Не признали власти Иоанна VI Кантакузена и Фессалоники. Жители города публично сжигали на кострах царские указы, не признали низложения патриарха Иоанна Калеки и избрание Исидора. Когда на смену умершему Фессалоникийскому митрополиту Иакинфу в 1347 г. правительство прислало св. Григория Паламу , того просто не пустили в город. Однако окруженные со всех сторон врагами, Фессалоники были обречены, и вопрос о взятии города правительственными войсками касался лишь конкретных сроков 681 . Первоначальные мероприятия Иоанна VI Кантакузена сводились, собственно говоря, к решению двух проблем – обеспечению целостности Византийской империи и ликвидации последствий Гражданской войны; и в пополнении совершенно истощенных финансов государства. Но налоговая политика императора, предусматривавшая лишь установление новых сборов, не вызвала, конечно, сочувствия у населения. И идея василевса покончить с феодальным раздроблением Империи путем передачи земельных наделов в собственность членам семьи Кантакузенов-Палеологов также привела к негативным последствиям. Кантакузена невзлюбили крупные аристократы и даже собственные дети. Например, сын Иоанна VI Мануил, получивший в 1348 г. в собственность Морею, вскоре начал проводить автономную политику, направленную на обеспечение своей независимости от Константинополя. Племянник Кантакузена Иоанн Ангел закрепился в Фессалии, сын императора Иоанна VI Матфей получил в собственность обширную область во Фракии от Дидимотиха до Христополя; свой надел получил и император Иоанн V Палеолог. Флот, который мечтал возродить Иоанн VI Кантакузен, строился очень медленно из-за отсутствия денежных средств 682 . Пользуясь слабостью Византии, ее продолжали добивать враги. В 1347–1348 гг. Стефан Душан завоевал Янину, южную часть Эпира, Акарнанию, Этолию и Фессалию. Он настолько вошел в роль «царя ромеев и сербов», что решил взять под свое покровительство Святую Афонскую гору. Сербский король неоднократно посещал Афон, а в конце 1347 г. провел там более 4 месяцев, щедро одаривая монахов деньгами и льготами по налогам – Афон к тому времени уже отошел к его владениям. Нет сомнений в том, что таким способом Стефан III надеялся поколебать авторитет Византийского императора как «благочестивейшего и святого царя всех христиан» на Балканах и утвердить симпатии авторитетных старцев Святой горы к Сербскому патриарху и к себе лично 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гражданская война окончилась в 1347 г. победой Кантакузина и его венчанием как императора, разделяющего власть с законным наследником, Иоанном V Палеологом. В 1347 и особенно в 1351 гг. новые соборы одобрили богословие Паламы и осудили возражения против него философа и историка Никифора Григоры, который поддерживал взгляды Акиндина. В 1347 г. Григорий Палама был рукоположен во епископа Фессалоникийского. Его друзья и ученики — монахи Исидор, Каллист и Филофей Коккин — последовательно занимали патриарший престол. Победа исихазма, выразившаяся не только в монашеской духовности, но и в богословии Паламы, оказала влияние на восточное Православие в целом — в Византии и во всей Восточной Европе. Поколение духовных зилотов стало занимать ведущие позиции и внесло огромный вклад в выживание православного христианства в тяжелые годы оттоманского правления на Ближнем Востоке. Духовное наследие исихазма распространилось и на Русь. В 1354-1355 гг. Григорий Палама провел год в Малой Азии в качестве пленника турков, захвативших судно, на котором он плыл из Фессалоник в столицу . Выкупленный сербами, он вернулся на свою епископскую кафедру, где и умер 14 ноября 1359 г. В 1368 г. собор в Константинополе под председательством патриарха Филофея канонизировал Григория Паламу. Его мощи до сего дня почитаются в кафедральном соборе Фессалоник. 