1424 Творения св. Киприана, T. I (письмо к Помпонию), стр. 104–105. Этот Помпоний был епископом одного города, подчинённого власти Карфагенского иерарха. 1428 В том же письме св. Киприана к Помпонию, но только это место почему-то опущено в русском переводе и заменено многоточием. 1432 Послание говорит: „пусть он (Павел) и не позволял себе ничего непристойного“ в данном отношении. До известной степени сдержанно относится к виновным и сам Киприан: он говорит: „в настоящем случае некоторые из братьев наших будут огорчены нами“ (Т. I, 108). Нужно вообще помнить, что нравы в древности были проще, и на многое смотрели снисходительнее, чем впоследствии. Наприм., в III веке общественные бани были общими для лиц обоего пола; и св. Киприан, запрещая посещать их христианским девственницам, не налагает подобного же запрещения на христианских женщин (Киприана. Творения. Т. II, 141 – Книга об одежде девственниц). Киев. 1891. 1438 Heinichen. Commentarii in Eusebii historiam, p. 719. Lipsiae, 1870. – Автор сочинения: De singul. clericorum, принимая на себя борьбу с рассматриваемым нами сожитием мужчин с девственницами, прибегает для достижения цели к очень различным средствам – и к увещанию, и к угрозам, и к просьбам, и к приказаниям. Из этого сочинения видно, что с субъинтродуктами жили и клирики, и аскеты-миряне. Автор, сообразно обстоятельствам времени, направляет свою речь против клириков, ибо в это время в особенности заботились о том, чтобы по крайней мере хоть духовных лиц устранить от неприглядного сожительства. Обстоятельный анализ сочинения: De sing cleric. у Achelis’a. S. 36–42. 1444 Древние расходятся во мнениях о том, где произнесены эти проповеди – в Константинополе или в Антиохии. В пользу первого мнения высказывается Палладий, биограф Златоуста, а в пользу второго – историк Сократ. Из новейших писателей разделяют мнение Палладия Филарет Черниговский и проф. Лопухин, написавший жизнь Златоуста в качестве введения к новому изданию творений этого отца в русском переводе. Мнение это заслуживает предпочтения, ибо невероятно, чтобы Златоуст позволил себе произнести такие резкие поучения в Антиохии, где он был лишь пресвитером...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но влечения к чувственности, которым он, по его собственному признанию, предавался до своего крещения 1441 , ожили в пустыне, где он надеялся найти свободу от искушений. Он боролся против них постом и молитвой 1442 , и, желая присоединить к этим подвигам какое-нибудь смиряющее занятие, он начал изучать еврейский язык под руководством одного обращенного иудея, – причем язык этот подходил для его цели, самой унизительностью изучения алфавита, не музыкальностью слов и неукрашенной простотой (как думалось Иерониму) священных писаний 1443 . Приобретенное им таким образом знание, оказалось ценным в более чем достаточной степени для вознаграждения за тот вред который, как он говорит, потерпел от этого его латинский стиль и даже его произношение 1444 . Иероним с ревностью предавался классической литературе, он с пренебрежением относился к св. Писанию за его простоту. Направление его занятий было изменено замечательным случаем, когда он еще находился в Антиохии до отправления в пустыню, или уже во время его уединения. Он впал в тяжкую болезнь и полагал, что уже умер. Будучи поставлен в присутствие судьи, и спрошен о звании, он отвечал, что он христианин. «Ты лжешь», –отвечал ему судья; «ты не христианин, а цицеронец; ибо где твое сокровище, там и сердце твое». Он подвергнут был жестоким побоям, но, по его усиленной просьбе и по заступничеству окружающих святых, его жизнь была пощажена из сожаления к его молодости. Он поклялся никогда опять не раскрывать языческой книги, и, по возвращении в мир, нашел, как он рассказывает, что его плечи были в синяках и тело его страдало от полученных им ударов 1445 . Иероним, по-видимому, пользовался