В XI в. главным центром слав. письменности в Чехии был Сазавский мон-рь: связанные с обителью источники даже после изгнания из нее в 1096 г. сторонников слав. обряда отражали память об изобретенном «святейшим епископом Кириллом» (a sanctissimo Quirillo episcopo) слав. письме (MMFH. T. 2. S. 236-237). Во 2-й пол. XIII в. была написана «Всемирная хроника» Мартина Опавского, в к-рой рассказывается об обретении мощей сщмч. Климента, а К. назван «апостолом почти всех славян» (paene omnium Slavorum apostolus) (MMFH. T. 4. S. 416-418). Однако до сер. XIV в. не выявлено следов церковного почитания К. на чеш. землях. Первым проявлением интереса к К. в Чехии в XIV в. стало копирование «Легенды Кристиана» для Пражского еп. Яна IV из Дражице (1301-1343). Развитие его офиц. церковного почитания в Чехии связано с приходом на чеш. трон Карла IV (1347-1378, с 1355 император Свящ. Римской империи). Центром почитания К. стал бенедиктинский Эммаусский мон-рь в Праге, основанный в 1347 г. кор. Карлом IV, к-рый пригласил в обитель монахов из Хорватии. С разрешения папы Римского в мон-ре совершалось богослужение на слав. языке по книгам, написанным глаголицей. Главным патроном аббатства считался блж. Иероним, но в ряде документов, в т. ч. в королевской дарственной грамоте от 21 нояб. 1347 г., указывалось, что обитель была воздвигнута «в честь Бога и блаженнейшей Девы Марии, Матери Его, и славных Иеронима, Кирилла и Мефодия, Адальберта и Прокопия, покровителей... королевства Чешского» (Die Urkunden des königlichen Stiftes Emaus in Prag. Prag, 1904. Bd. 1: Das vollständige Registrum Slavorum. S. 10-12, 18, 43-44, 55, 217). Провозглашенные патронами Чешского королевства К. и Мефодий были изображены наряду с др. патронами на мозаике в соборе св. Вита, главном храме Пражского архиеп-ства. В соборе также были поставлены их статуи. Несмотря на то что традиция богослужения на слав. языке была прервана во время гуситских войн (1419-1434/37), под влиянием Эммаусского мон-ря почитание К. получило распространение в Чехии, гл. обр. в еп-стве Оломоуц. Так, в 1360 г. К. и Мефодию был посвящен алтарь в Оломоуце, в 1367 г.- в Праге. В 1380 г. Ян IX из Стршеды, еп. Оломоуца, писал об «исповедниках Христовых и епископах» К. и Мефодии как об «отцах, апостолах и покровителях» (Dvie slube... 1870. S. 11; Japund i . 1988. P. 114). В XV в. при участии духовных лиц из диоцеза Оломоуц почитание К. стало распространяться на территории соседней Словакии. Вместе с тем на территории Пражского архиеп-ства не сохранилось данных о праздновании дня К. и Мефодия, в значительной части литургических календарей 2-й пол. XIV в. этот праздник отсутствует. В Чехии поминовение К. и Мефодия обычно совершалось 9 марта, но в Реймсском Евангелии, написанном в Эммаусе в 1395 г., память К. указана под 14 февр.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

 1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Семёновское. Вознесения Господня, церковь  1 апреля 2024  Ивановская область. Заволжский район. Шерониха. " Живоносный Источник " иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Николая Чудотворца, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Кролевец. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Украина, Сумская область. Конотопский район. Спасское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Владимирская область. Камешковский район. Патакино. Неизвестная часовня  1 апреля 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Сретенье (Сретенское на Черемхе). Храмовый комплекс. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Сретения Господня  1 апреля 2024  Республика Карелия. Лоухский район. Тэдино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Пермский край. Горнозаводской район. Горнозаводск. Почаевской иконы Божией Матери, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Нижняя Тура (Нижнетуринский ГО). Нижняя Тура. Сергия Радонежского, часовня  1 апреля 2024  Воронежская область. Репьёвский район. Бутырки. Михаила Архангела (старая), церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Красноярка. Симеона Верхотурского, церковь  1 апреля 2024  Свердловская область. Серов (Серовский ГО). Вятчино. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь  1 апреля 2024  Московская область. Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Большие Дворы. Неизвестная часовня  31 марта 2024  Ярославская область. Мышкинский район. Еремейцево. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Рождество Христова  31 марта 2024  Ярославская область. Рыбинский район. Глушицы. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Ярославский район. Спас-Виталий. Спаса Преображения, церковь  30 марта 2024  Ярославская область. Некрасовский район. Ильинское. Илии Пророка, церковь

