Феодор II, святитель, епископ Тверской (Добрый) † 1367; память 20 марта/2 апреля, в воскресенье после 29 июня/12 июля в Соборе Тверских святых Родился в городе Кашине. В 1342 году по смерти предыдущего епископа Тверского Феодора митрополитом Феогностом († 1353; память 14/27 марта) хиротонисан во епископа Тверского. Много трудностей встретилось ему в управлении делами епархии ввиду непрестанной вражды между Тверскими князьями. Эта вражда привела к тому, что даже жители стали переселяться в другие города. Наконец, в 1348 году епископу Феодору удалось помирить князей, но ненадолго. Вражда между Тверским князем Василием Михайловичем и его племянником, Холмским князем Всеволодом Александровичем, не могла быть прекращена ни великим князем, ни митрополитом Алексием († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня), желавшим усовестить их во Владимире, куда они для того приезжали в 1357 году. Василий, особенно покровительствуемый великим князем Иоанном Иоанновичем, угнетал Всеволода, к огорчению доброго епископа Тверского Феодора. Измученный беспрестанными ссорами князей, преосвященный Феодор решил совсем оставить епархию и в 1358 году, провожая митрополита Алексия вместе с другими епископами в Киев, просил у него увольнения от епархии. Но митрополит «поучи его и наказа с великою любовью терпети с пожданием, да Господь Бог сотворит, якоже хощет, по Своей Ему воли». Будучи ревнителем благоукрашения храмов Божиих, он в 1344 году устроил медные двери к собору; в 1349 году украсил алтарь этого собора стенной живописью; в 1353 году поставил на соборе вызолоченный крест. Позднее то же самое сделал на церквах святого Димитрия и Введения Пресвятой Богородицы. В 1360 году украсил стенной живописью и церковь Введения Пресвятой Богородицы. Отличительной чертой епископа Феодора была любовь к благотворительности, за что в народе его называли «добрым». В 1360 году удалился на покой по старости в Тверской Отроч монастырь, где и скончался 20 марта 1367 года. Погребён при кафедральном соборе, в малой церкви Введения Пресвятой Богородицы, рядом с епископом Тверским Андреем († 1323).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17/30 декабря 1925 года. 76-я беседа в Морском соборе: Любовь в Богу. (Продолжение.) С. 165–171. Р-1365. 7/20 января 1926 года. 77-я беседа в Морском соборе: О любви к ближним, как второй важнейшей заповеди. С. 173–189. Р-1365. 21 января ст. ст. 1926 года. Путь Христа от воскресения Лазаря до входа в Иерусалим. II часть. Л. 23–31. Р-1367. 14/27 января 1926 года. 78-я беседа в Морском соборе: Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Лазаря. С. 251–254. Р-1363. 21 января/3 февраля 1926 года. 79-я беседа в Морском соборе: Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Вечеря в Вифании. С. 255–258. 28 января 1926 года. Беседа: Вход Господень в Иерусалим. I часть. Л. 32–37. Р-1367. 4 февраля 1926 года. Беседа: Великий понедельник. I часть. Л. 38–45. Р-1367. 29 января/10 февраля 1926 года. 80-я беседа в Морском соборе: Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Вход в Иерусалим. С. 259–263. Р-1363. 11 февраля 1926 года. Беседа: Великий Вторник и вопросы о Церкви. I часть. Л. 45–57. Р-1367. 4/17 февраля 1926 года. 81-я беседа в Морском соборе: Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Иссохшая смоковница. С. 265–267. Р-1363. 18 февраля 1926 года. Беседа Христа с учениками во вторник. I часть. Л. 57–66. Р-1367. 11/24 февраля 1926 года. 82-я беседа в Морском соборе: Великое обличение фарисеев. С. 269–271. Р-1363. 18 февраля/3 марта 1926 года. 83-я беседа в Морском соборе: Беседа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и конце мира. С. 273–276. Р-1363. 25 февраля/10 марта 1926 года. 84-я беседа в Морском соборе; Тайная вечеря. С. 277–284. Р-1363. 4/17 марта 1926 года. 85-я беседа в Морском соборе: Тайная вечеря (установление таинства). С. 285–287. Р-1363. 