b Acma Pamriarcham. Consmanminop. Миклошича т. 1, 300, 301, 303, 306, – за время после Углеша при Лазаре в сербском Родослове и из сего последнего в некоторых сказаниях новейших, см. напр. Гласн. XI, 161 sqq u XXI, 247 и 253 fin. sqq). 3) Ефрем 2-й. После смерти Саввы кафедра патриаршая стала предметом спора между целой толпой честолюбивых и корыстолюбивых соискателей (вероятно, каждый удельный владетель или деспот поддерживал своего кандидата); по устранении этих соискателей, Ефрем был избран 3 октября 1376 года (Родосл.). Правив очень недолго, неизвестно – сколько именно, но не далее 1382 года (в сем году его преемник), удалился с престола (что удалился, а не умер, см. b Monum. Serb. р. 212 и у Григоровича в Путеш. стр. 24, где в 1387 г. он – бывший патриарх), по словам одной позднейшей летописи, вследствие того, что «был великий раздор в архиереях, всякий под своим князем был особо и не было истинного повиновения своему архиепископу» (Гласн. V, 80. – Записью о поставлении патр. Ефрема кончается сербский Родослов. Нарочитых сказаний о последующих патриархах нет; имена их известны из каталогов, которых мы имели три: 1) напечатанный из рукописи XVII в. в Гласнике кн. XI, стр. 160 sqq; 2) напечатанный в «Дечанских Спомениках» архим. Рпстича стр. 81 sqq, и взятый из какой- то старой латинской книги, вероятно, uзHismoria Serviae Neяцebuчa, которой, к сожалению, у нас нет; 3) принадлежащий сербо-австрийскому писателю настоящего столетия епископу Лукиану Мушицкому и напечатанный в Гласнике кн. VI, стр. 25 sqq). 4) Спиридон. Упоминается под 1382–1387 годами (см. Гласи. XXIV, 265, у Григоровича в Путеш. стр. 24 и 83 и у Майкова в Истории сербского языка стр. 4, cfr лemonucь в Гласи. V, 80). 5) Даниил 3-й. Упоминается в правление деспота Стефана Лазаревича до 1406 г. (Monumenma Serbica p. 568, – при жизни матери Стефановой Милицы, которая умерла в сем 1406 г.; см. также у Григоровича О Сербии прибавл. стрр. 62 и 70, Дечанских Споменяков стр. 42 fin. и Гласн. XXIV, 276). 6) Савва 5-й. Известно одно только имя (в каталогах). По одной из позднейших летописей после Саввы опять был на патриаршестве Ефрем (Гласн. V, 80). 7) Кирилл 1-й. Упоминается при деспоте Стефане Лазаревиче после 1407 года (в житии сего деспота, Волокол. ркп. 655, л. 177, § 52, – в день Пятьдесятницы неуказанного года освящал церковь в монастыре Ресавском, который начат был строением в 1407 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

с патриархом в Бачковском мон-ре. Прямых указаний на эти факты в текстах нет, а содержащаяся информация может в равной мере восходить как к личным впечатлениям автора, так и к рассказам очевидцев (см.: Thomson. 1998. Р. 22-23; Дончева-Панайотова. 2004. С. 130-131; ср.: Бегунов Ю. К. Алексей Жемчужин о Григории Цамблаке//Старобълг. лит-ра. 1980. Кн. 7. С. 64-65). К числу дискуссионных моментов биографии Г. относится вопрос о времени и продолжительности пребывания его в Сербии, где он был игуменом Дечанского мон-ря и написал пространное Житие (т. н. второе) основателя обители кор. мч. Стефана (см. Стефан Дечанский), службу ему, обнаруженное сравнительно недавно Похвальное слово первомч. Стефану и Повесть о перенесении мощей прп. Параскевы. В болг. научной лит-ре преобладает мнение о том, что серб. период жизни и творчества Г. относится к посл. годам XIV в. и предшествует молдав. периоду; в серб. лит-ре этот период датируется преимущественно 1-м десятилетием XV в. (1402-1409, 1402-1406 и/или 1406-1409), т. е. уже после молдав. периода (обзор мнений см.: Житие на Стефан Дечански. 1983. С. 12-17; Thomson. 1998. Р. 37-51; Дончева-Панайотова. 2004. С. 132-134). Причина таких колебаний состоит в отсутствии в Житии кор. Стефана сведений, позволяющих надежно определить время его создания. В то же время отсутствие в Повести о перенесении мощей прп. Параскевы мотива божественного отмщения султану Баязиду I за гибель христ. гос-в, уместного после поражения Баязида от Тамерлана и пленения в битве при Ангоре (Анкаре), косвенно может свидетельствовать о создании текста до 1402 г. Поэтому нельзя исключить двоекратного пребывания Г. в Сербии - до молдав. миссии и после нее. Не позднее 90-х гг. XIV в. Г. был связан с патриаршим двором в К-поле (вероятно, через посредство Болгарского патриарха св. Евфимия и митр. Киприана) и нек-рое время жил в визант. столице, однако установить время и продолжительность его пребывания там не представляется возможным. Яцимирский на основании упоминания в начале атрибутируемого Г.

