По каноническому праву Римской церкви папы не подлежали никакому человеческому суду. Как заявил в одной из своих проповедей Иннокентий III, «наследник св. Петра, поставленный между Богом и человеком, ниже Бога, но выше любого человека; он судит всех, но не может быть судимым никем». Слов этих никто не отменял. Соответственно, в глазах современников никакой собор не мог судить папу. Тем не менее в конце концов принцип консилиаризма приобретал все больше сторонников. К 1400 г. многие европейцы стали понимать, что если доктрины о папском верховенстве и свободе от всякого суждения не будут модифицированы, единство никогда не будет достигнуто. Значит, необходимо созвать собор даже без формальной инициации этого процесса со стороны папства. В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе , который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы. Однако оба папы - римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII - отказались туда прибыть. 5 июня собор заочно низложил их обоих, а 26 июня избрал нового папу - Александра V (1409-1410; после его смерти его сменил Иоанн XXIII). В результате в западной Церкви стало три папы, ни один из которых не признавал остальных и не желал идти на компромисс. Скандал разрастался. Нужно было решать, что делать дальше. Даже европейские монархи стали понимать, что ситуация выходит из-под контроля и не служит никому на пользу. Решено было проводить новый собор, который встретился в Констанце в Швейцарии (1414-1418) . По римо-католическому счислению он считается XVI Вселенским . Формально Констанцский собор был созван германским императором Сигизмундом. Приглашение на него направили и византийскому императору Мануилу II, который послал в Констанцу своих представителей. На него прибыл также Григорий Цамблак, митрополит Киевский, из параллельной православной иерархии, в то время существовавшей на территории Великого княжества Литовского. Папа пизанской линии Иоанн XXIII дал согласие на проведение собора. Иоанн XXIII, по всей видимости, надеялся всех перехитрить и избавиться от своих соперников. Однако собор низложил всех трех пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвертого - Мартина V (1417-1431). В конце концов Мартин был признан повсеместно, всеми враждующими сторонами, а его соперники, лишившись политической поддержки, постепенно сошли на нет. Через сорок лет после своего начала Великий Западный раскол завершился.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

Тем временем французские Поместные соборы попытались решить, какой путь выбрать народу. Третий собор в Париже в 1398 г., на котором присутствовало 11 архиепископов и 60 епископов, ранее единодушно поддерживавших авиньонского папу, принял решение о так называемом отказе в повиновении Бенедикту, однако отказ был аннулирован национальным парламентом в 1403 г. После несостоявшейся встречи пап в Лукке семь кардиналов Григория порвали с ним и отправились в Пизу, где выпустили манифест, заявляя, что разобраться с плохо знающим свое дело папой поможет более хорошо знающий – решить вопрос о наместнике Христа может Сам Христос, и воззвали к решению Вселенского собора. За ними последовали еще двое кардиналов. Григорий усугубил ситуацию, нарушив свое торжественное обещание и назначив в мае 1408 г. четырех кардиналов, двое из которых были его племянниками, а несколько месяцев спустя он прибавил к коллегии еще десять. 4. Пизанский собор 1409 года Желая всё же положить конец расколу, в марте 1409 г. кардиналы римской коллегии, перебравшиеся в Пизу, вместе с присоединившимися к ним авиньонскими кардиналами (общая коллегия включала 13 членов), действуя так, словно папы уже смещены, собрали своих епископов на объединительный собор в Пизе. Это был первый собор со статусом Вселенского (позже этот статус был дезавуирован), который был созван не папой и не императором, как прежде, а коллегией кардиналов. Оба папы, бывшие в тот год в наличии – Григорий XII и Бенедикт XIII, – прокляли тех, кто явится на Пизанский собор, и объявили о созыве собственных соборов (Григорий XII действительно свой собор собрал), однако у них было уже слишком мало сторонников. Пизанский собор в определенном смысле стал началом новой эпохи в истории западного христианского мира: