Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. – Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года 20 . Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силой заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. – Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы были разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но, когда злодей лёг отдохнуть, оруженосец, прельщённый богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 г. на том же месте, где злодей носился со злодейским замыслом 21 . Между тем, тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь 22 . Святого пророка Аввакума Аввакум, из колена Левиина, был певцом при храме и пророчествовал около 650-го года до Рождества Христова о нашествии Вавилонян, которое и совершилось при нем и во время которого он удалялся в Аравию, откуда возвратился в своё отечество по удалении от него врагов. Предсказывал и о падении врагов и ободрял благочестивых надеждою на спасение, готовое для них у Бога. – Доколе, Господи, я буду взывать к Тебе, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? – обращается к Богу Аввакум, изнывающий душою о нечестии своего народа, – для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь… – прозирает пророк ответ Господа, – ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали… Ибо, вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; издалека прибывают всадники его, прилетают, как орёл, бросающийся на добычу. Весь он идёт для грабежа; устремив лицо своё вперёд, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берет её… Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Псалом 103 Псалом Давида о бытии мира 1348 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу 1349 и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься 1350 светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои 1351 , облака делаешь колесницею 1352 Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами 1353 и слуг Своих – пламенем огненным 1354 . Основал землю на тверди ее 1355 : не наклонится 1356 она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее 1357 . На горах станут воды: От прещения 1358 Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят они (как) горы и спускаются (как) равнины 1359 на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся 1360 , чтобы покрыть землю. Ты направляешь 1361 источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея 1362 . Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся 1363 деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими 1364 . Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен 1365 , солнце познаёт запад свой. Ты простираешь тьму – и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце – и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей 1366 , которого Ты создал, чтобы унизить его 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тем не менее, подобные страхи отвлекают многих людей от решения реальных, насущных проблем. Вместо того чтобы активно участвовать в жизни и вносить личный вклад в ее преображение, такой человек забивается в уголок, предварительно накупив продуктов, спичек и дров. А потом, когда ничего не случится, он опять будет покупать пылесос вместо печки-буржуйки и ждать нового пророчества о новом конце света. Дух мира наполнен пессимизмом. Желая побольше урвать, поглотить и попользоваться, человек держится за материальные блага как за единственное свое счастье. И в этом смысле последний день воспринимается как всецелое крушение жизненных планов. Христианство же воспринимает последний день мира не как планетарную катастрофу, а как долгожданную встречу со Спасителем Иисусом Христом, победоносно шествующим в Своей небесной славе. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3: 19–21). Первые христиане жили этой ясной верой, что Спаситель вознесся для того, чтобы приготовить обители на Небесах для Своих верных чад, а потом, в отведенный Им срок, Он вернется за нами, как об этом во время Его Вознесения сказали святые ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). В молитве Господней, произносимой христианами каждый день, есть такие слова: «Отче наш… Да приидет Царствие Твое». Именно этого чаем мы – явления Царствия Божия, которое сменит иллюзии земного счастья теми подлинными благами, о которых сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Еще хочется напомнить, что вот уже две тысячи лет Церковь несет освящение окружающему миру, и в церковном календаре каждый день посвящен какому-то священному событию либо памяти какого-то святого. 21 декабря вспоминаются некоторые апостолы от 70-ти и наш русский святой преподобный Кирилл Челмогорский († 1367). Но что наиболее важно, это канун совершенно особого праздника, о котором ныне мало кто знает, – зачатия Пресвятой Богородицы, посредством Которой в мир пришел Христос, разрушивший все страхи язычества. И провозглашать конец мира накануне праздника Пресвятой Богородицы – значит забывать о Святой Деве, Покровительнице и Ходатаице перед Богом, молитвами Которой во многом и держится наш мир.

