Житие Стефана Пермского Житие Стефана Пермского было создано, как свидетельствует сам Епифаний, на основании собранных им сведений и воспоминаний о святом, с которым он познакомился в ростовском монастыре Григория Богослова  и часто встречался во время посещений Стефаном Троицкого монастыря, по дороге в Москву, когда тот уже был епископом в Перми. Это единственное сочинение Епифания Премудрого , в отношении которого вопросов об атрибуции никогда не возникало. Традиционно ЖСП датировалось 1390-ми гг., по-видимому, в связи с представлением о том, что оно было написано вскоре после смерти Стефана Пермского, последовавшей в 1396 г. Некоторые ученые называют даже точные хронологические границы – 1396–1398 гг. (см., например: [ Филарет (Гумилевский) 1859, с. 84; Ключевский 2003, с. 79; Кусков 1977, с. 130; Творогов 1981, с. 83]). Тем не менее твердой датировки, исключающей начало XV в., нет. По мнению Б. М. Клосса, Епифаний написал Житие в 1408– 1409 гг., о чем свидетельствует имеющаяся в тексте фраза с просьбой о даровании Руси митрополита: «создание Жития Стефана Пермского следует датировать 1406–1410 гг., причем более вероятными представляются 1408–1409 гг. (судя по тоскливому чувству, вызванному отсутствием на Руси митрополита)» [Клосс 1998, с. 98]. На то, что предположение Б. М. Клосса ошибочно, указали авторы работы [Бобров, Прохоров, Семячко 2003, с. 431–432], заметив, что фраза о даровании Руси митрополита представляет собой цитату из молитвы к Богу, произносимой во время литургии, и, следовательно, датирующего значения иметь не может. Соглашаясь с Б. М. Клоссом, что твердым ориентиром создания ЖСП является промежуток времени между 16 сентября 1406 г. (день кончины митрополита Киприана) и 23 марта 1410 г. (день приезда митрополита Фотия), В. А. Кучкин указывает, что такая датировка возможна при условии, что Епифаний Премудрый скончался до или в 1430-х гг. Однако если Епифаний дожил до 1440-х гг. (см. выше, π. 1), тогда возможна в принципе и другая датировка ЖСП, поскольку на Руси не было митрополита также в 1440–1448 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Однако в данном случае для созыва подобного Собора власти папы недостаточно, поскольку отсутствует общепризнанный папа, и нет такого человека, которому бы все подчинялись как папе. И если соберется Собор под началом того или другого сомнительного человека, тот уже в силу этого будет признан папой; отсюда следует, что оба они не могут санкционировать созыв Собора, поскольку верховный понтифик может быть лишь один» 432 . Хотя оба папы выступили категорически против этого предложения, 25 марта 1409 г. в главном храме города Пиза открылся Собор, на котором присутствовали кардиналы от обеих партий. Он был очень представительным: 25 кардиналов, более 100 епископов, несколько сотен аббатов и клириков. Совместными усилиями Собор низложил обоих пап (!) и избрал Александра V (1409–1410) – компромиссную фигуру, устраивавшую всех. Это был великий прецедент: Собор не только осмелился низложить понтифика, но сместил сразу обоих, на деле показав всему западному миру, кому принадлежит высшая власть в Римской церкви. Но через несколько месяцев новый папа умер, а его преемником стал Иоанн XXIII (1410–1415), авантюрист и проходимец. Общеизвестно, что этот человек в юности занимался прибыльным делом морского пиратства, затем уехал в Болонью, где предался страшному разврату. Там он стал архидиаконом, был переведен папой Бонифацием IX в Рим, где невиданно обогатился за счет продажи индульгенций. Затем будущий папа Иоанн XXIII стал кардиналом – вернее, купил себе эту должность, вернулся в Болонью папским легатом, где не останавливался перед убийствами, кражами и клятвопреступлением, чтобы получить полноту власти на Романией. И теперь он стал главой Апостольского престола 433 . Естественно, ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не признали себя низверженными и продолжали править как ни в чем не бывало, при полном одобрении большинства паствы. Все бы ничего, но теперь на звание преемника святого апостола Петра претендовали уже не два (к этому уже, собственно говоря, привыкли), а трое пап! 434 Раскол принял настолько смертельные очертания для всего Запада, что Германский император Сигизмунд предпринял решительные меры по его преодолению. Его активно поддержали во Франции, Кастилии и Наварре, требуя прекратить практику «многопапства» и