Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ V (ок. 1250, Вилландро (совр. деп. Жиронда, Франция) - 20.04.1314, Рокмор (совр. деп. Гар, там же); до избрания папой - Бертран де Го), папа Римский (с 5 июня 1305), канонист. Происходил из знатной гасконской семьи. У его отца Беро де Го, сеньора Вилландро, Грайана, Ливрана и Юзеста, и матери Иды де Бланкфор было 11 детей (из них 4 сына); впосл. участие К. в судьбе племянников (их было более 20) дало основания для обвинений в непотизме . Бертран де Го получил хорошее образование: он учился в монастырской школе ордена гранмонтенсов в Деффесе (близ г. Ажен), изучал свободные искусства в ун-те Тулузы, каноническое и гражданское право в лучших правовых школах того времени - в Орлеане и Болонье. Впосл., став папой, он даровал этим учебным заведениям значительные привилегии (Regestum Clementis. 1882-1895. N 332-333, 360, 4056, 5272, 5274-5275): так, школа права в Орлеане была преобразована в ун-т (22 апр. 1309); мн. преподаватели, у к-рых он учился, получили бенефиции, одного из них, Пьера де Ла Шапель-Тайфера, в 1305 г. он возвел в кардинальское достоинство. О раннем этапе церковного служения Бертрана де Го известно мало. Благодаря семейным связям он получил церковные бенефиции; известно, что до 1289 г. он был каноником в Ажене. С 1285 г., как подданный англ. кор. Эдуарда I (Гасконь еще не вошла в состав Французского королевства и переходила от Англии к Франции), стал доверенным лицом (прокурором) короля Англии, вел его судебные дела (это были гл. обр. апелляции из Гаскони) в Парижском парламенте, верховном суде Французского королевства. Ок. 1289 г. Бертран де Го обратился к королю Англии с прошением предоставить более доходный бенефиций в награду за труды и успешное ведение дел. В дар от короля он получил 200 «бордоских монет» и ежегодную пенсию в 100 турских ливров. Впосл. именовался королевским клерком ( Denton. 1968. P. 304, 309). Вероятно, вскоре (до 1294) он получил должность каноника соборного капитула в Бордо, был ризничим кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Троицкий И. Е. Указ. соч. – С. 160. Одна современная исследовательница так характеризует смуты, вызванные данным расколом: “После разрыва Лионского соглашения, вызвавшего ненависть всех и этим обеднившего противоборствующих, вновь на политическую арену выступили сторонники свергнутого патриарха Арсения, долгое время пребывавшие в тени в общем потоке антилатинской борьбы. Сперва они выступали против удаления Арсения и вступления на патриарший престол Иосифа (1266–1275 и 1282–1283). Когда Иосиф снял отлучение с императора Михаила, приверженцы Арсения (арсениты) не хотели признать этого и избегали всякого общения с иосифитами. При следующем патриархе Иоанне XII Векке (1275–1282) церковные раздоры не прекратились. Арсениты продолжали волноваться, несмотря на смерть Арсения в 1273 г. Так как Иоанн Векк был сторонником унии, то вся ярость их обрушилась на него, и он отрекся от патриаршего престола. Андроник II возвратил на патриаршество престарелого Иосифа, но тот вскоре умер. Арсениты же считали, что он узурпировал патриарший престол и требовали его осуждения. Императору и новому патриарху Григорию II Кипрскому (1283–1289) пришлось в 1284 г. созывать специальный церковный собор в Андромиттии для примирения боровшихся группировок. Собор постановил сжечь полемические сочинения арсенитов и иосифитов, чтобы примирить эти противодействующие православные партии. Предпринятая попытка, хотя отчасти удовлетворившая интересы арсенитов (в столицу были перенесены останки Арсения), успеха не имела. При вступлении на патриарший престол в 1289 г. Афанасия I борьба арсенитов, иосифитов и григоритов, требовавших восстановления репутации своих кумиров, продолжала беспокоить Церковь , подрывая ее единство. Хотя Афанасий ничего не имел против самих патриархов Арсения, Иосифа и Григория, он возмущался поведением их сторонников, желавших, по его мнению, чтобы «битвы и беспорядки правили миром, ибо они совсем вытеснили Бога из своих сердец из-за дьявольской вздорности» (Аф. 34.27–30)”. – Лобова Л. Ю. Состояние византийской Церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия/Античная древность и средние века. