22.Празднование иконе Божия Матери Казанския (в память избавления Москвы и России в 1612 г.). Равноапостольнаго Аверкия, епископа Иерапольскаго, чудотворца (ок. 167). Седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250). Преподобных Феодора (1409) и Павла (после 1409), Ростовских. Мучеников Александра епископа, Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии. Иконы Божия Матери Андрониковския. 23.Святаго апостола Иакова, по плоти брата Господня (ок. 63). Преподобнаго Иакова Боровичскаго, Новгородскаго чудотворца (ок. 1540). Святителя Игнатия, патриарха Константинопольскаго (877–878). 24. Празднование иконе Божия Матери «Всех скорбящих Радосте» (1688). Мученика Арефы, с ним 4229 мучеников (523). Преподобнаго Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII– XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блаженнаго Елезвоя, царя Ефиопскаго (ок. 553–555). Мученицы Синклитикии и двух дщерей ея (VI). Святителя Афанасия, патриарха Цареградскаго (1311). 25. Святых мучеников Маркиана и Мартирия (ок. 355). Преподобных Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Анастасия (III). Праведныя Тавифы (I). 26. Святаго великомученика Димитрия Солунскаго, мироточца (ок. 306). Преподобнаго Феофила Печерскаго, епископа Новгородскаго, в Дальних пещерах (1482). Святителя Антония, епископа Вологодскаго (1588). Мученика Луппа (ок. 306). Преподобнаго Афанасия Мидикийскаго (ок. 814). Преподобнаго Димитрия Басарбовскаго, болгарскаго (1685). 27. Святаго мученика Нестора Солунскаго (ок. 306). Преподобнаго Нестора, Летописца Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. 1114). Благовернаго князя Андрея Смоленскаго (обретение мощей в Переславле-Залесском, 1540). Преподобнаго Нестора некнижнаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Мучениц Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним. 28. Святыя мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы (III). Преставление святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (1709). Мучеников Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодулы, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Преподобнаго Стефана Савваита, творца канонов (IX). Святителя Арсения, архиепископа Сербскаго (1266). Преподобнаго Иова, игумена Почаевскаго (1651). Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Священномученика Кириака, патриарха Иерусалимскаго (363). Преподобнаго Иоанна Хозевита, епископа Кесарийскаго (VI). Священномученика Неофита, епископа Урбнисскаго (VII) (груз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арханг. 205. Л. 84 об.); «...на главе клобук лазоревой со кресты, ризы преподобническия, исподняя санкирь, в руке свиток, а другая у персей» (подлинник сводной редакции нач. XVIII в. из Палеха, принадлежавший Г. Д. Филимонову). В тверских списках подлинников XVII-XVIII вв. под 13 окт. описания облика П. повторяются, иногда она уподобляется прмц. Евдокии: «…рукою взяла за подол мантии, испод санкирь з дичью, в руце свиток» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 104. Л. 10 об.); «аки Евдокия...» (Там же. Д. 105. Л. 86; Д. 149. Л. 71 об.- 72). В некоторых случаях упоминается как игумения - «а была игуменья» (Там же. Д. 150. Л. 108 об.; см. также: Там же. Д. 565. Л. 22-22 об.; Поморский иконописный подлинник кон. XVIII в.- БАН. Дружин. 998. Л. 107 об.). Редко встречается упоминание: «...ризы на неи как на пресвятыя Богородицы, в руках крест» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 104. Д. 617. Л. 57), что было отмечено в некоторых подлинниках Д. А. Григоровым: «...редким образцовым типом по одежде является Божия Матерь, а именно - при описании одежд преп. м. Парасковии Ржевской» ( Григоров. 1887. С. 53). Характерным для описания внешности П. является клобук «со кресты киноварь». Вероятно, источником для формирования иконографии П. стала иконография прп. Параскевы Эпиватской - святой XI в., память которой праздновалась 13 окт. Сохранившиеся изображения П. относятся к кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: поколенный образ святой включен в число св. жен на иконах «Собор российских чудотворцев», создававшихся в старообрядческих мастерских Выговской пуст. Существует неск. идентичных по композиции и составу святых списков первообраза 30-х гг. XVIII в. (каргопольский иконописец Даниил Матвеев), стоявшего в местном ряду иконостаса Богоявленской соборной часовни (МИИРК), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), один из них выполнен в 1814 г. мастером Петром Тимофеевым (происходит из федосеевской Зеленковской (Зиновьевской) моленной в С.-Петербурге, ГРМ). П.- относительно молодая святая в монашеских ризах (зеленая ряса, коричневая мантия, синяя схима и куколь с красными Голгофскими крестами) в верхнем ряду правой группы, 2-я справа, между преподобными Евфросинией Полоцкой и Вассой Псково-Печерской, обращена в молении к образу Св.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