http://sobory.ru/lastobjects/

Towards the year 1340 the Athonite ascetics, with St. Gregory’s assistance, compiled a general reply to the attacks of Barlaam, the so-called Hagiorite Tome. Since the heated arguments flared everywhere in the churches, a general council was held at Constantinople in the year 1341. In front of hundreds of bishops and monastics, St. Gregory Palamas held an open debate with Barlaam in the halls of the Great Church of Hagia Sophia. On May 27, 1341, the council accepted the position of St. Gregory Palamas that God, unapproachable in His essence, reveals Himself through His energies, which are directed towards the world and are able to be perceived, like the light of Tabor, but which are neither material nor created. The teachings of Barlaam were condemned as heresy, and he himself was anathematized and returned to Calabria. Second Triumph of Orthodoxy But the dispute between the Palamites and the Barlaamites was far from finished. Politics came into play, and the politicians used the disputed religious issue as a threatening tool against those who supported Palamas. The great turmoil led to five consecutive church councils. One of the many scholars who advocated Barlaam’s position was the Bulgarian monk Akyndinos, who wrote a series of tracts against St. Gregory. Emperor Andronikos III Paleologos (1328–1341) was Akyndinos’s friend. Fearing the emperor, Patriarch John XIV Kalekos (1341–1347) backed Akyndinos, calling St. Gregory the cause of all disorders and disturbances in the Church (1344). He had St. Gregory locked up in prison for four years. In 1347, John XIV was replaced on the patriarchal throne by Isidore (1347–1349), a friend of St. Gregory. He set St. Gregory free and ordained him archbishop of Thessalonika. In 1351, a sixth and final council was held to settle the heated controversial issues in the church. The Council of Blachernae solemnly upheld the orthodoxy of Palamas’ teachings and anathematized and excommunicated those who refused them. The anathemas of the council of 1351 were included in the rite for the Sunday of Orthodoxy in the Triodion. This council was considered the second triumph of Orthodoxy (the first being the restoration of icons). Later on, the memory of St. Gregory Palamas came to be celebrated in the Church on the second Sunday of Great Lent.

http://pravoslavie.ru/69170.html

Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя Григория Паламы составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию. Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341—1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328—1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория Паламу и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель Григорий Палама написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя Григория Паламу от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347—1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория Паламу не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория Паламу в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры. Лишь за три года до кончины вернулся святитель Григорий Палама в Солунь. Накануне его преставления Григорию Паламе явился в видении святитель Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

