Не удалось извлечь искомое из базы (((

Другие очевидцы говорили о начальном пустынничестве его и поставлении в игуменство и о трудах старческих» 93 ... Так было составлено, спустя 26 лет (в 1418 г.) после кончины преп. Сергия, его первоначальное житие, сделавшееся потом основным для всех позднейших его жизнеописателей. Оно очень обширное (по изд. арх. Леонида 144 больш. стр.), по слогу и языку – ораторски-витиеватое, с постоянными и большими отступлениями от рассказа, в назидательно-проповедническом и панегирическом тоне, переходящем прямо в стиль похвальных слов. Но самый рассказ в произведении набожного списателя жития отличается замечательной простотой, картинностью и живостью изложения: возвышенные и величавые образы и явления суровой подвижнической жизни среди пустынь и непроходимых дебрей, при ярком освещении чудодейственной помощи Божией и всепобеждающей веры и любви к Богу – проходят пред взором читателей. Набожный списатель жития сам всем своим существом переживает повествуемые им дивные события и явления святой подвижнической жизни, всем сердцем тяготеет к святому, восторгается, благоговеет пред ним, и эти же чувства старается передать и передает своим читателям. Назидание, изумление и благоговение пред памятью святого, вызывающее соревнование его подвижничеству – вот цель, которую он ставил для себя и которой стремился достигнуть в отношении своих читателей. Им же написана, и с тою же целью, и «Похвала» преп. Сергию, также обширная по объему, и риторически-витиеватая по стилю... 8. Преп. Евфросиния Суздальская. – Дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, преп. Евфросиния, проведя строгую подвижническую жизнь, скончалась в 1250 г.; мощи её обретены в 1698 г. Подробное житие её, на основании которого составлено и проложное чтение, написано Григорием, иноком Спасо-Евфимьева монастыря, между 1577–1580 г.; оно издано теперь, по списку XVIII в:, с многочисленными раскрашенными рисунками, «Общ. любит. древней письменности» (Спб. 1888 г.). Преп. Евфросиния, одна из весьма немногих (именно – 27) святых жен древней Руси, явила в своей жизни пример высокой мудрости, благочестия и подвижничества, которым превзошла, по словам автора указанного жития, «всех Российских постниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Вскоре к голоду присоединилась эпидемия, люди запирались в домах, боясь заразиться, а Иулиания тайком от родных мыла в бане больных, лечила их, как умела, молилась об их выздоровлении. Тех, кто умирал, она обмывала и нанимала людей для погребения, молилась об упокоении каждого человека. Будучи неграмотной, Иулиания изъясняла Евангельские тексты и духовные книги. Именно Иулиания приучила своего мужа к частой и теплой молитве... А свекор и свекровь ее умерли в глубокой старости, приняв перед кончиной, по молитвам невестки, монашеский постриг. В семье Георгия и Иулиании было 13 детей, из которых лишь 7 дожили до совершеннолетия; четверо сыновей и три дочери умерли в младенчестве, а два сына впоследствие погибли на царской службе. Известны имена 5 сыновей: Григорий (родился ранее 1574 г.), Каллистрат (Дружина) (родился в 1578 г.), Иван (родился в 1580 г.), Георгий (родился в 1587 г.) и Димитрий (родился в 1588 г.); последним ребенком была дочь, впоследствие принявшая схиму, – Феодосия, канонизированная Русской Православной Церковью в лике преподобных (родилась в 1590 г.). Но вернемся к Георгию. Согласно муромской десятне, в 1578 г. он был боярским сыном 1-й статьи. «На государевы службы» он обязан был являться «на коне в пансыре, в шеломе, в саадаке, в сабле, да три человека на конех, в пансырех, в шапках в железных, в саадацех, один с копьем, человек на мерине с юком» (Лихачёв Д. С. Грамоты рода Осоргиных. С. 19–20). При царе Феодоре Иоанновиче, между 1584 и 1588 гг., Георгий «за старость и за увечье» был отставлен от службы, его поместье перешло к старшему сыну (имя его в Житии не указано), который в конце 1588 г. был убит холопом на охоте. 11 марта 1589 г. следующему сыну Георгия, Григорию, в Москве была выдана ввозная грамота на поместье отца в Нижегородском уезде – деревне Ярцово-Чирьево, селище Олисеевское с пустошами Вордогино, Веретея и Вочнева. За это пожалование Григорий был обязан, помимо службы царю, «отца своего и мать кормит до их живота, а братью кормит до тех мест, как поспеют в нашу службу». Однако в 1589–90 гг. Григорий Осорьин трагически погиб – был убит. В соответствии с ввозной грамотой, выданной Осорьиным в Москве 4 сентября 1590 г., поместье погибшего на царской службе Григория было возвращено отцу его, до того времени пока кто-либо из оставшихся его сыновей на царскую службу «поспеет и будет в пятнатцать лет, и он с того отца своего поместья учнет… службу служити и его, Юрья, и меньшую братью, и сестру кормить, и, вскормив, сестру замуж выдать». Так Иулиания и Георгий потеряли двух уже взрослых сыновей...