Содержание Слово св. Геннадия Схолария в Неделю Православия На Торжество Православия     Настоящий труд представляет собой перевод проповеднических произведении святителя Геннадия II (Георгия) Схолария (ок. 1400– 1472, память его празднуется Греческой церковью 31 августа), патриарха Константинопольского, ученика и духовного сына св. Марка Ефесского , одного из самых замечательных православных богословов, «последнего светозарного отблеска дивной Византии», по выражению переводчика его проповедей архим. Амвросия (Погодина) . Проповеди (омилии, слова) святителя Геннадия являются, в сущности, трактатами на различные богословские темы, будь то догматического, будь то нравственного характера. Все эти проповеди принадлежат к его «избранным» сочинениям, причем избрал их и переписал своей собственной рукой сам великий святитель. В «Прибавлении» к книге публикуется детальное исследование архим. Амвросия (Погодина) об истории формирования догмата Искупления и его восприятия в Западной и Восточной церквах. Для всех интересующихся историческими путями Православия. Слово св. Геннадия Схолария в Неделю Православия В своей проповеди в Неделю Православия св. Геннадии Схоларий преследует две цели: дать общую историю борьбы христианской Церкви с ересями, представить слушателю ереси, еретиков и Святых Отцев, боровшихся с ересями, и их проводителями. Это – первая цель. Вторая цель: представить учение латинян как тесно связанное с ересью и призвать к отвержению Флорентийской унии как величайшего зла для Православия. В первом случае автор говорит совершенно открыто и прославляет Соборы и Святых Отцев, которые отстояли своей борьбой с еретиками истину Православия и сохранили ее для Святой Церкви во всей ее красоте. Во втором случае, т. е. в отношении латинян и в отношении унии, автор говорит намеками. Это объясняется тем положением, в котором находился св. Георгий Схоларий в то время. Проповедь эта была произнесена в Неделю Православия в 1444 г., т. е. в то время, когда он еще занимал государственные посты и обязан был не идти вразрез с политикой императора Uoahha VIII Палеолога, секретарем которого он состоял. Хотя он и был под влиянием св. Марка Ефесского и ясно сознавал зло унии, однако в нем еще сильно сказывается дипломат 1 . В 7-м отделе своего слова, говоря о ереси Македония, он вставляет в его уста по сути латинское учение об исхождении Св. Духа. Между тем, как известно, Македоний если и был полуарианином 2 , однако чему он учил и что говорил, остается неизвестным. В 8-м отделе своего слова мы опять же находим полемику с латинянами: так, св. Георгий Схоларий подчеркивает, что Третий Вселенский собор строго запретил делать какое-нибудь прибавление или убавление, или изменение в тексте Символа веры , между тем как латиняне внесли в Символ веры свое Filioque. В отделе 13-м св. Георгий Схоларий порицает и отвергает «чужеземное учение». Весь 16-й отдел направлен против унии, хотя и здесь автор не называет зло своим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

443 (греч. Καισρεια) – древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля. Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора (кесаря) Октавиана Августа. В отличие от других городов с тем же названием, построенных в те же годы вне Иудеи, город называли Кесария Приморская, или Кесария Палестинская. В некоторых источниках встречается название Кесария Стратонийская. 446 Отступник (лат. Iulianus Apostata; 331–363) – римский император Флавий Клавдий Юлиан в 361– 363 гг. из династии Константина. Последний языческий римский император, ритор и философ. Также иногда упоминается как Юлиан II. 447 Афанасий Великий (ок. 298–373) – один из греческих отцов церкви, принадлежавший к александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350-му году он остался единственным неарианским епископом в восточной половине Римской империи. Ему традиционно приписывается составление Афанасьевского Символа веры . В 325 году Афанасий в чине диакона был на I Никейском соборе, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность – эти споры привели к формулировке Никейского Символа веры . Занимал Александрийскую епископскую кафедру 46 лет до конца своих дней. Почил о Господе в возрасте 76 лет. Память – 18 января и 2 мая по ст. ст. 449 Феодор Студит (759–826) – византийский монах, проповедник и писатель, стал известен как аскет и игумен. В 798 г. переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества; Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. Оставил значительное литературное наследие гомилетического, полемического и канонического характера. Память – 26 января и 11 ноября по ст. ст. 451 Марк Евгеник, Марк Эфесский (Μρκος Ευγενικς, Мануил Евгеник; 1392–1444) – митрополит Эфесский, православный богослов, единственный участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. Память – 19 января по ст. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

