11. Память св. святителя Пиониа. 12. Память св. Феофана исповедника и св. Савина. 13. Възвращение мощий св. святителя Никифора и св. мученика Александра. 14.Память преподобнаго отца Венедикта и св. Еусхимона епископа. 15.Страсть св. Дионисию дву и Александру дву. 16.Страсть св. Иулияна, Романа и св. апостола Аристовула. 17.Память св. Алексея, человека Божия. В тъж день въскрешение Лазоря, друга Христова. 18.Память св. святителя Кюрила, епископа Ерусалимьскаго. 19.Память св. Фомы, патриарха Царяграда, и св. отець, избъеных в лавре св. Савы. 20.Память св. Никиты епископа. 21.Память св. святителя Иякова. 22. Память св. святителю Артемона и Георгия чудотворца. 23. Страсть св. Никона и с нимь 199. 24. Страсть св. Василия. 25. Благовещение св. Богородица. 26. Сбор св. архангела Гаврила. 27. Страсть св. Филита и Худее, жены его, и чад его. 28. Страсть св. Ионы, и Варахисия, и св. апостола Родивона. 29. Страсть св. Марка епископа и Кюрила дьякона. 30. Память св. Иоана Лествичьника и св. пророка Иоада. 31. Память св. Стефана и Власия чюдотворцю. Месяц априль, р[е]комый брезозор, имать дний 30. День имать час 13, а нощь 11 1. Память св. Мария Егуптяныня и св. Еуфимия чюдотворца. 2. Память преподобнаго Тота, и св. Полукарпа, и дружины их. 3. Страсть св. жен Любве, Ирины, Хиопы, и Федосия девы, и св. отца Никиты. 4. Память св. Иосифа, творча каноном, и св. отца Изосимы. 5. Память св. отца Георгия и Федора. 6. Память св. Еутухия, патриарха Царягряда. 7. Память св. Георгия. 8. Страсть св. апостол Родиона, Руфа, Агава. 9. Страсть св. Еупсухия, Апфиана. 10. Страсть св. Терентия, Африкана, Максима, Поплия, инех 40, иже о святем Зиноне. 11. Страсть св. святителя Антипы. 12. Память св. святителя Василия, и св. Дима, и Проклиона, и Артемона апостола; и принесение честнаго пояса св. Богородица от епископия злы. 13. Память св. Мартина и Кюрила. 14. Страсть св. святителя Семеона. 15. Страсть св. апостол Аристарха, Пуда, и Трофима, и св. Савы чтина. 16. Страсть св. Леонида, Хариесы. 17. Память св. святитель Акакия, Семеона, Агапида.

http://sedmitza.ru/lib/text/443910/

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Жития Святых — месяц сентябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц сентябрь Память 1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян. 1:7) [ 1 ], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сопровождавший Великих Князей флигель-адъютант Зеленой, прощаясь со мною, вручил мне записку от законоучителя Их Высочеств, помянутого выше протоиерея Арсения Двукраева, следующего содержания: В Старицкой (Тверской губ.) Преображенской церкви, с разрешения епархиального начальства, стали поправлять хоры. У церковного старосты явилось в это время желание исполнить давнишний свой обет Богу – устроить на хорах придел над прахом родителей его, погребенных в церковной паперти. Священник Иаков Преображенский, весь отдавшись мысли, как лучше устроить придел – несколько замедлил испросить разрешение на устройство придела. Этим замедлением воспользовались и донесли, что в Преображенской церкви строят не хоры, а придел. После доноса испрашивать разрешение было уже поздно. Старое между тем, не покинул своего намерения и устроил придел в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверской, особенно чтимой во всей Старице. Но в ответ на прошение причта и прихожан об освящении этого придела последовал указ Тверской Духовной Консистории: 1) «придел нарушить…, а иконостас разобрать и продать; 2) Настоятеля церкви, священника Иакова Преображенского на основании 1409 ст. св. зак. (изд. 1857 г.) оштрафовать 25 рублями… со внесением штрафа в формулярный его список». И отмененная 1409 ст. и заменившая ее в издании св. зак. 1866 г. 65 ст. устава о наказаниях карают не того, кто допустил, а кто «произведет постройку или починку церкви», – карают денежным штрафом, но ни слова не говорят о внесении штрафа в послужной список даже виновного лица. Позвольте же усердно просить Вас – посодействовать чтобы устроенный придел был освящен так как этого давно желает целый город, – а священник Преображенский был избавлен от незаслуженного и несправедливого наказания». Этою запискою ученый протоиерей возлагал на своих царственных питомцев комиссию ходатайствовать пред мною о снисхождении к его дерзкому и непокорному родственнику. К счастью, Великие Князья прежде, чем посетили меня, были у Начальника губернии и с ним имели разговор по этому делу. Губернатор, знавший сущность дела, объяснил Их Высочествам всю неосновательность требования их законоучителя; поэтому