этим рассказом, смотря по обстоятельствам, считая его явной действительностью, когда он желал отговорить других от изучения светских наук, и простым сном, когда он оказывался не в состоянии отрицать, что он не строго соблюдал свою клятву 1446 . В позднейшие века его видение часто приводилось в оправдание как ленивого нежелания учиться, так и фанатического презрения к литературе. Споры этого времени нарушали даже покой пустыни. Иероним спорил с соседними монахами касательно дела Мелетия, Павлина и аполлинарианина Виталия об обладании кафедрой Антиохийской и об употреблении термина «ипостась» 1447 . Когда вследствие обращения за руководством к Дамасу Римскому, вопрос по-видимому решен был в пользу Павлина, он оставил пустыню в 377 году, и в следующем году был рукоположен этим епископом во пресвитера, с условием, чтобы он не связан был никаким особенным кругом обязанностей. Проведя некоторое время в Константинополе, во время епископства Григория Назианзина , которого он глубоко почитал, он поселился в 382 году в Риме, где и действовал в качестве церковного секретаря Дамаса и помогал ему в его научных занятиях 1448 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сознавая это, текстологи говорят о необходимости охватить исследованием все минускульные рукописи II тыс., где могут быть обнаружены случайно сохранившиеся представители древних форм текста. При невозможности выделить с уверенностью четкие границы древних текстовых группировок, могут быть найдены «траектории» исторического развития текста, которые в хаосе разночтений прочерчивают более ясные линии наследования через цепочку, скопированных друга с друга, рукописей разных эпох. 111 Нет никаких сомнений в том, что общий текст изданий NA-GNT стоит гораздо ближе к искомому архетипу, чем TR. Это обусловлено, во-первых, тем, что круг рукописных источников, на которых он основан, гораздо шире того, каким обладал Дезидерий Эразм в 1516г. и продолжатели его дела, вплоть до введения в научный оборот папирусов. Во-вторых, этому способствовала оценка и классификация источников, определившая процедуру для выявления среди них более достоверных. В-третьих, критерии оценки разночтений основаны сегодня на тщательно подобранных исторических, филологических и богословских соображениях и фактах. В установлении текста участвовали специалисты с разными теоретическими воззрениями: американские участники работы (Метцгер и Викгрен) являются учениками и последователями Колвелла, который был самым горячим сторонником генеалогического исследования рукописей, тогда как Аланд проявлял сдержанность в отношении текстологии и преимущественный интерес к богословской оценке вариантов. При различии позиций, достижение участниками работы согласия в каждом отдельно взятом узле разночтений, дало наилучший из возможных результат. Нельзя, однако, думать, что предложенный в изданиях NA и GNT базовый текст является окончательным и пребудет таковым во все последующее время. Отсутствие рейтинговых оценок в издании ПА26, подобных тем, какие использованы в GNT3, не должно вызывать впечатления, что в узлах разночтений вся филологическая работа уже выполнена. Ведь из 1444 узлов разночтений, представленных в GNT3, только 126, или 9%, сопровождаются литерой А, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Округа Боспора пополнялась пришельцами, очевидно булгарами, потом «салтовцами» 1441 . Во второй половине VIII в. две трети из примерно 250 новых поселений появились в Крыму именно на Керченском полуострове, преимущественно на пустующих, свободных землях, что не заставляло мигрантов сталкиваться с уже живущими здесь. Ю.