Святой Прокопий носил в руке три кочерги, причем, было замечено, что когда он держал их опрокинутыми, то это предвещало неурожайный год. Блаженному Прокопию было открыто Ангелом время его кончины. В благодарность об этом откровении он перед смертью пошел к устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю и помолился у ворот обители. Затем блаженный Прокопий отошел от ворот, лег на землю и, сложив крестообразно руки на груди, мирно отошел ко Господу. Кончина праведного Прокопия последовала в глубокой старости 8 июля 1303 года. Согласно желанию блаженного, его тело было предано погребению на берегу реки Сухоны, близ соборного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Камень, на котором блаженный Прокопий любил подолгу молиться, был украшен изображением его лика и положен над его гробом. На месте преставления блаженного была возведена часовня, в которой находилась икона с изображением святого. В 1471 году в Великом Устюге, на месте погребения праведного Прокопия, был построен храм – благодарность за молитвенную помощь блаженного, спасшего устюжскую дружину от опасной болезни в Нижнем Новгороде. Святой Прокопий являлся тогда многим дружинникам с обещанием исцеления от страшной болезни, если они дадут обет построить над его могилой храм. Храм был освящен во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Этот храм сгорел 1 августа 1490 года от молнии. В 1495 году также ратными людьми был построен новый храм, освященный во имя блаженного Прокопия, так как к тому времени святость праведного Прокопия была засвидетельствована многими чудесами. Тогда же установлена гробница над его могилой. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля. По молитвенному ходатайству блаженного многие, обращавшиеся к его молитвенной помощи, получали исцеление от различных болезней. Житие блаженного Прокопия написано около 1500 года. В Иконописном подлиннике о блаженном Прокопии сказано: «Подобием средовек, власы на главе русы и терховаты, брада аки Козмина, риза на нем дикобагрянная, с правого плеча спущена, в руке три кочерги, на ногах сапоги раздранные и персты видны, колени голы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. праведный Прокопий был немец из  города Любека.  С немецкими купцами он приехал  в Новгород  и принял Православие в Хутынском монастыре. Оттуда он переселился в Великий Устюг и начал юродствовать. Целыми днями он бродил по городу, а по ночам молился. Его друзьями были архимандрит Киприан, настоятель Архангельского монастыря (память его 29 сент.), и правитель города Иоанн с супругой своей Марией. Этот Иоанн был татарин и раньше был баскаком, то есть собирателем податей. Однажды народ, раздраженный против татар, чуть не убил его. Спасла его девица Мария. Иоанн крестился и женился на ней. Это была истинная христианская супружеская чета, и весь город чтил их за добродетели, и их могила почиталась до наших дней. Св. Прокопий часто посещал их, но всегда отказывался переночевать. Раз блаженный поклонился трехлетней девочке и сказал ей: «Се мать великого святого!» Она была будущей матерью святителя Стефана Пермского, просветителя зырян (память его  26  апр.). Незадолго до кончины св. Прокопий стал проповедовать покаяние. Народ внял его проповеди и исправил свою жизнь. Вскоре зловещие черные тучи сгустились над городом. Народ в ужасе столпился в соборе. Блаженный Прокопий стоял в напряженной молитве перед особо чтимой им иконой Благовещения Пресвятой Богородицы (впоследствии она находилась под именем Устюжской в московском Успенском соборе). Слезы текли по его лицу. И вдруг, как бы в ответ на молитву его, от святой иконы истекло миро. Все присутствовавшие почувствовали облегчение. В это время страшная туча медленно прошла над городом и в 20 верстах от него, в пустынном месте, разразилась обильным каменным градом. Город же остался невредимым. Св. Прокопий скончался 8 июля 1303 г. у врат Архангельского монастыря. В этот день выпал обильный снег. На могилу его положили камень, на котором он любил сидеть на берегу Сухоны, молясь за проходящие мимо лодки и суда. Почитание его началось вскоре, а в XV в. один пришлец поставил над могилой его часовню, которая в 1471 г., в благодарность за прекращение повальной болезни, была заменена  каменной церковью.  С тех пор начались, по молитвам св. блаженного Прокопия, многие чудеса. Были исцелены окольничий Вел. князя — князь Владимир, Пантелеймон — слуга одного боярина, священник Доримедонт и другие лица. Были и явления св. угодника Божия. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Но те не хотели им верить. Тогда, возвратившись домой, мать сама стала копать землю в указанном месте. К ней присоединились и другие, но ничего не могли найти. Наконец, когда стала копать сама отроковица Матрона, образ Пречистой Богородицы был найден и извлечен из земли. Икона была с великою честию отнесена в церковь и прославилась чудотворениями Тропарь, глас 4: Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающым. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси божественный покров рабом Твоим. Кондак, глас 8: Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящыяся рабы Своя. В этот же день память праведного Прокопия Устьянского. В этот же день преставление праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, в 1303 году. Память 9 июля Память святого священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос «явился на земле и обращался между людьми» (Варух.3:38), совершая чудеса в Иерусалиме и во всех окрестных странах и городах. Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его преславных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим, юным Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми Апостолами Христовыми, более же всего с святым верховным Апостолом Петром с этого же времени и юноша Панкратий стал известен святому Петру. Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием Его сладких речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за коими последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из Апостолов — это было раньше, чем прибыл туда святой Петр и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу, Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

  Тропарь, глас 4: Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающым. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси божественный покров рабом Твоим.   Кондак, глас 8: Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу, скорой помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящыяся рабы Своя.   В этот же день память праведного Прокопия Устьянского.   В этот же день преставление праведного Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, в 1303 году. Память 9 июля Память святого священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился в то время, когда Господь наш Иисус Христос «явился на земле и обращался между людьми» (Варух.3:38), совершая чудеса в Иерусалиме и во всех окрестных странах и городах. Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его преславных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим, юным Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми Апостолами Христовыми, более же всего с святым верховным Апостолом Петром [ 1 ]; с этого же времени и юноша Панкратий стал известен святому Петру. Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием Его сладких речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за коими последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из Апостолов — это было раньше, чем прибыл туда святой Петр и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу, Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И придя в Киев, разбил всех идолов: Перуна, Хорса, Дажбога и Мокошь, и всех прочих кумиров. 1296 Потом созвал весь народ и повелел им всем креститься. Назначил им день, сказав: «Кто утром не окажется на реке, тот мне враг». И пришел на Почайну-реку 1297 народ всякого возраста, мужчины, и женщины, и дети. Взрослые стояли в воде, одни по пояс, а иные – по шею, другие ходили в воде, а пресвитеры, стоя на берегу, читали молитвы, как над крестимыми. С того времени называется это место святым, там, где ныне стоит церковь Петрова, 1298 и тот был первым ходатаем нашего спасения. А Владимир, воззрев на небо, помолился за христиан, говоря: «Взгляни на этих новообращенных людей, и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, и утверди в них правую веру, и мне помоги, Господи, против врагов, чтобы, надеясь на Твою державу, одолел козни его (диавола)». 1299 И приказал людям возводить церкви во всех городах, а сам построил церковь святой Богородицы на диво. Через несколько лет преставился к Богу 15 числа месяца июля. Тело его положили в церкви святой Богородицы, которую он сам построил. И оплакивал его весь народ: бояре как отца, люди как заступника, сироты как помощника, вдовицы и нищие как покровителя и кормильца. Как сможем мы по достоинству восхвалить тебя, сделавшего дело, равное апостольскому? Хвалит Римская земля Петра и Павла, Азия – Иоанна Богослова, Египетская – Луку, а Греческая – Андрея, 1300 вся же Русская земля тебя, Владимир, как Господня апостола. Песнопениями память твою празднуя, венец похвал приносим тебе, говоря: Радуйся, Владимир, 1301 принявший награду от Вседержителя Бога! Радуйся, святой глава, вождь и учитель наш, с которым освободились от тьмы и узнали свет! Радуйся, честное древо из самого Рая, от которого вырастило нам святые побеги – святых мучеников Бориса и Глеба, от которых ныне питаются сыны Руси, принимая исцеление болезней! Радуйся, работник веры Христовой, ты разорвал терние лжи и разрушил, 1302 вспахал крещением всю землю и насеял ее святыми книгами, от которых сыны Руси пожинают полезные снопы 1303 покаяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того Прокопий стал юродствовать и юродством закрывал от людей обильную благодать, обитавшую в нем. Он носил в руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток хлеба. Блаж. Прокопий преставился старцем, в 1303 году, у ворот обители Архистратига Михаила. Согласно с его желанием, тело его похоронили на берегу р. Сухоны, близ соборной Успенской церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его, а на месте кончины поставлена часовня. Местное почитание св. Прокопия началось со дня его кончины. Храм во имя его построен в Устюге в 1495, а всеобщее празднование его память в 8 день июля утверждено Московским Собором 1547 года. Мощи прав. Прокопия почивают под спудом в храме, посвященном его имени. Наружность блаж. Прокопия в Подлиннике описывается так: «Подобием средовек (средних лет, а по другому Подлиннику: стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т.