11 марта 1926 года. Моление Христа в саду Гефсиманском. 1 часть. Л. 82–87. Р-1362. 18 марта 1926 года. Суд над Христом. 1 часть. Л. 87–98. Р-1367. 11/24 марта 1926 года. 86-я беседа в Морском соборе; Молитва в Гефсимании. С. 289–295. Р-1363. 18/31 марта 1926 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кон. 01.1367 Иоанн V проходит Болгарию и доходит до Созополя 04.1367 – 05.1367 Принято решение о созыве Вселенского собора с целью объединения Церквей 06.1367 Диспут Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом по вопросу объединения Церквей 05.1366/06.1367 05.1366/06.1367 – 03.1368 03.1368 Присоединение митрополий Серрского княжества к Константинопольскому патриархату Кон. 02.1368 – до 04.05.1368 04.1368 Собор против Прохора Кидониса 18.10.1369 Иоанн V принимает католичество в Риме 10.1364 – 06.1370 Свт. Филофей утверждает митрополию в Москве во главе с митрополитом Алексием Осень 1370 Изменение политики свт. Филофея по отношению к России Осень 1373 03.1375 – 04.1375 Снятие анафемы с Сербской Церкви 02.12.1375 Киприан назначается митрополитом Киевским, Русским и Литовским 08.1376 Захват власти Андроником IV Палеологом 09.1376 – 06.1377 Окончание 2 патриаршего периода свт. Филофея 09.1377 – 06.1378/06.1379 Смерть патриарха Филофея II. Хронологический перечень сочинений свт. Филофея (Коккина) 30.12.1341 (?) Слово о прпмц. Анисии Нач. 1341 – весна 1342 Краткое повествование о прп. Никодиме Весна 1342 – 06.1345 Диатаксис Божественной Литургии 01.1346 2 Слова против Акиндина 05.1346/03.1354 Молитвы по случаю землетрясения 08.1347 Молитва Христу при вступлении… (на Ираклийскую митрополичью кафедру) 1348 – 1350 1 плг. 1350 Житие прп. Саввы 08.1351 Томос 1351 Осень 1351 – 1353 3 Антирретика против Никифора Григоры (13–15) Энкомий свщмч. Фоке 25.10.1351 – 06.05.1352 Послание Ираклеотам, находящимся повсюду После 05.1352 Молитва Богородице по случаю Ее нового явления 08.1352 – 09.1352 Слово о захвате Ираклеи 10.1352 Исповедание веры Нач. 12.1353 2 гомилии в Неделю о скорченной жене 1350 – 12.1354 2 Слова на 37 пс. 1354 – весна 1355 12 Антирретиков против Никифора Григоры (1–12) Лето 1355 (?) Молитвы при засухе Кон. 1350-х Слово о прп. Онуфрии Кон. 1350-х 3 Слова о Господних заповедях блаженства 1355 – 1364 Опровержение анафематизмов Арменопула Нач. 1355 – 08.10.1364

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

После нападения на Александрию флота кипрского кор. Петра I Лузиньяна в окт. 1365 г. ближневост. христиане подверглись новым репрессиям. Помимо восстановления шариатских предписаний по бытовой дискриминации зиммиев у христиан была конфискована 1/4 имущества, к-рая должна была пойти на выкуп пленных мусульман и строительство военного флота. Храм Гроба Господня в Иерусалиме был запечатан, служившие в Св. граде францисканские монахи казнены. Православные Иерусалимский и Антиохийский патриархи вместе со мн. архиереями были заключены в тюрьму. Известный впосл. визант. авантюрист и самозваный патриарх Павел Тагарис († после 1394), пребывавший с 1363 г. в окружении Л. и возведенный им в сан диакона, свидетельствовал, что патриарх претерпел «гонения и бесчисленные удары от рук безбожников» ( Miklosich, M ü ller. Vol. 2. P. 226). Летом или осенью 1366 г. в Каир прибыло посольство от визант. имп. Иоанна V Палеолога, ходатайствовавшее об освобождении заключенных архиереев. Л. получил возможность уехать в К-поль. В отсутствие Л. власть в Иерусалимской Церкви захватил некий Дамиан, поддержанный Александрийским патриархом. Павел Тагарис вошел в конфликт с Дамианом и зимой 1366/67 г. или в нач. весны 1367 г. был вынужден бежать из Иерусалима под защиту Антиохийского патриарха Михаила I . Сходство ситуаций 1354 и 1365 гг., когда Л. претерпел гонения и побои от мамлюкских властей, а потом был отпущен в Византию, привело позднейших ученых к нек-рому замешательству. Рассказ Иоанна Кантакузина о репрессиях эмира Шейхуна ошибочно пытались отождествить с событиями 1365-1366 гг., описанными Павлом Тагарисом ( Miller. 