Дионисий, святитель, архиепископ Суздальский (Давид) († 1385, память 26 июня/9 июля и 6/19 июля в Соборе Радонежских святых) Родился около 1300 года в Киевской губернии. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем удалился из монастыря и поселился один в выкопанной им самим пещере на берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Здесь он подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась «училищем христианской веры и благочестия». В ней насчитывалось до 900 иноков. Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнью отец Дионисий приобрел всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священного Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем». Учениками архимандрита Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский († 1404, память 1/14 апреля и 4/17 июля) и Макарий Желтоводский, Унженский († 1444, память 25 июля/7 августа). В 1352 году отец Дионисий послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году архимандрит Дионисий постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы». В 1374 году Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского святителем Алексием, митрополитом Московским. Годы его святительского служения совпали со знаменательным временем – Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в преосвященного Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский Память 25 июля/7 августа Святой Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. С раннего детства он отличался большим благочестием и в 12 лет тайно покинул отчий дом, чтобы поступить в Нижегородский Печерский монастырь. Родители в отчаянии искали его повсюду, и один повстречавшийся им монах рассказал, что их сын в обители. Отец Макария отправился туда, но юный инок, не желавший более никаких связей с миром, отказался увидеться с ним и лишь протянул руку через окно. Он явил высокие добродетели и впоследствии по воле настоятеля основал с помощью местного князя Желтоводский монастырь. Неподалеку от обители было озеро, в котором святой крестил местные финно-угорские племена, наставленные им на путь веры. В 1439 году эти земли захватили татары. Они сожгли монастырь и угнали в плен многих местных жителей, в том числе и святого Макария. Когда его представили Казанскому хану, тот был столь восхищен мудростью и благочестием инока, что оказал ему знаки особого почтения и освободил вместе с другими пленниками, посоветовав им укрыться в дремучих костромских лесах. Устав и изголодавшись в дороге, спутники святого увидели лося и захотели его убить. Но святой Макарий не дал им благословения, поскольку шел Петров пост. И все они, даже малые дети, предпочли бы умереть, нежели нарушить установленные Церковью правила, и ничего не ели до самого праздника святых апостолов. 29 июня, когда завершился пост, лось появился снова – тогда братия подстрелили его и с радостью вкусили пищу. Добравшись до слияния рек Унжи и Волги, они основали новый монастырь. В этой обители святой Макарий пять лет жил, подобно ангелу, в посте и непрестанной молитве. Он обрел блаженную кончину в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года. И после смерти святой Макарий не оставлял своим заступничеством христиан тех краев, охраняя их от набегов татар. В 1522 году они три дня и три ночи осаждали город Солигалич в Костромской земле, но все попытки штурма были отбиты явлением грозящего неприятелю монаха. На четвертый день татары подожгли город. Тогда народ горячо взмолился святому Макарию о помощи – тотчас же пошел ливень и погасил пламя. Татары в ужасе обратились в бегство. 300 из них совершили набег на его монастырь и попытались захватить серебряную раку с мощами, но были поражены слепотой. В благодарность за чудесное вмешательство святого ему посвятили часовню при городском соборе.

http://pravoslavie.ru/55316.html

«Не оставит Господь без внимания слезной молитвы угнетенных, – говорил он Иоанну III, – рассеет Орду, какими судьбами знает, лишь бы государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областью.» Первые епископы Казанские: святые Гурий (†1563 г., 20 июня (3 июля) и 5(18) декабря), Варсонофий (†1576 г. 11(24) апреля), впоследствии епископ Тверской, и Герман († 1567 г., 6(19) ноября). Епископы Пермские: святые Стефан († 1396 г., 26 апреля (9 мая), близкий друг преподобного. Сергия, так много сделавший для приобщения восточно-европейских и азиатских инородцев к русской Церкви; Герасим †1441 г.), Питирим, убитый 19 августа 1456 года вогуличами, и Иона (†1470 г. Память всех троих 29 января (11 февраля). Святой Кирилл, епископ Туровский (†1183 г., 28 апреля (11 мая), знаменитый проповедник, первый русский столпник, о коем житие говорит: «златословесный учитель, светлым учением благоразумия своего просветивший все концы России.» Святой Серапион, епископ Владимирский (†1275 г., 23 июня (6 июля), обладавший замечательным даром слова, грозный обличитель волхований. Преподобный Сергий Радонежский (†1392 г., 25 сентября (8 октября), сей «благодатный воспитатель народного духа,» по определению Ключевского. Святые птенцы из гнезда Сергиева, имена коих нами приводились в первой части. Варлаам Прозорливый (†1192 г., 6(19) ноября), основатель Хутынского монастыря на Волхове: Меркурий, мученик Смоленский (†1238 г., 24 ноября (7 декабря), воин, погибший в единоборстве с великаном-татарином. Преподобные: Сергий и Герман (†1353 г. Память 28 июня (11 июля) и 11(24) сентября), основатели Валаамской обители на Ладожском озере; Авраамий Чухломский, или Городецкий †1375 г., 20 июля (2 августа), основатель четырех монастырей в Костромской губернии; Савватий 1435 г., 27 сентября (10 октября) и Герман (†1484 г., 30 июля (12 августа), основавшие в 1429 году Соловецкую обитель; Дионисий Глушицкий (†1437 г., 1(14) июня), подвизавшийся в Вологодской губернии; просиявший там же Григорий Пельшемский (†1442 г., 30 сентября (13 октября), отличавшийся суровой жизнью, увещевавший Шемяку и сброшенный им на смерть в воду с высокого моста; Арсений Каневский (†1447 г., 12(25) июня), создатель обители на Ладожском озере; Макарий Желтоводский и Унженский († 1444 г., 25 июля (7 августа), примером воздержания обращавший татар в православие; Варлаам Шенкурский (†1462 г., 19 июня (2 июля); Савва Вишерский, столпник (†1461 г., 1(14) октября), основатель обители под Новгородом; Исидор, пресвитер Юрьевский, потопленный католиками в р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

