В 1290 году во время воскресной службы Прокопий неожиданно обратился к народу: «Приближается гнев Божий. Покайтесь, братия, во грехах ваших. Умилостивляйте Бога постом и молитвой. Иначе город погибнет от града огненного». Три дня блаженный обращался к жителям города с призывом покаяться, но люди не обращали внимания на предостережение Прокопия, а некоторые даже открыто издевались над ним. В полдень следующего воскресенья к городу стало приближаться огромное черное облако, засверкали молнии. Воздух сотрясали страшные раскаты грома. Вспомнив пророчество Прокопия, горожане бросились в храмы. Прокопий горячо молился перед иконой Благовещения Богородицы о спасении от гнева Божия. Наконец от иконы Богородицы потекло благоуханное миро. Туча исчезла, утихли молнии, не стало слышно громовых раскатов. Стало известно, что в двадцати верстах от Устюга вместе с градом с неба сыпались раскаленные камни. Как позднее стало известно, это было падение метеоритов. Ни один человек в Устюге и окрестностях не пострадал. Истекшее же от иконы миро давало исцеление от многих болезней. Это событие описывается в летописи «Житие праведного Прокопия Устюжского». С тех пор жители города поверили в то, что Прокопий действительно обладает даром предвидения, стали прислушиваться к его словам. Иногда приходилось разгадывать смысл его поступков. Так, например, люди заметили, что если он держал свои кочерги головами кверху, то год был урожайным, а если кочерги были обращены головами книзу, то людей ждал неурожай. Умер Прокопий 8 июля 1303 года. В день его смерти с неба посыпался снег, который скоро растаял. Похоронили Прокопия Устюжского на берегу речки Сухоны. На том месте, где любил молиться Святой. На могилу положили камень, на котором он часто сидел. От его гроба происходили многие чудеса и исцеления. В 1547 году Московский Собор причислил Праведного Прокопия к лику Святых. Память ему совершается 8 (21) июля. Молитва Прокопию Устюжскому Тропарь, глас 4-й Просветився божественною благодатию, богомудре, и весь разум и сердце от суетного мира сего к Зиждителю неуклонно возложив целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего: источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, глас4-й

http://pravmir.ru/prokopij-ustyuzhskij/

Друзьями Прокопия были праведные Иоанн и Мария , настоятель Архангельского монастыря Киприан, а после их смерти – Симеон, будущий отец святителя Стефана Пермского . В беседах с мудрыми Прокопий был мудр, а с поражёнными безумием мира – безумен. Но и последним постепенно открылся пророческий дар Прокопия. Например, примечали, что, когда юродивый бегал по городу, держа свои клюки головами кверху, год будет урожайным, а когда книзу – наоборот. Однажды Прокопий поклонился в ноги 2-3-летней девочке Марии, сказав: «Вот идёт мать великого Стефана, епископа и учителя пермского». В 1290 г. на воскресной службе Прокопий неожиданно призвал всех покаяться, «иначе город погибнет от града огненного». Его никто не послушал. Прокопий три дня плакал, потом пошёл по городу, снова призывая всех к покаянию, но встретил равнодушие и насмешки. Прокопий остался единственным молитвенником за город. Неделю спустя (25 июня) чёрная туча закрыла солнце, от ударов грома затряслись стены зданий. Устюжане вспомнили пророчество Прокопия и бросились в храмы молить Бога о пощаде. Прокопий молился в соборе. Через некоторое время послышалось благоухание, от иконы Благовещения Богородицы потекло миро, туча пошла прочь и разразилась раскалёнными каменьями в 20 верстах. А от мира, натекшего от иконы, многие исцелились, в том числе две бесноватые женщины. Эта икона в 1567 г. была перенесена в Успенский собор Московского Кремля и помещена справа от царских врат. Прокопий в Устюге не имел крова и в одну лютую зиму так замерз, что только явление ангела спасло его. Также явлением ангела блаженный был предупреждён о приближении смерти. Почил святой 8 июля 1303 г. А на следующую ночь выпал снег, к вечеру растаяв. Сугроб сохранился лишь над телом Прокопия; по сугробу и нашли его на 4-й день. Память святого празднуется 8 (21) июля. В 20 км от Устюга, у д. Котово, находится то место, где, как считается, в 1290 г. обрушился камнепад. Те, кто бывал в Котово, рассказывают, что там лежат тяжёлые, покрытые коркой валуны; металлоискатель показывает большое содержание железа в них, хотя нигде в округе месторождений железа не обнаружено. Различают два места, где выпали две «тучи» камней. У «ближней тучи» устроена часовня.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