1975). Возможно, сам Иоанн Кантакузин, писавший годы спустя, по ошибке соединил в своем сочинении 2 гонения, к-рым подвергся патриарх. Во время пребывания в К-поле Л. принял участие в переговорах визант. духовенства с Папским престолом о перспективах примирения Западной и Восточной Церквей. В нач. 1367 г. папский легат доставил послание от папы Урбана V с предложением о проведении Вселенского Собора для воссоединения христ. мира. Маем 1367 г. датируется ответное письмо 3 правосл. патриархов, находившихся тогда в визант. столице,- Филофея Коккина , Л. и Нифонта Александрийского (RegPatr, N 2526). Правосл. сторона отвергала идею подчинения Римскому престолу и предлагала диалог на равных, поэтому проект Вселенского Собора в итоге был оставлен папской курией ( Прохоров Г. М. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367-1371 гг.//ВВ. 1968. Т. 29. С. 318-341; Setton K. M. The Papacy and the Levant. Phil., 1976. Vol. 1. P. 310). Тем не менее переписка церковных предстоятелей продолжалась: в нояб. 1367 г. папа отправил новое послание православным патриархам ( Baronius C. et al. Annales Ecclesiastici. P. etc., 1880. Vol. 26. P. 145. N 10) и, по свидетельству Ж. Насраллы, отдельное - Л., где сочувствовал его страданиям и призывал к стойкости в испытаниях во имя любви ко Христу ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 71. Not. 150).

http://pravenc.ru/text/2462525.html

Самое важное событие в политической жизни И. К. после отречения - диспут по вопросу об унии Церквей с папским легатом Павлом, лат. титулярным патриархом К-поля, состоявшийся в 1367 г. Темы для беседы возникли из текущей политики. В 1365 г. кор. Людовик Венгерский, ведя войну с болгарами, подвергал насильственному перекрещиванию в католичество жителей завоеванных областей. Иоанн V, совершивший дипломатический визит в Венгрию в 1366 г., заявил королю протест по этому поводу. За решением обратились к папе Урбану V , к-рый одобрил применение насилия в вопросе веры, сославшись на пример Михаила VIII Палеолога (после заключения Лионской унии в 1274 в Византии начались преследования ее противников). В 1367 г. на офиц. дискуссии во Влахернском дворце в присутствии всей имп. семьи, митрополитов Эфеса, Ираклии, Адрианополя, синклита И. К. публично осудил насилие, происходившее во времена Лионской унии. Принципиальный тезис выступления И. К.- объединение Церквей возможно только на основе согласия, т. е. при условии созыва нового Вселенского Собора. В диспуте легат Павел привел также традиц. аргумент о том, что все бедствия Византии происходят из-за Великой схизмы Церквей (см. Разделение Церквей ), на что получил ответ, что бедствия были и до схизмы. Полемика возникла и по вопросу о христ. вере в мусульм. землях. И. К. заявил, что по примеру первых христиан можно сохранить истинную веру и в окружении врагов Христа, но католики это отрицали. В результате дискуссии было достигнуто соглашение о созыве Вселенского Собора в период с 1 мая 1367 до 1 июня 1369 г. Между К-полем и католич. миром начался активный обмен посольствами и письмами. В результате в 1369 г. Иоанн V подписал католич. Символ веры. Одним из вопросов, к-рые обсуждались в ходе контактов, стал паламизм. В переписке с легатом Павлом ок. 1367 г. И. К. изложил суть учения свт. Григория Паламы. Примерно в то же время он полемизировал с учеником Никифора Григоры богословом Иоанном Кипариссиотом. На Соборе 1368 г. Григорий Палама был канонизирован К-польской Церковью, а выступавший с критикой паламизма Прохор Кидонис осужден как еретик, что бросало тень на его брата Димитрия Кидониса. И. К. начал полемику с Прохором Кидонисом, в результате чего вскоре испортил отношения с Димитрием Кидонисом.