М. Могаричев полагает, что такое расселение переселенцев, по сути дела, колонизация, с территории Хазарии происходило параллельно с другими миграционными процессами на территории каганата, но с согласия и под контролем византийских властей 1442 . Косвенно это наблюдение подтверждается районированием процесса, при котором юго-западные земли полуострова были практически полностью исключены из разрешенного местожительства «салтовцев». К немногим исключениям здесь может быть отнесено селение Савгатухате – Saugatouchate (с тюркского «Дарованное»), в котором скорее всего в последней трети VIII в. возвели и освятили христианский храм, отметив в традиционной формуле строительной надписи на греческом, что это произошло в «правление хагана и тудуна», причем последний, очевидно, имел отношение к правлению областью с названным селением 1443 . Тем не менее даже в таком окружении новых поселенцев сам город Боспор, как и его почти «зеркальное отражение» – Херсон, сохранил в это время исконное, преимущественно греческое население с примесью иудеев, потомков гуннов, алан, готов 1444 и продолжал развиваться не только как митрополия – столица епископства и крепость. Изучение хронологии его слоев позволяет выделить строительный период конца VII – первой половины – середины IX в., причем внутри него прослеживается более дробная хронологическая шкала 1445 . Следующий период пришелся на середину – вторую половину IX в. Не замирала и хозяйственная жизнь: горожане продолжали эксплуатировать некоторые позднеантичные рыбозасолочные цистерны вплоть до конца IX – начала X в. 1446 Также ясно, что Боспор не испытал в «темные века» принципиальных изменений ни в этническом, ни в конфессиональном плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Распоряжение ссылалось на доклад сенатора Романа Илларионовича Воронцова, согласно которому члены комиссии, учрежденной тобольским митрополитом (украинцем) для борьбы с раскольниками,»въезжая в их деревни, грабят дома и все имения, и их бьют, и мучат немилосердно, и сажают их в цепях под караул " 1440 . Волна гарей начинается и на Севере 1441 . Но ревностные ученики Киевской академии стремятся по польскому способу ввести в России единую религию. Им, привыкшим менять православие на унию, а унию на протестантизм, непонятно, почему старообрядцы так упорно держатся за свою веру, и сами они все больше и больше ожесточаются. В том же 1761 г., когда Сенат предписывает послать в Нижегородскую губернию для защиты раскольников от миссионеров старого, честного офицера 1442 , архиепископ владимирский Антоний и архиепископ нижегородский и митрополит сибирский – все трое бывшие киевские студенты – требуют строжайших мер для " искоренения таковой раскольничьей ереси» 1443 . В то же время, администрация извещала, что в Нижегородской и Владимирской губерниях осталось не больше 10–15 процентов прежнего раскольнического населения, и что основная его масса «принуждена была разойтись врознь из-за чинимых не малых притеснений " 1444 . Но это была последняя попытка сломать старую веру. Обезлюдение Севера и Центра испугали правительство. Меры для прекращения бегства и эмиграции не помогали 1445 . Число эмигрантов достигло, по некоторым сведениям, миллиона. Правительство решило прекратить динамичную миссионерскую деятельность киевлян, самих киевлян стали заменять великороссами. Настало время веротерпимости. Статистические данные о старообрядчестве в других частях России гораздо беднее. Так, например, в Тобольской епархии на 1722 г. насчитывалось 36 521 человек раскольников, около четвертой или пятой части всех мужчин Западной Сибири 1446 . В Московском уезде на 1720 г. было 5579 раскольников, в самом городе Москве на 110–130 тысяч населения в 1725–1730 гг. только официально записанных раскольников из богатых торговцев числилось 304 человека 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