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В 1557 г. послал в монастырь чрез этих старцев триста рублей и богатую завесу к царским вратам, шитую золотом и унизанную жемчугом, причем также послали от себя: царевич Иван – серебряную позолоченную панагию и князь Юрий Васильевич – пятьдесят рублей деньгами. В 1559 г. послал архимандриту монастыря Прохору чрез новгородского софийского архидиакона Геннадия еще триста рублей. В 1571 г. пожаловал этому же архимандриту Прохору, находившемуся в Москве, пятьсот рублей на помин царицы Анастасии и послал в монастырь чрез купца Барзунова еще сто пять рублей на поминовение брата Юрия. А около 1580 г. послал архимандриту монастыря Феодосию сто двадцать рублей. Надобно заметить, что в 1571 г., кроме монастырей Хиландарского и Пантелеимонова, государь послал чрез купца Барзунова и к проту и всему Собору Святой горы семьсот рублей по царице и четыреста рублей по брате для раздачи всем прочим монастырям Афона. Последняя и самая значительная милостыня на Восток от царя Ивана Васильевича была милостыня по убитом им сыне царевиче Иване. С нею он отправил в 1582 г. разом два посольства: Трифона Коробейникова с товарищами в Царьград, Антиохию, Александрию, Иерусалим, на Синайскую гору и в Египет и Ивана Мешенина с товарищами в Царьград и во Святую гору. Сколько послано было с Коробейниковым – неизвестно, замечено только, что к одной великомученице Екатерине на Синайской горе назначено было пятьсот рублей. А от Ивана Мешенина сохранился подробный отчет о розданной им милостыне, из которого видно, что Цареградскому патриарху Иеремии доставлено шестьсот рублей и сорок соболей; по монастырям в Царьграде и в окрестностях его и нищим роздано тысячу рублей; на Афоне Ватопедскому монастырю дано 820 рублей, Хиландарскому – 700 рублей, Пантелеимонову, находившемуся тогда в запустении, – 500 рублей, а прочим монастырям роздано через прота Святой горы 2870 рублей; следовательно, всего 6490 рублей. В сентябре 1583 г. царь послал еще в Царьград и на Афон торгового человека Марка Сампсонова с милостынею по царевиче, хотя и незначительною, и именно: патриарху послал сорок соболей, в Пантелеимонов монастырь – ризу и стихарь, в Хиландарский – полное облачение и в то же время велел отпустить милостыню по душе царевича в два монастыря Сербской земли – Троицкий и Вознесенский чрез находившихся в Москве старцев их по двадцати рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Рассказывают, что осенью 1405 г. на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это место - в 20 верстах к востоку от Путивля, и тогда входило в Путивльскую волость. Местные жители сразу же заметили святыню. Опять же, по некоторым преданиям, её обнаружил бортник. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у неё начали селиться монахи-отшельники, сооружая неподалёку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь собственно и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью. В XVI в. пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь Флора и Лавра и возвели в остроге храм Рождества Богородицы (примерно в 1580-х гг). Однако монастырь, который развивался, в 1592 г. был сожжён крымскими татарами. Выжившие монахи в следующем году (по другим данным - только в 1605 г.) во главе с игуменом Пафнутием, переселились в Путивль, где преобразовали монастырское подворье в монастырь. Бывшая пустынь перешла во владение нового монастыря, а позже превратилась в его пасеку. Несмотря на частые набеги татар и в дальнейшем, монастырь продолжал существовать и был одним из оплотов православия на землях Речи Посполитой. После игумена Илии Молченская Печерская пустынь стала самостоятельным Путивльским Молченским монастырём. Эта привилегия была предоставлена Патриархом Московским Иовом 5 сентября 1597 г. В 1605 г. Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву. XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. В 1630 г. на территории монастыря построили первую каменную церковь Рождества Богородицы, а 1653 г. вокруг неё был восстановлен уничтоженный в прошлом монастырь. Чтобы люди не путались в названиях, Путивльский монастырь стал именоваться Великим Молченским, а восстановленный стали называть Малым Молченским.

