Упа Семен Яковлевич Слизнев [см. Слизень], конец XV в.; от него – Упины-Слизневы Упа – водяная птица Упадыш, Упадышев : Упадыш, новгородец, казненный в 1471 г. вечем за приверженность вел. кн. Ивану; Упадышев Иван, стрелец, 1624 г., Тотьма Упирь Макарий, крестьянин, 1495 г., Новгород Упирь, упырь – летучая мышь Уплынин Иван Васильев, посадский человек, 1597 г., Устюжна Уполовников Матвей Гаврилович, вторая половина XV в., Переяславль; Уполовниковы, вотчинники, середина XV–XVI в., там же Уполовник – черпак на длинной ручке, половник (Даль) Уполоцкий Василий, сторож Сытного дворца, 1673 г. Упрям Иван Иванович Огарев [см. Огаревы], конец в. Урак Александрович Мякпнип [см. Мякинпн], 1545 г., Новгород; Урак, крестьянин, там же; Василий Ураков, площадной подьячий, 1608 г., Нижний Новгород [см. Готовцевы, Сохнов] Урак – 1) молодой олень-самец, 2) серп для рубки камыша (узбек.) Урвана Андрей Захарьевич Ивашев [см. Ивашев], середина XVI в. Урвана – сорвиголова, сорванец Урванец Федоров, писарь, 1569 г., Кашин Урванец – сорванец Урман Андреевич Лазарев, середина XVI в. Урман – тайга, дремучий лес Урмень Яковлевич Абрамов, 1571 г.; Урмень Айгустов [см. Айгустовы], умер в 1580 г.; Урмень Юрьевич Шаблыкин [см. Шаблыка], 1539 г., Новгород Уродко Федорович Игнатьев, 1555 г. Уруслан кн. Елизарий Иванович Мещерский, 1597 г. Урусовы Михаил и Григорий Евстафьевичи, 1540 г., Кашин Урывок, Урывко, Урывков : Урывок Григорьевич Толсти ков [см. Толстик], 1568 г., Ярославль; Урывко, крестьянин, 1539 (1545? – С. В.) г., Новгород; Михаил Урывков, холоп, 1593 г., Новгород Урюпа, Урюпин : Урюпа, крестьянин, 1545 г., Новгород; Урюпин Пятый Федорович, 1593 г., Арзамас; Павел Урюпа, холоп, 1593 г., Новгород Урюпа – неряха, няня, плакса, разгильдяй Ус, Усов : Иван Федорович Ус Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], боярин, 1471–1484 гг.; Яков Усов с семьей казнен в 1570 г. в новгородском погроме; Усовы, помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Инозем, Кекса] Усатый – распространенное прозвище Усеин Иона Григорьевич Норов, крещеный татарин, 1578 г., Коломна

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Как отмечает современный исследователь, в грамоте пожалования мещанина Дропана, подтвержденной королем Казимиром в 1469 г. (дата 1439 г., как и указывает митр. Макарий, ошибочна), термин «братство» не употребляется (Icaºbuч Я. Д. Haйcmapшi документи про дiялhicmь братств на Ykpa¿hi//Icmopiчhi джерела та ix використання. Kuib, 1965. Вып. 2). Ряд известий в источниках начиная с 70-х гг. XV в. говорят о коллективном патронате «русских» мещан Львова над Успенской церковью, расположенной на Русской улице. Они, в частности, выбирали «опекунов», которые заботились о ее имуществе и отстаивали ее интересы в суде. Однако до 80-х гг. XVI в. это объединение мещан не имело четких организационных форм и не называлось братством (Icaºbuч Я. Д. Братства та ix роль в розвитку ykpa¿hcьkoi культури XVI–XVIII ст. Ки¿в, 1966. С. 23–31). Автор ссылается на сообщения униатского писателя XVII в. о рукописях сочинений митр. Григория Болгарина — такие рукописи в настоящее время неизвестны. Мануил был наместником митрополита в Киеве (см.: Описание документов архива Западнорусских униатских митрополитов. СПб., 1897. Ч. 1. 