В 1600 году по приказу Бориса Годунова для Троице-Сергиева монастыря был отлит «колокол большой благовестник» весом от 1700 до 2000 пудов. А в 1603 году царь Борис Годунов дал в Троицкий монастырь большой благовестный колокол. При привозе колокола в обитель Борис Годунов сам шел вслед за ним. 1605 год – архимандритом Троице-Сергиевой обители стал Иоасаф (1605–1610). Переведен из игуменов Пафнутьева Боровского монастыря, выдержавший в монастыре осаду поляков, тотчас после осады возвратившийся в Пафнутьев монастырь и здесь убитый поляками 5 июля 1610 года при взятии и разграблении монастыря Сапегой. 20 января 1605 года, находясь в Троице-Сергиевом монастыре, Борис Годунов узнал о поражении войска Лжедмитрия при Добрыничах. Конец мая – начало июня 1606 года – прибытие в Троице-Сергиев монастырь мощей царевича Димитрия. В 1606 году Троицкий монастырь принимал в своих стенах мощи царевича Димитрия, когда они переносимы были из Углича в Москву (в которую перенесены были 3 июня). А в конце ноября перенесены были в монастырь из Москвы и погребены в паперти Успенского собора тела Бориса Феодоровича Годунова, его супруги Марии Григорьевны и его сына Феодора. С 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года монастырь находился в осаде. Осада Троицкой обители войском польско-литовских интервентов – одна из самых ярких страниц в истории обители. Главный источник сведений об осаде – «Сказание» Авраамия Палицина – келаря Троице-Сергиевой обители. После того как в 1607 году в Стародубе явился новый самозванец, к нему присоединились сторонники погибшего Лжедмитрия I. 1 июня 1608 года второй самозванец пришел под Москву и расположился станом в принадлежавшем Троицкому монастырю селе Тушине, находящемся в двенадцати верстах на северо-запад от Москвы по Волоколамской дороге. Войсками этого самозванца – Тушинского вора – и был осажден Троице-Сергиев монастырь. Решение захватить Троицкую обитель принадлежало не столько самому самозванцу, сколько одному из его воевод – Петру Сапеге. С одной стороны тяготясь бездействием Тушинского стана, а с другой, враждуя с главным Тушинским воеводой, князем Романом Рожинским, Сапега решился отделиться от него и начать самостоятельные завоевания. Первую крепость на север от Москвы представлял собою Троицкий монастырь; туда Сапега и направился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

266 ...королю, поклонилися... разошлися и разъхалися овии к намъ, а овии – инуд по своимъ мстомъ. – Автор намекает на тех членов посольства, которые, приняв от Сигизмунда III дары, разъехались из-под Смоленска в декабре 1610 г. Среди них были: келарь Троицкого монастыря Авраамий Палицын, новоспасский архимандрит Евфимий, думный дворянин В. Б. Сукин и дьяк Василий Сыдавний. 267 ...стоятъ крепц... за свою правду, на чемъ был зд с подручникомъ его, з Желтовъскимъ... совтъ положилъ с нашими земледержъцы... – Речь идет о соблюдении условий августовского договора, заключенного «Семибоярщиной» с гетманом С. Жолкевским. Станислав Жолкевский (1547–1620) – представитель крупной шляхты, видный польский военачальник, один из организаторов похода Сигизмунда III на Москву в 1609 г. и автор «Записок о Московской войне». 24 июня 1610 г., разбив под Клушином войска Василия Шуйского, подошел с отрядами к стенам Москвы. Участвовал в приведении Москвы к присяге Владиславу и оккупации столицы 21 сентября 1610 г.; добился отсылки в королевский стан под Смоленск в составе «Великого посольства» крупных московских политических деятелей. Однако сам не стал осуществлять королевского приказа о приведении Москвы к присяге Сигизмунду III и уже 30 октября 1610г., оставив вместо себя начальником гарнизона А. Гонсевского, поспешил уйти под Смоленск. 268 ...токмо учение, яко палицу, в руку свою держа протива великихъ агарянских полковъ... – Традиционное агиографическое изображение христианина, борющегося с иноверными врагами. 