он впервые выступил против веками господствовавшей теории папского абсолютизма, основание которой заложили Гильдебранд, Иннокентий III и их преемники. Это была отчаянная мера, пишет Ф. Шафф, предпринятая в чрезвычайной ситуации, но вместе с тем и продукт новой, свободной церковной мысли. Собор следовал идеям Жерсона и Лангенштейна о том, что Церковь остается Церковью и без присутствия папы и что Вселенский собор легитимен не только когда он собирается в отсутствие папы, но и в случае его протеста. Он нанес мощный удар по старой системе управления латинской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Все участники К. С. соглашались с тем, что перед Собором стоят 3 основные задачи: «дело единства» (causa unionis), т. е. восстановление единства католич. Церкви и прекращение схизмы; «дело веры» (causa fidei), т. е. защита католич. веры от ересей, наиболее опасными из к-рых в этот период были признаны учения Уиклифа, Гуса и их последователей; «дело реформирования» (causa reformationis), т. е. такое исправление церковного устройства, к-рое сделало бы невозможным повторение ситуации церковной схизмы и положило конец многочисленным злоупотреблениям и искажениям канонического порядка, особенно усилившимся и распространившимся в период схизмы. Однако при обсуждении способов решения этих задач и выделении первоочередной задачи между участниками К. С. обнаружились серьезные разногласия. Открывая работу Собора до прибытия в Констанц кор. Сигизмунда I и большей части участников, принадлежавших к герм., франц. и англ. нациям, Иоанн XXIII рассчитывал при поддержке своих итальянских союзников превратить К. С. в продолжение Пизанского Собора 1409 г., подтвердить свой статус законного папы Римского и тем самым исключить возможность собственного низложения. На 2-й сессии Иоанн XXIII намеревался принять соборное постановление о признании и утверждении всех решений Пизанского Собора 1409 г. Он надеялся, что Собор решит «дело единства» выгодным ему образом, низложив и отлучив от Церкви Григория XII и Бенедикта XIII; в случае принятия такого постановления Иоанн XXIII был готов пойти на уступки в «деле реформирования» и поддержать ряд адм. реформ, которые ограничивали папскую власть в пользу кардиналов и епископов (записку итал. делегации см.: Hardt. T. 4. P. 23-24). Для выполнения этой программы Иоанну XXIII требовалось закрепить свой статус как высшего духовного и канонического судьи в католич. Церкви; он полагал, что этому будет способствовать выведение в разряд первоочередных «дела веры». Руководствуясь этими соображениями, Иоанн XXIII настоял на том, чтобы в ожидании 2-й сессии кардиналы и теологи начали расследовать дело Гуса. Иоанн XXIII стремился подчеркнуть свой авторитет и внешними средствами; так, 2 февр. 1415 г. в Констанце состоялась организованная им торжественная канонизация католич. св. Биргитты Шведской (ок. 1302-1373).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Наиболее древняя крепость в Л. фрагментарно сохранилась в Каунасе. Она была возведена, вероятно, уже в XIII в., имела 2 линии стен (разрушена крестоносцами в 1362; возобновлена в кон. XIV-XV в.). На территории древних городищ в XIII-XIV вв. были сооружены деревянные крепости-замки (Апуоле, Импильтис, Аукштадварис, Велион и др.). Кастельного типа замки с квадратным планом и башнями были возведены в Мядининкае (XIII-XIV вв., самая крупная в Л. крепость такого рода - площадью 6,5 га, главная 5-этажная башня - высотой ок. 30 м), Эйшишкесе, Лишкяве и др. Тракайский замок. Кон. XIV в.— 1409 г. Фотография. 2013 г. Тракайский замок. Кон. XIV в.— 1409 г. Фотография. 2013 г. В XIV в. мастерами с Волыни были возведены каменные укрепления великокняжеского замка Гедимина на горе в Вильно (Замковая гора, XIV в., 1419) и Лидский замок (строился с 1322) к югу от города. Наиболее точно средневек. облик сохранил замок Трок (ныне Тракай) на оз. Гальве (2-я пол. XIV - нач. XV в.), в котором сосуществовали как самостоятельные ансамбли княжеский дворец, окруженный оборонительными стенами с 5 башнями, и большой двор с казематами. Дворец включал 2 корпуса и башню-донжон. Невысокий главный зал перекрыт изящными нервюрными сводами. В крепостях Вильно и Трок были правосл. храмы. Начало заселения Вильно связывают с