В то время, как В. Князь, оградил Москву каменными стенами (в 1367 г.), вёл непрерывные войны со своими врагами, и таким образом приготовлял себя к самой славной в его жизни борьбе за свободу Руси: св. Алексий, следуя благочестивым внушениям своего сердца, воздвигал храмы и монастыри для молитвенных подвигов за спасение той же Руси. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный В. Князем Иоанном Даниловичем Калитой, Богоявленский и Петровский, в котором Архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввёл устав общежития. Св. Алексий основал ещё два мужских, монастыря: Спасо-Андраников и Чудов, и один женский – Алексеевский. При нём же воздвигнут и монастырь Симоновский. Ещё во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре. Среди опасности он дал обет устроить Обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа, и Святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Долго другие дела святительские препятствовали св. Алексию приступить к исполнению своего обещания. Наконец, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преп. Сергию, и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадёжным руководителем и другим. Преп. Сергий посвятил ему зрелый плод своей обители, любимого ученика своего, Андроника. Соотечественник преп. Сергия, с юных лет воспитывавшийся под его надзором, он усвоил себе правила своего великого наставника и уже имел желание, с его благословения, устроить для себя особую Обитель. Святитель, с радостью встретив такого инока, взял его с собою в Москву и поручил ему избрать место для устроения обетной церкви и монастыря. Таким образом на избранном месте, с благословения св. Алексия, основан монастырь Спасо-Андроников, в котором первым настоятелем был преп. Андроник и по нём ученики его Савва и Александр 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е. состоял действительным членом имп. Российской академии (1806), почетным членом АН (1826), почетным членом всех российских ун-тов, СПбДА, КДА, многочисленных ученых об-в: с.-петербургского Об-ва любителей наук, словесности и художеств (1810), с.-петербургской «Беседы любителей русского слова» (1811), московского Об-ва любителей российской словесности (1812), Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те (1813), Об-ва любителей отечественной словесности при Казанском ун-те (1814), с.-петербургского Вольного об-ва любителей российской словесности (1818), Королевского копенгагенского об-ва сев. антиквариев (1834) и др. Е. был награжден орденами: св. Владимира 2-й степени (1814), св. Александра Невского (1823), ап. Андрея Первозванного (1826). В память о Е. в Воронеже с сер. 80-х гг. XX в. проводятся Болховитиновские чтения. Арх.: НАНУ ОР. Ф. 312; РГАДА. Ф. 1367. 10 ед. хр., 1813-1836 гг.; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 238, в составе коллекции Н. Л. Лихачёва, 186 ед. хр., 1800-1836 гг.; РНБ ОР. Ф. 542. 24 писем А. Н. Оленину]; Ф. 603. 303 писем С. Д. Полторацкому, 1814-1815]; Ф. 731. 2068 [письмо М. М. Сперанскому, 1826] и др.; РГБ. Ф. 255 (фонд Румянцевых); Каталог личных арх. фондов отеч. историков. М., 2007. Вып. 2: 1-я пол. XIX в. С. 201-203. Соч.: Новая латинская азбука. М., 1788; Рассуждение о необходимости греч. яз. для богословия и об особенной пользе его для российского языка. [М., 1793]. Воронеж, 18002; Ист. рассуждение вообще о древнем христ. богослужебном пении и особенно о пении Рос. Церкви... с присовокуплением др. краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. Воронеж, 1799; Ист. исследование о Соборах Рос. Церкви. СПб., 1803 [под псевд. М. Сухонов]; Памятный церк. календарь. М., 1803; Церк. календарь, или Полный месяцеслов. М., 1803; Известие о первом рос. посольстве в Японию под начальством поручика А. Лаксмана//Друг просвещения. 1804. 12. С. 249-270 (отд. изд.: М., 1805); Рассуждение о книге, именуемой «Православное исповедание веры соборной и апостольской Церкви восточной», сочиненной Киевским митр.

