Корни этого столкновения уходили, однако, в предшествующую эпоху, когда во второй половине XIII в. папство оказалось под контролем светской власти честолюбивого Карла Анжуйского и постепенно попало в зависимость от французской королевской династии. 5 февраля 1296 г. папа Бонифаций VIII (1294–1303) публикует буллу Clericis laicos, которая воспрещала духовенству платить подати мирянам, а мирянам – взимать налоги с духовенства без согласия папы, резко порицала короля Франции Филиппа IV Красивого (1285–1314) и стала камнем преткновения в отношениях Святого престола с французской короной. Началась открытая борьба церкви за признание теократического идеала государями христианского мира. В ответ на буллу Clericis laicos Филипп, хронически нуждавшийся в деньгах и увидевший в ней угрозу своим финансовым интересам, не только не прекратил собирать налоги с церкви, но издал 17 августа 1296 г. ордонанс о запрете вывоза из страны ценных металлов, чем перекрыл вывоз церковных сборов в Рим. Папа пытается сохранить хорошие отношения с Филиппом, поэтому 20 сентября 1296 г. он издает буллу Ineffabilis Amor, в которой разрешает священникам добровольно сдавать деньги для защиты своих королевств и в то же время открыто заявляет о превосходстве духовной власти над светской. Поскольку обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а папа буллами Romana Mater Ecclesia от 7 февраля, Ab olim от 27 июля, Et si de statu от 31 июля 1297 г. признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Однако напряженность осталась, и вскоре конфликт разгорелся с новой силой: буллой Ausculta fill («Преклони ухо, сын мой») от 5 декабря 1301 г., обвинявшей короля в произволе по отношению к клиру и в разграблении церковного имущества и отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302 г.) собор Церкви Франции для зашиты свобод духовенства, реформ и вразумления короля. В булле подчеркивалась полнота папской власти и преимущество её над всякой (без исключений) светской властью. Король, по преданию, сжег эту буллу и созвал в апреле 1302 г. первые во французской истории Генеральные штаты, которые солидаризировались с королевской политикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всевышний Бог премудро управляет, Гонителей жестоких в святых преображает. Из Савла-ненавистника апостол Павел славный Восстал, Христовой верой чудесно осиянный. Был некогда Неаний, отсель – Прокопий стал, Христа не знал, а ныне – ко стопам Его припал; Шел верных чад Господних на мученья предавать, – Но на пути познал Господню благодать. И мать свою, и прочих жен Прокопий просветил; Как некогда земному императору служил, Так ныне стал служить Небесному Царю, И Царствия Его узреть сподобился зарю. Всевышний наделил его чудесным дарованьем В скорбящие сердца вселять благое упованье. Всем верным и доныне дивно помогает, Святой Прокопий и в печали утешает. 2. Праведный Прокопий, [Христа ради] юродивый, Устюжский чудотворец . Родом варяг, по ремеслу – купец. Придя в Новгород по торговым делам, он подивился красоте Православия и принял православную веру. Восхотев стать совершенным христианином, он раздал нищим всё свое имение и начал упражняться во всяческих добродетелях. Дабы люди его не хвалили, прикидывался помешанным, однако прозревал сердца и судьбы человеков, предвещал и природные бедствия, которые сбывались в свое время. Своей слезной молитвой перед образом Пресвятой Богородицы отвратил ужасную градобойную тучу от Устюга и тем самым привел грешный город к покаянию. Его тело было найдено на улице мертвым и занесенным снегом. Праведный Прокопий преставился в 1303 году. Над его чудотворными мощами был сооружен