Пытаясь выдать грозного царя за царя-праведника, сторонники его канонизации пересматривают основные «претензии» к моральному облику государя, полагая их клеветническими измышлениями его недругов, якобы противоречащими сохранившимся источникам: обвинения в убийстве святых митрополита Филиппа и Корнилия Псково-Печерского, а также собственного сына Ивана, многоженство, деспотический образ правления. При этом аргументация сторонников канонизации, как правило, слаба, ссылки на источники вырваны из общего контекста, многие источники, противоречащие апологии Ивана Грозного, либо замалчиваются, либо признаются заведомо сфальсифицированными или ложными, направленными на дискредитацию царственного «праведника». Более того, они вербуют себе очень широкую читательскую аудиторию, публикуя свои измышления в научно-популярных изданиях, рассчитанных на не слишком взыскательного и сведущего в истории читателя, но расходящихся многотысячными тиражами Сторонники канонизации Ивана Грозного отрицают как миф многоженство царя, делая особый акцент на том, что его четвертый брак был разрешен Освященным Собором. При этом совершенно бездоказательно отрицаются факты женитьбы царя на трех последних женах. Аргументация крайне проста: «Жена это женщина, прошедшая тот или иной официально признанный обряд вступления в брак с мужчиной» То есть, если обряда не было, не было и брака, а там, где нет брака (если следовать предлагаемой логике), нет и прелюбодеяния. Однако с точки зрения элементарных начал христианской нравственности поведение царя в его брачной жизни было более чем предосудительным. «Умершей убо царице Анастасии, отмечал летописец нача царь яр быти и прелюбодейственен зело» О склонности царя к прелюбодеянию сообщает и А. Шлихтинг После смерти второй жены, Марии Темрюковны, Иван Грозный венчался с Марфой Собакиной, через несколько месяцев после ее кончины с Анной Колтовской. При этом церковный собор 1572 г., разрешив четвертый брак царя, наложил на него строгую епитимью «запрет молиться в храме и приобщаться Святых Христовых Тайн» Хотя епитимия налагалась на трехлетний срок, запрет на принятие Святых Тайн действовал до конца жизни царя. Митрополит Макарий (Булгаков) следующим образом описывал дальнейшую историю многоженства Ивана Грозного. «...Прошло два-три года, и царь развелся со своею четвертою женою, отпустив ее в монастырь, а сам женился на пятой жене (около 1575 г.) и вскоре потом на шестой и на седьмой (в сентябре 1580 г.) и все это делал без всякого разрешения со стороны церковной власти, и не считал нужным даже просить у нее прощения и молитв, как просил по вступлении в четвертый брак»

http://patriarchia.ru/db/text/420877.htm...

Имя архимандрита Иова встречается в числе участников Собора 1580 г., созванного в Москве для решения актуальной проблемы о монастырских вотчинах . Это еще одно свидетельство, характеризующее ответственную духовную миссию Новоспасского настоятеля. В течение шести лет он возглавлял древнюю московскую обитель, возрастая духовно, постигая опыт церковного служения и монашеского устроения, сочетая деятельное участие в церковно-государственных делах, что закономерно вызывало к нему доверие и уважение как государя, так и священноначалия Русской Церкви. 16 апреля 1581 г. архимандрит Иов был рукоположен Всероссийским Митрополитом Дионисием и собором русских архиереев во епископа Коломенского. «Повелением блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца, поставлен бых рукоположением Преосвященного Дионисиа, Митрополита всея Русии, и прочими архиепископы и епископы и освященным собором возведен на престол на Коломенскую епископию к Пречистой Богородице, честнаго и славнаго Ея Успения», — сообщает об этом акте Патриарх Иов в духовной грамоте . Как видим из содержания текста, и здесь благоволение правителя государства подтверждается его активным участием в возведении настоятеля Новоспасского монастыря на епископскую кафедру. Это давнее уважение к Преосвященному Иову «наследовал» и преемник Иоанна Грозного († 1584) — его сын Феодор Иоаннович. Подобно своему отцу, Феодор Иоаннович питал к епископу Иову искреннюю привязанность и дружелюбие, почитая в нем духовного отца и наставника. Как и прежде, Святитель Иов принимал деятельное участие в важных церковно-государственных делах. Так, например, он присутствовал на Соборе, состоявшемся в сентябре 1585 г. в Москве . В целом правление Феодора Иоанновича было весьма памятным для жизни и деятельности Преосвященного Иова. Именно в этот период произошли наиболее знаменательные перемены в его святительском служении. 9 января 1586 г. Святитель Иов был вновь перемещен, по благословению Митрополита Дионисия, на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа .

