Скачать epub pdf 138. Михаил Всеволодович, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых. Год и место его рождения не известны; был ненадолго князем переяславским с 1206 г.; после киевского совещания князей был в битве с татарами на р. Калке 31 мая, а оттуда пришел княжить в Новгород в 1224 г.; отвлекаемый южно-русскими делами, оставил Новгород в 1225 г.; воевал с Олегом Святославичем, князем курским, при помощи великого князя Юрия (Георгия) II, зятя своего, но умирен киевским митрополитом Кириллом в 1226 г.; сведав о задержании послов новгородских в Смоленске, явился в Новгород в 1229 г.; приезжал туда же делать постриги сыну своему Ростиславу, оставшемуся там вместо отца к 1230 г.; поссорившись с новгородцами, навлек на себя вражду великого князя Юрия II и подверг разорению северные окраины Черниговской области в 1231 г.; с восшествием Белы IV на престол венгерский, помолвил Ростислава на его дочери и занял Галич и 1234 г.; овладел Киевом в 1236 г.; по слухам о татарах бежал в Венгрию в 1239 г.; оттуда после отказа Белы выдать дочь за Ростислава удалился с сыном в Польшу, скитался по разным землям и, возвратясь на родину, жил на острову против Киева, разоренного татарами, а потом пришел в Чернигов в 1240 г.; обрадованный женитьбой сына своего на дочери Белы, поспешил в Венгрию, но после сухого приема, оказанного ему сватом, возвратился в Чернигов, где нашел сановников ханских, переписывавших народ, в 1245 г.; по их приказанию отправился в Орду, там, при первом же представлении Батыю, не согласился ни идти сквозь разложенный татарами священный огонь, ни поклониться их истуканам и погиб мученической смертью 20 сентября 1246 г. Тела его и погибшего с ним боярина Федора были погребены первоначально и Чернигове, потом перенесены в Москву, где находились в храме, посвященном обоим мученикам, на Тайницких воротах Кремля, с 14 февраля 1572 г.; в Сретенском соборе, бывшем в Кремле, с 25 августа 1770 г., и находятся теперь в Архангельском соборе, что в Кремле, с 21 ноября 1774 г., сохраняясь под спудом в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г. Святой князь Михаил черниговский от брака с неизвестною имел пять сыновей (из которых Ростислав, князь Мачвы, сделался родоначальником герцогов боснийских) и дочь за св. князем Василько (Василием) Константиновичем Ростовским (см. 49). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Долго длилось это зверство. Наконец, какой-то отступник Доман, уроженец Путивля, отрезал ножом голову святому мученику. Последнее слово его было: «Я христианин!». 14 Тогда стали уговаривать боярина Феодора и обещали ему почести. Он отвечал: «Не хочу кланяться твари, хочу страдать за Христа моего, как и государь мой князь». Его мучили так же, как и князя, и, наконец, отрезали ему голову. Это было 20 сентября 1246 года. Тела исповедников Христовых брошены были в пищу псам, но остались целы и невредимы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых и в унижение язычеству. Над святыми мощами стоял столп светлый, горели огоньки, и слышалось небесное пение. Богобоязненные христиане тайно взяли их и принесли в Чернигов. 15 Вскоре по страдальческой кончине, святой князь Михаил вместе с боярином Феодором явился в сиянии Небесного Света дочери своей блаженной Евфросинии 16 и возвестил ей, что они оба мученическим подвигом стяжали вечное блаженство. За великий подвиг свой князь-мученик и на земле был награжден благословением небесным: в потомках его постоянно сохранялось живое благочестие. 17 Между тем, как род многих других потомков равноапостольного Владимира давно уже угас, ветви рода святого князя Михаила поныне зеленеют на земле Русской. 18 Почти в то же время, как святой Михаил Черниговский был замучен в Орде Кипчакской, в Большой Орде преставился, как мы уже видели выше, великий князь Ярослав Всеволодович. После непродолжительного правления брата его Святослава, престол великого княжения достался по праву престолонаследия Александру Невскому. Теперь победителю шведов и рыцарей предстояла другая, более трудная победа – победа над самим собой. Доселе он не преклонял выи своей в Орде, и русские люди с гордостью называли его своим независимым князем. Но теперь он должен был пожертвовать своей воинской славой и идти на поклон к Батыю, который давно слышал о нем и желал его видеть. Александр любил отечество более княжеской чести своей, более самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