восстановить нормальное управление Церковью 435 . Опять, как и много столетий тому назад, Римскую церковь и сам институт папства спасала императорская власть – папы оказались не способны справиться с проблемами, которые сами же и породили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не решили прибегнуть к репрессиям. Французская Церковь отказала папе в повиновении, и большинство кардиналов покинули его. Так как эта мера не помогла, обратились ко второму способу: обоюдному соглашению пап. Этот путь оказался, однако, еще более затруднительным и тоже не привел к желанному результату. Тогда со всех сторон стали раздаваться голоса о необходимости созвать Собор и на нем уладить распад Церкви; особенно народные массы с тоской ждали окончания схизмы. Итальянские и авиньонские кардиналы покинули своих пап и на общем съезде в Ливорно (1408) решили собраться в следующем году в Пизе, где назначен был Вселенский Собор. Пизанский Собор начал свои деяния 25 марта 1409 г. Папы Григорий и Венедикт осыпали проклятиями кардиналов и прелатов, собравшихся в Пизе, и открыли свои Соборы. Таким образом, одновременно заседали три Собора, и все три называли себя «вселенскими». На Пизанском Соборе, которому предстояло восстановить единство Церкви, проведены были два тезиса: 1) что Церковь самостоятельна и 2) что она властна низложить папу. На основании этих тезисов папы, отказавшиеся от повиновения Собору, были объявлены еретиками и низложенными. Конклав кардиналов собрался для выборов нового папы, и на папский престол избран был Миланский архиепископ Петр Филарга, принявший имя Александра V (1409—1410). Однако Пизанский Собор оказался совершенно бесплодным, так как он не только не привел к единству Церкви, но и папский престол из «двуглавого» сделался «трехглавым», ибо папы оставались на своих престолах, и, несмотря на то что общественное мнение было на стороне Александра V, ему не суждено было увидеть Рим: он через год после своего избрания скончался. Вместо него был избран с именем Иоанна XXIII кардинал Балтазар Косса (1410— 1415), человек в высшей степени развращенный, наживший преступными путями огромные деньги. Благодаря хитрости и богатству ему удалось образовать вокруг себя сильную партию и вступить в Рим. Однако Церковь этим не умиротворилась, и громкий голос всего христианства взывал о необходимости созыва Вселенского Собора, как единственного целительного средства против язв Церкви и общества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИТРИХ НИМСКИЙ [лат. Theodoricus de Niem; нем. Dietrich von Nieheim (Niem, Nyem)] (ок. 1340, Бракель, близ Нихайма (Нима), Вестфалия - 22.03.1418, Маастрихт), средневек. нем. историк и публицист, церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. О жизни Д. Н. до 1370 г. ничего не известно, так же как и о времени его посвящения в сан и о самом сане, хотя Д. Н. называл себя клириком (clericus). Он изучал рим. и каноническое право, однако степени д-ра права так и не получил, а имел степень бакалавра свободных искусств. При папе Римском Урбане V (1362-1370) Д. Н. прибыл в Авиньон, где ок. 1370 г. поступил на службу в папскую канцелярию в качестве нотария (notarius sacri palatii). В 1376/77 г. он вместе с курией папы Григория XI переехал из Авиньона в Рим. В 1378 г. папа Урбан VI назначил Д. Н. на более высокую должность аббревиатора и писца (abbreviator et scriptor) папской канцелярии, к-рая сохранялась за ним и при последующих понтификах. Также исполнял обязанности прокуратора при курии, представляя интересы ходатаев, что позволило ему увеличить свое состояние. Папой Бонифацием IX Д. Н. был назначен епископом Вердена (1395-1399), однако преимущественно он находился при курии, хотя успешно собирал доходы от приходов в Кёльне, Бонне, Миндене, Льеже, Маастрихте. После поездок в Германию Д. Н. входил в круг приближенных пап Иннокентия VII и Григория XII и делал записи как куриальный чиновник и историограф. Кроме того, он также основал в Риме госпиталь для герм. паломников Санта-Мария делль Анима и был его 1-м ректором (до 1413). С 1401 г. был связан с Эрфуртским ун-том, возможно был зачислен студентом. В католич. Церкви с сент. 1378 г. началась т. н. Великая схизма (1378-1415). В 1408 г. Д. Н. поддержал созыв Пизанского Собора (25 марта 1409) и признал законным понтификом избранного им антипапу Александра V (1409-1410), а позднее и его преемника Иоанна XXIII (1410-1415).