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1997. – С. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

То, что в критический момент истории патриархат находился в руках монашеской партии, привело к важным политическим и идеологическим последствиям. Влияние монашества было связано не только с победой исихастов в 1347 году, но и с реакцией общественного мнения на деспотическую политику императора Михаила VIII (1259–1282 гг.), который поставил патриархом «униата» Иоанна Векка и таким образом косвенно способствовал росту нравственного престижа монашеской партии, сопротивлявшейся этому назначению.   Во всяком случае, именно личность патриарха Афанасия I (1289–1293, 1303–1309 гг.) показывает возросшее влияние монашества в жизни византийского общества, с одной стороны, и служит образцом исихастских патриархов конца того же столетия, с другой.   Суровый аскет, Афанасий взошел на патриарший престол с целой программой реформ, которые сделали его непопулярным в некоторых кругах, но обнаружили личную ревность патриарха в защите бедноты, устоев церкви и нравственных принципов в социальном поведении. Целиком разделяя монашеский идеал духовности, он усилил дисциплину в монастырях и насаждал нестяжание. Строго следя за церковным порядком, он заставил вернуться в свои епархии многих епископов, которые под разными предлогами прозябали в столице.   К сожалению, мы мало знаем о его русской и балканской политике, потому что реестр актов его патриаршества не сохранился, известно, однако, что в его правление была пересмотрена иерархия митрополичьих кафедр и созданы новые кафедры, в том числе отдельная Галицкая митрополия, не зависящая от «Киева и всея Руси».   Но точные причины и обстоятельства этого события неизвестны. Более того, принимая политическую идеологию империи и выражая величайшее почтение к «божественному величию» Андроника II, не отрицая традиционной власти императора в сфере церковного управления, патриарх Афанасий потребовал от него прямого исполнения велений православия и повиновения церкви. Возвратившись на патриарший престол в сентябре 1303 года, он заставил Андроника подписать обещание «не только охранять совершенную независимость и свободу церкви, но и рабски повиноваться ей, подчиняться каждому ее справедливому и богоугодному требованию».   Афанасий, человек во многих отношениях твердый и непреклонный, не был «экстремистом»: будучи ярым противником «арсенитов» — «ревнителей» из монахов, которые не признавали низложения патриарха Арсения и отрицали всех его преемников как поставленных незаконно, — он выражал симпатию не только самому Арсению, но и Григорию Кипрскому (1263–1289 гг.), «гуманистические» порывы которого были общеизвестны.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Виталий Иосифов 1885–1890. Иероним Экземплярский 1890–1894. Александр Богданов 1894–1898. Георгий Орлов 1898–1902. Димитрий Ковальницкий 1902–1903. Иннокентий Беляев 1903–1909. Кирилл Смирнов 1909. Козловское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869. (С 25 окт. 1869 г. было вакантно). Нафанаил Троицкий 1904–1908. Григорий Яцковский 1908. Тверская, учр. в 1271 г. Кафедра в Твери Епископы Тверские: Симеон еп. Полоцкий 1271–1289. Андрей кн. Ерденев 1289–1315. Варсонофий 1315–1328. Феодор I 1330–1341. Феодор II 1342–1360. Василий 1361–1372. Евфимий Вислен 1374–1390. Св. Арсений 1390–1409. Антоний 1411–1434. Илия 1434–1457. Моисей 1458 – 1461. Геннадий Кожа 1461–1477. Вассиан кн. Сгригин-Оболенский 1477–1508. Нил (грек) 1508–1521. Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567. Св. Варсонофий 1567–1570. Савва 1570–1573. Феодорит 1573–1578. Архиепископы: Захарий 1578–1602. Еп. до 1589. Феоктист 1603–1609. Арсений (грек) 1613–1615. Пафнутий 1620–1627. Евфимий 1628–1642. Иона 1642–1654 . Лаврентий 1654–1657. Иоасаф (Иосиф) 1657–1676. Симеон (Симон) 1676–1681. Варсонофий Чертков-Еропкин 1681. Митр. Сергий 1682–1702. Каллист Поборский 1703–1712. Епископы и Архиепископы: Алексий Титов 1713–1714. Варлаам Косовский 1714–1720. Сильвестр Холмский 1720–1723. Митр. Феофилакт Лопатинский 1723–1738 Архп. с 1725. Митрофан Слотвинский 1738–1752 Архп. с 1744. Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758. Афанасий Вольховский 1758–1763. Иннокентий Нечаев 1763. Гавриил Петров 1763–1770. Платон Левшин 1770–1775. Архп. Арсений Верещагин 1775–1783. Иоасаф Заболотский 1783–1788 Архп. с 1785. Тихон Малинин 1788–1792. Архиепископы и Епископы: Ириней Клементьевский 1792–1798. Еп. до 1796. Павел Пономарев 1798–1799. Еп. до 1799. Павел Зернов 1800–1803. Еп. до 1801. Мефодий Смирнов 1803–1814. Еп. до 1804. Серафим Глаголевский 1814–1819. Филарет Дроздов 1819–1820. Симеон Крылов-Платонов 1820–1821. Иона Павинский 1821–1826. Амвросий Протасов 1826–1831. Григорий Постников 1831 – 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Патриар. Библ./бывш. св. Саввы 305/XV b. Красносельцев. Материалы. С. 89) и в рук. Ватикан 573 (там же. С. 108). Последний «устав» упоминает лишь, что диакон держит «кадило в десней его руце». Под этим, однако, следует понимать, что диакон держит кадило на одном из пальцев, ибо просто нет другого способа держать одной и той же рукой и св. дискос, и кадило. 512  «Вас», а не «нас» (μν, а не μν), как в современном греческом чине, представляется более правильным. См. нижеследующий этюд о поминовениях. 516  Φουντολης. παντσεις, τ. Β´. Σ. 235; Κογκολης, Οκονμου, Σκαλτσς. Θεα Λειτουργα. Σ. 156–157. 519  Например, в трактате «De Officiis» Пс.-Кодина XIV в. (Verpaux J. Pseudo-Kodinos, Traime des offices. Centre National de la Recherche Scientifique. Париж, 1966. C. 266; цит. в: Taft. Great Entrance. P. 201–202). 524  Подтверждение этому можно найти в одном из вышеупомянутых изданий: БЛ Афин. 1923 (А. Пасхас), предписывая одно общее поминовение, затем добавляет фразу: «Священник поминает по чину» (С. 115). Евхологии и «Иеродиакониконы» до сего дня приводят лишь общее поминовение. Однако эти издания в данном случае не показательны. Первые к концу XIX b. окончательно вышли из практического употребления на литургии, и поэтому богослужебная практика на них никак не влияла. Вторые, как диаконские богослужебные книги, не касаются частных поминовений, которые не произносятся диаконом. 528  Например, «Устав Божественного священнодействия», рук. Греч. Нац. Библ. (XII–XIII bb.), в: Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. Σ. 9, устав из рук. ГИМ Син. 275 (381), датируемый 1289–1311 гг. (Красносельцев. Материалы С. 25), устав в рук Ватикан 573 (там же. С. 108). 529  Рук. 6277–770 Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря (XIV b.), издана в: Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. 531  См. «Устав Божественного священнодействия», рук. Греч. Нац. Библ. (XII–XIII bb.), и «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина в: Τρεμπλας. Α τρες λειτουργαι. Σ. 9; устав из рук. ГИМ Син. 275 (381), датируемый 1289–1311 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 Иоанн IV Ласкарь, годы жизни: 1250–1305.