http://pravoslavie.ru/58123.html

30 декабря 1926 года. Беседа: О сверхъестественном Божественном откровении. Чудеса. 1 часть. Л. 378–390. Р-1367. 13/26 января 1927 года. Беседа: О Божественном откровении. Писания как источник его. 2 часть. Л. 1–12. Р-1367. 27 января/9 февраля 1927 года. Беседа: О триедином Боге. 2 часть. Л. 22–35. Р-1367. 20 января/2 февраля 1927 года. Беседа: О Божественном откровении. Священное Предание, как источник его. 2 часть. Л. 12–22. Р-1367. 3/16 февраля 1927 года. Беседа: Боги и мир (Бог – Творец мира). 2 часть. Л. 35–43. Р-1367. 10/23 февраля 1927 года. Беседа: Побуждение и цель творения мира Богом. 2 часть. Л. 43–53. Р-1367. 17 февраля/2 марта 1927 года. Беседа: Совершенство творения. 2 часть. Л. 53–62. Р-1367. 24 февраля/9 марта 1927 года. Беседа: Мир невидимый – Ангелы. 2 часть. Л. 62–74. Р-1367. 3/16 марта 1927 года. Беседа: Ангелы падшие (злые духи). 2 часть. Л. 75–87. Р-1367. 10/23 марта 1927 года. Беседа: Духи злые. Разбор учения о злых духах. 2 часть. Л. 87–99. Р-1367. 17/30 марта 1927 года. Беседа: О происхождении мира видимого. 2 часть. Л. 99–114. Р-1367. 31 марта/13 апреля 1927 года. Беседа: Распятие Христа. 2 часть. Л. 114–127. Р-1367. 21 апреля/4 мая 1927 года. Беседа: Человек, его происхождение. 2 часть. Л. 127–139. Р-1367. 28 апреля/11 мая 1927 года. Беседа: Человек, его сущность и назначение. 2 часть. Л. 139–149. Р-1367. 5/18 мая 1927 года. Беседа: О бессмертии души. 2 часть. Л. 149–159. Р-1367. 12/25 мая 1927 года. Беседа: О бессмертии души. 2 часть. Л. 159–168. Р-1367. 26 мая/8 июня 1927 года. Беседа: О бессмертии. 2 часть. Л. 168–178. Р-1367. 9/22 июня 1927 года. Беседа: О значении христианства в мире. 2 часть. Л. 182–191. Р-1367. 6/19 июня 1927 года. Беседа в неделю всех святых в Морском соборе: Молитвы святых и наши молитвы. С. 181–185. Р-1364. 9/22 июня 1927 года. 134-я беседа в Морском соборе: Значение христианства в мире. С. 371–379. Р-1363. 15/28 июня 1927 года. Слово перед отпеванием монахини Дамианы (в мире Валентины Владимировны Соболевой). С. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В летописи, принадлежавшей некогда патриарху Никону и оттого получившей название Никоновской, после рассказа о войне 1367 г. сохранилась интересная вставка: собственное суждение летописца. В нем слышится взволнованный голос современника событий, осуждавшего княжеские усобицы, с горечью вспоминавшего библейскую легенду о происхождении всех людей от общего «праотца» Адама. «И радовались (прекращению войны.—Н. Б.) бояре княжеские, и все вельможи, и гости, и купцы, и все работные люди, роды и племена Адамовы. Ведь все они — один род и племя Адамово. Цари, и князья, и бояре, и вельможи, и гости, и купцы, и ремесленники, и работные люди — один род и племя Адамово. И забыв о том, друг на друга враждуют, и ненавидят, и грызут, и кусают, отрекаясь от заповедей божьих любить ближнего своего как самого себя» . Как бы в ответ на успехи Михаила зимой 1367— 1368     гг. в Москве было начато строительство белокаменной крепости. Это было новым словом в оборонном зодчестве Северо-Восточной Руси. В домонгольский период князья довольствовались деревянными «градами» и не имели особенной потребности в каменных цитаделях. После   установления   ордынского ига каменное строительство было невозможно из-за тех подозрений, которое оно тотчас вызвало бы у ханской ставки. Как только в Орде разгорелась «замятия» и контроль с ее стороны ослаб, мысль о каменном строительстве стала реальной. Есть сведения, что инициатором постройки московской каменной крепости был сам митрополит Алексей. Огромные по размаху строительные работы, осуществленные зимой 1367—1368 гг., резко повысили военный потенциал Москвы. Опоясавшись каменными стенами, москвичи почувствовали себя гораздо увереннее. Летописец, выражавший настроения тверских феодалов, записал под 1367 годом: «В том же году в Москве начали строить каменную крепость. И надеясь на свою великую силу, князей русских начали приводить в свою волю. А на тех, которые не захотели повиноваться их воле, стали посягать