1). Первое правление патр. Симеона Трапезундского современными исследователи относят к осени 1465 г.; в следующий раз он занял патриарший стол лишь в конце 1471 г. (Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453–1821). München, 1988. S. 398). Очевидно, 1465 г. и следует датировать поездку Мануила в Константинополь. В настоящее время найден и опубликован текст грамоты патр. Дионисия от 14 февраля 1467 г. (Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики/Сост. Я. Н. Щапов. М., 1976. Ч. 2. С. 145–147). Дата грамоты вполне укладывается в годы первого патриаршества Дионисия (осень 1466 — кон. 1471 г.). Утверждение митр. Макария о том, что обращение митр. Григория в Константинополь означало его разрыв с Римом, неоднократно вызывало возражения исследователей разных направлений (Бучинський Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii. II. Митрополит Гpuropiй//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1909. Т. 88. С. 20; Monèak J. Florentine ecumenism in the Kyivan church. Rome, 1987. Р. 200–201). Обнаружение грамоты именно такого содержания, как и полагал митр. Макарий, является веским подтверждением правильности предложенной им реконструкции событий. Не случайно о Киевском митрополите в грамоте патриарха говорилось в особенно теплых тонах («вскормлен и научен во Царьграде, великими добротами и духовными щедротами освящен»). Точку зрения митр. Макария о разрыве церковной унии c Римом можно подкрепить и данными других источников. Так, в грамоте Казимира Перемышльской епископии 1469 г. (о ней см. комм. указывалось, что он подтверждает прежнее пожалование «в надежде на будущую унию».

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗАБЕЛЛА I [Изабелла Кастильская, Изабелла Католичка; испан. Isabel I de Castilla, Isabel la Católica] (22.04.1451, Мадригаль-де-лас-Альтас-Торрес (совр. пров. Авила) - 26.11.1504, Медина-дель-Кампо), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516), в период царствования к-рых было положено начало объединению Испании в единое гос-во. Дочь от 2-го брака кор. Хуана II Кастильского. Во время правления своего сводного брата Энрике IV отказалась участвовать в заговоре знати, желавшей свергнуть короля и возвести И. на престол. В 1468 г. Энрике (после смерти младшего брата Альфонсо, наследника престола), в обход своей дочери Хуаны, которую многие считали незаконнорожденной, по настоянию знати объявил наследницей И. Когда Энрике умер в кон. 1474 г., она объявила себя королевой, но ее права оспорила Хуана, поддержанная группой кастильской знати и своим супругом Афонсу V, кор. Португалии. В результате длившейся до 1479 г. «войны за кастильское наследство» И. утвердилась на престоле. Еще при жизни брата, отвергнув предлагаемых им женихов (кор. Португалии Афонсу V (впосл. он женился на дочери Энрике IV Хуане), герц. Гиени и Берри Карла, магистра духовно-рыцарского ордена Калатрава Педро Хирона и др.), 19 окт. 1469 г. И. тайно сочеталась браком с Фердинандом, кор. Сицилии и наследником арагонского престола (с 1479 король Арагона). Поскольку И. и Фердинанд находились в родстве, для заключения брака требовалось особое папское разрешение, к-рое папа Римский Павел II (1464-1471) дать отказался. Необходимый документ был сфабрикован и впосл. подтвержден папой Сикстом IV (1471-1484). При заключении брака Фердинанд подписал договор, по к-рому обязался принимать решения, подписывать все указы совместно с королевой и признавать законной носительницей короны Кастилии только И. (в 1474 эти вопросы были уточнены в «Арбитражной сентенции Сеговии»). У супругов было 5 детей, среди них: Екатерина Арагонская, 1-я жена англ. кор. Генриха VIII Тюдора и мать Марии Тюдор, и Хуана Безумная, кор. Кастилии (1504-1555), мать императоров Карла V и Фердинанда I Габсбургов.