http://pravenc.ru/text/166685.html

Другим важнейшим владением кафедры являлись села Голенищево и Селятино, располагавшиеся на юго-западе нынешней Москвы. Когда и каким образом они достались кафедре, неясно. Копийная книга сохранила всего четыре акта на это владение, датируемые 1473–1526 гг. «Запись» по истории сел Голенищева и Селятина рассказывает, что на пустынном месте при слиянии рек Сетуни и Раменки любил бывать митрополит Киприан, поставивший здесь церковь во имя Трех святителей. Сообщается о его смерти здесь в 1406 г. Это подтверждается летописными известиями, добавляющими, что Киприан ставил в Голенищеве епископов в 1398, 1404 и 1406 гг. 1032 Любопытен топонимический экскурс «Записи»: «А вверх по той же Рамены реки, на той же земле Голенищевской жил митрополич коровник Селята. И на том месте преосвященный Феогност митрополит постави церковь святого Николы. И зовется то место селцо Селятино». Основываясь на этом свидетельстве, С. Б. Веселовский полагал, что данное владение досталось митрополитам при Феогносте, т.е. во второй четверти XIV в. 1033 Наше внимание привлекает одна особенность. Название села Голенищева происходит, очевидно, от прозвища Василия Ананьевича Голенищева-Кутузова. Это наблюдение подкрепляется тем, что неподалеку от Голенищева находилось Матвеевское, получившее название от внука Василия Голенищева Матвея. Подобное явно неслучайное соседство двух топонимов позволяет наметить здесь существовавший в XIV–XV вв. большой земельный комплекс владений Голенищевых-Кутузовых. Очевидно, один из них в самом конце XIV в. (до 1398 г., первого летописного упоминания Голенищева) отдал это село митрополиту Киприану, который устроил здесь свою резиденцию. Но к моменту составления копийной книги первоначальные акты на это владение были утеряны и митрополичьи власти, исследуя свой архив, смогли обнаружить в нем лишь известие об освящении храма в Селятине митрополитом Феогностом. На основании этого они решили, что данное владение принадлежало кафедре уже во второй четверти XIV в. Но существующий до сих пор обычай, что новую церковь , как правило, освящает кто-либо из церковных иерархов, в том числе и глава Русской церкви, ставит под сомнение этот вывод.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ихже благоволи царство ми поновив пакы приложити прежде реченным мон-ром имена же сим сиа: Три Броды, Хановци, Дражевци, Крушевица з Духовци, Изворц, Баричь, Бикинь, Пониква, Попорате» (DRH. B. ara Româneasc. 1966. Vol. 1. P. 68). Очевидно, эти действия были продиктованы стремлением серб. деспота упрочить союзные отношения в рамках складывавшегося осенью 1406 г. антиосманского альянса в составе Сербии, Валахии и Венгрии. Благодаря значению Тисманы 23 нояб. 1406 г. здесь со своим двором и с игуменами др. мон-рей остановился господарь Мирча Старый по пути в Северин, где состоялась встреча с венг. кор. Сигизмундом I Люксембургским (1387-1437). Можно предполагать, что Н. Т. был одним из посредников в деле осуществления этой миссии. В 1400-1406 гг. Н. Т. находился в Трансильвании. Там ок. 1400 г. он основал мон-рь Прислоп, сведения о чем сохранились в рифмованной хронике 1762 г. «Plângerea sfintei mnstiri a Silvaului din eparhia Haegului, din Prislop» (Плач святого Силвашского монастыря из епархии Хацега, из Прислопа) (Cronici i povestiri româneti versificate. 