3. Триады в защиту священно-безмолвствующих Несмотря на то, что «Триады» были написаны в порядке полемики против позиции Варлаама Калабрийского в его споре с монахами-исихастами, это сочинение представляет собой основополагающее свидетельство о содержании и смысле христианского опыта. Автор нигде не приписывает этот опыт себе лично и, безусловно, не является представителем какой бы то ни было формы эзотерического мистицизма. Совсем напротив, он старается дать объективное богословское обоснование, оправдывающее его братьев, монахов-исихастов, в их понимании молитвы и стремлении к открыто заявленной цели — обожению (θωσις) человека во Христе. Главная забота Паламы — доказать, что эта цель предназначена не для изолированных «мистиков», но фактически тождественна самой христианской вере и поэтому относится ко всем членам Церкви, в силу их крещения. И все греческое святоотеческое предание, настаивает Палама, можно рассматривать как утверждение цели обожения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Однако новый кризис 1341 г. показал, что на самом деле к прошлому возврата нет. Сразу же по смерти Андроника III патриарх Иоанн Калека сам начал использовать церковный авторитет, чтобы оспаривать власть великого доместика и притязать на собственную политическую власть . В последовавшей за конфликтом гражданской войне Иоанн Кантакузин смог победить только благодаря союзу с земельной аристократией и монашеской партией. Таким образом, паламитские церковные зилоты стали настоящими судьями в этом конфликте. Заманчивую, но упрощенческую теорию, согласно которой союз между Кантакузином и монахами был в значительной мере обусловлен общими экономическими интересами, т. е. сохранением земельной собственности, невозможно обосновать, хотя она может объяснить отдельные случаи политического сотрудничества монахов с аристократами. На самом деле кантакузинистская партия была социально «мобильной» , а в проповедях монахи чаще всего обличали плохое обращение с бедными, ростовщичество и чрезмерное богатство . Те и другие не могли быть представителями одной политической идеологии. Кантакузин обеспечил политическую победу, приняв и усвоив богословскую позицию и религиозную «ревность» монашеской партии, но, быть может, весь образ действий его правительства принял бы другой оборот, если бы император не был втянут в союз с исихастами против патриарха Иоанна Калеки и правительства Анны Савойской в 1341-1347. Оказавшись на императорском престоле, Кантакузин опять попытался управлять церковными делами в духе прежних византийских императоров: он избрал Исидора в 1347 г. , низложил Каллиста в 1353 и назначил Филофея, чтобы обеспечить венец своему сыну Матфею . Однако его выборы ограничивались представителями паламитской монашеской партии, которая принесла Кантакузину торжество и догматическая позиция которой была подтверждена соборами 1347 и 1351 гг. Его собственные богословские сочинения не оставляют сомнений, что его преданность делу исихастов была совершенно искренней. Таким образом, он приобрел большой личный авторитет в церковных вопросах и мог удерживать его даже после отречения от престола (1354). Его престиж больше не зависел от политической власти. В 1367 г. папский легат Павел в присутствии большого собрания под председательством правящего императора Иоанна V сравнил Кантакузина — ныне монаха Иоасафа — с вертелом (σουβλον), способным вертеть вокруг себя всю Греческую Церковь . Со стороны Кантакузина прозвучал характерный ответ, что в делах веры император не имеет власти и что только свободно созванный вселенский собор может разрешить проблему церковного единства .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

17 мая 1347 г . на пустующий патриарший престол был возведен Исидор Вухир после отказа других кандидатов — Г. П. и прп. Саввы Ватопедского. Вновь поставленный патриарх Исидор I рукоположил 32 новых епископа, сочувствовавших богословским идеям Г. П. и подписавших томос 1347 г . 21 мая Исидор короновал Кантакузина во 2-й раз, после чего император утвердил патриарха Иерусалимского Лазаря. Той же весной патриарх Исидор поставил Г. П. митрополитом Фессалоникийским вместо низложенного Иакинфа . Однако святитель не мог войти в город вплоть до 1350 г ., когда Иоанн Кантакузин вернул себе контроль над Фессалоникой и одержал победу над «зилотами», к-рые подняли восстание еще в 1342 г .  