К. Единоличное правление И. К. (1347-1354) И. К. оказался в двусмысленной ситуации, т. к. после окончания гражданской войны в Византии зап. союз продолжал войну против Умура (погиб в бою в 1348) и под угрозой атаки латинян на К-поль Византия была вынуждена к ним присоединиться. В хрисовуле к папе Клименту VI от 22 сент. 1347 г. И. К. оправдывает свою прежнюю политику, утверждает, что якобы не искал союза с турками, но был к тому вынужден, одобряет планы крестового похода против турок и готов к нему присоединиться. Вернер ( Werner. 1966. S. 120) оценивает И. К. как опытного политического тактика, озабоченного «заключением византийско-тюркского союза против генуэзцев и османов», к-рый обещал Западу участие в коалиции против турок и при этом тайно сотрудничал с Умуром, ведя двойную игру. Наиболее острая проблема, вставшая перед И. К.,- снабжение столицы хлебом из Сев. Причерноморья. В целях безопасности гос-ва И. К. снизил ввозные пошлины на продовольствие и прекратил раздачу откупов генуэзцам, а осенью 1347 г. созвал на к-польском ипподроме народное собрание для одобрения новых налогов на строительство флота, к-рые подрывали его авторитет в народе. Начавшееся строительство флота спровоцировало нападение генуэзцев общины Галаты на верфи 15 авг. 1348 г. и вызвало «галатскую войну». 1 окт. 1348 г. И. К. вновь созвал народное собрание, чтобы получить одобрение «демоса» на продолжение строительства флота и войну с Генуей. Прямые обращения к народу свидетельствуют о том, что собственные ресурсы власти И. К. фактически исчерпал. В 1348 г. И. К. отправил посольство Георгия Спанопула и Николая Сигера в Авиньон к папскому двору для переговоров об унии Церквей, а в 1349 г. принял в К-поле 2 папских легатов, т. к. папская курия вместе с Венецией поддерживала усилия И. К. по ликвидации генуэзской монополии на торговлю в Причерноморье. «Галатская война» закончилась поражением визант. флота 5 марта 1349 г. и подтверждением всех торговых привилегий Генуи. Генуэзцы превратили Галату в неприступную крепость и фактически контролировали Золотой Рог.

http://pravenc.ru/text/471274.html

1355 г., т. е. в 1347 г. ( Γνης. 1980. Σ. 54-55), также не основано ни на каком источнике и уже опровергнуто с помощью тщательной реконструкции истории мон-ря после смерти основателя. Г. С. умер после весны 1341 г., о чем известно из «Похвалы Григорию Паламе» (в те годы Давид Дисипат жил у него в Парории - Τσμης. Σ. 492). Житие Феодосия позволяет установить точную раннюю временную границу. Немногим позже смерти учителя прп. Феодосий отправился в Сливен, а потом на Афон, откуда бежал по причине нападения тур. пиратов. Затем он побывал в Фессалонике, Веррии, К-поле, Парории и снова в Сливене; задержался на нек-рое время в горах Емонската-Планина (ныне Еминска-Планина) близ Месемврии (ныне Несебыр); провел 3 года на горе близ мест. Кефаларево (ныне г. Килифарево), приблизительно в 13, 5 км от Тырнова. Наконец, он принял участие в Соборе, проводившемся в этом городе в 1350 г. против еретиков, возглавляемых Кириллом Мбосотасом (Μποσωτς//PLP, N 19762). Исходя из этих сообщений, дату смерти Г. С. следует отнести на 3 года ранее 1350 г., т. е. прежде 1347 г. Т. о., дата смерти Г. С. должна быть расположена между 1341 и 1347 гг., с большей вероятностью в конце этого временного отрезка. Сочинения Большая часть писаний Г. C. была опубликована в издании «Добротолюбия» , выполненном в XVIII в. прп. Никодимом Святогорцем и свт. Макарием Нотарой , митр. Коринфским. Критического текста нет (один экземпляр подготовленных к изданию Х. Ф. Байером в 1985 сочинений Г. С., остался неопубликован, находится в Ин-те византинистики и неоэллинистики (Institut für Byzantinistik und Neogräzistik) Венского ун-та). 