возведением городища, которое имело систему подземных ходов, и башни. По преданию, башня Нижнего замка около кафедрального костела св. Станислава поставлена на месте главного языческого капища. Известны и другие случаи строительства христ. храмов на местах языческих капищ (костел святых Петра и Павла, Пятницкая ц.). В XIV-XV вв. в Вильно были построены первые храмы католических орденов: францисканского и доминиканского, св. Микалоюса (храм св. Николая, 1382-1387), позднее - бернардинского (ансамбль мон-ря с кон. XV в.). В нач. XV в. Виленская епархия (площадь 226 тыс. кв. км) была самой крупной в Польше, первые католич. храмы строились и на периферии: в Вилькомире (ныне Укмярге), Мядининкае, Троках, Ковно (ныне Каунас), Неменчине; к 1500 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Церковный раскол в сочетании с непотизмом и продажей церковных должностей вызывал недовольство в католической Церкви, где зародилось Соборное движение, сторонники которого стремились подчинить папу власти Соборов и преодолеть схизму. На Пизанском Соборе 1409 г. был избран новый понтифик - Александр V (1409-1410), но папа Григорий XII (1406-1415) и антипапа Бенедикт XIII (1394-1423) отказались сложить полномочия. В 1415 г. на Констанцском Соборе удалось добиться отречения папы Григория XII и антипапы Иоанна XXIII (1410-1415), но авиньонский антипапа Бенедикт XIII настаивал на своих правах вплоть до самой смерти. Избранный папа Римский Мартин V (1417-1431) приступил к возрождению пришедшего в запустение Рима: в городе была восстановлена коммуна, в обмен на отчисление папской курии значительных денежных средств патрициат получил некоторые права, были усмирены враждовавшие знатные семейства, началось масштабное церковное строительство. Однако противостояние Собора и понтификов продолжалось до 1449 г., т. е. до самороспуска Базельского Собора , участники которого конфликтовали с Римским папой Евгением IV (1431-1447). В этот период государи Франции и Германии добились от пап нек-рых уступок, расширявших права национальных Церквей в вопросах назначения прелатов и распределения доходов. Специфика И. заключалась в том, что ее национальной Церковью была Римско-католическая Церковь, утверждавшая свой «вселенский» характер, впосл. это стало одной из косвенных причин Реформации в Европе. Кружок Кристофоро Ландино. Фронтиспис кн.: Landino C. Formulario di lettere et di orationi volgari. Firenze, 1492 Кружок Кристофоро Ландино. Фронтиспис кн.: Landino C. Formulario di lettere et di orationi volgari. Firenze, 1492 В нач. XV в. в связи с наступлением турок на Византию предпринимались попытки объединить правосл. и католич. Церкви. 6 июля 1439 г. во Флоренции при участии правосл. иерархов был подписан декрет об унии Римско-католической и правосл. Церквей под властью папы Римского (см. ст.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Даже в Италии власть пап значительно упала. В папской области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасаясь уничтожения папства как такового, думали о возвращении римского первосвященника обратно в Италию. Григорий XI (1370–1378 гг.) перенес, наконец, в 1377 году свою резиденцию в Рим, где вскоре и умер. Со смертью Григория XI в Римской Церкви начался, так называемый великий раскол . В папской курии большинство кардиналов составляли французы, приехавшие из Авиньона. Они настаивали на избрании папой француза, но народ римский требовал, чтобы им был римлянин. Наконец, был выбран итальянец Урбан VI (1379–1389 гг.), человек крутого и даже жесткого характера. Новый папа начал своё правление исправлением нравов клира, коснулся он и кардиналов. Оскорбленные этим французские кардиналы, захватив папские драгоценности, уехали из Рима, объявив избрание Урбана недействительным, и выбрали своего папу Климента VII (1379–1394), который вскоре поселился в Авиньоне. Климента признали Франция, Неаполь и Испания, Урбана – остальные государства. Таким образом, в Римской Церкви образовалось двоевластие. С наступлением в Римской Церкви великого раскола западный христианский мир, привыкший смотреть на папу как на единого главу Церкви, очень соблазнился этим явлением, а папы, как римские, так и авиньонские, своей распущенной жизнью, интригами и проклятиями друг