Иоанна Дамаскина имеют значительные совпадения: оба богослова считали только Отца единственным началом бытия Святого Духа, утверждали, что Дух является через Сына, видели некоторое вечное непричинное соотношение между Сыном и Святым Духом. У прп. Иоанна мы не видим ярко выраженного учения о воссиянии Святого Духа, а также столь близкого, как у патриарха Григория, приближения к учению свт. Григория Паламы, но приведенные выше цитаты и ссылки дают право говорить о продолжении и развитии идей прп. Иоанна в сочинениях Григория Кипрского. Также отметим, что та интерпретация, которую дал патриарх Григорий словам прп. Иоанна Дамаскина, вызывала бурные дискуссии в византийском богословском сообществе. Особое внимание было уделено этому вопросу во время заседаний богословских комиссий, собранных императором Андроником II Палеологом после смерти Григория с. 1112; 5, с. 127]. В связи с этим актуальной задачей остается изучение рецепции богословской системы Григория Кипрского после его смерти. С дополнительными сведениями по теме влияния творения прп. Иоанна Дамаскина на полемику об исхождении Святого Духа в эпоху патриаршества Григория Кипрского можно ознакомиться в исследовании c. 79-101], также автор касается этого вопроса в других частях данного исследования c. 106, 108, 123, 138, 154].   Литература 1. Мицук В.В. Что Предание Церкви говорит нам об исхождении Святого Духа? Ответ Патриарха Григория//Православный портал «Иисус». [Электронный ресурс.] Режим доступа: . 2. Мицук В.В. Основные идеи богословской полемики патриарха Григория Кипрского против сторонников унии и оппонентов учения о «воссиянии» Святого Духа через Сына//Научный богословский портал «Богослов.Ru». [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://bogoslov.ru/article/6023804 3. Мицук В.В. История споров об исхождении Святого Духа. Период от освобождения Константинополя Михаилом Палеологом в 1261 г. до взятия турками Константинополя в 1453 г. [Электронный ресурс.] Режим доступа: . 4. Троицкий И.Е. Арсений, патриарх Никейский и Константинопольский, и арсениты//Христианское чтение. 1871. 6. С. 1055-1119. 5. Игум. Мартирий (Багин). Григорий II патриарх Константинопольский, 1283-1289: [Канд. дис.]. Загорск. 1990. 6. Pilavakis M. Markos Eugenikos " s First Antirrhetic against Manuel Calecas " s On essence and energy: editio princeps with introduction and commentary. King " s Colleg, University of London. 1987. 7. Sopko A.J. Gregory of Cyprus: A Study of Church and Culture in Late Thirteenth Century Byzantium. King " s College, London. 1979. 8. Papadakis A. Crisis in Byzantium. The Filioque Controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283-1289). Fordham university press. New York. 1983. Printed by Cultura Press. Wetteren, Belgium. 9. Papadakis A. Gregory II of Cyprus and Unpublished Report to the Synod. Greek, Roman and Byzantine Studies 16(1975). P. 227-239.