и упорно отказывались признавать Иоанна Кантакузина императором. Кроме того, среди населения Фессалоники, по всей видимости, было много сторонников Акиндина . Не имея возможности попасть в Фессалонику, Г. П. посетил Афон, где встретился с серб . кор. Стефаном Душаном, привлекшим к тому времени на свою сторону посредством богатых даров многих афонских монахов и установившим в 1345 г . над Афоном серб . власть. Король Стефан несколько раз беседовал с Г. П., пытаясь заручиться его поддержкой и обещая пожаловать ему «целые города и области для получения доходов» , но Г. П. сохранил верность императору и, более того, встал на защиту прота Нифонта, к-рого обвиняли в мессалианстве сербские монахи, стремившиеся поставить сербского прота . Тогда Стефан с целью избавиться от Г. П. послал его в Константинополь в качестве посредника между ним и византийским двором. После кратковременного пребывания в столице святитель выехал в Фессалонику, но, вновь не получив возможности занять кафедру, отправился «по поручению Великой Церкви» на Лемнос, где посредством проповеди «исправлял грубые варварские нравы тамошнего народа» (Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 616). Полемика с Никифором Григорой . Весной 1347 г . немногим более 20 епископов выступили против поставления Исидора патриархом. Отмежевавшись от осужденного Акиндина, они обнародовали томос, в к-ром низлагали Исидора (поставленного, по их мнению, незаконно с помощью светской власти и совершившего после назначения ряд незаконных низложений) и Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

No real distinctions were conceivable in the uncreated Being of God himself. The civil war ended with a victory of Cantacuzenos in 1347, and by his crowning as co-emperor, sharing power with the legitimate heir, John V Palaeologus. In 1347 and, particularly, 1351, new councils endorsed the theology of Palamas, against the objections of the philosopher and historian Nicephorus Gregoras, who supported the views of Akindynos. In 1347, Gregory Palamas was elected archbishop of Thessalonica. His monastic friends and disciples–Isidore, Kallistos and Philotheus Kokkinos– successively occupied the patriarchal throne. The victory of hesychasm, as expressed not only in monastic spirituality but also in the theology of Palamas, influenced Eastern Orthodoxy as a whole, in Byzantium and throughout Eastern Europe. A generation of spiritual zealots came to positions of leadership and contributed greatly to the survival of Orthodox Christianity during the hard years of Ottoman rule in the Balkans and the Middle East. The spiritual legacy of hesychasm was also transmitted to Russia. Gregory Palamas spent a year (1354–1355) in Asia Minor as a prisoner of the Turks, who had intercepted his boat as he was travel ling between Thessalonica and the capital. 25 Ransomed by the Serbs, he returned to his episcopal see, where he died on November 14, 1359. 26 In 1368, a decision of the Synod of Constantinople, presided over by patriarch Philotheus, proclaimed Gregory Palamas a saint. His relics are venerated to this day at the cathedral of Thessalonica. The «Triads» for the Defence of the Holy Hesychasts In spite of the fact that the Triads were written as a polemical work, directed against the position of Barlaam the Calabrian in his controversy with the hesychast monks, it represents a major witness to the content and meaning of Christian experience. The author never speaks of that experience as being individually his own. He is certainly not a representative of any form of esoteric mysticism. Quite the contrary, his intention is to formulate an objective theological foundation justifying his brothers, the hesychast monks, in their understanding of prayer and in the pursuit of their avowed goal: the deification or theosis of man in Christ. The main concern of Palamas is to affirm that this goal is not reserved to isolated «mystics», but is, in fact, identical with the Christian faith itself and, therefore, offered to all the members of the Church, in virtue of their baptism. It is also his contention that the entire Greek patristic tradition can be seen as an affirmation of the goal of theosis.