The organizers from “Chigot” point out that the 1444 Battle of Varna was one of the most important military battles in the history of the Balkan Peninsula because its outcome doomed Bulgaria and all of Southeast Europe to remain part of the Ottoman Empire, a period known as the Ottoman Yoke, for centuries to come. The reenactment on the 571st year since the Battle of Varna is sponsored by Varna Municipality, and the Varna District Administration. Bulgaria’s Black Sea city of Varna has a memorial complex dedicated to the Battle of Varna in 1444 AD, and the heroism of the Polish King, known as the Vladislav Varnenchik Museum Park. The Museum was first opened on the site of the Battle of Varna as a mausoleum in 1935, and then turned into a park museum with an area of 30 decares (app. 7.5 acres) in 1964, on the occasion of the 520th Year since the Battle of Varna. Varna is also going to have a monument of Vladislav Varnenchik in the city (the museum park is located outside the site, on the actual site of the 1444 Battle of Varna). The monument is to be erected at the initiative of the Bulgarian Cultural Institute in Warsaw, Poland, and has been donated by renowned Polish sculptor Prof. Marian Konieczny from Krakow. The bravery, sacrifice and tragic end of Polish and Hungarian King Vladislav (Wladyslaw) Varnenchik, whose warriors included Poles, Hungarians, Czechs, Slovaks, Wallachians, Ruthenes (Rusyns), Bulgarians, Croatians, Saxons, Lithuanians, and Crusader Knights of Pope Eugene IV (r. 1431-1477), affected the fate of all of Central and Eastern Europe, and made him a hero in the folklore of many European nations, Bulgaria included. Background Infonotes: The Battle of Varna occurred on November 10, 1444, near the Bulgarian Black Sea city of Varna. In it, the forces of Ottoman Turkish Sultan Murad II (r. 1421-1451 AD) defeated the Christian Crusade of the King of Poland and Hungary Vladislav (Wladyslaw) III Jagello. Vladislav (Wladyslaw) III Jagello, also known as Varnenchik (Warnenczyk), King of Poland and Hungary, was King of Poland in 1434-1444, and King of Hungary and Croatia in 1440-1444.

http://pravoslavie.ru/87628.html

Сравним грамоту 1443 г. с новым документом, выданным по просьбе Холмского епископа Григория , по-видимому, не удовлетворенного общим характером королевского пожалования. Он получил привилей, адресованный непосредственно Холмской кафедре в августе 1444 г., возможно, благодаря содействию Грицка, находившегося тогда в окружении короля . Вступительная часть этого привилея воспроизводила с рядом сокращений текст грамоты 1443 г., включая формулу о предоставлении Холмской кафедре всех прав, какими обладала Римская Церковь. В конкретной части документа заметны явные следы редакции текста в соответствии с местными условиями. Так, изменен перечень должностных лиц, которым запрещалось вмешиваться в юрисдикцию Церкви: вместо абстрактных «дигнитариев» и «оффициалов» грамоты 1443 г. в привилее 1444 г. фигурируют конкретные «каштеляны» и «воеводы», «судьи» и «подсудки», поэтому невозможно рассматривать лишь как механическое сокращение текста отсутствие в грамоте 1444 г. всей заключительной части более раннего документа, содержащей гарантию прав Церкви на ее землю. Напротив, исключение этого раздела станет понятным, если учесть распространившуюся именно в 40-х гг. XV в. практику массовой раздачи и заклада земель королевского домена для финансирования сначала борьбы за венгерский трон, а потом войны с турками. Наряду с другими неоднократно отдавались в заклад и церковные земли, находившиеся под королевским патронатом. Так, уже после выдачи привилея 1443 г. король 3 апреля 1444 г. пожаловал галицкому судье среди других земель «Кириллов монастырь», а 21 сентября того же года львовскому подкоморию было отдано село Незда с «русским монастырем» . Очевидно понимая невозможность выполнить обещания относительно сохранения церковных земель (а тем более невозможность вернуть их прежним владельцам), советники Владислава III исключили соответствующий раздел при подтверждении пожалования. Таким образом, предоставленные православной Церкви права уже в 1444 г. подверглись сокращению. Хотя в привилее Владислав, как, впрочем, и в других документах, исходящих из королевской канцелярии, фигурировал с титулом «верховный князь Литвы», нет оснований думать, чтобы действие этого документа распространялось на земли Великого княжества Литовского.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