http://bogoslov.ru/article/6026096

Выборы возобновились лишь в нач. 1288 г. 15 февр. Джироламо да Асколи был избран папой Римским, однако он отказался принять это решение. Лишь 22 февр. кардиналам удалось получить его согласие. Джироламо да Асколи избрал имя Николай в честь папы Римского Николая III, который возвел его в достоинство кардинала. 24 (или 25) февр. состоялась папская коронация Н. в базилике св. Петра. Н. стал 1-м папой Римским из ордена францисканцев. В начале понтификата Н. жил гл. обр. в Риме (до мая 1288 - в Ватикане, позднее - в папской резиденции при базилике Санта-Мария-Маджоре), на жаркие месяцы уезжая в Риети (с мая по окт. в 1288 и 1289). С июня 1290 по нояб. 1291 г. он находился в Орвието (обл. Умбрия), затем вернулся в Рим, где оставался до конца понтификата. В управлении Папским гос-вом Н. опирался преимущественно на представителей рода Колонна: Стефано был назначен ректором Романьи, Ландольфо - ректором герц-ства Сполето, Джованни - ректором Анконской марки, в 1290-1291 гг.- сенатором Рима. Среди 6 новых кардиналов, назначенных Н. на консистории 16 мая 1288 г., был Пьетро Колонна († 1326). Также в числе новых кардиналов были Наполеоне Орсини († 1342), племянник папы Николая III, и генеральный министр ордена францисканцев Маттео д " Акваспарта († 1302). Буллой «Coelestis altitudo» от 18 июля 1289 г. Н. увеличил роль коллегии кардиналов в системе Римской курии: коллегия кардиналов получала право на половину доходов Папского престола от налогов и сборов ( денария святого Петра , сборов за назначение на епископскую кафедру, выплат во время посещения епископами Рима ad limina apostolorum и др.). Для управления этими средствами было создано особое ведомство - камера коллегии (лат. camera collegii). Папа Римский Николай IV у ног Богоматери. Фрагмент мозаики в апсиде ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. 1288–1291 гг. Худож. Я. Торрити Папа Римский Николай IV у ног Богоматери. Фрагмент мозаики в апсиде ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме. 1288–1291 гг. Худож. Я. Торрити Н. пытался урегулировать конфликт между представителями Анжуйской и Арагонской династии из-за Сицилийского королевства.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Беликов Дмитрий Никанорович, 1852 - 1932), бывш. архиеп. Томский, «митрополит Томский и Сибирский» в григорианском расколе; историк Сибири ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИМИТРИЙ (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857 - 1935), бывш. еп. Гдовский, руководящий деятель иосифлянства ДИМИТРИЙ (Маган Евгений Митрофанович; 1899 - 1969 (1970?)), архиеп. Бостонский и Нью-Инглендский Православной Церкви в Америке ДИМИТРИЙ (Сперовский Николай Андреевич; 1865 - 1923), еп. бывш. Рязанский и Зарайский, историк искусства 98-100 ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) 100-101 101-102 ДИМИТРИЙ II ХОМАТИАН († после 1236), архиеп. Охридский (с 1216/17), визант. ученый, писатель, канонист, церковный и политический деятель Эпирского царства 102-103 103-104 ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) 104-107 ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Refutatio anathematismorum Cyrilli Alex, (in Cyrilti Apalogetico contra Orientates), 76, 315–86. Notitia Legmen, 85, 1609–12. ANDRONICUS CALLISTUS, 1478, 161. Monodia de CP capta, gr. (editio princeps), 1131–42. Epistola ad Georgium Palæologum, gr. (Boisso-nade), 1017–20. Notitia Boerner, 1013–16. ANDRONICUS CAMATERUS, s. XII. Vide JOANNES VECCUS, 141, 396–613. ANDRONICUS I COMNENUS, imp., 1183–85, 133. Dialogus contra Judæos lat. (Canisius), 797–924; index. 795–6. Notilia Oudin, 791–94, ANDRONICUS II PALÆOLOGUS senior, 1282–1328, 1332. Notitiä Episcopatuum (Goar), 107, 385–404. Novellæ Constitutiones et Acta, 161, " n. 14–35, 1048–1108, græce; 152, 1153–4, 1160–1, 1186–7, 1199–1200, grace. ANDRONICUS III PALÆOLOGUS junior, 1328–41. Novellæ Constitutiones et Acta. 161 n. 36–43, 1108–1115, græce vel latine; 152 1265–6, gr. ANIANUS pelagianus, s. V. Homiliarum S. J. Chrysostomi in MatthæumTerdo, cum prologo, 58, 975–1058. De laucibus s. Pauli, 50, 171–514, prævia epistola ad Evangelium, ANICETUS, papa, s. II, 5. Epistola ad Galliæ; episcopos (Mansi), 1129–34. Notitia e Libra pontificali, 1129–30. ANNA COMNENA, 1033–1148, 131. Alexias lib. 1–15 (Ou Cange), 79–1212. Latinorum aliquot de Alexio C. testimonia, 71–76. L. Jacobi a S, Carolo Elogium Annæ C, 75–78. D. Hæschelii et P. Possini præfatio, 69–72; 59–70. D. Hæschelii notæ, 1235–44; Index scriptorum in notis Du Cange, 1289–96; Hæschelii, 1299–1308. Glossarium Annæum, 1211–36; index græcarum vocum in notis, 1295–1300. Index geographicus, 1289–96. Nobiles galli, normanni et latini, 1281–4. Index rerum, 1251–82. ANTERUS, papa, 235–36, 10. Epistola (Mansi), 167–74. Notitia ex Libra pontificali, 165–66; Coustant, 167–8. ANTIOCHENUS, præfectus [Antiochus], s. V. Epistola ad Nestorium in Synodico, с. 24, 84, 618–9. ANTIOCHUS, monachus, s. VII, 89. Epistola ad Eustathium, 1421–28. Prologus, 1427–30. Homiliæ, 1–130, 1431–1850. De oratione et confessione, 1849–56. N.-B. alio nomine Pandectes Scripturæ divinæ; ex edilione Ducæi.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачен в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии - скипетр и держава. Предположительно Д. С. изображен в росписях Атени Сиони (кон. XI в.), ц. св. Георгия в Бочорме (1104-1125), в кафоликоне мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (нач. XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет судить об иконографических особенностях этих изображений царя. Лит.: Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982. С. 24. Табл. 59-60; Абрамишвили Г. В. К идентификации ктиторов Атени Сиони//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1982. 5. С. 86-100 (на груз. яз.); Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park (Pa.), 1998. Р. 124-141; Dondua T. Review of Georgian Coins with Byzantine Iconography//Numismatica e antichità classiche. Lugano, 2000. Vol. 29. Р. 387-396. Pl. 2. Fig. 8; Mamaiashvili I. Porträts historischer Persönlichkeiten des 15-16 Jh. in der Muttergotteskirche des Klosters Gelati//Georgica, 2003. P. 176-183. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый

http://pravenc.ru/text/168512.html

Σ. 384. Ср.: Acropolites. P. 50); Мефодий II (124)0 – игумен никейского монастыря Иакинфа (Acropolites. P. 71; Callistus. P. 465 D; Ephraemius. P. 411); Арсений Авториан (1255–1260, авг. 1261-май 1267) – монах обители у озера Аполлониады в Вифинии (Acropolites. P. 107, 290; Gregoras. Т. I. Р. 55; Callistus. Col. 465 D); Иосиф/(1 янв. 1268-май 1275 г., 31 дек. 1282-март 1283 г.) – игумен Галисийского монастыря (Gregoras. Т. I. Р. 107; Pachymeres. Т. I. Р. 256, 304; Callistus. Col. 468 В; Ephraemius. P. 412–413); Григорий II Кипрский (11 апр. 1283-июнь 1289 г.)- первоначально был придворным апостоларием, а потом пострижен в монастыре Петра во имя Иоанна Предтечи (Pachymeres. Т. П. Р. 44; Gregoras. Т. I. Р. 165; Callistus. Col. 468; Ephraemius. Ρ.415); Афанасий I» (14 окт. 1289–16 окт. 1293, 1303–1311) – подвижник Афона и Гана (Pachymeres. Т. II. Р. 107, 139; Gregoras. Т. I. Р. 180); Иоанн XII Созопольский [янв. 1294–23 авг. 1303] – игумен обители Богородицы Паммакаристы (Pachymeres. Т. II. Р. 182, 185; Gregoras. Т. I. Р. 193; Ephraemius. Р. 416; Γεδεν. Σ. 404); Нифонт I (1311–1315)- игумен Лавры св. Афанасия на Афоне (Gregoras. Т. I. Р. 259; Ephraemius. Р. 416); Герасим I (1320–19 апр. 1321) – игумен Сосандрской обители, а потом Манганской (Gregoras. Т. I. Р. 292; Ephraemius. P. 416; Joannes Cantacuzenus. Т. I. Р. 67); Исаия [окт. 1323–1334] – афонский монах (Gregoras. Т. I. Р. 360; Ephraemius. P. 416–417; Georgius Phrantzes. Annales. P. 32); Исидор I (17 мая 1347–2 дек. 1349 г.) – афонский подвижник ( Пападопуло-Керамевс А. И. Жития двух Вселенских патриархов XIV в. С. 76 и др.; Cantacuzenus. Т. III. Р. 26; Gregoras. Т. II. Р. 786); Каллист I (10 июня 1350–1354, 1355-авг. 1363) – подвижник Иверского монастыря на Афоне (Gregoras. Т. II. Р. 871, 873; Cantacuzenus. Т. И. Р. 209); Филофей (1354–1355, 12 февр. 1364–1376) – игумен лавры св. Афанасия на Афоне (Cantacuzenus. Т. III. Р. 107); Нил (1380–1388) – монах, ученик подвижника Марка (Miklosich et Miiller. Acta et diplomata graeca.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