храм. 3. Преп. Феофил Мироточивый . Родом из Македонии, из села Зики. Весьма образованный муж и великий подвижник. По поручению цареградского патриарха Нифонта путешествовал в Александрию, дабы удостовериться, правда ли, что патриарх Иоаким, понуждаемый к тому иудеями и мусульманами, передвинул гору и без всякого для себя вреда выпил яд. Убедившись в истинности этих чудес, Феофил возвратился на Святую Гору, где сперва подвизался в Ватопедском и Иверском монастырях, а затем в келье святого Василия близ Кареи. Сей святой человек отверг предложение [принять святительский сан и] стать архиепископом Солунским. Глубоким безмолвием, богомыслием и сердечной молитвой сумел очистить свой ум от всех страстных помыслов, так что сделался чистым сосудом Духа Святого, в котором обитал Христос. Перед смертью повелел своему ученику Исааку не погребать его тело, а, обвязав ноги, оттащить его и бросить в реку. С великим трепетом исполнил ученик [волю почившего]. Однако Промысл Божий открыл мощи преподобного Феофила, и, когда принесли их в его келью, из мощей стало источаться целебное миро. Преподобный Феофил преставился 8 июля 1548 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 70-х гг. XVII в. П. был близок ко двору, являлся духовником царевны Софии Алексеевны . Вплоть до конца жизни он пользовался благосклонностью царской семьи, в 1684 г. ему разрешили ежегодно выписывать из Москвы вещей на 200 р. ( Словцов. 1886. С. 281). П. регулярно участвовал в патриарших богослужениях и придворных мероприятиях, постоянно сопровождал патриарха и нередко - государя, особенно часто в 1675 г. (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1254, 1257, 1303, 1496, 1497, 1519, 1533, 1559, 1562, 1589, 1601, 1602, 1605, 1608, 1622 и др.). П. принимал участие в работе Московских Соборов. Он состоял в комиссии по разбору материалов по делу о деканонизации прп. Анны Кашинской (кон. 1677), присутствовал на заседаниях по этому вопросу в янв.-февр. 1678 г. ( Колосов В. И. Блгв. кнг. Анна Кашинская//Тр. 2-го обл. Тверского археол. съезда. Тверь, 1906. Отд. 4. С. 99-101; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62). Вероятно, в марте того же года П. участвовал в обсуждении на Соборе вопроса о чине «шествия на осляти» в Вербное воскресенье, скорее всего участвовал и в подготовке решений Собора 1675 г. В источниках сохранились противоречивые сведения о его деятельности, но, являясь судьей Патриаршего Разряда, П. в обязательном порядке участвовал в подготовке Соборов, различных комиссий и проч. В 1678 г. П. был поставлен в митрополита Сибирского и Тобольского на место митр. Корнилия († 23 дек. 1677). Нек-рые исследователи на основании выданной ему настольной грамоты считают, что это назначение состоялось в 1679 г. ( Недосеков. 1888. С. 274; Срезневский. 1902. С. 76 и др.). Однако настольные грамоты нередко датировались более поздним временем, поскольку оформлялись после хиротонии. Кроме того, это мнение не подтверждается др. офиц. источниками, в к-рых упоминается 1678-й год (Выходы государей. 1844. С. 660, 661). Сохранилось «исповедание веры» с автографом П., прочитанное им во время хиротонии. В собственноручной подписи П. указана дата поставления - 21 июля 1678 г. (ГИМ. Син. Л. 33). На архиерейской хиротонии П. присутствовал царь Феодор Алексеевич (Выходы государей. 1844. С. 660, 661). 9 февр. 1679 г. П. отправился из Москвы в Тобольск, 25 марта он прибыл в столицу Сибири (ПСРЛ. Т. 36. С. 101, 171). Одним из первых деяний П. на кафедре было погребение митр. Корнилия 17 июля 1679 г. (Там же. С. 170 и др.). 13 мая 1679 г. он поставил Матфея архимандритом Спасского Знаменского мон-ря (тело митр. Корнилия до похорон находилось в этой обители) (Там же. С. 202).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