2. На той же стороне у другого столба стоит рака со св. и Боярина его Феодора, принявших в Орде мученическую смерть за православную веру 1246 года. По вызову царя Ивана Васильевича, мощи сии принесены из Чернигова в Москву 1575 года; на месте их встречи под бором, за Москвою рекою построена церковь  Сретения Черниговских чудотворцев; они поставлены в посвященном памяти их соборе у Тайницких ворот. Когда же, при закладке в Кремле огромного дворца по плану Бажанова, в 1770 году собор этот был разобран, а рака со св. останками благоверных страдальцев перемещена в прежде стоявший Сретенский собор на сенях, откуда перенесены в Архангельский собор, где опочивают девяносто первый год. Лик Св. Благоверного Михаила изображен искусною кистью академика Козлова на верхней доске раки, а с боярином Феодором на медной доске над самою ракою. По свидетельству Н. Н. Бантыш-Каменского , на раке была в круге следующая надпись, сочиненная Архиепископом Амвросием: (?) «Во славу Триипостасного Бога, в честь приснопамятному Святому Михаилу Черниговскому от корене Равноапостола Владимира Великого в седмой степени произшедшему «За веру и отечество с другом своим Федором болярином в Орде от Батыя в 1246 лето 20 сентября, «Пострадавшему», «Из Чернигова в столичный град Москву принесенному, зде же с державными своими сродниками «Почивающему 10 »,  «Благочестивейшая, великая победами и миром превознесенная Императрица Екатерина вторая, всех единоверных, греко-восточных христиан надеждо, покров и избавление, силу Оттоманской Порты «Низложившая», «Неприступную Бендерскую крепость в прах и пепел «Обратившая», «Победоносное свое оружие за Дунай «Распространившая», «Созжением и совершенным турецкого Флота в Архипелаге при Чесме истреблением «Прославившаяся», «Молдавии, Валахии и Архипелажским островам вожделенныя выгоды «Утвердившая», «Народам, обитающим в Крыму, в Кубани и Тамане свободу «Даровавшая», «Одержанием пристаней Керчи, Эникули, города Кинбурна, к новым промыслам и кораблеплаваниям в Черное и Белое море путь

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Михаил Черниговский, мч. - житие Мученики князь Михаил и боярин Феодор Черниговские (память 14 февраля и 20 сентября по старому стилю) Около середины XIII века (1237-1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам. Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов. Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году. Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: «Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари».

http://pravicon.com/info-2973

В противоположность нашему заключению, относительно Московского Звенигорода, существует и укоренилось мнение, будто бы он древнейший из уездных городов нынешней Московской губернии (в действительности же древнейший из них – Дмитров) и что основание его относится будто бы к XI (1086 г.) или, по крайней мере, к XII (1190 г.) веку. Мнение это, пущенное в ход с легкой руки г. Снегирева, в его статье о Звенигородском Успенском соборе (в Русской Старине, изд. г. Мартынова, ч. I.), основано на тех местах летописи, в которых, как всякий легко может убедиться, точно идет речь о Звенигороде, но не о Московском, а о Галицком. К этому прибавляют, что будто бы Московский Звенигород еще задолго до своего присоединения к Москве, имел своих удельных князей из рода св. Михаила, князя Черниговского (†1246), и в доказательство сего указывают на родословную «Князей Звенигородских», о которых сочинитель «Русского родословного сборника» князь Долгорукой говорит, неизвестно на каком основании, что они княжили в Московском Звенигороде. Это обязывает нас, в свою очередь, обратить должное внимание на родословную «Князей