http://sobory.ru/article/?object=13952

86 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 65), скончавшийся в 1440-м году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано. 87 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года. О начале местного празднования ему может быть сказано только то, что служба ему написана в первой половине XVII века игуменом основанного им Железноборовского монастыря Иосифом. 1480 —225— 88 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1444-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 89 . Амфилохий Глушицкий, второй игумен в Дионисиевом Глушицком монастыре после самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 90 . Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века. 1481 91 . Александр Ошевенский, основатель Александро-Ошевенского монастыря, который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 20-го Апреля 1479-го года. Тропарь и кондак ему написан автором его жития иеромонахом его монастыря Феодосием в 1566-м году. 1482 А служба ему написана и вместе с этим, как весьма вероятно думать, установлено и местное ему празднование, по благословению митр. Антония, следовательно – между 1577–1580-м годами. 1483 В первой половине XVII века было празднуемо ему в Московском Успенском соборе. 1484 —226— 92 . Макарий Глушицкий, третий игумен Диониснева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1478-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Житие блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца Блаженный Иоанн жил в городе Ростове во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. Во дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и с знаменитым Борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у Покрова на рву. Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаментную книгу — Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык. Кончина блаженного Иоанна последовала 3 сентября 1580 года. Тело его, заботами упомянутой благочестивой вдовы и духовного отца его священника Петра, погребено было подле церкви святого Власия за алтарем. Погребение сопровождалось знамениями: поднялась сильная буря, засверкали молнии и загремел гром. По преставлении блаженного, многие стали приходить ко гробу его, пели в церкви молебны Господу Богу, Пресвятой Богородице и Предтече Иоанну, просили святить воду и пили ее, смешивая с песком от гробницы блаженного Иоанна, иные мазали ею свое болящее тело и по своей вере получали исцеление от различных болезней. Слыша о чудесах при гробе блаженного Иоанна, Ростовский митрополит Кирилл [ 1 ], удрученный старостью и пораженный тяжкою болезнью, не владея рукою и ногою, повелел нести себя во Власьевскую церковь к образу святого Иоанна и ко гробу блаженного Иоанна Власатого. Во время молебна, при чтении святого Евангелия, больной святитель сразу почувствовал исцеление от болезни, стал владеть рукою, так что получил возможность вновь священнодействовать и править Ростовскою митрополиею, и прожил еще год и пять месяцев [ 2 ]. При гробе блаженного Иоанна совершалось много чудесных исцелений с верою притекавших больных. Чудеса сии записывались и о них сообщалось царю Михаилу Феодоровичу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Скачать epub pdf 125. Мария Григорьевна, царица жена царя Бориса Федоровича Годунова, дочь известного Григорья Лукьяновича Малюты Скуратова-Вельского, главы опричников, изверга-любимца царя Ивана IV Грозного. Год ее рождения не известен. Вышла за Бориса в ранней молодости последнего, потому что женою его, еще нечиновного 19-летнего юноши, упоминается она впервые на третьей свадьбе царя Грозного с Марфой Собакиной 28 октября 1571 г., а потом и на седьмой, с Марьей Нагой, в сентябре 1580 г. – оба раза в почетной должности «царицыной свахи». Дала жизнь дочери Ксении в 1582 г., сыну, по имени неизвестному, в 1587 г., другому сыну, Федору (впоследствии царь) в 1589 г. Первое многолетие ей как царице возглашено 26 февраля, а торжественный въезд ее как царицы в Москву из Новодевичьего монастыря совершился 30 апреля 1598 г.; по смерти царя Бориса принимала присягу на имя свое и царя-сына в апреле 1605 г.; с появлением в Москве так называемого Лжедмитрия I выведена с детьми московскою чернью из царского дворца в старый кремлевский дом Борисов 1 июня и там удушена с сыном 10 июня 1606 г. Тело ее, погребенное первоначально в московском Варсонофьевском монастыре (ныне церковь Вознесения, между Сретенкой и Рождественкой), перенесено в Троице-Сергиев монастырь в сентябре 1607 г. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 132. Мария Федоровна (в иночестве Марфа), царица седьмая жена царя Ивана IV Васильевича Грозного, дочь окольничего Федора Федоровича Нагого. Год ее рождения не известен;, вышла за царя Ивана IV в сентябре 1580 г.; быв царю уже «не угодною», родила в Москве сына, царевича Дмитрия, 19 октября 1583 г.; по смерти мужа почетно удалена с сыном на житье в Углич весной 1584 г.; там оплакала сына, царевича Дмитрия, погибшего до сих пор неразгаданно, 15 мая 1591 г.; постриженная в Николо-Выксинской пустыни, бывшей близ г. Череповца (Новгородская губерния), требовалась оттуда в Москву к царю Борису Годунову и отправлена назад в 1604 г.; снова приглашенная в Москву так называемым Лжедмитрием I, торжественно, из малодушного страха, признала в нем своего сына, царевича Дмитрия, 18 июля 1605 г.; малодушно же отказалась от так называемого Лжедмитрия I в день его убиения москвичами 17 мая и торжественно встретила в Москве мощи своего сына, св. царевича Дмитрия, принесенные из Углича 3 июня 1606 г. Умерла в Москве на 20 июля 1608 г., как гласит надпись на ее гробе в московском Вознесенском монастыре, что в Кремле, но не раньше 20 октября 1610 г., когда королевич Владислав, избранный на престол русский, пожаловал ей «за ее царицыно годовое жалованье и за указной корм» вотчину Устюжну Железнопольскую с волостью Понизовскою (Акт. арх. эксп. П. 284–285). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010