1967. Р. 76). Впосл. Прислоп стал преклоненной монастырю Тисмана обителью. Традиция приписывает Н. Т. основание еще 4 мон-рей в Олтении: Тополницы (рядом с Водицей), Кошуштя-Кривелника, Гура-Мотрулуя и Вишины. По-видимому, эти обители были созданы его учениками в соответствии с афонским Типиконом, введенным в Водице и Тисмане. В грамоте Мирчи Старого от 23 нояб. 1406 г. содержится запрет на ловлю рыбы в р. Тисмана всем, кроме насельников мон-ря, а также запрет пасти скот на землях, принадлежащих Тисмане. Это последний прижизненный документ, в к-ром упоминается Н. Т. (DRH. B. ara Româneasc. 1966. Vol. 1. P. 70). Он скончался 26 дек. 1406 г., похоронен близ кафоликона монастыря Тисмана в указанном им месте. Сразу же после погребения на могиле Н. Т. стали происходить многочисленные исцеления, поэтому монахи перенесли мощи и положили их в раке в кафоликоне. Согласно преданию, спустя некоторое время Н. Т. явился во сне одному монаху и попросил скрыть его мощи, дабы они не были украдены.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

19 июля 1415 г., находясь в замке Монтефьоре, Г. получил известие об оглашении его отречения и о решении Собора относительно его дальнейшей судьбы. 20 июля Г. провел последнюю консисторию, сложил с себя знаки папской власти и облачился в одеяния кардинала. После этого окружавшие его кардиналы отправились на Констанцский Собор, а он переехал в янв. 1416 г. в Реканати, где скончался и был похоронен в кафедральном соборе. Ист.: Lettres de Grégoire XII (1406-1415): Textes et analyses/Ed. M. Soenen. Brux.; R., 1976. Лит.: Raffaelli F. Il monumento di papa Grigorio XII ed i suoi donativi alla cattedrale basilica di Recanati. Fermo, 1877; Erler G. Florenz, Neapel und das papstliche Schisma//Hist. Taschenbuch. 1889. Bd. 8. S. 179-230; Finke H. Eine Papstcronik des XV. Jh.//RQS. 1890. Bd. 4. S. 340-362; Meister A. Das Konzil zu Cividale 1409//Hist. Jb. 1893. Bd. 14. S. 320-330; Schlitz L. Die Quellen zur Geschichte des Konzils von Cividale 1409//RQS. 1894. Bd. 8. S. 217-259; Eubel K. Das Itinerar der Päpste zur Zeit des grossen Schisma//Hist. Jb. 1895. Bd. 16. S. 545-564; idem. Die «Provisiones Praelatorum» durch Gregor XII. nach Mitte Mai 1408//RQS. 1896. Bd. 10. S. 99-131; Lisini A. Papa Gregorio XII e i Senesi//La Rassegna Nazionale Firenze. 1896. Vol. 91. P. 97-117, 280-321; Piva E. Venezia i lo scisma durante il pontificato di Gregorio XII (1406-1409)//Nuovo Archivio Veneto. 1897. Vol. 13. P. 135-158; Salembier L. Le Grand schisme d " Occident. P., 1900; Zanutto L. Itinerario del pontefice Gregorio XII da Roma (9 ag. 1407) a Cividale del Friuli (26 mag. 1409): Studio storico. Udine, 1901; Valois N. La France et le Grand Schisme d " Occident. P., 1901-1902. Vol. 3-4; Hollerbach J. Die Gregorianische Partei, Sigismund und das Konstanzer Konzil//RQS. 1909. Bd. 23. H. 2. S. 129-164; 1910. Bd. 24. H. 2. S. 3-39, 121-140; Montor A. , de. The Lives and Times of the Popes. N. Y., 1911. P. 97-108; Tihon C. Les expectatives in forma pauperum de Grégoire XII//Bull. de l " Inst. hist. Belge de Rome. 1926. Vol. 6. P. 71-101; An. Pont. Cath. 1931. P. 127, 139, 141, 164-165, 168; Petersohn J. Papst Gregors XII.: Flucht aus Cividale (1409) und die Sicherstellung des papstlichen Paramentschatzes//RQS. 1963. Bd. 58. S. 51-70; Girgensohn D. Kardinal Antonio Caetani und Gregor XII. in den Jahren 1406-1408//QFIAB. 1984. Bd. 64. S. 116-226; Soenen M. Grégoire XII//Dictionnaire hist. de la Papauté/Dir. Ph. Levillain. P., 1994. P. 758-760.