269 ...в вид существа Божия и Пречистыя его Матере стреляютъ, якоже нын свидетелъствуютъ злодйственни руце, пригвожденни к стене под образомъ Матери Божии... они нын пред вами лицемръство чинятъ: сами своихъ людей казнят. – Автор имеет в виду надругательство шляхтича Блинского над кремлевской иконой Богородицы, которое вызвало среди москвичей бурное волнение и последовавшую за этим показательную расправу над виновником, учиненную около 25 января 1611г. по приказу начальника польского гарнизона А. Гонсевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1598 г. по смерти царя Федора Иоанновича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова (в инокинях Александра). Здесь же с января по апрель 1598 г. находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем. Его усердием был полностью обновлён Смоленский собор, поновлены росписи, сооружён новый иконостас, написаны иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые сохранились до нашего времени. Для вдовствующей царицы-инокини Годунов построил обширные палаты, получившие название Ирининских, с домовой церковью Рождества Предтечи (ныне – Амвросиевская), а вокруг обители возвёл мощные каменные стены с башнями, превратив её в сильную крепость-заставу на западных подступах к Москве. В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 г. на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины. В этот период монастырь продолжал служить убежищем для царственных особ. В 1610-1611 гг. в его стенах пребывала царевна Ксения Борисовна Годунова (в монашестве Ольга), постриженная по повелению Самозванца. Вместе с ней в обители находилась ливонская царица Мария (в инокинях Марфа), дочь князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, привезенная из Риги еще в начале 80-х годов XVI в. и считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В 1615 г. в Новодевичьем поселилась царица Мария Петровна Буйносова-Ростовская (в монашестве Елены) — вдова сведенного с престола (1610) царя Василия Шуйского. К сер. XVII в. усердием первых Романовых — царей Михаила, Алексия и Феодора – Новодевичий монастырь был полностью восстановлен, освобождён от податей в казну и наделён вотчинами. Показывая его в 1656 г. Антиохийскому патриарху, патриарх Никон, заметил, что в России не найдётся обители богаче этой. Временем настоящего расцвета стали для Новодевичьего монастыря годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). Именно при ней сложился неповторимый архитектурный ансамбль, который и сейчас поражает гармонией пропорций, разнообразием форм и изысканностью убранства. А. Васнецов " Новодевичий монастырь "

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1587–1610) происходил из рода суздальских князей Шуйских, ведущих свое начало от легендарного Рюрика. Отец его В. Ф. Скопин-Шуйский (ум. в 1595 г.) был боярином Ивана Грозного, вместе с И. П. Шуйским руководил героической обороной Пскова в 1584 г. от войск польского короля Стефана Батория. Служба 18-летнего М. В. Скопина началась в 1605 г. при Лжедмитрии I; царь Василий Шуйский использовал военные таланты племянника, направляя его против своих врагов – восставших крестьян под руководством И. Болотникова и против польско-литовских войск Лжедмитрия II. Победы М. В. Скопина способствовали стабилизации власти непопулярного царя. В 1607 г. М. В. Скопин был пожалован в бояре, а в 1608 г. был направлен в Новгород для заключения договора со шведским королем Карлом IX о союзе против поляков и о военной помощи России. Договор был подписан в Выборге в феврале 1609 г., и в апреле отряд под руководством шведского полковника Якова Делагарди прибыл в Новгород в распоряжение М. В. Скопина. Началось главное дело недолгой, но полной событиями жизни М. В. Скопина – борьба за освобождение Москвы, осажденной поляками. Не рассчитывая только на помощь наемников, М. В. Скопин установил прочные связи с северными городами России, свободными от интервентов, получал от них подкрепление людьми и деньгами, обучал увеличивающееся русское войско регулярному ведению боя и осады. 