Не удалось извлечь искомое из базы (((

119 . Нил Столбенский (Столобенский), уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском (Столобенском) озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти 339 . 120 . Симон Сойгинский, основатель упраздненной Спасо-Преображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 75-ти верстах от Сольвычегодска на реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1561-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 340 . 121 .  Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го или 1577-го года. О начале местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано 341 . 122 .  Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местное празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века 342 . 123 . Трифон Печенгский, просветитель Лопарей западной части Кольского полуострова, пограничной с Норвегией и Финляндией, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины 343 . 124 .  Антоний Черноезерский, основатель упраздненного Черноозерского Николаевского монастыря, который находился в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший неизвестно когда, но относимый к XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 17-го Января, ничего неизвестно 344 . 125 .  Иоаким Опочский, основатель упраздненного Ильинского Опочского монастыря, который находился в Порховском уезде Псковской губернии, живший также неизвестно когда и также относимый к. XVI веку. О начале местного празднования, совершаемого 9-го Сентября, ничего неизвестно 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Новом летописце говорится, что «приидоша к Москве изо всех городов Московского государства» 762 . В Псковской летописи говорится о венчании нового царя «митрополитом Дионисием и всеми людми Русския Земли» 763 . Это позволяет говорить о Соборе, утвердившем царское избрание Феодора Иоанновича 764 . Другая точка зрения: в данном случае было совместное заседание «Освященного Собора и Боярской думы» 765 . Более подробно говорится о венчании второго Русского царя в Московском летописце 766 . Сообщение летописей о царском венчании дополняют записки иностранного очевидца Джерома Горсея, сотрудника английской компании 767 . Архиепископ Арсений Элассонский отмечает, что митрополит Дионисий венчал на царство Феодора Иоанновича 768 . Финансовое положение в стране после кончины царя Иоанна Грозного было тяжелым. Для преодоления экономических трудностей был созван Собор 1584 г., который в своем уложении повторил положение Соборного приговора 1580 г. об ограничении даваемых вкладов в виде земельных угодий. Было принято также решение об отмене тарханов, т. е. льгот, с 1 сентября 1584 г. В грамоте подчеркивается, что данное решение носит вынужденный характер и со временем будет отменено: «Тако же от сего году лета семь тысящь девятьдесят третьяго месяца сентября перваго числа на время до государева царева и Великого князя Феодора Ивановича всеа Русии указу для воинского чину и оскудения тарханы отставити, покаместа земля поустроитца» 769 . В конце документа говорится: «Митрополит Деонисей всеа Руси к сей грамоте печать свою привесил и руку свою подписал» 770 . Однако, в последующее время «восстановить податные привилегии монастырям не удалось» 771 . Собор 1584 г. подвел итог почти вековым государственным усилиям по ограничению недвижимых владений Церкви и льгот, предоставленных ранее. При Феодоре Иоанновиче Россия вела военные действия со шведами, в предварительном обсуждении которых принимал участие митрополит Дионисий. В Разрядной книге читаем: «Лета 7094 ноября в 20 день государь царь и Великий князь Федор Иванович всеа Руси з Деонисьем митрополитом и со всем Освященным Собором приговорил и со всеми бояры, как ему, государю, на непослушника своего на Свейского короля, наступив, прося у Бога милости, своим государевым и земским делом промышлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Ростовском храме священномученика Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна Власатого. На гробнице его лежат серебряный крест и Псалтирь на латинском языке. На сей последней написано: «В лето 7089 (1581) сентября в 3 день, в царство великогго государя Царя и великого князя Иоанна Васильевича в богоспасаемом граде Ростове преставися угодник Божий Иоанн власатый и погребен в церкви святого священно-мученика Власия, что в Заровьи; от гроба его подаются исцеления больным, с верою приходящим; прозван же бысть от народа милостивым, ради получаемых от него исцелений. В лето же 1702 года в царствование великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея России, в неделю вторую великого поста, марта в 1-й день, прииде в Ростов преосвященный архиепископ Димитрий и прия престол митрополии Ростовской и Ярославской. От времени преставления блаженного Иоанна власатого и милостивого