Кондак, глас 2: Необоримь столп Православия,/вере Христове утверждение,/церквам украситель, премудрый учитель,/сербское воспитание, русское процветение,/Господнею любовию распалаемь,/Духу Пресвятому дом явися/и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/сего ради вселися в широту райскую,/предстоя Христу в лице святых,/Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения, яко да зовем ти://радуйся, отче Киприане, учителю премудрый. Ин кондак, глас 6: Святителю Христов, пастырю добрый,/учителю Небесныя мудрости,/светильниче света духовнаго,/Киприане досточудне,/не престай молитися за паству свою,/за любящих и чтущих тя,//града нашего крепкий заступниче. МОЛИТВА О святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки векев. Аминь. Святитель Киприан († 1406) возглавлял Русскую Церковь с 1376 по 1406 год. Он родился около 1330 года в Болгарии, в городе Тырново, где и начал свой монашеский путь, впоследствии продолженный им в Константинополе и на Афоне. В Византии высокообразованный и смиренный монах был замечен Патриархом Константинопольским Филофеем и стал его приближенным помощником – апокрисиарием. Около 1373 года он был послан Патриархом в Литву и на Русь для примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексием. Эту сложную миссию, столь важную для православного единства, будущий святитель успешно выполнил и, оставаясь в Литве, был ревностным хранителем православной веры и истинным просветителем края, стяжав высочайший авторитет у его князей и жителей. В 1374 году по его инициативе произошло прославление литовских мучеников-христиан Антония, Иоанна и Евстафия (память 14 апреля) и перенесение их мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 20.12.1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326). Основные сведения о П. содержат рус. летописи XIV-XV вв. и Житие святителя. Житие Житие П. было составлено вскоре после его кончины. Исследователи выделяют 2 редакции памятника, появившиеся в XIV в. Традиционно составление Первоначальной редакции (известна не менее чем в 26 списках) относится к еп. Прохору , свт. Ростовскому ( Седова. 1993. С. 27). В. А. Кучкин выделяет 2 извода 1-й редакции Жития («Преставление Петра митрополита», в научной литературе называется иногда «Сказание о смерти митрополита Петра»). По мнению исследователя, старший извод принадлежит не Ростовскому епископу, а неизвестному московскому книжнику, близкому к П., кн. Иоанну I Даниловичу Калите и тысяцкому Протасию, вероятно - клирику московского Успенского собора, а написано Житие было весной-летом 1327 г., до освящения Успенского собора 14 авг. того же года. Составление младшего извода первоначальной редакции Жития, соединенного с «Чтением на память митрополита Петра», произнесенным свт. Прохором Ростовским на Владимирском Соборе в 1328 г., было приурочено к канонизации П. в К-поле в 1339 г.; впосл. авторство свт. Прохора, по Кучкину, было ошибочно перенесено и на 1-ю редакцию Жития ( Кучкин. 1962. С. 66-67). Согласно Б. М. Клоссу , выделившему в рукописной традиции 3 извода первоначальной редакции, ее автором мог быть книжник из окружения московского архим. Феодора ( Клосс. 2001. С. 18). Вторая редакция Жития (известна не менее чем в 41 списке) была составлена митр. Киевским и всея Руси свт. Киприаном (1390-1406). По позднейшим данным «Книги степенной» царского родословия, свт. Киприан († 1406) написал Житие П. в своем подмосковном с. Голенищеве в последние годы занятия им митрополичьей кафедры (ПСРЛ. Т.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Наконец в Январе месяце 1406 г. св. Киприан, в последний раз возвратился в Москву. Отягченный горькими лишениями и летами, он начал чувствовать близость кончины и потому, поселившись в любимом своем селе Голенищеве, начал по преимуществу заниматься богомыслием и молитвою. В начале Сентября, он уже больной посвятил в Голенищеве епископа Митрофана в Суздале, а 16 Сентября того же (1406 года) скончался мирно смертью праведника. 299 Мощи его обретены в 1472 году и ныне почивают в Московском Успенском соборе под спудом. 300 Память его 16 Сентября и Мая 27. 