http://pravenc.ru/text/178561.html

В 1404 году в Пизе был созван собор, чтобы безоговорочно подтвердить идеи концилиаризма, равно как и мнение, что общецерковный собор выше самого папы. Кроме того, к этому времени было достигнуто частичное объединение двух Священных коллегий. Более того, оппозиционные кардиналы из обоих лагерей выступали инициаторами собора (25 марта) 838 . Низложение двух враждующих понтификов римской и авиньонской линий (Григория XII и Бенедикта XIII соответственно) не стало неожиданностью (5 июня). В свою очередь, как и ожидалось, собор дал кардиналам право провести выборы нового папы, и 26 июня францисканец Петр Филаргус был избран папой под именем Александра V (1409–1410). Этот шаг, бесспорно, был предпринят для того, чтобы положить конец расколу, однако, поскольку и Григорий, и Бенедикт отказались прибыть на собор или сложить с себя полномочия, он лишь усугубил проблему. Появление третьего, «пизанского» папы (Александра V вскоре, в 1410 году, сменил Иоанн XXIII) по существу означало превращение двустороннего раскола в трехсторонний 839 . Вероятно, достичь единства не удалось еще и по той причине, что некоторые по–прежнему ставили под сомнение авторитет собора. По замечанию главного поборника концилиаризма в Пизе, отдельных личностей все еще приходилось убеждать в состоятельности соборного принципа 840 . И, тем не менее, Пизанский собор внес несомненный вклад в соборное движение. Хотя современные апологеты папства нередко отрицают его значение, называя его лжесобором (пусть даже современники считали иначе), Пизанский собор подготовил почву для окончательного устранения раскола в Констанце 841 . Не будь собора 1409 года, вряд ли удалось бы достигнуть успеха в Констанце пять лет спустя. Неудивительно, что второй папа пизанской линии Иоанн XXIII лишь под давлением согласился провести Констанцский собор (1414–1418) 842 . Со своей стороны, он надеялся перехитрить поборников концилиаризма, рассчитывая, помимо прочего, и на осуждение обоих своих соперников, однако в итоге собор сорвал планы папы, осудив и его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

3 марта. 61 С. 12 : Подробности о кончине в Бозе почившего Императора (Александра II): (Из газ. «ПВ», МВед», «Рус. вед.», «Голос», от собств. корреспондента »СИ« и др. газет); С. 2 : Москва, 2 марта: (Царь-Освободитель в узах смерти)/+ (Ф. А. Гиляров и 4 сотрудника газ. »СИ« под астронимами); С. 3 : Из Петербурга. 26 февр.: Московские издатели народных книг и Комитет грамотности. Петиция студентов юридического Демидовского лицея. Годичный акт С.-Петербургской духовной академии. Празднование столетия первого народного училища. Московский художник XVI века. Исторический очерк преподавания арифметики/Заурядный зритель (А. М. Дмитриев); Из Солигалича. 19 февр.: Общественная жизнь. Положение духовных учителей. (ВИ); С. 4 : К характеристике балтийских порядков. Переделка комедии И. С. Тургенева («Нахлебник» на нем. язык Л. Пичем). (РИ). 4 марта. 62 С. 12 : Москва, 3 марта: (Подробности убийства Александра II: от собств. корреспондента; из рус. и иностр. газет); С. 23 : (Александр II – царь-»мученик»; «нигилизм есть наше исчадие»)/(Г.