар, которым наделены святые. 755 ...великомученицы Екатерины... – Великомученица Екатерина – первая монахиня («невеста Христова»), покровительница всех монашествующих. 756 ...на память святыхмученикъ Ермила и Стратонника. – День памяти мучеников Ер-мила и Стратоника – 13 января. Дьякон Ермил и тюремный страж Стратоник погибли в Сингидоне (нынешний Белград) при царе Ликинии около 315 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад на Пленарном заседании Межрегионального научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России» В 1620 г. бывший келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будучи на Соловках, закончил свой большой литературный труд — «Историю в память предыдущим родом» . Труд был посвящен событиям 1584-1618 гг., пережитым русским обществом в период от времени восшествия на царский престол Феодора Иоанновича до заключения русско-польского мира в селе Деулино недалеко от Троицкой обители. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков (226) и нескольких вариантах. Значительное место в нем, а именно главы 7-57 , занимает повествование об осаде Троице-Сергиева монастыря объединенной армией Лжедимитрия II, или Тушинского вора, продолжавшейся 16 месяцев, с 23 сентября по ст. ст. 1608 г. до 22 января 1610 г., — « Сказание, что содеяшеся в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чюдотворцев Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от польских и литовских людей и русских изменников, того же келаря инока Авраамия Палицына » . Уместно сразу оговориться: вопреки сложившейся трактовке означенное произведение вернее считать повествованием не об осаде, а именно об обороне монастыря сравнительно небольшим числом защитников (стрельцов, монахов, крестьян) от атак многотысячного войска во главе с польским гетманом Яном Сапегой. Действительно, опираясь на письменные и устные свидетельства, а также отчасти на собственные впечатления, Авраамий Палицын сообщает о разных эпизодах борьбы за монастырь. Но свои рассказы он объединяет в целое не на основе единства сюжета и действующих персонажей, а на основе единства темы и идейной задачи «известити» о заступничестве за обитель Пресвятой Богородицы, согласно обещанию, некогда данному Ею святому Сергию Радонежскому, а также о помощи Божией, ниспосылаемой монастырю во множестве чудотворений как по молитвам преподобных Сергия и Никона, так и через них лично.

http://pravoslavie.ru/70807.html

Успенский Чистопольский монастырь. Эта обитель находится в самом городе Чистополе, в 3 верстах от пароходной пристани того же названия на реке Каме. Обитель возникла в 1864 году в виде общины, а в монастырь обращена в 1878 году. В ней два храма: каменный, в честь Успения Божией Матери, и домовая деревянная церковь в больничном корпусе, во имя прп. Сергия Радонежского. Кром престольных праздников, в монастыре совершаются торжественные празднества 21 января в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и 5 февраля в честь образа Богоматери «Взыскание Погибших». При монастыре существует с 1895 года церковноприходская школа для девочек. Для монашествующих есть богадельня и больница. Калужская губерния Обителей мужских 11, женских 8. Мужские обители Боровский Пафнутиев монастырь в Боровском уезде. Монастырь этот находится на левом берегу реки Протквы, в 3 верстах от г. Боровска. Обитель названа так по имени ее строителя – Св. Пафнутия Боровского. Основание монастыря совершилось в XV столетии. С малых лет Св. Пафнутий подвизался в иноческой жизни. Сначала преподобный был настоятелем Зачатиевской обители в Серпухове. Удалившись оттуда, он пришел на берег Протквы и тут устроил обитель. Преподобный воздвиг здесь сначала деревянную, a затем каменную церковь в честь Рождества Богородицы. Боровская обитель в 1610 году опустошена была полчищами самозванца Тушинского, а в 1812 году – сожжена французами. В Боровской обители шесть каменных храмов: упомянутый соборный, в честь Рождества Богоматери, во имя вмчц. Ирины, в честь Рождества Христова, во имя Св. пророка Илии, во имя Св. Митрофана, патриарха Цареградского, и во имя Всех Святых. В соборной монастырской церкви почивают под спудом мощи преподобного основателя обители Св. Пафнутия. Ежегодно в Пафнутиевой обители совершаются крестные ходы: 1 мая – в память кончины преподобного, в 9-ю пятницу по Пасхе, 6 августа, 8 сентября и малые крестные ходы: 2 февраля, в день Благовещения, в неделю Ваий, во 2-й день Пасхи и в среду и пятницу Светлой седмицы. Управляет обителью архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

«... Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье» - здесь разумеется Борисоглебский монастырь Ярославской епархии, Ростовского уезда, находящийся на реке Устье в 18 верстах от Ростова по дороге в г. Углич.  Село Кондаково находится теперь в Угличском уезде, на реке Уст Борисоглебского монастыря, в 43 верстах от Углича и стольких же от Ростова.  Калязинский монастырь отстоит от Кондакова верст на сорок. Память Макария Калязинского празднуется 17 марта и 26 мая.  В настоящее время монастыря уже давно нет, а существует на его месте приходская церковь св. Лазаря.  Разумеется здесь царь Василий Иоаннович Шуйский, царствовавший с 1606 г. по 1610 г.  Село Давыдове находится в 20 верстах от Борисоглебского монастыря по дороге к Угличу.  Село Вощадиниково в 10 верстах от Борисоглебского монастыря, вправо от Угличской дороги.  Кирилл IV упоминается, как митрополит ростовский, при кончине, царя Бориса Годунова; был лишен кафедры Лжедимитрием; когда приемник его Филарет впоследствии патриарх изведен был в плене ростовцы вновь призвали Кирилла, который и святительствовал до своей кончины в 1616 году.  Большая часть железных цепей и других тяжестей, которые носил на себе подвижник Иринарх, и до сего времени хранятся в Борисоглебском монастыре – отчасти в церковном пределе, где находится рака преподобного, отчасти в особой деревянной постройке на месте прежней кельи преподобного. Подробное описание и изображение сих предметов можно видеть в упомянутом выше издании преосвящ. Амфилохия. В 1878 г. по благословению Ярославского и Ростовского преосвященного архиепископа Нила часть вериг и других предметов из «трудов» Иринарха перенесена была в церковь родного села Иринарха Кондакова по просьбе сельчан. См. о сем в упомянутой выше книжке Н. Н. Корсунского. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Екатерина 29 июля 2021, 18:20 Небольшая неточность. Преподобный Иринарх родился в селе Кондакове, но не в Ростовской области. Ростов Великий может быть ИНГА 25 января 2021, 19:21 ПРЕКРАСНАЯ СТАТЬЯ

http://pravoslavie.ru/118853.html

Ско­пи­на-Шуйского, который разбил противника под Калязином, где были отряды и из-под Троицкого монастыря, к нему из монастыря обратились с просьбой об оказании помощи воинской силой. Воевода направил в обитель 600 воинов и вспомогательный отряд численностью в триста человек, которых кормили в монастыре, но при этом возникли трудности с пропитанием простых людей, пребывавших в обители. “Архимарит же Иасаф, яко же исперва начат, тако же и до сего времени печашеся о бедных и нищих, и бе око слепым, и нога хромым. Аще и не своима рукама и ногама, но всех всячески упокоевая и без слез не могий взирати на плачющая и скорби с воздыхающими, и всяк просяй что и тщима не отхождаше от него” 59 . Некоторые роптали на архимандрита Иоасафа, видя его попечение о страждущих. «Боголюбивая же душа прощениа просяще от всех и тихими словесы наказуя о всем благодарити Господа. И рек: “Лучши нам умрети, неже престати сирот миловати; и не оставит нас великий Сергий гладом истаяти” Убо сей Иасаф прост сый, ни пророк ни знаменоносец, но уповав верою и не посрамився, яко вдова она, питавшия Фезвитянина» 60 . Старец Авраамий Палицын пишет, что Господь не посрамил веру настоятеля Троицкой обители, явив милость в пропитании всех небольшим запасом продовольствия. Двенадцатого января 1610 года, на память мученицы Татьяны, Я. Сапега и А. Лисовский со своими отрядами, “никим же гоними, но десницею Божиею”, сняли осаду, длившуюся шестнадцать месяцев 61 . Поэтому в последующее время в день памяти мученицы Татьяны совершались торжественная Литургия и затем “крестный ход по стенам Лавры” 62 . После снятия осады в монастырь пришёл дворянин М. Языков и “поведа архимариту и келарю” о некоторых необычных обстоятельствах, происходивших с осаждающими 63 . В феврале Троицкая обитель встречала шедшего к Москве с войском воеводу В. Скопина-Шуйского. Борис Годунов, Лжедмитрий и Василий Шуйский в общей сложности взяли из Троицкой казны 65655 рублей 64 . Но после снятия осады В. Шуйский направил дьяка С. Самсонова для изъятия в обители материальных средств в пользу государства.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