http://pravenc.ru/text/166769.html

РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.252. Биржевые ведомости. 7 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911. Голос Москвы. 10 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Русское слово. 10 июля 1911. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.112, 118; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.303; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.256. Р.Слово. 10 июля 1911; РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.389. Грандиозное паломничество от Царицына до Камышина; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.387. Многих. Заметки//Всеобщая газета. 14 июля 1911; Там же. Л.390. П.М-в. Бабий поход (Письмо из Царицына)//Раннее утро. 13 июля 1911; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.265. Раннее утро. 16 июля 1911. Там же. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911, Там же. Л.356; Проезд о.Илиодора и паломников//Саратовский листок. 27 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.356; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.274. Илиодор в Казани (Второе посещение)//Камско-Волжская речь. 26 июля 1911. Речь в Казани 24 июля. М. О.Илиодор в Саратове//Саратовский вестник. 12 июля 1911. ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.355. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.272 об.; РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.266. Современное слово. 17 июля 1911. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.297. Николин П. Психоз//Современное слово. 2 августа 1911; Там же. Л.298. Ф.М. " Русь идет! "http://Утро России. 2 августа 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.340. Филатович Б. Паломничество о.Илиодора (Впечатления зрителя)//Московские ведомости. 10 августа 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.272. Л.356 об.; ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.8771. Л.107 об. Рапорт хвалынского уездного исправника. РГИА. Ф.1470. Оп.1. Д.259. Л.376. Утро России. 26 августа 1911. Письмо иер.Илиодора к кн.Мещерскому. Илиодор в Самаре//Саратовский листок. 15 июля 1911. РГИА. Ф.796. Оп.191. Д.143д. Л.388. Русское слово. 13 июля 1911; ГАВО. Ф.6. Оп.1. Д.273. Л.5.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Гербовецкая(1/14 октября) Глинская (8/21 сентября) Горбаневская (30 июня/13 июля) Гребневская (28 июля/10 августа) Грузинская (22 августа/4 сентября) Далматская (15/28 февраля) Девпетерувская (28 февраля/13 марта; переносится с 29 февраля) «Державная» (2/15 марта) Дивногорская (Сицилийская) (5/18 февраля) Домницкая (8/21 сентября) Донская(19 августа/1 сентября) «Достойно есть» («Милующая») (11/24 июня) Елецкая (11/24 января) Елецкая (Владимирская) (26 августа/8 сентября) Елецкая (Харьковская) (6/19 февраля) Елецкая (Черниговская) (5/18 февраля) «Живоносный Источник» (в пяток Светлой седмицы) Жировицкая (7/20 мая) Заоникиевская (23 июня/6 июля) «Знамение» Абалацкая (20 июля/2 августа; 27 ноября/10 декабря) «Знамение» Курская-Коренная (8/21 марта; 8/21 сентября; 27 ноября/10 декабря и в 9-ю пятницу по Пасхе) «Знамение» Серафиме-Понетаевская (27 ноября/10 декабря) «Знамение» Царскосельская (27 ноября/10 декабря) Иверская (12/25 февраля; 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы) Игоревская (5/18 июня) Игрицкая (28 июля/10 августа) Иерусалимская (12/25 октября) «Избавительница» (17/30 октября; 4/17 апреля) Изборская (22 марта/4 апреля) Ильинская (Черниговская) (16/29 апреля) Исааковская (8/21 сентября) Казанская (8/21 июля; 22 октября/4 ноября) Казанская (Высочиновская) (8/21 июля) Казанская (Вышенская)(8/21 июля) Казанская (Вязниковская) (8/21 июля) Казанская (Каплуновская) (8/21 июля, 11/24 сентября) Казанская (Нижнеломовская) (8/21 июля) Казанская (Пензенская) (8/21 июля; 4/17 августа) Казанская (Песчанская) (8/21 июля) Казанская (Тамбовская) (8/21 июля) Казанская (Тобольская) (8/21 июля) Казанская (Ярославская) (8/21 июля) Калужская (2/15 сентября; 12/25 октября; 18/31 июля) Каплуновская – см. Казанская (Каплуновская) Касперовская (29 июня/12 июля; 1/14 октября; и в среду Светлой седмицы) Киево-Братская (10/23 мая; 2/15 июня; 6/19 сентября) Киево-Печерская – см. «Успение» Киево-Печерская Кипрская (20 апреля/3 мая; и в День Святого Духа) Кипрская (Стромынская) (9/22 июля и в 1-ю неделю Великого поста)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12 июля. 190 С. 12 : Провинциальные картинки: Жидовско-мещанское царство. Переход с квартиры на квартиру. Проделка с папирусами и подмена сукна. Добродетельная купчиха. Мучная площадь. Чиновничество под стать купечеству. Проявление чувства справедливости/В. Св (В. М. Сысоев). ((Ф)); С. 2 : Москва, 11 июля: (О фр. празднике («политическом балете»): 14 июля – Взятие Бастилии)/β; О. Н. Скобелева и ее убийцы; С. 3 : Из Ставрополя Кавказского. 1 июля: Скука, отсутствие удовольствий и карты. Экзамены в гимназиях. Пощечина, данная учеником учителю. (ВИ); Из Парижа. 15 июля: Праздник 14 июля/β. (ИИ). 13 июля. 191 С. 12 : Из заграничных наблюдений. VI: Северные города Италии/Михаил М. Щй (М. М. Щуцкой). ((Ф)); С. 2 : Москва, 12 июля: (О назначении Н. Х. Бунге на пост тов. министра финансов)/(Г.-П.); О. Н. Скобелева и ее убийца (А. А. Узатис); Успешность преподавания в гимназиях/Л.; С. 3 : Из Петербурга. 8 июля: Деятельность профессора М. Я. Киттары как ученого технолога. (ВИ). 14 июля. 192 С. 1 : О том и о другом: По вопросу о кизлярском виноградном вине. Наши заграничные виночерпии. Какому спиртомеру верить. Для чего у нас кабаки. Исключительные ренсковые погреба. Сельтерская вода и лимонад с коньяком. Как мостят у нас улицы. Иордан храма Христа Спасителя. Лак на иконах. Карл Мора и его приказчик/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 13 июля: (Поручик А. А. Узатис, убийца О. Н. Скобелевой, в ряду подобных же «зверских» преступников)/+ (Ф. А. Гиляров); Несостоятельности и конкурсы: (О неисправных должниках)/N.; С. 3 : Из Саратова. 5 июля: Земские дела; Из Переяславля-Залесского. 5 июля: День Аграфены-купальницы. Торговля полотнами. Лакомство медом. Мысли по поводу ожидания приезда преосвященного (еп. Феогноста (Лебедева)); Из Данкова. 3 июля: Гессенская муха. Урожай хлебов. Ярмарка. Пример, заслуживающий подражания. Действия, вызывающие порицания. Дорожные сооружения. (ВИ). 15 июля. 193 С. 1 : Арест по ошибке: (Московский эпизод)/В. П. (В. Ф. Пелешевский?). ((Ф)); С. 2 : Москва, 14 июля: (Назревшие проблемы в области законодательства о старообрядцах)/(Г.-П.); (Рец. на: 1) Бензенгр В. Н. К антропологии женского населения Москвы и Центральной России: Статист. материал. М., 1879; 2) Kaltbrunner D. Manuel du voyageur. Zürich, 1880. (Пер. назв.: Справочная книжка для путешествующих); 3) Du Moncel Th., comte. L’Éclairage Électrique. 2 ème éd. Paris, 1880. (Пер. назв.: Электрическое освещением 4) Scheff I. Lehrbuch der Zahnheilkunde für praktische Aerzte und Studierende. Wien 1880. (Пер. назв.: Учебник зубных болезней для практикующих врачей и студентов). (НК); С. 4 : Происхождение балета. Забава Средних веков. Как обучались римляне арифметике. Упадок эстетического вкуса у римлян. Римские зеркала. Аккуратность до конца жизни: (О композиторе Л. Херубини). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