-П.); С. 3 : По поводу кончины Государя Императора. (ПП); С. 34 : Стеклянный человек/Z. (РИ). 5 марта. 63 С. 1 : Первое и второе марта в столицах: (Из петерб. газет). ((Ф)); С. 2 : Москва, 4 марта: (В связи с убийством Александра II – как искоренить зло)/(Г.-П.); С. 23 : Подробности о кончине в Бозе почившего Государя Императора; С. 3 : Кто виноват. По поводу восшествия на престол Государя Императора. (ПП); Из Петербурга. 2 марта: Преступление 1 марта/Ф. Сч (Ф. Ф. Серно-Соловьевич). (ВИ); С. 4 : Русская история в народном сказании (в записях Е. В. Барсова ; из газ. «Земство»). (РИ). 6 марта. 64 С. 12 : Подробности о злодействе: (Из петерб. газет). ((Ф)); С. 2 : Москва, 5 марта: (Как «истребить крамолу»; об А. И. Желябове)/(Г.-П.); К известиям о злодеянии 1 марта; С. 3 : Ответ на статью в 45 (о «Братском дворе»)/Сурогина. (ИСМ); По поводу кончины Государя Императора. (ПП); Из Петербурга. 2 марта: Преступление 1-го марта/Ф. Сч (Ф. Ф. Серно-Соловьевич); Из Твери. 2 марта: По поводу кончины Государя. Панихида. Присяга; Из Ярославля. 2 марта: Ужасная весть. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

17 января. Память св. Антония Великого (Parva Cat., n. 49. 538). 18 января. Память преп. Евфимия (ibid., p. 436). 27 января. Память св. Иоанна Златоуста (ibid., p. 153). 28 января. Память св. Ефрема Сирина (ibid.). 2 февраля. Сретение Господне. 7 февраля. Память св. Феодора Стратилата (ibid., n. 14, p. 638). 8 февраля. Память св. Иоанна Предтечи (ibid., n. 14, p. 53). 9 марта. Память 40 мучеников (ibid., n. 62, p. 218). 9 марта. Память 14 мучеников, пострадавших в Болгарии за свою твёрдость в соблюдении Великого поста (ibid., n. 63, p. 562). 25 марта. Благовещение (ibid., n. 64, p. 63). 25 марта. Память блаженного Домитиана (ibid., n. 2, p. 474). 5 апреля. Память преп. Платона (ibid., n. 33, 69, p. 525. 568). 14 апреля. Память преп. Пахомия (ibid., n. 7, p. 636). 8 июня. Память Михаила Синадского (ibid., n. 21, p. 507. 640. Ср Ер. II, 200). 11 июня. Память св. Варфоломея (Migne, ibid. 792). 24 июня. Рождение Иоанна Предтечи (ibid., p. 746. Par. Cat., n. 15, p. 53. 495, Magna Cat. 8 p. 22). 29 июня. Память св. ап. Петра и Павла. 6 августа. Преображение Господне (Par. Cat., n. 20, p. 71). 15 августа. Успение Пресв. Богородицы (ibid., n. 23, p. 508). 29 августа. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Migne, ibid., p. 757). Если сравнить этот перечень памятей в студийском месяцеслове с перечнем, представленным у проф. Мансветова (Ст. Уст., стр. 100–102), то легко можно заметить, что первый обширнее второго. Это объясняется тем, что профес. Мансветов не мог воспользоваться подлинным текстом Малого Катехизиса для своих изысканий. Отсюда можно сделать тот вывод, что изучение многочисленных рукописей Большого Катехизиса, несомненно, восполнило бы синаксарь студийской обители времён преп. Феодора Студита множеством новых памятей и именно памятей местных, так как в студийском монастыре на каждый день приходилась память какого-либо святого 390 , и подвижники студийские весьма исправно вписывались в местный синодик 391 , а отсюда уже переходили на страницы местного синаксаря 392 . По каким книгам совершалось