Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
119 . Нил Столбенский (Столобенский), уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском (Столобенском) озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти 339 . 120 . Симон Сойгинский, основатель упраздненной Спасо-Преображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 75-ти верстах от Сольвычегодска на реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1561-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 340 . 121 . Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го или 1577-го года. О начале местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано 341 . 122 . Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местное празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века 342 . 123 . Трифон Печенгский, просветитель Лопарей западной части Кольского полуострова, пограничной с Норвегией и Финляндией, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины 343 . 124 . Антоний Черноезерский, основатель упраздненного Черноозерского Николаевского монастыря, который находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший неизвестно когда, но относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 17-го Января, ничего неизвестно 344 . 125 . Иоаким Опочский, основатель упраздненного Ильинского Опочского монастыря, который находился в Порховском уезде Псковской губернии, живший также неизвестно когда и также относимый к. XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 9-го Сентября, ничего неизвестно 345 . |
В Новом летописце говорится, что «приидоша к Москве изо всех городов Московского государства» 762 . В Псковской летописи говорится о венчании нового царя «митрополитом Дионисием и всеми людми Русския Земли» 763 . Это позволяет говорить о Соборе, утвердившем царское избрание Феодора Иоанновича 764 . Другая точка зрения: в данном случае было совместное заседание «Освященного Собора и Боярской думы» 765 . Более подробно говорится о венчании второго Русского царя в Московском летописце 766 . Сообщение летописей о царском венчании дополняют записки иностранного очевидца Джерома Горсея, сотрудника английской компании 767 . Архиепископ Арсений Элассонский отмечает, что митрополит Дионисий венчал на царство Феодора Иоанновича 768 . Финансовое положение в стране после кончины царя Иоанна Грозного было тяжелым. Для преодоления экономических трудностей был созван Собор 1584 г., который в своем уложении повторил положение Соборного приговора 1580 г. об ограничении даваемых вкладов в виде земельных угодий. Было принято также решение об отмене тарханов, т. е. льгот, с 1 сентября 1584 г. В грамоте подчеркивается, что данное решение носит вынужденный характер и со временем будет отменено: «Тако же от сего году лета семь тысящь девятьдесят третьяго месяца сентября перваго числа на время до государева царева и Великого князя Феодора Ивановича всеа Русии указу для воинского чину и оскудения тарханы отставити, покаместа земля поустроитца» 769 . В конце документа говорится: «Митрополит Деонисей всеа Руси к сей грамоте печать свою привесил и руку свою подписал» 770 . Однако, в последующее время «восстановить податные привилегии монастырям не удалось» 771 . Собор 1584 г. подвел итог почти вековым государственным усилиям по ограничению недвижимых владений Церкви и льгот, предоставленных ранее. При Феодоре Иоанновиче Россия вела военные действия со шведами, в предварительном обсуждении которых принимал участие митрополит Дионисий. В Разрядной книге читаем: «Лета 7094 ноября в 20 день государь царь и Великий князь Федор Иванович всеа Руси з Деонисьем митрополитом и со всем Освященным Собором приговорил и со всеми бояры, как ему, государю, на непослушника своего на Свейского короля, наступив, прося у Бога милости, своим государевым и земским делом промышлять. |
В Ростовском храме священномученика Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна Власатого. На гробнице его лежат серебряный крест и Псалтирь на латинском языке. На сей последней написано: «В лето 7089 (1581) сентября в 3 день, в царство великогго государя Царя и великого князя Иоанна Васильевича в богоспасаемом граде Ростове преставися угодник Божий Иоанн власатый и погребен в церкви святого священно-мученика Власия, что в Заровьи; от гроба его подаются исцеления больным, с верою приходящим; прозван же бысть от народа милостивым, ради получаемых от него исцелений. В лето же 1702 года в царствование великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея России, в неделю вторую великого поста, марта в 1-й день, прииде в Ростов преосвященный архиепископ Димитрий и прия престол митрополии Ростовской и Ярославской. От времени преставления блаженного Иоанна власатого и милостивого даже доселе, бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже той угодник Божий моляся Богу, чтяше, и видев ю ветху, распадающуюся, преосвященный митрополит Димитрий повеле ю вновь переплести, и обновив, паки на гроб блаженного Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета» 442 . Так почтен был блаженный Иоанн святым Димитрием. Но кто был сей блаженный Иоанн? Если он мог читать латинскую псалтирь, – то это, по тогдашнему времени, означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. По рукописному житию, блаженный Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был, – там не говорится. По смутным обстоятельствам времени, он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея ни дома, ни пристанища, и приходя иногда только для отдыха к одной престарелой вдове или к духовнику своему Всесвятскому священнику Петру, – он проводил время в смиренномудрии, терпении и непрестанной молитве. По многим трудами подвигам мирно почил он 3 сентября 1580 443 года и, согласно с завещанием своим, погребен был вдовою и духовником за городом, при деревянной церкви святого Власия за алтарем. Погребение его ознаменовано было страшною бурею, молниею и громом. |