В беседе с благочестивыми людьми каждое слово и действие святого были наставлением и предостережением. Скончался праведный Прокопий в глубокой старости в 1303-ом году у ворот Архангельского монастыря. Над его могилой совершались многие чудеса. Записаны и явления угодника Божия. Тропарь: Просветився Божественною благодатию богомудре, и весь разум в сердце, от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив, целомудрием и многим терпением, во временней жизни течение добре скончал еси, и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего; источаеши бо чудес источник неисчерпаемый, верою притекающим ко святому твоему гробу, Прокопие всеблаженне, моли Христа Бога да спасет души наша. Преподобные Антоний и Феодосий 23 июля (10 июля по церк.кал.) Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале 11-го века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают. Когда он приобрел в своих подвигах большую духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051-ом году. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми прославился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преп. Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Тайная вечеря. Фреска трапезной ц. Санта-Мария делле Грацие, Милан. 1495–1497 гг. Худож. Леонардо да Винчи Развернутое изложение учения католич. Церкви о Е. содержится в «Декрете об армянах», принятом на Ферраро-Флорентийском Соборе (в католич. традиции - «17-й вселенский») 22 нояб. 1439 г. и изданном в составе буллы папы Евгения IV «Exsultate Deo» ( Denzinger. Enchiridion. N 1310-1328). За Е. здесь закреплено 3-е место в ряду 7 таинств. Ее «материей» названы пшеничный хлеб и виноградное вино, смешиваемое с небольшим количеством воды (смешение вина с водой объясняется Господним установлением и тем, что так лучше изображаются Страсти, согласно Ин 19. 34; вообще же, об обязательности добавления воды в вино говорится подробно по той причине, что у армян таинство совершается на неразбавленном вине). «Формой» таинства являются установительные слова Спасителя. Священник совершает таинство in persona Christi. В таинстве «превращаются (convertuntur): субстанция хлеба - в Тело Христово, а субстанция вина - в Кровь». Под видами хлеба и вина и в каждой частице содержится весь Христос. Плодом таинства является единение человека и всего народа со Христом. Оно увеличивает благодать в тех, кто достойно его принимает, и способствует возрастанию в добродетели (см.: DTC. Vol. 5. Col. 1324-1325). В «Декрете об унии с греками», составленном 28 июня, подписанном 5 июля и опубликованном 6 июля в папской булле «Laetentur caeli», о Е. говорится только то, что она совершается священником на пшеничном хлебе - безразлично, квасном или пресном (выбор хлеба зависит от того, принадлежит ли священник к визант. или же лат. обряду - Denzinger. Enchiridion. N 1303). Дискуссию на Соборе вызвал вопрос о времени освящения Даров: латиняне указывали на установительные слова, греки (в первую очередь свт. Марк Эфесский) - на эпиклезу; офиц. решения по этому вопросу Собором принято не было (см.: DTC. Vol. 5. Col. 1324). В «Декрете о яковитах», опубликованном 4 февр. 1442 г. (по флорентийскому стилю - 1441) в составе папской буллы «Cantate Domino» (см.: Ibid. Col. 1325-1326), говорится, что «никоим образом не следует сомневаться в том, что после сказанных священником слов освящения Тела с намерением совершить произнесенное, незамедлительно [субстанция хлеба] пресуществляется в истинное Тело Христово» ( Denzinger. Enchiridion. N 1352).