При этом многие из византийских архиереев уже успели заявить о том, что они подписали орос под давлением, и теперь отказываются от своей подписи под решениями Собора. Таким образом, позиция властей оставалась пассивно униатской, коль скоро флорентийские решения не были отвергнуты, а антиуниатская оппозиция не имела возглавителя. В конце 1442 – начале 1443 г. из заключения вышел Марк Эфесский , и антиуниаты обрели лидера. Широкая дискуссия по вопросу Флорентийской унии развернулась уже после смерти Патриарха Митрофана 1 августа 1443 г., когда Патриаршая кафедра вновь оказалась вдовствующей. Тогда же был, наконец, устроен долгожданный крестовый поход против турок, закончившийся неудачей под Варной 10 ноября 1444 г. Летом 1445 г. умер от рака Марк Эфесский , на смертном одре завещавший продолжение своего дела Георгию Схоларию. А в 1445 г. Патриархом был избран Григорий Мамма, остававшийся на этом посту вплоть до своего отъезда в Рим в 1451 г. Этот «второй этап» рецепции Флорентийской унии в Византии (1444–1451 гг.) оказался наиболее богатым с точки зрения количества текстов, написанных «за» или «против» унии. С августа 1444 г. по ноябрь 1445 г. в Константинополе состоялось 15 богословских дискуссий по поводу унии между православными и католиками. Дискуссии проходили в присутствии императора и всего высшего общества. Если основным вдохновителем православных был Марк Эфесский , то само бремя дискуссий легло, в первую очередь, на Георгия Схолария с православной стороны, и на епископа Бартоломео Лапаччи (за спиной которого находился папский легат кардинал Кондульмаро) – с католической. Судя по всему, к этим годам – 1444–1445 – относится написание Сиропулом «Воспоминаний» о Флорентийском соборе. В это же время он, должно быть, особенно сблизился со Схоларием. По крайней мере, наиболее важные рукописи Схолария, переписанные рукой Сиропула, относятся ко второй половине 40-х гг. В начале 50-х гг. Сиропул был одним из вождей православной оппозиции и являлся членом ερ Σναξις (Священного Синаксиса) – своего рода «синода» православного сопротивления. Его имя стоит под обращением Синаксиса к гуситам, подписанным 8 января 1452 г. Оставшись в Константинополе, Сиропул оказался в Городе и во время его захвата турками. После падения Города следы Сиропула теряются. Если он остался в живых, то несомненно, что Геннадий Схоларий , ставший Патриархом 6 января 1454 г., должен был приблизить его к себе и, вероятно, произвести в архиереи. По крайней мере, третий Патриарх после падения Византии известен с именем Софроний Сиропул (1 апреля 21 1462 – лето 1464). Монашеское имя Патриарха начинается на ту же букву, что и мирское имя нашего Сиропула. К тому же о других Сиропулах в том поколении пока неизвестно. Так что очень вероятно, что свой жизненный путь Сильвестр Сиропул – участник Флорентийского собора и автор его истории – завершил в качестве Патриарха Константинопольского. Сочинение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долгое время считалось, что М. Е. скончался в 1444 г. Однако Антонин Флорентийский писал, что Бартоломео Лапаччи сопровождал в К-поль папского легата кард. Франческо Кондульмера. Т. к. о последнем известно, что он отбыл из Венеции 22 июня 1444 г., его прибытие в К-поль должно быть отнесено ко 2-й пол. лета 1444 г. Это было одним из оснований для вывода Джилла о том, что М. Е. скончался не в 1444-м, а в 1445 г. К такому же выводу располагали и другие обстоятельства - в частности, приводимые Иоанном Евгеником данные о возрасте М. Е. при принятии им монашества и при его кончине. М. Е. был похоронен в храме св. Георгия в Манганском мон-ре. После 1453 г. родственники перенесли его останки в монастырь св. Лазаря в Галате; память об этом событии была сохранена в святцах под 19 янв. По всей видимости, почитание М. Е. как святого началось сразу после его смерти, о чем свидетельствуют слова его противника Иосифа Мефонского: «Вы (т. е. противники унии.- А. Б.) считаете греков святее всех, даже если они были необузданнейшими и глупейшими и только говорили против латинян... и рекомого Паламу, и Марка Эфесского... Тех, кто не имели в себе никакой добродетели или святости, только из-за того, что они говорили и писали против латинян, вы прославляете, и воспеваете, и ставите им иконы, и совершаете им празднования, любите их, как святых, и поклоняетесь им». Сохранилось последование М. Е. авторства Филадельфийского митр. Макария, Георгия Византа и Григория Византийского, за которым в рукописи следует решение патриарха Геннадия Схолария о том, чтобы это последование читалось в память М. Е. Однако К. Мамони пришла к выводу о более позднем происхождении этого последования, и с этим выводом в основном согласилась Минева, по мнению к-рой при патриархе Геннадии Схоларии лишь было принято решение о праздновании памяти М. Е. При этом та же исследовательница признает, что офиц. причисление М. Е. к святым произошло значительно позже, в 1734 г. Сочинения Полный список сочинений М. Е. до сих пор не составлен.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