1. Наиболее обширное произведение, «Главы, расположенные акростихами» («Главы весьма полезные о заповедях...») (Κεφλαια δι κροστιχδος (Κεφλαια πνυ φλιμα περ ντολν...), Capita valde utilia per acrostichidem; далее: Cap. acrostich.), состоит из 137 глав разного объема. Как указывает акростих (Λγοι διφοροι περ ντολν, δογμτων, πειλν κα παγγελιν, τι δ κα περ λογισμν κα παθν κα ρετν, τι δ κα περ συχας κα προσευχς, ν χροστιχς δε), они посвящены 9 главным темам, к-рые излагаются согласно догматам и заповедям, и повествуют об этапах духовно-аскетического пути, борьбе с помыслами и со страстями, а также о добродетели, исихии и молитве.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Территория древней «Киевской Руси» была разделена в XIV в. между Золотой Ордой, Литовским великим княжеством и Польским королевством. Но церковь осталась административно единой под главой единственного «митрополита Киевского и всея Руси», назначаемого в Константинополе и часто получавшего прямые указания из Византии о том, как ему управлять митрополией, «осуществляя великую власть и направляя мириады христиан» «χουσας και χριστωνμω κατ μυριδας «θυνομνην λαω: Филофей, Акт посвящения Алексия (1354), Miklosich and Mbller 1, p. 336. " class="" > . Естественно, что все три политические силы стремились использовать церковь в интересах своей борьбы за власть, и византийская церковная дипломатия вынуждена была вести сложную игру ради сохранения единства церковной организации, независимой от узкой политики местных князей, осуществляя свою религиозную миссию под владычеством монголов и сохраняя свою идентичность от рвения польских католиков. Средствами Константинополя были искусство управления, культурное влияние и религиозный авторитет. Эффективность этих средств часто ослаблялась внутренними нестроениями, такими как гражданская война 1341-1347 гг. и низложение Кантакузина в 1354 г., когда борющиеся греческие партии были весьма неравнодушны к щедрым взяткам литовских или московских послов. За исключением коротких периодов патриаршества Иоанна Калеки (1334-1347) и Каллиста (1353), монашеская партия Византии поддерживала политику великого князя московского, союзника и вассала монголов, против соперничающих притязаний Литвы и претензии Польши учредить отдельную митрополию в Галичине. В 1308 г., при патриархе Афанасии I, митрополит Петр, галичанин по рождению, получает разрешение (или указание) перенести свою резиденцию в Москву, находившуюся под монгольским игом, с сохранением титула «митрополит Киевский и всея Руси». Подобным образом и его преемник, грек Феогност (1328-1353), занял ту же самую промосковскую и промонгольскую позицию. Отдельная галицийская митрополия, созданная Иоанном Калекой под давлением поляков, была закрыта в 1347 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   Гражданская война окончилась в 1347 г. победой Кантакузина и его венчанием как императора, разделяющего власть с законным наследником, Иоанном V Палеологом. В 1347 и особенно в 1351 гг. новые соборы одобрили богословие Паламы и осудили возражения против него философа и историка Никифора Григоры, который поддерживал взгляды Акиндина. В 1347 г. Григорий Палама был рукоположен во епископа Фессалоникийского. Его друзья и ученики — монахи Исидор, Каллист и Филофей Коккин — последовательно занимали патриарший престол. Победа исихазма, выразившаяся не только в монашеской духовности, но и в богословии Паламы, оказала влияние на восточное Православие в целом — в Византии и во всей Восточной Европе. Поколение духовных зилотов стало занимать ведущие позиции и внесло огромный вклад в выживание православного христианства в тяжелые годы оттоманского правления на Ближнем Востоке. Духовное наследие исихазма распространилось и на Русь.    В 1354—1355 гг. Григорий Палама провел год в Малой Азии в качестве пленника турков, захвативших судно, на котором он плыл из Фессалоник в столицу . Выкупленный сербами, он вернулся на свою епископскую кафедру, где и умер 14 ноября 1359 г.    