15 . Св. ИГНАТИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 1288 году (а по Следованной Псалтири – в 1278 году), Мая 28. Св. мощи его почивают в Ростовской Успенской соборной церкви. Церковь память его совершает Мая 28. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 28. 16 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Смоленский, преставился в 1292 году, Августа 21, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 21. 17 . Пр. ДАМИАН, Пресвитер и целебник Печерский, преставился в 1299 году, Октября 5. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 5. 18 . Св. ФЕОДОР Ростиславич, Великий Князь Смоленский, преставился в 1279 году, Сентября 19 и 19 . 20. Св. ДАВИД, Св. Константин – дети Св. Феодора Ростиславича, преставились в конце XIII века. Св. мощи их, обретённые в 1463 году, Марта 5, почивают вместе с отцом их в Ярославском Преображенском монастыре. Церковь память их совершает Сентября 19. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 19. Век XIV 1 . Св. ДАНИИЛ Александрович, Великий Князь Московский, преставился в 1303 году, Марта 4. Св. мощи его обретены в 1652 году, Августа 30, и почивают в церкви семи Вселенских Соборов, в созданном им Московском Данилове монастыре. Смотри Пролог, Марта 4. 2 . Св. ПРОКОПИЙ Юродивый Устюжский, преставился в 1303 году, Июля 8, в котором Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 8. 3 . Св. МИХАИЛ Ярославич, Князь Тверской, преставился страдальчески в 1319 году, Ноября 22. Св. мощи его, в 1655 году обретённые, почивают в Тверском Преображенском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 22 день, в который Церковь и память его совершает. 4 . Св. Митрополит Московский и всея России, преставился в 1326 году, Декабря 21. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Церковь память его совершает Октября 5, Декабря 21 и Августа 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 5, Декабря 22 и Августа 24. 5 . Св. ФЕОГНОСТ, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1353 году, Марта 14. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе близ гроба Св. Петра Митрополита. Смотри Пролог, Марта 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

сорока мучениках 1295 ; 24 марта – «чтение Григория Чудотворца », т. е. слово Григория Неокесарийского на Благовещение, а 25-го – слово (чтение) Златоуста (кроме слона Андрея), помеченные лишь в Евергетидском Типиконе под 25 марта 1296 ; 26 марта – неопределенно «чтение праздника»; 30 апреля – похвала ап. Иакову Заведееву 1297 ; 8-го мая – похвала ап. Иоанну Богослову 1298 ; 15-го июля – похвальное слово Василия великого муч. Кирику и Иулитте 1299 ; 15 августа, вместо слов Андрея Критского , – «чтение Василия Великого » 1300 и слово (чтение) Иоанна Дамаскина 1301 ; 29 августа, вместо слова Алексеевского Устава (Скачет Иродия), – толковательное слово (46-ое) на ев. Матфея 1302 . На дни памяти апостолов – 6-го октября (память ап. Фомы), 14 ноября (память ап. Филиппа), 16 ноября (память ап. Матфея), 11 июня (память ап. Варфоломея) – в Синаксаре делается отметка «чтение и похвала апостолу», под которой можно разуметь как указание или на одно похвальное слово (чтение – похвала), или на «воспоминание» (чтение с похвалою), или же и на воспоминание (каковое Алексеевский Устав имеет на все указанные дни, кроме 11-го июня – дня памяти ап. Фомы) и на похвальное слово одновременно. Житийно-повествовательная группа линейного круга Синаксаря включает в себя около половины произведений, имеющих заглавия (начал не указывается), общие с произведениями таковой же группы Алексеевского Устава, и несколько произведений лишних, по сравнению с последней. Первого рода произведения падают в обоих Уставах на дни (включая сюда и указанные сейчас дни памятей апостолов): 1, 6, 15, 20, 24 1303 , 26, 30 сентября, 6, 7, 12, 20, 21, 26 октября, 13, 14, 16, 17, 23 (в Синаксаре 24-го), 25 1304 , 27 ноября, 5, 7, 11, 12, 13 декабря, 15, 17, 23, 28, 30 (в Синаксаре 26-го), 31 января, 13 февраля 1305 , 9 марта, 23 апреля, 2 1306 , 5, 8, 15, 20 1307 , 27 июля, 1 1308 августа; 4 декабря (в день памяти нескольких святых) указано неопределенно «житие святого», точно так же 28 декабря – «житие святых»; 17 декабря, вместо «воспоминания пророку Даниилу», – «житие трех отроков»; 30 ноября, вместо «воспоминания об апостоле Андрее», появившегося, как и все воспоминания об апостолах 1309 , в X веке – более древнее – хождение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