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Никон. Лет. IV, 9–10. В «Описании суздальских достопамятностей» после Даниила назван Иоанн святый. Интересно то, что он еще в 1340 г. посвящен во епископа не в Москве, а в Константинополе, по просьбе Андрея Константиновича. Такой обход Москвы и непосредственное сношение с патриархом говорит лишь за нежелание русского митрополита ставить в Суздаль епископа. У Амвросия Иоанн назван сомнительным (Истор. Рос. Иерарх. I, 176), у Строева ему совсем нет места. Думается, если и был поставлен Иоанн в Суздаль, то его едва ли признавали в Москве. В качестве предположения можно допустить новую догадку. Известен ярлык, данный ханшей Тайдулой киевскому и всея России митр. Ионе, которого суздальская летопись называет Иваном. Этим Иваном мог быть суздальский св. Иоанн. Суздальские князья, мечтавшие о великокняжеском столе, едва ли не пытались достигнуть его при своем особом митрополите. Еще при старце Феогносте они могли послать своего епископа Иоанна ставиться в митрополита. Но прежде этого Иоанну нужно было запастись ханским ярлыком, как это после делали другие – Алексий и Митяй – Михаил. Временем дачи тайдулина ярлыка называют 1347 г. Краткость содержания ярлыка, сходная с краткостью тайдулина ярлыка м. Алексию, объясняется едва ли не тем, что первый дан в прибавок к несохранившемуся ярлыку самого хана Иоанну суздальскому, когда суздальские князья прочили его во всероссийские митрополиты или, по меньшей мере, в самостоятельные епископы. Как известно, дело уладилось проще: в Суздаль в 1347 г. поставили Нафанаила. Полагают, что ярлык, данный Ионе или Ивану, дан ростовскому Иоанну (1346–1356). (Проф. Голубинский – Иоанну сарайскому – Бог . Вест. 1893 г. июль. 46 стр.). (В. Григорьев. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. Москва. 1842 г. Стр 76, 83, 91, 121, 128–129. Собр. Госуд. Гр. и Дог. II, 10). Не суздальскому-ли проездной? История с ярлыком Иоанну в связи со стремлениями суздальских князей к самостоятельности и захвату великокняжеского стола говорит за возможность открытия в Суздали в 1347 г. самостоятельной епархии. Но за неимением ясных данных для решения вопроса об отношении суздальских владык к митрополитам и их епархии к митрополии вопрос остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Наутро распространился слух о том, что узники захватили акрополь и соединились с прибывшим отрядом Кантакузина; это стало фатальным для Иоанна Апокавка. Возмущенный народ во главе с З. ринулся к акрополю. Палеолог и Кокала пытались (как убежден Кантакузин, притворно), но не смогли предотвратить кровопролитие. По требованию З. Апокавк и ок. 100 др. узников были сброшены со стен акрополя и растерзаны обезумевшей толпой. Головы казненных были выставлены на всех площадях города (Ibid. P. 576-581; Niceph. Greg. Hist. T. 2. P. 740-741). Дальнейшее развитие событий в Фессалонике в подробностях неизвестно. Ясно, что З. во главе с Андреем Палеологом вернули город под свой контроль. Впосл. в Фессалонике вновь действовали 2 архонта: Андрей, получивший от имп. Иоанна V чин стольника ( π τς τραπζης), и присланный из К-поля представитель центрального правительства протосеваст Алексей Ласкарь Метохит. В 1345-1346 гг. территория вокруг Фессалоники была занята сербами во главе с кор. Стефаном IV Душаном . В мае 1346 г. Иоанн VI Кантакузин был коронован в Адрианополе, а в 1347 г. одержал победу в гражданской войне. В февр. 1347 г. он вступил в К-поль, в мае был повторно коронован как соправитель Иоанна V Палеолога. Весной 1347 г. вместо умершего митр. Иакинфа на кафедру Фессалоники был избран свт. Григорий Палама. Примирение Иоанна V Палеолога с Иоанном VI Кантакузином лишило движение З. легитимности. Однако контролировавшие Фессалонику архонты, заигрывая со Стефаном Душаном, сохраняли независимое положение и отказывались признать Кантакузина законным императором. В город не был допущен и свт. Григорий Палама, неоднократно пытавшийся занять кафедру ( Cantacus. Hist. T. 3. P. 104-105; RegImp, N 2951: 1349 г.). Кантакузин хотел склонить фессалоникийцев на свою сторону, предоставив им общие и частные привилегии (RegImp, N 2962: 1350 г.), но Андрей Палеолог и З. демонстративно сожгли его послания посреди города. Эта акция вызвала негодование Алексея Метохита, увидевшего в ней открытый бунт против имп.

