Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Кирилл Чешский (Челмогорский) (+ 1368) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 8 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице тесте с Собором Новгородских святых Прп. Кирилл Чешский родился около 1286 г. Двадцати лет он поступил в новгородский Антониевский монастырь и пробыл там 6 лет. После этого 3 года провел в поисках места, удобного для безмолвия. Нашел он его в Олонецком краю в Каргопольских пределах, на пустынной горе Челме, расположенной при впадении реки того же имени в Челм-озеро. Здесь он сначала подвизался в выкопанной им пещере, потом построил часовню и келью. Питался он овощами, которые сажал сам, и травами. Через 3 года к нему пришел родной брат его, Корнилий, но скоро ушел искать еще более уединенное место. Житие называет его св. Корнилием, но сведений о нем никаких нет. Прп. Кирилл проповедовал Евангелие местным финнам, называемым русскими чудью. Сначала они отнеслись к нему враждебно, но кротость и самоотвержение прп. Кирилла превозмогли все, и к концу его жизни в Каргопольской стране не оставалось ни одного некрещеного язычника. Для новых христиан он воздвиг храм Богоявления, а для иноков, на месте подвигов своих,— обитель, где под спудом почивали святые мощи его до наших дней. Скончался прп. Кирилл 8 декабря 1368 или 1367 г., будучи 82 лет. Прп. Кирилл прославлен многими чудесами. Упомянем из них два. В 1674 г., в канун Рождества Христова, инок Макарий был сильно обожжен, спасая из церкви во время пожара книги и священную утварь. На Сретение Господне явились ему прп. Кирилл и прп. Макарий Желтоводский и велели ему сказать: «Свет Христов просвещает всех», причем прп. Кирилл протер ему глаза своей мантией, и инок Макарий получил исцеление. Двое детей — пяти и двух лет — взобрались на колокольню играть, упали оттуда, сильно разбились и умерли. Родители стали просить прп. Кирилла воскресить их, и дети были воскрешены, а со временем он исцелил их. У гроба его прозрел слепой монах Антоний. Преподобный принял постриг и начал подвизаться в монастыре прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.). • Гора Челма находится в Каргопольском р-не Архангельской обл., там основана Чешская, или Челмогорская, пустынь. В 1419 г. пустынь превратилась в общежитийный монастырь. Прп. Кирилла называют просветителем чуди, местного финского народа. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437954/

Все время, пока шла Куликовская битва, преподобный Сергий служил в своей обители и духовно видел сражение, молясь о православных воинах и поименно поминая павших. Эта Литургия, отслуженная великим чудотворцем, была первой церковной панихидой по ратникам Куликовской битвы. Много чудесных знамений было явлено в час боя. В небе видели и Георгия Победоносца, и Дмитрия Солунского, и святителя митрополита Петра, и самого Архистратига Михаила, мечами гнавших вражеские орды. Видели и багряное облако, из которого руки, подобные человеческим, опускали венцы на главы православных воинов. Слово преподобного Сергия сбылось - князь Дмитрий, сражавшийся, как простой воин, не был узнан и израненный, остался жив, а боярин Бренк привлек внимание на себя и пал смертью храбрых. Господь особо прославил его: в числе потомков боярина был святитель Игнатий Брянчанинов. «Велик Бог Христианский!», - воскликнул Мамай, глядя, как его полчища обратились в бегство. В Москву поскакал гонец с радостной вестью. Узнав о победе, Евдокия велела звонить во все московские колокола. Возвращаясь, Дмитрий Иоаннович остановился по дороге с войском в Коломенском на отдых: здесь ликующие москвичи встретили его с почетом, хлебом-солью, «медами и соболями». По легенде, он тогда и основал здесь первую благодарственную церковь во имя святого Георгия Победоносца, подле которой захоронили многих воинов, павших на Куликовом поле. По другой версии, эту церковь заложили в память радостной встречи князя-победителя. Потом в ней устроили колокольню Вознесенского храма. Далее путь лежал мимо Спасо-Андроникова монастыря: у его стен Дмитрий Донской принял благословение, спешился и зашел в собор, где истово молился перед чудотворным образом Спасителя, благодаря за дарованную победу. По преданию, в этом монастыре тоже захоронили в деревянных колодах останки павших ратников. А затем возвращаясь по Варварке в Кремль, Дмитрий велел заложить на Кулишках деревянный храм во имя Всех Святых в память о воинах, «положивших жизнь свою за Отечество». По легенде, отсюда произошло название Кулишки - от Куликова поля. Однако существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте появился раньше, около 1367 года, когда заселялась территория к востоку от Кремля. Возможно, Дмитрий Донской повелел восстановить или перестроить его заново в честь победы. Кулишками же называли в старину вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди бора, который тогда густо покрывал эту местность. На такой поляне Дмитрий Донской и поставил памятный храм. А великая княгиня Евдокия, встречавшая мужа из тех же окон своего терема, дала обет возблагодарить Богоматерь.