http://sedmitza.ru/lib/text/439779/

Подпись следующая: «Епископ Тверской и Кашинский Савва к сей проклятой грамоте руку приложил». (См. Собр. грам. госуд. Ч. I, гр. 196, с. 564). В 1572 году был он в Москве на совещании с прочими архиереями о прощении царю четвертого брака 34 ; в грамоте подписался в числе других и калязинский игумен Феодорит. (19) После Саввы в Тверском синодике записан Феодорит сомнительный. Епископы тверские и старицкие 18) Захария – упоминается 1580 г. 35 . В январе месяце сего года, no случаю войны с польским королем Баторием, царь Иван Васильевич созвал в Москву знатнейшее духовенство для совещания об оказании пособия изнуренному воинству. Вследствие этого составлена от всего духовного чина приговорная грамота, чтобы впредь с 15 января того года никому в монастыри вотчин своих по душе не давать, а давать по произволу деньгами. К сей грамоте в числе прочих архиереев подписался и Захария с калязинским игуменом Игнатием и отроческим архимандритом Никандром. В 1584 г. 20 июля для дополнения той грамоты созван был в Москве новый собор, на котором присутствовал еп. Захария, и приговорную грамоту утвердил своей подписью с калязинским игуменом Боголепом и упомянутым Никандром. С учреждением патриаршества преосв. Захария в 1589 г. наименован архиепископом тверским и старицким. Последним известным действием в служении сего пастыря было то, что он участвовал в коронации царя Бориса Феодоровича Годунова, совершившейся в 1-й день сентября 1599 или, по тогдашнему летоисчислению, в 1-й день нового года. (20) 19) Феоктист – в котором году посвящен, неизвестно. В несчастное время самозванцев 1606 г., когда отечество терзаемо было всеми ужасами безначалия и партии злодеев, возмутив Тверскую область, подступили под самую Тверь, пастырь сей, негодуя на слабость воевод, ополчил духовенство, приказных людей, детей боярских своего архиерейского дома и всех граждан, одушевил их силою слова и выслал противу врагов. Тверитяне одолели мятежников, пленили многих и отослали в Москву к царю Василию Ивановичу Шуйскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

«Надеюсь, что наше сотрудничество с Русской Православной Церковью и впредь будет таким же плодотворным и продуктивным, и что эта выставка обретет своего зрителя», — заключила министр культуры Республики Татарстан. В свою очередь директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева поблагодарила Правительство Республики Татарстан за то, что музейное сообщество было вовлечено в реализацию уникального проекта. Розалия Нургалеева выразила особую радость в связи с тем, что навыки и наработки сотрудников казанских музеев востребованы в столь важный исторический момент, когда жители столицы Татарстана готовятся к освящению возрожденного Казанского собора. Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение», открывшаяся в Государственном музее изобразительных искусств, является продолжением научно-выставочного проекта «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь», реализованный в 2016 году — в год закладки собора. В настоящее время в залах музея представлены памятники иконописи и декоративно-прикладного искусства, прославляющие явление чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1579 году. Впервые вместе экспонируются Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI века из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и пелена «Богоматерь Казанская» 1580-1590-х гг. из собрания Национального музея Республики Татарстан. Экспозиция содержит чертежи XIX века, ставшие отправной точкой при воссоздании Казанского собора, и проекты современных архитекторов. Также на выставке представлено наследие ведущего мастера религиозной живописи Василия Турина. Один из разделов выставки посвящен западноевропейской гравюре. Посетители смогут увидеть эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, ознакомиться с внутренним убранством Пещерного храма, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выставка будет открыта до 23 сентября. Также сегодня в Казанской Ратуше открылась выставка работ современных иконописных школ «Небесная лазурь». Организаторами выставочного проекта, приуроченного к предстоящему освящению воссозданного Казанского собора, выступили отдел по культуре Казанской епархии и мэрия города.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5829012...