на друга ещё больше усиливали соблазн. Упала и церковная дисциплина. При таком положении церковных дел стали раздаваться голоса, что только при посредстве Вселенского Собора можно достигнуть прекращение раскола и уничтожения церковных злоупотреблений. В 1409 году в Пизе был созван Собор. Но, несмотря на искреннее желание освободить Церковь от двоевластия, Собор не достиг своей цели, ограничившись выводами, что папа может быть привлечен к ответственности через Собор как судебную инстанцию. Пизанский Собор потребовал к суду обоих пап и, когда те не явились, объявил их низложенными. Но кардиналы постарались убедить Собор в необходимости избрания нового папы, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Им был избран папа Александр V (1409–1410 гг.). В этом заключалась вся ошибка Собора. Александр, ссылаясь на то, что для предполагаемых преобразований необходима подготовительная работа, распустил Собор с обещанием созвать его вновь через три года. Таким образом, Собор ничего не сделал, и Римская Церковь получила третьего папу. Смерть Александра V в 1410 году не сняла проблемы законного папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Neon Eklogion. Из Neon Martirologon. См. слово похвальное Киприану, произнесенное в 1409 году племянником Киприана и согражданином, Григорием Цамвлаком (см. Собрание Летописей III, 106, V, 259), который был также монахом на Афоне, откуда взят на игуменство в Дечанскую обитель (в старой Сербии), потом перешел в Молдавию и около 1409 года в западную Россию, где в 1414 г. в Новгороде, собором южно-русских епископов, избран и посвящен митрополитом Киеву и Белой Руси, – умер в 1419 году. Известны по своим писаниям в этом духе: Св. Григорий Палама, арх. Солунский; Григорий Синаит, распространивший на Афоне правила безмолвной, внутренней, или умной, молитвы; Максим Кавсокаливит – друг Григориев; патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулы; патриарх Филофей. Некоторые творения их собраны в «Добротолюбии». Из них патриархи вселенские: Афанасий 1-й (1289–1293 г. и 1303–1311), Нифонт 1-й (1311–1314), Исаия (1323–1341), Исидор (1347–1350), Каллист 1-й (1350–1362 и 1365–1369), Филофей (1362–1365 и 1369–1376), Каллист 2-й (1397), Нифонт 2-й (1486–1489 и 1497–1498), Максим 4-й (1491–1497), и другие. См. Р. Истор. Библиотеку, т. VI. Флоринский Т. «Памятники законодательной деятельности Душана». Киев. 1888, 40. Кроме Русика, Зографа и Хиландаря, славяне пребывали тогда и в монастырях: Св. Павла, Григориате, Ксенофе, Филофее, Ксиропотаме и Симонопетре. Митрополит Киприан в своей псалтири постоянно имеет в виду одиночное отправление суточных служб в келье (см. Мансветов, Типик. М. 1885 г., 225). Послание это в полном виде доселе не напечатано. Отрывки из него напечатаны архимандритом Леонидом в его исследовании о Киприане (см. «Чтения Имп. Общ. Истории и Древностей Российских при М. Университ.», кн. 2-я, 1867 г.) по списку славянского сборника XVIII в. Хиландарской библиотеки. Послание это находится и между славянскими рукописями Москов. Синод. библиотеки. Как справедливо замечает о нем митрополит Евгений (см. Словарь Историч. Изд. 1818 г., часть 2-я, стр. 348). Известно, что большая часть славянских переводов святоотеческих писаний и духовно-нравственных сочинений догматического и полемического содержания переведена именно на Афоне между 1350–1450 годами, что доказывает достаточно разбор славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Отд. II, М. 1857 г.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

Fg. de sabbato, 1405–6. Epistola ad Sergium, 1405–08. AA.SS., 1299–1310, Notitia G., 1289–94; FH., 1293–1300. ANASTASIUS IV ANTIOCHENUS. Cf. Anastasius Sinaita, 89. Notitia FH., 1409–10, ANASTASIUS BIBLIOTHECARIUS, s. IX, 108. Historia ecclesiastica ex Nicephoro patr., Georgio Syncello et Theophane contracta, 1187–1428. (Omissa chronographia. brevi Nicephori quæ; est in 100; ex Syncello, 1191–1206; ex Theophane, 1205–1428.) Fabroti monitum, 108, 1187–8. ANASTASIUS CÆSAREÆ, Palæst. arch., s. XI, 127. De jejunio Deiparæ (Cotelerius), 519–32. Notilia Oudin, 517–8. ANASTASIUS MONACHUS, Maximi discipulus, 664, 90. – Ad epistolam Maximi, latine, 133–34. Ad collegium monachorum Calaritanum, lat., 133–6. Notitia FH., 1409–10. ANASTASIUS PRESBYTER et apocrisiarius, 666, 90. Ex editione Maximi (Combefis). Epistola ad Theodosium, latine, 173–78. Patrum Testimonia (S. Hippolytus contra Beronem), 178–88. Syllogismi, 187–94, 10, 839–48. Capperonnier Animadversiones in Anastasii versionem, 847–52. ANASTASIUS S. EUTHYMII abbas, s. VIII, 89. Epistola ad monachos Calaritanos=ANASTASII monachi. Adversus Judæos (M.), 1203–72, 1271–4, 1273–82. Notitia FH., 1407–8. ANASTASIUS SINAITA, s. VII, 89. Hodegus (Gretser). 