В 1368 г. собор в Константинополе под председательством патриарха Филофея канонизировал Григория Паламу. Его мощи до сего дня почитаются в кафедральном соборе Фессалоник. 3. Триады в защиту священно-безмолвствующих    Несмотря на то, что «Триады» были написаны в порядке полемики против позиции Варлаама Калабрийского в его споре с монахами-исихастами, это сочинение представляет собой основополагающее свидетельство о содержании и смысле христианского опыта. Автор нигде не приписывает этот опыт себе лично и, безусловно, не является представителем какой бы то ни было формы эзотерического мистицизма. Совсем напротив, он старается дать объективное богословское обоснование, оправдывающее его братьев, монахов-исихастов, в их понимании молитвы и стремлении к открыто заявленной цели — обожению (θωσις) человека во Христе. Главная забота Паламы — доказать, что эта цель предназначена не для изолированных «мистиков», но фактически тождественна самой христианской вере и поэтому относится ко всем членам Церкви, в силу их крещения. И все греческое святоотеческое предание, настаивает Палама, можно рассматривать как утверждение цели обожения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

Ср. на сей счет наблюдение: «Свет или сияние, которого удостаиваются совершенные исихасты, есть тот самый свет, который осиял Господа на Фаворской горе. Божественное сияние — не сотворено, не сотворен и Фаворский свет. Возражающие заблуждаются в своих силлогизмах: они думают, что если Фаворский свет не сотворен, то в таком случае параллельно с несозданной Божественной сущностью поставляется и нечто второе несозданное, что будто бы ведет к двубожию и признанию сообщимости Божественной сущности людям. Однако это не согласуется с учением святых отцов: существо Божие несообщимо, а сообщимы только действия Божии, Фаворский же свет не был сущностью Бога, но одним из многих его действий, которые не созданы». Соколов И. И. Св. Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский. Его труды и учение об исихии. СПб., 1913. С. 41. 402 Вопрос о том, что это был за Собор, остается спорным. Отец Иоанн Мейендорф, придерживающийся более ранней датировки «Глав» (1344–1347), считает, что в этом месте у св. Григория Паламы речь идет о Соборе 1341 г. См.: Meyendorff J. Introduction a l " étude de Gregoire Palamas. P. 373. Однако P. Синкевич (The One Hundred and Fifty Chapters. P. 52–54) полагает, что здесь говорится о Соборе 1347 г. Данный Собор состоялся сразу после окончания гражданской войны и был созван в императорском дворце; результатом его явился «Томос 1347 г.», подтверждающий «Томос 1341 г.» и направленный против патриарха Иоанна Калеки и Акиндина. Вскоре затем состоялся еще один Собор. И вообще, «в Константинополе в течение нескольких недель состоялось три Собора, утвердивших учение св. Григория Паламы». См.: Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб., 1997. С. 115–116. 403 Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 403. 404 См.: Ис. 6, 2. Однако св. Григорий Палама изменяет здесь «Серафимов» на «Херувимов». Ср. изъяснение: «Название Серафимы толкуется: горящие или пламенеющие; потому что нет ничего холодного у вышних Сил, которые находятся весьма близко к Богу… А что Серафимы тогда крылами покрывали лице и ноги, летали же двумя из них, означает то, что никто не может видеть или начало, или конец мыслей или слов о Боге, так как голова и лице означают начало, а ноги — конец. Ибо безначально Божество и конца не имеет. Мы же воспринимаем умом едва лишь то, что заключается в пределах времени, в которое некогда и не сущее приведено к бытию». Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Ч. 6. М., 1887. С. 182–183. 405