Хотя тексты Священного Писания являлись для людей русского Средневековья высшим авторитетом, широкое распространение в древнерусской письменности получили лишь те тексты из книг Ветхого и Нового Завета, которые читались во время богослужения. Рукописи, предназначенные для чтения, в особенности рукописи книг Ветхого Завета, были сравнительно редки, обычно они включали в себя лишь несколько библейских книг, а часть книг Ветхого Завета в эпоху Средневековья вообще не была переведена на славянский язык. Первый полный славянский перевод Библии был создан лишь в самом конце XV века по инициативе новгородского архиепископа Геннадия. Те книги Ветхого Завета, переводы которых в славянской письменности отсутствовали, пришлось перевести с латинской Вульгаты. Но и после выполнения этой работы рукописи с полным славянским текстом Библии оставались в России большой редкостью. Между тем именно такая рукопись была написана по заказу царя монахами Иосифо-Волоколамского монастыря в 1558 году. Таким образом, Иван IV принадлежал к кругу тех немногих людей, кто еще до печатного издания славянской Библии в Остроге на Украине в 1580 году имел в своем распоряжении полный славянский текст Священного Писания. Настоящей энциклопедией, в которой были собраны все «душеполезные» книги, известные в древнерусской письменности, стали Великие Минеи четьи, созданные по инициативе митрополита Макария. Огромное собрание текстов книг Ветхого и Нового Завета, житий святых и похвальных слов им, сочинений отцов церкви, поучений, посланий и толкований было распределено в рамках годового «круга чтения» на двенадцать громадных месячных книг — с сентября (первого месяца церковного года) по август. Работу над созданием такого свода Макарий начал в 1529/30 году, когда был еще новгородским архиепископом и мог заниматься поисками книжных богатств лишь в пределах своей Новгородской епархии. Работа продолжалась в течение двенадцати лет и завершилась созданием 12-томного собрания — так называемого Софийского комплекта Великих Миней четьих, предназначенного для хранения в Софийском соборе Новгорода Великого.