злобою» . Укрепляя Москву, бояре не оставляли мечты о наиболее простом решении тверского вопроса — физической расправе с князем Михаилом Александровичем. Среди традиций московского двора не последнее место занимала склонность к интриге, политическому убийству. Ордынская жестокость в сочетании с византийским коварством глубоко врезались в характер потомков Ивана Калиты. Выросший среди московской знати, митрополит Алексей не мог не перенять кое-что из ее нравов и обычаев. В 1368 г. он решился на такой шаг, оправдать который затруднялись даже поднаторевшие в софистике клерикальные историки XIX в. Вызвав Михаила Тверского в Москву якобы для «суда» и примирения с его двоюродным братом Еремеем, митрополит распорядился арестовать его и бросить в темницу. Безопасность тверского князя в Москве гарантировалась «словом» митрополита и «крестным целованием» князя Дмитрия Ивановича Московского. Все эти «условности» были принесены в жертву политическим интересам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

4 Это: Paris, gr. 1240, Paris, gr. 1241; Paris, gr. 1242, Paris, gr. 1247; Vatic, gr. 673 и 674, Metoch. S. Sep. 130, Μετεροις (το Ρουσνου), 23 и Моск, синод. 254. Э. Воордекер (Е. Voordeckers. Quelques remarques sur les pretendus «Chapitres-théologiques» de Jean Cantacuzène. – Byz. XXXIV, 1964, p. 620–621) в числе этих рукописей называет также Vatop. 347, но это ошибка – там нет ντιητικ. 5 Образцы его почерка можно найти: Н. Отопт, Facsimilés des manuscrits grecs datée de la Bibliothèque Nationale du IX е au XIV е siècle. Paris, 1891, 87–88, 93; A. Turyn. Codices Graeci Vaticani saecules XIII et XIV scripti annorumque instructi. In civitate Vaticana, 1964, tab. 140, 142. 6 J. Meyendorff. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959, p. 331. 6 a 1. M, 4414=1373 г.; Л, 2040–2042=1360–1375 гг.; 2. Br, 11669=1364 – 1366 гг.; M, 6284=1364 r.; 3. Br. 3230=1367 г.; M, 2160=1367 (1360–1380) r., 2161=1360–1370 гг., 2162=1360–1380 гг.; Л, 2082=1360–1380 гг. 4. Br. 702==1362 г.; M, 197=1325–1328 гг. Арх. Владимир «омолодил» целый ряд греческих рукописей XIV в. «исихастского» содержания. Помимо упомянутых кодексов, отнесенных им к XV в., можно назвать: 257 (164), Сочинения патр. Филофея (по Влад. – XV в.); 212 (69), Сочинения Гр. Паламы (по Влад. – XV в.); 241 (389), Сочинения Нила Кавасилы (по Влад. – XV в.); 394 (293), Жития (по Влад. – XVI в.); 431 (349), Сочинения патр. Филофея (по Влад. – XV и XVI вв.); 236 (290), Полемический сборник (по Влад. – XV – XVII вв.). Более подробно об этих рукописях я надеюсь написать особо. 7 J. Meyendorff. Projets de concile oecuménique en 1367. Un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul. – DOP, 14, 1960, p. 149–177. 9 G. Mercami. Notizie di Ргосого e Demetrio Cidone Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ad altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. – «Studi e Testi», 56. Citta del Vaticano, 1931. p. 340. 12 Фιλοθου λγος στορικς ες τν παρ τν Λατνων γεγοναν πολιορκαν κα λωσιν τς ρακλεας – «Συλλογ λληνικν νεκδτων». πιστασα К. Тριανταφλλη κα . Гραπποτου, τμος А’, τεχος А’. ν Βενετα, 1874, σελ. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Согласно Маттео Виллани (ed. Muratori. T. XIV. Р. 567–568), Дидимотих впервые был взят уже в 1359, ,а окончательно в ноябре 1361 г. У Панарета Трапезундского (ed. О. Lampsidis. 1958. Р. 74.15) Адрианополь в византийском владении в последний раз фигурирует в марте 1362 г. Ср. Иречек в: Archiv für slavische Philologie 14 (1892). S. 260 и BZ 18 (1909). P. 582–583. Бабингер ( Babinger . Beiträge. S. 46–47) сдвигает взятие Дидимотиха к 1360 г., а Адрианополя – к 1361 г., что, впрочем, с учетом вышеприведенных сведений источников, по моему мнению, затруднительно. Лёнерц ( Loenertz R.-J. Études sur les chroniques brèves byzantines//OCP 24 (1958). P. 155–164) относит падение Адрианополя даже к 1360 г. (р. 159), опираясь при этом на одну венецианскую хронику и краткую хронику 36 из издания Ламброса-Амандоса. Впрочем, оба источника очевидным образом содержат ошибки и перепутанные сведения. Относительно краткой хроники 36 это отмечает сам Лёнерц; относительно венецианского источника см. замечания С. Чирковича в: С . Срби и турци XIV и XV века. Београд, 1960. С. 445–446. – Нелепым является мнение А. Бурмова (Кога е завладан Одрин от турците?