http://pravenc.ru/text/186969.html

Насколько нам известно, в России почитания св. Петра Черногорского никогда не было. Правда, в его биографии, составленной Л.Поповичем, имеется фраза, что о канонизации святителя Петра «был извещен и русский Правительствующий Синод, который с своей стороны признал почившего владыку черногорского местночтимым святым» 44 . При этом Л.Попович ссылается на книгу П.А.Лаврова 45 , однако Лавров ничего не говорит о почитании святителя Петра в России. Единственное известное нам храмовое изображение святителя Петра Цетинского на территории дореволюционной России находилось в Московском Сербском подворье. Оно появилось при следующих обстоятельствах. Вскоре после освящения в 1874 г. этот храм был заново расписан, в результате чего появилось 11-ти фресок с изображениями святых, почитаемых сербским народом. При этом в описании этих фресок, помещенном в книге о Сербском подворье, прямо говорится, что русские святцы не содержат упоминаний Петра Цетинского. Приведем это описание: «Были еще расписаны живописью по золотому полю (альфреско) стены храма. Из них одиннадцать изображений принадлежат к святым Сербской Церкви (Пять из этих святых приняты и в русские святцы, именно: св. Савва, первый архиепископ сербский, его преемник св. Арсений I, свв. цари сербские: Стефан Неманя Мироточивый (1158–1195), в иночестве Симеон, Стефан Первовенчанный (1195–1227), в иночестве Симеон, и св. князь сербский Лазарь (1371–1389); другие же шесть святых, имена которых не находятся в русских святцах, как то: св. Максим, митрополит Угровлахийский, по происхождению серб (1503–1517), св. Петр, митрополит и владыка черногорский (1782–1830), нетленные мощи которого обретены в 1849 г. и почивают в Цетинском монастыре, свв. цари сербские: Урош (сконч. 1367 г.), Стефан Дечанский (1321–1336), Милутин (1274–1320) и св. Ангелика (Деспотица)» 46 . Мы специально привели эту цитату, поскольку она является свидетельством образованного сербского клирика начала XX века о том, какие из сербских святых, изображенных на стенах Сербского подворья, воспринимались как чтимые в России, а какие нет. Нужно сказать, что это свидетельство не всегда совпадает с данными, которые приводят современные справочники. Так, например, Ангелика (Ангелина) почиталась в Киевской Западнорусской митрополии уже в первой половине XVII в. (в качестве святой ее упоминает Захария Копыстенский) 47 . То есть формально можно сказать, что в XIX в. на территории Российской империи было почитание св. Ангелины. Однако на практике, как свидетельствует синкел Платон, такого почитания не было. А в житийной справке, изданной в 1982 г. декабрьской Минеи, говорится, что память мученика Уроша в России была установлена в XVII веке 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Со сменой Студийского устава Иерусалимским память А. была постепенно вытеснена памятью св. Пахомия. В совр. богослужебной практике РПЦ и греч. Церквей последование А. не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 мая, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Μος. Σ. 135). Ист.: BHG, N 2012, 2013; ЖСв. Май. С. 525; Т. Нова служба св. Axuлujy Лариском//ЗРВИ. 1989. 27-28. С. 149-175; Sophianos D. Z. Ο Αγιος Αχλλιος Λαρσης Ο ρχικς νκδοτος βος (Θ α.) κα μεταγενστερη διασκευ του (ΙΓ α.): Ανκδοτα μνογραφικ κεμενα (Ιωσφ Υμνογρφου, Μανουλ Κορινθου, Αναστασου Γορδου)//ΜΝΕλλ. 1990. N 3. Σ. 97-213; Иванова К. Неизвестна сръбска служба за св. Ахил Лариски (Преспански)//Старобългарска литература. 1999. 31. С. 24-40. Лит.: Тиханов П. Н. Терновский календарь. 1275 г. по списку Франца Миклошича. СПб., 1896. (ПДП; Т. 118); Лопарев Хр. Описание некоторых греческих житий святых. Житие св. Ахиллия Ларисского//ВВ. 1897. Т. 4. С. 363-364; Paзbojhu лук старе српске Нови Сад, 1962. С. 231-234; Васильев. прописивачки центар и култ светога Axuлuja код Срба//Научни састанак слависта у Вукове дане. Реферати и саопштеньа. Београд, 1985. 14/1; Т. Култ светог Axuлuja Лариског//ЗРВИ. 1987. 26. С. 21-33; она же. Axuлuje - Axuлuje или о култова//Зборник радова «Богородица Градачка у ucmopuju српског народа». Чачак, 1993. С. 37-46; Иванова К. Служба на св. Ахил Лариски (Преспански) от синайския праздничен Миней 25//Palaeobulgarica. 1991. Т. 15. Вып. 4. С. 11-22. О. В. Л., А. Ю. Никифорова Иконография. А. обычно изображается как седовласый старец, с седой раздвоенной бородой средней длины, в традиц. для епископов облачении: в стихаре, фелони и омофоре; в руках Евангелие или развернутый свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., он описан как «старец с закрученной бородой» (§ 8. 36). Изображения его находятся в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 1150-1160 гг.; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, 1296 г.; в ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.; в ц. св. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359 г.; в ц. свт. Николая в Псаче, ок. 1354 г. (Македония); в пещерной церкви мон-ря Сретения в Метеорах (Греция), 1366-1367 гг.; в церкви Кремиковского мон-ря (Болгария), XV в. и др. Образ А. встречается также среди отцов Церкви в изображении Никейского Собора.