11. Память св. святителя Пиониа. 12. Память св. Феофана исповедника и св. Савина. 13. Възвращение мощий св. святителя Никифора и св. мученика Александра. 14.Память преподобнаго отца Венедикта и св. Еусхимона епископа. 15.Страсть св. Дионисию дву и Александру дву. 16.Страсть св. Иулияна, Романа и св. апостола Аристовула. 17.Память св. Алексея, человека Божия. В тъж день въскрешение Лазоря, друга Христова. 18.Память св. святителя Кюрила, епископа Ерусалимьскаго. 19.Память св. Фомы, патриарха Царяграда, и св. отець, избъеных в лавре св. Савы. 20.Память св. Никиты епископа. 21.Память св. святителя Иякова. 22. Память св. святителю Артемона и Георгия чудотворца. 23. Страсть св. Никона и с нимь 199. 24. Страсть св. Василия. 25. Благовещение св. Богородица. 26. Сбор св. архангела Гаврила. 27. Страсть св. Филита и Худее, жены его, и чад его. 28. Страсть св. Ионы, и Варахисия, и св. апостола Родивона. 29. Страсть св. Марка епископа и Кюрила дьякона. 30. Память св. Иоана Лествичьника и св. пророка Иоада. 31. Память св. Стефана и Власия чюдотворцю. Месяц априль, р[е]комый брезозор, имать дний 30. День имать час 13, а нощь 11 1. Память св. Мария Егуптяныня и св. Еуфимия чюдотворца. 2. Память преподобнаго Тота, и св. Полукарпа, и дружины их. 3. Страсть св. жен Любве, Ирины, Хиопы, и Федосия девы, и св. отца Никиты. 4. Память св. Иосифа, творча каноном, и св. отца Изосимы. 5. Память св. отца Георгия и Федора. 6. Память св. Еутухия, патриарха Царягряда. 7. Память св. Георгия. 8. Страсть св. апостол Родиона, Руфа, Агава. 9. Страсть св. Еупсухия, Апфиана. 10. Страсть св. Терентия, Африкана, Максима, Поплия, инех 40, иже о святем Зиноне. 11. Страсть св. святителя Антипы. 12. Память св. святителя Василия, и св. Дима, и Проклиона, и Артемона апостола; и принесение честнаго пояса св. Богородица от епископия злы. 13. Память св. Мартина и Кюрила. 14. Страсть св. святителя Семеона. 15. Страсть св. апостол Аристарха, Пуда, и Трофима, и св. Савы чтина. 16. Страсть св. Леонида, Хариесы. 17. Память св. святитель Акакия, Семеона, Агапида.