Собор святых Эстонской земли. Составляют святые: благоверный великий князь Александр Невский (†1263; память 30 августа и 23 ноября); священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (†1472; память 8 января); преподобная Васса Псково-Печерская (†1473; память 19 марта); преподобный Иона Псково-Печерский (†1480; память 29 марта); преподобный Серапион (†1480; память 7 сентября и 15 мая); преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (†1570; память 20 февраля); священномученик Арсений, митрополит Ростовский (†1772; память 28 февраля); праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский (†1908; память 20 декабря); священномученик Иоанн пресвитер (†1917; память 31 октября); священномученик Александр пресвитер (†1918; память 26 декабря); священномученик Димитрий пресвитер (†1918; память 26 декабря); священномученик Сергий пресвитер (†1918; память 17 декабря); священномученик Платон, епископ Ревельский (†1919; память 1 января); священномученик Михаил пресвитер (†1919; память 1 января); священномученик Николай пресвитер (†1919; память 1 января); священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский (†1928; память 3 октября); священномученик Карп пресвитер (†1937; память 11 сентября). Память священномучеников Иоанна пресвитера, Александра пресвитера, Димитрия пресвитера, Сергия пресвитера, Платона, епископа Ревельского, Михаила пресвитера, Николая пресвитера, Карпа пресвитера и священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского, совершается также в Соборе новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье 25 января или ближайшее после 25-го января). Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, кроткий, милостивый и человеколюбивый, был младшим сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. С ранних лет Александр сопровождал отца в военных походах. Он участвовал в битве на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава разгромили немцев. Уезжая в Киев, Ярослав оставил сына Александра самостоятельно княжить в Новгороде. В1239 году Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Ярослав благословил их на венчание Феодоровской иконой Божией Матери. С этой иконой Александр не расставался всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Алексей 9 марта 2018, 17:08 Вот серьезный повод для размышления. До недавнего времени, в церковном календаре за 8 марта (23 февраля ст. стиля) в этот день праздновалась память исключительно святых мужчин. Ни одной святой женщины в этот день не поминалось. И только в 1998 обрели мощи св.Матроны Московской, и это первая святая женщина, память которой мы чтим 8 марта. Это наверное Бог над нами сжалился. Теперь те, кто " женский день " не признает в принципе, могут праздновать его, как день святой блаженной Матроны. Александр 9 марта 2018, 15:32 Пример использования праздника 2: в Киеве под эгидой 8 марта ратуют за Стамбульскую конвецию Пример 8 марта ехал домой. Две пьяных девицы в маршрутке матерились, оскорбляли водителя, дрались с пассажирами, которые делали им замечания. Праздник воспевает в женщине пол выше души. Унижает ее. Никто тебе не скажет о Боге, душе, о покаянии, о посте. Цветы, выпивка, косметика. Плюс из Европы мода - бороться за право делать грех. Даже если ты поздравишь дочерей, сестер и маму по-доброму - тут же или в следующем году найдутся люди, которые используют этот праздник во вред. Пришел к выводу, что лучше полностью игнорировать этот праздник. Александр 9 марта 2018, 15:24 Слава Богу! Изучал информацию о празднике и понял, что его продолжают использовать для вредительства. Примеры: 1. «В Международный женский день давайте все мы пообещаем сделать все от нас зависящее для преодоления укоренившихся предрассудков, поддержки сопричастности и активных действий и поощрения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин». — Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш Источник - сайт ООН, который и ввел этот праздник Елена 9 марта 2018, 15:06 Молодец, Денис! Надо, чтобы у наших мам было 365 8-х Март в году!!! Антон 9 марта 2018, 13:35 А как же День матери? Татьяна 9 марта 2018, 12:23 Согласна с Денисом . Желаю побольше ласки,сочувствия,любви! МариЙ 9 марта 2018, 12:10 Несколько лет назад я ходила в молодёжный отдел нашей епархии. Так в канун 8 марта все наши православные девушки в один голос кричали: " Это не наш праздник! Даже не вздумайте нас поздравлять! Вот на Жен Мироносиц поздравите! "