Учение Паламы было одобрено в 1341 году – сначала на Афоне, а затем двумя созывавшимися в Константинополе Соборами, где было осуждено учение Варлаама Калабрийского. Однако спор возобновился по вине Акиндина – ученика свт. Григория, ставшего его противником. В 1341 году разгорелась гражданская война, Григория Паламу в 1343 году посадили в тюрьму на два года, а затем был отлучен от Церкви патриархом-интриганом Иоанном Калекой. Когда к власти пришел император Иоанн Кантакузин (1347), Григория оправдали и его учение подтвердили вновь на нескольких Соборах, состоявшихся с 1347 по 1351 г.г. Святитель Григорий, посвященный в архиепископы Фессалоник в 1347 году, продолжал заниматься богословием, что не мешало ему отдавать все силы пастырскому служению. Во время недолгого пребывания в плену у турок ему представился случай поближе познакомиться с исламом. Умер он в Фессалониках 27 ноября 1359 года, а в 1368 году был прославлен в лике святых своим учеником, патриархом Филофеем. Преподобный Каллист Ангеликуд  Преподобного Каллиста Ангеликуда можно считать одним из наиболее значительных авторов-исихастов последней трети XIV века. К сожалению, его творения опубликованы лишь частично, и то, что мы встречаем в " Добротолюбии " , из-за путаницы, связанной с ошибками переписчиков, надписано то именем " Каллиста Патриарха " , то " Каллиста Катафигиота " , то " Каллиста Тиликуды " . С точностью установлено, что Каллист родился  около 1325 года, но о его происхождении и о годах юности нам ничего не известно. Он жил в скиту неподалеку от македонского города, носившего название Мелинкон, к северу от Серрской области. К нему стали стекаться ученики, и около 1371 года патриарх Константинопольский Филофей благословил, чтобы его монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении патриарху, а не местному архиерею – возможно, по той причине, что местный епископ выступал против исихастского движения. О деятельности Каллиста нам известно только то, что он окормлял монахов и был духовным писателем. Умер он приблизительно в 1395 году.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2807

В результате состоявшегося 8 февр. 1347 г. под председательством имп. Иоанна Кантакузина и имп. Анны Собора был обнародован новый томос (RegPatr, N 2270), подтверждавший соборный томос 1341 г. и подводивший Иоанна Калеку под осуждение, к-рому подвергся в июне 1341 г. Варлаам (RegPatr, N 2270; текст см.: Hunger. Register. 147. S. 364-382). В отношении Акиндина подтверждался приговор июльского Собора 1341 г. 17 мая 1347 г. на пустующий Патриарший престол был возведен Исидор I Вухир (RegPatr, N 2273) после отказа др. кандидатов - свт. Григория Паламы и прп. Саввы Ватопедского. Вновь поставленный патриарх Исидор рукоположил 32 новых епископа, сочувствовавших богословским идеям свт. Григория Паламы и подписавших томос 1347 г. 21 мая Исидор короновал Иоанна Кантакузина во второй раз, после чего император утвердил патриарха Иерусалимского Лазаря (RegPatr, N 2275). Той же весной патриарх Исидор поставил свт. Григория Паламу митр. Фессалоникийским вместо низложенного Иакинфа ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 613). М. М. Бернацкий, А. Г. Дунаев Собор 1351 г. Первоисточники 1) Основным источником по истории Собора служит соборный томос 1351 г. (Tomus Synodicus). На настоящий момент известно не менее 27 рукописей (RegPatr, N 2324. P. 266-267, подробный анализ: RegPatr, N 2326. P. 269-271). Оригинал с подписями имп. Иоанна Кантакузина (красными чернилами) и патриарха Каллиста, поставленными в авг. 1351 г., сохранился лишь фрагментарно в рукописи Базельского ун-та (I 6. 16) (см.: D ö lger F. Ein byzantinisches Staatsdocument in der Universitätsbibliothek Basel: ein Fragment des Tomos des Jahres 1351//Hist. Jb. 1953. Bd. 72. S. 205-221 (= Idem. Byzantinische Diplomatik. Ettal, 1956. S. 245-261 с фотогр. 24-25)). Экземпляры с подписями имп. Иоанна V Палеолога (февр.-март 1352; см.: Loenertz R.-J. Wann unterschrieb Johannes V. Palaiologos den Tomos von 1351?//BZ. 1954. Bd. 47. S. 116) и имп. Матфея Кантакузина (февр. 1354; см.: Lemerle P. Le Tomos du Concile de 1351 et l " horismos de Matthieu Cantacuzène//REB. 1951. T. 9. P. 55-64) известны только в копиях. Последние епископские подписи под томосом были поставлены в марте 1365 г. ( Kaplaneres S. N. Zu den drei letzten Unterschriften des Tomos von 1351//JÖB. 1993. Bd. 43. S. 283-288).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