//Изв. на Бълг. истор. дружество 21 (1945). С. 23 сл.) о том, что Адрианополь пал только после битвы на Марице в 1371 г. Это мнение, которое прежде всего опирается на позднейшие сербские источники, было обоснованно опровергнуто М.Н. Тихомировым (Вопросы истории. 1948. Вып. 6. С. 91–92) и Бабингером (REB 7 (1950). S. 205). 1247 См.: Meyendorff J . Projet de Concile Oecumenique en 1367: un dialogue inédit entre Jean Cantacuzène et le légat Paul//DOP 14 (1960). P. 147–177, где публикуется сообщение современника о переговорах с образцовым комментарием в предваряющем исследовании. Правда, это интересное и важное сообщение очевидным образом принадлежит стороннику Кантакузина. См. тж.: MeyendorffJ . Jean-Joasaph Cantacuzène et le projet de Concile Oecuménique en 1367//Akten des XL Intern. Byzantinisten-kongresses. München, 1960. P. 363 sv. 1249 Это правильно подчеркивается в: Halecki .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма показательна также политическая позиция, которую твердо занял такой признанный вождь исихастов, как Григорий Палама . Именно стремление сохранить верность православию позволило ему, как говорит И. Мейендорф , «принять по отношению к завоевателям туркам относительно примирительную позицию – в той мере, в какой они предоставляли христианам религиозную свободу. Будучи психологически готов принять падение Византийского государства, он был далек от того, чтобы занять по отношению к нему чисто фаталистическую позицию: пока это государство существовало, надо было его поддерживать и защищать его единство и его традиционное православие» 22 . Коротко, эта позиция сводилась к следующему: предпочитать то, что меньше угрожало православию, и защищать тех, кто защищал православие. Практически в то время это означало: считать турок меньшим злом, чем латиняне, и поддерживать Кантакузина, которому Григорий и оставался открыто верен до самого конца. Именно за «кантакузинизм» он почти четыре года просидел в тюрьме, три года дожидался возможности занять свою кафедру в Салониках и испытал много других невзгод. С течением времени отставной император-монах Кантакузин не терял, а напротив, увеличивал свой общественный вес, посвятив себя литературной деятельности. В четырех талантливых исторических книгах он оправдывал свою прошлую политическую деятельность, в богословских трудах – защищал и пропагандировал взгляды Паламы. В словах Филофея о росте его авторитета, по-видимому, есть доля правды: «И тогда (т. е. до отречения. – Г. П.) подданные и подчиненные чтили его как своего властелина, [хотя] может быть и не все искренне... – ныне же почти все чистосердечно с подобающей доброжелательностью и любовью [чтят его], а прежде всех и больше всех императоры и императрицы...» 23 В июне 1367 г. император Иоанн V Палеолог просил именно Кантакузина вести от имени Византии переговоры с папским легатом Павлом об унии. Очевидно, Кантакузин был главным лицом, сопротивление которого принятию папских условий (сначала подчинение, а потом помощь) хотели сломить император и легат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Holy Trinity Cathedral Parish in Toronto, Canada, is Organizing Pilgrimages to Russia, Turkey and Greece With the blessing of His Eminence Archbishop Gabriel of the Russian Orthodox Church Abroad, Holy Trinity Cathedral, Toronto’s Holy Trinity Cathedral is organizing pilgrimages to Russia, Turkey and Greece in 2012. Pilgrimage to Greece and Constantinople Registration for the pilgrimage to Greece and Constantinople from 7 to 21 of May, 2012, is open. The program includes: Athens, places where St Paul preached. Evia Island, visit to the church of St John the Russian. Patras, the place where the relics of St Andrew the First-Called are kept. The island of Patmos, where in the cave the Revelation of God