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ревнители-паламиты оказались, таким образом, арбитрами в политическом конфликте. Привлекательная, но слишком упрощающая историческую картину теория, будто союз Кантакузина и монахов был вызван к жизни общими экономическими интересами, а именно стремлением сохранить крупную земельную собственность, не поддается обоснованию, хотя и может объяснить отдельные случаи сотрудничества монахов и аристократов. Кантакузинова партия отличалась социальной «мобильностью» 1218 , а монашеская проповедь была заострена против угнетателей бедноты, ростовщиков и владельцев несметных богатств 1219 . Здесь невозможно говорить об общей политической идеологии. Кантакузин победил, приняв богословскую позицию и религиозную «ревность» монашеской партии, но, может быть, весь стиль его правления был бы иным, не вынуди его обстоятельства к союзу с исихастами против патриарха Иоанна Калеки и правительства Анны Савойской в 1341–1347 гг. Заняв императорский трон, Кантакузин снова попытался управлять церковью в старой византийской манере: в 1347 г. он выдвинул на патриаршество Исидора 1220 , а в 1353 г. низложил патриарха Каллиста, заменив его Филофеем, чтобы сохранить корону за своим сыном Матфеем 1221 . Но при этом выбор императора уже ограничивался представителями паламитской монашеской партии, чья помощь обеспечила ему победу и чья догматическая позиция получила одобрение соборов 1347 и 1351 гг. Богословские сочинения самого Кантакузина свидетельствуют, что его поддержка делу исихастов была вполне искренней. Отсюда и огромный личный авторитет в церковных делах, удержанный им и по оставлении престола (1354) и нимало не зависевший с тех пор от его общественного положения. Так, в 1367 г. папский легат Павел в присутствии большого собрания под председательством правящего императора Иоанна V сравнил Кантакузина, в ту пору уже монаха Иоасафа, с вертелом ( σουβλον), способным вращать вокруг себя всю греческую церковь 1222 . Ответ Кантакузина знаменателен: в делах веры император не имеет власти, и решать вопрос церковного единства может лишь Вселенский собор, созванный в свободных условиях 1223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Он умер в изгнании через несколько дней или недель, покинутый почти всеми своими бывшими друзьями(  ). Никифор Григора, который станет главным мыслителем антипаламитской партии, очень редко на него ссылается. Что касается епископов, встававших на краткое время во главе оппозиции, то они тщательно отмежевываются от Акиндина, как он сам отмежевывался в 1341 г. от Варлаама, хотя и повторял против св. Григория Паламы те же самые доводы(  ). Кажется, у этой оппозиции епископов в 1347 г. были разные мотивы, среди которых вероучение не было главным; в своих протестах они подчеркивают, в основном, поставление Исидора патриархом. Со своей стороны Кантакузин отмечает, что три участника собора были благосклонны к Калеке, другие же, напротив, выставляли на вид свои политические заслуги, чтобы самим добиться патриаршества: они–де были так же расположены к Кантакузину, как и Палама и Исидор, и пострадали, как и они. Первых трех можно определить по Томосу, в котором описывается их низложение; речь идет о Неофите Филиппийском, Иосифе Ганском и Митрофане Патрасском(  ). Последних возглавлял старый митрополит Ефесский Матфей, оставшийся в ходе гражданской войны в своей епархии, занятой турками; несмотря на это он имел столкновение с патриархом Иоанном Калекой и его синодом. В 1345 г. св. Григорий Палама причисляет его к мудрейшим из своих приверженцев! В сентябре 1346 г. он действительно подписывает поданное Анне прошение против патриарха; однако под февральским Томосом его подписи нет. В мае 1347 г. Матфей входит в меньшинство, отказавшееся голосовать за св. Исидора, и увлекает за собой некоторых епископов, в частности, Харитона Апронского, также подписавшего как прошение Анне, так и низложение Калеки. Собор антипаламитов и осуждение их . Эта разнородная оппозиция объединила двадцать епископов, десять из которых составляли соборы в Константинополе (  ) начиная с мая — сначала в церкви св. Апостолов, а затем в монастыре Первомученика Стефана. В июле 1347 г. они обнародовали Томос, отлучающий Исидора и Паламу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Николай Ткаченко 12 апреля 2014, 21:47 Спаси Господи!