http://pravenc.ru/text/199789.html

1368 На соборе 1345 г. были составлены следующие анафематизмы: 1) «Говорящим, что слава божества Христова отлична от существа Божия – анафема! 2) Говорящим, что божестнная благодать хотя и создана, но отлична от существа Божия – анафема! 3) Говорящим, что несозданное Божество видится телесными очами – анафема! 4) Глупы и слепы те, кои, рассуждая о преображении Господа нашего И. Христа, говорят, что чрез него просиявал свет несозданный». Miklosich et Müller, Acta, I, р. 250–251. Порфирий, I, 248 (извлечение и сообщение, помещенное в соборн. определении 1347 года). Ср. Allatius, De libris ecclesiasticis graceorum. Dissert. II. Migne CL, col. 863–4. 1369 Лазарь еще при жизни Андроника поселился в Константинополе, оклеветанный и вытесненный Герасимом, занявшим его место. 1370 См. Изложение соборного тома 1347 г. у Порфирия, 247–248. У Миклошича здесь пропущено 11 строк. 1371 Доклад у Миня, CLI, col. 16. Изложение его у Успенского, 342–3. Из изложения тома 1347 г. у преосв. Порфирия можно заключить, что они предварительно держали собор. Там же, стр. 248. 1373 Соборное деяние находится в Маврокадатовой рукописи. Порфирий, 250. Том этого именно собора, вероятно, напечатан у Алляция, De conses, 802. и отсюда у Миня, CL, col. 877. 1378 Составлены вероятно Филофеем, ибо существуют в рукописях (Мюнх. cod. 505) анафематизмы в виде отдельной статьи с именем Филофея. Успенский, 361–362. Сведения о соборе у преосв. Порфирия в томе Истории Афона, (корректурные листы, 260–261, указанные Успенским, 361). Греческий подлинник анафематизмов у Порфирия. История Афона. Спб. 1892, III, отд. II, стр. 780–785. Главизны Варлаама и Акиндина читаются (в изложении свяш. Никольского, Анафематствование, стр. 147) так: «Варлааму и Акиндину и всем последователям и соучастникам их, – анафема! Тем, которые умствуют и говорят, что будто бы свет, воссиявший от Господа во время Его Божественного Преображения, был только призрак, нечто из круга тварей, видение, явившееся на мгновение и вскоре исчезнувшее, что будто бы это была самая сущность Божества, так что чрез сие сами себя бессмысленно запутывают в два противоположные и совершенно не сбыточные желания, и таким образом, с одной стороны, безумствуют, как Арий, допускавший на едином существе Божием сотворенное и несотворенное и тем как бы рассекавший Единого Бога, с другой стороны суемудрствуют как нечестивые Мессалиане, признающие существо Божие видимым, а не исповедают, как богумудро богословствуют святые отцы и как благочестиво мыслит святая Церковь , что оный божественный свет был ни тварь, ни сущность Божества, но благодать не созданная и (Богочеловеку) соестественная, (в подлинн. φυσικ χρις) просияние и действие, всегда нераздельно исходящее из самого существа Божия, – анафема!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В частности, император Иоанн VI Кантакузин и Константинопольская патриархия издали целый пакет документов, посвящённых вопросу единства и неделимости Русской церкви. В центре этого пакета находился императорский хрисовул, датированный августом 1347 г., об упразднении отдельной митрополии для «страны Малой России, называемой Волынью» 58 , в точном соответствии с которым в сентябре того же года собором епископов Константинопольской церкви во главе с новым патриархом, Исидором I, было издано соборное деяние. Уже со ссылками на эти 2 основополагающие документы император направил свои грамоты митрополиту Киевскому и всея Руси Феогносту (следует подчеркнуть, что грамота была направлена не в Киев, а в Москву, соответственно местопребыванию митрополита), московскому великому князю Семёну Ивановичу Гордому, князю