е. длинная); рубище дико-багряное, с праваго плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колени голы» (Буслаева «Очерки словес. и ист». кн. II, стр. 428. Филарет, Р. Св., июль, стр. 54 и след. Верюжский, 61–85. Рассказы из Ист. Р. Церкви стр. 133–134). Житие блаж. Прокопия, по отзыву В.О. Ключевского , составлено из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи и разделенных хронологическими противоречиями. Это ряд легенд, сложившихся из различных местных воспоминаний, независимо одна от другой и неподвергнутых в житии искусной обработке. Рассказ о страдании Прокопия во время мороза, по словам биографа, записан со слов юродивого отцем Стефана Пермского, Симеоном (Ключевский, стр. 277). 296. Святый и блаженный Иоанн иже Христа ради юродивый, преставися в лето 7002 месяца маия в 29 день Близ старого Усюга (Гледена), за р. Сухоною, в с. Пухове у благочестивых и зажиточных поселян Саввы и Марии родился сын Иоанн; здесь же еще с юных лет начал он отличаться жизнию строгою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Статью Симеоновской летописи 6815 г. принято датировать по ультрамартовскому стилю, т.е. 1306/07 г. 254 . Но последнее ее сообщение – о смерти митрополита Максима – говорит о событии, имевшем место в декабре 1305 г. 255 . Поэтому правомерно поставить вопрос – не относятся ли и предшествующие события к 1305 г.? 256 В первом из известий, помещенных под 6815 г., обращает на себя внимание, что ничего не сказано о самом походе или поездке Юрия в Рязань, а упоминается только его возвращение. Этой неувязки не будет, если признать, что речь идет о возвращении Юрия через Рязань из Орды (про отъезд в которую говорилось выше, под 6813 г.). Но Юрий возвращался из Орды не в 1306, а в 1305 г., так как Михаил тогда ходил на Москву «на князя на Юрья». В этом случае следует предположить, что события, распределенные между статьями 6814 (возвращение Михаила с ярлыком на великое княжение и его поход к Москве) и 6815 гг., являют собой перечень происшедшего в конце 1305 – начале 1306 г. (перечень, возможно, сложившийся в результате компиляции сведений двух источников – московского и тверского). «Таирова рать» тогда – это действия приданного возвращающемуся с ярлыком Михаилу татарского отряда во главе с ханским послом. Скорее всего, Юрий, уехав из Орды ни с чем, задумал сопротивляться стремлению Михаила овладеть Переяславлем и постарался заручиться поддержкой рязанских князей – Ярославичей (которым в 1300 г. помог его отец). Ответом Михаила стал поход на Москву вместе с татарским послом, в результате которого Юрию пришлось поступиться Переяславлем. Однако в последующие годы Юрий предпринял попытку спорить с Михаилом за княжение в Новгороде Великом: в 1307 г. Михаил с Юрием воевали по поводу новгородского княжения 257 , а окончательно великий князь сел в Новгороде только 14 июля 1308 г. 258 . После этого он еще раз ходил походом на Москву. По-видимому, теперь Михаил рассчитывал окончательно сокрушить своего соперника и, возможно, посадить на московский стол одного из отъехавших в Тверь братьев Юрия 259 . Но бой у стен Кремля 25 августа 1308 г. («на память святого апостола Тита») не принес Михаилу успеха 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скончался св. Прокопий в 1303 г. Мощи его почивают под спудом в соборе. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в память явления ее, В 1579 г. в Казани, взятой у татар Иоанном Грозным, Пресвятая Богородица явилась во сне одной девице – Матроне и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила сон обыкновенной детской грезой. Сон повторялся еще дважды и с угрозой наказания за непослушание. Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда, 8 июля, обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона – икона была найдена. Она была обвернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто бы недавно была изображена. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь . Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Впоследствии было еще несколько явлений икон-списков с Казанской: Тобольская, находящаяся в Тобольске, в кафедральном соборе. Она впервые прославилась спасением горожан от угрожавшего голода; Каплуновская, явившаяся в 1689 г. в сельце Каплунове, Харьковской епархии, которая прославилась помощью императору Петру Великому на войне со шведами под Полтавой; Нижнеломовская, явившаяся в 1643 г. на источнике, в двух верстах от Нижнего Ломова, Пензенской епархии; Карповская, в 1725 году перенесенная из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь; Коташинская, явившаяся в 1622 г. которая находится в Коташинском монастыре, Черниговской епархии; Вознесенская, сохранившаяся невредимой во время пожаров в 1689 и 1791 г. находится в Московском Вознесенском женском монастыре; Павловская, находящаяся в селе Павловском, Московской епархии; Иркутская – в соборном храме в городе Иркутске; Каргопольская, – в Каргополе, в 1714 г. ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы; Ярославская – в женском монастыре в г. Ярославле, впервые прославившаяся чудотворениями в XVI и XVII столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