was given to the beloved disciple of Christ, St John the Theologian. Meteora, with the visits to many mountain monasteries. The island of Corfu, Liturgy in the church of St Spyridon of Trimythous. Thessaloniki, visit to the church of Holy Great Martyr Dimitrios of Thessalonica. Constantinople, visit to the church of St Sophia, centre of the Byzantine empire, and much more. The cost of the entire trip is CAN including airfare, stay in hotel rooms (2 or 3 person per room), 2 meals a day, tour bus, ferries, Orthodox guide and museum tickets. In order to register , and for additional information, please, contact Alexander at (416) 650-1367. Pilgrimage for Children to St Petersburg, Russia Registration is open for children for a pilgrimage to St Petersburg set for March 11-18, 2012, during spring break. The pilgrimage is organized and headed by Mitred Protopriest Vladimir Malchenko. The program includes a visit to SS Peter and Paul Fortress, the Hermitage, St Alexander Nevsky Lavra, St Isaac’s Cathedral, the Church of the Savior-on-the-Blood, Kazan Cathedral, the Russian Museum, Smolensk Cemetery and the Chapel of Blessed Xenia and St John’s Convent, where the relics of St John of Kronstadt rest. There will also be trips to Tsarskoye Selo and Peterhof with visits to Catherine and Alexander Palaces and others. The entire cost of the trip for the children 12 and up, parents and teachers – CAN Children age 11 and under get a discount . The cost of the trip includes: Airfare Toronto – St. Petersburg – Toronto Tour bus for the entire trip Orthodox tour guide for the entire trip Lodging in a comfortable pilgrim’s home on the monastery territory Two meals per day Tickets to all museums and excursions To register and in order to get additional information, please, contact Alexander at (416) 650-1367. Official website of the Russian Orthodox Church Abroad 17 февраля 2012 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/51665.html

Господари: Драгош (ок. 1347-1354); Сас (ок. 1354-1359); Богдан I (ок. 1363 - ок. 1367); Лацко (Лацку) (ок. 1367 - ок. 1375); Петру I Мушат (ок. 1375 - ок. 1391); Роман I (1392-1394); Штефан I (1394-1399); Юга (1399-1400); Александру I Добрый (чел Бун) (1400-1432); Ильяш I (1432-1433, 1435-1436); Штефан II (1433-1435, 1442-1447); Ильяш I и Штефан II (1436-1442); Роман II (1447, 1448); Петру II (1447-1448); Александру II (Алексэндрел) (1448-1449, 1452, 1454-1455); Богдан II (1449-1451); Петру III Арон (1451-1452, 1455-1457); св. П. А. Румянцев (1769-1775); господари: Константин Мурузи (1777-1782); Александр Маврокордат (Дели-бей) (1782-1785); Александр Маврокордат (Фирарис) (1785-1786); Александр Ипсиланти (1787-1788); Маноле (Эманойл) Джани-Русет (1788-1789); российское военное управление юго-вост. части М. к. (1788-1792); австрийское военное управление сев.-зап. части М. к. (1789-1791); господари: Александру Мурузи (1792-1793, 1802-1806); Скарлат Каллимаки (1812-1819); господарь Молдавии и Валахии под российским управлением: Константин Ипсиланти (1806-1807); российское военное управление (1807-1812); господари: Михаил Суцу (1819-1821); Иоан Санду Стурдза (1821-1828); российское военное управление: ген. Ф. П. Пален (1828-1829); ген. П. Д. Киселёв (1829-1834); господари: Михаил Стурдза (1834-1848); Григоре Александру Гика (1849-1853, 1854-1856); российское военное управление (1853-1854); каймакамы: Теодор Балш (1856-1857); Николае Вогориде (1857-1858); господарь объединенных княжеств Молдовы и Валахии (с 1862 - Румынии): Александру Йоан Куза (1859-1866) (Domnii rii Moldovei. 2005. P. 318-320). Ист.: Dlugossius J. Historiae Polonicae. Lpz., 1711. Vol. 1. Lib. 11; Bielski M. Kronica polska/Ed. J. Turowski. Sanok, 1856; АЮЗР. 1868. Т. 1; Hurmuzaki E. Documente privitoare la istoria românilor. Bucur., 1887-1922. 19 vol. in 31 parti. 2 Suppl. in 9 parti; Erbiceanu C. Cronicarii greci, care au scris despre români în epoca fanarioilor. Bucur., 1888; Iorga N. Acte i fragmente cu privitoare la istoria românilor.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010