342 ...святого Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. – Память прав. Прокопия († 1303) совершается 8/21 июля. 343 ...маститый старец, преосвященный Нафанаил, бывший, говорят, два раза епископом Архангельским. – См. примеч. 286 к настоящей части. 344 На пароход явились губернатор и городской голова... – Имеются в виду ярослав­ский губернатор, генерал майор генерального штаба А.Я. Фриде и городской голова Ярославля И.Н. Соболев. 345 ...был годичный акт. – Торжественный день выпуска воспитанниц, окончивших полный училищный курс. 18 июня 1894 г. в Ярославском епархиальном Иоана­фанов­ском женском училище состоялся пятый за 12 лет существования училища выпуск воспитанниц. Училище закончили 45 учениц, из них: 29 – дочерей священ­ников, 9 – диаконов, 6 – псаломщиков, одна – учитель (Ярославские ЕВ. 1894. 48. Ч. неоф. С. 755–756). 346 ...явился отец Иоанн и вошел в квартиру законоучителя, священника О.М. Т. – Законоучителем IV и V классов, священником при училищной церкви и предсе­дателем Совета Ярославского епархиального Ионафановского училища был законо­учитель Ярославской губернской гимназии священник Михаил Троицкий, кончивший курс в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия (см: Ярославские ЕВ. 1894. 46. Ч. неоф. С. 723). 347 Вместе с владыкой и отцом Иоанном служили архимандрит и целый собор священников. – Божественную литургию в домовой церкви Ионафановского епархи­ального женского училища совершил архиепископ Ярославский и Ростов­ский Ионафан в сослужении архимандрита Афанасьевского монастыря о. Владимира, о. Иоанна Ильича Сергиева, ректора местной духовной семинарии прот. Н.А. Барского и членов совета училища (см.: Ярославские ГВ. Ежедневное прибавление. 1894. 47, 23 июня). 349 ...уже пятый раз Бог приводит мне сопутствовать отцу Иоанну в дорогую для него Суру. – А.Ф. Нарцизова сопровождала отца Иоанна в поездках на родину в 1891, 1892, 1893 и 1894 гг. 350 ...только что выстроенный в Финляндии пароход «Св. Николай Чудотворец», предназначенный для Сурского церковно приходского попечительства. – Первый пароход «Св. Николай Чудотворец», опробованный летом 1897 г., оказался не пригодным для путешествия по узким шлюзам Мариинской водной системы и был продан, о чем свидетельствует дневниковая запись отца Иоанна: «24 августа 1897 . Дать дозволение диакону Маккавееву продать мой пароход за 19 тысяч за 250 (25 августа) бумаги». Сурский крестьянин Лукиян Ларюшев писал отцу Иоанну: «По письму Вашему на имя Вашего племянника Евдокима Семеновича Малкина о получении парохода “Св. Николай” был и я приглашен Малкиным служащим на пароходе. По приезду нашему в Архангельск оказалось другое. Пароход продан, и я потому остался без дела, домашние работы запустил» (ЦГИА СПб, ф. 2219, on. 1, д. 4, л. 211–211 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Особое краткое компилятивное Житие И., написанное между 1478 г. и 10-ми гг. XVI в., содержится под 30 марта в списке 1-й четв. XVI в. Стишного Пролога особой редакции псковского происхождения (Рим. Б-ка Папского Восточного ин-та. Слав. 5. Л. 30 об.). Подобно большинству других житий русских святых XIII-XV вв. в составе этой рукописи (Новгородских архиепископов свт. Евфимия II и Иоанна (Стухина) , прп. Евфимия Суздальского и др.), в качестве лит. основы текста использовано Житие святого соответствующего лика с заменой отдельных исторических реалий, но без согласования сведений. В данном случае составителем этой редакции Пролога в качестве основы было взято (с сокращениями) Житие св. Евтихия, архиеп. К-польского (пам. 6 апр.). Время жизни И. отнесено к правлению «великого князя Георгия Данильевича Московского» (1303-1325), причем сообщается, что он был поставлен митрополитом после митр. Киприана († 1406), «в прияново (ошибочно, вместо «в Киприяново».