Звенигородских» , которая, после критической поверки с историческими данными и освещения ее хронологическими указаниями, является в следующем виде: I 1) Св. Михаил князь Черниговский († 1246 г. 20 сентября) отцовский. II 2) Мстислав Михайлович князь Карачевский и Козельский. III 3) Тит Мстиславич Карачевский – убит в 1310 году. 4) Андреян (а по друг. Андрей) Мстиславич князь Звенигородский, родоначальник Звенигородских удельных князей, женат на дочери Литовского князя Гамонта. Убит племянником Василием Пантелеичем, в Карачевском княжестве, в 1339 году. 5) Пантелей Мстиславич (уп. лишь по летописям, в родословной книге нет). IV 6) Святослав Титович Карачевский, женат на дочери в. к. Литовского Олгерда († 1377), рожденной от Тверской княжны; от него пошли князья Мосальские. 7) Иван Титович князь Козельский, родоначальник князей Елецких и Горчаковых; в 1376 году женился на дочери Олега в. к. Рязанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1240 г. Юный Князь Новгородский, Александр Ярославич, готовясь отражать вторгнувшихся в Русскую Землю шведов, горячо молится с дружиной в храме Святой Софии: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже превеликий! сотворивший Небо и землю и поставивший пределы языкам, и жити повелевый, не преступая в чужие части... И ныне, Владыко прещедрый! слыши словеса гордаго варвара сего, похваляющагося разорити Святую Веру Православную и пролита хоща кровь христианскую. Призри с Небеси и виждь и посети нас, винограда Своего, и суди обидящих мя, и возбрани борющихся со мною, и приими оружие и щит, и стани в помощь мне, да не рекут врази наши, где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем». Произнеся эту молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, Князь вдохновляет войска свои. Молитва его услышана. Старшина финского языческого племени водь, Пелгусий, в крещении Филипп, в ночь на 15 июля, следя при впадении Невы в море за шведами, видит на восходе солнца на море «насад» (ладью) с гребцами. Посреди насада стоят в алых одеждах, положивши на рамена друг друга руки, святые Борис и Глеб. Гребцы были «яко мглою одеяны». И говорит Борис: «Брат Глеб! вели грести, да поможем сроднику своему, Великому Князю Александру Ярославичу». На следующий день – 15 июля – Александр разбивает Биргера. Память святого благоверного Князя Александра Невского чтится 23 ноября и 30 августа. 1246 г. 20 сентября. Ставка Батыя. Князь Михаил Всеволодович Черниговский отказывает жрецам в поклонении кумирам. «Понимаешь ли, князь, – говорит ему ханский вельможа Ельдега, – что ты сам произносишь себе смертный приговор?» – «Да, – отвечал князь, – я готов страдать за Христа моего, пролить кровь за Него и веру чистую. Не хочу на словах только быть христианином, а дела творить языческие». Сбросив с себя княжескую мантию, князь Михаил воскликнул: «Прочь слава мира сего; хочу славы Небесной».– «Это великий человек», – сказал Батый, осведомленный об ответе князя. Но все же приговаривает его к смерти. «Я христианин»,– повторял, молясь, благоверный князь, медленно и жестоко убиваемый татарскими палачами, вместе с верным ему боярином Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

За тем окружное управление просило меня о принятии означенной церкви в ведение Святодухова монастыря и об освящении оной, присовокупляя, что относительно ежегодного ремонта церковного здания, оно остаётся в ведении окружного инженерного ведомства. Я выжидал целый месяц, не будет ли ко мне по сему предмету какого распоряжения со стороны духовного начальства; но, не получая оного до сих пор, нашёл неприличным откладывать долее исполнение Высочайшей воли, гласной уже по всему городу: и в настоящий день, день рождения Государя Цесаревича, освятил её во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С тем вместе и разрешил принять сию новоустроенную Благовещенскую церковь в ведение Святодухова монастыря и отправлять в ней богослужение посредством монастырского духовенства, за исключением случаев, когда с квартирующими в Вильно войсками будет собственное их полковое