12 марта 1610 г., освободив Торжок, Тверь, Дмитров, разбив поляков под стенами Троице-Сергиевой лавры (12 января 1610 г.) и, наконец, Москвы, М. В. Скопин-Шуйский торжественно въехал в столицу как ее освободитель и был триумфально встречен царем и «всенародным множеством» московского люда. Широкие народные массы связывали с именем М. В. Скопина надежды на выход Руси из кризиса Смуты, в искусном молодом полководце, племяннике бездетного царя, видели достойного наследника престола. Казалось, что должно исполниться предсказание популярного в средневековье эсхатологического апокрифа «Откровение Мефодия Патарского » о приходе царя – народного избавителя – Михаила... В самый разгар пиров и торжеств по случаю освобождения Москвы М. В. Скопин умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Салтыков бранил Гермогена площадной бранью, даже бросался на патриарха с ножом. Патриарх, осенив его крестным знамением, сказал: – Крестное знамение да будет против твоего окаянного ножа; будь ты проклят в сем веке и в будущем. Салтыков опомнился и „прощение попросил» у патриарха, оправдываясь тем, что „шумен был и без памяти говорил»; но для святейшего Гермогена этот случай имел решительное значение. Он немедля послал „по сотням» и собрал московских гостей и торговых людей в Успенский собор. Там он прямо объяснил им положение дел, запретив присягать королю, и по его слову московские люди „отказали, что им королю креста не целовать». Так выступил патриарх Гермоген на открытую борьбу с королём Сигизмундом, а во второй половине декабря 1610 года решился и на то, чтобы открыто призвать свою паству к вооружённому восстанию на утеснителей. Он начал посылать по городам свои грамоты, в которых объяснял королевскую измену, разрешал народ от присяги Владиславу и просил городских жителей, чтобы они, не мешкая, по зимнему пути, „собрався все в сбор со всеми городы, шли к Москве на литовских людей». На святках 1610 года и в начале января 1611 года им были отправлены грамоты в Нижний Новгород и к Просовецкому в Суздаль или Владимир. Главным же образом патриарх рассчитывал на Пр. Ляпунова и подчинённых ему рязанских служилых людей. К Ляпунову он обратился раньше, чем ко всем прочим, и Ляпунов поднял знамя восстания уже через две-три недели после смерти вора, около 1-го января 1611 года. Изменническое московское правительство тотчас же узнало о деятельности патриарха и не остановилось перед тем, чтобы немедля употребить силу против великого пастыря. Для того, чтобы он не мог ссылаться письменно с городами, у него были „дияки и подъячие и всякие дворовые люди пойманы, а двор его весь разграблен». О таком насилии 12-го января 1611 года уже знали в Нижнем. В те же дни пришла о том весть и к Пр. Ляпунову. Он тотчас же заступился за Гермогена и послал грамоту „к боярам о патриархе и о мирском гонении и о тесноте».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Он говорит, что Жеребцов разбранил сидельцев за простоту, с которою они делали вылазки на Поляков, и хотел показать им, как нужно делать их по всем правилам военного искусства, но что несколько опытов его вылазок окончились самым печальным образом, так что его должны были выручать те же сидельцы со своей простотой и так что «Немецкая мудрость» (которую, подразумевается, Жеребцов позаимствовал у шведов, союзников Шуйского) оказалась совершенно посрамленною перед этою Русскою простотою, подкрепляемою упованием на Бога и на преподобного Сергия. 