301 III. Святитель Фотий митрополит Киево-Московский на Волыни.      Блаженный Фотий посещал пределы Волынские во время управления всероссийскою митрополией два раза. Он был грек и поставлен во Всероссийские митрополиты спустя два года после смерти Киприана (1409) Патриархом Царьградским Матфеем. 302 Сентября 1-го того же года он прибыл в Киев, и как на юге России давно жаловались, что не видят у себя Митрополита, то Фотий пробыл здесь более 7-ми месяцев, лично осматривая положение дел и решая жалобы. После этого он отправился в Москву, куда прибыл накануне Пасхи 22 Апреля 1410 г. Здесь особенно заняли его дела о возвращении митрополичьих имений и земель, захваченных во время набегов монгольских. Это сильно вооружало против него бояр и даже самого великого князя. Но несмотря на это, Фотий успел возвратить кафедре все ей принадлежащее. 303 Но особенно тяжелое время настало для Фотия со времени подчинения Литвы и Волыни под власть Витовта, когда сей последний составил план об отделении своих владений от царства польского и приобретении для своей династии титула королевского. – Для достижения этой цели ему необходимо было с одной стороны задобрить папу, который один в то время считался раздаятелем корон, а с другой – прекратить всякие отношения своих русских подданных к Московским Митрополитам, которые, проживая в Москве, своим влиянием постоянно поддерживали между литовско-русскими и московскими князьями дух братства, опасный для литовского самовластия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Икона московского Успенского собора находится на высшей точке развития иконографии гимнографического цикла Акафиста: нигде в ареале православного мира в XIII–XVI вв. не найдется столь ясного воплощения понятий Святой Троицы, Марии-Церкви, Софии и других (гл. 5), так прямо зависимых от богословских текстов. Отметим, что все балканские композиции Акафиста сходного типа по сравнению с изображениями иконы Успенского собора довольно сдержанны в передаче изобразительными средствами основных догматических понятий. III. Особые условия создания иконы «Похвала Богоматери с Акафистом» Особенности иконографии иконы Успенского собора были определены конкретными обстоятельствами ее создания. Она была исполнена в Москве в память о совершенном иконой Богоматери Владимирской в 1395 г. чуде спасения города от нашествия хана Темир-Аксака (Тамерлана, Тимура). Икона была написана несколько позже этого исторического события, в 1399–1406 (до 1402?) гг., после того, как была создана устойчивая литературная версия произошедшего чуда. Таким образом, исполнение иконы представляется одним из действий, направленных на прославление чудотворной силы Владимирской иконы (к ним можно отнести также разработку текстов «Повести о Темир-Аксаке», появление списков Владимирской иконы в Успенском соборе, установление празднования этого события). IV. Обусловленность иконографических особенностей иконы характером культурной среды Москвы рубежа XIV–XV вв. Датировка иконы – 1399–1406 (до 1402?) гг. – вводит нас в наиболее «грекофильский» период русской культуры, во времена митрополита Киприана, с приездом которого в 1390 г. на московскую митрополию необыкновенно усилились многочисленные преобразования русской церковной традиции, началось ее обновление по подобию константинопольской культуры второй половины XIV столетия. В этот период ведущая роль в культурном развитии принадлежит письменности и книжности, где формируется необычный риторически возвышенный «экспрессивно-эмоциональный» (Д. С. Лихачев) стиль, 261 одной из характерных особенностей которого является распространение особой торжественной формы текста – похвалы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