духовенство. Уведомляя о сём ваше сиятельство и прилагая список с помянутого выше отношения ко мне окружного инженерного управления, долгом поставляю просить известить меня, для руководства в подобных нынешнему случаях: не поступил ли я ныне против существующего порядка, и не следовало ли мне ожидать распоряжения своего духовного начальства, или же войти самому с представлением к оному. Литовской духовной консистории, от 25 апреля за 1246, об объявлении всему духовенству Литовской епархии, что пещера, где покоятся мощи св. Виленских мучеников, обращена в церковь во имя сих мучеников Давно уже Литовская страна привыкла прибегать в своих молитвах к святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию, и считать их своими заступниками и покровителями. Их святые мощи сохранил Бог в Виленском Святодуховом монастыре; а ныне пещеру, где они покоились, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, сподобились мы обратить в церковь во имя сих мучеников. Предлагаю консистории, о сём утешительном событии для епархии Литовской объявить всему духовенству посредством благочинных и начальников монастырей, и вместе с тем препроводить для них по одному экземпляру слова, произнесённого при освящении той церкви. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 1 мая за 1313, с поименованием кандидатов на открывшуюся вакансию ректора в Литовской семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1232. Книга житие и хожение Евфросинии Александрийской, в четверть. 1233. Книга Пчела в осминку. 1234. Книга Обиходник Троицкий и Кириловский, в полдесть, оболочена кожею. 1235–1236. Две книги Правила святых Отец, в десть. 1237. Книга Правила Никонские, в десть, оболочена кожею. 1238. Книга Василия Кесарийского, в десть, печать Литовская. 1239. Книга Соборник, писан на бумаге, в десть, оболочен кожею, ветх. Симонова монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1240. Книга четья письменная, в десть, Златоуст, от Мытаря и Фарисея до всех Святых. 1241. Книга Соборник письменная, в десть. 1242–1243. Два Пролога письменных, в десть, старые. 1244. Книга Патерик Скитский, в десть. 1245. Месяц Январь четья, письменная в полдесть. 1246 –1247. Две минеи в полдесть, письменные Ноябрьские четьи. 1248. Книга Пролог, ветх, Сентябрь. 1249. Книга четья письменная в десть, месяц Март. 1250. Книга Четья, харатейная. 1251. Книга Соборник письменный в полдесть. 1252. Книга Июль четья, письменная в полдесть. 1253. Книга Соборник же, в полдесть. 1254–1255. Два Пролога, в год. 1256. Книга Торжественник Ивана Златоустого, от Мытаря и Фарисея по Святую Пасху. 1257. Устав письменный, в десть. Из Ростова Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 146 года. 1258–1259. Два Пролога: один шесть месяцев, а другой три месяца, в десть. 1260–1261. Два Соборника: один в десть, а другой в полдесть. 1262. Книга Василия Кесарийского, ветха. 1263. Книга Правила святых Отец, в десть. 1264. Книга Патерик в полдесть, ветх. 1265. Книга Иоанна Ексарха, в полдесть. 1266. Книга Феодора Едесского, в полдесть. 1267. Книга скорописная Нифонт, в полдесть. 1268. Книга Палея, в полдесть. 1269. Книга Соловецких чудотворцев, в полдесть. 1270. Книга четья Кирилла епископа, в полдесть. 1271. Книга Григория Богослова , в десть. 1272. Книга Златоуст, в десть. 1273.Соборник, в полдесть, письменный. 1274. Псалтырь толковая, харатейная, в десть, ветха. С Вологды Корнильева монастыря. Выписано из отписных книг 138 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Но, конечно, возможно, что в отношении к Михаилу Всеволодовичу требование молитвенного поклонения образу Чингисхана было поставлено иначе, нежели это было в отношении других князей, что ему нарочито и намеренно предъявлены были такие особенные требования, на которые никак не могла согласиться его христианская совесть. Возможно, что на Михаила татары были особенно злы, а основания к тому были, ибо Михаил Всеволодович, сидевший в 1239 году в Киеве, приказал убить присланных к нему татарских послов. Плано-Карпини замечает: «иногда Татары бывают столь злы, что