Единственный сын и наследник Никейского императора Феодора II Ласкаря. В 1261 г., в возрасте около 11 лет, лишён зрения Михаилом VIII Палеологом, узурпировавшим таким образом престол, и заточен в крепость Дакивиза. О нём См.: Попов И. Н. Иоанн IV Дука Ласкарь//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 595. 7 Каталонская компания – отряд испанских наёмников, нанятый для борьбы с тюрками в Анатолии (Малой Азии). Каталонцы добились некоторых успехов против тюрок в Анатолии в 1304 г., но их враждебность к местному населению и постоянные грабежи вызвали убийство в 1305 г. их лидера Рожера де Флора, после чего наёмники начали открытую войну против Византии. Каталонский фактор имел огромное значение для внутренней политики Андроника II; См.: Hitchner R. B. Catalan Grand Company//ODB. T. 1. P. 389. 8 См.: Жаворонков П. И. Византийская империя. Исторический очерк. II. Время Палеологов//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 158. 9 Наиболее полное исследование о церковной деятельности свт. Афанасия: Boojamra J. Church Reform; эта же тема изложена достаточно информативно в небольшой статье Э.-М. Тэлбот: Talbot A.-M. The Patriarch Athanasius (1289–1293; 1303–1309) and the Church//Dumbarton Oaks Papers. 1973. Vol. 27. P. 11–28. См. также: Вишняк М. А. Личность святителя Афанасия I, патриарха Константинопольского согласно его житию, составленному Феоктистом Студитом. Магистерская диссертация. Сергиев Посад, 2014. С. 60–76. 11 Литературу по этому вопросу См. в статье: Τρωινος Σ. " Εγκκλιος πιστολ το πατριρχου θανασου Α» πρς τος νεοχειροτονουμνους ρχιερες//ρθοδοξα κα Οκουμνη. Χαριστριος τμος πρς τιμν το οκουμενικο πατριρχου Βαρθολομαου Α». θναι, 2000. Σ. 466. 12 Исчерпывающая монография о социальной деятельности патриарха: Boojamra J. The Church and Social Reform. См. также: Constan telos D. Life and Social Welfare Activity of Patriarch Athanasios I (1289–1293, 1303–1309) of Constantinople//Θεολογα. 1975. T. 46. Σ. 611–625. 13 См.: Макаров Н.А., Гайдуков П.Г., Седов Вл. В., Бейлекчи В.В. Печать Константинопольского патриарха Афанасия из Переславского Спасо-Преображенского Собора//Российская археология. 2015. 4. С. 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Откровенно говоря, Андронику II не везло с патриархами, которых при нем сменилось рекордное количество – десять (учитывая интронизовавшихся дважды). После скорой смерти Иосифа престол занял Григорий II Кипрский (1283 – 1289). Низложенный Векк развернул пропагандистскую кампанию против нового владыки. Так как Иоанн был много образованней Григория, ему удалось обвинить «прожорливого кита, восставшего с берегов Кипра», в невежестве, и тот со стыда оставил кафедру. Новый патриарх Афанасий I (1289 – 1293 и 1303 – 1309) оказался чересчур суров. Он выслал в свои епархии всех провинциальных епископов, наслаждавшихся прелестями столичной жизни, потребовал запретить работу в воскресные и праздничные дни мест излюбленных развлечений народа – кабаков и бань. Кроме того, Афанасий не умел закрывать глаза на факты неблагочестивого поведения столичной аристократии и направо и налево раздавал строгие епитимьи. В припадке ярости он даже написал грамоту об отлучении «за разврат» всех (!) жителей Византии от церкви – эту грамоту позже случайно нашли в тайнике храма св.