По желанию граждан Устюга Великого, Киприан избрал место при озерах, за острожною осыпью, для построения святой обители и поставил себе малую келью. А потом, в 1212 году, там же, у места, называвшегося Черным Яром, построил иждивением доброхотных дателей две деревянные церкви: Введения Богоматери и Святого Архистратига Михаила, и обнес их кельями. «Тогда, – говорит летописец Устюжский, – некоторые и жительство свое начали оттоле с Киприаном вкупе препровождати. Он же все свое наследственное имение, села, деревни, пашенную и непашенную землю приложил к тому... и наречен бысть начальник тоя святой обители. В лето 1276 сентября в 29 день, в субботу, в 6 часу дни, преставился сей Архангельского монастыря начальник, монах Киприан, и погребен в том же монастыре, близ святых врат, а по времени над гробом его создана каменная церковь в честь Преполовения Господня; гроб же его внутрь церкви за левым клиросом при стене, и над ним устроена гробница, которая доныне всеми видима». Монастырь Киприанов украсился впоследствии каменными храмами и зданиями: имеет ныне 5 церквей, из коих соборная – во имя Архангела Михаила. В 1737 г. учреждена там семинария. Тропарь и Кондак общие. Житие Прокопия Устюжского 77 Христа ради юродивого, чудотворца Память его празднуется месяца июля в 8-й день † 1303 В первой половине XIII века, во дни славы и могущества Новгорода, когда вольные его жители, обогащаемые выгодною торговлею с Ганзейскими городами, с уверенностью говорили: «Кто против Бога и Великого Новгорода?» – в числе заморских торговых гостей, приезжавших ежегодно во множестве, прибыл однажды в Новгород с богатым грузом товаров немецкий купец Прокопий. Какого он был рода и племени и из какого города – неизвестно. Без всякого сомнения, ему, подобно другим его товарищам, и на мысль не приходило долго пробыть, а тем более остаться навсегда в суровой и холодной России. Все его мысли и желания, вероятно, были сосредоточены единственно на том, чтобы дороже продать свои товары, набрать на них побольше дорогих мехов и новгородских рублей и поскорее возвратиться на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неверием этим дается нам знать, что тогда были игумены, которые позволяли себе прибегать к «затейным» чудесам для той цели, которая указывается в сказании о прославлении мощей, именно-для своего обогащения. 35 . Савва Вишерский, основатель Савво или Саввино – Вишерского монастыря, который находится в 7-ми верстах от Новгорода, на реке Вишере, скончавшийся около 1460-го года. В самом непродолжительном времени после кончины преп. Савва явил себя чудотворцем, исцелив от болезни игумена своего монастыря, и когда донесено было о сем архиепископу Новгородскому Ионе († 5-го Ноября 1470-го года), то архиепископ, пришед в монастырь и у гроба блаженного быв и молебная совершив, «повеле образ святого написати на иконе, также и канон и прочая во славу превеликому и чудному Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прославляющему и по преставлении святая своя» 126 , т. е. установил местное празднование преподобному в монастыре. Память 1-го Октября 127 . 36 . Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, по свидетельству очень мало надежного жития его скончавшийся в 1303-м году, по на самом деле, как кажется, живший гораздо позднее, – в конце XIV – начале XV века. Его почитание началось по частной инициативе. Пришедший в Устюг с Москвы в 1458-ы году один «нищий человек» заказал написать образ его и, построив над могилой его малую часовню, поставил в последней написанный образ на поклонение приходящим. К этому самоволию пришельца Устюжские соборные священники и диаконы отнеслись враждебно: они прогнали нищего, разметали часовню и скрыли образ Прокопия. Но в 1471-м году Устюжские ратные люди, испытавшие во время похода в великокняжеском войске под Казань благодатную помощь Прокопия, построили над его могилой церковь во имя его, с какового времени, по свидетельству его жития, и начал быть празднуем в Устюге честно и торжественно праздник его месяца Июля в 8-й день 128 . В житии не говорится, чтобы праздник был установлен епархиальным архиереем, каковым был архиепископ Ростовский, но это необходимо подразумевать, ибо без архиерея не могла быть освящена церковь (и духовенство Устюжское, незадолго пред тем разметавшее часовню под гробом Прокопия, конечно, не позволило бы себе и мирянам такого весьма большего своеволия, как формальное провозглашение умершего за святого и установление ему настоящего празднования) 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010