http://pravenc.ru/text/351651.html

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИГОРЬ (ГЕОРГИЙ) ОЛЬГОВИЧ († 1147, Киев), блгв. кн. киевский (пам. 5 июня, 19 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123218.html

1293 Основанием этому служит и указание летописи, что в 1421 году, по случаю большого разлития Волхова, «у Воскресения в Людине конце пели тольку на полатех.» Новг. I лет. стр. 109. 1295 Лет. в 4-ку писан в царствование Императр. Екатерины II. Ср. Ист. разгов. о древн. В. Новгорода, где на стр. 33 основание церквей Вознесенской и Петропавловской отнесено также к 1092 г. Подобн. обр. время значится и по клиров. ведомостям и по надписи на раке пр. Харитины. 1301 В рукописном сказании о преп. Харитине, находящемся также у ее раки, она названа настоятельницею Петропавловского монастыря, в котором приняла на себя иноческий образ. 1302 В Новг. II лет. под 1572 год. на стр. 172 сказано, что в этом году июля 16 «горело в Никитском запольи у Рождества Христова два двора пустых, и тут был царь православный Иван Васильевич всея Руси». 1303 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 692. Следы бывшего Сокольницкого монастыря доселе очень заметны. 1309 Кроме Донского, строителями храма записаны в синодике: «Андрей, Геронтий, Константин, Вениамин, Кирилл, Трифон, Аркадий, Иосиф, Варлаам, Павел, Харитон, Онуфрий и Александр.» 1312 Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI, стр. 285. Соф. Врем. II стр. 363. Львов. лет. относит это к 1535 году. См. Т. III стр. 390. Устав общежития был уже введен в Никольском монастыре в XII веке. Новг. III лет. стр. 215. 1314 Новг. II лет. стр. 140. В той же летописи о скудельницах упоминается под 1570 и 1571 год. стр. 164 и 166. 1318 Снегирева – Русские в своих послов. ч. III стр. 127. Быт Русского народа А. Терещенки 1848 г. ч. VI. Отд. V, Семик, стр. 144 и 150. 1320 Ист. Росс. Иерарх. ч. V, стр. 694–699, где напечатаны две жалованные грамоты царя Алексея Михайловича. 1321 Сказание о роде князей Долгоруковых стр. 237 и след. над казненными две каменные гробницы без надписей. 1322 Доселе остаются в целости, приложенные Долгоруковым: икона Знамения пресв. Богородицы в серебряном окладе, евангелие, сосуды, подсвещник, кадило, блюдо – серебряные, плащаница, подризник и требник с надписью князя Михаила Ивановича. Но в Ист. Росс. Иерарх. (ч. V, стр. 693) неверно выставлена создательницею храма сестра князя Ивана Алексеевича княжна Екатерина Алексеевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Иконе Божией Матери «Петровская», написанной святителем Московским Петром, исполняется 700 лет 18 июля 2006 г. 13:34 Икона Божией Матери «Петровская», 700-летие которой Русская Церковь отмечает в этом году, была написана святителем Петром, митрополитом Московским († 21 декабря 1326 г.), в 1306-м, в бытность будущего владыки еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения Ратской обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 декабря 1306), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, отправился с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию (1303-1311). По преданию, во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр, который пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России, сначала доставил икону во Владимир. В 1325 году по просьбе Иоанна Калиты он перенес митрополичью кафедру в Москву, что имело важное значение для церковно-государственного становления Руси. Петровскую икону как великую святыню поместили в Успенском соборе Московского Кремля, где она пребывает и ныне. Перед иконой Богоматери Петровской молился великий князь Иоанн Васильевич III. Её брал с собой вместе с Владимирской и Донской иконами патриарх Иов, когда хотел убедить Бориса Годунова принять царство. С Петровской иконой Богоматери в 1613 году отправился рязанский архимандрит Феодорит в Кострому к Михаилу Фёдоровичу Романову для призвания его на царство. Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/126683.htm...