http://sedmitza.ru/lib/text/438926/

Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).   Какие бывают святые Аскеза: упражнения в приближении к Богу Азбука монашеской жизни Монашество   Преподобный Симеон Столпник положил начало новому виду подвижничества - «Столпничеству». Построив столп в несколько метров в высоту, он непрерывно молился на нем, не имея возможности для отдыха, воздерживаясь от пищи, перенося зной, дождь и холод. Проповедями и подвижническим образом жизни Симеон обратил многих язычников и еретиков в Православное Христианство.     Православные праздники 15 сентября  Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.  Имя Антоний: персонаж мультфильма и основатель русского монашества 5 поучений преподобного Феодосия Печерского Киево-Печерская Лавра и ее святые Киево-Печерская Лавра. Краткий путеводитель   Преподобные Антоний    и преподобный Феодосий основали Киево-Печерскую обитель, ставшую образцом для других русских монастырей и имевшую огромное влияние на всю духовную жизнь Русской церкви, были праведниками и аскетами, учредили монашеский устав, по которому у монашеской общины должно быть общее имущество, а время должно проходить в непрерывных молитвах и трудах.     Православные праздники 16 сентября  Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).   Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский юродивый и чудотворец. Гробница Иоанна известна исцелениями страждущих.   Православные праздники 17 сентября  Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Кто такой Моисей в Библии? У подножия гор Моисея Пророки Библии Пророчества Библии   Ветхозаветный пророк Моисей Боговидец, законодатель еврейского народа, вывел евреев из египетского плена, принял от Бога 10 заповедей на горе Синай. Его жизни посвящены четыре книги Пятикнижия: «Исход, Левит, Числа, Второзаконие». По Евангелию от Луки, во время Преображения Господня на горе Фавор, явился Иисусу Христу «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия, явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В другой раз он признался мне, что посвящение его стоило 500.000 пиастров (около 28.600 руб. серебром). Из числа этой огромной суммы даны были отрёкшемуся от александрийской кафедры Артемию 200.000 пиастров (отступных), рукополагавшим его архиереям: смирнскому Афанасию 15.000 пиастров, бейрутскому Вениамину 10.000 п., севастийскому из Палестины Фаддею 10.000 п., клирикам цареградским 20.000 п., за султанский бриллиантовый знак отличия 40.000 пиастров. Вся вышеупомянутая сумма взята была в долг у богатых александрийских купцов Цицини, Тусиццы, Данастаси и других, но без роста, и уже уплачена из доходов патриархии. На вопрос мой о количестве этих доходов его блаженство отвечал, что в 1849 году из Валахии с имений монастыря Златарского получено было 1.500 голландских червонцев, из Молдавии от монастыря Ханку во имя св. пророка Илии 700 таких же червонцев; и кроме того, есть доходы с наёмных домов, принадлежащих патриархии, и с подворья, находящегося на острове Крит в иерапетрской епархии. Я весьма доволен был его признанием, потому что стараюсь понять силу денег, которая вместе с силой права и школы даёт ход всем делам человеческим, и без которой церковь ни существовать, ни действовать не может. Кстати здесь упомянуть и о том, что в конце 1848 или в начале следующего года один из богатых купцов Георгий Абет пред смертью своей завещал на народное училище в Каире 400.000 пиастров. Позволяем себе сказать ещё несколько слов о Никоне и, именно, о предпринятом им исправлении церковных книг. Не один русский народ, а и болгары, сербы, черногорцы, молдаване и валахи по одинаковым с нами книгам совершали богослужение и исправляли и печатали их гораздо ранее нас. Например, некто Гиорг Цьрноевык напечатал Осьмогласник (Октоих) в 1493 году при зетском митрополите Вавиле. Преосвященный митрополит ардельский (трансильванский) Геннадий напечатал Сборник, или службы святым избранным праздникам от сентября до августа, по изданию некоего Божидара, в 1580 году. Повелением и иждивением супруги валахского господаря Матфея Бессарабы княгини Елены напечатана была Цветная Триодь в 1649 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сему споспешествовали завоевания Московских Великих Князей Иоанна Васильевича, Василия Иоанновича и царя Иоанна Васильевича, сделанные в Белоруссии и Литве. Выше уже сказано, что первый из них возвратил от Литвы все княжества до Днепра, кроме Смоленска, Великий Князь Василий Иоаннович в 1514 г. завоевал и Смоленск и достигал до Вильны, а царь Иоанн Васильевич в 1553 г. взял Полотск, Витебск, Оршу, Дубровну, Копыш, Шклов, а после и ко Пскову прилежавшие литовские города. При всех сих случаях наши государи и первосвященники очищали церкви и монастыри от католицизма, а жители, неволей и гонением увлеченные в оный, охотно возвращались к православию. Даже и архиепископы полотские Гарабурда и Феофан Рытинский (1562–1570) присоединились к восточной церкви. Но гораздо еще более ослаблена доверенность к римской Церкви распространившимся в Польше и Литве с половины сего же XVI столетия лютеровым и цвинглиевым учением, к которому охотно последовали многие не только бояре и простолюдины, но и духовные и даже епископы католические с епархиями своими, скучившие уже игом деспотизма Папского. В числе таковых епископов был и Киевский Николай Пац, (между 1562–1580 гг.), явно проповедовавший лютерову реформу. Ни сеймовые определения, ни синоды епископов католических, вопреки сим сектам созванные, ни королевские указы, по требованию католического духовенства изданные, не могли истребить их. Ибо лютеране и цвинглиане в самом сенате польском и в короле Сигизмунде Августе имели своих защитников и сильно оспаривали у епископов власть наказания за веру лишением чести и жизни, так что с тех пор совершенно отнято у них право сие. А хотя сами секты сии между собой не во всем были согласны и разделялись уже на учеников лютеровых, цвингиевых, кальвиновых и меланхтоновых, но против католиков согласно и единодушно все действовали и, видя на своей стороне многих уже приверженцев, открыто в1555 г. съехались на первый Собор свой в Козмине близ Калиша, продолжавшийся с 24 августа до 2 сентября, и на другой в Сендомире в 1570 г., на коих утвердили свое исповедание и приняли в общение с собой секту гусситов или Богемских братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