Мне тоже хочется понять " ...для четырёх кротких и светлых добродетелей... " -о ком идёт речь? Спасибо. Галина Главатских 12 апреля 2014, 15:17 Сегодня Лазарева Суббота! Читайте. Сергей Фёдоров 12 апреля 2014, 11:08 Спасибо! римма 11 апреля 2014, 14:13 Святой праведный Лазарь, моли Бога о мне грешной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! раб Божий Александр. 7 апреля 2014, 16:21 Спасибо большое. СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ!!! Инна Меньшикова 24 марта 2014, 11:56 Спасибо! Евгений 18 июля 2013, 15:31 Большое Спасибо! Благодаря Вашим толкованиям стало понятно много нового. Надежда 1 мая 2013, 09:34 Невозможно передать важность этой статьи для меня: считаю себя православной христианкой, но не могла понять, почувствовать божественную природу Христа. С прочтением поверила. Большое спасибо! Сергий 27 апреля 2013, 19:27 Спаси Господи Антон,за толкование!г.Чита р.б.Александр 27 апреля 2013, 18:41 Спасибо Антон, храни Господи!!! Дионисий 27 апреля 2013, 15:05 спаси ГОСПОДИ большое спасибо за статью и советы Millie toll 27 апреля 2013, 00:02 Низкий поклон Антону. Ваш труд на все времена . Слава тебе Господи! что есть тот прекрасный сайт и посланные Господом нам на просвещение воины Христовы. я была совершенно темная читала Евангелие но почти ничего не оставалось в голове тк все почти было непонятно сейчас же с вашей статьей проповедью становлюсь разумнее и такая радость сердце охватывает что я Православная Христианка , я не то что как раньше была крещенная -значит Православная . а понимаю теперь события описанные Евангелистами , когда Сын Божий был послан нам во спасение- читая великую книгу жизни ЕВАНГЕЛИЕ. за это вам благодарность на многая и благая лета. Так и хочется помолиться Лазаря воздвиг еси БОжественным Христе глаголом и мене премногими прегрешениями умерша восстави,молюся р Б Людмила Мария 26 апреля 2013, 21:31 Спасибо, Антон! Не эмоциональное, а духовное толкование. Систематично, ясно и глубоко. Юрий 9 апреля 2012, 16:00

http://pravoslavie.ru/30002.html

А это значит, что и Александрия, и «вся область Египта, и весь Восток» 44 будут праздновать Пасху в тот день, который указан в этой таблице, а именно 29 фармути (24 апреля). На этом послание можно было бы и закончить. Но Протерий, не желая, чтобы его ответ сочли в Риме за безапелляционное продавливание необоснованного мнения 45 , далее начинает пространно разъяснять принципы александрийской пасхалии, указав, что именно Египетская Церковь «является матерью такого рода работы (mater hujuscemodi laboris extitit)». Эти принципы можно сформулировать следующим образом: 1) еврейская пасха отмечается в 14-й день луны ( Втор.16:1 ; Исх.12:2 ; Лев.23:5 ; Числ.28:16 ); 2) Иисус Христос – «Тот самый Господь, Который сказал это через Моисея» (qui haec per Moysen locutus est Dominus) 46 – отпраздновал пасху с учениками в четверг, был распят в пятницу в 15-ю луну и воскрес в 17-ю, в воскресенье; поэтому христиане всегда празднуют Пасху в воскресенье после 14-й луны; 3) если сама пасхальная 14-я луна попадает на воскресенье, то в этот день праздновать Пасху нельзя, но ее необходимо перенести на следующую неделю (septimana), так как а) именно в эту неделю попадает «трехдневное таинство» (triduanum mysterium) от Страстей до Воскресения 47 и б) не положено (non rite) прерывать пост в 13-ю луну 48 . Далее Протерий приводит примеры переноса Пасхи по александрийскому правилу: – в 373 г. («при блаженной памяти отце нашем и епископе Афанасии»), когда Пасха отмечалась 31 марта (14-я луна 24 марта); – в 377 г., когда Пасха отмечалась 16 апреля (14-я луна 9 апреля); – в 387 г., когда Пасха отмечалась 25 апреля (14-я луна 18 апреля); – в 444 г., когда