Управляющий делами Московской Патриархии ознакомился с ходом реставрации Рождество-Богородичного монастыря на острове Коневец 13 августа 2018 г. 11:36 11 августа 2018 года управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  посетил Рождество-Богородичный монастырь на Коневце. В сопровождении епископа Выборгского и Приозерского Игнатия и наместника Коневской обители архимандрита Алексия (Арвы) владыка ознакомился с ходом реставрации, осуществляемой на острове с 2016 года. Помолившись в главном храме обители, архиерей пожелал наместнику и братии скорого завершения восстановительных работ: «Отрадно, что за короткий срок проделана огромная работа по воссозданию облика монастыря, его храмов, строений — всего, что было разрушено и осквернено в прошлые времена. Я был здесь три года назад и сейчас не узнаю обитель. Будем молиться, чтобы Господь помог тем, кто взял на себя непростой труд восстановления этого замечательного оазиса на Ладожском озере, как можно скорее завершить начатое благое дело». Архипастыри осмотрели воссозданную Никольскую часовню во Владычной бухте и реставрируемые объекты монастырского комплекса, которые готовятся к сдаче: Белую гостиницу и частично благоустроенную территорию монастырского каре. Владыка Варсонофий также уделил внимание воссозданным фрескам верхнего храма Рождество-Богородичного собора. На память о посещении монастыря глава  Санкт-Петербургской митрополии  подарил обители Страстное Евангелие в кожаном переплете. Владыка Варсонофий посещал островную обитель в 2016 году, в дни празднования 25-летия возрождения на Коневце монашеской жизни. Тогда он возглавил богослужения в обители, а также посадил памятный дуб на аллее, ведущей от монастырских ворот к Никольской часовне. В 2018 году отмечается 625-летие основания Коневского монастыря. Священноархимандрит обители епископ Игнатий открыл торжества 25 июня 2018 года. События юбилейного года продолжились 23 июля, в день памяти Коневской иконы Божией Матери. В течение 2018 и 2019 годов юбилею будут посвящены конференции и форумы, состоятся масштабные торжества в дни престольных праздников. Рождество-Богородичная обитель была основана на острове в западной части Ладожского озера преподобным Арсением Коневским в 1393 году. После разорения в 1610 году и до окончания Северной войны остров на протяжении столетия находился под шведским владычеством, монастырский собор был практически разрушен, но в том же XVII веке его возродили из руин. С 1918 года остров входил в состав Финляндии. В 30-х годах ХХ века здесь размещались части финской армии, Коневец был укреплен артиллерией. В ходе Второй мировой войны в августе 1944 года остров отошел к Советскому Союзу. В 1991 году монастырь был передан Церкви. После образования Выборгской епархии в 2013 году находится в ее управлении. По материалам сайтов  Санкт-Петербургской митрополии  и  Выборгской епархии Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5250254.ht...