ищут случая убивать князей, как то они поступили с российским князем Михаилом и другими». В нарочитом сказании о смерти князя Михаила говорится: «Убийцы (князя) приехаша, скочиша с конь и яша Михаила, и растягоша за руце, почаша бити руками по сердцю; по сем повергоша его низ на землю и бияхуть и пятами; сему же надолзе бывшю, некто, быв прежде христьян и последи же отвергшеся веры христианския и бысть поган законопреступник, именем Доман, сий отреза главу святому мученику Михаилу и отверже ю прочь..., (потом) начаша Феодора мучити, якоже и прежде Михаила; после же честную главу его урезаша». – Это было 20 сентября 1246 года. К лику святых князь Михаил Всеволодович и его боярин Феодор причислены ранее собора 1547 года. Из орды мощи неизвестно когда были перенесены в Чернигов и помещены в кафедральном соборе. Из Чернигова в 1575 Иван Васильевич перенес их в Москву и положил в соборе, посвященном их имени; в 1770 г. они перенесены в Сретенский дворцовый собор, а отсюда, в 1774 перемещены в Архангельский собор, в котором под спудом и пребывали. О мученичестве рязанского великого князя Романа Ольговича Никоновская летопись под 1270 г. рассказывает: во время бытности в Орде князь оклеветан был хану, что хулит его – хана и ругается его вере; хан напустил на князя Татар, которые начали нудить его к своей вере; когда князь отвечал, что недостойно православным христианам, ославив свою веру православную, принимать веру бесерманскую поганую, Татары начали его бить; когда и после сего князь хвалил веру христианскую и поносил татарскую, чиновники ханские предали его ужасной смерти: сперва отрезали ему язык и заткнули уста полотенцем; потом начали резать ему суставы и бросать их прочь – отрезали все персты у рук и у ног, отрезали уста и уши, а прочие суставы разрезали, так, что остался один труп; наконец, содрали кожу с головы и воткнули ее на копье.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Торопец взят; литовцы разбиты, потеряв 8 князьков; все, что награбили они, было отнято. Новгородцы, довольные этим успехом воротились в дома свои. Александр с одною своею дружиною нагнал бегущих литовцев у озера Жизца и окончательно уничтожил их, все князьки их легли и некому было воротиться домой – сказать своим о бедствии. – Под Усвятом встретился он с другою ратью литовскою, спешившею, как вероятно, на помощь к своим, и ту разбил на голову и без урона возвратился в Новгород. 731 В 1246 г. Александр оплакал смерть отца своего, скончавшегося на пути от хана. Престол в. князя утвержден Батыем за кн. Святославом Всеволодовичем. Благочестивый и благотворительный Святослав, известный построением каменного храма в Юрьеве и крестом 732 не мог обижать несправедливостью своих племянников. Он дал им уделы по назначению отца их. Князь Александр почтительно принял распоряжение дяди. Младший брат его Андрей ни в чем не походил на старшего. Во всю жизнь глупое властолюбие тревожило его и приносило России горе и беды кровавые. И теперь считая себя в праве на престол отца своего при дяде и при старшем брате, он отправился к Батыю. Благов. Александр уже поведением брата вынужден был идти в орду. Батый принял Александра с честью, очень довольный тем, что в другой раз является он к нему. Но в душе более довольный враждой князей русских, Батый послал обоих братьев к великому хану. Целые три года длилось тяжелое путешествие Александра по пустынным степям. Андрей возвратился с именем вел. князя Владимирского, Александр – с именем в. князя киевского. Непонятно, на чем основалось такое решение хана о братьях: на том ли, что добрый Александр не хотел лишать дяди, данного ему престола, или на том, что в орде боялись дать сильное княжество и без того грозному Александру, а дали ничтожному Андрею. – Как бы то ни было, в Киеве, разграбленном и сожженном, где при том кочевала хищная орда, кн. Александру делать было нечего; в 1250 г. он явился в Новгород «и бысть радость велика в Новгороде». 733 Хотя имя великого князя не принесло с собою ни власти, ни доходов кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010