http://pravenc.ru/text/471274.html

1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Если же всем руководящий и движущий Бог за ему известные грехи попустит, чтобы опять явилось такое же разногласие между нами и вами и разгорелся спор, то, дабы не оборвалась связь и не возникла у нас вражда и еще большая распря, чем теперь, пусть каждая церковь останется при том, чего она держится сейчас, с тем чтобы все от души просили и умоляли миротворца Бога ниспослать Свой святой мир и единство так, как он Сам ведает. 26. После того, как император это сказал и Павел заявил, что он с этим согласен, было постановлено, чтобы этот собор состоялся в Константинополе в промежутке между началом июня пятого индикта шесть тысяч восемьсот семьдесят пятого года и концом мая седьмого индикта Комментарии Перевод сделан с греческого текста, изданного о. И. Мейендорфом по рукописи Lavra А 135 (Meyendorff J. Projets de concile oecumenique en 1367. Un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et ie legat Paul//Dumbarton Oaks Papers. Washington, D.C., 1960, P.169 - 177). Впервые перевод опубликован: Прохоров Г.М. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367 - 1371 гг.//Византийский Временник. М., 1969. Т.29. С.328 - 334. 1. ...шесть тысяч восемьсот семьдесят пятого года. - 1367. 2. ...из этой страны. - Очевидно, из Италии. 3. ...с патриархом. - Константинопольским патриархом был тогда (во второй раз) Филофей Коккин (1364 - 1376 гг.). 4. Здесь и далее курсивом обозначены вставки переводчика. 5. ...митрополиты Трапезунда, Алании, Зихия. - Митрополия Алании находилась на Северном Кавказе в районе Осетии, митрополия Трапезунда - на южном берегу Черного моря, а Зихийская - на северном берегу Черного моря в районе Тамани и Абхазии. 6. ...венгерский король... царя Александра. - За год до этого венгерский король Людовик Великий перекрестил, заставил принять римско-католическое крещение захваченного им в плен в Видине Страцимира, сына болгарского царя Александра. 7. ...его мать. - Елизавета Польская. Речь идет о визите в Венгрию в 1366 г. с просьбой к Людовику Великому о помощи византийского императора Иоанна V Палеолога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/687/...