Обретены нетленными и издающими велие благоухание История церковного почитания преподобного Ефрема Новоторжского еще ожидает своего прояснения. Однако уже сейчас совершенно очевидно, что в Торжке он почитался как святой чудотворец еще до обретения мощей и официальной канонизации. Об этом свидетельствует духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 года, в которой он завещает своим душеприказчикам дать «дервня Гумнищо в Торжок, в монастырь святым чюдотворцом Борису и Глебу и святому чюдотворцу Ефрему». Устоявшееся мнение, что церковное прославление Ефрема Новоторжского состоялось при митрополите Московском и всея Руси Дионисии в 1584-1587 годах, тоже вряд ли соответствует действительности. Оно появилось вследствие неправильной интерпретации известным историком В.О. Ключевским путаных сведений Жития XVII века. До него ни один исследователь не связывал канонизацию Ефрема, составление ему службы и написание Жития с деятельностью митрополита Дионисия. Более того, в работе иеромонаха Борисоглебского монастыря Илиодора, которая была издана в 1861 году и осталась неизвестной В.О. Ключевскому, дата и обстоятельства церковного прославления Ефрема Новоторжского указаны предельно ясно: «В 1572 году в царствование благочестивейшего государя царя и великого князя Иоанна IV Васильевича Грозного, при Московском митрополите Корнилии IV, при настоятельстве в сем монастыре архимандрита Мисаила, новгородским архиепископом Леонидом открыты были мощи преподобного Ефрема и обретены совершенно нетленными и издающими велие благоухание. На торжественном и всенародном освидетельствовании нетления их и по признании их святыми установлено было праздновать память преподобного Ефрема 28 генваря, а открытие святых мощей 11 июня». Таким образом, общецерковное прославление новоторжского святого состоялось во время обретения его мощей 11 июня 1572 года. Документы первой половины XVII века свидетельствуют, что в это время почитание преподобного Ефрема Новоторжского уже было всероссийским. Канон в день его памяти 28 января был помещен в богослужебном Уставе («Око церковное»), изданном при Патриархе Гермогене в 1610 году. В 1621 году Патриархом Филаретом (Романовым) было установлено празднование памяти Ефрема Новоторжского в московском Успенском соборе — главном храме страны. Он включал поминовение новоторжского подвижника в свое келейное правило.

http://patriarchia.ru/db/text/5939499.ht...

членов боярского правительства склонить Гермогена к принятию присяги Сигизмунду, патриарх перешел к открытым действиям против оккупантов и всенародно выступил в Успенском кремлевском соборе с призывом «королю креста не целовать». С этого времени с Гермогеном устанавливают связь патриоты из поднимавшихся на освободительную борьбу городов (Рязани, Нижнего Новгорода, Владимира) – П. П. Ляпунов, нижегородцы Роман Пахомов и Родион Моисеев. В конце декабря 1610 г. (как свидетельствует А. Гонсевский) появляются первые грамоты-воззвания от имени Гермогена. С 16 января 1611г. боярское правительство, стремясь к изоляции патриарха, устанавливает на его дворе стражу, лишает его дьяков и возможности писать, а впоследствии – и патриаршего сана. Умер Гермоген в заточении, по-видимому голодной смертью. 164 И вложи имъ Богъ благий совтъ в сердца, еже взяти мощи... царевича князя Димитрия... и принести в царъствующий градъ Москву... – Составитель Милютинской редакции здесь ошибается (С. Ф. Платонов): инициатива перенесения мощей царевича Димитрия принадлежала Василию Шуйскому, Гермоген же не был участником этих событий, так как к тому времени еще не был поставлен в патриархи, а находился в Казани, куда был сослан осенью 1605 г. Лжедмитрием за требование перекрестить Марину Мнишек из римско-католической веры в православную. 165 ...на обличение тхъ многих лжехристовъ. – Т. е. «лжецарей», так как χριστς (греч.) означает «помазанник», т. е. «помазанный на царство», царь. 166 ...преосвященный Филаретъ, митрополитъ Ростовский и Ярославский... – Федор Никитич Романов, отец царя Михаила Романова, с 1619 г. – патриарх Всероссийский. 167 ...иже послди... патриархъ быстъ во всей Росии... – Филарет был хиротонисан в патриархи 24 июня 1619 г. 168 ...и с ним боляре... и многъ чинъ освященный. – Вместе с Филаретом в Углич были посланы митрополит Астраханский Феодосий и бояре князья Воротынский, Шереметев, Андрей и Григорий Нагие. 170 ...в нейже убиенъ и положен быстъ. – По указанию Следственной комиссии Димитрий был похоронен в той одежде, в которой погиб: в рубахе с пояском, нижней белой рубашке и красных башмачках. 172 Ипаки повел царъ празднъство свтло сотворити... – После канонизации Димитрия Угличского было установлено 3 празднования в его память – в дни его рождения (19 октября), смерти (15 мая) и перенесения мощей (3 июня). 175 ...а предле у Иоанна, списателя Лствицы. – Т. е. в приделе, освященном во имя преподобного Иоанна Синайского, или Лествичника (в литературе время жизни его определяется по-разному: 483–563 гг., 525–606 гг., ок. 579 – после 654 г.), монаха-отшельника, а позднее – игумена Синайского монастыря, автора знаменитой «Лествицы райской» – руководства к иноческой жизни, построенного как путь восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Маторин принимает участие в благотворительном концерте в Казанском монастыре Ярославля 4 декабря 2008 г. 19:17 Солист оперы Большого театра народный артист России Владимир Маторин в четверг, 4 декабря, примет участие в благотворительном концерте духовной музыки, который пройдет в Казанском монастыре Ярославля. В программе концерта также выступление архиерейского хора Ярославской епархии при участии Филармонический капеллы «Ярославия», сообщает Служба коммуникации Московского Патриархата. Несколько лет назад Владимир Маторин создал и возглавил Фонд возрождения культуры и традиций малых городов России, куда периодически отправляется выступать с благотворительными концертами. В репертуаре артиста около 90 партий, среди которых — Ивана Сусанина, Бориса Годунова, короля Рене. Благотворительный концерт будет проходить в Казанском соборе Казанского женского монастыря. Вход на него свободный. Пожертвования, собранные во время концерта, пойдут на создание иконостаса Казанского собора. Казанский женский монастырь в Ярославле был основан в 1610 году в память о чудесном избавлении города от 24-дневной осады польских захватчиков. Благодарные жители, молившиеся от избавления от интервентов Божией Матери, построили храм в честь Ее иконы Ярославская-Казанская. На пожертвования граждан одновременно были устроены келии для 72 монахинь сожженного захватчиками Ярославского Рождественского монастыря.  В 1892 году здесь служил Иоанн Кронштадтский. В 1918 году монастырь был упразднен, а в 1998 году в Казанском соборе вновь открылся женский монастырь. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/499119.htm...