богослужение, и какие оно имело особенности в дни памяти тех или других святых, об этом в источниках нет сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Память И. под 6 апр. содержится в Сирийском Мартирологе (411), который восходит к греч. календарю, возможно, составленному ок. 360 г. в Никомидии. В италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.) память святого также указана под 6 апр.: «В Сирмии епископа Иринея»; под 23 авг., по предположению И. Делеэ, сохранился фрагмент ошибочной записи о памяти И. (Sirti, т. е. Sirmi - в Сирмии). Вероятно, один из редакторов Мартиролога смешал И. с мч. Иринеем Римским, написание имени которого в рукописях испорчено (Mirendini вместо Hirenei). В более поздних церковных календарях память святого помещена под различными датами. Так, в Мартирологе нач. IX в., составленном в Лионе, память И. значится под 25 марта и включено краткое сказание на основе Актов мученичества И. ( Quentin. 1908. P. 175-176). По мнению А. Кантена, перемещение памяти святого объясняется ошибкой в дате: 8-е апрельские календы (25 марта) вместо 8-х апрельских ид (6 апр.) (Ibid. P. 218). Эта ошибка закрепилась в более поздних календарях - в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) память И. приведена дважды - под 25 марта (со сказанием) и под 6 апр. (PL. 44. Col. 866, 873). В т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.) и в Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) сохранена лишь память под 25 марта (PL. 123. Col. 153-154, 242). Краткое сказание об И., помещенное под тем же числом в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) (Ibid. Col. 371-372), стало основанием для внесения памяти И. в Римский Мартиролог (XVI в.). Перемещение памяти святого происходило и в позднейших богослужебных книгах Джяковско-Сремского епископства (ныне архиеп-ство Джяково-Осиек), где почитание Сирмийских мучеников возродилось благодаря деятельности еп. Йосипа Штроссмайера (1849-1905). Память И. первоначально праздновалась 26 марта, с 1967 г.- 23 авг., тогда же было установлено общее поминовение Сирмийских мучеников 5 нояб. В 1990 г. отдельная память И. была перенесена на 6 мая. В греческой традиции первоначальная дата памяти И. также была изменена. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память святого указана под 23 авг., в один день с памятью сщмч. Иринея Лионского. Эта дата стала основным днем празднования И. в восточной традиции, под ней память святого указана в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) (PG. 117. Col. 599-602). В различных синаксарных и др. агиографических сборниках память И. отмечена также под 21, 22 авг., 6 апр. (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 122-123). В некоторых рукописях Синаксаря К-польской ц. под 23 авг. помещена память мучеников Иринея, Ора и Оропса . Кроме того, в рукописи Мученичества этих святых, использованной Ф. Алькеном, говорится о том, что мучеников также бросили в р. Сава (BHG, N 951). Вероятно, поэтому Алькен объединяет комплекс Мученичеств этих святых под именем И., сщмч. Сирмийского. В наст. время в Сербской Православной Церкви память И. отмечается 26 марта (8 апр.).