He launched two ultimately unsuccessful Crusades against the Ottomans: in 1443 AD, reaching Sofia before retreating for the winter, and 1444 AD reaching the Black Sea city of Varna where he perished at the age of 20 in theBattle of Varna against the forces of Ottoman Sultan Murad II (r. 1421-1451 AD). Because of that, in Bulgaria theheroic Polish and Hungarian King is known as Vladislav Varnenchik (Wladyslaw Warnenczyk), i.e. Vladislav of Varna. The Second Bulgarian Empire (1185-1396) was conquered by the Ottoman Turks in 1396 (although some Bulgarianestates in the west may have survived for а few more decades). In 1396 AD, Hungarian King Sigismund of Luxembourg (r. 1387-1437 AD, later Holy Roman Emperor in 1433-1437 AD), organized a crusade against the Ottoman Turks which, however, ended in a disaster for the Christian forces in the Battle of Nicopolis (today’s Bulgarian town of Nikopol). The Crusades of the Polish and Hungarian King Vladislav (Wladyslaw) III Varnenchik were the last Christian campaign against the Ottoman Empire in the Late Middle Ages that had the potential to liberate Bulgaria. With its failure, Bulgaria remained suffering for centuries, a horrific period known as the Ottoman Yoke, and was liberated only in the Russian-Turkish War of 1877-1878. D uring his campaign against the Ottoman Empire in 1444, King Vladislav (Wladyslaw) III Jagello was in charge of an army of some 20,000 European Christian warriors, including Poles, Hungarians, Czechs, Slovaks, Wallachians, Ruthenes (Rusyns), Bulgarians, Croatians, Saxons, Lithuanians, and Crusader Knights of Pope Eugene IV (r. 1431-1477). The young Vladislav (Wladislaw) III Jagello inherited his father King Wladyslaw II Jagello as the King of Poland in 1434, at the age of 10. In 1440, Vladislav became also the King of Hungary, after a union between the Kingdoms of Poland and Hungary designed to unite their forces against the Ottoman Turks. After the first Crusade of King Vladislav and John Hunyadi against the Ottoman Empire, which reached Sofia in the fall of 1443, the Ottoman Sultan Murad II signed a 10-year truce with Hungary, and in August 1444 resigned from the throne in favor of his 12-year-old son Mehmed II (who later became Mehmed II the Conqueror after conquering Constantinople in 1453 AD). The new Crusade was organized under the auspices of Pope Eugene IV in anticipation of a new Ottoman invasion. The preemptive Christian campaign that later became known in history literature as theVarna Crusade led the old Sultan Murad II to return to the throne.

http://pravoslavie.ru/87628.html

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание объекта < (XVII в.) > Карта и ближайшие объекты Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора святых Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. В Собор святых Ближних пещер входят: преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 2 сентября и 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (†1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), праведная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Василий и Феодор († 1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский († 1065; память19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник († 1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник († ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец († ок. 1160; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), преподобномученик Кукша, просветитель вятичей († после 1114; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля и 27 августа), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября и 27 августа), священномученик Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 24 ноября и 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный († 1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий († 1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник, постник (XII-XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010