—229— и ему – игумену посмотрити мощей его; а погребши отпеть над ним понахида и четыредесятница по нем петь; а на погребение роздать по нем нищим милостыня, что у них в монастыре лучилось; а как его погребут, и игумену о том о всем отписати святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому тотчас». 1498 Когда после 1626-го года было установлено местное празднование Адриану, остается неизвестным; служба есть в рукописях XVII века. 1499 106 . Арсений Комельский, с 1525-го по 1527-й год игумен Троицкого Сергиева монастыря, основатель двух монастырей – упраздненной Арсениевой пустыни, которая находилась в 40 верстах от Вологды, и Арсениева Комельского Ризположенского монастыря, который находится в 24-х верстах от города Грязовца Вологодской губернии, скончавшийся 24-го Августа 1550-го года. Судя по тому, что до половины XVII века было записано много его чудотворений 1500 , можно думать, что местное празднование ему было установлено ранее этой половины XVII века. 1501 107 . Нил Столбенский, уединенный отшельник, подвизавшийся на Столбенском озере в Осташковском уезде Тверской губернии, где после образовался монастырь его имени, скончавшийся 7-го Декабря 1554-го года. Спустя пять лет после его кончины была поставлена над его могилою часовня, в которой была устроена гробница, покрытая покровом, вслед за чем начали совершаться у его гроба чудеса. В 1595-м году была написана его икона, а вслед за тем было установлено и местное празднование его памяти. 1502 —230— 108 . Арсений, юродивый Новгородский, основатель упраздненного Арсениева монастыря, который находился в Новгороде, скончавшийся 12-го Июля 1570-го года. О начале установления местного празднования (которое совершается теперь 8-го Мая) ничего не может быть сказано. 109 . Иоанн Власатый, юродивый Ростовский, скончавшийся 3-го Сентября 1580-го года. Записи о чудесах преподобного заставляют предполагать, что местно празднование его памяти установлено в первой четверти XVII века. 1503 110 . Трифон Печенгский или Кольский, просветитель Лопарей, основатель упраздненного Печенгского монастыря, который находился на реке Печенге, в 250 верстах на северо-запад от Колы, скончавшийся 15-го Декабря 1583-го года. Судя по тому, что преподобный рано прославился как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины. 1504

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29 августа 1762 года после обедни в монастырь ворвалась разбойничья партия из 27 верховых и 14 сидевших на 7 телегах. Они были в казацком одеянье, ружьями, копьями, большими ножами, пистолетами, бердышами и саблями. Въехавши в монастырь, они приблизились к казенной келье, где жил казначей иеромонах Митрофан с крестьянином-ключником Григорием. Бесчеловечно избивши их плетьми, они связали им руки и ноги и, повесивши на рычаги, «жгли огнем без милосердия мучительски». Этими пытками они вымучили у них 1580 р., собранных прежними настоятелями и бывшим тогда архимандритом Варсонофием (проживавшим в Воронеже) на строение и возобновление монастыря, кроме того серебряную, медную и оловянную посуду и прочее имущество. Не довольствуясь этим, они сбили с церковных дверей замок и, вошедши в церковь и разбивши сундук, взяли сборные от богомольцев 50 р. денег. На произведенный этим нападением и грабежом шум сбежалась братия (иеромонах Феодосий да монах Никита и Кирион). Разбойники связали им руки и ноги и посадили под караул. Иеромонах Феодосий успел бежать. Монахов же Никиту и Кириона разбойники жгли на огне «и все их келейное иждивение вымучили без остатку, и оставя оных всех едва живых, пограбленные деньги и пожитки взяв с собою, из того монастыря бежали». По дороге они напала на монастырскую слободу Тишанку. Здесь они сожгли два двора, пограбивши из них имущество. Когда же на пожар сбежались другие жители слоб. Тишанки, разбойники бежали, отстреливаясь из ружей, причем нанесли дротиком две тяжелых раны монастырскому труднику Моисееву. Иеромонах Митрофан от истязаний умер 13 сентября, монахи Кирион – 17 и Никита – 19 411 . От братии остался в живых только бежавший из-под караула иеромонах Феодосий да проживавший в Воронеже архимандрит Варсонофий. После такого разгрома монастырь оскудел окончательно и средствами, и братией. Поэтому через два года начавшаяся реформа в экономическом строе монастырей повела к закрытию этой обители. Шатрищевский монастырь незадолго до той же реформы сгорел, сгорела и его деревянная церковь . И хотя потом церковь была выстроена, но подняться из состояния бедности монастырь не мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010