Список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери был преподнесен в дар Иосифо-Волоцкой обители видным сподвижником Царя Иоанна Васильевича Грозного Григорием Лукьяновичем Скуратовым-Бельским . Список Владимирской иконы Божией Матери с первых дней прославился чудесными творениями и получил название Волоколамской иконы Божией Матери и является главной святыней монастыря на протяжении столетий и до сего дня. В настоящее время хранится в музее имени Андрея Рублева в Москве. 1573 год. В Иосифо-Волоцком монастыре был похоронен Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, погибший 1 января при штурме крепости Вейсенштейн (Пайде) в Эстляндии. Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский был ктитором Иосифо-Волоцкой обители . 18 сентября во время сильного пожара случившегося в Иосифо-Волоцком монастыре сгорело 17 братских келий. Возвращавшийся из Великого Новгорода в Москву Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич остановился в царских покоях Иосифо-Волоцкого монастыря и пожертвовал «200 рублев на кельи, а 50 рублев на масло» . 1573–1580 гг. Предатель и клятвопреступник князь А. Курбский в Литве пишет свое клеветническое сочинение о Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче и в том числе полные ненависти и откровенной лжи измышления о преподобном Иосифе-Волоцком и о монахах Иосифо-Волоцкого монастыря . 1575 год. 21 сентября. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского. И велел Царь Иоанн Васильевич « поминати его, доколя манастырь… стоит» . 1576 год. 3 июня. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в 50 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского . 1578 год. 29 августа. Жалованная тарханная и несудимая грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Евфимию на села Малечкино, Луковниково и других сел разных уездов и о подсудности обители только Царскому суду . В Царской грамоте указано: «Се яз, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Пречистые Богородицы Иосифова манастыря игумена Еуфимья з братьею, или хто по нем иный игумен в том монастыре будет. |
Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь - православная женская обитель в Рязанской области, основанная в 1390 году. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью. С 1993 года возрожден как женский. Содержание История [ править править код ] Св. блгв. кн. Олег Рязанский Основан в 1390 году Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским на высоком берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Долгое время монастырь являлся северным сторожевым форпостом Переяславля-Рязанского. До самой своей кончины Олег Рязанский непрестанно заботился о монастыре, здесь же впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, а также последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В начале XIV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердеревских, Апраксиных, Дувановых. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь считался одним из главнейших на Руси. Он вошёл в число 46-ти крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия. Именно при нём обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нём находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий. В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября. На территории Солотчинского монастыря находятся два действующих храма: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний. Современное состояние [ править править код ] |
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 сентября 2009 г. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией. |
95 . Три записки времен Лжедимитрия, изданные по спискам Императорской Публичной Библиотеки. 1862. 96 . Tragoedia Demetrico-Moscovitica. История достопамятных происшествий, случившихся с Лжедимитрием, и о взятии шведами Великого Новгорода, сочинение Матвея Шаума. 1614. Изд. 97 . The Russian Impostor or the History of Muscoviae under the usurpation of Boris and the imposture of Demetrius. MDCLXXIV. 98 . The report of a bloody and terrible massacre in the city of Mosco. 1607. (Оригинал для 15.17, 52 и 99 . Хронограф, напечатанный г. Мельниковым отрывками в «Москвитянине». 1850. 100 . Chlebowski, Zwycistwo N. Monarchy Zygmunta III. 1611. 101 . Chlebowski, Tryumf radony wszystkich obywatelów koronnych i W. X. L. z sawnego zwycistwa N. Monarchy Zygmunta III. 1611. 102 . Четыре сказания о Лжедимитрии, извлеченные из рукописей Императорской Публичной Библиотеки. 103 . Чтения Императорского Московского Общества Истории и Древностей. 1847, 9. (Сказание еже содеяся в царствующем граде Москве). 104 . Ciampi, Bibliografia critica delle antiche reciproche corrispondenze politiche. ecclesiastiche, scientifiche, litterarie, artistiche dell» Italia colla Russia, colla Polonia ed altre parti settetrionali. 