λπη , печаль. В своём аскетическом творении бл. Диадох неоднократно говорит о λπη, употребляя это слово то в добром, то в худом значении. Есть, по учению этого писателя, печаль приятная, сладостная (λπη δεα, сноска и боголюбезная (λπη ϑεοφιλς, сноска но есть и печаль демонская (гл. 96). В своих суждениях о двоякой печали бл. Диадох воспроизводит учение древних церковных писателей и подвижников о различных видах печали. Λπη как душевное состояние, есть, по определению Григория Назианзина , грызение сердца и смятение (δηγμς καρδας κα σγχυσις. Μ. XXXVII, 950. ροι παχυμερ. v. 65). Потому-то о ней и говорится, что она, подобно моли (И. Кассиан, De coenobior. instit. lib. IX, с. 3; p. 354. Нил Синайский , Περ τν κτ τς κακας λογισμν, р. 1456 А.: лукавый дух печали καϑπερ σς μτιον κα ξλον σκληξ, διαμασσται τατην (ψυχν) и червю ( Нил Синайский , Ad Eulog. с 3; р. 1144 А.: σαρκς σκληξ. Его же Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας, с. II, р. 1156 С. Σκληξ στ καρδας λπη, κα κατεσϑει τν τεκοσαν μητρα), съедает сердце ( аввы Исаии Λγ. 23, с. 11: λπη κατατργουσα τν καρδαν. Ефрем Сирин , Κατ μμησιν τν παροιμιν, р. 68, 2: Λπη δ κατεσϑιει τν καρδαν το μπεσντος ν ατ) и сокрушает его (аввы Фаласия Contur. II, с. 71. Μ. XCI, 1444: Συντρβει καρδαν λπη κατ Θεν). Следовательно, печаль, по самой природе своей, есть душевное состояние, противоположное удовольствию (τ ντικεμενον τ δον. Григорий Нисский , De mortuis. Μ. XLVI, 536 С.), образующееся в душе по причине неудовлетворения её желаний или такого удовлетворения их, которое не доставляет ей удовольствия (Евагрий, Περ τν κτ λογισμν, с. 5. Μ. XL, 1272: λπη ποτ μν πισυμβανει κατ στρησιν τν πιϑυμιν, ποτ δ κα παρπεται τ ργ). В этом отношении «печаль есть лишение удовольствия или настоящего или ожидаемого» ( Евагрий Понтийский , Capit pract. с. 10. Μ. 1 с. р. 1224: λπη γρ στι στρησις δονς, παροσης προσδοκωμνης). Уже из свойств печали, обозначенных в приведённых определениях её, видно, что она по существу своему не есть благо (Nemes. De natura homin. с. 19. Μ. 1. с. p. 688: Πσα δ λπη κακν τ αυτς φσει. Максим Исповедник Μ. ХС, 1381, с. 79: κακν ενα φασι πσαν λπην τ αυτης φσει). И однако же способность приходить в печальное расположение (λυπηρ διϑεσις. Григорий Нисский , 1. с. р. 537 В.) признаётся церковными писателями напечатлённой в природе человеческой Самим Создателем, как полезное (τ χρσιμον. Григорий Нисский, 1. с.; И. Кассиан, De coenobior. institut. с. 10; p. 358: ...utilis nobis una re tristitia judicanta est...) средство (φδιον, Григорий Нисский, 1. с.) для достижения доброй цели; но от произволения человека зависит дать этому средству доброе или худое употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Вообще же в отношении ко всем он был весьма ласков» 1313 . Редко доброту своей души преосв. Макарий засвидетельствовал в Харькове на деле. Благотворительность его, какую он проявлял иногда и прежде, здесь обнаружилась особенно широко. Нам уже известны некоторые случаи благотворительной деятельности преосв. Макария в виде пожертвований его на Харьковскую духовную семинарию, мужские духовные училища и училище девиц духовного звания Харьковской епархии, равно как и на построение храма в родном селе Суркове. Кроме того, он ежегодно жертвовал по 50 руб. в пользу миссионерского общества, по 100 руб. в пользу Киевского Свято-Владимирского и Виленского Свято-Духовского братств; в 1862 году пожертвовал 1000 экземпляров истории русского раскола для безмездной раздачи книг в беднейшие церковные библиотеки тех приходов в России, где существовал раскол; жертвовал он в пользу симбирской и вятской публичных библиотек, в пользу ученической библиотеки Волынской духовной семинарии, в 1868 году пожертвовал 100 руб. в пользу пострадавших от неурожая, причем к пожертвованиям на тот же предмет приглашал и все харьковское духовенство, которое, по зову архипастыря, собрало до 1444 руб. 1314 и т.д. Но особенно замечательное пожертвование преосв. Макарий совершил в 1867 году, чем он сделал свое имя навсегда незабвенным в истории русского просвещения и чем облагодетельствовал в будущем сотни тысяч тружеников на поприще этого последнего. 