К Георгиевской церкви принадлежит находящаяся близ нее, построенная около 1820 года 937 , каменная часовня Феодора блаженного, почивающего в ней под спудом. Сей Христа ради юродивый родился в Новгороде на Торговой стороне и воспитан в страхе Божием. Пришедши в возраст, он начал искать спасения в юродстве, подражая жившему в его время блаж. Николаю Качанову. Проведши всю свою жизнь в числе Христа ради юродивых, он пред кончиною говорил всем встречавшимся с ним на улицах: «прощайте! я иду далеко». Феодор заповедал погребсти себя близ торжища. Он преставился в 1392 году. В последствии над гробом его построена была часовня. В Новгороде празднуется память блаженного Феодора 19 генваря. Ему сочинена особая служба, по которой совершается пред ракою его молебствие 938 . 20. Церковь Святого великомученика Никиты на Торговой стороне Местоположение церкви и ее основание. Дальнейшая судьба церкви до настоящего времени. Устройство церкви совне и внутри. Церковь святого великомученика Никиты находится в Новгороде на Торговой стороне, при шоссейной московской дороге, в прежнем Плотницком конце, между улицами Никитинскою и Маницынскою 939 . Близь этой церкви находится дворец царя Иоанна Васильевича IV, который жил тут несколько времени с детьми и со всею свитою 940 . Первоначальное основание церкви, по новг. летописям, относится к XIV веку, именно к 1378 году, в котором, после пожара 941 , поставлена церковь великомученика Никиты на Никитине улицы 942 . Какая была эта церковь объясняется в церковной летописи, где сказано: «в лето 7886 (1378) 943 , поставлена бысть церковь деревянная святого великомученика Никиты в Плотницком конце при архиепископе Алексие Великого Новаграда и Пскова, и стояла та церковь 28 лет». Что касается до каменной Никитинской церкви, то она относится к началу XV века. В Новг. I летописи сказано, что из числа трех церквей в 1406 году «поставлена церковь святого Никиты в Плотницком конце» 944 . А в Новг. III летописи пояснено: «в лето 6914 (1406) в Великом Новеграде, на Торговой стороне, Знаменской, на посаде, на Никитине улице, поставиша церковь каменну святого великомученика Никиты в Плотенском конце, при архиепископе Иоанне новгородском» 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И, однако опять поднимались раздоры кровавые. В 1406 г. в день св. Троицы блаж. архипастырь окончательно примирил враждовавших. Сильно волновавшиеся страсти князей и бояр их усмирены влиянием страха Божьего, который внушал святитель Арсений. 482 Жизнь блаж. пастыря служила назиданием для всех. – Всегда тихий и кроткий, он ни от кого не отходил с гневом или враждой: был бескорыстен и не ласкал ничем своего самолюбия; дышал любовью ко всем, забывая себя. 483 «Раб Господа, говорит апостол о епископе, не должен ссориться, но быть приветлив ко всем, учителем, незлобив; должен с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог обратиться к познанию истины» ( 2Тим.2:24 ). Так и поступал блаж. Арсений. Выполняя волю небесного Владыки, он усердно «искал заблудших и вводил в ограду покаяния». 484 Заботливый о славе имени Божьего, святитель построил несколько храмов в Твери и ее окрестностях, и возобновил кафедральный Спасский собор. 485 Им освящены знаменитые каменные храмы архангела Михаила в Микулине 486 и в Новом городке, (в Кожевках) 487 , и во имя свят. Николая в Твери. 488 Первосвятитель Киприан любил блаженного святителя, три раза вызывал его в Москву для соборных совещаний. 489 Тяготясь делами страстей людских, пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на р. Тмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь пр. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, запинаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. 490 – В 1404 г. Святитель основал и в следующем году освятил в любимой обители своей каменный храм в честь Успения Богоматери – новое напоминание о близкой к душе его печерской обители. 491 Памятником того же благоговения к печерским подвижникам, a вместе и заботы о назидании других примерами благочестия служит печерский патерик, списанный в 1406 г. «замышлением (по желанию) боголюбивого епископа Арсения тверского».