они, в беседе со мною, ни слова уже не говорили о возложенной на них комиссии, а только поручили г. Зеленому передать мне записку Двукраева. Но когда я объяснил Зеленому всю бестактность прот. Двукраева, позволившего себе сделать такое поручение своим Августейшим ученикам, он вполне согласился со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Киприан успел на время успокоить волнение, но потом «недовольные князья послали большое посольство с грамотой к патриарху, умоляя дать им» особого митрополита (для западной России), говоря, что иначе они «готовы будут приступить к другой Церкви». После соборного рассуждения о сем патриарх Филофей, руководствуясь желанием сохранить мир, решился сделать уступку их просьбе и в 1376 году рукоположил «кир-Киприана в митрополиты Киева и Литвы». А чтобы сохранился древний порядок и чтобы Россия впредь была под одним митрополитом, «тогда же положено на Соборе, по смерти св. Алексия, быть Киприану митрополитом всея России» 241 . Но неблагоприятно был встречен Киприан в России. Здесь для него начался тот крестный путь скорбей, которым Небесный Архипастырь возводит к Себе Своих избранников. Только чрез несколько лет митрополит Киприан (пребывавший в Киеве) получил приглашение Великого князя прибыть в Москву, куда святитель и прибыл 23 мая 1381 года 242 . С этого события начинается второй, не менее многоплодный, но и не менее обильный скорбями период жизни и деятельности митрополита Киприана, который в России вполне известен и подробно описан многими. Блаженному Киприану с первых дней святительства и почти до гроба пришлось терпеть скорби поразительные. Почти тридцать лет он носил на себе бремя управления Церковью русской, но из них не более восемнадцати лет был действительно митрополитом всея Руси: около полутора лет при великом князе Димитрии Иоанновиче и шестнадцать с половиной при сыне его Василии Дмитриевиче. Св. Киприан преставился 16 сентября 1406 г. Св. мощи его обретены при разобрании Успенского собора, в 1472 году, 27 мая. 227 См. слово похвальное Киприану, произнесенное в 1409 году племянником Киприана и согражданином, Григорием Цамвлаком (см. Собрание Летописей III, 106, V, 259), который был также монахом на Афоне, откуда взят на игуменство в Дечанскую обитель (в старой Сербии), потом перешел в Молдавию и около 1409 года в западную Россию, где в 1414 г. в Новгороде, собором южно-русских епископов, избран и посвящен митрополитом Киеву и Белой Руси, – умер в 1419 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

с патриархом в Бачковском мон-ре. Прямых указаний на эти факты в текстах нет, а содержащаяся информация может в равной мере восходить как к личным впечатлениям автора, так и к рассказам очевидцев (см.: Thomson. 1998. Р. 22-23; Дончева-Панайотова. 2004. С. 130-131; ср.: Бегунов Ю. К. Алексей Жемчужин о Григории Цамблаке//Старобълг. лит-ра. 1980. Кн. 7. С. 64-65). К числу дискуссионных моментов биографии Г. относится вопрос о времени и продолжительности пребывания его в Сербии, где он был игуменом Дечанского мон-ря и написал пространное Житие (т. н. второе) основателя обители кор. мч. Стефана (см. Стефан Дечанский), службу ему, обнаруженное сравнительно недавно Похвальное слово первомч. Стефану и Повесть о перенесении мощей прп. Параскевы. В болг. научной лит-ре преобладает мнение о том, что серб. период жизни и творчества Г. относится к посл. годам XIV в. и предшествует молдав. периоду; в серб. лит-ре этот период датируется преимущественно 1-м десятилетием XV в. (1402-1409, 1402-1406 и/или 1406-1409), т. е. уже после молдав. периода (обзор мнений см.: Житие на Стефан Дечански. 1983. С. 12-17; Thomson. 1998. Р. 37-51; Дончева-Панайотова. 2004. С. 132-134). Причина таких колебаний состоит в отсутствии в Житии кор. Стефана сведений, позволяющих надежно определить время его создания. В то же время отсутствие в Повести о перенесении мощей прп. Параскевы мотива божественного отмщения султану Баязиду I за гибель христ. гос-в, уместного после поражения Баязида от Тамерлана и пленения в битве при Ангоре (Анкаре), косвенно может свидетельствовать о создании текста до 1402 г. Поэтому нельзя исключить двоекратного пребывания Г. в Сербии - до молдав. миссии и после нее. Не позднее 90-х гг. XIV в. Г. был связан с патриаршим двором в К-поле (вероятно, через посредство Болгарского патриарха св. Евфимия и митр. Киприана) и нек-рое время жил в визант. столице, однако установить время и продолжительность его пребывания там не представляется возможным. Яцимирский на основании упоминания в начале атрибутируемого Г.