http://pravenc.ru/text/293824.html

В XI в. в районе долины Куско возникла раннеинкская культура Кильке и сложилась 4-уровневая иерархия поселений, характерная для ранних государств, были созданы общественные здания (дворцы, храмы). Население перемещалось с удобных для обороны вершин холмов в плодородные долины, где создавались сельскохозяйственные террасы, проводились оросительные каналы. С нач. XIV в. культура Кильке распространилась на соседние с Куско долины. В кон. XIV - нач. XV в. в долине Куско сложилось раннегос. образование с населением почти 30 тыс. чел. Ок. 1438 г. сюда с запада вторглись чанка, по языку (кечуа) и культуре близкие к жителям Куско. Согласно легенде, старый правитель Куско Виракоча Инка и его законный наследник Инка Урко были готовы подчиниться чанка, но побочный сын правителя, принявший имя Пачакути, разгромил врага и захватил верховную власть. Затем Пачакути (Пачакутек; ок. 1438-1471) покорил протогос. объединение аймара Колья к северо-западу от оз. Титикака. Враждебное Колья объединение Лупака (к юго-западу от оз. Титикака) присоединилось к Пачакути мирно. В бассейне оз. Титикака Пачакути завладел сотнями тысяч лам и альпака, обеспечив армию транспортом, одеждой и продовольствием. Приблизительно с 1463 г. вместе с Пачакути в завоеваниях участвовал его сын - Тупак Япанаки, ставший после отца единовластным правителем (ок. 1471-1493). Завоеватели продвигались на север, чтобы овладеть Кахамаркой - наиболее крупной из межгорных котловин на севере совр. Перу. Затем Тупак Япанаки направился на территорию совр. Эквадора, где его войска установили контроль над местными племенами. На юге этой области был основан г. Томмебамба (близ совр. г. Куэнка), ставший 2-м по значению в гос-ве инков (в кон. XIV - нач. XV в. отчасти уступил эту роль г. Киото, расположенному севернее, близ совр. столицы Эквадора). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. инки спустились на побережье и захватили гос-во Чимор (столица Чан-Чан). После подавления восстания в Чиморе его сокровищница была вывезена, опытных ремесленников переселили в Куско, город опустел, но гробницы правителей остались нетронутыми (позднее их опустошили испанцы). Весьма вероятно, что инки во многом заимствовали существовавшую в Чиморе бюрократическую систему управления.

http://pravenc.ru/text/389607.html

08.1917 12.1917 в/у ПЕРМСКАЯ, паки 01.1918 04.1918 в/у ПЕРМСКАЯ, третий раз 06.1918 10.1918 Феофан Маврокордато в/у? МУКАЧЕВСКАЯ (1677) Феофан Прокопович I ПСКОВСКАЯ 02.06.1718 25.06.1725 НОВГОРОДСКАЯ 25.06.1725 08.09.1736 МАЙКОПСКАЯ, григ. РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ, григ. Феофан (Богдан) Рпинский ПОЛОЦКАЯ 15.12.1576 08.1588 Феофан Семеня ко МИНСКАЯ 30.11(13.12)1930 в/у ВИТЕБСКАЯ Феофан Соколов БУЗУЛУКСКАЯ, обн. 02(15)04.1932 БУГУРУСЛАНСКАЯ, обн. 02(15)04.1932 Феофан Туляков КРОНШТАДТСКАЯ 31.05.1915 06.07.1916 КАЛУЖСКАЯ 06.07.1916 03(16)09.1927 ПСКОВСКАЯ 03(16)09.1927 30.10(12.11)1935 НИЖЕГОРОДСКАЯ 30.10(12.11)1935 12(25)07.1937 Феофан Хомжа КИРОВОГРАДСКАЯ, Укр. 01.1921 НОВОМИРГОРОДСКАЯ, обн. 17(30)06.1927 Феофан Чернуцкий НИЖЕГОРОДСКАЯ 14.03.1753 01.06.1773 Феофан Шиянов-Чернявский ЧИГИРИНСКАЯ 12.02.1800 25.01.1807 ПОЛТАВСКАЯ 25.01.1807 24.01.1812 Феофаний (Феофан) Габуни МИНГРЕЛЬСКАЯ 08.09.1854 01.06.1859 Феофил КИЕВСКАЯ Св. Феофил в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 15.11.1470 15.12.1471 НОВГОРОДСКАЯ 15.12.1471 07.1483 Феофил (Филофей) СМОЛЕНСКАЯ (1569) Феофил Богоявленский НОВОТОРЖСКАЯ 