4 января 1610 года князь Шуйский прислал в Троицкий монастырь для нападения на Поляков воеводу Григория Валуева с пятьюстами солдатами. Валуев вместе с Жеребцовым и со старыми монастырскими сидельцами в тот же день вышел против Поляков из монастыря и имел с ними жаркий бой; победа осталась нерешенною, но хотя с обеих сторон было много убитых, однако со стороны Поляков более, чем с нашей, и наши если не совсем выжгли, то полувыжгли стан, или лагерь, Сапегин. На девятый день после битвы с Валуевым, 12 января 1610 года, Поляки, как нужно думать, получив ложную весть о движении к монастырю князя Михаила Шуйского со всем войском, чего у Троицы ждали, внезапно снялись из-под монастыря и с беспорядочной быстротой побежали по направлению к Дмитрову. Так кончилась шестнадцатимесячная знаменитая осада Троицкого монастыря Поляками. До сих пор она воспоминается в Лавре тем, что 12 января, в день отступления от нее Поляков, бывает крестный ход кругом нее по сохранившей ее от Поляков стене. XIV. Царские богомольные походы к Троице Преподобный Сергий воссиял в Московской Руси как величайший ее святой, естественно, что он начал быть и чтим в этой Руси исключительным образом. Таким исключительным образом стало чтить его все население нашей Руси; таким исключительным образом стали чтить его и ее государи. Государи признали в преподобном Сергии нарочитого патрона, или покровителя, Русской земли и своего собственного и нарочитого ходатая за землю и за себя перед Богом, признали в нем, как говорит один старый сказатель, «Богом даннаго помощника всему государству и всюду и везде царем и великим князем помощника во бранех, получившаго от Бога благодать всю Российскую землю заступати от находящих врагов христианских, от безбожных Татар, и Немец, и Литвы, и прочих язык, не чтущих по истине Бога Господа нашего Иисуса Христа и хотящих разорити православное христианство».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кстати – по пану Зборовскому теперь представлялся случай отличиться. Момент в истории осады критический: в монастыре оставалось, по словам Палицына, не более 200 защитников, а неприятели усиленно стараются кончить дело до прихода подкреплений монастырю, о коих писал весной в разные города царь Василий Иванович 23 . Но и последний приступ 31 июля был отбит, при благодатной помощи преподобного Сергия, с большим уроном со стороны неприятелей, и почти без всяких потерь со стороны сидельцев: убита на городской стене только одна женщина! Зборовский плакал с досады, да от насмешек Сапеги и Лисовского: «что же пан Зборовский, вы не одолели лукошка?..» 24 . Вскоре все три пана выступили против Скопина-Шуйского к Волге, но потерпели от него поражение у Колязина монастыря: Сапега обратно воротился под Троицкий монастырь, захватя на пути в селах и деревнях много разного скота на продовольствие своих; однако часть этого скота досталась и монастырским сидельцем: в самый праздник Успения Богоматери они сделали вылазку, побили пастухов одного стада, которое паслось под монастырем, и загнали скот в монастырскую ограду. Последние пять месяцев осады были для монастыря несравненно уже легче предыдущего времени: сидельцы воспрянули духом после своих удачных действий, при помощи преподобного Сергия; они знали про удачный поход князя Скопина Шуйского, про его приближение к Москве, надеялись на его помощь. В начале сентября Скопин Шуйский занял Переяславль, в конце того же месяца – Александров; сюда было выступил на него Сапега, но потерпя от него поражение воротился обратно к Троице; вслед за ним пошел отряд Давида Жеребцова, уже отличившегося взятием от неприятелей Костромского Ипатского монастыря: отряд в 900 человек, отправленный с ним от князя Михаила Васильевича, безпрепятственно вступил в лавру и сразу весьма усилил ее. Теперь неприятели, не раз уже побитые, упавшие духом от неудач, не отважились больше на приступ к