- Авт.) место», в К-поле на V Вселенском Соборе (!). Данное Житие И. не имеет исторического и лит. значения, но служит доказательством достаточно раннего почитания И. за пределами Великого княжества Московского. Столь же ранним свидетельством служит и помещенная в той же рукописи под 27 мая память перенесения мощей св. митрополитов Киприана, Фотия и И. (Л. 113). На Соборе 1547 г. И. был канонизирован, стал одним из 4 угодников, причисленных к лику святых как «великие чудотворцы» ( Абеленцева. 2009. С. 53). В нач. XVII в. Похвальное слово святителю по поручению патриарха свт. Иова написал кн. Семен Шаховской. Устав богослужений, совершавшихся в Успенском соборе (не позднее 1634), содержит подробное изложение торжественной службы с участием патриарха в день кончины И. (ошибочно ее относили к 30 марта - РИБ. Т. 3. Стб. 69-75). Соч.: Грамоты и послания митр. Ионы// Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009. С. 317-451. Ист.: АИ. Т. 1. С. 71-75, 39 [Послание вел. кн. Василия II Васильевича в К-поль, 1441/1443 гг.]; Попов А. Ист.-лит. обзор древнерус. полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 360-395; ВМЧ. Март. Дни 26-31. С. 1901-1911 [Житие И. в редакции ВМЧ]; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 162-167; Вып. 2. Стб. 211-213; Т. 17. Стб. 61; Т. 20. С. 251-254; Т. 21. Ч. 2. С. 505-526 [Житие И. в редакции Степенной книги]; Т. 23. С. 152; Т. 24. С. 208; Т. 25. С. 266, 271-274, 276, 294-295; Т. 26. С. 203; АФЗХ. Т. 1. С. 92, 95 [Грамота И. В. Минина на с. Аксиньинское в Звенигородском у.]; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 191, 365; Древнерус. иноческие уставы/Сост. и предисл.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 51; Усачёв А. С. Житие митр. Ионы 3-й редакции//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 17-60 [Пространная редакция Жития И.]; РФА. 2008. С. 105-107, 13 [Послание вел. кн. Василия II Васильевича в К-поль, 3-31 июля 1451 г.]; 8, 28.

http://pravenc.ru/text/578250.html

(ср. с демонологией протопопа Аввакума, «Повести о Савве Грудцыне» и др.). Даже после исцеления Соломонии Прокопий Устюжский предупреждает её: «Еще же на тя, Соломоние, будет вражие мечтание, и ты не убойся». Автор повести ни на миг не усомнился в конечной победе Божьего начала над дьявольским. Его произведение – это размышление, порой наивное, о слабости человека в этом мире, об ужасающей силе зла и о неимоверных трудностях в борьбе с ним. Повесть оказалась созвучна трагическому мироощущению демократического читателя XVII в. – и в этом, очевидно, главный секрет её популярности. Повесть сохранилась более чем в 130 списках, во множестве вариантов и редакций. В настоящем издании текст повести публикуется по одному из самых ранних списков, сохранивших имя её автора попа Иякова: Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, л. 358376 об. (XVII в.). Отдельные исправления сделаны по списку: Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области, 262, л. 683711 об. (XVII в.). См.: Пигин А. В. Из истории русской демонологии XVII века. Повесть о бесноватой жене Соломонии. Исследование и тексты. СПб., 1998. 3246 Прокопий, и Иоанн – устюжские святые, юродивые Христа ради. Прокопий. (день памяти – 8 июля по ст. ст.) – богатый купец из «немецкой» земли, пленившийся красотой православных церквей и принявший на себя подвиг юродства; по церковному преданию, преставился в 1303 г. Иоанн (день памяти – 29 мая по ст. ст.) – уроженец с. Пухова близ Великого Устюга, подражавший подвигу Прокопия Устюжского; преставился в 1494 г. Жития этих святых составлялись в XVIXVII вв. и постепенно оформились в единый устюжский агиографический цикл. 3248 Ияков – поп великоустюжского женского Спасо-Преображенского монастыря. В 1669 г. он являлся выборным поповским старостой Великого Устюга (Пигин А. В. Из истории русской демонологии XVII века. Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб., 1998. С. 18). По-видимому, он же упоминается в великоустюжской книге 1665 г. для записи пошлин: «Сентябрь в 21 день дана почеревная память Спаскому попу Иякову дать молитву Катеринке Ивановой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. июня 1303 г., не успев получить магистерскую степень, И. Д. С. был вынужден покинуть Париж и вернуться в Англию. Причиной этого было обострение противостояния между франц. королем Филиппом IV Красивым (1285-1314) и Римским папой Бонифацием VIII (1294-1303). 