24.02(08.03)1920 ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 12(25)01.1933 (МОГИЛЕВСКАЯ Феофил Булдовский ЛУБНЕНСКАЯ 19.12.1922 01.01.1923) 12(25)12.1924 Феофил Игнатович ЧЕРНИГОВСКАЯ 17.10.1770 27.09.1788 Феофил Пашковский ЧИКАГСКАЯ 03(16)12.1922 23.11(06.12)1934 Феофил Надеждин САМАРСКАЯ 13.01.1857 31.12.1865 Феофил Раев СТАРОРУССКАЯ 21.04.1787 06.05.1788 ТАМБОВСКАЯ 06.05.1788 06.02.1794 АСТРАХАНСКАЯ 06.02.1794 11.03.1794 ТАМБОВСКАЯ, паки 11.03.1794 23.12.1811 Феофил Татарский ОРЕНБУРГСКАЯ 02.03.1819 19.05.1823 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 19.05.1823 16.10.1827 Феофилакт ВОРОНЕЖСКАЯ 14.09.1743 30.11.1757 Феофилакт ВСЕРОССИЙСКАЯ (XI в.) Феофилакт (Феоктист) СМОЛЕНСКАЯ Феофилакт Горский ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 18.09.1776 06.05.1788 КОЛОМЕНСКАЯ 06.05.1788 12.09.1788 Феофилакт Губин СТАРОРУССКАЯ 02.10.1860 01.12.1862 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 01.12.1862 11.05.1872 Феофилакт Клементьев ТАГАНРОГСКАЯ 24.04.1911 04.04.1913 СЛУЦКАЯ 04.04.1913 17.11.1917 ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инки - одно из племен кечуа, расселившихся на территории П. в кон. I тыс. по Р. Х.,- пришли в долину Куско на рубеже XII и XIII вв. К кон. XIV - нач. XV в. здесь возникло раннегос. образование, контролируемое инками. Согласно легендам, основателем гос-ва инков Тауантинсуйу со столицей в г. Куско был Манко Капак, сын бога Солнца Инти и богини Луны Мама Килья. Слово «инка» обозначало не только название племени, но и господствующий слой аристократии, а также верховного правителя (Сапа Инка - «единственный инка»). Вторым после Сапа Инки лицом в гос-ве был верховный жрец - Вильяк Уму (прорицатель), к-рый происходил из семьи царствующего правителя. Ему подчинялся совет, возглавлявший религ. жизнь в крупных провинциях. Все члены совета должны были происходить из одного перуанского рода, носящего название Тарпунтай. В каждой из провинций и на вновь завоеванных территориях обязательно возводились храмы Солнца. Их главные жрецы также относились к жреческой аристократии. Верховный жрец назначал инспекторов, к-рые посещали храмы и следили за соблюдением доктрин и практики богослужения. Работу этих инспекторов тайно проверяли чиновники, т. е. область религии была подчинена верховной власти. Основным храмом Тауантинсуйу был храм Солнца (Инти-Уаси) в квартале Кориканча в Куско. Религия инков была политеистична (см. ст. Инков религия ). Ок. 1438 г. в долину Куско с запада вторгся народ чанка, близкий по языку и культуре к инкам. Побочный сын верховного правителя Виракочи Инки, Пачакути (Пачакутек) Юпанки, уничтожил их основные силы и объявил себя Сапа Инкой. После смерти Пачакути (1471) власть перешла к его сыну - Тупаку Инке Юпанки (ок. 1471-1493), который распространил власть инков на огромную территорию вдоль тихоокеанского побережья. Последним из завоевателей стал один из сыновей Тупака Юпанки - Уайна Капак (1493 - ок. 1527). К концу его правления гос-во инков простиралось с севера на юг на 4 тыс. км и включало часть территорий современных П., Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора общей площадью ок. 1 млн кв. км. Численность населения Тауантинсуйу, по разным оценкам, составляла от 5 до 15 млн чел. Когда Уайна Капак скончался, правителем стал его сын, Уаскар (ок. 1527-1532). Его сводный брат, Атауальпа (ок. 1500-1533), развязал междоусобную войну, в результате к-рой была истреблена значительная часть аристократии, поддерживавшая Уаскара. В мае 1532 г. Уаскар был взят в плен и позже казнен, Атауальпа стал единовластным правителем (1532-1533). Эта борьба ослабила гос-во инков и способствовала его завоеванию испанцами.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