http://pravenc.ru/text/166685.html

Согласно Житию Н., в 1398 г. он покинул затвор и вновь стал игуменом Троицкого мон-ря. Первое упоминание Н. как настоятеля Троицкого мон-ря после смерти прп. Сергия относится к 1401 г. Житие прп. Никона Радонежского. Сборник. 50-е гг. XV в. (РГБ. Ф. 304/I. 763. Л. 407) Житие прп. Никона Радонежского. Сборник. 50-е гг. XV в. (РГБ. Ф. 304/I. 763. Л. 407) При Н. обитель впервые подверглась разорению в дек. 1408 г., когда на города Сев.-Вост. Руси напали ордынские отряды эмира Едигея. Деревянные стены, кельи и Троицкий собор были сожжены, монахам пришлось спасаться в окрестных лесах. Согласно Житию Н., он был предупрежден о предстоящем нападении ордынцев явившимися ему во сне прп. Сергием и Московскими святителями Петром и Алексием . Ордынцы разорили принадлежавшие мон-рю села в радонежских и дмитровских землях. Большой урон был нанесен монастырской б-ке, оказалась утрачена значительная часть древнейшей монастырской документации. В 1409-1411 гг. благодаря поддержке неск. старомосковских боярских семей, а также радонежских и угличских землевладельцев Н. за счет покупок их владений, приема вкладов и получения льготных грамот расширил территорию обители. В 1401-1402 гг. он, будучи духовником боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича, стал свидетелем составления князем духовной грамоты (ДДГ. 17. С. 45-50). В 1411 г. игумен закончил строительство нового деревянного Троицкого собора, который был освящен 25 сент. (Житие Сергия Радонежского. 2015 . С. 557). Возможно, в тот же год (по др. версии, в 1418) прп. Епифаний Премудрый впервые зачитал в обители свое «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию». 5 июля 1422 г. при участии Галицко-Звенигородского кн. Георгия Димитриевича и радонежского кн. Андрея Владимировича совершилось обретение мощей прп. Сергия. В 1409-1426 гг. Н. и его помощникам удалось увеличить земельные владения мон-ря и накопить значительные материальные ресурсы, благодаря чему в период начавшихся в 1417 г. эпидемий и голода (в 1425 в Сев.-Вост. Руси свирепствовал «великий мор») Н.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Священник Иаков Преображенский, весь отдавшись мысли, как лучше устроить придел – несколько замедлил испросить разрешение на устройство придела. Этим замедлением воспользовались и донесли, что в Преображенской церкви строят не хоры, а придел. После доноса испрашивать разрешение было уже поздно. Староста, между тем, не покинул своего намерения и устроил придел в честь иконы Пресвятой Богородицы Иверской, особенно чтимой во всей Старице. Но в ответ на прошение причта и прихожан об освящении этого придела последовал указ Тверской Духовной Консистории: 1) „придел нарушить..., а иконостас разобрать и... продать; 2) Настоятеля церкви, священника Иакова Преображенского... на основании 1409 ст. св. зак. (изд. 1857 г.) оштрафовать 25 рублями... со внесением штрафа в формулярный его список“. И отменённая 1409 ст. и заменившая её в издании св. зак. 1866 г. 65 ст. устава о наказаниях карают не того, кто допустил, а кто „произведёт постройку или починку церкви“, – карают денежным штрафом, но ни слова не говорят о внесении штрафа в послужной список даже виновного лица. Позвольте же усердно просить Вас – посодействовать, чтобы устроенный придел был освящён, так как этого давно желает целый город, – а священник Преображенский был избавлен от незаслуженного и несправедливого наказания“. Этою запиской учёный протоиерей возлагал на своих царственных питомцев комиссию ходатайствовать перед мной о снисхождении к его дерзкому и непокорному родственнику. К счастью, Великие Князья прежде, чем посетили меня, были у Начальника губернии и с ним имели разговор по этому делу. Губернатор, знавший сущность дела, объяснил Их Высочествам всю неосновательность требования их законоучителя; поэтому они, в беседе со мной, ни слова уже не говорили о возложенной на них комиссии, а только поручили г. Зеленому передать мне за- —104— 1879 г. писку Двукраева. Но когда я объяснил Зеленому всю бестактность прот. Двукраева, позволившего себе сделать такое поручение своим Августейшим ученикам, он вполне согласился со мной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