владимиро-волынскому Любарту-Дмитрию Гедиминовичу, а патриарх, в свою очередь, направил грамоту митрополиту Галицкому Феодору 59 . В общей сложности – шесть документов, причём очень авторитетного характера. Их суть сводится к тому, что решение об отделении нескольких епархий югозапада Руси от остальной Русской церкви, принятое «предшествующим патриархом Константинопольским по злому умыслу» («δι τν κακογνωμαν το χρηματσαντος πατριρχου Κωνσταντινουπλεως» 60 ), было неканоничным («ξω τν θεων κα ερν καννων» 61 , или «παρ καννας» 62 ), поэтому император и архиерейский собор упраздняют указанное решение и предписывают, чтобы Русская церковь вернулась к единству под началом одного предстоятеля, «согласно издревле узаконенным в той стране – всей Руси – обычаям» («τν κ παλαιο νενομισμνων θμων ες τν τοιατην χραν τς πσης ωσας») 63 . Помимо того что это определение является важным уже само по себе, огромное значение имеет аргументация, на которую опирается соборное деяние 1347 г.: «Ибо народ Русов на протяжении вот уже почти четырёхсот лет знает одного митрополита» («Τ γρ θνος τν σων – χρνος δη μακρς ες τετρακοσους γγς ξκων – να μητροπολτην γνωρζον») 64 . Таким образом, уже κ середине XIV в. идея единства Церкви всея Руси имела статус древнего предания – причём не только для русских, но и для императора и высших иерархов Византии – и сама по себе явилась для отцов Собора 1347 г. ключевым аргументом при решении вопроса об упразднении самостоятельной Галицкой митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

11 июня 1345 г. неожиданно был убит Алексей Апокавк. Сын убитого Иоанн Апокавк попытался перейти на сторону И. К. и сдать Фессалонику, что стоило ему жизни, т. к. вызвало в городе восстание зилотов, возглавленное Андреем Палеологом, и избиение сторонников И. К. Воспользовавшись гражданской войной, сербы захватывали одну визант. крепость за другой, несмотря на протесты И. К. После занятия Серр Сербский патриарх свт. Иоанникий II и Болгарский патриарх Симеон в Скопье короновали Стефана IV Душана как «императора сербов и греков» (16 апр. 1346). Именно в ответ на серб. имперские претензии И. К. спешно организовал в Адрианополе свое венчание на царство, к-рое было проведено 21 мая 1346 г. титулярным Иерусалимским патриархом Лазарем (противником Иоанна XIV). Для легализации коронации Собор митрополитов и епископов там же принял решение о низложении К-польского патриарха Иоанна XIV Калеки. 3 февр. 1347 г. отряд турок-османов помог И. К. овладеть К-полем. За неск. часов до этого Собор епископов в К-поле под председательством имп. Иоанна V в присутствии имп. Анны также низложил патриарха Иоанна XIV. 8 февр. 1347 г. прошел Собор во Влахернах, где кроме осуждения Варлаама и Акиндина было достигнуто соглашение о разделении власти. И. К. становился единоличным правителем сроком на 10 лет (в 1357 Иоанну V исполнялось 25 лет, что по рим. законам являлось возрастом совершеннолетия). Принципиальным пунктом соглашения было требование И. К. о том, чтобы малолетний Иоанн V относился к нему, как к отцу. Этот пункт был подкреплен свадьбой Елены, дочери И. К., и Иоанна V. Тем самым И. К. становился тестем императора и главой клана Палеологов. За 3 следующих года Елена родила Иоанну V 3 детей, что весьма укрепило этот союз. Офиц. коронация И. К. и его жены Ирины Асанины была проведена 21 мая 1347 г. в К-поле патриархом Исидором I Вухиром; по этому случаю была объявлена всеобщая амнистия. Эмир Орхан не понимал подобной заботы И. К. о легитимации власти и подослал в 1349 г. к Иоанну V убийцу, к-рый был обезврежен самим И.

http://pravenc.ru/text/471274.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010