268 Наконец, в 1471 году, в год несчастной шелонской битвы, к удвоению народного бедствия в Новгороде, был недостаток хлеба и дороговизна. Причиною неурожаев были чаще всего ранние морозы, 269 побивавшие озимь; такие морозы опустошали поля иногда не только осенью, но и среди лета. 270 Иногда, напротив, от теплой и сырой зимы пропадало зерно. 271 Нередко от дождливой погоды хлеб вымокал, 272 в другие годы была засуха (сухмень) и зерно не имело нужной влаги; так в 1471 г. неурожай произошел от засухи и сильных жаров, что так помогло Ивану III в его войне. Случалось, что причиною неурожаев были черви, в особенности вредные огородным растениям. Памятником последней причины неурожаев осталась легенда о св. Варлааме, о его пророчестве, сказанном архиепископу Антонио. Многоводие края было причиною, что иногда наводнения пугали жителей, являлись народным бедствием. Независимо от вреда, какой наносила сильная мокрота хлебному произрастанию, не раз встречаются известия, что как в Новгороде, так и в Пскове, вода ломала мосты, мельницы, строения и вообще делала вред. 273 В 1421 году наводнение в Новгороде было так памятно, что летописец, описывая его, говорит, что и в древние лета бывали в Новгороде наводнения и записаны в летописях, но такого, какое он видел, не находил в старых сказаниях: не только мосты были сломлены, и городские, и те, что были около города, но уличные примостки разбились от воды, и многие хоромы были ниспровергнуты до основания; к этому бедствию присоединилась страшная буря; и некоторые жили на верхах своих домов, не смея сойти по причине водоразлива; некоторые на лодках к церкви путешествовали, а другие по доскам переходили; девятнадцать монастырей обступила вода, и во многих церквах нельзя было совершать литургии. В то же время вода вместе с бурею разломала ограды садов, искоренила и погубила плодовитые деревья. К довершению страха, внушенного народу этим явлением, после того случилось одно из редких явлений – каменный дождь. 274 Глава восьмая. Торговля I.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

(Заметим здесь, кстати, и на всякий случай, что послом от митрополита к патриарху ходил некий Мануил, – указанное послание Ивана Васильевича, и что есть посыльная грамота от Грека Мануила к митрополиту Ионе: Царск. лист 228 оборот, Описание стр. 367). 1094 У преосвященного Макария в Истории, IX, 37 sqq, на основании источников, которых мы не имеем под руками. 1095 Известие сообщил из Константинополя тот Иосиф, митрополит Кесарии Филипповой, который посвящён был в митрополиты Феодосием, – указанное послание Ивана Васильевича. 1096 То, на которое мы ссылаемся выше. Нужно читать его у Павлова, а не в Актах Экспедиции, ибо в последних оно напечатано с пропуском (сделанным Бог знает для чего, ибо опущенное читается уже у Карамзина, – к т. VI примечание 35). 1097 Этот мнимо-рассудительный человек имеет ту позорную славу, что был виновником наложения султанами дани на патриархов. 1101 «Великой Новград ключника владычня Пимина великим, сильным избезчествовав безчестием, на крепости издержав, самого измучив и казну всю у него разграбили и кончав самого на 1000 рублев продали», – 1 Псковская летопись под 1471 годом, в Собрании летописей IV, 236 начало. 