http://pravoslavie.ru/111316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат. О нем известно из произведений, где в заглавии, акростихе или приписках указано его имя как автора. Первыми о произведениях под его именем сообщили В. И. Григорович ( Григорович В. И. Очерки путешествия по европ. Турции. Каз., 1848. С. 186, 189; Он же. Статьи, касающиеся древнего славянского языка. Казань, 1852. С. 31-52) и П. Й. Шафарик ( Š afa í k P. J. Korespondence: Vzájemné dopisy P. J. Šafarika s ruskými uenci, 1825-1861/Vydal V. A. Francev. Praha, 1928. . 2. S. 964-965). Прозвище Костенечский он получил, возможно, по месту рождения, относительно к-рого существует неск. гипотез. Исходя из слов «странник из тырновских стран», под которыми К. К., вероятно, имел в виду себя, считается, что он родился в пределах Тырновского царства. П. Попович называл его родиной с. Костенци близ г. Прилеп ( 1965. С. 449-451), но в наст. время приоритетной является версия о г. Костенец (совр. Софийская обл.; см.: Куев, Петков. 1986. С. 14-15). К. К. получил прозвище «философ», т. к. считался образованным человеком своего времени. Сам он сообщил, что хотел учиться у патриарха Тырновского Евфимия , но, когда он пришел в Бачковский мон-рь, тот уже умер (между 1402 и 1409), и К. К. стал учеником Андроника (в нек-рых списках - Андрея), поэтому болг. исследователи ошибочно полагают, что он учился у дьяка Андрея ( Пандурски В. Панегирикът на дяк Андрей от 1425 г.//Търновска книжовна школа, 1371-1971. София, 1974. Т. 1. С. 225-242). Хотя К. К. получил образование в мон-ре, о принятии им монашества не упоминается, к тому же существует мнение, что в период написания Жития Стефана Лазаревича он мог иметь семью ( Лукин. 2001. С. 60-61). К. К. жил в Филибе (Пловдиве) и, возможно, был приближенным митр. Дамиана. Затем был вынужден уехать в Сербию: в «Сказании о письменах» отмечается, что серб. деспот св. Стефан Лазаревич спас его от «рычащего зверя», под к-рым подразумевался султан Муса Челеби и его опустошительный поход в Болгарию 1409-1410 гг. Деспот Стефан разрешил К. К. продолжить обучение у Сербского патриарха Никона и направил в паломничество на Афон и в Иерусалим. К. К. был доверенным лицом деспота и переводчиком с турецкого, участвовал в дипломатических миссиях (подробности которых, упомянутые в Житии деспота, мог знать лишь непосредственный участник) и занимался книжной деятельностью. После смерти деспота Стефана (19 июля 1427) К. К. составил его Житие. Сообщение в Житии о прошедших 4 годах со смерти деспота (т. е. 1431) является последним сведением о жизни К. К. Предполагают, что после смерти деспота Георгия Бранковича и передачи Белграда Венгрии К. К. стал странником (возможно, поселился при патриаршем дворе). Произведения

http://pravenc.ru/text/2057086.html

Ф. 200. 3, 1798 г.). Одним из примеров Жития Н. 3-й редакции является Житие сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. 363). Предисловие «Сколько праведников любит и благословляет Бог…» содержит указания на чтения из Книги Премудрости Соломона, Евангелия от Матфея и Псалтири; перед текстом Жития помещены стихи «Всесильный Бог, творец пречюдный…»; в конце рукописи приводятся хронологические сведения о Н. и Ниловой Столобенской пуст. Списки Жития 3-й редакции содержат описание различных чудес. Так, напр., рукопись, написанная в Ниловой Столобенской пуст. в XVIII в. (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 178), содержит кроме собственно Жития Службу Н., молитву Н., «Сказание об обретении мощей», «Сказание о перенесении мощей», «Повесть об оковании раки серебром и позлащений»; список чудес, как и в ранних редакциях, состоит из 9, последнее - чудо об Исаие Травкове. Уникальна рукопись, изданная в Ниловой Столобенской пуст. и хранившаяся в ее б-ке. Она была написана во время правления имп. Екатерины II Алексеевны (ее имя упомянуто в конце Жития) (РГБ ОР. Ф. 200. 