10)  Стефан Твартко, племянник предшествующего, сын его брата Владислава (Monum.Serb. Миклошича рр. 176 и 210 нач.). Наследовав дяде, правил с 1354 (ibid. р. 176) по 1391 г.; между 1875 и 1378 годами принял титул короля (ibid. р. 184 и 187 и Мавро Орбини или Мавро Урбин в русск. перевод, стр. 276), который продолжали после него носить и все его преемники. Присоединил к своим владениям от Сербии, распавшейся после смерти Стефана Душана на мелкие уделы, нынешний пашалык новопазарский (лежащий между нынешним княжеством сербским с севера и Черногорией с Албанией с юга, см. Мавро Орбини стр. 277). После 1382 г., пользуясь слабостью тогдашнего венгерского правительства, отложился было от вассального подчинения Венгрии и завоевал у нее значительную часть Далмации (см. Фeccлepa Geschichme von Ungarn 2-ro изд. т. 2, стрр. 230, 235, 248, 255); но то и другое было ненадолго. 11)  Стефан Дабиша, родной брат предшествующего; правил с 1391 по 1396 г. (Гласн. XII, 72 fin., Arkiv Cakцuhckaro кн. 4, стрр. 33 и 38, у Райнальда b Annai. Eccles. ап. 1369, n. 12, -послание папы Урбана V, Monum. Serb. р. 222 нач. и Мавро Орбини стр. 279). В 1393 г. принужден был возвратить Венгрии завоевания Стефана Твартки и снова подчинить свою страну ее верховной власти (у Фeccлepa ibid. т. 2, стр. 239). 12)  Елена, жена Дабиши; правила по смерти мужа в 1397 г. (Monum. Serb. р. 229 fin.). 13)  Стефан Остоя, другой родной брат Стефана Твартки (Monum. Serb. рр. 231 fin. и 236, makжe Arkiv Cakцuhckoro II, 38 и Гласн. XIV, 94, где сын Твартки двоюродный брат его сыну); вступил на престол в 1397 и согнан с него в 1404 г. (Arkiv Cakцuhckoro кн. 4, стрр. 33 и 38, Глася. XII, 73 нач.). 14)  Стефан Твартко Тварткович, незаконный сын Стефана Твартки; занял престол в 1404 г. и был согнан с него в 1405 или в начале 1406 года (Гласн. XII, 73, Arkiv Cakцuhck. кн. 2, стр. 20, Monum.Serb. р. 253, Мавро Орбини стр. 279). 15)  Стефан Остоя во второй раз, с 1406 по 1418 г. (см. грамоту его, писанную после возвращения на престол, от 15 мая 1406 г., в издании Бammuaha Leges ecclesiasmicae regniHungariae m. III, р. 387 u Monum. Serb. р. 282).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

кор. Эдуарда III. В союзе с ними Педро I вторгся в Кастилию. В 1367 г. Энрике был разбит при Нахере, однако не сложил оружия, получив к тому времени помощь франц. отрядов во главе с рыцарем Бертраном Дюгекленом. В 1369 г. Энрике разбил Педро I при Монтьеле, а затем заманил его в ловушку и убил. После этого он взошел на престол под именем Энрике II (1369-1379), основав династию Трастамара (правила в 1369-1516). Архиеп. Толедо Альфонсо Каррильо де Акунья. Ретабло капеллы Санта-Ана собора в Бургосе. 1486–1492 гг. Скульптор Хиль де Силоэ Архиеп. Толедо Альфонсо Каррильо де Акунья. Ретабло капеллы Санта-Ана собора в Бургосе. 1486–1492 гг. Скульптор Хиль де Силоэ После смены династии попытки государей унифицировать управление Леоно-Кастильским королевством стали особенно активными. К тому времени вслед. эпидемии чумы, войн с Гранадским эмиратом, а также репрессий и военных конфликтов, сопровождавших смену династии, мн. роды старой знати, часто находившейся в оппозиции к королю, исчезли, а опорой престола стала возвысившаяся новая знать. Несмотря на неудачу кор. Хуана I (1379-1390), претендовавшего на португ. престол (в 1385 португальцы разбили кастильцев при Алжубарроте), авторитет Кастилии заметно вырос. Показателем далеко идущих внешнеполитических планов кор. Энрике III (1390-1406) стало посольство в 1403-1406 гг. к эмиру Тимуру (Тамерлану; 1370-1405), а также начало колонизации Канарских о-вов. После смерти в 1410 г. кор. Арагона Мартина Гуманного и пресечения прежней династии корона по т. н. компромиссу в Каспе (1412) была передана Фернандо Антекерскому (1412-1416), младшему брату кор. Энрике III Кастильского и регенту Кастилии при малолетнем Хуане II (1406-1454). Новый король Арагона и его сыновья сохранили влияние в Кастилии и долгое время вели борьбу с оппозицией знати, к-рую возглавлял коннетабль Кастилии Альваро де Луна. Сыновья Фернандо I, «арагонские инфанты», потерпели поражение в битве при Ольмедо (1445), после чего уже не играли важной роли в политической борьбе в Кастилии.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010