http://sedmitza.ru/lib/text/443910/

БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Елена 15 февраля 2013, 21:59 Спасибо за статью.Спаси Вас Господи.С праздником! Алла 15 февраля 2013, 14:39 Спаси Господи люди твоя!!! Спаси Господи Сретенский храм в городе Ирбите Свердловской области!!! Помоги Господи восстановить храм!!! Любви и веры пошли людям. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!!! Аминь!!! Светлана Константиновна 15 февраля 2013, 14:04 В одной из проповедей о.Андрей высказал мысль о необходимости обратиться к философским письмам Чаадаева. Я прочла их. Очень хотелось бы узнать поподробнее о его мнении на этот счет? Artem 15 февраля 2013, 11:41 Слава Тебе Боже!!! Господи , помилуй душу усопшего Иосифа Бродского! Всех с Праздником! Наталья 14 февраля 2013, 21:55 С праздником Сретения, отче Андрей. Благодарю за проповеди. Все ясно и понятно,научиться бы выполнять. Татиана 14 ноября 2012, 16:36 благодарни суще недостойнии раби Твои,Господи... лена 2 октября 2012, 08:31 А я уже давно люблю только Господа нашего Иисуса Христа... Александр 16 февраля 2012, 20:46 Спаси, Господи! Сергей Ка. 15 февраля 2012, 16:22 Спаси Господи. Очень реалистично представляется Старец... Те события так давно, а дух их так актуален. Когда слышишь на вечерней службе " ныне отпущаеши " - сразу чувствуешь это. Смерть рядом ходит. Кто знает - когда, как, где? Сергей 15 февраля 2012, 15:28 Спаси Вас Господь! С праздником Вас! Статья замечательная. Нина 15 февраля 2012, 13:24 Спаси Господи! р.б.Фотинья 15 февраля 2012, 13:08 Спасибо Вам, батюшка! Низкий поклон за Ваши доступные и понятные передачи, проповеди, наставления! Они нам нужны, как глоток свежего воздуха и чистой, родниковой воды!Дай Вам Бог сил и терпения! Спаси Вас Господи! marija 15 февраля 2012, 12:22 Святой младенец на руках святого Симеона. О, как же долго ждал Мессию на земле. И вот на ручка доказательство живое. Но, как же тяжкий будет Его крест. Спасая человечество, Собой пожертвует Такая воля Небесного Отца. Суровый путь земного пребывания. А, человечеству дарует ВЕЧНОСТЬ в небесах.

http://pravoslavie.ru/44737.html

Преставися в лето 6937 месяца генваря в 10 день. Прииде же во иноческой чин 22 лет и поживе по разным пустыням в безмолвии 50 лет а в строении своего монастыря поживе 40 лет и всех лет живота его 112 (224 об.), служба ему (226); января 11 – память преподобного Михаила Клопского иже Христа ради юродивого Новгородс чудотворца (227), служба ему поется 16 января (234 об.–236); января 14 – память Саввы архиепископа Сербского. Преставися в лето 6777. Служба ему (230 об.–232); января 17 – память преподобного Антония Римлянина (236); января 20 – память преподобного преставление Евфимия игумена Сянженьского нового чудотворца, составльшаго пречистую обитель Вознесения Господа Иисуса Христа и Пречистыя Богородица честного Ея Покрова. Преставися в лето 6952 (239 об.); на л. 241: «се тропарь Евфимию и Харитону Сянженьским»; на л. 241 об.: «Харитон преставися преподобный игумен в лето 7017 апреля 11-го на память святого священномученика Антипы»; января 24 – удушен бысть от своих домочадец иже во святых отец наш священномученик Герасим епископ Вологодскый и Велико-Перьмьскый (244); января 31 – память Никиты епископа Новгородского чудотворца. Преставися Никита в лето 6616 генваря в 30 день и бысть на епископстве 13 лет, служба ему (251–252); февраля 4 – память преподобного Кирилла игумена Белозерского Новоозерьского чудотворца нового белаго (264 об.); февраля 6 – память Иакова епископа Ростовского чудотворца (265 об.); февраля 11 – преставление преподобного Димитрия игумена Прилуцкого монастыря Вологодского чудотворца. Преставися в лето 6090, служба ему (269 об.–270); в той же день преставление благоверного и Христолюбивого князя Всеволода Псковского нареченного во святом крещении Гаврила (268 об.); февраля 12 – преставление Алексея митрополита Киевского и Московского чудотворца всея России. Преставися в лето 6885 а инде пишет 7-е (271 об.); февраля 13 – память преподобного Симеона Сербского чудотворца, нового мироточица (273); февраля 14 – преподобного Кирилла епископа Катаньского учителя словеном и болгаром иже преложи русскую грамоту с греческой и крести словены и болгары в лето 6363 (274); марта 2 – память Арсения епископа Тверьского (292 об.); марта 5 – принесение мощей новоявленных чудотворцов – великого князя Федора Смоленского и Ярославского и детей его Давида и Константина (294); марта 9 – принесение мощей великомученика Авраамия нового чудотворца; принесены быша мощи его из болгар в Володимер (296 об.); марта 11 – преставление Евфимия архиепископа Великого Новаграда (300); марта 17 – преставление преподобного Макария игумена Колязиньского чудотворца, составльшаго обитель Колязино именуем (302); изложение особенностей богослужения на каждый день месяца весьма часто оканчивается интересными уставными указаниями относительно трапезы и трезвона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010