http://pravoslavie.ru/37013.html

В то же время в лоне ее продолжали оставаться еще скрытые сторонники Нестория, которые пытались превратно толковать решения Халкидонского Собора. Они «всячески чествовали память Феодора и Феодорита как проповедников несторианства. В Кире священник Андроник и диакон Георгий почтили память Феодорита как учителя несторианства тем, что поставили его изображение в колесницу и торжественно, с пением псалмов, ввезли в город, показывая тем вид, что они держатся его учения. Епископ Сергий, прибывший вскоре после того в Кир как к месту своего служения, не только не наказал виновных, но даже еще сам принял участие в их демонстрации, совершив возможно торжественное празднество в честь Диодора, Феодора и Феодорита и даже самого Нестория, которого он называл мучеником. Император Юстин, при котором совершилось это дело (в 520 г.), повелел строго расследовать и наказать виновных. По точном расследовании Сергий был осужден и низложен и в таком положении остался до своей смерти. Эта деятельность несториан в пользу своей секты была сильна не только в Сирии, где произошел описанный случай, но еще в Палестине и даже самом Константинополе» 1361 . Данный эпизод в Кире показывает, что несторианствующие имели еще определенный вес в Православной Церкви, хотя центром их во второй половине V века уже становится Персия 1362 . В результате этой деятельности скрытых и явных несториан, осложненной маневрами и интригами монофизитов и «оригенистов», возник в VI веке спор о «трех главах» 1363 , в котором столь тесно сплелись воедино мотивы догматического, церковнополитического (и просто политического) и личностного характера, что оценки его среди историков Церкви весьма противоречивы и неоднозначны 1364 . Император Юстиниан, который имел склонность порой авторитарно решать церковные и догматические вопросы 1365 , своим декретом 545 года, в котором осуждались «три главы», вызвал отрицательную реакцию не только на латинском Западе 1366 , но и на христианском Востоке 1367 . Если Константинопольский патриарх свт. Мина, полностью подчинившийся воле императора, одобрил, созвав Поместный Собор в столице, данный эдикт, то остальные восточные патриархи (Зоил Александрийский, св. Ефрем Антиохийский и Петр Иерусалимский) воспротивились ему и уступили лишь под сильным нажимом Юстиниана (Зоил впоследствии, однако, опять встал в оппозицию к эдикту, за что и был низложен). Издавая этот официальный документ, «император-богослов» руководствовался, безусловно, в первую очередь благими намерениями – дать решительный отпор несторианству и именно в таком духе толковал Халкидонский «орос» 1368 . Но также несомненно, что значительную роль сыграла и слишком эластичная религиозная политика Юстиниана в отношении к монофизитам, его готовность делать им чрезмерные уступки 1369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Три Святителя в богослужебных книгах: Минеях, Синаксарях, Типиконах Память Трех Святителей отмечается в греческих богослужебных книгах с 1-й половины XII в. – напр., в Уставе константинопольского монастыря Пантократора (1136 г.), основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной, сообщается о правилах освещения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В мире сохранилось несколько десятков греческих рукописных Миней XII–XIV вв., содержащих службу Трем Святителям; в некоторых из них также помещена и «Похвала» Мавропода. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Изображения Трех Святителей Изображения Трех Святителей известны с XI в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Еще одна икона Трех Святителей упоминается в Уставе константинопольского монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII в. Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г., ныне входящей в состав коллекции Британского Музея. Ко второй половине XI в. относится миниатюра Лекционария (книги библейских чтений) из монастыря Дионисиу на Афоне, на которой Три Святителя предводительствуют сонму святых. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055): напр., в церкви Софии Охридской (1040-1050), в Палатинской капелле в Палермо (1143-1154). С распространением синаксарной легенды в XIV в. связано появление уникального иконографического сюжета «Видение Иоанна Мавропода» - Иоанн Евхаитский перед сидящими на тронах Тремя Иерархами в церкви Одигитрии, или Афендико, в Мистре (Пелопонесс, Греция), роспись которой датируется 1366 г. Три святителя на славянской почве В месяцесловы южнославянских, т.е. болгарских и сербских, Евангелий память Трех Святителей входит с начала XIV в., а в древнерусские — с конца XIV в. «Похвала» Мавропода и служба с синаксарем попадают на южнославянскую почву в XIV в., а на русскую - на рубеже XIV-XV вв. Тогда же появляются первые изображения - псковская икона Три Святителя с св. Параскевой (XVb.). В XIV-XV вв. возникают посвящения храмов Трем Святителям на Руси (напр., первый храм Трех Святителей на Кулишках существовал с 1367 г. с этим посвящением).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