St Gregory, at the request of the Athonite monks, replied with verbal admonitions at first. But seeing the futility of such efforts, he put his theological arguments in writing. Thus appeared the “Triads in Defense of the Holy Hesychasts” (1338). Towards the year 1340 the Athonite ascetics, with the assistance of the saint, compiled a general response to the attacks of Barlaam, the so-called “Hagiorite Tome.” At the Constantinople Council of 1341 in the church of Hagia Sophia St Gregory Palamas debated with Barlaam, focusing upon the nature of the light of Mount Tabor. On May 27, 1341 the Council accepted the position of St Gregory Palamas, that God, unapproachable in His Essence, reveals Himself through His energies, which are directed towards the world and are able to be perceived, like the light of Tabor, but which are neither material nor created. The teachings of Barlaam were condemned as heresy, and he himself was anathemized and fled to Calabria. But the dispute between the Palamites and the Barlaamites was far from over. To these latter belonged Barlaam’s disciple, the Bulgarian monk Akyndinos, and also Patriarch John XIV Kalekos (1341-1347); the emperor Andronicus III Paleologos (1328-1341) was also inclined toward their opinion. Akyndinos, whose name means “one who inflicts no harm,” actually caused great harm by his heretical teaching. Akyndinos wrote a series of tracts in which he declared St Gregory and the Athonite monks guilty of causing church disorders. The saint, in turn, wrote a detailed refutation of Akyndinos’ errors. The patriarch supported Akyndinos and called St Gregory the cause of all disorders and disturbances in the Church (1344) and had him locked up in prison for four years. In 1347, when John the XIV was replaced on the patriarchal throne by Isidore (1347-1349), St Gregory Palamas was set free and was made Archbishop of Thessalonica. In 1351 the Council of Blachernae solemnly upheld the Orthodoxy of his teachings. But the people of Thessalonica did not immediately accept St Gregory, and he was compelled to live in various places. On one of his travels to Constantinople the Byzantine ship fell into the hands of the Turks. Even in captivity, St Gregory preached to Christian prisoners and even to his Moslem captors. The Hagarenes were astonished by the wisdom of his words. Some of the Moslems were unable to endure this, so they beat him and would have killed him if they had not expected to obtain a large ransom for him. A year later, St Gregory was ransomed and returned to Thessalonica.

http://pravoslavie.ru/69168.html

р.Божия Ирина 28 апреля 2015, 06:03 Очень хороший фильм. Смотрела его сегодня второй раз. Музыка очень красивая. Спасибо! Галина Б. 28 апреля 2015, 05:50 Слава Богу за все! Фильм еще не посмотрела, много житейской суеты, хочу сделать это не спеша. Очень люблю старца Паисия. И от статьи-интервью идет уже такое радостное, благодатное ощущение. Спасибо Александру Куприну, Анастасии Рахлиной и редакции сайта за анонс, иначе в суете и не узнали бы о фильме. гость 28 апреля 2015, 03:10 Прошляпили. Видать и правда на то Воля Божья, чтобы народ церковный, да и не только прочитал этот текст. красотагоре 27 апреля 2015, 22:22 " Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом " . Очень хорошая работа. Спасибо за сотворчество с Господом и Александру и Анастасии. Ирина 27 апреля 2015, 20:17 Фильм замечательный, полезный и очень нужный! Низкий поклон за ваш труд. Елена 27 апреля 2015, 17:02 ///каждый человек должен сам для себя решить, насколько он будет участвовать в выстраивании апостасии/// Тронуло до глубины души. Огромное спасибо за фильмы. Они замечательные!Смотрела на одном дыхании.. Аполлинария 27 апреля 2015, 15:05 Спасибо большое за фильм! За статью тоже спасибо, было очень интересно прочитать! Наталья 27 апреля 2015, 13:43 Огромное спасибо за фильм! ///каждый человек должен сам для себя решить, насколько он будет участвовать в выстраивании апостасии/// Как эту мысль донести миру? Неужели нужна война и прочие бедствия, чтобы люди обратились к Богу? Александра 27 апреля 2015, 12:44 Спасибо за интервью. Фильм получился необыкновенным. Даже слова трудно подобрать правильные. Настоящий фильм о самом важном. В наше смутное время - как спасительный маячок. Показали его на канале " Спас " ещё до канонизации старца Паисия, но и тогда было уже понятно, что фильм - о святом. Спасибо безмерное режиссеру и всей съемочной группе. Конечно, будем ждать седьмую серию и другие фильмы на духовную тему режиссера Александра Куприна. Низкий поклон игумену Киприану. Александр 27 апреля 2015, 12:27