Пасха отмечалась 23 апреля (14-я луна 18 апреля) 49 Еще раз повторив свои аргументы, архиепископ не удовлетворяется утверждением точности даты Пасхи, установленной на 455 г. – 24 апреля, но и, во избежание будущих споров, уведомляет папу, что через 28 лет, в 482 г., когда ситуация повторится, сдвинувшись на один день (14-я луна – в воскресенье 18 апреля), Пасха будет отпразднована 25 апреля 50 . Далее Протерий опровергает аргумент, который, по-видимому, использовался Римом в полемике: одним из обоснований римского предела 21 апреля служило то, что вводился некий виртуальный «пасхальный месяц», начинавшийся в день весеннего равноденствия 21 марта и завершавшийся 21 апреля. И те, кто празднуют Пасху позже, якобы выходят за рамки этого «пасхального месяца». Нелепость такого аргумента очевидна каждому, кто знаком с устройством пасхалии. Но Протерий терпеливо разъясняет, что лунные месяцы все время перемещаются по солнечному году, и в 455 г. пасхальный месяц – первый месяц года – начался не 21 марта, а 4 апреля, а потому 24 апреля оказывается 21-м днем лунного месяца и никаким образом не может считаться попавшим «во второй месяц» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

Денис 27 апреля 2020, 16:32 Иулиания, вы наверное знаете басню Крылова про сапожника и пирожника. Так почему через одного люди без элементарного опыта работы в мед. сфере мнят себя вирусологами? Вирусологи спорят между собой о жёсткости карантинных мер, но даже в либеральной Швеции многолюдные собрания запрещены. У нас же в России уже больше заражённых COVID-19, чем было в Китае с его населением в полтора миллиарда человек, а там по крайней мере в Ухани был настоящий карантин с наказаниями вплоть до смертной казни. Алексей 27 апреля 2020, 16:15 Причащаться... Не причащаться... Ну если из прихожан (не захожан) каждый причастился постом и на Светлой, то можно уже и потерпеть до конца т.н. " самоизоляции " , правда? И таким образом вообще закрыть дискуссию. Или именно в пандемию нужно каждую неделю причащаться? Наталья 27 апреля 2020, 15:59 И.В.27 апреля 2020, 15:12 А Вы предпочитаете идти ко Христу по головам других верующих и священников? Причаститься ценой их жизни и здоровья? Христос сказал ясно и конкретно для каждого " Не убий " . Вы кем хотите перед ним предстать? Да, послушанию - одной из христианских добродетелей - нам всем ещё учиться и учиться. И Вам прежде всего. И.В. 27 апреля 2020, 15:27 Наталия Ростова26 апреля 2020, 21:46 " Мне стыдно за вас. Я не хочу быть в этой толпе...Спаси вас Господь и прости " . Наталья, наверное это очень приятное чувство, когда стыдно не за себя, а за других? Ведь это значит что за себя, любимую, вам стыдится нечего? Ай, молодца... А вообще давно замечено, что те, кто активно призывает других к смирению, сами от смирения весьма далеки. И самодовольно поглядывают на " толпу " сверху вниз... Анна 27 апреля 2020, 15:22 Хорошо, что он переболел, теперь ходит причащать умирающих и не боится заразиться. Господь мудро устроил, чтобы было кому входить в эти палаты реанимации. Слава Богу за все! НН 27 апреля 2020, 15:13 Иоанна_:/Выскажусь косвенно по поводу данной статьи/-Нет, Вы изощрённо присоединились к тем, кто осудил архиерея РПЦ и не менее изощрённо пытаетесь вызвать недовольство православных России. Действуете как диссидент, или не можете просчитать последствий от своего " косвенного " высказывания. Татьяна26 апреля 2020, 18:07- " Ревность не по разуму " и " громыхающая вера " - это не достоинство христианина. Столько лет ходили в " духовную лечебницу " -а результат сомнительный. Привычка ко внешнему в службах Страстной седмицы затмила Вам и Любовь, и смирение, и послушание и покаяние! " ...забыли о живом Боге, заменив Его на частое причащение, праздники и посты приятные, обряды, крестные ходы и паломничества " .

http://pravoslavie.ru/130546.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010