15. Л. 35-40, кон. XVIII в.). Это единственный список, в котором подробно и полно повествуется о чудесах Н. с 1620 по 1683 г., включая исцеление у св. мощей. Жития 30-40-х гг. XIX в. (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 387, 1099) включают краткое хронологическое описание Ниловой Столобенской пуст. и новые чудеса с 1598 по 1784 г. В XIX в. появилась 4-я редакция Жития Н., к-рую можно определить как особую: «Житие преподобного и Богоносного Отца нашего Нила Столобенского с кратким повествованием об основании монастыря Ниловой пустыни и обретения Святых мощей преподобного Нила и о прочея для сей обители касающемся» (Там же. Д. 351, 2 июля 1818 г.). Автор Жития неизвестен, оно помещено в простой тетради, на сопроводительном листе-обложке записано, возможно, рукой прот. В. П. Успенского: «Рукопись Жития и чудеса преподобного Нила Столобенского с кратким повествованием об основании монастыря Ниловой пустыни, с обретением святых мощей и о прочем до сея обители касающемся 1818 года, как вариант к статьям подобного рода и прежним и позднейшим.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

С течением времени – с XI и по XIV вв. – в эпоху полного утверждения папской власти – таких возражений, правда, не встречается. Какие были – касались собственно не власти и полномочий римских епископов, а только формы их выражения. Но зато с конца XIV и начала XV вв. на Западе снова раздаются, и уже необычно энергичные, голоса в защиту древних принципов по вопросу о власти в церкви. Папский абсолютизм, вполне утвердившийся к XIV веку со всеми вытекавшими из него последствиями, лёг тяжёлым бременем на западный мир и не мог не породить стремлений к устранению или ограничению его 1706 . Против пап начинают возвышать голоса и отдельные учёные, и целые соборы, присваивавшие себе звание вселенских, и частные национальные церкви. В конце XIV и в начале XV вв. на Западе появляется ряд учёных и канонистов (Генрих Лангенштейн, Николай Кузанский, Пётр D’Ailly, Жерсон, Кдеманж, Цабарелла, Escubar, Иоанн von Segovia), которые сравнивают созданное папистами право с древним каноном, приходит к отрицательным выводам относительно папской монархической власти 1707 и заявляют о необходимости существенных реформ в церкви. Вслед и одновременно с отдельными лицами против папского церковного абсолютизма восстают в XV веке целые соборы. Отрицание папского главенства в пользу соборного начала широко входит в сознание Запада, и вопрос о существенной церковной реформе назревает. Этому способствуют обстоятельства, которые в то время переживал папский престол. Следствием авиньонского плена пап был великий раскол в римской церкви. Апостольский престол оспаривают друг у друга несколько лиц (от 1378 до 1409 г. – двое, от 1409 до 1415 – трое). Пизанский собор, созванный из представителей всего Запада, низлагает современных ему пап-соперников и тем даёт фактическое применение отрицанию папского абсолютизма и признанию верховенства над папой вселенского собора. То же делает после и собор констанцкий (1414–1418), насчитывавший в числе своих членов около 300 епископов и представителей от 15 западных университетов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Известно совместное почитание Г. и вмч. Димитрия Солунского, к-рых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. В наст. время Г. считается покровителем армии Греческой Республики. В Египте почитание Г. наложилось на культ бога Гора. Мученичество Г., написанное на копт. языке, возникло в VI - нач. VII в., а цикл чудес сложился до араб. завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Г. отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Г. засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Г. было посвящено много церквей и мон-рей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой ц. во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Г., хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в мон-рь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Г. находятся в 15 церквах и мон-рях Египта. Из Египта почитание Г. проникло в Эфиопию. Ист.: BHG, N 681-686m; Книга Паломник. С. 23, 27-28, 32; Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores Originum Constantinopotanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. (BSGRT); Πολτης Ν. Τ δημδη λληνικ σματα περ τς Δρακοντοκτονας το Αγου Γεωργου//Λαογραφικ. 1912-1913. T. 4; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 102; Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; Krefting A. St. Michael und St. Georg in ihren geistesgesch. Beziehungen. Jena, 1939; Janin. Églises et monastères. P. 69-78; Howell D. St. George as Intercessor//Byz. 1969. T. 39. P. 121-136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol.; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio//BiblSS. Vol. 6. P. 512-525; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. Col. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 45-62; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Лишь 1 сентября 1409 г. Фотий прибыл из Византии в Киев и «на всю Роускоую Очевидно, прежде всего он хотел установить свою власть в наиболее проблемной части епархии – в западнорусских землях, расположенных на территории Великого княжества Литовского и Польского королевства, и наладить отношения с Витовтом, который мог быть недоволен поставлением на митрополию не его ставленника Феодосия. В Киеве Фотий задержался до весны 1410 г. В это время он неоднократно встречался с великим князем При этом Витовт потребовал от Фотия, чтобы тот имел свою резиденцию на территории Великого княжества Литовского. Судя по тому, что к весне митрополит решился выехать из Киева в Москву, его отношения с Литовским государем более или менее наладились. Возможно, Фотий убедил Витовта в том, что его пребывание в Москве будет временным и непродолжительным. Впрочем, литовскому князю в тот момент, скорее всего, было не до церковных дел: в 1409 г. началась продлившаяся до 1411 г. так называемая великая война между Польшей и Великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Тевтонским орденом – с другой (в ходе этой войны 15 июля 1410 г. польско-литовские войска нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в знаменитом сражении у Танненберга (Грюнвальда) в Пруссии). 22 апреля 1410 г. в канун Пасхи митрополит Фотий прибыл в Вместе с ним сюда приехали монах Патрикий Грек и сопостник Фотия по ученичеству у старца Акакия иеромонах Пахомий Оба они стали ближайшими помощниками Киевского митрополита, в частности, Патрикий получил должность митрополичьего ключаря. Митрополита Фотия, однако, ожидала в Москве не слишком радостная картина: за те почти 2 года, которые минули со времени кончины свт. Киприана, митрополичье хозяйство пришло в сильное запустение, имущество и земельные владения Первосвятительской кафедры оказались расхищены. Приложили к тому руку многие, в том числе сам великий князь Василий Дмитриевич. Сохранились 2 послания свт. Фотия к великому князю Московскому, написанные, вероятно, вскоре после приезда митрополита в Москву, которые содержат поучения, касающиеся, главным образом, темы уважения светской власти к имущественным правам Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Отличительными признаками 2-го варианта иконографии М. Я. служат ввиду отсутствия княжеской шапки большая залысина и короткие прямые волосы. Тем не менее в иконописных подлинниках и этот вариант, возможно из-за воздействия иконографии Михаила Черниговского, также описывается путем уподобления внешности обоих святых и включает упоминание шапки («Подобием плешив, надсед мало, брада аки Михаила Черниговского, на главе шапка княжеская, в правой руке крест, а в левой меч в ножнах» - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 198-199; «Седина мала, плешат, брада Михаила Черниговскаго, на главе шапка, в правой руке крест, а в левой меч в ножнах» - БАН. Строг. 66. Л. 56 об.; ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150. Л. 126). Редкое исключение составляют формулировки: «рус, брада Павла апостола, риза княжа шуба» ( Филимонов. 1873. С. 15) и «образом рус, брада как у Бориса, плешив, шуба комка, испод лазорь» (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 617. Л. 72 об.). По-видимому, уподобление М. Я. ап. Павлу касалось не только бороды, но и прически - короткие волосы и большая залысина, открывающая высокий лоб. Возможно, эти описания без упоминаний княжеской шапки восходят к одному из самых древних и точных вариантов иконографии святого, к-рому принадлежат мн. произведения XVI-XVII вв. и более позднего времени. Тем не менее известны и др. изображения князя, не соответствующие этому типажу и, вероятно, в той или иной степени следующие иконописным подлинникам, которые рекомендовали изображать М. Я. подобно Михаилу Черниговскому и с шапкой на голове. Описание внешности М. Я. в пособии для иконописцев 1910 г., составленном акад. В. Д. Фартусовым, ориентируется на изображения «плешивого» князя, но составитель по неизвестным причинам характеризует его как старца: «...типа русского, преклонных лет, плешив, с бородой средней величины, с проседью; одежды русских князей» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 83). Отказываясь от традиц. атрибутов (креста и меча), Фартусов, как и в случаях с др. святыми, придает внешности князя национальный облик и, по-видимому, исходит из представлений о подлинном костюме князей средневек.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010