1436 “Говорят: для чего было в раю древо, с помощью которого диавол мог успеть в злоумышлении против нас? ибо если бы у него не было обманчивой приманки, то как бы ввел нас в смерть через преслушание? Оно было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания” ( Василий Великий , Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 158–159). 1438 In Genes. homil. XIV, n. 3. Таже мысль – у блаж. Августина (de civit. Dei XIV, 12) и блаж. Феодорита (in Genes. quaest. XXXVII, в Хр. Чт. 1843, III, 370). Последний говорит: “не представляется ли тебе маловажным грех ? Господь отдал Адаму в полное распоряжение все древа, запретив вкушать от одного; а он, оставив все прочие, сорвал плод только с одного запрещенного древа. За сие-то укорял его и Господь Бог, говоря: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? ( Быт. 3:11 )? Это же самое видно и из слов диавола к Еве: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт: 3:1)? Итак преступ­ление не маловажно. От одного только древа им запрещено было вкушать; а они от него-то первого и вкусили”. 1440 “Бог ничего так не отвращается, как гордости. Посему-то Он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас страсть сию. Для сего мы соделались смертными, живем в печали и сетовании; для сего жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой. Ибо первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу” ( Иоанн Златоуст , Беседа на Ев. Mamф. LXV , n. 6, ч. III, стр. 129, Москва, 1843). 1444 “Какая смерть произошла от греха Адамова? Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью” (Простр. Хр. Катих. о чл. III, стр. 43, М. 1840). 1447 Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 155. Срав. слово о подвижн., там же IX, 68. 1457 Tatian. ad Graec. VII; Tertull. adv. Marcion. II, 9; V, 25; Clirysost. in Genes. homil. XVII, n. 7. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1440. Ин. 3. 4. 1441. Ин. 6. 60. 1442–1443. Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1444.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3–4.) 1445. 2 Кор. 10. 5. 1446. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 1447. Гал. 5. 24. 1448.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.) 1449.  …«встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14). 1450.  Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9). 1451. См.: …язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1. 6). 1452.  Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 1453.  …неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 1454.  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5). 1455. 2 Кор. 5. 12. 1456.  …мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). 1457. Иак. 1. 17. 1458.  …в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4). 1459. 1 Кор. 1. 17. 1460.  …Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27–29). 1461. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбей. 1462. По Иннокентию: Низибий Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1 докторскую степень, присуждаемую без защиты диссертации. 1438 2 приемы (англ.). 1439 3 См.: Кол.3:3. 1440 1 Пс.54:9. 1441 2 Мф.17:4. 1442 3 ужинов с танцами (англ.). 1443 4 Православное богословское общество (англ.). 1444 1 Православной Евангелической Церкви (англ.). 1445 1 архивы из ящиков (фр.)/ 1446 2 разрозненные части (лат.). 1447 3 глазами Толстого: " Моя бедная мать " (фр.). 1448 4 " Социализм – регрессивная эволюция " (фр.). 1449 5 основными, " программными " лекциями (англ.). 1450 6 строительные проекты (англ.). 1451 1 " сладостному царству земли " (фр.). 1452 1 факультативный (англ.). 1453 2 " Письма одной жизни " (фр.). 1454 3 " …я только что закончил " Униженные и оскорбленные " Достоевского, и закончил с ощущением унижения нашей литературы. Существенное ее качество – поверхностность. Французский классицизм – изучение внешнего человека, и выходит, что Мольер плосок, зауряден! " (стр.69, июнь 1914, письмо Р.Валери-Радо). [Издательство Грассе, 1981] (фр.). 1455 1 " …и тайна Иисуса у Ницше: что иногда отрицание стоит больше, чем некоторые преклонения! Что иногда отказ – знак более глубокой любви, чем верность скупых и неискренних обывателей. Я привожу все к Христу, вопреки своей воле " (стр.277) (фр.). 1456 1 " Эта острая боль свободы " (фр.). 1457 2 Из стихотворения А.Блока " Прошли года, но ты – все та же… " Правильно: " И все чудесней, все лазурней –/Дышать прошедшим на земле " . 1458 1 Джорджа Вудкока о Томасе Мертоне ( " Монах и поэт " ) (англ.). 1459 2 См.: Лк.18:22. 1460 3 " Священнику свойственно быть съеденным людьми " (фр.). 1461 4 Converts (англ.) – новообращенные: перешедшие в Православие. 1462 1 " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере " (Гал.6:2-10) 1463