1102 Грамота, писаная 22 Марта 1471 года, в Актах Истории т. Ι, и у Павлова в Памятниках 1103 В договорной грамоте Новгородцев с королём находим: во-первых, что они, прежде всего обязуют короля: «а держати тобе, честному королю, наместника на Городище (в Новгороде) от нашей веры от греческой, от православного хрестьянства»; во-вторых, что они делают нарочитое постановление: «а у нас тебе, честны король, веры гречские православные нашей не отъимати, а где будет нам Великому Новугороду любо в своем православном хрестьянстве, ту мы владыку поставим по своей воли; а римских церквей тебе, честны король, в Великом Новегороде не ставити, ни по пригородом новгородцким, ни по всей земли новгородцкой», – Акты Экспедиции т. I, 1104 Во время похода великого князя на Новгород митрополит писал ему грамоту за Новгородцев, прося, чтобы он помиловал их, если они принесут повинную (Акты Истории т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С лета 1471 по март 1475 г. К. А. преподавал во Флоренции, где его учеником и другом стал итал. гуманист и поэт Анджело Полициано. Ок. 1473 г. К. А. перевел на греческий одну из лат. эпиграмм Полициано, обращенных к Лоренцо Медичи. Этот перевод дошел в списке Vat. gr. 1373, частично представляющем автограф Полициано ( Perosa. 2000. P. 98-101). В эти годы К. А. преподавал античных авторов (Аристотеля, Гомера, Демосфена), а также перевел для Лоренцо Медичи на латынь трактат Аристотеля «О возникновении и уничтожении». К 1471-1472 гг. относятся 2 послания Феодора Газиса к К. А. ( Mohler. 1967r. S. 576-577). В марте К. А. покинул Флоренцию и прибыл в Милан ко двору герцога Галеаццо Марии Сфорца ( Motta. 1893. P. 153-154). Его материальное положение в эти годы значительно ухудшилось, и ему пришлось расстаться со своей обширной б-кой. Об этом известно из послания участвовавшего в покупке книг миланского придворного Джованни Франческо делла Торре к Лоренцо Медичи от 10 нояб. 1476 г. ( Legrand. 1885. P. LIV-LV). После краткого пребывания в Милане и Париже он переехал в Лондон. В послании из Лондона, датированном мартом 1476 г., К. А. просил находившегося на службе у французского кор. Людовика XI (1461-1483) грека Георгия Палеолога Дисипата ходатайствовать за греч. ученого и дипломата Георгия Эрмонима (Эрмитиана), незадолго до того вышедшего по поручительству К. А. из долговой тюрьмы и нуждавшегося в покровительстве. Точный год смерти К. А. неизвестен, однако в послании 1487 г. греч. филолог Константин Ласкарис уже писал о нем как о покойном («...лишенный друзей, умер на Британских островах»). Поэтические сочинения К. А. включают архаизирующую гекзаметрическую эпиграмму на книгу кард. Виссариона в защиту Платона (создана в кон. 1469), а также написанную элегическим дистихом эпитафию Виссариону. В числе прозаических сочинений К. А.- небольшое произведение «Плач на несчастный Константинополь» (Μονδα π τ δυστυχε Κωνσταντινουπλει). Первая его часть представляет собой описание красот К-поля, процветание которого было в первую очередь обусловлено выгодным расположением между Европой и Азией. Она в основном состоит из однотипных риторических вопросов, начинающихся с «Где же еще...» (Πο δ...). Во 2-й части К. А. пишет об ужасах взятия города 29 мая 1453 г. «Плач» завершается горестным обращением автора к самому себе («Что же ты будешь делать, бедный Андроник?») и строкой из трагедии «Аякс» Софокла: «Смерть, Смерть, сюда! К тебе взываю я...» (пер. Ф. Ф. Зелинского).

http://pravenc.ru/text/1320109.html

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010