http://pravenc.ru/text/77188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос. 1960-1962 гг. [эфиоп.      ], самый знаменитый эфиоп. мон-рь, центр одноименной конгрегации. Расположен в шт. Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Д.-Л.- «гора Ливанская», однако правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноименный древнему сев. эфиоп. мон-рю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания , одного из «девяти преподобных» , принесших в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Д.-Л. был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиоп. св. Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до сер. XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Юж. Эфиопии и вел миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при 2-м настоятеле Елисее Д.-Л. представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либаносский (XIV в., святой Эфиопской Церкви), он построил новый мон-рь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо др. учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие. В Житии Филиппа (составлено в кон. XIV в.) содержатся сведения о создании адм. системы монашеской конгрегации Д.-Л. в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314-1344) и митр. Иакова III (ок. 1337-1344) был учрежден институт 12 мамхеров (рукоположенных, т. е. благочинных), во главе которых стоял настоятель мон-ря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Д.-Л. в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенес мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарем храма. В нач. XV в. игум. Феодором была построена новая церковь, освященная во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей.

http://pravenc.ru/text/180795.html

8/21 Преподобного Патапия (VII). Преподобного Кирилла Челмогорского (1367). Тропарь преподобному Патапию, глас 8 В тебе, отче, известно... (общий преподобному). Кондак, глас 3 Храм твой, святе, духовное врачевство людие обретше,/со тщанием к нему приходяще,/цельбу недугов просят прияти,/решение же в житии прегрешенных,/ты бо всех сущих в нуждах предстатель явился еси,/Патапие преподобне . Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Патапие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Кириллу Челмогорскому, просветителю чуди, глас 4 Днесь возсия нам пресветлая память твоя, славне,/яко солнце светозарное,/лучами благодати озаряющи весь мир/и тьму нощи злых духов и от нас отгоняющи./ Днесь Небесныя силы святых ангел, и мирский народ,/и души праведных мысленно торжествуют, радующеся;/ днесь и мы, грешнии, припадающе молимся:/отче преподобне Кирилле,/Христа Бога моли непрестанно/спасти обитель твою, град и люди,/иже любезно тебе почитающия. Кондак, глас 8 От юности, преподобне, вся оставль житейская, красная же и в пустыню вселився, усердно последовал еси Звавшему тебе, преблаженне,/в трудех же и постех, отче, тело свое изнурил еси,/отонудуже тя пастыря Своим овцам добре устрояет всебогатый Господь,/Кирилле чудодейственниче, моли Христа Бога/о приходящих с верою и просящих своих прегрешений оставления даровати,/чтущим любовию святую память твою. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Кирилле,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1734 г. декабря 16 дня дана третия епитрахельная память по заручной челобитной и по допросным речам Ржевского уезду Новоторжской приписи церкви Воскресения Христова, что на реке Таможни вдовому попу Михаилу Петрову на три года, пошлин по 15 к. на год, итого 45 к., а что он поп Михайла служил нынешней 734 год без епитрахельной памяти и за то на нем взято пошлин 15 к., всего 60 к. нужнейших 3 четверти. В настоящее время (1895 год) состояние церкви таково: Новоторжскаго уезда села Таложни церковь во имя Воскресения Христова. 1) Построена в 1794 г. иждивением помещика Иакова Иванова Ардина-Нащокина. 2) Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. 3) Престолов в ней четыре; в настоящей холодной во имя Воскресения Христова; в приделах: в 1-м холодном во имя Иоанна Богослова, во 2-м теплом во имя Казанския Божией Матери; в 3-м на хорах в честь Сретения Господня. 4) Утварью достаточна; ризницею исправна. 5) Причта — два священника, диакон и два псаломщика. 6) Земли пахотной около 35 дес., под усадьбой 1 дес., неудобной около 2 дес.; всего же 39 д. 1016 квадр. саж. В пустощи Чернецкой, писцовой дачи, пахотной земли 16 дес., в пустырях около 13 дес., неудобной около 24 дес., — всего 54 дес. 1716 саж. В пустоши Дерильцах, писцовой дачи, покосу 80 дес. с саженями, под мелким дровяным лесом 28 дес., неудобной 10 д., всего 68 десят. 1680 саж. В пустоши Хилкове, писцовой дачи, покосу около 7 дес., под лесом 52 дес., неудобной около 22 д., всего 82 дес. 2358 саж. 7) Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле. 8) Жалованья 164 р., дохода 845 р., % с капитала в 386 р. Церковь вносить % сбора 90 р., на духовныя училища 33 р. 80 к. 9) Здания, принадлежащия церкви: 1) каменная сторожка; 2) каменный теремец, и 3) ограда каменная с железными решетками. 10) Разстояние от консистории 86 верст.; ближайшия церкви: Осипово в 4 вер., Баранья-Гора в 7 вер. Приходских дворов 424; в них м. п. 1126, д., ж. 1367 д. По материалам издания Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, археологии и статистики церквей города Ржева и его уезда с городом Осташковым и его уездом. XVII и XVIII столетий. В. и Г. Холмогоровых. (Приложение к 1 Тв. Еп. Вед. 1894 г.). - Тверь, 1894.