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

402 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 403 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1+2 + 3 + 4=10. 405 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ). 411 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 423 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 427 Ис.58:6. Рус. пер.: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо». 428 Ис.1:17. Рус. пер.: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». 470 В «Oeuvres complétes» слово в Неделю Православия значится как написанное в 1451 г. Однако в своей статье о св. Георгии Схоларии, написанной много позже (именно в 1941 г., в то время как первый том Полного собрания сочинений св. Георгия Схолария был издан в 1928 г.), Mnsr. Жюжи относит эту проповедь к 1444 г., и это представляется правильным по ряду причин. 472 Т. е. Божественное воплощение должно было быть истинным приятием плоти, а не призрачным, кажущимся, как это учили гностики. 479 Скобки в оригинале. «Лучший», т. е. Бог. См. толкование этого слова у Лампе: Patristic Greek Lexicon. P. 777. 487 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале. 488 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

бб) В 1444 г. родился великий подвижник, преподобный Александр Свирский (30 авг.). Он также с детства думал о монашеской жизни, Когда он был юношей, в дом его отца однажды пришли валаамские иноки. Они рассказали Александру о своей обители и тихой жизни в ней, и эти рассказы решили судьбу Александра: отпросившись у отца в соседнее село, он тайно ушел на Валаам. Когда через три года отец разыскал сына, то св. подвижник решительно отказывался видеться с ним; только тогда, когда отец в отчаянии грозил наложить на себя руки, Александр вышел к нему. Но ни мольбы, ни слезы родителя не заставили его вернуться в мир; напротив, он сам убедил своего отца и мать принять монашество. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, стр. 20). 6. Повинуйся Богу а) Библейские тексты о послушании Богу. Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лeb. XVIII. 4 ). – Господу Богу вашему последуйте, и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите и к Нему прилепляйтеся ( Bmop. XIII. 4 ). Послушание Богу состоит: а) в послушании Его голосу или закону: Ты заповедал поведения Твоя хранить твердо (Пс. 4). – Слушайтесь гласа Моего, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Uep. VII. 23 ). – Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел как ( Mф. XXVIII. 20 ). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 1, 5). б) в послушании евангелию: благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Puмл. VI, 17; X. 16 ). в) в подчинении установленным властям: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. (Ибо) такова есть воля Божия ( 1Nemp. II. 13. 15 ). Для послушания Богу: а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Ebp. XIII. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Ефесе Апостол любви просвещает светом евангельского учения богатого владельца терм Диоскорида, его жену Роману, их сына Домна. Под влиянием его слова обращаются ко Христу расслабленный 1436 , восемьсот ефесских мужчин 1437 . Ап. Иоанн разрушил в Ефесе не только алтари языческие, но и самое главное святилище язычников всей Малой Азии, храм в честь богини Дианы Ефесской, сравнявши его с землею 1438 . Правда, храм Дианы Ефесской, существовал еще при Гелиогабале и был разрушен скифами только в 262 г. 1439 ; но этот рассказ имеет под собою глубокое основание. Может быть, древнее предание хотело сказать этим рассказом следующее: не храм Дианы Ефеской разрушил Апостол, а разрушил он веру малоазийских язычников. Число обращенных было так велико, что угрожала великая опасность пасть совершенно „требищу“ Артемидину 1440 . Древнее предание устами многих свидетельствует, что Апостол отнял у этого святилища его постоянных поклонников. Наполнявшиеся прежде многочисленными толпами народа коридоры храма теперь были пусты. Внутренность святилища не оглашалась более голосами богомольцев. Храм как-бы перестал существовать для Ефесян. Он представлял собою как-бы старое, брошенное и забытое всеми здание. Еще естественнее и понятнее это для нас будет, если мы вспомним