3 v. 105 . Ciampi, Notizie dei Secoli XV e XVI sulla Italia, Polonia e Russia. 106 . Щербатова, История Российская от древнейших времен. Т. VII. 1791. (Современные грамоты). Сверх того, автор пользовался разными актами, письмами и заметками, найденными им в разных русских, польских и латинских рукописях, хранящихся в: 1) Императорской Публичной Библиотеке; 2) Литовской Метрике при Правительствующем Сенате; 3) Московском главном архиве Иностранных Дел; 4) Библиотеке Красинских в Варшаве; 5) Библиотеке Потоцких в Вилянове; 6) Библиотеке Главного Штаба; 7) Румянцевском музее, ныне московской Публичной Библиотеке; 8) Библиотеке Археографической Комиссии. Введение I В сентябре 1580 года у московского царя Ивана Васильевича в Александровской слободе была свадьба: царь женился на дочери боярина своего Федора Федоровича Нагого, Марье Федоровне. Это был, как показывают хронографы, восьмой брак царя; но что было запрещено и делало соблазн для других, царю Ивану Васильевичу было позволительно. Неизвестно, спрашивал ли он на этот брак особого разрешения церкви; но оно было даваемо ему прежде. Недозволительно было церковью – в четвертый и в шестой, и в восьмой раз вступать в супружество; если же собор дозволил ему, не в пример другим, жениться в четвертый раз, то он сам после того мог успокаивать свою совесть, разрешая себе и в восьмой. Свадебное празднество совершалось со всеми надлежащими обрядами того времени. Роли свадебных чинов были розданы так, что вышло как-то знаменательно и странно: посаженым отцом царя был его сын Федор, а невестка Ирина Федоровна – посаженой матерью; другой сын, Иван Иванович, был у него тысячским; дружками были: со стороны жениха – князь Василий Иванович Шуйский, со стороны невесты, Борис Годунов, оба будущие цари московские. |
В том же году закончился срок данного Иваном IV двадцатилетнего освобождения от государственных податей и повинностей и строгановские владения обложили налогами. Маловероятно, что в сложившейся ситуации Максим Строганов мог позволить себе финансировать строительство сразу двух церквей, поэтому можно полагать, что первая церковь была построена не ранее 1580 и не позднее 1615 года, когда «В церковь Успения Богородицы и Иоанна Предтечи «на Чусовой горе» Максимом Яковлевичем и его сыновьями был вложен в 1615 году рукописный Пролог (март-август) начала XVI века». «Манифест о секуляризации монастырских земель в Российской империи», подписанный Екатериной II 26 февраля 1764 года, объявлял об изъятии в пользу государства 8,5 млн. десятин земель и свыше 900 тысяч крепостных крестьян мужского пола из монастырской собственности и передаче их в ведение и управление специально созданной для этих целей Коллегии экономии. Примерно две трети существовавших к тому времени монастырей были упразднены. Та же судьба постигла и Чусовскую Успенскую пустынь - монастырь был закрыт, земли и крестьяне, принадлежавшие монастырю, были отобраны в казну, а монастырская церковь обращена в приходскую. Этот же, 1764, год следует считать годом основания настоящего Успенского села, которое еще долгое время называлось Монастырьком. В 1849 году на месте уничтоженной пожаром деревянной было начато строительство каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы - уже третьей по счету (первая разрушилась от времени). Однако из-за отсутствия финансирования церковь была освящена только 11 сентября 1864 года. «Здание каменное, на каменном фундаменте, с таковою же колокольней в одной связи, крыша покрыта железом». Сведений об архитекторе не сохранилось. В церковной библиотеке находилось 175 томов книг для чтения, имелись 3 школы. 27 августа 1933 года на заседании Облкультовой комиссии при Президиуме Облисполкома был окончательно решен вопрос о закрытии церкви. В 1970 году на здание церкви была заведена карточка учета памятников архитектуры. На день составления карточки храм являлся хозяйственной постройкой колхоза и был предназначен под склад зерна. Использовался и как склад местного гаража. |
Никольский храм и монастырь были основаны около 1580 года. В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В 1779 году Никольский храм был украшен деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четверых евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель. У головы Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног — еще один ангел и Никодим. Близ гроба — плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. С 1764 года обитель являлась общежительным женским монастырем III класса. До закрытия монастыря на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц. В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии. Здания Николаевского монастыря частично были приспособлены для размещения прибывающих частей. 15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до лета 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района. В 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт. Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения. В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания. От Никольского храма к тому времени остались только фундамент и часть стен. Внутри он был завален тоннами мусора. Для его вывоза потребовались более 120 рейсов грузовых машин. Храм был восстановлен по сохранившимся с начала века фотографиям. |
| |