В 1365 году святой Урош оставил престол и стал жить милостями своих подданных. Исполненный христианского смирения, святой Урош с великим терпением переносил унижения и скорбел о вражде и раздорах в своем отечестве. Только безмерное упование на Господа было его опорой в защите от обидчиков. Во время охоты на Косовом поле Вукашин совершил предательское убийство святого. С его кончиной прервалась династия Неманичей. Тело святого Стефана было перенесено в монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Неродимле. Царь Урош V был причислен Церковью к лику святых около 1583 года. Когда раку мученика раскрыли, храм исполнился благоухания, а от прикосновения к ней верующие получали исцеления. 11 мая 1705 года святые мощи царя Уроша V были перенесены монахом Христофором в монастырь Язак. В течение XVIII и последующих веков мощи святого Уроша покоились в ряде других сербских монастырей. 14 апреля 1942 года они были положены в кафедральном соборе в Белграде. В 1954 году Архиерейским Собором было принято решение о перенесении их в Язак. Святому Урошу посвящен монастырь, построенный в Неродимле, близ места его кончины. Память святого совершается 2 декабря. Большинство источников свидетельствуют, что мученическая кончина настигла его в 1371 году. По другим данным, это произошло 2 декабря 1367 или 5 декабря 1365 года. Наиболее важный источник – Романовский типикон Хиландарского монастыря, написанный в 1382 году, указывает 3 декабря 1371 года как дату кончины сербского мученика. Почитание его в России установлено в XVII веке. Преподобнаго отца нашего Иоанникия Девиченскаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Светло, якоже солнце,/просия твоя память, преподобне,/лучею облистающая твоя добродетельная делания, всеблаженне,/и светом чудес твоих озаряющая верных чувства,/темже празднуем радостно и ублажаем верно/всепразднственную память твою. Мир возненавидев, преподобне,/постом и молитвами к Небесной высоте возлетел еси,/светилом своим человеки на земли просияваеши,/со Ангелы на Небеси ликуя./Тем тя молим, преподобне,/с верою приходящии к твоим мощем:/Христа умоли грехов оставление нам подати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1473 году в 20 километрах к западу от Изборска, ставшего особенно известным своей могучей крепостью XIV-XV веков (его даже называли «Железным городом»), была основана еще одна прославленная древнерусская обитель - Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырские сказания сохранили память о некоем старце Марке, поселившемся, вероятно, еще в конце XIV века в пещере у ручья Каменца - на самой границе с Лифляндией (у юго-западной окраины современной Эстонии). Псково-Печерский монастырь Предполагают, что преподобный Марк - выходец из Киево-Печерской обители, перебравшийся в псковские пределы из-за очередного разорения Киева татарами. Таким образом, здесь, возможно, продолжилась именно киевская древняя традиция «пещерного жития». Но собственно монастырь возник здесь несколько позже. Чисто внешние обстоятельства его создания таковы. Роспись Рождественского собора Снетогорского монастыря В 1472 году, после убийства католиками в Юрьеве (Дерпте-Тарту) священномученика Исидора с другими 72 исповедниками православной веры, оттуда ушел в Псков священник Иоанн Шестник. Через год он принял монашеский постриг с именем Ионы и поселился в пещере Марка. Тогда же в песчаном холме над Каменцом Иоанн-Иона выкопал подземный храм, освященный в честь Успения Божией Матери. В дальнейшем устроенная им обитель стала самым известным монастырем Псковской земли. Однако расцвет этого «иноческого града», превратившегося со временем и в мощную оборонительную крепость, относится уже к середине XVI столетия. Значительный духовный вклад внесла Церковь и в художественную