даже доселе, бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже той угодник Божий моляся Богу, чтяше, и видев ю ветху, распадающуюся, преосвященный митрополит Димитрий повеле ю вновь переплести, и обновив, паки на гроб блаженного Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета» 442 . Так почтен был блаженный Иоанн святым Димитрием. Но кто был сей блаженный Иоанн? Если он мог читать латинскую псалтирь, – то это, по тогдашнему времени, означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. По рукописному житию, блаженный Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был, – там не говорится. По смутным обстоятельствам времени, он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея ни дома, ни пристанища, и приходя иногда только для отдыха к одной престарелой вдове или к духовнику своему Всесвятскому священнику Петру, – он проводил время в смиренномудрии, терпении и непрестанной молитве. По многим трудами подвигам мирно почил он 3 сентября 1580 443 года и, согласно с завещанием своим, погребен был вдовою и духовником за городом, при деревянной церкви святого Власия за алтарем. Погребение его ознаменовано было страшною бурею, молниею и громом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери был преподнесен в дар Иосифо-Волоцкой обители видным сподвижником Царя Иоанна Васильевича Грозного Григорием Лукьяновичем Скуратовым-Бельским . Список Владимирской иконы Божией Матери с первых дней прославился чудесными творениями и получил название Волоколамской иконы Божией Матери и является главной святыней монастыря на протяжении столетий и до сего дня. В настоящее время хранится в музее имени Андрея Рублева в Москве. 1573 год. В Иосифо-Волоцком монастыре был похоронен Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский, погибший 1 января при штурме крепости Вейсенштейн (Пайде) в Эстляндии. Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский был ктитором Иосифо-Волоцкой обители . 18 сентября во время сильного пожара случившегося в Иосифо-Волоцком монастыре сгорело 17 братских келий. Возвращавшийся из Великого Новгорода в Москву Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич остановился в царских покоях Иосифо-Волоцкого монастыря и пожертвовал «200 рублев на кельи, а 50 рублев на масло» . 1573–1580 гг. Предатель и клятвопреступник князь А. Курбский в Литве пишет свое клеветническое сочинение о Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче и в том числе полные ненависти и откровенной лжи измышления о преподобном Иосифе-Волоцком и о монахах Иосифо-Волоцкого монастыря . 1575 год. 21 сентября. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского. И велел Царь Иоанн Васильевич « поминати его, доколя манастырь… стоит» . 1576 год. 3 июня. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в 50 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского . 1578 год. 29 августа. Жалованная тарханная и несудимая грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Евфимию на села Малечкино, Луковниково и других сел разных уездов и о подсудности обители только Царскому суду . В Царской грамоте указано: «Се яз, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есми Пречистые Богородицы Иосифова манастыря игумена Еуфимья з братьею, или хто по нем иный игумен в том монастыре будет.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь - православная женская обитель в Рязанской области, основанная в 1390 году. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью. С 1993 года возрожден как женский. Содержание История [ править править код ] Св. блгв. кн. Олег Рязанский Основан в 1390 году Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским на высоком берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Долгое время монастырь являлся северным сторожевым форпостом Переяславля-Рязанского. До самой своей кончины Олег Рязанский непрестанно заботился о монастыре, здесь же впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Федор Олегович, внук Иван Федорович, а также последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В начале XIV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердеревских, Апраксиных, Дувановых. В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570—1580-х годах монастырь считался одним из главнейших на Руси. Он вошёл в число 46-ти крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия. Именно при нём обитель приобрела свой нынешний вид. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нём находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий. В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября. На территории Солотчинского монастыря находятся два действующих храма: Сошествия Святого Духа на апостолов – зимний и Рождества Пресвятой Богородицы – летний. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Солотчинский_Р...