монастырю; там смелые монастырские люди ходили на вылазки 25 . В начале января 1610 года прибыла еще помощь монастырю от Скопина-Шуйского: дворянин Григорий Валуев привел отряд в 500 человек; с ним соединился Давыд Жеребцов с монастырскими защитниками, и оба вместе 4 января вступили в битву с неприятелями: то была последняя здесь битва довольно упорная; наши сожгли часть таборов неприятельских; через неделю, 12 января 1610 года, Сапега и совсем бросил свои таборы, отступил к Дмитрову: он не посмел оставаться дальше под Троицей, дождаться прихода самого Скопина-Шуйского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 . АФАНАСИЙ Волховский, Епископ, в 1763 году, Мая 26, переведён из Тверских. По 13-летнему правлению, в 1776 году, Февраля 15, скончался. 59 . САМУИЛ Миславский, в 1776 году, Марта 4, переведён из Епископов Крутицких и в 1777 году, Сентября 22, пожалован Архиепископом. По 7-летнему правлению, в 1783 году, Сентября 22, переведён Митрополитом в Киев. Ж) Архиепископы Ярославские и Ростовские 60 . APCEHUЙ IV, Верещагин, Архиепископ, в 1783 году переведён из Тверской Епархии; в 1786 году повелено ему и преемникам его иметь пребывание в Губернском городе Ярославле, и впредь именоваться Ярославскими и Ростовскими; по 16-летнему правлению, в 1799 году, Декабря 23, скончался в Санкт-Петербурге, а погребён в Ростове. 61 . ПАВЕЛ Пономарёв, Архиепископ, в 1800 году, Января 15, переведён из Тверской Епархии; скончался 19 Марта 1806 года. 62 . AHTOHUЙ II. Знаменский, переведён из Тобольской Епархии 25 Мая 1806 года. Глава V. Епархия Псковская, Лифляндская и Курляндская В конце XVI века Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович пожаловал псковитянам Епископа, которого они ещё в половине XIV века при Московском Князе Иоанне Даниловиче просили у Феогноста, Митрополита Киевского и всея России, но не получили. А) Епископы Псковские и Изборские 1 . МИСАИЛ хиротонисан в 1589 году. По 4-летнему правлению, в 1594 году скончался. 2 . ГЕННАДИЙ хиротонисан в 1595 году, Февраля 16, из Архимандритов Чудовских. Скончался в 1610 году. 3 . СИЛЬВЕСТР, в 1610 году переведён из Корельских Епископов; скончался в 1613 году. 4 . ИОАКИМ хиротонисан в 1614 году из Архимандритов Псково-Печерских. Через 9 лет, в 1623 году, скончался. Б) Архиепископы 5 . ПАВЕЛ хиротонисан в Декабре 1624 года. По 2-летнему правлению, в 1626 году пожалован Митрополитом Крутицким. 6 . ИОАСАФ хиротонисан в 1628 году из Архимандритов Псково-Печерских. По 7-летнему правлению, в 1634 году, Февраля 6, возведён на Всероссийское Патриаршество. 7 . ЛЕВКИЙ, хиротонисан в 1635 году, Сентября 1, из Архимандритов Симоновских. В 1650 году отбыл в Москву, и, куда определён, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

14. Блаж. архимандрит Иоасаф (1605–1610), вызван был из Пафнутьева-Боровского монастыря. При нем обитель Сергиева подверглась осаде. В 1608 году Троицкий монастырь окружен был мятежными полчищами, которые поддерживали второго Лжедмитрия (Тушинского). Самозванец хотел овладеть монастырем; его побуждали к тому и сокровища монастыря, собранные веками, и усилия иноков Троицких, вместе с патриархом, поддержать в Москве верность народа царю Шуйскому, и местная важность Троицкой обители, которая стояла на пути к Москве от северных и восточных городов, откуда могли прийти верные сыны отечества для освобождения его от иноземцев и мятежников. Защитою обители было, во-первых, упование на всесильную помощь Божию и ходатайственное заступление бессменного начальника монастыря, которому сама Матерь Божия дала обетование быть неотступною от его обители; потом, благоразумие и попечительность ее временных правителей. Архимандрит Иоасаф везде являл себя сердобольным отцом для нуждающихся, усердным молитвенником, верным блюстителем святыни. Келарем лавры тогда был знаменитый