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Возвратясь из поездки в западные епархии, святитель Киприан, отягченный старостью и болезнями, удалился в уединенную келью свою в селе Голенищеве. Здесь он и преставился 16 сентября 1406 года. 290 При последнем посещении Смоленска блаженным Киприаном, этот древний город, захваченный Витовтом , принадлежал уже к Литовской Руси. Последний владетель Смоленский, князь Юрий Святославич, искал убежища в вольном Новгороде и получил звание наместника в Торжке, но там запятнал себя гнусным злодейством. Друг его, разделявший с ним изгнание, князь Симеон Вяземский имел прекрасную, добродетельную супругу, по имени Иулианию. Жестокий и сластолюбивый, Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеона; он не успел в том ни соблазном, ни угрозами и решился на явное злодеяние: в своем доме, среди веселого пира он убил князя Симеона, надеясь безнаказанно насытить похоть свою насилием. Но целомудренная Иулиания, любя непорочность более всего в мире, схватила нож и ранила насильника в плечо. Тогда любострастие уступило место ярости. Юрий, обнажив мечь, погнался за мужественной княгиней, изрубил ее и велел бросить тело ея в реку Тверцу. 291 Это было 21 декабря 1406 года. Другой поучительный примерь целомудрия и искреннего благочестия представляла собою мать великаго князя, святая великая княгиня Евдокия Димитриевна. Живя в супружестве, она была супругою нежною, кроткою, набожною, и вместе с мужем своим заботилась о спасении души, не предаваясь стремлениям чувственности. Благочестивое расположение молодых супругов поддерживали великие угодники Божии: святитель Алексий был отцем и хранителем юной четы; св. Феодор, игумен Симоновский, был духовником их, а великий чудотворец Сергий принимал детей их от святой купели. Благоверная княгиня поддерживала супруга своего в борьбе со скорбями и в ратных подвигах неусыпною молитвою и щедрою милостынею бедным. В память Мамаева побоища, она построила в Московском Кремле, на дворе княжеском, каменный храм Рождества Богородицы, 292 а лишившись супруга, основала, рядом с Чудовым монастырем, женскую обитель Вознесения Господня. Из духовного завещания Донского видно, что он высоко уважал подругу своей жизни. 293

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В 1406 году в монастыре был построен каменный соборный храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. До наших дней дошли три замечательные иконы из древнего иконостаса этого собора: Спасителя, архангела Михаила и святого апостола Павла, написанные преподобным Андреем Рублевым. К тому времени преподобный Савва достиг глубокой старости. Изнуренный тяжкими телесными подвигами, он занемог. Призвав братию, преподобный преподал им последнее наставление и мирно отошел ко Господу 3 декабря 1406 года. Святой Савва был погребен в соборном храме основанного им монастыря, получившего название Саввино-Сторожевского. Вскоре после кончины преподобного Саввы началось местное его почитание благодаря чудесным явлениям святого. В середине XV века игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился в видении старец и обратился к нему: «Дионисий! Встань и напиши мой лик на иконе». На вопрос, кто он, старец ответил: «Я Савва, начальник сего места». Ветхий старец обители Аввакум, помнивший в юности святого Савву, описал его внешность точно такой, как он явился игумену. Игумен Дионисий исполнил повеление преподобного и написал его икону. В 1540 году игумен Мисаил был чудесно исцелен у гробницы святого Саввы. В 1651 году царь Алексей Михайлович чудесным явлением преподобного Саввы был спасен во время медвежьей охоты (в окрестностях Саввина монастыря). Подобные видения повторялись, преподобный Савва являлся людям, ищущим его помощи, – в опасной болезни, в унынии, в скорбях повседневной жизни. 19 января 1652 года в присутствии Патриарха Московского Иосифа и многочисленных паломников гробница преподобного Саввы была раскрыта и в ней обретены нетленно пролежавшие в земле 245 лет мощи преподобного. Их торжественно перенесли и положили в новую дубовую гробницу у южной стены храма возле иконостаса. Память преподобного Саввы Сторожевского совершается 3 декабря и 19 января. Преподобнаго Макария Постника, Безкелейнаго, в Ближних пещерах почивающаго Тропарь, глас 4: Бывший нестяжателем Христа ради/и Того за многия твоя добродетели/в сердце твое вселивый,/блаженне Макарие,/молися о нас, поющих тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот нам три урока от двух апостолов: 1) единство веры в живом многообразии, 2) соединение твердой веры и деятельного смирения и 3) приобщение к