говорится, что Душан, не хотев получить на сие благословения от патриарха константинопольского, поискал его только от патриарха терновского и от архиепископа ахридского (см. Животи кральева и архиепископа, изданные Даничичем, Загребе, 1866, стр. 380). Посланием от июня месяца 1367 г. патриарх константинопольский Филофей приглашает, ее названного по имени, архиепископа ахридского прибыть с собором подведомых ему архиереев в Константинополь на предполагавшийся через два года после сего вселенский собор о соединении с папой (послание в Acta Patriarchal. Constantinop., изданных Миклошичем, t. 1, р. 491, с русским переводом в приложении к Речи о Сербии Григоровича, Казань, 1859, стр. 80; в послании год прямо не означен, но оно помещено в Кодексе патриаршем между актами 1367 г, и индикт его года, как прямо в нем сказано, был 5-й, а 5-й индикт именно был в 1367 г.; вместо   νδικτωνος Григорович читал  βδμης  νδικτ., почему и относит послание к 1369 году). В послании от неизвестных последних годов четырнадцатого столетия патриарха константинопольского Ahmohuя IV (был с января 1389 по июль 1890 и во второй раз с августа 1891 г. по апрель 1397 г., см. Acta Patriarchat. Constantinop. t. II), к воеводе угро-влахийскому или валашскому Мирче I (был с 1383 по 1418 г., см. у Когальничана b Hismoire de la Valachie, Berlin, 1837, р. 88 sqq и в книге Палаузова Господарства Молдавия и Валахия, Спб., 1889, стр. 24 fin. sqq) содержится свидетельство, что в то время церковь угровлахийская была подведома архиепископу ахридскому (послание в Acta Patriarchat. Constantinopol. t. II, p. 230, с русским переводом у Григоровича ibid. стр. 88; Григорович прямо относить его к 1394 г., вероятно, потому, что оно стоит в Кодексе между актами этого года). С пятидесятых годов четырнадцатого столетия по неизвестные точным образом годы первой половины пятнадцатого столетия архиепископия ахридская в государственном отношении находилась под властью сербов. Как мы говорили выше, достоверным образом известно, что государи сербские не только не посягали на существование диоцеза архиепископии, но и не подчиняли архиепископа с сохраненным ему диоцезом своему патриарху пекскому, а по-прежнему оставили его совершенно независимым и самостоятельным, так что архиепископия во время их владения, по всей вероятности, вполне удержала и свой греческий характер (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иерусалимский патриарх Лазарь отбыл с византийским посольством в Константинополь осенью 1366 или зимой 1367 г. Как уже говорилось, в мае 1367 г. Лазарь вместе со своими константинопольским и александрийским собратьями поставил свою подпись под грамотой к папе о проекте Вселенского собора. А. И. Пападопуло-Керамевс считал, что этот факт подразумевает дружественные отношения Лазаря с александрийским первосвятителем Григорием или, по другим данным, Нифонтом. То есть конфликт местоблюстителя Лазаря Павла Тагариса и александрийского ставленника Дамиана должен был произойти раньше, а к маю патриархи уже примирились 658 . Если согласиться с этим утверждением, то, следовательно, конфликт Тагариса – Дамиана и бегство Тагариса в Дамаск можно датировать зимой–весной 1367 г., во всяком случае до ноября 1368 г., когда Лазарь с византийским послом вернулся на Ближний Восток 659 . А. И. Пападопуло-Керамевс был склонен приблизительно к этому времени, 1360-м гг., отнести греческое описание святых мест Палестины, составленное Акиндином Пердикой, секретарем Эфесского митрополита. Ученый полагал, что Пердика попал в Палестину в составе императорского посольства, и строил различные гипотезы о задачах этой дипломатической миссии 660 . Теперь у нас есть возможность точно указать на реально бывшие византийские посольства 1366 и 1368 гг. и связать посещение Святой земли Пердикой с одним из них. Отбытие Лазаря в Константинополь должно было свидетельствовать об окончании мамлюкского гонения на христиан. Возвращение патриарха осенью 1368 г. еще раз подтверждает это, иначе бы Лазарь не спешил возвращаться. Однако цена нормализации межконфессиональных отношений была высока. Даже не воспринимая буквально фразу летописца о 20 тыс. рублей и ином узорочье, отданных христианами султану, не приходится сомневаться в полном разорении церковной организации и христианских общин Сирии и Палестины. Ни одно из религиозных гонений не сопровождалось такими масштабными конфискациями имущества у христиан. Чрезвычайные обстоятельства потребовали от мелькитов поисков нетривиального выхода, обращения за финансовой поддержкой к зарубежным единоверцам. Слабеющая Византия могла оказать дипломатическую, но не материальную помощь. И тогда ближневосточные иерархи обратили взоры на Русь. Впервые в истории митрополиты из Сирии и Палестины поехали за милостыней в русские земли. Однако это особый сюжет, требующий отдельного рассмотрения 661 . Приложение. П.В.Кузенков Описание затмения 7 августа 1366 г. В русской летописи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010