http://sobory.ru/article/?object=61080

Лазаря. Гр. Толстой относит постройку церкви к концу XIV в.; у Амвросия же в «Ист. Росс. Иер.» сказано, что она построена после разорения ее шведами в 1615 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 5; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 87, 88; Неволин, “Пятины, Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прил. I, 19; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгр.», I, 150; II, 64 108; “Новгор. сборн.», IV, отд. 6, 45; Ратшин, 395; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 81; Строев, “Спис. иер. и наст.», 110, 53; “Новгор. писцов. кн.», I, 742; III, 80, 239, 274; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 202; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 16 (Писцов. кн. Водкой пят. 1582 г.); “Полн. собр. лет.», III, 67 (постр. церк. св. Лазаря в 1300 г.), 79 (знамение от иконы 1339 г.); IV, 94 (в 1386 г. разорен новгородцами); V, 221 (знамение от иконы Богород. в 1339 г.); VIII, 15 (в 1367 г. изби гром на Городце в церкви св. Лазори чернцов и черниц на вечерни). 905. Левкиев – Успенский на Волоке, мужской, ныне село Левкиево, Московской губ., Волоколамского у., в 32 вер. к юго-зап. от Волоколамска, при р. Рузе. Основан в XV ст. преп. Левкием, постриженником Пафнутиева м-ря, скончавшимся в 1492 г. В 1680 г. приписан к Воскресенскому, Нов.-Иерусалим., м-рю; в 1764 г. упразднен. В оставшейся церкви почивают под спудом мощи основателя, память коего чтится 15 августа. “Ист. Росс. Иер.», V, 10; Ратшин, 284; “Словарь ист. о свят.», 165; “Книга степенная», II, 219; “Краткое ист. опис. ставроп. Воскр. м-ря», 1852 г., 52; Строев, “Спис. иер. и наст.», 251, 67; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 236, 426; “Москов. губ. в.», 1850 г., 47 (владения м-ря); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.), 151 (Духов. 1523 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VI, 143; VII, 12, 15; Калачов, “Писц. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 112 (влад. в Сурожск. стане Москов. у.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1874 г., III, Отд. 1, 57 (челобитн. 1679 – 82 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Все 3 варианта построения структуры И. к. не являются альтернативными, каждый из них по-своему демонстрируют равновесие прозы и поэзии в замысле автора, использующего их с учетом возможности эмоционального воздействия на читателя. Содержание В прологе (Иов 1-2) сообщается о жизни праведного мужа по имени Иов, к-рый «знаменитее всех сынов Востока» (1. 3). Он изображен главой большой семьи (1. 2), владеющей стадами домашнего скота (1. 3). Автор особо отмечает непорочность и справедливость Иова, который ежедневно возносил жертву всесожжения за каждого своего сына (1. 4-5). Пир в доме первородного сына Иова. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 16v) Пир в доме первородного сына Иова. Миниатюра из Книги Иова. 1-я пол. IX в. (Vat. gr. 749. Fol. 16v) Однажды «сыны Божии» (в LXX: ο γγελλοι το θεο; ср.: Быт 6. 4 и Иов 38. 7), и среди них сатана (1. 6), пришли к Господу. Господь, одобряя жизнь Иова, спрашивает сатану: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...» (Иов 1. 8). В ответ сатана усомнился в бескорыстии благочестия Иова, поскольку Бог охраняет его благосостояние (1. 