культуру древнего Пскова. Пожалуй, именно конец XIV и XV века явились временем наивысшего расцвета псковского православного искусства. В этот период не только еще более расширилось строительство оборонительных укреплений - могучих каменных стен с башнями, постепенно окруживших своей многокилометровой линией весь город, но весьма развилось и искусство храмоздательства. В частности, было сооружено новое здание Троицкого собора (1365-1367), этого средоточия «духовной обороны» града Пресвятой Троицы. Немало строилось тогда и небольших храмов, скромных по архитектурным формам, но чрезвычайно выразительных по образу и живой пластике своих стен, порой кажущихся как бы вылепленными от руки. Среди таких церквей следует назвать храм в Мелетове (1463), под Псковом, с фресками 1465 года, и храм святого великомученика Георгия со Взвоза (1494) в самом Пскове. Все памятники псковского зодчества этого столетия отличаются особенной пластической ясностью форм, внутренней теплотой и задушевной непосредственностью архитектурного облика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

К л. 124 об. ...дом Иоакима и Анны... – Речь идет о доме, где жили родители Марии, матери Иисуса Христа. По библейскому преданию, Иоаким происходил из Назарета, от колена Иудина, племени царского, а Анна – из Вифлеема, колена Левина, племени Ааронова. ...вийде ангел Господень ко Анне благовестити зачатие... – Анна – мать Девы Марии, была дочерью священника, после двадцати лет брака с Иоакимом оставалась бесплодной. Уже в зрелом возрасте, после усердной молитвы и явления архангела с «благой вестью», она родила дочь. В католической церкви существует догмат о непорочном зачатии и рождении Богородицы, которого не знала христианская церковь в древности и отвергает православная церковь. Память о зачатии Богородицы отмечается 9 декабря. ...древо дофиново... – лавр. Сведения о том, что во время молитвы Анна увидела на лавровом дереве птичье гнездо, восходят к апокрифической литературе (Первоевангелие Иакова, Сказание о рождестве Богородицы). ...на Москве у Спаских ворот у Кремля... – В древности московский Кремль имел 20 башен, из которых 6 были проездными. Спасская башня – главные ворота Кремля и по традиции, и в силу своего топографического положения. Проездная башня построена на месте Фроловской стрелницы белокаменной крепости 1367 г. Пьетро Антонио Солари, воздвигая башню парадного въезда в Кремль, придал ей суровый облик крепостного сооружения: башня имела двойные стены, между которыми находилась лестница, соединяющая все пять ярусов; ворота защищала отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Спасской башня была названа в 1658 г. в честь икон Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного, помещенных над воротами со стороны Красной площади и со стороны Кремля. Оборонное значение Кремля увеличилось, когда князь Василий III повелел «вокруг града... ров делати каменем и кирпичем и пруды чинити... Алевизу Фрязину». Ров шириной 32 м и глубиной около 12 м перерезал территорию Красной площади и соединялся с Неглинной и Москвой-рекой. Вода в нем удерживалась благодаря системе шлюзов. С обеих сторон рва были поставлены невысокие зубчатые стены. В XVII в. через ров, проходивший вдоль кремлевской стены, был построен мост, на котором стали торговать книгами. В 1625 г. на верху Спасской башни под руководством Христофора Головея русские кузнецы-часовщики Ждан, его сын и внук установили часы, а тридцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Отбивание часов начиналось с восхода солнца, а с его заходом часы переводились на ночной счет времени. В начале XVIII в., когда по указу Петра I в стране был введен суточный счет времени, на Спасской башне поставили голландские часы с музыкой. Знаменитые кремлевские куранты появились на башне только в 1851–1852 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