He прекратилась и схизма. Ни один из конкурентов не подчинился соборному решению, так что после 1409 г. католической церковью правили уже три папы. При этом Шотландия и Испания оставались верны Бенедикту, Неаполь и области Центральной Европы продолжали слушаться Григория, но большая часть христианского мира была склонна поддержать Александра, хотя Парижский университет выступил против него, когда он распространил на нищенствующие ордена право принимать исповедь. «Пизанский папа» Иоанн XXIII созвал собор в Риме в апреле 1412 г., но от его малолюдных заседаний мало что сохранилось – кроме постановления сжечь произведения Уиклифа. Собор был распущен 10 февраля 1413 г. Таким образом, Пизанский собор 1409 г. не только не оздоровил католическую церковь , но даже не уничтожил схизму: вместо двух пап стало трое. В то же время Пизанский собор показал, что латинская церковь не утратила внутреннего сознания своего единства, несмотря на присутствие в ней двух понтификов, и сыграл важную роль в подготовке к впечатляющему собору, который состоялся в Констанце пять лет спустя. В ноябре 1414 г. еще не коронованный император Священной Римской империи Сигизмунд I, обеспокоенный не только великой схизмой, но и нарастанием проблем в Богемии, связанных с народно-еретическим движением Яна Гуса, принудил Uoahha XXIII созвать Констанцский собор, который осудил всех троих. 6. Констанцский собор (1414–1418 годы) Перед собором (XVI Вселенским по католическому счету), который историки называют «самым важным собором Средних веков», стояли три главные задачи: защита католической веры от ереси (causa fidei), восстановление церковного единства прекращением схизмы (causa unionis) и преобразование католической церкви, средневековое устройство которой оказалось к тому времени совершенно неприспособленным (causa reformationis). Он продолжался почти четыре года и оказался одним из самых впечатляющих собраний, которые когда-либо созывались в Западной Европе. Это был настоящий парламент народов, съезд ведущих умов того времени, которые сплотились для того, чтобы высказаться по самому животрепещущему вопросу – о воссоединении христианского мира под одним не вызывающим сомнения главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. 1409 низложен в Пизе, отказался же лишь 4. VII, 1415. Был ли он, или же избранный в июне 1409 Александр V (3. V. 1410), или же избранный 17. V. 1410 и 29. V. 1415 в Констанце низложенный Иоанн XII непогрешимым папой?.. Еще вопрос: п. Бенедикт IX, посвященный в янв. 1033 г., продал 1. V. 1045 свой понтификат Григорию VI, был 16. VII. 1048 г. изгнан импер. Генрихом. Римляне по изгнании Бенедикта 22. II. 1044 избрали Сильвестра III, но 10 апреля он был изгнан и 10. XII лишен сана и священства и заточен в монастырь. Григорий VI на основании своей покупки занимал папский престол IV. 1045–20. XII. 1045, когда он сам признал, в присутствии Гейнриха, что должен быть удален, вследствие этой покупки, и умер несколько лет спустя на Рейне. Где здесь было непрерывное преемство?» П. Мартин выпустил буллу по своем избрании с осуждением 45 виклефовских и 30 гуссовских положений, причем епископы и инквизиторы должны под присягой допрашивать подозрительных лиц, не держатся ли они злоучений и в числе их, под §6, спрашивалось: «верит ли он, что то, что св. Констанцкий собор, представляя общую церковь , одобрил и одобряет in favorem fidei et salutem animarum, должно быть содержимо и всем христианством?» Отсюда многие