Софии. В конце концов между двором и патриархом назрел конфликт, и главой константинопольской церкви в 1294 г. стал полуграмотный священник Иоанн XII Косьма. В 1303 г. этот малозначительный патриарх умер, на престол до 1309 г. возвратился не изменивший своих убеждений Афанасий. Полной противоположностью ему оказался Нифонт (1310 – 1314), человек не только совершенно необразованный (не умел своей рукою написать даже букв азбуки), но вдобавок алчный, женолюб и горький пьяница. Терпение василевса лопнуло, когда ему донесли, что патриарх ворует церковное добро – влекомый ненасытной жадностью, высший иерарх православия сдирал с икон драгоценные оклады и продавал их. За такие «художества» Нифонта с позором изгнали, но его преемник – культурный, образованный и спокойный Иоанн XIII Глика (бывший прежде логофетом дрома) скончался всего через четыре года; полуглухой от старости Герасим I (1318 – 1321) и Исайя (1323 – 1332) прославили себя исключительно своими интригами в пользу врагов императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Созвали новый Собор, на котором трактат объявили еретическим. Посчитали также, что Символ Веры «Вселенского патриарха» если и не включает в себя Filioque, то по крайней мере сочувственен латинской редакции. Закончилось все тем, что от патриарха отвернулся царь и самые близкие архиереи. А потому он в 1289 г., добровольно сложив сан, отправился в обитель Пресвятой Богородицы «Одигитрие». Обиднее всего то, что в скором времени Церковь признает его сочинение православным 461 . Как обычно, Господь по-своему наказывает предателей: митрополиты Хил Ефесский и Даниил Кизикский, бывшие соратниками опального Георгия Кипрского, первыми ставшие в ряды его врагов, стали отверженными в глазах всего восточного епископата и императора. Их лишили митрополий и всех доходов с них и оставили жить в столице в нищенском состоянии 462 . Для Восточной церкви и императора это была большая потеря. Георгий Кипрский являл собой образец честной и деятельной натуры, рачителя общего блага. Блестящий богослов, хотя, наверное, уступающий талантом и эрудицией Иоанну Векку, он активно заступался за обиженных и информировал василевса о случаях нарушения закона. В январе 1285 г. патриарх поставил в известность Андроника II о спекуляциях хлебом со стороны придворных вельмож. В другом послании архиерей потребовал от императора принять меры к молодому аристократу, буквально терроризировавшему столицу со своей пьяной компанией. В общем, как Константинопольский патриарх, Георгий Кипрский отвечал всем предъявляемым требованиям, и не случайно Андроник II Палеолог долгое время активно поддерживал своего выдвиженца 463 . Новым Константинопольским патриархом решением Андроника II Палеолога был избран Афанасий (1289–1293, 1304–1311) – монах, с детства подвизавшийся в горах Гана, но совершенно необразованный человек. Он издавна спал на голой земле, не умывался и, наверное, был бы признан «блаженным», не будь вызван на столичную кафедру, где пришлось заняться совсем иными делами. Безусловно, нравственное состояние восточного клира оставляло желать в те годы много лучшего, и обращение внимания нового архиерея на строгость соблюдения канонов вполне обоснованно. Например, желая прекратить постоянные интриги в епископате, он тут же выслал из Константинополя всех провинциальных архиереев в их митрополии, дабы те занимались делом, а не словесами. Кроме того, строгий монах, он без какого-либо послабления решил проконтролировать жизнь и поведение столичных иноков. В результате в скором времени площади и улицы Константинополя очистились от праздно шатающихся иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другими чертами характеризуется церковная партия зилотов, или строгих. Зилоты не хотели делать каких-либо уступок царской власти, когда эта власть домогалась их от Церкви. Они ставили нравственные и религиозные требования выше благоденствия общественного; не только высокопоставленных лиц, но и самих императоров они хотели подчинить строгой церковной дисциплине. Они не боялись столкновений с обществом, с властями, хотя бы эти столкновения вели к смутам и беспорядкам. Зилоты не заботились о личной образованности, не стремились насаждать образование в классе духовенства. Нравственных пастырей Церкви они