35–310. Index scriptorum, 1357–64, Quæstiones (Gretser), 329–824. Index quæst., 311–28; scriptorum, 17–20; adde., 1, 517–8 (Cotelerius). Oratio de sacra synaxi (Combefis), 825–5;). In Hexameron, lib. 1–11, latine ex Maxima Bibliotheca Patrum, lib, 12 græce etiam ex editione Allix, (1682), 851–1052, 1051–78. In sextum Psalmum (Canisius), 1077–1144. In illud Secundum imaginem (M.), 1143–50; sermo tertius (Bandini), 1151–80; fg, (M.), 1283–86, græce. Contra monophysitas sententiæ Patrum [contra Arianos] (M.), 1179–92. Sermo in defunctos (Matthæi), 1191–1202. Disputatio adversus Judæos, 1203–72; Dialogus parvus 1271–4; alia interrogatio, 1273–82 (M) ­ vide ANASTASIUS S. Euthymii. De operationibus, fg. græce (M.), 1281–4. Contra Diætetum, fg. græce (M,), 1283–4. In Sergium grammaticum, græce (MA, 1285–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

По возвращении Мануила II в К-поль (9 июня 1403) ( Lemerle. 1972. P. 38) конфликт М. с патриархом Матфеем возобновился, при этом на стороне М. выступил его прежний противник митр. Мидийский Матфей. Основным обвинением против патриарха Матфея стало то, что он занял К-польский престол после Кизического и Халкидонского, тем самым являясь «трижды епископом» (τρισεπσκοπος). К этому обвинению добавлялись и другие, вплоть до обвинений в организации притона в мон-ре Харсианит в К-поле ( Laurent. 1972. P. 107). Основные сведения о противостоянии содержатся в томосе от авг. 1409 г. об осуждении М. и Матфея Мидийского; этот документ сохранился в списке Vat. gr. 1858. Fol. 28-42v (RegPatr, N 3284; Laurent. 1972. P. 126-145), а также в полемических и апологетических сочинениях самого М., созданных в 1403-1408 гг. Эти труды входят в состав рукописей Paris. gr. 1378 и 1379, представляющих собой своего рода досье конфликта, собранное самим М. незадолго до авг. 1409 г. Кроме собственных сочинений М. включил в это досье соборные постановления и имп. послания. Архив был частично издан В. Лораном, однако принцип изложения материала (по типу источника, а не в соответствии с хронологией событий или расположением в рукописи) и выборочный характер публикации не позволяют составить исчерпывающее представление о сборнике документов. В отсутствие Мануила II управление империей было возложено на соправителя и племянника императора Иоанна VII Палеолога, к-рый низложил патриарха Матфея в нач. 1402 г. Каноническое обоснование составил Матфей Мидийский (RegPatr, N 3260). Поскольку собор, рассматривавший дело патриарха Матфея, проходил в период осады К-поля турками, в нем не смогло принять участие необходимое для кворума количество епископов. Поэтому вскоре был созван новый более представительный Собор, подтвердивший решение 1-го (RegPatr, N 3261). По возвращении Мануил хотел восстановить на Патриаршем престоле Матфея и попытался заручиться поддержкой епископата, однако Собор (между 9 и 14 июня 1403), в котором принял участие и М., подтвердил низложение патриарха (RegPatr, N 3262; Laurent. 1972. P. 118-119). Позиция М. осложнила его отношения с императором, к-рый, по словам самого М., считал, что «тот, кто признает его [Матфея] патриархом, признает и меня царем, тот же, кто не признает его патриархом, не признает царем и меня» ( Dennis. 1967. P. 104). Мануил по собственной воле восстановил Матфея на Патриаршем престоле, но сумел добиться от епископата его признания только через полгода. Зимой 1403/04 г. состоялось соборное разбирательство под председательством Мануила, на котором патриарх Матфей был признан свободным от всех обвинений (RegPatr, N 3267; Laurent. 1972. P. 120-122). М. и Матфей Мидийский подписали это решение и участвовали в патриаршем богослужении.

http://pravenc.ru/text/2561372.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010