члены Базельского собора и галликанцы заключали, что папа одобрил весь Констанцкий собор. На это возражалось, начиная с 17 в., что здесь получило одобрение только лишь относящееся к нуждам веры и спасения, а это не приложили к положению о примате собора над папой. К этому мнению присоединяется и Гефеле, который считает Конст. собор несомненно вселенским лишь в последних четырех (42–5) заседаниях, в которых присутствовал папа (но в таком случае выходит, что до выбора законного папы, церковь была совсем лишена законной власти, ибо ею не был ни собор, ни антипапы). – Второе определение п. Мартина V о Конст. соборе, по поводу дела Фалькенберга утверждает постановленное им in materiis fidei et conciliariter, причем опять-таки последнее толкуется в ограничительном смысле. Бесполезно об этом спорить. Как вполне убедительно показывает N. Valois (1. с.), все высказывания папы уклончивы и двусмысленны, они умышленно носят характер недоговоренностей, а потому и та, и другая сторона может находить для себя опору в этом традиционном лукавсте. Неопределенность эта соответствовала объективному положению вещей: в недрах самой католической церкви шла борьба двух начал, – соборности и абсолютизма, причем тогда борьба была еще не решена, а в дальнейшем восторжествовал последний. XV век в этом смысле есть перепутье, на котором скрещивались два пути. Но уже факт этой борьбы и колебаний, исторически незыблемый, достаточно говорит о том, что Ватиканский догмат не является неизменным преданием, но есть результат новейшего самоопределения католичества в реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

ч. должностью декана капитула ц. св. Донатиана в Брюгге (с 1393)), Ж. тем не менее отказался встать на сторону бургиньонов в их борьбе с арманьяками (сторонниками Орлеанской ветви королевской династии Валуа). Осудил действия Бургундского герц. Жана Бесстрашного, по приказу к-рого был убит брат короля герц. Людовик Орлеанский (23 нояб. 1407), Ж. резко выступил против профессора Парижского ун-та Иоанна Малого , составившего специальную речь в оправдание этого убийства как акта тираноборчества (Justification du Duc de Bourgogne, 1408). Ж. добился осуждения взглядов Иоанна Малого университетом, Собором в Париже (1413-1414) и Констанцским Собором (1414-1418). Жесткая позиция Ж. по этому вопросу стала причиной того, что после окончания работы Констанцского Собора он не смог вернуться в Париж, занятый к тому времени бургундцами. По приглашению герц. Альбрехта Баварского Ж. переехал в замок Раттенберг, а оттуда в бенедиктинское аббатство Мельк (совр. земля Н. Австрия), где в подражание Боэцию написал стихотворно-прозаическое соч. «De consolatione Theologiae» (Об утешении теологией, 1418). Только после убийства Жана Бесстрашного (1419) Ж. смог перебраться в Лион, где его брат был настоятелем мон-ря целестинцев. Последние годы жизни Ж. посвятил воспитанию и религ. образованию детей. Являясь одним из лидеров Соборного движения, Ж. принимал активное участие в преодолении схизмы в католической Церкви и восстановлении церковного единства, что нашло отражение в тематике нек-рых его сочинений: «De modo se habendi tempore schismatis» (О том, как следует себя вести во время схизмы, 1401), «De jurisdictione spirituali et temporali» (О духовной и мирской юрисдикции, 1405), «De Unitate ecclesiatica» (О церковном единстве, 1409), «De auferbilitate papae ab Ecclesia» (О праве Церкви смещать папу, 1409), «De potestate ecclesiastica et origine juris» (О церковной власти и об источнике права, 1417). В 1398 г. в трактате «De restitutione obedientiae» (О восстановлении повиновения) Ж. предложил добровольное отречение от Папского престола обоих конкурирующих пап (via compromissionis) как способ прекратить церковную схизму.

http://pravenc.ru/text/182229.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010