9): «...простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?» (1. 11; ср.: Быт 3). Тогда Господь позволяет сатане испытать Иова, запрещая ему только посягать на личность праведника (Иов 1. 12). Потеряв любимых детей и все имущество (1. 14-19), Иов разрывает на себе одежду, посыпает голову пеплом, бросается на землю и произносит слова, достойные его благочестия: «...наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1. 21). Разорение дома Иова. Убиение сыновей. Роспись ц. Санта-Мария Ассунта в Сан-Джиминьяно, Италия. 1367 г. Худож. Бартоло ди Фреди Разорение дома Иова. Убиение сыновей. Роспись ц. Санта-Мария Ассунта в Сан-Джиминьяно, Италия. 1367 г. Худож. Бартоло ди Фреди Господь, обращаясь к сатане, хвалит стойкость Иова, обвиняя сатану в желании оклеветать праведника. Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого Иова, его «кость» и «плоть» (2. 4-5). Бог дает согласие, требуя только, чтобы Иову была сохранена жизнь, и сатана насылает на Иова страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа). Жена Иова, видя мучение мужа, говорит ему: «...похули Бога и умри» (2. 9). Иов отвергает ее безумный совет: «...неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2. 10).

http://pravenc.ru/text/578206.html

1351 Макарий Египетский, 37, 3. 1352 Филофей Синаит, 20/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 311. 1353 «Каждый может ведать благодаря своему сердцу, какой готовности он достоин» (Макарий Египетский, 39, 1, 5). 1354 Нил Постник. Слово постническое/Добротолюбие славянское. Т. 2 С. 752; Исаия Отшельник, 18/Там же. С. 10. 1355 «Совершай житие свое сообразно с той целью, какую предположил себе пред Богом, в чем не осуждается совесть твоя» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 54. С. 240). 1356 Марк Подвижник. О мнящихся, 28/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63. 1357 «Пострада человек от безсовестия: люблением мipa изменил есть божественная начертания: состраданием к плоти непотребным содела образ» (Феолипт/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 334). 1358 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 84 (на Пс.24:18, с отсылкой на Варсонофия Великого и Дорофея). 1359 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 3. Т. 1. С. 272. 1360 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 5. Т. 1. С. 273. 1361 Церковь называет царя-пророка Давида богоотцом потому, что он находится в чреде предков Христа по человечеству (см.: Мф.1:6; Лк.3:31). 1362 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7.7.1. Т. 1. С. 345. 1363 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 7, 3. Т. 1. С. 348—349. 1364 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1365 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1366 Феофилакт Болгарский на Мф.5:23—24. 1367 Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1368 Добавление древнего переводчика «Благовестника» к: Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1369 См.: Феофилакт Болгарский на Мф.5:28. 1370 Феофилакт Болгарский на Мф.5:29—30. 1371 Возглас на входе с кадилом на литургии Преждеосвященных Даров. 1372 Пс.50 (надписание этого псалма таково: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии»): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010