некоторые строки древних писателей. Плиний старший, живший еще при Ап. Иоанне, о распространении христианства в Малой Азии императору Трояну доносил: „храмы уже почти разорены (desolata), священные празднества оставлены (intermissa) 1441 . Св. Кирилл Александрийский в одном своем слове называет Иоанна „разорителем храма Артемиды“ ( το ναο τς A­ ρτεμδης καθυιρτην) 1442 . То же пишет о нем и св. Павлин, епископ Иоланский 1443 . И нельзя не верить этому. Еще при жизни Апостола языков святилищу ефесскому угрожала уже великая опасность, как засвидетельствовали сами ефесяне. „Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел, говорили они, своими убеждениями совратил немалое число людей. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная“ 1444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных от Бога (Лк. 14:12-14), Ему же слава во веки веков. Аминь. [Col. 1444]    Приточник — царь Соломон, автор Книги притч. Слово 4. О чревоугодии    Всем необходимо утеснять чрево и удерживать его. Особенно тем, кто желает работать Богу. Прекрасно [сказано, что] лучшее — мера во всем (πν μτρον ριστον). Без удержу есть — [станешь] похожим на перегруженный корабль, ибо тело нуждается в пище, а не в наслаждении (τροφη ς δει ται, ο τρυφη ς), в довольствовании малым, а не в пресыщении, в самодостаточности, а не в роскоши. Потому что те полезны телу, полезны и душе, поскольку порождают здоровье, силу и крепость, а эти обоим вредят, и не только здоровье разрушают, но и порождают тяжкие болезни. А ясное доказательство этому, что лучше избравших жизнь в изнеженности довольствующиеся малым аскеты — смышленые, и целомудренные, и здоровые. Порабощенный же пищей взращивает наслаждения. Потому что как множество дров поднимают великий пламень, так и множество пищи поднимает вожделение. Многоценные яства услаждают гортань, кормят же неусыпающего червя невоздержания. И как высохшая земля рождает терния, так и ум чревоугодника взращивает позорные помышления. Монах-чревоугодник становится не чем иным, как носителем чрева; [он] вычисляет дни памяти мучеников, а воздержанный подражает их жизни. Чревоугодник ничем другим не хвалится, как только широтой и пространностью чрева, хранилищем ценной для него житницы навоза. Но Дух, обитающий в чревоугодливом человеке, опечаливается и, не вынося зловония, удаляется от него. Так же, как дым отгоняет пчел, так и чревоугодник — благодать Святого Духа. Итак, лучше избежать сластолюбивых искушений чрева и простой пищей удовлетворить потребности тела, чтобы не уподобиться народу, порабощенному чреву в пустыне. Ибо сказано: И седоша людие ясти и пити и воссташа играти (Исх. 32:6). И в своем не умеренном едении и питии они позабыли заповедь Божию и впали в идолобесие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Что бы значило такое явление? Не можем объяснить его ничем иным, как только влиянием папистов, которые между прочими чудовищными учениями своими поставляют в одну категорию существ и Творца Духа, и тварей духов, богохульно выставляя зараженными философиею Платона святых Отцов, признанных Вселенскою Церковию сосудами Святого Духа, свидетельствующих о себе, что познание о душе им открыты Святым Духом. См. примеч. 8 и 9 к Слову о смерти. 1435. Добротолюбие. Ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, преподобного Филофея Синайского, гл. 16. Это учение встречается у весьма многих святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие суть болезненные состояния этой силы, или характера. 1436. Здесь, в выноске, можно поместить «понятие о словесности». —  Примеч. ред. 1437. Иеросхимонах Серафим Саровский. 1438.  …мы имеем ум Христов (1 Кор. 2. 16). 1439. Молитва архиерея во время Херувимской песни. 1440.  И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). 1441.  от создания мира (Мф. 25. 34). 1442. Очевидно, что при атмосферических наблюдениях человек наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются. 1443.  Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века (Пс. 67. 33–34). 1444.  Насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2. 8). 1445. Ср.: И выслал его Господь Бог из сада Едемского. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 23–24). 1446. Деян. 1. 11. 1447.  Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24. 27). 1448–1449. Точное изложение Православной веры Кн. IV, гл. XII. 1450. Четьи-Минеи, 24 мая. 1451. Быт. 2. 9. 1452. Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом. Dictionnaire Theologique par Bergier, Paradis. 1453.  …что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова (2 Кор. 12. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010