6 января 1867 года преосв. Макарий обратился к синодальному обер-прокурору с следующим предложением. «В 1841 году», – писал он графу Толстому, – «переходя из – за студенческой скамьи на кафедру бакалавра Киевской духовной Академии с твердым намерением трудиться, по мере сил, и на поприще духовной литературы, я дал себе следующий обет: если Бог благословит мое намерение и труды, то все деньги, какие будут следовать за мои сочинения, хранить неприкосновенными дотоле, пока из них составится значительная сумма и тогда положить эту сумму в Государственное Кредитное Учреждение навсегда, чтобы на проценты с неё учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Кроме карательных функций, впрочем, дивизия ничем себя не зарекомендовала, и когда стало ясно, что никакой Великой Албании под покровительством «тысчелетнего Рейха» не получится, из дивизии дезертировало порядка 3,5 тысяч бойцов-шиптаров. Дивизию «Скендербег» расформировали, а оставшихся бойцов включили в дивизию СС «Принц Евгений», которая, как известно, капитулировала лишь в мае 1945. История с карателями из дивизии «Скандербег» поучительна тем, что несмотря на то, что религиозность не является добродетелью, присущей племени шиптаров, и помимо поговорки про веру и саблю существует ещё одна поговорка: " Религия албанцев - албанизм " , тем не менее, внешние силы, желающие разыграть албанскую карту, ставку всегда делают именно на албанцев-суннитов. Так было и при султанах, и при Адольфе Гитлере. Так было и при Билле Клинтоне. Продолжение следует Исключение составляет период с 1444 по 1478 гг., когда в результате антитурецких крестовых походов была временно восстановлена власть сербских князей, а часть краёв, населённых предками современных албанцев, были признаны как турками, так и итальянцами в качестве независимого государства. Битва на Косовом поле - одно из самых кровопролитных сражений средневековья. Четыре пятых ее участников полегли там. Легенда, ставшая краеугольным камнем сербского самосознания, рассказывает, что накануне решающей битвы на Косовом поле в 1389 г. князь сербский Лазарь имел видение, где ему предлагался выбор - царство земное или Царство Небесное. Св. князь выбрал Небесную Сербию - и сонм священномучеников Косова поля спаял враждовавших между собою сербов, рассеченных границами феодальных владений. В первой половине XV века, когда вследствие угрозы со стороны Тамерлана натиск османов временно ослабел, сын св.князя Лазаря, Стефан предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград, вновь подчинил ряд южносербских областей. Весь XV век сербские края представляли собою арену сопротивления, которое оказывали туркам сербы и венгры. А когда на турок обрушился Янош Хуниади, то к антитурецкому союзу присоединился и мятежный Скендербег.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Основной тенденцией истории нем. церковной музыки XV в. было усвоение «нового» фламанд. полифонического стиля, получившего признание и распространение по всей Европе в эпоху Ренессанса. Первыми значительными представителями этого стиля в нем. землях стали Адам Фульдский († 1505) и Г. Финк (1444/45-1527), на протяжении длительной жизни работавший в Польше, Литве, Австрии и Г. Церковные сочинения Финка, созданные в разные периоды его творчества, хорошо иллюстрируют стилевую эволюцию нем. многоголосия во 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. Церковные композиции первой нем. органной школы во главе с К. Пауманом († 1473; служил в Нюрнберге и Мюнхене) представлены в рукописной Буксхаймской органной книге (ок. 1470). Значительный вклад в формирование облика нем. церковной музыки на рубеже XV и XVI вв. оказали музыканты Венской придворной капеллы имп. Максимилиана I, прежде всего фламанд. композитор Х. Изак (ок. 1450-1517) и знаменитый виртуоз-клавишник П. фон Хофхаймер (1459-1537). Ученик