248 ...О страдании новаго страстотерпца святйшаго кир Ермогена... – Партриарх всея Руси Гермоген ( кир (греч.) – государь, господин ) родился около 1530 г. – умер 17 февраля 1612 г.; последние годы жизни (с конца 1610 г.) приобрел среди современников популярность главы («столпа») патриотического движения, хотя фактическим организатором его не являлся. Ставший патриархом при Василии Шуйском и преданно служивший царю до последнего часа его правления, Гермоген после свержения Шуйского первоначально выступил как сторонник русской кандидатуры на престол и даже установил молебны об избрании царя «от корене российского рода». Вынужденный под нажимом «Семибоярщины» признать кандидатуру польского королевича, настаивал на принятии Владиславом православия и добился включения в августовский договор 1610 г. обещания охраны православия. В конце 1610 г., после получения им тайных грамот от «Великого посольства» из-под Смоленска (посланных В. В. Голицыным и Филаретом 30 октября 1610 г.), в которых сообщалось о нарушении Сигизмундом III условий августовского договора и его собственных претензиях на русский престол, о возобновлении им осады Смоленской крепости и особенно после попытки 30 ноября 1610 г. членов боярского правительства склонить Гермогена к принятию присяги Сигизмунду, патриарх перешел к открытым действиям против оккупантов и всенародно выступил в Успенском кремлевском соборе с призывом «королю креста не целовать». С этого времени с Гермогеном устанавливают связь патриоты из поднимавшихся на освободительную борьбу городов (Рязани, Нижнего Новгорода, Владимира) – П. П. Ляпунов, нижегородцы Роман Пахомов и Родион Моисеев. В конце декабря 1610 г. (как свидетельствует А. Гонсевский) появляются первые грамоты-воззвания от имени Гермогена. С 16 января 1611г. боярское правительство, стремясь к изоляции патриарха, устанавливает на его дворе стражу, лишает его дьяков и возможности писать, а впоследствии – и патриаршего сана. Умер Гермоген в заточении, по-видимому голодной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010