апостольскому духу у Святейшей Чаши. Все это да вместится в нас молитвами бывшего галилейского рыбака и бывшего ученика Гамалеилова. Рейтинг: 9.9 Голосов: 4449 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 12 июля 2020, 19:21 Который раз читаю,и как первый раз,настолько сильно и в то же время просто. Гениальность в простоте. Святые Первоверховнии Апостоли Петре и Павле,молите Бога о нас. С Праздником,Православные+++++++++++ Екатерина 12 июля 2020, 11:48 Слава Тебе Боже, слава Тебе Боже, слава Тебе Боже! С Праздником! Иоанн 12 июля 2020, 01:06 Святые апостолы Пётр и Павел!!! Молите Бога, о нас грешных. С праздником вас всех православные братья и сёстры!!! светлана 12 июля 2019, 13:59 С Великим праздником!Спаси Господи,отец Андрей! Мила 12 июля 2019, 00:41 Святые Апостолы молите Бога о нас 13 июля 2018, 23:41 Здравствуйте,о.Андрей! Слава Богу за всё! С праздником вас! Наталья 12 июля 2018, 22:43 Спасибо! С праздником Петра и Павла! Вероника 12 июля 2018, 19:24 святые апостолы Петр и Павел,молите Бога о нас! Юлия 12 июля 2018, 11:22 Для меня так осталось и не понятно, почему именно перед праздником Петра и Павла пост? Ведь в Церкви много святых. А любимым учеником Спасителя был Иоанн Богослов. Но пост именно перед Петром и Павлом. Интереснее всего и понятнее рассказывал о. Андроник на Союзе, все очень понятно.Там еще запись есть. Только он не успел рассказать о Павле, ссылаясь на следующий раз, которого вроде не было Сергей Рымарев 12 июля 2018, 00:44 Как всегда - ИСТИННО!!! Многая лета о. Андрею! Лариса 12 июля 2016, 02:47 Спаси Господи , Вас , Батюшка Андрей ! Проповедь во Славу Божию! Помогай Вам Господь ! Ангела Хранителя ! Нина 11 июля 2016, 20:23 Василиса12 июля 2013, 11:00 Василиса, конечно можно!!! Раньше так и было, вот прочитайте, ведь апостолов переименовал Господь! Мне вообще очень нравится, когда у человека 2 имени. Но причищаться и исповедоваться Вы должны с именем, которым Вас крестили. С Праздником!!!

http://pravoslavie.ru/54786.html

Фотиния 17 февраля 2012, 22:23 Спаси,Господи! ЕКАТЕРИНА 2 сентября 2011, 20:16 СПАСИБО БОЛЬШОЕ!ЧИТАЛА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ. Мария 21 июля 2011, 09:53 Бог с нами всегда и везде,Он за всех и за вся,Только Его мы не желаем в своем сердце неубранном, захламленном нечистью,а Он с радостью нас ждет и принимает.Такая любовь к каждому.Это здорово!Вот нам такими бы быть всегда,а не иногда.Мир был бы светлей и радостней.Спасибо за такой случай в жизни вашей.Но, с плохими привычками- не читают книг,не заглядывают в интернет-им море по колено и пучина перед ними в жизни- мать родная.мы читаем и пишем, " кот Васька слушает/если слушает/,да ест " . Нина 20 июля 2011, 00:11 СпасиБо! наталья 19 июля 2011, 13:59 Радостно читать подобные истории. Укрепляешься в вере. что и тебя ведёт и охраняет Господь в нашей жизни. Любовь 15 июля 2011, 16:02 Спасибо,Вам за такие замечательные, трогающие до слёз,душу истории! Спаси,Вас,Господи,и помогай в Ваших трудах! Леван 15 июля 2011, 04:42 Спаси Господи за интереснейшие рассказы! Талантливо написано, душевно, трогательно. Ольга Т 14 июля 2011, 23:10 Какие замечательные рассказы! Спаси Господи вас Ольга. Татиана 14 июля 2011, 16:24 Слава Господу, что успела раба божия Надежда! Спаси господи нас всех! Спасибо большое автору! Татиана 14 июля 2011, 12:44 и очень хорошо, что хоть в конце жизни, но у людей душа оживает и начинает двигаться в правильном направлении Виктория 14 июля 2011, 09:46 Спаси и сохрани вас Господи за ваши рассказы. Впечатление, как будто не читаешь их, а проживаешь... Очень целостно и искренне написано. Читаю ваши рассказы и учусь... любви, смирению, терпению... Ирина 14 июля 2011, 00:35 Как же Господь нас всех любит! Дух захватывает от такой любви! Слава Богу за все!!! Ирина 13 июля 2011, 23:18 Какие истории замечательные! Слава Богу за все! Артемий 13 июля 2011, 20:48 Спаси Господи... как тепло, что можна порадоваться о спасение чей то души! Милость Господня да будет со всеми нами... пусть простит... Елена 13 июля 2011, 18:44 Спаси Христос, Олечка.

http://pravoslavie.ru/47574.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010