18 ноября 1302 г. папой была обнародована булла «Unam sanctam» (Во единую святую [Церковь]), в к-рой последовательно защищалась т. н. двух мечей теория . Реакция короля Филиппа была весьма жесткой: он решил созвать вселенский Собор католич. Церкви, низложить на нем папу Бонифация и избрать нового понтифика. Вечером 24 или утром 25 июня 1303 г. посланник короля посетил францисканское братство, где провел наедине с каждым братом беседу о том, согласен ли он поддержать короля ( Longpr é . 1928. P. 143; Little. 1932. P. 575-576). В результате этих бесед были составлены 2 списка (rotuli), сохранившиеся в парижских архивах (текст списков см.: Longpr é . 1928. P. 145-152). 1-й список содержит имена 84 францисканцев, собравшихся на капитул 25 июня и согласившихся с предложениями короля; 2-й список содержит 68 имен францисканцев, согласных с замыслом короля, и 87 имен несогласных братьев. Имя И. Д. С. (в форме fr. johannes scotus) присутствует во 2-м списке среди несогласных францисканцев (см.: Ibid. P. 150). В соответствии с решением короля Филиппа все несогласные с его предложениями должны были в 3-дневный срок покинуть Францию, поэтому уже в нач. июля 1303 г. И. Д. С. оставил Париж. Согласно наиболее распространенной версии, в течение следующего года он читал лекции в Оксфорде ( Little. 1932. P. 577; Bali . 1965. P. 12), однако среди исследователей есть мнение, что местом его преподавания мог быть и Кембридж ( Vos. 2006. P. 77-81). По мнению В. Хечича, в пользу пребывания И. Д. С. в Оксфорде в 1303 г. свидетельствует его предполагаемое участие в диспуте на произвольные темы (quodlibet) с Николаем Триветом, которое подтверждается тем, что в сочинении Николая в качестве мнения оппонента цитируются взгляды И. Д. С. ( Hechich B. De Immaculata conceptione Beatae Mariae Virginis secundum Thomam de Sutton et Robertum de Cowton. R., 1958. P. 21-22; Sheppard. 2002. P. 317). Косвенные свидетельства преподавания И. Д. С. в эти годы в Оксфорде исследователи находят и в его «Ordinatio» (подробнее см.: Sheppard. 2002. P. 317-318).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 21.11.1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича . Впервые в источниках упоминается в 1297 г. в связи с женитьбой на ростовской княжне. Весной 1303 г. Г. Д. находился в Переяславле Залесском, в кон. 1302 г. занятом кн. Даниилом Александровичем, к-рый изгнал из города наместников владимирского вел. кн. Андрея Александровича; по-видимому, предполагалось, что Г. Д. при жизни отца займет переяславский стол. Соперничество за Переяславль-Залесское княжество было частью давней борьбы, к-рую с кн. Даниилом вел его старший брат вел. кн. Андрей Городецкий. Правитель Твери св. кн. Михаил Ярославич , двоюродный брат и бывш. союзник Даниила Александровича, в первые годы XIV в. перешел на сторону кн. Андрея. После кончины кн. Даниила (5 марта 1303) московский стол занял Г. Д. Сыновья Даниила Александровича, не имевшие в это время сильных союзников, ожидали возвращения из Орды вел. кн. Андрея, ездившего туда за ярлыком на переяславль-залесское княжение. Этим попытались воспользоваться смоленские князья, чтобы вернуть Можайск, вероятно незадолго до этого отошедший к владениям Даниила. Однако Г. Д. с братьями выступил в поход, занял Можайск и захватил в плен Святослава Глебовича - брата смоленского князя. Осенью 1303 г. вел. кн. Андрей Александрович вернулся из Орды и в спорном Переяславле состоялся княжеский съезд. Согласно оглашенному на нем решению хана Тохты, Переяславль остался за Даниловичами, но, по-видимому, с условием, что после смерти вел. князя он отойдет его преемнику. Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) Вел. кн. Георгий Даниилович. Гравюра. 1819 г. (РГБ) 27 июля следующего года вел. кн. Андрей Александрович скончался. Старшим среди князей Сев.-Вост. Руси стал св. Михаил Тверской - сын блгв. кн. Ярослава Ярославича , одного из младших братьев блгв.

http://pravenc.ru/text/164459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010