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 сентября 2009 г. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

95 . Три записки времен Лжедимитрия, изданные по спискам Императорской Публичной Библиотеки. 1862. 96 . Tragoedia Demetrico-Moscovitica. История достопамятных происшествий, случившихся с Лжедимитрием, и о взятии шведами Великого Новгорода, сочинение Матвея Шаума. 1614. Изд. 97 . The Russian Impostor or the History of Muscoviae under the usurpation of Boris and the imposture of Demetrius. MDCLXXIV. 98 . The report of a bloody and terrible massacre in the city of Mosco. 1607. (Оригинал для 15.17, 52 и 99 . Хронограф, напечатанный г. Мельниковым отрывками в «Москвитянине». 1850. 100 . Chlebowski, Zwycistwo N. Monarchy Zygmunta III. 1611. 101 . Chlebowski, Tryumf radony wszystkich obywatelów koronnych i W. X. L. z sawnego zwycistwa N. Monarchy Zygmunta III. 1611. 102 . Четыре сказания о Лжедимитрии, извлеченные из рукописей Императорской Публичной Библиотеки. 103 . Чтения Императорского Московского Общества Истории и Древностей. 1847, 9. (Сказание еже содеяся в царствующем граде Москве). 104 . Ciampi, Bibliografia critica delle antiche reciproche corrispondenze politiche. ecclesiastiche, scientifiche, litterarie, artistiche dell» Italia colla Russia, colla Polonia ed altre parti settetrionali. 3 v. 105 . Ciampi, Notizie dei Secoli XV e XVI sulla Italia, Polonia e Russia. 106 . Щербатова, История Российская от древнейших времен. Т. VII. 1791. (Современные грамоты). Сверх того, автор пользовался разными актами, письмами и заметками, найденными им в разных русских, польских и латинских рукописях, хранящихся в: 1) Императорской Публичной Библиотеке; 2) Литовской Метрике при Правительствующем Сенате; 3) Московском главном архиве Иностранных Дел; 4) Библиотеке Красинских в Варшаве; 5) Библиотеке Потоцких в Вилянове; 6) Библиотеке Главного Штаба; 7) Румянцевском музее, ныне московской Публичной Библиотеке; 8) Библиотеке Археографической Комиссии. Введение I В сентябре 1580 года у московского царя Ивана Васильевича в Александровской слободе была свадьба: царь женился на дочери боярина своего Федора Федоровича Нагого, Марье Федоровне. Это был, как показывают хронографы, восьмой брак царя; но что было запрещено и делало соблазн для других, царю Ивану Васильевичу было позволительно. Неизвестно, спрашивал ли он на этот брак особого разрешения церкви; но оно было даваемо ему прежде. Недозволительно было церковью – в четвертый и в шестой, и в восьмой раз вступать в супружество; если же собор дозволил ему, не в пример другим, жениться в четвертый раз, то он сам после того мог успокаивать свою совесть, разрешая себе и в восьмой. Свадебное празднество совершалось со всеми надлежащими обрядами того времени. Роли свадебных чинов были розданы так, что вышло как-то знаменательно и странно: посаженым отцом царя был его сын Федор, а невестка Ирина Федоровна – посаженой матерью; другой сын, Иван Иванович, был у него тысячским; дружками были: со стороны жениха – князь Василий Иванович Шуйский, со стороны невесты, Борис Годунов, оба будущие цари московские.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В том же году закончился срок данного Иваном IV двадцатилетнего освобождения от государственных податей и повинностей и строгановские владения обложили налогами. Маловероятно, что в сложившейся ситуации Максим Строганов мог позволить себе финансировать строительство сразу двух церквей, поэтому можно полагать, что первая церковь была построена не ранее 1580 и не позднее 1615 года, когда «В церковь Успения Богородицы и Иоанна Предтечи «на Чусовой горе» Максимом Яковлевичем и его сыновьями был вложен в 1615 году рукописный Пролог (март-август) начала XVI века». «Манифест о секуляризации монастырских земель в Российской империи», подписанный Екатериной II 26 февраля 1764 года, объявлял об изъятии в пользу государства 8,5 млн. десятин земель и свыше 900 тысяч крепостных крестьян мужского пола из монастырской собственности и передаче их в ведение и управление специально созданной для этих целей Коллегии экономии. Примерно две трети существовавших к тому времени монастырей были упразднены. Та же судьба постигла и Чусовскую Успенскую пустынь - монастырь был закрыт, земли и крестьяне, принадлежавшие монастырю, были отобраны в казну, а монастырская церковь обращена в приходскую. Этот же, 1764, год следует считать годом основания настоящего Успенского села, которое еще долгое время называлось Монастырьком. В 1849 году на месте уничтоженной пожаром деревянной было начато строительство каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы - уже третьей по счету (первая разрушилась от времени). Однако из-за отсутствия финансирования церковь была освящена только 11 сентября 1864 года. «Здание каменное, на каменном фундаменте, с таковою же колокольней в одной связи, крыша покрыта железом». Сведений об архитекторе не сохранилось. В церковной библиотеке находилось 175 томов книг для чтения, имелись 3 школы. 27 августа 1933 года на заседании Облкультовой комиссии при Президиуме Облисполкома был окончательно решен вопрос о закрытии церкви. В 1970 году на здание церкви была заведена карточка учета памятников архитектуры. На день составления карточки храм являлся хозяйственной постройкой колхоза и был предназначен под склад зерна. Использовался и как склад местного гаража.

http://sobory.ru/article/?object=21208

Никольский храм и монастырь были основаны около 1580 года. В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Узорчатые карнизы и наличники окон, крыльцо и терраса с южной стороны делали фасад храма особенно нарядным. Храм славился своей прекрасной акустикой. В 1779 году Никольский храм был украшен деревянной скульптурной группой, изображающей Погребение Спасителя. Ее автором был талантливый арзамасский священник Василий Ильин. Все фигуры были вырезаны в рост человека. Они представляли собой четверых евангелистов, стоящих у гроба, в котором лежал Спаситель. У головы Его стояли ангел с настоящей свечой и Иосиф Аримафейский, у ног — еще один ангел и Никодим. Близ гроба — плачущая Богоматерь, поддерживаемая Иоанном Богословом, и Мария Магдалина. С 1764 года обитель являлась общежительным женским монастырем III класса.  До закрытия монастыря на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц. В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии. Здания Николаевского монастыря частично были приспособлены для размещения прибывающих частей. 15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до лета 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района. В 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт. Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения. В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания. От Никольского храма к тому времени остались только фундамент и часть стен. Внутри он был завален тоннами мусора. Для его вывоза потребовались более 120 рейсов грузовых машин. Храм был восстановлен по сохранившимся с начала века фотографиям.

http://patriarchia.ru/db/text/6046953.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010