в летописях отечества Авраамий Палицын. Во время осады его не было в лавре; но тем не менее болел он душою за нее, и делал все, что мог, в ее пользу в Москве. Обитель Троицкая имела тогда более 300 человек братии; в числе их были такие, которые в мире служили отечеству на поле брани, и в настоящих обстоятельствах могли быть полезными для обители своим мужеством и искусством. Сверх того для защиты монастыря были присланы царем воеводы с отрядом войска, вооружены слуги монастырские и жители окрестных селений. Число всех защитников монастыря простиралось, в начале осады, до 2 500, но к концу ее уменьшилось до 200 человек. Враги явились под стенами Лавры 25 сентября. Со слезами встретили в обители праздник памяти преп. Сергия, но не унывали. Принесши моление Господу Богу о защите от супостатов, воеводы, дворяне, дети боярские, слуги монастырские, стрельцы, все собравшиеся здесь, в самый день праздника, обязались присягою сидеть в осаде без измены. Число неприятельского войска, по показаниям захваченных в плен, простиралось до 30 000 человек. Предводителями были Ян-Петр Сапега, командовавший польскими войсками, и Лисовский с отрядом наездников, славившихся дерзостью; к ним присоединились русские изменники, татары и казаки. Укрепляемая невидимым, а иногда и видимым, чудесным предстательством «Взбранного Воеводы», великого аввы Сергия, основанная им обитель выдержала блистательно осаду, с приступами и подкопами. Наконец 12 января 1610 г. Сапега обратился в бегство, почти шестнадцать месяцев держав монастырь в осаде без успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Архимандрит Иоасаф, для испрошения чрезвычайной помощи Божией, по древнему обычаю устроил и освятил новый престол в храме Успения Божьей Матери во имя св. Николая. После этого действие заразительной болезни сократилось. В это время Сапегу тревожили вести о движении к Москве Шереметева и Скопина-Шуйского. Сапега спешил покончить с «лукошком», как он называл лавру, но попытка покончить не имела успеха. Сапега вновь пробовал найти в числе осажденных изменника, но и эта попытка не удалась. Между тем тушинский самозванец ждал от Сапеги приятных известий о взятии лавры, а получив известие о разбитии своих войск в Твери, самозванец с запальчивостью писал: «мы не раз писали уже, напоминая, что не должны терять времени за «курятниками», разумея под этим выражением лавру. Из стана Сапеги прибыли многие русские изменники, которые предлагали монастырю вступить в переговоры. Они уверяли, что Шереметев и Скопин-Шуйский покорились самозванцу, и грозили осажденным гневом его, в случае упорства. Но в лавре отвечали: «если б нам сказали, что князь Скопин-Шуйский поравнял телами врагов и изменников берега Волги, то мы этому поверили бы. А теперь пусть докажут свою правду оружием». Снова Сапега сделал приступ. Опять неудача. А сколько было тогда защитников в монастыре не более 200 человек, изнуренных томительного осадою и болезнями – не очевидно ли здесь заступление и помощь Божия. Когда Скопин-Шуйский, стал приближаться к Троицкой лавре, к нему бросились троицкие воеводы с просьбою о помощи. Посланная им помощь дала возможность осажденным разбить на голову поляков 12 января 1610 г. Сапега бежал, оставив в руках победителей награбленные им богатства. В Феврале 1610 года Св. Троицкий Сергиевский монастырь уже принимал у себя, угощал и сопровождал благословением и дарами русское воинство, действовавшее против скопищ Сапеги. Число доблестных защитников, положивших свою жизнь за освобождение Троицкого монастыря Авраамий Палицын полагает до 2125, не считая младенцев, престарелых и женщин. Архимандрит Иоасаф вскоре после окончания осады, удалился в Пафнутиев монастырь. Вместо него архимандритом Троицкого Сергиевского монастыря был назначен Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010