http://pravenc.ru/text/673987.html

κεφαλατκιον, τ Amt des Kommandanten, Statthalterschaft: MM V 82 (a.1319). Zepos I 680 (a.1319). 683 (a.1320). TypSymb 642,10.12. -ττ- AProdB 210,16 (a.1326), id. Zepos I 582 (a.1334). id. MM I 458 (a.1365), eine Steuer; EngPatm 10,16 (a.1186). ADoch 53,11.18 (a.1409); 56,3.11 (a.1418). ALavra 161,33 (a.1409); 165, 16 (a.1420).– Kr, TLG, Duc, iMenasGlos, ADoch S.275f., HeisPal 69f. κεφαλαττικν, τ Kommando: TanRab 363, 11.– Kr κεφαλτικον. κεφαλγα s. κεφαλλγεια κεφαλ, Kapital: Bas А 2875,13. Oberhaupt, Anführer, Kommandant, Statthalter: LeoTact I 77 app. DeCerV II 43,18. DeAdmImp 26,50 (-α). TheophCont 805,4 etc. Anna III 42,25. FedLett 4,12 (a.1250). AChiland 15,6 (a.1295). Kommando, Statthalterschaft: AXer 15,10 (а.1300). DietPar II 11. SchreinChron 275,30.– LS, (LSSup), L, Kr, Duc, Stam, LMA, RBLG, PLP, ODB 1122, DöBeitr 50 A.6. κεφαληδσμιον, τ Kopfbinde, Kopfband: PsHerod 69.– κεφαλοδ. LS, LSSup, L. κεφαλθεν vom Kopf: ProdGed LXXVII 3.– (PB). κεφαλητων s. κεφαλιτων κεφαλικς hauptsächlich, hervorragend: μαστωρ Trinch 322 (a.1194). μπελος Trinch 400 (a.1233). – Car, MenasGlos, (LS, L, Kr, Stam, PLP). κεφλιν, τ Kopf, Schädel: KamAst 466.474. 734.1007. SchreinChron 84,44. DelAn I 450,20; 461,8. Spitze: MM VI 239 (a.1295).– Kr, Paspat, LexPont; LS, TLG -ιον; Somav, Kuk 271, Stam -ι. κεφαλισμς, Multiplikationstabelle: BlemAndrias 132.– LS. κεφαλτης, γλχων κ. Hippiatr II 168,16. – (LS, Somav). κεφαλιτων, eine staatliche Vergütung: -ονα BasA 109,20=-ινα RhalPot I 74 (Bals.). Kopfsteuer: κεφαλητιν Bas В 3806,30; 3807,17. PsOec I 581A. Theophyl II 517A. Zepos I 633 (a.1049), κεφαλητων MM V 8 (a.1078). κεφαλητιν ThStudPG 492B. κεφαλητων GCedr I 800,20.– LSSup, L, TLG, Soph, Duc, AvotinsCode, Psaltes 270. κεφαλοβαρ, τ Trüffel I TzetzAr II 431, Н.– LS, Tgl, TLG, RBLG -ς (adj.). κεφαλογορνα, Hauptwasserbecken: ABat I 33 (a.1395)=MM II 247. κεφαλγουρνον, τ Hauptwasserbecken: AProdB 47,8 (a.1344).– S. κεφαλαιγουρνον. κεφαλδεσμος, Kopfband, Kopfbinde: Hesych κ 4055. Bandini III 73.– LS, TLG, Tgl, PhilWoch 54 (1934) 925, Stam; L -δεσμν; LS, L, Car -δσμιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСИЙ свт. (кон. лета - осень 1304?, Москва - 12.02.1378), свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Киевский и всея Руси, гос. деятель, дипломат. Род. в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство буд. Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства кон. XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при вел. князьях Иоанне Иоанновиче Красном и св. Димитрии Иоанновиче Донском ), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при вел. кн. Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409 г.) называют А. в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом , и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в нек-рых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у А. т. н. прямого имени (соответствующего святому, память к-рого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христ. княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон , юродивый Палестинский, пам. 21 июля, и мч. Елевферий Кувикуларий , пам. 4 авг.; Симеон , сродник Господень, пам. 18 сент., и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, пам. 3 окт.; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании к-рых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravenc.ru/text/81755.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010