777 Изв. акад. V, 400. О советах Урошу летоп. у Раича II, 792. Шафарика памят. стр. 54. Arkia za povestn. III, 54. Византийцы у Стриттера Serbica р. 335, 340. 778 У о. Порфирия (стр. 54) хрисовул деспота Иоанна Углеша о построении симопетрского монастыря, по случаю исцеления дочери, в октябре 6872 (1364 г.). Грамота деспота Иоанна Углеша 1368 г. о подчинении церквей греческому патриарху – inter acta patriar. conztant. 1, 558–556. Vindob. 1860. У Григоровича (стр. 52) «кесарь Углешь, господарь серблем и подунавию», в 6931 (1423 г.) даёт хиландарю село Вране. Но здесь в означении года – ошибка. По летописи Углеш был убиен на Косовом поле в 1370 г. (Гласник V, 76). 780 Раича Ист. 2: 613, 648, 676. Серб. летоп. в Гласнике V, 68–72. В Трескавце камень с надписью: «м. генвара успе рабь Бож. Дабижив, енохиарь (виночерпий) цара Уроша вьсе срьбскые земьле, грьчьские и поморьские, в л. 6875 (1367)», за 10 месяцев до страдальческой кончины царя. (Григоровича стр. 139). В 1320 г. кнез Дабижив посол короля в Рагузы. (Споменници из Дубровачке архиве 2, 2. Белг. 1862). Дабижив внесен и в сопочанский синодик. См. Гильфердинга Сербские имена запис. в помяннике сопочанском – в Изв. акад. VII , 325–330. 781 Выписка из жития Урошева – у Гильфердинга, в Зап. геогр. общ. XIII, 223 –225. Летоп. в Гласнике V, 72–75. Заметка в типике у Миклошича: Мопитепта serbica р. 177. 782 Зап. геогр. общ. XIII, 325. Летопись в Гласнике V: 76, 77. «Исаия мниха о крале Влъкашине» у Миклошича: Chrestomathia palæoslovenica, Vindob. 1854. По Цароставнику (Раич II, 693) убит сент. 26. 6879–1370 г. 785 Битель, так ныне называют болгары, у Кедрина в 1014 г. Бушель, у араба Эдриси (Tafel de provinciis р. 34) Бутили, был столицею болгарского царя Гавриила,– Cedienus 2. 460, ed. Bonn. 786 Афонский Патерик 1, 400. Заметки поклонника стр. 274, 275. Описание монастырей горы афонской, стр. 127. Спб. 1859 г. По сказанию 1579 г. «монастырь сербский Григориат». Аврамовича Афонские древности стр. 76 у Београду 1847 г. 787 Житие св. Стефана Бранковича и детей его видно в житии сына его архиеп. Максима; это житие издано в Гласнике XI, 125–130.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ДМИТРИЙ донской, св. (1350–1389) – великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1362 г. При нем в 1367 г. был построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836–1861) – русский литературный критик и публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном цар­стве», «Когда же придет настоящий день?». Создал сатирическое приложение к «Современнику» – «Свисток» (1859). Автор сатирических стихов, пародий. ДОБРОЛЮБОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (ок. 1876–1945) – русский поэт. Стихи в русле эстетики и идей декадентства вошли в сборники «Natura naturans. Natura naturata» («Природа порождающая. Природа порожденная», 1895) и «Собрание стихов» (1900); религиозные искания нашли отражение в стихах сборника «Из книги невидимой» (1905). Основатель религиозной секты «добролюбцев» («братков»), близкой к молоканам. Восприятие Д. в символистских кругах носило культовый характер. ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ , авва († 620) – преп., сирийский монах, настоятель монастыря близ Газы; автор аскетических «Наставлений» и 30 «Слов о подвижничестве». В его поучениях монахам особое внимание уделяется соблюдению заповедей. Только через соблюдение заповедей благодать, полученная при крещении, может исправить имеющееся в человеке зло. Автор влиятельных аскетических «Наставлений». См.: Душеполезные поучения и писания аввы Дорофея . М., 1862 (2-е изд.). Память Д. в Русской Православной церкви 5 (18) июня. ДОСИФЕЙ (Досифей Нотара; 1641–1707) – патриарх Иерусалимский с 1699 г., при котором состоялся Иерусалимский собор (1672 г.), выработавший православное исповедание – один из вероучительных документов Восточной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вулкашин перенес убитого в монастырский Успенский храм, что вблизи Пестрича. В монастыре, понятно само собою, сказали, что это – неожиданно умерший охотник. Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года 898 . Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силою заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но когда злодей лег отдохнуть, оруженосец, прельщенный богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 года на том же месте, где злодей носился с преступным замыслом 899 . Между тем тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь 900 . Святителя Исе, или Иессея, епископа Цилканского Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых Святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цилканского 901 , он в плачевном состоянии нашел свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство, насажденное здесь святою Ниною и процветавшее около двухсот лет после нее, теперь почти совершенно упало, и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010