1288 Deutscher Protestanten verein, Berliner Unionsverein, Kirchlich-liberaler Zentralwahlverein n Evangelischer Leienbund. 1290 См, напр. Berliner Local-Anzeiger от 24 июля 1911 г., а также Chronik der Christe. Welt. 1911. 32. 1292 Дело Гейна подробно изложено в Protestantenblatt. 1912, 8 и 21 Beiblatt; здесь достаточно вкратце коснуться этого дела. См. также Die Reformation, 1912, 9. 10 и 11. 1294 Под Heilstatsachen протестанты разумеют чудесные события в жизни Господа, направленные к нашему спасению, начиная от рождения от Св. Духа и Девы Марии и кончая вознесением на небо. 1296 Как известно, либеральное протестантское Богословие предпочитает – в отношении подлинности – первые четыре послания Ап. Павла Евангелиям. 1297 Гейн в своем объяснении указывает, между прочим, на то, что Reingold Seeberg и Bernhard Weiss, два известных Берлинских ученых богослова, подписавшихся под протестом, сами во многих пунктах отступают от церковного учения, напр. о зачатии Иисуса Христа от Духа Святого (Weiss, Religion) о явлении воскресшего Христа ученикам (Weiss, Leben Jesu, I Auflage, 2 Band. S. 603: des Neuen Testamen tes, S. 143; Seeberg, Religion und Geschiehte, II, S. 30, 127:130), Seeberg. ibidem, S. 236, о вознесении Иисуса Христа (Weiss, Religion des N. T. S. 186) и пр. 1303 Дело Трауба подробно изложено в «Christliche Freiheit» 1912, 16 и 37; см. также «Chronik der Christlichen Writ», 1912. 39. 1305 Во время судебного разбирательства обвиняемому поднесен был от его прихожан благодарственный адрес, в котором восхваляется его деятельность и упоминается, между прочим, о том, что, благодаря его пастырскому воздействию, многие из неверия обратились к церкви. Chronik der Chr. Welt. 1911, 46. 1307 Evangelisch-Kirchlicher Anzeiger von Berlin, 1911, 32; мы, кроме того, пользовались брошюрой М. Rade «Jatho und Harnack» Tübingen. 1911, так как в этой брошюре помещен текст лекции проверенный и одобренный самим Гарнаком. 1312 Вот краткие сведения о жизни и деятельности Джоберти: Джоберти родился 5 апреля 1801 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1302 Поместный Собор проходил в Москве в течение трех сессий с 15 августа 1917 г. по 20 сентября 1918 г. Всего было проведено 170 заседаний. 1303 ВЦИК (ВЦИКС). Употребление в документах 1918 г. аббревиатуры «ВЦИКС» наряду со «ВЦИК» отражало особенности организации новой власти после революции – власти Советов. Впервые мысль о необходимости передачи власти от Советов к власти большевиков прозвучала в марте 1918 г. на съезде РКП(б), а летом 1918 г. трения между советскими и партийными органами усилились (в том числе из-за многопартийности Советов). С середины 1918 г. в стране начала складываться однопартийная система, хотя некоторые партии продолжали существовать до середины 1920-х гг. 1304 Отголоски особого мнения наркома по просвещению А. В. Луначарского по данному кругу вопросов можно проследить в тексте его выступления в протоколе 5-го заседания Государственной комиссии по просвещению от 24 августа 1918 г., посвященного проблемам духовных учебных заведений (Док. VI 1.55). 1305 Имеется в виду V Всероссийский съезд Советов. Проходил в Москве 4–10 июля 1918 г. Съезд принял первую Конституцию РСФСР, законодательно закрепившую преобразования в стране, произведенные большевиками в течение первого года нахождения у власти. 1311 5 августа 1918 г. постановление Президиума ВЦИК было направлено на заключение в Наркомпрос (ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 93. Д. 176. Л. 32). 1313 На заседании Президиума ВЦИК от 4 сентября 1918 г. было решено отклонить просьбу Наркомпроса о предоставлении ему помещений бывшей Духовной семинарии (ГА РФ. Ф. Р-1235. Оп. 93. Д. 176. Л. 45). 1317 Аналогичное письмо было послано в отдел школьной политики Наркомпроса председателем коллегии единой школы В. М. Познером 3 июня 1918 г. 1320 Крестовоздвиженский собор в г. Петрозаводске был построен на месте деревянной Крестовоздвиженской церкви на средства купца М. П. Пименова и других жертвователей. Освящен в декабре 1852 г. После октября 1917 г. оставался одним из двух действующих храмов города. В конце 1930-х гг., после ареста духовенства храма, богослужения в нем совершались «мирским чином». Закрыт летом 1941 г. Во время оккупации Петрозаводска финнами (1941–1944) богослужение в храме было возобновлено, после освобождения города храм был закреплен за верующими как действующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010