ставили выше ученых. В своей жизни зилоты отличались не только строгой нравственностью, но и подвижничеством, хотя нередко случалось, что они удовлетворялись благочестием внешним и формальным, не заботясь о развитии и приумножении благочестия внутреннего. К монахам зилоты относились очень благосклонно, часто опирались на них в борьбе со своими врагами и нередко сквозь пальцы смотрели на вопиющие недостатки в иноческой среде. К партии умеренных в последующей (с конца IX в.) византийской истории, могут быть причисляемы, по тем или другим основаниям, следующие константинопольские патриархи: Евфимий (906–911), Феофилакт (933–956), Полиевкт (956–970), Алексей Студит (1025–1043), Михаил Керуларий (1043–1058), Константин Лихуд (1059–1063), Лука Хрисоверг (1156–1169), Василий Каматир (1183–1186), Георгий Ксифилин (1191–1198), Михаил Авториай (1206–1212), Мануил (1217–1222), Герман (1222–1240), другой Герман (1266–1267), Иосиф (1267–1274; вторично 1282–1283), Иоанн Векк (1275–1282), Григорий Кипрский (1283–1289), Иоанн Глика (1316–1319). К разряду патриархов из зилотской или партии строгих могут быть причисляемы следующие лица, так как по тем или другим чертам жизни и деятельности они относятся к этой именно партии: Антоний Кавлей (893–893), Николай Мистик 205 (895–906; вторично 911–925), Василий (970–974), Косма (1143–1146), Феодосии (1178–1183), Арсений 206 (1255–1260; вторично: 1261–1266), Никифор (1260), Афанасий (1289–1293; вторично 1303–1311), Иоанн Созопольский (1294–1303).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

—678— Положение константинопольских патриархов и их нравственный облик в общем не изменились к лучшему и в последние два века существования византийской империи. – Так, образованный, но слабохарактерный патриарх Герман III (1267 г.) в угоду императору склонился на Лионскую унию 941 , его преемник, Иосиф I (1268–1275 г.г.), «непричастный эллинской мудрости», происками занявший кафедру, «умел подходить к сильным правителям» 942 , Иоанн Векк (1275–1282 г.) расположение Михаила Палеолога приобрел главным образом через сочувствие стремлениям императора к унии 943 ; патриархи же Григорий II (1283–1289 г.), Афанасий I (1289–1311 г.) и Иоанн XII (1294–1303 г.), не находя в своей деятельности поддержки у Андроника II (1282–1328 г.), вынуждены были уйти на покой 944 . Если среди дальнейших патриархов последнего периода византийской империи и встречались люди высокой образованности и с истинно-пастырской ревностью (Иоанн Гликис, 1316 –1320 г., Филофей, 1354–1376 г., Нил, 1380–1388 г.) 945 , – их во всяком случае было очень не много 946 . Большей частью кафедра предоставлялась людям, «даже и ногтем не касавшимся эллинской мудрости» 947 , или же нравственно не достойным. Напр., совершенно безграмотный Нифонт I (1311–1315 г.), большой любитель женского общества, конского спорта и пирушек, доходил до святотатства, сдирая и обращая в свою пользу золотые и серебряные оклады с церковных икон 948 . Патриарх Исаия (1323–1334 г.) не находил не совместимым со своим достоинством въехать в столицу в обществе танцовщиц и гетэр, потешавших всех своими плоскими шутками 949 . Патриарха Исидора (1347–1349 г.), ставленника и верного —679— слугу императора Иоанна Кантакузина , один из хронистов XIV века – Никифор Григора – сравнивает «со свиньей, привыкшей барахтаться в грязи» 950 ; в обшем такой отзыв о патриархе подтверждается и его деятельностью. Подобные печальные явления, кажется, вполне удовлетворительно объясняются замечанием того же хрониста: «цари на такое высокое место (как патриаршее) и выбирают таких людей, чтобы эти беспрекословно подчинялись их приказаниям, как рабы, и чтобы не оказывали им никакого противодействия» 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010