http://pravoslavie.ru/78915.html

25 апреля, 11.00 Благотворительная программа Пансионат для ветеранов труда 31 (ул. Островитянова, 16, корп. 5) Камерный хор «Озарение» (Москва). Худ.рук. и дирижер — Ольга Бурова 25 апреля, 14.00 Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех (Старосадский пер.,11) Пасхальный звон 25 апреля, 14.00 Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Б.Серпуховская, 24) Большой академический хор «Российского государственного музыкального телерадиоцентра» (Москва). Худ.рук. и дирижер — Л.Конторович 25 апреля, 14.30 Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2) Пасхальный звон 26 апреля , 19.00 Большой зал Консерватории (Б.Никитская, 13) Абонемент Филармонии 73 «Московский Пасхальный фестиваль». Солисты, симфонический оркестр и хор Мариинского театра. Дирижер — В.Гергиев. В программе: Римский-Корсаков — III акт из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Вагнер — III акт из оперы «Парсифаль» 26 апреля, 14.00 Храм Святителя Николая в Толмачах (при Третьяковской галерее) (Малый Толмачевский пер., 9) Вереница звонов: Замоскворецкие колокола 26 апреля, 14.00 Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке (Б.Ордынка, 20) Хор Самарского академического театра оперы и балета. Главный хормейстер и дирижер — В.Навротская 26 апреля, 14.30 Храм Свт. Николая в Пыжах (Б.Ордынка, 27-а) Вереница звонов: Замоскворецкие колокола 26 апреля, 15.15 Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке (Б.Ордынка, 20) Вереница звонов: Замоскворецкие колокола 27 апреля , 14.00 Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине (Столешников пер., 2) Хор «Возрождение» (Республика Южная Осетия, г.Цхинвал). Худ.рук. и дирижер — А.Хугаева 27 апреля, 15.00 Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков пер., 10) Пасхальный звон 28 апреля, 14.00 Храм Ризоположения в Леонове (Докукина, 19) Пасхальный звон 28 апреля , 14.00 Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской Слободе (Николоямская, 57–59)

http://e-vestnik.ru/culture/pashalnyj_fe...

АЛЕКСИЙ. Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО APXIEPEЙCKOГO СОБОРА Собор новомучеников и исповедников Российских Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник (†1925; память 25 марта и 26 сентября). Царственные страстотерпцы: Император Российский Николай II Александрович, Императрица Российская Александра Феодоровна, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (†1918; память 4 июля). Священномученики: Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский (†1938; память 10 января). Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский (†1922; память 31 июля). Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918; память 25 января). Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937; память 7 сентября). Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (†1937; память 7 ноября). Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола (†1937; память 27 сентября). Серафим (Чичагов), митрополит (†1937; память 28 ноября). Августин (Беляев), архиепископ Калужский (†1937; память 10 ноября). Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940; память 11 мая). Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (†1938; память 1 января). Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937; память 17 октября). Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский (†1937). Алексий (Орлов), архиепископ Омский (†1937; память 22 августа). Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (†1918; память 7 июня). Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский (†1918; память 14 августа). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937; память 21 октября). Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский (†1937; память 8 октября). Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937; память 9 сентября). Иаков (Маекаев), архиепископ Барнаульский (†1937; память 16 июля). Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929; память 27 апреля (прославление); 11 июля (обретение мощей); 15 декабря). Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский (†1934; память 29 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010