Изака Л. Зенфль (1486-1542/43), длительное время возглавлявший капеллу баварского герц. Вильгельма, в своем творчестве (включающем ок. 100 мотетов на лат. языке и 7 месс, 8 Magnificat ) создал классические образцы нем. полифонии эпохи Ренессанса, получив признание во всей Европе. Один из нем. учеников Хофхаймера, органист Констанцского собора Г. Бухнер (1483-1538), стал автором учебника игры на органе, на к-ром воспитывались мн. поколения нем. музыкантов, использовавших рекомендации Бухнера по переложению вокальных пьес для органа и импровизации многоголосия на основе заданной мелодии (cantus firmus) в своей по преимуществу бесписьменной практике. Еще один представитель этого поколения композиторов, Т. Штольцер († 1526), в последние годы жизни создал 4 нем. мотета на тексты псалмов в переводе М. Лютера , к-рые долгое время считались непревзойденными образцами жанра. Начиная с XVI в. на территории Г. сосуществуют неск. христ. церквей, каждая со своим чином богослужения и требованиями, предъявляемыми к церковной музыке. Музыка этих церквей развивалась в русле общих стилевых тенденций, характерных для той или иной эпохи; имеется множество примеров взаимного влияния лютеранства, католичества и кальвинизма в области муз. искусства. Но если в католич. богослужении в целом сохраняется традиц. средневек. система муз. жанров, то лютеровская реформа богослужения послужила импульсом к возникновению и расцвету множества новых муз. жанров и форм.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Чтобы унизить пленного Баязета, Тамерлан заставил любимую жену Баязета прислуживать ему и его гостям за столом, совершенно голой. Тамерлан особенно гордился своей победой над могущественным османским султаном и, чтобы показать пленника, возил его с собой в путешествиях, в железной клетке на колесах – необыкновенно подходящее наказание для того, кто так безжалостно вел себя по отношению к тем, кто имел несчастье попасть в его руки. Не в силах вынести унижения, Баязет умер от горя и стыда через год. Его монгольский победитель последовал за ним в могилу через пару лет, возможно, от чумы. Изучение истории было бы более приятным занятием, если бы ни одно из этих двух существ никогда не существовало. Покинув Константинополь, Жан Бусико, верный солдат и человек чести, вернулся во Францию, сражался за свою страну против старого врага, Англии, попал в плен при Азенкуре в 1415 году, не смог собрать выкуп, который требовали англичане, и умер в плену в Англии через шесть лет. Если когда-нибудь, находясь в Париже, Вы сядете в метро на 8-й линии между Баларом и Кретеем, то, когда ваш поезд остановится на станции «Бусико», вспомните того доблестного французского рыцаря, который шестьсот лет назад храбро сражался за свою страну против Англии, и за Европу и веру против джихада. Тем временем, четверо сыновей Баязета начали борьбу за первенство, османская власть, зашаталась, и некоторое время казалось, что мусульманская империя и джихад обречены на исчезновение. А на Западе христианская Англия продолжала разрушать христианскую Францию в Столетней войне. Венгерский герой. Варна 1444 Поражение и смерть Баязета едва не положили конец Османской империи как в Европе, так и в Азии. В Азии Тамерлан восстановил в должности многих из бывших правителей Анатолии, ранее попавших под власть османов. В Европе поражение Турции вдохнуло жизни в дряхлую Византийскую империю, которую теперь чаще называли «греческой», поскольку в ней говорили на греческом; а соседние королевства Сербия, Валахия и Болгария временно вышли из подчинения султану. В Османской империи начались ожесточенные бои между четырьмя сыновьями Баязета: Сулейманом, Исой, Мусой и Магометом. Каждый из них стремился на трон (в случае Мусы тайно), и их борьба друг против друга невольно столкнула европейскую Турции с азиатской.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010